Игорь Иванович Сикорский Игорь Иванович Сикорский (1889–1972 г.г.) – великий русский, а после революции – и американский авиаконструктор. Он создал первый в мире четырехмоторный самолет («Русский витязь»), первый тяжелый бомбардировщик и пассажирский самолет (знаменитый «Илья Муромец», 1914): так русский авиатор положил начало целому направлению мировой авиации – тяжелому самолетостроению. Работы Сикорского в эти годы запустили первое в мире серийное производство самолетов. За свою непростую жизнь он создал еще многое и многое «первое в мире», в том числе первым разработал и стал производить вертолеты. И, кроме того, Игорь Сикорский писал очень серьезные работы на философские и даже богословские темы.
«Нестандартное мышление молодого инженера и конструктора, незаурядные способности летчика-испытателя видеть все преимущества и недостатки машины, склонность к анализу и обобщениям, редкая способность принимать смелые решения вопреки мнению маститых ученых, упорство, энергия и огромное трудолюбие, полная самоотдача и преданность небу позволили И. И. Сикорскому в течение нескольких десятков лет быть в первых рядах творцов передовой авиационной техники», – пишет биограф авиаконструктора[1].
Русский авиатор положил начало целому направлению мировой авиации – тяжелому самолетостроению
Как же маленький мальчик Игорь, младший из пяти детей своих родителей, дошел до жизни такой? Как он смог стать человеком с этим «нестандартным мышлением», способным принимать «смелые решения», откуда у него такое «трудолюбие» и «самоотдача»? Откуда редкая ныне разносторонность: и потрясающие способности в области технической, и выдающиеся – в области гуманитарной?
Вряд ли можно ответить на эти вечные риторические вопросы. Личность человека формируется под влиянием огромного количества факторов, большая часть из которых неподвластна человеческому контролю. И тем не менее есть и такие вещи, на которые можно повлиять, в первую очередь – с помощью воспитания, которое начинается с появления малыша на свет. По крайней мере в это верил, на этом настаивал отец Игоря Ивановича Сикорского.
Отец семейства Сикорских
Иван Алексеевич Сикорский, отец Игоря Сикорского Отца будущего авиаконструктора звали Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919 г.г.). Он был всемирно известным ученым, психиатром, педагогом, доктором медицины, профессором Киевского университета им. Св. Владимира. В 1904-м г. отец тогда еще начинающего авиаконструктора основал в Киеве Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей, а в 1912-м г. — первый в мире Институт детской психопатологии. В его деятельности «высочайшая культура, незыблемые моральные принципы и глубокий профессионализм естественно сочетались с логически осознанным патриотизмом, который воспринимался как триединство Православия, Царя и Отечества»[2].
В России конца XIX – начала XX века, во все время правления Государя Николая II, в самых разных формах, и на государственном, и на частном уровне, активно обсуждался и определял реальную жизнь вопрос о самом тесном взаимодействии науки и семьи, семьи и школы. Знаменитый Петроградский родительский кружок, расцвет феномена детской книги, реформы Николая II – все из этой серии. «Семейное воспитание» называли тогда «новооткрытой областью научной педагогики»[3]. Здесь не было противопоставления семьи и школы. Это о другом: о том, что родители – первые и главные учителя своих детей.
Совсем не обязательно единственные, но – главные, и – учителя.
Родители – первые и главные учителя своих детей
Для того чтобы помочь родителям осознать и освоить эту роль, в Санкт-Петербурге с 1898 года лучшие специалисты Российской Империи регулярно выпускали небольшие брошюрки «Энциклопедии семейного воспитания и обучения». И одним из активных участников этого движения, одним из авторов этой Энциклопедии был как раз отец будущего авиаконструктора – профессор Иван Алексеевич Сикорский.
Но не только этот проект, но и многие другие работы Ивана Алексеевича посвящены воспитанию детей. Эти работы были популярны далеко за пределами России, переводились на английский, немецкий и другие европейские языки. Самая известная его книга по педагогике и психологии – «Душа ребенка» – в одной Германии переиздавалась больше 14 раз.
Конечно, за прошедшие полтора столетия и медицина, и психиатрия, и психология, а за ними и педагогика ушли довольно далеко, и некоторые идеи доктора медицины Сикорского довольно сомнительны или явно неактуальны. Но, как бы то ни было, в его работах есть как минимум одна уникальная, бесценная вещь: это книги о том, как было устроено воспитание в семье Сикорских. Ведь это книги о том, какими взглядами руководствовался отец будущего авиаконструктора: Иван Алексеевич постоянно апеллирует к собственному опыту, говорит о том, как он сам воспитывал своих пятерых детей. Почти на каждой странице его научных трудов – ненаучное, милое: «мой мальчик», «моя девочка».
