Семейный кошелёк

Беседы протоиерея Павла Гумерова всегда проходят интересно, увлекательно. Отец Павел пишет книги и статьи, выступает с лекциями, проводит семинары и беседы на темы семьи и брака. На встрече в Просветительском центре во имя Святителя Иоасафа Белгородского батюшка делился советами, как распоряжаться семейным бюджетом.

Счастливое семейство. Художник: Анастасия Столбова Счастливое семейство. Художник: Анастасия Столбова

Жениться молодым или отложить до 30–35 лет?

Сегодня я выступаю в несколько необычном, непривычном амплуа – семейного экономиста. Но, как всякий человек, имеющий некоторый опыт семейной жизни (а женат я уже почти 24 года), могу кое-что рассказать о том, как планировать и строить семейный бюджет.

Начнем с самого начала, с подготовки к браку. Можно ли создавать семью, если пока нет подходящих стартовых условий? К слову сказать, сам я женился в весьма нестабильные 1990-е годы, будучи бедным студентом. Супруга тогда работала регентом хора в одном очень небогатом московском храме. Я вообще перебивался случайными заработками. Нам обоим тогда было чуть за двадцать. Своей квартиры не было.

Сегодня распространена другая модель: люди не спешат с браком до 30–35 лет, а некоторые и до 40 лет. Объясняют это тем, что нужно получить образование, освоить профессию, выплатить ипотеку, желательно приобрести собственное жильё, одним словом – стать на ноги и быть экономически независимым от родителей. И уже тогда подумать о создании семьи. Правильно это или нет? С одной стороны, намерения благие. Если ты создаешь такой важный, непростой проект, как семья, то нужно готовиться к тому, что скоро дети пойдут, что жена не сможет какое-то время работать, что нужно где-то жить, и, соответственно, надо достойно встретить подобные трудности. Но очень часто человеком в подобной ситуации управляет не сознательное, а бессознательное, им рулят страхи. Например, страх обременить себя и потерять свободу. А современная философия гедонизма, пропаганда свободы, вседозволенности учит, что жить гораздо проще, когда ты эгоист, заботишься только о себе. И родители у 30-летнего человека ещё не такие старые, скорее всего, и сами работают. Конечно, ему хочется пожить для себя. Он прекрасно понимает, что экономически это легче. К тому же ты имеешь страсти, привычки, которые одинокому жить не мешают. Например, игры допоздна в «танчики», зависание в соцсетях. Холостяку такой образ жизни, конечно, тоже грозит некоторыми неприятностями: зависимостью, невысыпанием и, как результат, – усталостью и тяжёлой головой по утрам. Но когда есть семья, такое поведение будет очень сильно мешать всем, и, конечно, домочадцам это не понравится. Вместо того, чтобы куда-нибудь с женой сходить или просто поговорить с ней, с детьми позаниматься, сидишь и как полоумный «стреляешь»-«бродишь», а то и азартные игры идут в ход, что вообще худо: затягивает, вызывает привыкание, семья теряет средства к существованию.

В семье человек уже не один, есть люди вокруг, к которым надо прислушиваться. Часто нежелание создать семью у человека вызывают именно эти мотивы, а потом уже экономические.

Спартанские условия браку не помеха

Конечно, очень многим людям сейчас живется несладко. Нестабильность, безработица, постоянно растущие цены и прочее. А чем дальше от крупных городов – тем тяжелее.

Но всё же понятие «достойный уровень жизни» у наших пап и мам (чья молодость пришлась на 1960–70–80-е годы) и у наших детей – совершенно разное. Мы уже не говорим о дедушках и бабушках, которые пережили военное и послевоенное голодное время. Почти полвека назад в магазинах было очень ограниченное количество товаров, был дефицит, в конце 1980-х многие продукты вообще продавались по талонам, а сейчас на прилавках – полнейшее изобилие. О такой роскоши можно было узнать только от соотечественников, которым посчастливилось побывать в Европе, Америке. Все помнят рассказы о 50 сортах колбасы, 30 видах сыров и проч. в заграничных супермаркетах. Разве наши родители могли себе представить, что доживут до времени, когда у нас будет такое же изобилие? Сегодня же – обычное дело. Пожалуйста, Ашан, Перекрёсток, Седьмой континент – такое количество продуктов, которое раньше только во сне можно было увидеть. И, главное, – сегодня всё достаточно доступно: есть магазины недорогие, оптовые, есть такие, где продают с большой скидкой товар, у которого вот-вот истечёт срок годности. Для нас продукты уже не являются ценностью. И не только еда сегодня доступна. А автомобили? Лет 40 назад их цена была сопоставима со стоимостью кооперативной квартиры: новая «Волга» и кооперативная «трешка» стоили почти одинаково. Полжизни на машину копили, а потом полжизни на ней ездили. А сейчас? Если нет денег на новую дорогую машину, возьми б/у с рук. Если же всё-таки хочется из автосалона, пожалуйста, получай кредит. Одежда? Тоже не проблема. Не то что раньше – хорошую обувь или костюм можно было достать только по знакомству. Сегодня всё есть в магазинах. А чтобы избежать дороговизны, можно обратиться к вторичному рынку или вообще – к популярным ныне сайтам с объявлениями «отдам даром» или за символическую плату одежду, обувь, предметы быта. Если молодожёны обустраивают жильё, и у них нет средств на новую мебель, то они через подобные сайты могут приобрести кровати, диваны, шкафы. Пусть на первое время, но это хороший выход.

Сытость еще никогда не помогала духовной жизни

Сильно отличается подход к бытовым, экономическим проблемам у людей, которые в 1970-е годы строили семью, и у современной молодёжи. Причём 50–60 лет назад люди часто женились, учась ещё в вузе. Их не останавливало то, что одновременно учиться и заботиться о семье трудно. Отметьте также, что многие выпускники вузов получали распределение в весьма отдаленные регионы. Да, государство их трудоустраивало. Нельзя представить, чтобы советский новоиспечённый дипломник где-то «болтался» без дела, от одного учреждения или предприятия ходил к другому, а его нигде не брали на работу. Но на самом деле зарплата была маленькая, и у молодого специалиста не было свободы передвижения. То есть вуз распределил выпускника, скажем, на Дальний Восток, и пока он не отработает несколько лет, перевестись, переехать в Москву или другой крупный город он не мог. Жизнь была в чём-то легче, а в чём-то – сложнее. Возможности подзаработать, как сейчас, тогда не было. Большая часть страны жила в спартанских условиях. Так что нам грех роптать и жаловаться. Каждое время имеет свои плюсы и свои минусы. В эпоху социальной незащищённости и нестабильности люди чаще задумываются о душе, обращаются к Богу за помощью. Сытость еще никогда не помогала духовной жизни. Человек, который возлагает надежду на Бога и сам не ленится, никогда не останется без куска хлеба. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, ст. 23).

Романтика самодельной мебели,
или Трудности, которые нас сплачивают

Недавно мои хорошие знакомые праздновали золотую свадьбу. Прекрасная семья: двое детей и множество внуков. Сначала мы отслужили благодарственный молебен, а потом все уселись за праздничный стол. Юбиляры делились секретами семейного счастья. Да, у них было преимущество: после свадьбы они довольно быстро получили небольшую квартиру в тогда ещё новом районе Орехово-Борисово. Важно отметить, что отдельное жильё у многих наших соотечественников появилось лишь при Никите Сергеевиче, когда начали массово строить знаменитые «хрущёвки», а до этого большая часть населения жила в коммуналках. Вспомните старые советские фильмы, например, «Покровские ворота». Но, несмотря на везение моих знакомых, денег, чтобы обставить квартиру не было. К тому же тогда не было строительных рынков, где можно было бы купить необходимый материал, всё доставалась по блату или с большой переплатой. И как молодой муж вышел из ситуации? Рядом с его домом после стройки остались доски от заборов, деревянные конструкции, ящики с гнутыми гвоздями и прочий хлам, которые тракторами закапывали в местных оврагах. И он вместе с маленьким сыном собирал из оврагов эти стройматериалы. А потом строгал, шкурил доски, выпрямлял гнутые гвозди, и из этого всего получались детские кроватки, столы, шкафы. И жили весело и счастливо.

