«На этой выставке нет ни одной пустой, конъюнктурной работы»

Манеж: 150 лучших картин и скульптур о войне

С 4 ноября по 8 декабря 2019 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит XVIII церковно-общественная выставка-форум – «Православная Русь – ко Дню народного единства». В этом году её тема – «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». В Москву привезли 150 лучших произведений живописи и скульптуры о войне из 34 городов России.

Гелий Коржев. Серия «Опаленные огнем войны». Картины «Проводы», «Мать», «Старые раны». Фото: Патриархия.Ru Гелий Коржев. Серия «Опаленные огнем войны». Картины «Проводы», «Мать», «Старые раны». Фото: Патриархия.Ru

Они впервые предстали в едином собрании, рассказывая о пути к Победе, о том, как отражалась тема войны в советском и российском изобразительном искусстве 1940–2010-х годов. На выставке представлены работы о войне таких известнейших отечественных художников и скульпторов, как А. Дейнека, П. Корин, А. Пластов, П. Кончаловский, Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Мухина, Е. Вучетич, Р. Фальк, А. Лактионов, И. Глазунов, В. Поков, Г. Коржев и многие другие.

Особо стоит отметить выдающиеся картины «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Письмо с Фронта» Александра Лактионова, «Фронтовая дорога» Юрия Пименова, Триптих Павла Корина «Александр Невский», «Сгоревшую деревню» и «В оккупации» Александра Дейнеки.

Триптих Павла Корина «Александр Невский». Фото: Александр Корольков / rg.ru Триптих Павла Корина «Александр Невский». Фото: Александр Корольков / rg.ru

31 октября в Москве в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная этому событию. В самом ее начале митрополит Псковский и Порховский Тихон, Председатель Патриаршего совета по культуре и главный редактор портала Православие.Ru, подчеркнул, насколько правильным было принятое решение о том, чтобы посвятить историческую экспозицию нынешнего года картинам и скульптурам о Великой Отечественной войне:

«Прошло 75 лет, и для нас все важнее и важнее становится вопрос, что же это было для наших отцов и дедов? Возможно, мы не сможем понять всю силу чувств, которые охватили тогда людей, но осмысление войны продолжается и сейчас. Иногда оно весьма бравурное, иногда достаточно сдержанное. Мы пытаемся понять свою историю и своих предков, но то, что нам передано в произведениях искусств, не сравнится ни с чем. Я думаю, это будет особым открытием для всех, посетивших эту экспозицию.

Что меня особенно поразило? Мы можем ощутить, почувствовать то же, что и те люди, которые 22 июня 1941 года вступили в совершенно другую жизнь из прежней спокойной и мирной жизни, – при всех сложностях советского периода, о котором мы знаем. Я сейчас был в зале Манежа, где пока на полу у стены стоит знаменитая картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Для меня стало настоящим открытием, когда я вдруг испытал то, наверное, главное чувство, которое испытывали все люди нашей страны: потрясение от памяти о том, что было совсем недавно, и того ужаса, что происходит сейчас.

Аркадий Пластов. Фашист пролетел Аркадий Пластов. Фашист пролетел

Вы помните, наверное, эту картину. Осенний пейзаж, осень 1941 года, самое начало войны, чудесные березы. Тихий и скромный, родной русский пейзаж. Пастушок – но этот пастушок убит, он лежит в траве, рядом убитая корова, а вдалеке улетает немецкий самолет. Это потрясает и нас сейчас, но как это потрясало людей в то время, и насколько это было сродственно их чувствам! И недаром Верховный главнокомандующий Сталин именно эту картину взял с собой в 1943 году на Тегеранскую конференцию и повесил ее в зале переговоров, когда речь шла об открытии Второго фронта. Он знал, что делал. И как свидетельствуют воспоминания людей, которые были на переговорах, и на Черчилля, и на Рузвельта эта картина произвела громадное впечатление.