Описание педагогических принципов и приемов этого философа, врача и педагога – работа огромная, потянет на монографию. А здесь мы просто посмотрим на некоторые интересные моменты этой большой истории.
Единство и целостность в воспитании
Отец семейства Сикорских в своих работах показывал родителей как воспитателей, «заботников» о детях.
«Семейное воспитание, – писал он, – имеет свое высокое значение в том отношении, что в интимном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание»[4].
Педагогические и даже специальные научные тексты профессор Сикорский адресовал не только профессионалам, но также родителям: и отцам, и матерям[5].
Иван Алексеевич призывает родителей
«наблюдать и открыть психологические особенности каждого юного существа и сообразно этому вести воспитание, стараясь в то же время содействовать развитию тех сторон, которые слабее намечены, чтобы таким образом придать гармоничную цельность душе ребенка»[6].
Вообще, по мысли Сикорского, воспитание ребенка, как и самовоспитание, должно стремиться к «идеальной полноте духа»[7].
По мысли Сикорского, воспитание ребенка должно стремиться к «идеальной полноте духа»
Об этой цельности профессор Сикорский говорит и в другой книге, формулируя задачу воспитания детей: «придать возможную цельность и полноту умственному и душевному складу», чтобы у ребенка не развивалась «умственная односторонность». Наблюдать за своими детьми, выявлять и устранять подобную односторонность, по мнению Ивана Алексеевича, – одна из «важнейших сторон» родительского долга[8].
Сам отец семейства Сикорских был внимателен к своим детям, был, как сейчас это называют, «вовлеченным» родителем, соединяя родительскую заботу и свои психолого-педагогические исследования. Он вел «дневники наблюдения» за своими детьми с первых дней их жизни. Каждый этап развития ребенка, нюансы поведения каждого из детей тщательно анализировались[9]. Здесь, как и везде, Сикорский одновременно и ученый, и любящий отец, и его наблюдения за детьми – удивительно теплые, заботливые, я бы сказала – тактичные. Мне кажется, «тактичность» можно назвать одной из особенностей педагогики И.А. Сикорского.
Развитие высших чувств
Одно из важнейших отличий человека от животного – это свойственные человеку «высшие чувства», которые профессор Сикорский в свою очередь подразделяет на эстетические, интеллектуальные и нравственные. По мнению отца семейства Сикорских, родители должны целенаправленно развивать «высшие чувства» в своих детях.
«Чувство стоит во главе душевных процессов, и всякое понижение чувства, даже простое неупражнение его, грозит человеку опасностью психического замедления, психической остановки или регресса... Мы отметим лишь три важнейшие последствия упадка чувства; они состоят:
1) в упадке идеализма и идеальных стремлений общества;
2) в упадке воспитательного воздействия старших поколений на младшие – отцов на детей,
и, наконец,
3) в нарастании количества преступлений и самоубийств»[10].
Как же профессор Сикорский предлагал воспитывать и упражнять эти чувства в маленьких детях?
«Для развития в детях высших чувств необходимо рано показывать им серьезные стороны жизни, не держа их на одних забавах и удовольствиях. Развитие высших чувств (терпения, кротости, незлобия, великодушия и т.п.) должно быть предметом серьезных забот в этом периоде жизни ребенка <от второго до шестого года жизни>. Без сомнения, единственным верным средством – развить эти чувства в детях – может быть только пример, показываемый старшими, но не проповеди и нравоучения. Последние очень опасны и ведут к резонерству детей, то есть к рассудочному, холодному пониманию форм чувства, но не насаждают самого чувства в сердце дитяти»[11].
Но кроме примера необходимо «наставление словом и делом»:
«Полезно иногда обыденные случае обращать в поучение детям… Однажды, гуляя в саду, я заметил ежа, упавшего в яму, приготовленную для посадки дерева. Бедное животное, по-видимому, уже давно попавшее в яму и истомленное попытками выбраться из нее, впало в состояние панического страха при моем приближении. Я пригласил своего сына, мальчика пяти лет, и рассказал ему факт, пояснив, что животное боится, как бы мы его не убили, но мы – сказал я – наоборот, должны спасти ему жизнь. И ‟я приглашаю тебя, – продолжал я серьезно говорить мальчику, – помочь мне спасать жизнь ежу”… Бедный пленник был выпущен на свободу, но прежде, чем это совершилось, я обратил внимание своего сына на то, как еж тяжело дышит от страха… Мальчик был тронут, добивался, как бы объяснить животному наши добрые намерения. Пользуясь возвышенным настроением ребенка, я выяснил ему беспомощность животных… и долг человека помогать всегда животным и людям в их бедствиях»[12].