Чем опасен синдром холостяка

Возвращаясь к дискуссиям о том, стоит ли создавать семью до 30–40 лет, отмечу, что всё нужно делать вовремя. Почему не стоит тянуть с созданием семьи? Конечно, я не призываю жениться сразу после школы, нужно образование получить, освоить профессию, но сознательно тянуть с созданием семьи – это неправильно. Одно дело – нет возможности, а другое дело – просто нет желания. Ясно, что когда человек не хочет жить семейной жизнью, он проводит время в своё удовольствие. А действуя так, он совершает немало грехов, в том числе и плотских. Приобретает разные привычки, которые потом помешают ему в семье, есть даже психологический термин – синдром холостяка. У человека, который большую часть времени живёт для себя, много появляется привязанностей, привычек, которые потом трудно менять. После свадьбы рядом с тобой появится твоя половинка – со своим характером, своими взглядами, интересами, – под нее нужно подстроиться, а это уже тяжело сделать в зрелом возрасте.

Во всём должна быть мера: слишком рано жениться не надо, но и затягивать с этим тоже нехорошо

Жизнь с родителями тоже не способствует созданию семьи, потому что не предполагает самостоятельности, всегда можно всегда обратиться за помощью к маме с папой, и не будет отказа. А семейному человеку уже надо семью кормить, в первую очередь это касается мужчины, решения принимать, а какие решения, если жених до 35 лет воспитывается мамой и под одной крышей с ней живёт? Во всём должна быть мера: слишком рано жениться не надо, но и затягивать с этим тоже нехорошо. Молодости свойственен максимализм, отсутствие опыта, но зато молодой характер гибче, пластичнее, соответственно, меняться будет легче. И, конечно, нужно положиться на помощь Божию. Надо понимать, что никто, за редким исключением, не создавал семью в идеальных условиях. Если вспомнить, как я и мои ровесники строили семейную жизнь, увидим: не было там каких-то особых условий. Как правило, не было своего жилья, было съёмное или вместе с родителями проживали, зарплата была достаточно низкой. Но это не пугало. Всё делалось постепенно: Москва не сразу строилась. Любая семья должна пройти через трудности – это помогает, сплачивает, объединяет, это очень хороший опыт, школа жизни. Не только и даже не столько совместные праздники, поездки, просмотр фотографий после лета или свадебного путешествия могут нас поддержать, укрепить, объединить, а даже рутина, быт, совместная стройка. Не зря на золотой свадьбе муж и жена вспоминали не круизы, хотя это тоже было, а то, как они из старых досок мебель себе делали. Это тоже своего рода романтика, и люди учатся многому.

Один кошелёк…

Каждая семья задаётся вопросами: как правильно распоряжаться средствами, домашним бюджетом. Должен быть один семейный кошелёк или два (отдельно у мужа и жены), которыми каждый распоряжается по своему усмотрению. Я считаю, что в семье должен быть один общий «котёл». Реальный это кошелёк с наличными деньгами или счёт в банке, не так важно. Хотя по опыту знаю, что, оперируя наличностью, а не картой, гораздо легче контролировать приход и расход, а значит, проще экономить. В моей семье мы с женой изначально завели такой кошелёк – кожаный мешочек на молнии. Он лежал в шкафу, и мы туда складывали все наши деньги: моя зарплата, Анина (моей жены), – и совместно эти средства распределяли, тратили.

Что бы я посоветовал молодой семье относительно планирования семейного бюджета? Подумать о главном – о том, без чего человек не может жить. Нам кажется, что большая часть доходов уходит на хлеб насущный, продукты, но на самом деле это не так. На питание у нас уходит гораздо меньше средств, чем на ЖКХ, электричество, газ, транспорт (по крайней мере в Москве).

На питание у нас уходит гораздо меньше средств, чем на ЖКХ, электричество, газ, транспорт

Например, продукты на Дальнем Востоке или на Севере (да и во многих других регионах) дороже, чем в столице, из-за доставки, хранения. Но зато дешевле «коммуналка», проезд в   транспорте, налоги. Другая картина в крупных городах. В частности, в Москве, чтобы добраться из одного конца города в другой, нужно заплатить рублей 200 – и речь не о такси, а о городском транспорте – маршрутка, метро, переход на МЦК, автобус. А человеку нужно такой путь порой проделывать ежедневно и в оба конца. Автомобиль тоже съедает немало средств из домашнего кошелька – налоги, постоянно дорожающий бензин, страховка, техосмотр, текущий ремонт. Правда, без машины мы можем обходиться, а без коммунальных платежей – никак. С едой что-то придумать можем, как-то выкрутиться – продержаться на картошке, накупить недорогих сосисок, круп, – а если нечем оплатить свет, нам его очень скоро отключат. Долги за квартплату обернутся неприятной встречей с судебными приставами. Без городского транспорта не обойтись, мы далеко не всегда можем дойти пешком до работы. Исходя из этого, некую сумму (практически каждый месяц она одна и та же) нужно отложить.

Вести бюджет помогает подсчитывание расходов. Покупать продукты лучше оптом и пореже, а не через день, что, к сожалению, мы часто делаем. Идём с работы и заскакиваем в магазин, достаточно дорогой, потому что он по пути, и покупаем на пару дней. Противопоказано голодными ходить за покупками – глаза разбегаются, хочется и того, и этого. А дома понимаешь, сколько лишнего принёс, что-то потом пропало и оказалось в мусорном ведре. Лучше ходить за едой пореже и выбирать большие оптовые магазины – Метро, Ашан, – и заранее знать, что нам нужно. Вначале подумать о товарах долгого хранения: картошка, крупы, консервы, масло подсолнечное. Очень помогает избегать лишних трат хорошо продуманный список покупок. Расходы нужно записывать, нам это в семье весьма помогало. Мы с женой завели общую тетрадь и писали, например, в ноябре – получили зарплату (сумма). Сегодня в магазине потратили столько-то на продукты, при этом необязательно расписывать, сколько лука, молока купили – просто общую сумму на еду. На следующий день – столько- то на проездной билет, на оплату ЖКХ. Учёт расходов систематизирует траты, показывает, сколько потратили на нужное и ненужное, помогает учитывать ошибки.

Учёт расходов систематизирует траты, помогает учитывать ошибки

Почему хорошо иметь один семеный кошелёк, а не два? Потому что это может послужить причиной семейных конфликтов. Помню случаи, когда муж забирал себе кредитную карту, все семейные деньги, а жене выдавал средства по её просьбе на продукты, детское питание, памперсы и другое чуть ли не под расписку. Это часто приводит к обидам, недоверию. Жена считает, что муж скупость проявляет, ограничивает её. А глава семьи, наоборот, думает, что хозяйка неразумно тратит, отоваривается в дорогих магазинах, хотя можно найти и дешевле универсамы, а ведь еще кредиты нужно выплачивать. Когда средства общие, и каждый знает, сколько в семье денег, и имеет к ним доступ – обид и недоразумений меньше.