Александр Лактионов. Письмо с Фронта Александр Лактионов. Письмо с Фронта

Или работа Александра Лактионова «Письмо с фронта», написанная после войны, в 1947 году. Это уже воспоминание о войне и о том, что и во время войны были тихие драгоценнейшие минуты. Эта картина об одном из таких мгновений. Собрались соседи, пионер, рядом раненый боец, который приехал на побывку, и все читают письмо с фронта. А дело на картине, надо сказать, происходит в Сергиевом Посаде, и не просто в Сергиевом Посаде, а в Троице-Сергиевой Лавре. Тогда она была закрыта, монахи выселены, но поселились новые люди, насельники, и вот они, счастливые и радостные, в этот солнечный день слушают письмо. А Лактионов, кстати, когда писал эту картину, получил келью в лавре».

Картины на выставку в Москву привезены со всех концов нашей страны – от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани и т.д. Была проделана громадная работа по отбору и реставрации картин, выстроена и осуществлена сложнейшая логистика. Специально подсчитали: если бы какой-то человек самостоятельно решил посмотреть все эти картины в тех городах, откуда их привезут, ему пришлось бы проделать маршрут в 85 тысяч километров, то есть дважды обогнуть земной экватор и дополнительно проехать еще 5 тысяч километров. За одни билеты он заплатил бы более 160 тысяч рублей. А сейчас можно просто прийти в Манеж и бесплатно посмотреть эту уникальную выставку.

Юрий Пименов. Фронтовая дорога Юрий Пименов. Фронтовая дорога

Как сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова,

«Мы поставили перед собой задачу показать на примере художественных произведений то, как война была пропущена художниками через себя, свое сердце и свою душу. Мы решили показать, как война изображалась на протяжении десятилетий, начиная с 1941–1942 годов, показать, что эта тема значила для огромного количества художников разных поколений нашей страны. На этой выставке нет ни одной пустой, конъюнктурной работы, которая создавалась бы как равнодушно исполненный заказ».

«Память поколений» станет продолжением выставки «Сокровища музеев России», которая с большим успехом год назад прошла в Манеже и в восьми региональных центрах страны. Прошлую выставку за три недели посетило в Москве свыше 250 тысяч человек, а в регионах её увидели более миллиона посетителей. Директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Владислав Кононов оправданно заметил на пресс-конференции:

«Совместные проекты Патриаршего совета по культуре и Министерства культуры РФ – это всегда знаковые и яркие проекты, вызывающие огромный интерес и приводящие к огромным очередям. Не побоюсь громких слов: они меняют культурный ландшафт нашей страны».

Экспозиция развернется на основном этаже Центрального Манежа, где уже организована специальная застройка с климатическим куполом для сохранности уникальных экспонатов. Всего будет 15 залов, посвященных разным периодам войны и послевоенной истории изобразительного искусства нашей страны.

Икона святителя Николая Чудотворца из Николо-Богоявленского морского собора в Петербурге. Фото: Владимир Андреев Икона святителя Николая Чудотворца из Николо-Богоявленского морского собора в Петербурге. Фото: Владимир Андреев

Отдельно стоит упомянуть старинную икону, которая традиционно прибудет на московскую выставку, На этот раз это будет образ святителя Николая из Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга. В годы войны перед ней совершались ежедневные молебны о победе русского воинства и снятии Ленинградской блокады. Часто эти богослужения лично совершал владыка Алексий (Симанский), во времена блокады – митрополит Ленинградский, а впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Работа экспозиции будет сопровождаться насыщенной экскурсионной программой, подготовленной Министерством культуры России, Государственной Третьяковской галереей, историческим парком «Россия – Моя история», РОСИЗО. Экскурсоводами на выставке выступят студенты Сретенской духовной семинарии и представители Российского военно-исторического общества.

Фото: Владимир Андреев Фото: Владимир Андреев

Сейчас строятся планы и маршруты, в какие города и на какой срок поедет эта выставка после Москвы. Очевидно, что она вызовет не меньший интерес, чем прошлогодняя выставка «Сокровища музеев России».