В своих детях отец семейства Сикорских воспитывал такие чувства, как «виновность» и «стыд», «чутье правды и долга», «чувство благоговения». «Религиозное чувство», по мнению профессора Сикорского, также играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка:
«Развитие религиозного чувства является… самым естественным психологическим фактором духовного прогресса, который начинается в детском возрасте»[13].
Творчество и прочее креативное мышление
«Воспитание чувств» – мотив для современной педагогики необычный. А вот о творчестве или, как принято сейчас выражаться, о «креативности», говорят много. Но наши слова – теория, а слова Ивана Алексеевича Сикорского – теория, подтвержденная жизнью. Ведь у него действительно получилось стимулировать, раскрыть и направить творческие силы своих детей.
Отец семейства Сикорских очень внимательно наблюдал за тем, как играют его маленькие дети. При этом практикующий врач и вузовский преподаватель находил время и возможность самому изготавливать игрушки для детей:
«В вопросе содействия умственному развитию дитяти в начале первого года жизни мы лично следовали такой практике. Уловив, чем ребенок занимается, мы, ни на что не наводя его и не наталкивая, старались уразуметь скрытый психологический смысл в поисках и стремлениях дитяти и… пытались сочинить для него игрушку, которая была бы в курсе замыслов и в программе его текущих дел. Если игрушка приходила к делу, то она необыкновенно радовала ребенка. Так, когда моя дочь в конце первого года жизни заметила сходство между слуховым окном голубятни и луной в ущербе… я… сделал несколько таких же полулунных вырезок в бумажных листах и деревянных досочках… игрушка потрафила в самую точку»[14].
В этом эпизоде хорошо видно, насколько этот человек был вовлечен в воспитание своих детей и насколько ненавязчиво его внимание к ребенку. Отец-воспитатель здесь только аккуратно направляет творческую мысль и волю «дитяти».
Император Николай II и И.И. Сикорский у самолета Русский витязь. 1913 г.
Ненавязчивость и тактичность родителя – важная составляющая педагогики Сикорского
Как уже говорилось, ненавязчивость и тактичность родителя – важная составляющая педагогики Сикорского. По его мнению, в дошкольном возрасте важно предоставлять детям возможность для свободной игры, в том числе игры в одиночестве: «Даже среди задач, не имеющих психологической важности, правильнее было бы предоставить ребенку свободу и самостоятельность», – говорит отец семейства Сикорских. И объясняет, о какой свободе идет речь:
«вмешательство окружающих в забавы детей должно быть крайне осторожным. Это должен быть, скорее, надзор и участие, но не почин. Истинно жалка судьба тех детей, которых няни постоянно занимают… водят их за руки, предлагают и преподносят игрушки, направляют забавы и прочее... Необходимо дать простор полету ‟свободных представлений”, возникающих у дитяти, потому что только этим путем воспитывается интеллектуальный почин и крепнет воля, необходимая для реализации и воплощения во внешних формах и проявлениях»[15].
Все это – отношение родителей к творчеству малышей, дошкольников. А что дальше? Примерно то же самое, но на более серьезном уровне. Это мы можем увидеть, изучая биографию младшего сына этого семейства. В период своей жизни, соотносимый с нашей начальной школой, будущий авиаконструктор все свободное время мастерил, придумывал что-то. Мальчик пытался придумать машину, которая будет взлетать вертикально. Подобное времяпрепровождение ребенка в конце 1890-х годов – явно бессмысленное убийство времени. Но родители позволяли маленькому Игорю заниматься этими странными играми, безнадежными изысканиями: первый аппарат, который без пассажира мог подняться в воздух, мальчик собрал во дворе родительского особняка. И на этом же дворе, снова «под родительским крылом», двадцатилетний Игорь Сикорский соберет первый настоящий геликоптер.
Но, как и в случае с темой свободы дошкольника, свобода взрослеющего ребенка, по Сикорскому, – это отнюдь не безнадзорная вседозволенность. «Уважаемые» и «свободные» дети находятся под присмотром, родители твердо и настойчиво внушают ребенку необходимые духовные ценности. И за свободным творчеством ребенка родители, по мысли Сикорского, все же должны наблюдать: хотя бы для того, чтобы быть в состоянии «уже очень рано заметить способности детей и направить надлежащим образом их умственное развитие»[16].