…и три конверта

Хорошая практика – иметь два или три конверта. Что это такое? В один конверт кладите деньги на текущие расходы, а в другой – резерв, например, на отпуск, на крупную покупку. Ясно, что, собираясь на море, сразу не достанешь из кармана деньги на путёвку, а за несколько месяцев можно собрать нужную сумму. Копить, конечно, можно на что угодно: на холодильник, стенку, автомобиль. И третий конверт – на непредвиденные, аварийные расходы. Мы же можем без новой мебели какое-то время обойтись? А если заболит зуб? Лечение и постановка коронки нынче дорого стоят.

Когда мы на что-то собираем, у нас хороший стимул экономнее тратить средства

Или сломалась стиральная машина, без неё трудно представить современную жизнь, и тогда лучше взять средства из НЗ. В случае непредвиденных обстоятельств брать деньги из первых двух конвертов – неправильная практика. Без третьего конверта нам будет тяжело что-то накопить, например, на шубу жене, поездку на море. Кстати, когда мы на что-то собираем, у нас хороший стимул экономнее и аккуратнее тратить средства.

Когда хочется спиннинг или новый телефон

Бывают расходы, которые велики, но не являются срочными. Например, муж хочет купить себе спиннинг тысяч за 15 или жена обновляет старенький, но работающий телефон за 20 тысяч. Такая трата может составить треть или даже половину семейного бюджета. Получается, что ты будешь наслаждаться спиннингом или новым смартфоном, а остальные из-за этого перейдут на макароны? Конечно, жена может купить себе телефон, но сначала надо посоветоваться с мужем, он же является главным добытчиком в семье. Или вместе найти безболезненный компромисс: в этом месяце покупаем мужу, а в следующем месяце – хозяйке. А бывает и так: супруги сели вместе, всё подсчитали и полюбовно решили, что без подобных покупок пока обойдутся. В любом случае важно сохранять мир: часто случается, что из-за денежных споров или «неправильных» покупок семейный покой нарушается. Да, обсуждать все необходимые текущие расходы, может быть, и не стоит, но крупные покупки требуют семейного совета.

Можно ли выжить в тяжёлых условиях?

Что делать, если средств крайне мало? Например, временно нет работы, а надо как-то месяц или несколько месяцев продержаться.

Первое, что нужно сделать, – это убрать все лишнее. То есть ненужные покупки и развлечения. Или сократить их до минимума и отложить на конец месяца, чтобы было понятно: дотянем до следующей зарплаты или нет. Можно временно отказаться от личного авто в пользу городского транспорта. Бензин, амортизация машины – очень большая статья расходов. Где можно, вообще ходить пешком. Транспорт у нас в столице «кусается». Оптимизировать расходы на мобильную связь. Установить подходящий вам дешевый тариф. Больше общаться смс-ками, по Ватсапу или электронной почте.

Я уже говорил, что, планируя траты на месяц, необходимо сразу отложить сумму на оплату самых необходимых расходов, без которых мы не сможем прожить и которые нельзя сократить. Далее нужно подумать о продуктах питания. Об их качестве и количестве. О том, как на этом сэкономить.

Экономить помогают и Интернет-магазины. Цены там, как правило, ниже, чем в обычной торговой сети.

В ситуации, пока мы ищем работу, можно экономить на продуктах питания

На примере я докажу, что на еду уходит не так много денег, и в ситуации, пока мы ищем работу, можно экономить на продуктах питания. Мы, православные христиане, имеем большое преимущество – пост. В среднем в году у нас более 200 постных дней. Кроме того, что пост – благочестие, смирение, обуздание своей воли, подчинение нашей плоти духу, жертва Богу, это ещё и замечательное средство экономить деньги. Никто не будет спорить, что постная пища дешевле скоромной: килограмм картошки стоит в среднем рублей 35, а столько же мяса – в 10 раз дороже, не говоря о копчёностях, сырокопчённых колбасах – от 800 рублей и дороже за килограмм. Также молочные продукты, сыры несопоставимы по цене с крупами, даже овощами и фруктами. К тому же пост даёт возможность ощутить разницу между едой. Человек, который привык поститься, во время праздника, разговения прекрасно ощущает вкус другой еды – мясной, молочной.

Отправляясь в магазин или на рынок, заранее ознакомьтесь с ценами и составьте очень продуманный список недорогих и самых необходимых товаров.

Отправляясь в магазин или на рынок, заранее ознакомьтесь с ценами и составьте список необходимых товаров

Как-то на бескрайних просторах Интернета я наткнулся на один полезный видеоблог. Некий блогер Сан Саныч Богомолов на своём примере показывает, как выживать на очень маленькие деньги. Он поставил себе задачу, на первый взгляд невыполнимую: прожить одному человеку на... 35 рублей в день. Правда, видео это было снято осенью 2018 года, и цены за это время могли несколько вырасти. Так вот, он на эту сумму закупает в Ашане строго просчитанное количество продуктов. Буквально до грамма, чтобы хватило на завтрак, обед и ужин. Притом его задача – не просто наварить гороха или макарон, а приготовить разнообразные блюда, даже с небольшим количеством мяса. Он едет в магазин, покупает на вес горсть кукурузной, крупы, пшённой крупы, несколько листьев капусты, свеклу, морковь, несколько картофелин, огурец, лук и два куриных крылышка. Дома блогер из всего этого готовит завтрак, обед и ужин и снимает весь процесс. Из круп получается каша, из части овощей на курином бульоне он варит борщ, из оставшейся части делает салат, на второе – картофельное пюре с крылышком. И еще одно крылышко остается на ужин. Распределяет порции на три приёма в день.

Никто не призывает так питаться всегда, но данный пример показывает, что при смекалке можно и кашу из топора приготовить. Можно при необходимости продержаться и даже питаться разнообразно. И ещё: эта реальная история показывает, что мы не так много тратим или можем тратить на еду. У нас давно преодолён голод, сегодня каждый накормлен, пусть не по всем правилам и рекомендациям диетологов. Есть, конечно, другие статьи расходов, которые съедают большую часть бюджета. О коммуналке, транспорте мы говорили, а также есть дорогостоящие лекарства, образование. Но я не говорю, что могу решить финансовую проблему любой семьи, я лишь стараюсь дать советы, подсказки, которыми сам пользовался и которые мне помогали выживать в трудные периоды.

