Еще одно направление, набирающее известность, – альфа-родительство. Оно основывается на теории привязанности, или соединенности (англ. attachment), которую нам уже доводилось разбирать (см. статью «Незримая пуповина»). В феномене привязанности ребенок и значимый взрослый вместе образуют симбиотическую пару. Дети настроены на волну родителей и как бы «подключены» к ним, подобно как телефон привязан к базовой станции и сообщается через нее с миром.
Созданная в послевоенное время на основании опытных данных британцем Джоном Боулби теория выступила противоположностью, едва ли не полной, так называемому гуманистическому, по сути же индивидуалистическому течению в психологии и педагогике. Боулби отзывался об идее свободы ребенка как об «идиотской фантазии». По его мнению, «материнское присутствие настолько же необходимо для развития личности ребенка, как витамин D для развития скелета». В своих работах он отстаивал точку зрения о семье как о лоне, в котором созревает и укрепляется психика ребенка. Вне семьи становление детской личности нарушается.
О привязанности тогда много спорили в обществе, а снятый в конце 1960-х годов супругами Робертсонами документальный фильм «Джон» стал настоящим потрясением для европейской и американской публики. В нем раскрывалась драма полуторагодовалого малыша, оставленного матерью в приюте. Показ фильма привел к переменам в правилах работы больниц и других детских учреждений, куда раньше не допускали матерей и отцов. Ярко выступила также оборотная сторона занятости родителей – отрицательные и необратимые подчас дисфункции в отношениях с детьми.
Повторно теория привязанности напомнила о себе в конце 1990-х в подаче канадского психолога Гордона Ньюфелда. Его выступления и работы отразили в себе острую реакцию на банкротство псевдогуманистического направления, которым отношения родителей и детей были доведены до низшей точки: старшие утратили всякое влияние на детей. Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией.
Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией
Всё чаще стали отмечаться психические нарушения и отклонения в поведении детей. Обыденными для семей и школ стали низкая мотивация детей к учебе, отчужденность, агрессия, ранняя сексуализация и разного рода зависимости.
В продолжение идей Боулби Гордон Ньюфелд предлагает модель, как раннее нарушение привязанности к родителю отражается на молодых. Ничего подобного в истории человечество не знало, ведь люди всегда жили семьями и только беспризорные сироты испытывали на себе эффекты, аналогичные возникающим в рамках массовой индивидуалистической культуры.
Работа Ньюфелда «Не упускайте своих детей», написанная им в соавторстве с врачом Габором Матэ, стала манифестом «альфа-родительства». Слово «альфа» означает позицию сильного, того, кто способен позаботиться о ребенке и дать ему постоянную поддержку и защиту. Дети, убежден Ньюфелд, плохо ведут себя тогда, когда в силу возраста не могут справиться с проблемой и со своими эмоциями самостоятельно. Автор называет это «слезами тщетности». Ребенок не верит, что может сделать что-либо с таким количеством обступающих его проблем и угроз. Разными способами он обращает на себя внимание. И стоит родителю, обняв его, подать сигнал «я рядом, со мной ничего не страшно» или «я помогу», как равновесие восстанавливается.
Но, к сожалению, большинство родителей не делают этого. Беспокойство ребенка переходит в обиду и замкнутость. Негативные чувства с течением времени становятся застарелыми. Нормальная привязанность замещается болезненными: зависимостью от «стаи» сверстников и массовых трендов, от алкоголя, химических веществ и секса. В биографии Гордона Ньюфелда также был тяжелый период отчуждения с дочерью Ташей. И когда после долгого перерыва и многочисленных попыток наладить контакт им наконец удалось поговорить по душам, первое, что спросила девушка, было: «Папа, почему ты меня оставил?»
Достоинство концепции альфа-родительства заключается в том, что она охватывает не только раннее детство, но и подростковый и юношеский периоды. Ньюфелд взывает к мужеству родителей и убеждает их не отчаиваться, не опускать руки и не считать предопределенным отход детей от родителей и переориентацию их на ровесников. Он говорит: «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они этого не ощущают и даже если своими словами или действиями демонстрируют нам обратное».
Г. Ньюфелд: «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они демонстрируют нам обратное»
Привязанность детей, считает автор, родителям необходимо восстанавливать с настойчивостью, а если потребуется, то и состязаться с конкурирующей привязанностью к сверстникам. Конечно, подростка не удержать взаперти. Но можно активно завязывать отношения с друзьями детей, делая так, чтобы их новые связи включали и вас. Например, отвечая по телефону, приветствовать звонящих по именам и заводить с ними разговор, а также организовывать домашние праздники, на которых родители и друзья смогут провести время вместе и узнать друг друга. Предпочтительно, говорит Ньюфелд, чтобы ваши дети заводили знакомства и сближались с теми ровесниками, которые также имеют прочную привязанность к своим родителям.
При этом Ньюфелд критикует гиперопеку и потакающий стиль. Оба этих явления он считает неподобающими для отношений родителей и детей. Родитель – это не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует.
Родитель – не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует
Большим заблуждением Ньюфелд считает мнение, согласно которому сопротивление априори детям присуще и личность ребенка созревает в конфликте с родительским началом. Нет! «Мы должны верить, что мы – лучшее для своих детей», – утверждает автор. Привязанность с точки зрения Ньюфелда – широкое понятие, включающее разные уровни: физиологический, эмоциональный и психический. Телесная близость – только один из факторов установления доверительных отношений. Укреплять таковые родитель не прекращает до момента обретения ребенком зрелости и жизненной состоятельности.
Существует также концепция аttachment parenting (забота, основанная на привязанности), принадлежащая Уильяму и Марте Сирс. Внимание в ней уделяют физиологическому контакту с малышом: грудному кормлению, играм, поглаживаниям, совместному сну. Многие ее положения выглядят естественными, они применялись при уходе и воспитании малышей традиционно, на протяжении столетий. Но совершенно не обязательно физиологическому контакту ребенка с родителем придавать чрезмерно большое значение. Это выглядит не совсем здоровым и начинает пахнуть мистификацией. Неудивительно, что концепция Сирсов высоко ценится последователями нью-эйдж и других синкретических культов и практик.
Что касается теории Ньюфелда, то она заслуживает самых добрых отзывов и рекомендаций, христианским родителям включительно. «Не упускайте своих детей» в разных странах является программной книгой для матерей и отцов, настроенных на ответственное родительство. Вопросы духовной жизни и веры ею не затрагиваются, но общая тональность созвучна представлениям Церкви о важности семьи и естественном устройстве вещей. Она настраивает отцов и матерей на активное участие в жизни детей и дает им поддержку. Главную цель своей деятельности Г. Ньюфелд формулирует так: «Я не пытаюсь изменить мир, я пытаюсь вернуть родителям их естественную интуицию».