  • Выставка продлится до 8 декабря 2019 года
  • Время работы 4 ноября: 16:00-21:00,
  • 5 ноября – 8 декабря: 10:00-21:00.
  • Вход свободный.

Юрий Пущаев

18 ноября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ольга15 июня 2021, 20:29
огорчает,что в череде картин нет работ художника Константина Васильева,военный цикл картин которого находится в манеже,в запасниках.замолчать и не показывать его работы!??
Светлана Ф. 8 декабря 2019, 13:49
Для меня самой потрясающей и переворачивающие стала картина "Мать" Б. Неменского. Столько боли, горя и любви в этом исстрадавшемся взгляде! Солдаты спят кто как в повадку, она зашивает чью-то гимнастёрка и ТАК смотрит... Не понятно живы ли её, но, возможно, что нет...Это картина... Спаси Господи!
Катерина19 ноября 2019, 20:41
Игорь, специально для Вас: "Трагическое произведение Аркадия Пластова «Фашист пролетел» напомнит о зверствах фашизма, и о том, что во время Тегеранской конференции 1943 года об открытии второго фронта, именно эта картина, размещенная в зале переговоров, по свидетельствам очевидцев поразила Ф. Рузвельта и У. Черчилля." А Вам вот не то. Нос воротите от свидетельства очевидца зверств наци. Александр Лактионов «Письмо с фронта»:"Войну Лактионов встретил в Ленинграде. Строил укрепления на подступах к городу, тушил «зажигалки» на крышах, рисовал антифашистские плакаты. Из блокадного Ленинграда выехал в Самарканд, куда в эвакуацию была вывезена Академия художеств." Или опять не та биография?
Катерина 19 ноября 2019, 20:22
Светлана, я помню картину про мальчика по иллюстрации в учебнике. Как же мне было его жалко. И корову. И плачущую собачку у тела. А погиб он не случайно. Немцкие летчики прям обожали расстреливать мирное население. Можно найти документальные кадры, снятые во Франции. Беженцы бросают скарбишко и с детками в кювет. А самолет с крестами низко так... тра-та-та по дороге, и дневник молодого летчика-немца тоже помнится. Он там похваляется такими расстрелами, при возмущается расстрелом в воздухе их десанта "не по-джентельменски". Его сбили потом. До смерти. Нашли этот дневник. Жаль, что такая выставка невозможна вне территории России.
Катерина 19 ноября 2019, 20:12
Игорь, только тех, кто ходил в атаку? А постушка нельзя спросить, как он чувствовал себя расстрелянным?
Светлана19 ноября 2019, 13:54
Мне понравилась выставка картин в манеже.Нюрбекский процесс,как идет суд,у одного фашиста глаза вылезли с орбиты,другой смотрит в темных очках,как массово истребляли людей,а третий-вид равнодушный-не смотрит в кадр кино.Много военных картин и как мальчик случайно погиб,когда пас козу,самолет -там фриц выстрелил.
Елена (другая)19 ноября 2019, 08:56
Как хотела бы, чтобы эта выставка посетила мой город - Тюмень!
18 ноября 2019, 11:03
Извините, выставка явно не для всех. Кто хотя бы однажды слышал рассказ о бомбежках, о выживших и невыживших в них, уже знает как это было. Вероятно, выставка полезна для молодых людей, для школьников, и для тех, кто вешает баннеры на машины на 9 мая с лозунгом "Можем повторить".
Игорь18 ноября 2019, 07:26
"Мы пытаемся понять свою историю и своих предков" Окститесь, товарищ, "предки" -- это которые на мамонтов или на Чингис-Хана ходили. А историю понять не надо "пытаться", надо просто спросить у "предков", которые пока ещё живы. Они правду расскажут, не "окопную" коньюнктуру 60-х, а как они себя чувствовали в окопе перед атакой. А потом можно было бы этих самых "предков" спросить, какие картины ОНИ хотели бы видеть в экспозиции про свою молодость.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×