Протоиерей Павел Гумеров
Подготовила Александра Грипас

9 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу» «Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу»
Прот. Андрей Ткачев
«Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу» «Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу»
Беседа с протоиереем Андреем Ткачевым
На данный момент мы имеем несколько поколений мужчин, которые рождаются без Бога, живут без Бога и умирают без Бога. И это даже не упрек, это просто констатация.
На Европу ли будем пенять?.. На Европу ли будем пенять?..
Священник Олег Булычев
На Европу ли будем пенять?.. На Европу ли будем пенять?..
Немного грустных слов о современной российской семье
Священник Олег Булычев
Современная Россия имеет все шансы повторить судьбу императорской России, если ничего не поменяет в своих духовно-нравственных ориентирах.
«Посидели» «Посидели»
Свящ. Александр Дьяченко
«Посидели» «Посидели»
Священник Александр Дьяченко
Он ввел матушку в самую лучшую аптеку, словно в сказочную пещеру Али-бабы. «Вот, дорогая моя! Сегодня ты вольна выбирать любые лекарства…» – «Это вместо обеда в ресторане?» Отец Георгий грустно улыбнулся.
Комментарии
Роман19 февраля 2020, 17:26
Катерина,как ваше мнение почему в "проклятое" советское время если умирал человек не достигший старости все этому удивлялись, было удивительно,не старый человек, а умер? В нынешние БЛАГОСЛОВЕННОЕ время никто не удивляется.Это норма. Начинают говорить про человека: "Так ведь он пил( болел, не работал, не делал зарядку, не увлекался сверхмарафоном, не занимался купанием в ледяной воде) от этого и умер". Как ваше мне мнение? Это конечно не к вам вопрос. Потому что такая ненависть между людьми. Я так думаю. При советской власти такого не было. Докажите мне пожалуйста что я неправ.
Наталия27 декабря 2019, 01:37
И.В., как я понимаю, вы мужчина, и не врач-гинеколог. Верно? Я в силу хотя бы своего пола и того, что являюсь мамой, интересуюсь подобными вопросами, общаюсь с женщинами-мамами, читаю соответствующую литературу. Поэтому точно могу вам сказать, исходя из перечисленного: лучше рожать детей в молодом возрасте, чем в зрелом. Во втором случае действительно более высок риск рождения детей с различными отклонениями. И роды действительно отнимают здоровье, а порой и жизнь матери. Лично я чуть не умерла во время родов, а их последствия лечу до сих пор. Вы, будучи мужчиной, просто не можете объективно разбираться в подобном. Не ваша тема.И я не призываю вообще отказаться от рождения детей, это не так.
И.В.22 декабря 2019, 22:15
Наталия16 декабря 2019, 16:48 "я не раз читала и слышала мнения врачей,что чем старше женщина,тем больше вероятность сложной беременности и рождения более слабого ребенка." То что вы "читали" не имеет никакого отношения к реальной современной медицине. Это мнение уже давно устарело и не рассматривается нигде в мире всерьёз. Сейчас же оно используется лишь как элемент пропаганды, направленной на сокращение населения стран третьего мира. "Рано рожать - вредно. Поздно рожать - опасно. А вообще лучше совсем не рожать, ибо роды плохо сказываются на здоровье женщины..."
Наталия16 декабря 2019, 16:48
Иоанна,я не раз читала и слышала мнения врачей,что чем старше женщина,тем больше вероятность сложной беременности и рождения более слабого ребенка. Риск рождения малыша с синдромом Дауна,аутизма увеличивается,например. Фактов тому немало. И чем старше мать,тем тяжелее ей носить беременность и ухаживать, воспитывать ребенка.Даже если могут помочь старшие дети.Это не намек не рожать в 40 и позже. Просто очевидные факты. Меня уидивило,что вы несогласную с вами Елену обвинили в гордыне, не очень честный прием. Что касается примеров из Писания (рождение Исаака,Богородицы, Иоанна Крестителя),то,как я читала, их зачатие произошло у возрастных родителей в связи с бесстрастием плоти в этом возрасте.
Руслан, Украина16 декабря 2019, 14:22
Павел, согласен с вами, что государство должно помогать с жильём, если хочет, чтобы люди больше рожали и женились. С другой стороны вы пишете, что нужно жениться только когда крепко встанешь на ноги. В таком случае воздерживаться будут в лучшем случае единицы. Если люди не могут вступить в брак в раннем возрасте, то в 99% случаев впадают в блуд. И еще проблема экономики. Ты можешь воздерживаться с трудом, учиться, стараться, но по факту так и ничего не достигнешь т.к. с хорошей работой туго.
Иоанна_ 16 декабря 2019, 13:07
Наталья, ребёнок с врождённой патологией может появиться на свет в ЛЮБОМ возрасте, так, может быть, лучше вообще не рожать, чтобы уж наверняка себя от всего обезопасить? Фертильный возраст у женщины не до 25 лет, а до 40+, поэтому можно смело утверждать, что Богу УГОДНО, чтобы дети рождались и в 35, и в 40, и в 42, если повезёт - чем больше детей, тем лучше. Но это путь не для боязливых, однозначно. А так - да, конечно, каждый выбирает для себя...
Наталия16 декабря 2019, 01:46
Елена, 12 декабря 2019, 13:34. Согласна с вами, вполне здравые рассуждения и никакой гордыни. У самой знакомая с трудом родила третьего ребенка в почти сорок лет, ребёночек родился с врождённой патологией, болезненный и более слабый по сравнению со старшими. И по ее словам, ей сейчас гораздо тяжелее растить малыша, когда ее здоровье и силы уже слабее. И беременность в этом возрасте по ее же словам давалась ей тяжелее. Так что в целом вы верно пишете, как бы кто не соглашался с вами.
Павел15 декабря 2019, 22:38
А почему молодая семья должна жить в нищете на картошке и крупах?Может,лучше сначала встать на ноги,чтобы нормально обеспечивать семью?В советское время можно было рассчитывать на жилье от государства, хотя бы общежитие на первых порах.Теперь никто никому не нужен.При средней зарплате чуть больше 20 т.р. в месяц мужчина вообще никого содержать не может.Вот поэтому так много разводов,чуть подросли,гормоны бушуют и сразу в ЗАГС.А столкнулись с трудностями бытовухи и на развод.Итогом безотцовщина.Надо реально оценивать свои силы,а не лозунгами жить.
Фотина15 декабря 2019, 12:26
Интересно, а у кого-нибудь есть ещё советы по экономии семейного бюджета?
Дмитрий14 декабря 2019, 19:36
Катерина 14 декабря 2019, 14:19 "В 90х было страшно видеть настоящее, криминальное, лицо многих своих соотечественников." Катерина, добавлю, если позволите, что все эти соотечественники с криминальным лицом и нутром, были вчерашними пионерами-комсомольцами. Это к вопросу о "прекрасном советском воспитании в духе марксизма-лениинизма".
Катерина 14 декабря 2019, 14:19
В 90х было страшно видеть настоящее, криминальное, лицо многих своих соотечественников. Криминальная энергия (как называют её криминологи) просто фантанировала в стране. Но когда я вспоминала своих павших во время Великой Отечественной дедушек, у которых и выбора не ьыло, мне становилось стыдно своей собственной слабости. Если отсутствие на прилавках докторской ввергло Вас, дорогой Антоний, "в пучину мрачного отчаяния", то это не демонстрировать надо, а стыдиться этого. Тем более православному воцерковленному.
Дмитрий14 декабря 2019, 05:56
Антоний13 декабря 2019, 17:36 "чья молодость пришлась на конец 50-х - начало 60-х. Все, как и я, с грустью вспоминают Советское время". Жаль что ничего уже вспомнить не смогут те, кто сгинул в советских тюрьмах и концлагерях, на сторительстве беломорканалов, в Соловках и гулагах, в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы...
Дмитний14 декабря 2019, 05:46