Свобода творчества ребенка, уважение к этому творчеству в семье Сикорских сочетались с дисциплиной
Свобода творчества ребенка, тактичное уважение к этому творчеству в семье Сикорских сочетались с серьезной дисциплиной. Это и описанная выше удивительная «дисциплина чувств», но еще – умение трудиться, работать, управлять своим временем.
В своей автобиографии Игорь Сикорский восхищается удивительным трудолюбием своего отца. Мальчиком Игорь видел, что отец работает буквально без перерывов – отец в своем домашнем кабинете занимался научной работой и только дважды в день выходил на полчаса в большой сад их собственного дома[17]. Профессор Сикорский учил своих детей трудиться не только на собственном примере, но и словами. И вот какие слова своего отца запомнил, записал в своих воспоминаниях сам авиаконструктор:
«Настоящий мужчина должен делать свою работу честно, не ограничивая свое время и силы… Я также помню, как он добавил, что ‟тяжелая работа, или физическая, или интеллектуальная, которой занимаешься долгое время, не вредит здоровью, при условии, что у тебя будут периоды отдыха”»[18].
Итак, творческие способности детей в семье Сикорских развивались и поддерживались родителями. В первую очередь здесь мы видим внимание родителей к тому, что интересует ребенка. Затем – поддержка этого интереса, создание условий, при которых ребенок мог бы двигаться в выбранном направлении. Творческий интерес ребенка поддерживается даже в том случае, когда это вроде бы не имеет никакой практической пользы. И все это – во внимательном, заботливом отношении родителей к детям. И все это – внутри культуры потрясающей самодисциплины.
***
Конечно, эти несколько фрагментов из «педагогической концепции» Ивана Алексеевича Сикорского не ответят на все наши риторические родительские вопросы, но, может быть, окажутся подсказкой, ориентиром в поиске собственных решений, в заботе о собственных детях. Эти небольшие лоскутки помогут увидеть, в каком направлении думал отец семейства Сикорских, когда с заботливой внимательностью, тактичной дисциплиной, стремлением к цельности и целостности он растил своих детей.
И еще напоследок – несколько небольших цитат из разных работ Ивана Алексеевича Сикорского:
- Истинное духовное развитие предполагает собою гармонический рост и усовершенствование основных сторон души, т. е. ума чувства и воли, со всеми деталями и вариантами[19].
- Обществу нужны не интеллигенты, а просвещенные люди[20].
- Отныне мы, преподаватели высших школ, должны взять на себя подвиг — относиться к чужим детям так, как хороший отец относится к своим собственным детям![21]
- Развитию эстетического чувства в отношении красок и форм может содействовать чистота и изящество костюма; скромный и даже бедный костюм может быть также изящным, если в изготовлении его соблюдены правильные соотношения формы и цветов[22].
- Интересная идея в свете наступления «эпохи экранов». По мнению И.А. Сикорского, дети «склонны в своих играх и забавах пользоваться или ограничиваться теми умственными операциями, которые им легче, доступнее, приятнее… Таким образом устанавливается умственная односторонность мысли. Как на один из примеров ее, подмеченных нами у детей нежного возраста, укажем на предпочтение, отдаваемое зрительным впечатлениям и зрительному мышлению перед слуховыми. Эта односторонность является плодом простого невнимания взрослых, предоставляющих детям мало условий для слуховых восприятий, в сравнении со зрительными»[23].
- О праведном Иоанне Кронштадском: «Специальность отца Иоанна – нравственное усовершенствование себя и других. Его труды записаны… в миллионах сердец… Он словом, делом, примером, а более всего своей личностью воспитывает общество. Он преподает науку жизни»[24].
- Достижению надлежащей объективности в оценке своих детей много поможет родителям наблюдение над чужими детьми, поможет также и спокойное признание того факта, что высшие идеальные качества, которые мы желали бы встретить в наших детях, так же редки, как редка истинная красота[25].
- Постараемся же сделать наших детей здоровыми, умными и добрыми. Это – достижимо![26]
Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:
- в розничном интернет-магазине Издательства «Вольный Странник»
- магазин на ВДНХ по адресу: г. Москва, Проспект Мира 119, стр. 57 (павильон 57)
- заказ книг оптом: store@vsbook.ru