В 1880-х гг. в русском обществе разгорелась нешуточная дискуссия по поводу допустимости женского образования, в котором видели — на тот момент не беспочвенно! — рассадник анархизма и революционного духа. Двумя десятилетиями ранее русские студентки наполнили европейские университеты, приводя в ужас местных жителей: они демонстративно курили, коротко обрезали волосы и всячески дистанцировались от проявлений женственности. По взглядам многие из них были анархистками, нигилистками и социалистками.
В 1878 г. в России были открыты женские Бестужевские курсы. Вскоре «бесстужевок» прозвали «бесстыжевками» за идеологическую радикальность — от отстаивания равенства полов до участия в террористических кружках. В 1882 г. Правительству даже пришлось упразднить женские врачебные курсы как «клоаку анархической заразы». Именно в это время, в 1883 г., на 11-й выставке художников-передвижников, и появилось полотно Николая Ярошенко (1846–1898) «Курсистка» (холст, масло, 131 х 81 см, Калужский музей изобразительных искусств).
Зная всё вышеизложенное, уже не приходится удивляться негативным отзывам о картине, один из которых оставил профессор и доктор гражданского права Петр Цистович: «Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: ее мать так метила своих Гапок и Палашек “за грех”… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце» (Подробнее: «Больная тема: почему скромная “Курсистка” передвижника Ярошенко вызвала в обществе бурную реакцию» // https://kulturologia.ru/blogs/180516/29592/)
Картины смотрел на сайте Православие.ру, угадал 90 % с помощью интуиции и анализа.
Узнала много нового и интересного.
Спасибо. Побольше таких Викторин!
Это очень неожиданный подарок!