Антоний13 декабря 2019, 17:59 "Вечная Память жертвам Голодомора 90-х". Вы наверное что-то перепутали. Словом голодомор называют страшный голод 30-х годов, организованный советской властью. По злому ли умыслу, или от бестолковости советского руководства, историки до сих пор спорят. Но голод был страшный, количество жертв шло на миллионы и случаи людоедства были массовыми. В станице моей бабушки, на Дону, из почти 200 дворов с почти 1000 жителей, осталось вживых не больше 100 человек. Хоронить было некому. Трупы лежали на дорогах, в хатах... Сравнивать этот ужас с кризисом 90-х на мой взгляд просто кощунство...
Елена14 декабря 2019, 00:43
Иоанна, то Вы видите какие-то требования от меня, то точно зрите гордость, то командиром меня назыааете.. Вам почему-то это все интересно.) Если человек не разделяет Вашего мнения, он обязательно имеет личностные изъяны? Причем недостаток аргументов следует компенсировать переходом на персоналии? Именно так Вы поступили..Уверяю Вас, не все враги, просто существуют люди с мнением, отличным от Вашего, даже если Вам тядело это осознать. Любви Вам! Причем в толковании апостола! PS! Аргумент "мои дети" - просто шедевр.)) Причем они-то здесь?)
Natalie13 декабря 2019, 23:52
Согласна с Иоанной! Бог даёт силы на ребёнка в любом возрасте. Слава Богу! Говорю из своего опыта и опыта знакомых.
Иоанна_ 13 декабря 2019, 21:06
Очень жаль, Елена, что вы видите только одно: что вам перечат, в то время как суть вопроса вас нисколько не интересует. А суть вопроса в том, что когда сталкиваются книжные знания и ЖИЗНЬ - надо больше верить жизни, верить Богу. Желаю вам задуматься над этим, товарищ командир, особенно принимая во внимание то, насколько доверчивы наши люди ко врачам. Мой главный аргумент - это мои дети. Всего доброго!
Антоний13 декабря 2019, 20:27
P.P.P.S. Заключительное мое сообщение по теме, ибо всё, сто я хотел сказать - сказал. Дорогая сестра Катерина, "А ведь крестьяне других стран, разумно выбравшие скромную синицу в руке" - сегодня закупают они генно-модифицировагные растения-скопцы, не дающие потомства, и, получая миллиардные дотации (60 миллиардов евро в год в ЕС по данным DW) от правительства, кормят этим товаром свой народ. А вот наши колхозы процветали и овощами-мутантами народ не потчивали. И ответственность была ого-го! Не сохранили своё, родное - теперь варим в китайских котлах египетскую картошку.
Руслан, Украина13 декабря 2019, 19:39
И., я не жалуюсь, а просто говорю, как реально дела обстоят. У нас видимо такая ментальность, говорить и делать вид, что в обществе всё хорошо и всё в порядке, даже когда все с точностью до наоборот. Здесь просто в комментариях часто всё так превозносят, как в идеальном мире, где всё идёт строго по алгоритму, если ты следовать ему. А я уже давно понял, что предугадать что-либо невозможно. И что жить "как должно быть в идеале" часто не получается совсем. Реальность другая, увы. Я вам описал, что видел у себя и других. У них тоже это проблема. В статьях и в комментариях описана идеальная жизнь, в реальном мире всё по-другому. Это касается в том числе и создания семьи в нынешнее время.
Антоний13 декабря 2019, 17:59
P.S. Вечная Память жертвам Голодомора 90-х, "не вписавшимся в рынок" миллионам тружеников - крестьян, рабочих, учёных, инженеров, врачей. Низкий Тебе поклон, Родина, - за счастливое детство, полную надежд юность, достойную зрелость! Низкий Тебе поклон от меня, от всех коллег и всех родных живых и покойных. Мы Тебя помним. Мы знаем: ты - Мать.
Антоний13 декабря 2019, 17:36
Со мной на кафедре работали и работают люди из Удмуртии, Новосибирска, Владивостока и Мурманска, чья молодость пришлась на конец 50-х - начало 60-х. Все, как и я, с грустью вспоминают Советское время и с негодованием - окаянные 90-е. Мы всё помним. И говорим то, что помним.
Елена13 декабря 2019, 15:49
Иоанна, когда заканчиваются аргументы, то один из приемов - перейти на личности, в том числе в поиске гордости и других изъянов. В случае отсутствия таковых недостати выдумываются и присваиваются оппоненту. Но это уже не православие, увы, это не красиво.
Елена13 декабря 2019, 15:44
Катерина, как бы не берегла свое здоровье женщина, но есть такое понятие как токсины и вырабатываются они организмом,например, из-за различных заболеваний, приема лекарств. Простыла - получила токсинов в организм, если без осложнений, в том числе по репродуктивной системе, - повезло. Выпила лекарство - еще токсинов добавила. Побыла в городе, покушала "вкусный" фаст-фуд с газировкой - еще добавила. Так за жизнь и набегает. А если еще и покуривает - попивает, то риски рождения детей с патологиями еще возрастают. В отличие от мужчин, у женщин репродуктивные клтки не обновляются, а только накапливают "памятки" о жизни потенциальной матери. Сколько насобирают к 35-40 годам?А это здоровье их детей
И.13 декабря 2019, 14:10
Антоний13 декабря 2019, 11:06 "Потому что прекрасно помню те времена, когда полки ещё не были пустыми. И помню последний батон "докторской", купленный за день до того, как Ельцин отпустил цены." Ну что тут сказать, дорогой Антоний... Вы хорошо были "устроены" в СССР, "Человек Труда")). В Москве небось? А вот вся страна жила совсем по-другому. Такое выражение как "колбасная электричка" слышали? А появилось оно задолго до появления Ельцина. И даже до Горбачева. Не задумывались, чего это советские "люди труда" из Тулы, Серпухова и прочих городов и весей в Москву за колбасой ездили? От хорошей жизни, думаете?
И.13 декабря 2019, 13:56
Руслан, всё, прекращают вас уговаривать)).Видимо это бесполезно. От слова совсем. У вас в голове явно уже сложилась своя картина мира, и она тосклива и бесперспективна. С таким мировоззрением остаётся только одно - накрыться простыней и отползать в сторону кладбища. Что же... каждый сам кузнец своего счастья.
Катерина 13 декабря 2019, 12:59
Антоний13 декабря 2019, 11:06 - дорогой Антоний, то, что Вы описываете, было на переферии в загубленных Советской властью исконно российских местах. Брат, учившийся в конце 80х в Твери, с ужасом рассказывал о мокром хлебе, который привозили в тверские деревеньки. Т.е. сжимаешь кусок хлбьа в руке, а из него течет вода. А ведь крестьяне других стран, разумно выбравшие скромную синицу в руке ("всё в меру") вместо горделивого журавля в небе ("мы наш мы новый мир построим") до сих пор автономны и прекрасно пекут в своих деревенских классических печах хлеба, делают свою колбасу и вообще проявляют тот уровень старомодной независимостм,который колет глаза современным глобалистам-интернационалистам
Иоанна_ 13 декабря 2019, 12:57
Просто были разные (очень разные) категории снабжения, поскольку на всех, мягко говоря, не хватало. Авиация, космонавтика, как и вся "оборонка", обеспечивались особо, не как все остальные. Равно как и Москва обеспечивалась особо (за счёт остальных регионов). Также и преподаватель Бауманки далеко не равнялся преподавателю провинциального "педа" если не по зарплате, то по другим материальным возможностям. //Антоний, на суп надо брать не рульку, а грудинку, и лучше не свиную, а говяжью.)
Руслан, Украина13 декабря 2019, 12:08
Елена, т.е. мне одни принцессы попадались? Я всегда искал домашних и порядочных девушек. Подобный случай был не один. Друзья и знакомые попадали в такие же ситуации, в итоге сильное разочарование, даже у вполне воцерковленного друга. Просто не нужно этих мифов, якобы простые девушки хотят этих трудностей, готовы терпеть бедность и т.д. Другое время сейчас, другие люди. Наоборот, если бы я сразу знал, что и как, то не было бы разочарований и траты нервов. А требования к девушкам у меня никогда большими не были.
Антоний13 декабря 2019, 11:06
Дорогой И., "Вы серьёзно??? А я вот прекрасно помню постоянно пустые полки в отделе "мясо" в нашем гастрономе" - Конечно, серьезно. Потому что прекрасно помню те времена, когда полки ещё не были пустыми. И помню последний батон "докторской", купленный за день до того, как Ельцин отпустил цены. И помню голодомор 90-х, когда полки были полны импортного мусора, напичканного добавками, только не купить его было Человеку Труда. Помню, как все поля вокруг родного аэропорта Внуково народ распахал на огороды, потому что есть не на что было. И вижу сегодняшние продукты, когда берешь рульку на суп, а она расползается как кисель, потому что в составе всякая дрянь. Свиную ногу и то напичкали отравой...
Иоанна_ 13 декабря 2019, 10:28
Если Бог даёт детей, Елена, значит, даст силы и поднимать, и растить и развивать, подтверждений тому и в Священном писании, и в жизни достаточно, а если вы о них знать не желаете - это ваше личное заблуждение. Требовать от кого-либо, от себя в том числе, чтобы всё было как положено, наилучшим образом, как доктор прописал - это грех, гордыня называется. Большинство семей создаются не по медицинским соображениям, - нравится вам это или нет, - и слава Богу!
Елена12 декабря 2019, 22:27
Руслан, как Вы думаете, Вы склонны к глобальным обобщениям? Часто употребляете слова "все, всегда, никто, везде" и т.п.? Эти слова нам подсказывают нечистые, это искушения. Просите Бога, Он услышит. Со "статистикой давно" - аналогичная история. Я много читала Ваших комментариев и пришла к выводу, что Вам надо забыть случай с той прЫнцессой, которая не была готова к браку в тот момент и не обобщать все и вся по жизни. ПрЫнцессы - для прЫнце, а для простых людей - простые жены.
Руслан, Украина12 декабря 2019, 20:53
И., "Но на наше место очень быстро приедут другие желающие из ближнего зарубежья. Что уже и происходит...". Они и так придут на ваше место, сколько бы вы не рожали. Это идеальная схема. Или вы рожаете кучу детей, которые потом будут драться за копеечную работу с другими соотечественниками, или не рожаете и конкурируете с выходцами из Средней Азии, которые обваливают зарплату и также придётся конкурировать за копеечную работу. У нас итак за работу платить не хотят, если бы у нас была высокая рождаемость, то работодатели наверное вообще бы нанимали работников за буханку хлеба, пользуясь тем, что людей много и можно относиться к ним по-скотски, т.к.они никуда не денутся и будут работать и так.
Фотина12 декабря 2019, 18:21
Катерина, что-то на "вольном" Западе тоже не стремятся размножаться... надо же слово какое - "размножаться". Кого ещё когда режим останавливал? Вот, когда в 90-е всё полетело вверх ногами, рождаемость сильно упала. Может хватит про политику и про страшную нашу страну, живущую в "неволе", а?
Руслан, Украина12 декабря 2019, 16:52
Елена, ну, я давно видел статистику, если не ошибаюсь, то в большинстве браков разница между супругами 2-4 года.
И.12 декабря 2019, 16:06
Руслан, Украина12 декабря 2019, 14:02 "Просто ответ : "рожайте, как таджики!". Руслан, да никто вам такого не говорит)). Нельзя заставить рожать. Да нткто и не пытается. Вам (нам) просто напоминают о последствиях. Если дорогие россияне не хотят рожать, за них это сделают другие. Таджики/узбеки/ киргизы и т.д. Что уже и происходит. Желающих жить и работать в России множество. Для Украины проблема мигрантов так остро не стоит. У вас другие проблемы. А вот в РФ происходит постепенное замещение населения. Хорошо это, или плохо? Не знаю. Но просто надо отдавать себе отчёт в том, что за всё надо платить. За отказ рожать и воспитывать СВОИХ детей в том числе...
И.12 декабря 2019, 15:56
Катерина 12 декабря 2019, 09:36 "Но ведь и сейчас отношение к человеку в России такое же. Что-то изменилось в отношении верхов к низам, кроме набора продуктов в магазинах?" Катерина, безусловно. НО... это не повод романтизировать предыдущее людоедство. Люди, у которых в головах искажённая картина прошлого, рискуют это прошлое повторить. Эти популярные сейчас мифы о "райской жизни в СССР" до добра не доведут. Ну а по поводу размножения, или не размножения... Тут, как говорится, каждый сам кузнец своего счастья. Можно конечно и не размножаться, "назло проклятым олигархам". Но на наше место очень быстро приедут другие желающие из ближнего зарубежья. Что уже и происходит...
Катерина 12 декабря 2019, 15:40
Елена, если девушка не ведет разнузданный образ жизни, заботится о своем здоровье, а молодая женщина не глотает пачками гормональные таблетки, то отчего же её женское здоровье может страдать? Дело ведь именно в этом - молодые жительницы России совершенно не ценят и не берегут себя. Блюсти надо себя, тогда не прийдется списывать свою бесплодность на внешние условия.
Руслан, Украина12 декабря 2019, 14:02
И., я стараюсь объяснить, почему у нас так дела обстоят. У нас любят кричать, посмотрите на мусульманские народы (таджики к примеру), как они рожают и т.д. Когда я этим людям пытаюсь объяснить, что у них другая ментальность, что у них зачастую женщин держат в ежовых рукавицах, что у них женщины выходят замуж в бедности, а наши так не хотят, но никто этого понимать не хочет. Просто ответ : "рожайте, как таджики!". Вы можете сколько угодно кричать, что дело не в деньгах, но наши девушки не хотят жить в условиях, как у таджиков. Женщины в Таджикистане по сути не имеют многих прав, поэтому и вынуждены жить в нищете, у наших же женщин полная свобода. Соответственно никто в нищете жить не хочет.
Елена12 декабря 2019, 13:44
Руслан, про разницу в 2-3 года Вы статистику изучали? Церковь, насколько я зраю, не считает "плохой" разницу и в 8 лет, например. А сколько случаев, где жена старше мужа (от нескольких месяцев до нескольких лет) и очень счастливы.. Одним словом, все индивидуально, и не следует подражать "всем", у каждого свой путь. Относительно того, что и мужчинам надо женьться как можно раньше... Например, стало известно, что детей с аутизмом от престарелых отцов рождается существенно больше, чем от молодых. Да, и поднимать детей (в жизнь вывтдить) силы нужны, а в зрелом возрасте их все-таки меньше, чем в молодом
Елена12 декабря 2019, 13:34
Иоанна, не говорите глупостей про "производителя" и прочие "вынь да". Для девушек жизненно необходимо как можно раньше завести детей, нравится Вам это или нет, точнее - соответствует это Вашим фантазиям или нет. Даже сил с возрастом меньше, в том числе из-за изменения гормонального фона, а детей поднимать надо, растить, развивать
Катерина 12 декабря 2019, 09:36
И.11 декабря 2019, 16:32 - а нам папа к Новому году мандарины привозил. И тоже из Москвы. Большое лакомство для нас, детей. Только на Новый год их и видели. Такие, знаете, маленького размера и духовитые. Кажется, это даже не мандарины, а гибрид двух цитрусовых. С тех их запах навсегда связан с воспоминаниями о детстве. Но ведь и сейчас отношение к человеку в России такое же. Что-то изменилось в отношении верхов к низам, кроме набора продуктов в магазинах? Поэтому люди и не желают размножаться в неволе, при том, что по духу остаются традиционалистами.
И.11 декабря 2019, 23:56
Руслан, Украина11 декабря 2019, 15:3 "в таких условиях, в которых выходят замуж..женщины в Таджикистане, наши молодые девушки никогда не согласятся." Руслан, у вас из темы в тему кочуют одни и те же мысли. О том как несправедлив мир, и как современные девушки избалованы материальными запросами. А потому невозможно создать семью, ибо всё очень дорого и трудно. Но вот похоже мы нащупали решение вашей проблемы? Таджикистан - страна обетованная, где девушки не имеют высоких материальных запросов? А если серьёзно, то дело не в том, на что не готовы наши девушки. Дело в том что старость этих сегодняших девушек будет протекать в уже совсем другой стране, с другим этническим и религиозным составом..
Ксения11 декабря 2019, 17:34
Времена сейчас совсем другие. Ценности разные, люди они такие, какие есть. Вступить в брак не важно в каком возрасте, важно встретить человека с близкими тебе ценностями. Вот я вышла замуж в 25 лет, родила сына, вкладывалась в семью, но у мужа, как оказалось совсем другие ценности и цели.После 20 лет брака! И жизнь начинай сначала. И что теперь хватать тех, кто еще не в браке - бред, жить без мужа - не вариант. Надо рассматривать людей с похожими ценностями и быть верной своей интуиции и все получиться, а когда, как Бог даст. На все его воля!
И.11 декабря 2019, 16:32
Антоний10 декабря 2019, 21:02 "Смешно слушать эти сказки про "голодный совок". Вы серьёзно??? А я вот прекрасно помню постоянно пустые полки в отделе "мясо" в нашем гастрономе. Помню как все женщины дома, как по команде, неслись на другой конец города, где, по слухам, "выбросили" сосиски. Да-да, именно так тогда говорили - "выбросили". Большую часть продавщица прятала под прилавок, для "своих". А то что попадало в продажу разлеталось за каких-то 30 минут. При огромной очереди, с руганью, скандалами, и даже драками. А в 10 лет я впервые увидел бананы. Которые бабушка привезла из Москвы. Это было чудо! Но это уже совсем другая история. Вот такие "сказки" про "сытую жизнь" в райском СССР...
Руслан, Украина11 декабря 2019, 15:38
И., в таких условиях, в которых выходят замуж и рожают женщины в Таджикистане, наши молодые девушки никогда не согласятся, у нас девушки не хотят создавать семьи в такой нищете, это факт. И причем здесь инфантильность? Т.е. рожать много детей, чтобы они потом ехали на заработки в чужую страну это разве не инфантилизм? И у многих мужчин из Таджикистана любовницы/вторые жёны в РФ. Многие их семьи распадаются из-за этого.
И.11 декабря 2019, 13:10
Катерина, это была всего лишь констатация факта. Ничего личного, как сейчас говорят. Уверен, вы просто ошиблись. Без всякого злого умысла.
Катерина 11 декабря 2019, 10:33
И.11 декабря 2019, 02:14 - Вы обвинили меня во лжи.
Иоанна_ 11 декабря 2019, 10:02
Елена, значит, если дама хочет здоровое потомство, как вы выразились, тогда вынь да положь "производителя"? А если нет на горизонте достойного? Я знаю много случаев, когда было вознаграждено именно терпение, и в весьма зрелом возрасте (по понятиям советских гинекологов) были рождены прекрасные дети, и не один. Ну а гормоны, алкоголь, курение - это вопрос свободного выбора, не правда ли?
Иоанна_ 11 декабря 2019, 09:45
Иван, в нашем климате без шубы нельзя, равно как и отпуск съездить, и в ресторан сходить семьёй - не роскошь, а насущная необходимость. Десятина - это ветхозаветное, Господь Наш Иисус Христос никаких цифр не называет, но как необходимое условие ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОЙ милостыни указывает на то, что правая рука не должна ведать, что делает левая. Можешь - дай, а сколько - как Бог на душу положит, есть такое прекрасное выражение, смысл которого в нашем языке, к сожалению, несколько затёрся. В патерике есть притча о иеромонахе, который после рукоположения завёл копилку и каждый раз, отслужив литургию, бросал туда горошину. Через много лет, открыв заветную копилку, он обнаружил там... всего 1 горошину.
И.11 декабря 2019, 02:14
Катерина 9 декабря 2019, 22:48 "Возраст женщины, рожающий первенца, был 16.. давайте уж заодно и в этом с них брать пример." Ну зачем же выдумывать страшилки?)) Ведь сейчас всё легко проверяется. Средний возраст первородящих в Таджикистане - 24,5 лет. Это официальная статистика. И это безусловно лучше чем первый (и чаще всего последний) ребёнок в возрасте за 30. В Москве есть уже школы где славянские детишки в начальных классах - в меньшинстве. А через 8-9 лет они будут старшеклассниками. А это значит что именно они будут определять лицо школы/района и т.п. И это только начало...
Руслан, Украина11 декабря 2019, 00:56
Елена, так ведь мужчины обычно женятся на девушках младше себя на 2-3 года. Так что и мужчинам желательно жениться в молодости.
Елена10 декабря 2019, 22:49
Лера, 19 лет - это не возраст для решения проблем о количестве детей. Человек предполагает, а Бог располагает. Посмотрите, сколько совсем замуж выйти не могут, просто не за кого, сколько разных заболеваний, аварий, ситуаций, что и в браке родить не могут, а родив одного (хорошо если здорового), сколько потеряли единственного ребенка или покалечили его.. В конце концов сирот сколько.. совсем одних.. совсем.. Одна семья ютилась всю жизнь в однокомнатной с 2 детьми, еле наскребли на двушку, не знали как будут дети семьи создавать.. А они вырости каждый себе по квартире быстро купили. Главное - они есть! Они живы и помогают и родителям, и друг другу. Господь лучше знает, сколько кому детей надо.
Антоний10 декабря 2019, 21:04
Дорогой брат Иван, Ваш вопрос не может вызывать раздражения, ибо благотворительность - святой долг Православного Христианина. И мой опыт однозначно показывает, что исполнять его можно и необходимо даже в самых стеснённых материальных условиях.
Антоний10 декабря 2019, 21:02
Смешно слушать эти сказки про "голодный совок" от людей, одетых с головы до пят в импортные одежды. Ибо своего нет. Все мои родные работали в авиации на должностях от уборщицы и авиатехника до инженера и бортинженера. Все (ВСЕ!) получили или купили квартиры, все (ВСЕ!) купили или успели накопить на гараж и машину (но в последнем случае деньги сгинули в лапах демократов). А мои коллеги - научные работники, доценты да профессора и вовсе жили во много раз лучше чем ныне (не говорю уж про окаянные девяностые). Советский Союз воздвигал Труд и Человека Труда на должное место. Это не лишало его ряда иных недостатков, но в плане социальной справедливости - победа нокаутом на демократической Россией.
Елена10 декабря 2019, 14:57
Статья не для девушек. Жениться мужчина может когда захочет, а вот девушке выйти замуж необходимо как можно быстрее из-за очень короткого фертильного периода в ее жизни. В сребнем до 40-45 лет, зачастую и раньше в т.ч. из-за гормональных препаратов. Прибавим к этому негативное влияние экологии, лекарств, токсинов от болезней, стрессов, алкоголя, курения или еще хуже... Одим словом, если даме нужно здоровое потомство, то никаких отсрочек с браком быть не должно, чем раньше, тем лучше. Насчт того, что не берут многодетных на работу - все индивидуально, зачастую и бездетных не берут, это не условие отказа от брака, а еще важнее - от рождения детей.
Gala10 декабря 2019, 13:02
Как будто это компиляция из старых публикаций.
Антоний10 декабря 2019, 12:22
Дорогая Вера, Вы абсолютно правы! Цена в 200 рублей выглядит абсурдно. Да и пересадки на МЦК бесплатные. Видимо, батюшка на общественном транспорте не ездит. Весь легальный транспорт давно перешёл на "Тройку", а здесь - раздолье. Хочешь, бери 90 минут, а хочешь - годовик за 25 тысяч и будет тебе счастье: за 68 рублей в день можно всю Москву объехать!:) Осталось важнейшую проблему московского транспорта решить - изображения Храмов на сиденьях. Поскольку Православные сидеть на них могут, приходится переплачивать. А это в моем случае либо 220 рублей на такси до метро, либо 235 рублей (если брать абонемент) на аэроэкспресс от родного Внуково до Киевского вокзала (ветеранам труда бесплатно).
Дмитрий 10 декабря 2019, 12:18
Руслан, Украина 9 декабря 2019, 20:28 "СССР тем был и хорош, что на себя он брал обеспечение людей главными потребностями (жильё, бесплатная медицина..". Ох уж эти легенды про "советской рай")). Бесплатного ничего никогда не было. Люди вкалывали за копейки на вредном производстве, и лет через 10 (если повезёт) получали квартиру. Но это если повезёт. Моя бабушка стояла в очереди на квартиру 25 лет. Сейчас за 10 лет такого же упорного труда человек и сам заработает себе на квартиру.
Лера10 декабря 2019, 01:05
Мне 19, пока не замужем, но четко решила для себя, что детей у меня будет ровно столько, чтобы каждому по комнате. Выросла в многодетной верующей семье, всегда страдала от отсутствия личного пространства. И много чего не дополучила, что было у друзей... В тесноте, да не в обиде - чушь. Пошлет Бог богатого, так хоть 5 рожу. А если любимый мой будет обычным молодым человеком, то 1-2 ребенка и все.
Катерина 9 декабря 2019, 22:48
И. 9 декабря 2019, 19:51 - "Воюй не числом, а уменьем" Суворов. Прекрасный пример с Таджикистаном. На сайте посольства Таджикистана была в свое время (лет может 15 назад) статистика смертности новорожденных и рожениц выложена. Ужасающе первая среди первых по быв. республикам СССР. Возраст женщины, рожающий первенца, был 16.. давайте уж заодно и в этом с них брать пример.
Вера 9 декабря 2019, 21:00
"В Москве, чтобы добраться из одного конца города в другой, нужно заплатить рублей 200 – и речь не о такси, а о городском транспорте – маршрутка, метро, переход на МЦК, автобус." Зачем же так расточительно расходовать деньги? Разумные люди покупают единый безлимитный проездной на месяц за 2170 руб., и катайтесь хоть с утра до вечера на всех видах транспорта за 72 руб. в день. Если ездите не каждый день - есть билет "90 минут" за 59 руб. с неограниченным количеством пересадок на наземном транспорте. И еще вопрос - как давно уважаемый батюшка посещал тот же Ашан? Эта сеть магазинов уже давно не самая дешевая. А прожитие на 35 руб. в день - история все же нереальная.
Диана 9 декабря 2019, 20:35
Очень полезная статья, особенно для молодых семей. Помню, как в 1998 году я шла с коляской и думала, купить ли мне зелёных яблок пару штук, как врач советовала, или лучше сосисок. Так бедно жили. Но по жизни я абсолютно плохо переношу стеснение в средствах, может, как раз поэтому. Очень не люблю считать деньги. Поэтому особо не копится, ну и ладно. Квартиру купили, машины есть, дети есть, в отпуск ездим. Конечно, надо себя ограничивать, чтобы не было излишнего, но это уже по духовной части, а не по экономической.
Руслан, Украина 9 декабря 2019, 20:28
Раньше было легче. Что мне до этих сортов колбасы, если медицина платная? СССР тем был и хорош, что на себя он брал обеспечение людей главными потребностями (жильё, бесплатная медицина, образование по которому устроишься потом, социальная защищённость). Я как работу искал по специальности, так брать никто не хотел, готов был ради опыта даже на минимальные деньги идти или вообще бесплатно, желающих попасть много, уровень знаний требуют очень высокий. У меня большинство друзей даже с техническими специальностями устроиться по профилю не смогли. И не забывайте, что сейчас зачастую молодёжь поддерживает материально родственников-пенсионеров, ведь пенсии маленькие.
И. 9 декабря 2019, 20:09
Антон 9 декабря 2019, 09:07 "...няньчиться с ребёнком поможет бабушка". И что в этом хорошего? Вырастали дети, называвшие бабушку "мама". И да, такая бабушка, зачастую, становилась негласной "главой семьи". А реальные папа с мамой находясь на вторых ролях, сами оставались по уровню развития и ответственности на уровне подростков. Не надо идеализировать советскую семью. Вся нынешняя инфантилизация общества родом как раз оттуда. А точнее из позднего совка образца 70-х...
И. 9 декабря 2019, 19:51
Катерина 9 декабря 2019, 11:46 "Любой разумный человек, представив себе на секунду, что ему надо кормить семью в спартанском стиле блогера, откажется производить на свет детей". Современные "дорогие россияне" отказываются производить на свет детей вовсе ни из-за якобы сложных материальных условий. Доказательство тому Европа, где материальные условия на порядок лучше, но рождаемость не выше. При этом в том же Таджикистане, например, экономическая ситуация в разы хуже, но с рождаемостью всё в порядке. Объяснение отказа от деторождения россиян простое - инфантилизм. И упоминание в статье игры в "танчики", в этом смысле очень симптоматично.
Олег 9 декабря 2019, 17:27
Комментарии Кати и Антона чисто светские.Я думаю автор писал статью для христиан,глупо думать что нет.Лично создавал семью с верой что помощь будет от Бога,родители как мои так и жены много дать и помочь не могли.Помощь Господа была колоссальной это понял только сейчас,спустя 25 лет.Женился -как в омут головой,дети сразу пошли(шестеро)денег,слёзы,но так всё управлялось,в общем христианину понятно.А вот Катям и Антонам вряд ли.Статья про второстепенные нужды и их устроение.Очень мне понятна,сами так и делаем,только пришли не сразу.А тут автор всё разжевал и в рот положил.
Иван 9 декабря 2019, 12:44
Подниму вопрос, который у многих вызывает раздражение. Если речь пошла о конвертах в которые что-то возможно откладывать (на шубу, отпуск), то из всех конвертов 1-й конверт (максимум 2-й) - это должен быть конверт с десятой (пятой, третьей - у кого как) частью от всех семейных поступлений на вспомоществование Церкви и подаяния неимущим и страждущим.
Катерина 9 декабря 2019, 11:46
Опираясь на наблюдения за окружающей средой, пришла к мнению, что важны отдельное жильё молодой семьи и общие в важнейших вопросах пересекающиеся "географические карты" супругов и в гораздо меньшей степени раздельный или общий бюджеты. По поводу каши из топора - ну так мораль сказки не в том, что из топора, а как раз в том, что из не топора, а продуктов хорошего качества, полученных мошейническим путем от целевой группы. Любой разумный человек, представив себе на секунду, что ему надо кормить семью в спартанском стиле блогера, откажется производить на свет детей, прототипом которых являются мальчик и девочка из повести Короленко "Дети подземелья".
Наталия 9 декабря 2019, 11:06
Хорошая статья. Только давая советы про то, что общий кошелёк - лучше, батюшка не учитывает, что сейчас девушек и женщин, получающих з-п значительно превышающую з-п мужа немало. И на этом фоне иметь "общий кошелёк" может быть соблазном для мало зарабатывающего мужа.
Антон 9 декабря 2019, 09:07
Деньги важны. Но сегодня решиться родить ребёнка многим мешает не столько недостаток денег, сколько отсутствие помощи. Лет 30 тому назад люди создавали семью рано, потому что знали: няньчиться с ребёнком поможет бабушка. А то и дедушка или тётя, или старшая сестра. Не было безработицы. Если мать и сидела с ребёнком, она знала, что в любой момент работу найдёт. Сегодня многие бабушки либо не могут, либо не хотят сидеть с внуками. Равно как и прочая родня. Няни стоят дорого, да и ненадёжные они. Жить на зарплату мужа большинство семей с детьми тоже не может. Мать должна работать. Многодетных на работу не берут. Одних детей нынче гулять не пускают. К развитию ребёнка очень высокие требования.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×