Наша жизнь столь тягостна, что меня время от времени тянет переселиться в пещеру. Живя в пещере, я бы не знал, сколь худо идут дела в Западном мире. Газеты, «Фейсбук» и вечерний выпуск новостей представляют нам весьма подробную и безрадостную картину того, в каком состоянии находится Западная цивилизация. И картина эта нехороша.
Это правда, что СМИ не дают полную информацию. Но, принимая во внимание левые позиции западных СМИ (как минимум в Канаде), а также почти тотальный запрет на публикацию новостей о нынешних гонениях на христиан, происходящих повсюду за пределами Западного мира, легко поверить, что картина не очень точная. Наоборот, я считаю, что все, возможно, хуже. Одним словом, Западная цивилизация находится в процессе полного разрушения – это как снос взрывом здания, которое хотят убрать с ландшафта, с той лишь разницей, что на взрыв понадобится поколение, а не несколько секунд.
Если сомневаетесь в этом или считаете, что я слишком драматизирую, то поразмыслите над следующей новостью: в Англии две женщины, одна из которых называет себя мужчиной, недавно «родили» ребенка (посмотрите на фотографию женщины на последней стадии беременности). Эта женщина вступила в «брак» со своим партнером женского пола, которая сделала операцию по удалению груди и отказывается отождествить себя с любым полом. Донор спермы, а также лечащий врач тоже были транссексуалы. Все это «действо» превратили в праздник, были сделаны фотографии, а любого противника, дерзнувшего назвать такие вещи «неестественными» и «ненормальными», могло бы ожидать судебное преследование за «демонстрацию неуважительного отношения в демократическом обществе». Обратите внимание, что это и не Калифорния, и не Ванкувер (то есть ставшее притчей во языцех «сумасшедшее» Западное побережье); это Англия, где глава государства до сих пор официально именуется «защитницей веры».
Как говорит псалмопевец Давид: «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс. 10: 3). Фундаментом, на котором почти полностью построена Западная цивилизация, было христианство. В ранние времена этот фундамент включал в себя и духовное наследие Восточной части христианства, хотя с некоторого времени связь с Восточным братом у Западного христианства разорвана (по этой теме рекомендую отличную книгу Д. Стрикленда «Эпоха Рая» – Strickland J. The Age of Paradise). Но даже после отпадения Запада от Востока Западная цивилизация продолжала оставаться христианской. Ее понимание полов, брака, Бога, святости человеческой жизни, роли религии и значимости разума передавалось христианской верой, поэтому мораль этой цивилизации в общем и целом оставалась христианской. Даже когда она ошибалась (например, при распространении рабства), ошибки позднее исправлялись на основании христианских принципов.
Как видно каждому, кто, подобно мне, не живет в пещере, сегодня христианский фундамент радикально подрывается, если не сказать, что яростно уничтожается. Если немного отвлечься и посмотреть на общую картину, то все становится ясным. Что общего между такими разными явлениями, как эпидемия детской порнографии, насилие в отношении женщин, половая неопределенность (транссексуальность), гей-браки, аборты, эвтаназия, неприятие традиционного благочестия в публичном пространстве и школах, а также всё учащающиеся случаи насилия с применением огнестрельного оружия? Общим у них является неприязнь к традиционным христианским ценностям. Все перечисленное не есть ключевая проблема, а ее плоды. Они – признаки разрушения Западной цивилизации. Запад, по сути отвергнув традиционную христианскую веру, теряет и построенную на ней цивилизацию.
Это не должно никого удивлять. Любой архитектор знает, что здание настолько прочно, насколько прочен фундамент, на котором оно стоит. Господь сказал то же самое:
«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне… А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7: 24, 26).
Божественное учение есть тот прочный камень, на котором устоит дом.
Кто-то может поспорить и сказать, что мое недовольство нашим нынешним положением связано с тем, что я живу в крайне секулярном канадском обществе, да еще и на более секуляризированном Западном побережье Канады. Это грустная правда, что Канада очень далеко ушла в своем антихристианском секуляризме[1]. В нашей стране нет правых – есть только левые, еще более левые, радикально левые и партия «Зеленых». (Думаю, партия «Марихуана» уже распалась после легализации этого наркотика в Канаде. Ее сторонникам придется найти что-то новое, против чего протестовать. Может быть, глобальное потепление? Пригласят шведских детей!) Мы все здесь очень «антитрадиционные» – или «прогрессивные», как любим себя называть, – так что ни один политик в Канаде не посмеет поднять голос против однополых «браков» или абортов. Некоторые могут заявить, что этот необоснованный пессимизм объясняется моим местоположением и что мне надо чаще куда-то выезжать.
Я выбирался за пределы Канады, был в южных штатах Америки. Местами там и вправду было ободряюще лучше, чем в моем родном Ванкувере, где вам никто не пожелает «счастливого дня!» Но даже там видел те же симптомы, от которых мы страдаем на «Великом белом Севере». Это помогло мне сделать вывод, что болезнь не ограничивается моей родиной. Далеко на юге недуг еще не прогрессирует так сильно, как у нас на севере, но считаю, что мы оба страдаем от одной и той же болезни и что долгосрочный прогноз у всех нас один и тот же. Для разнообразия приведу метафору: паводковая вода накрывает всю Северную Америку; уровень воды в некоторых местах лишь немногим выше, чем в других. Фундамент уже размыт на всем континенте, который ожидают одинаковые катастрофические последствия.
По моему мнению, доказательство размывания основания не в ответах на определенные вопросы, а в самом присутствии таких вопросов в обществе. Если фундамент культуры прочен, никому в голову не придет задать вопрос: «Возможен ли брак между двумя мужчинами?»
Если фундамент культуры прочен, никому в голову не придет задать вопрос: «Возможен ли брак между двумя мужчинами?»
Такой вопрос возможен только тогда, когда в культуре произошли коренные изменения. А нетрадиционный ответ, который в конечном счете заменит традиционный, лишь дело времени.
Мы видим действие этого феномена в нашей жизни. Поэтому уничтожение традиционной культуры (то есть Западной цивилизации) начинается не с громких заявлений на улицах, а с вопросов живущих в выдуманном мире[2] ученых. Процесс начинается не с криков: «Гей-браки возможны!», а с чьего-то тихого вопрошания: «Возможны ли гей-браки?» Как только вопрос становится официально узаконенным, обязательно следует либеральный ответ, ибо вопрос может быть задан только в том случае, если традиционные основы культуры уже подорваны или уничтожены.
Вот еще почему призыв к «диалогу» опасен и даже лицемерен. Этот призыв требует не настоящего диалога, а признания новой культуры. Когда с традиционным культурным фундаментом все в порядке, то не может быть диалога по поводу очевидно неправильных вещей. Например, если кто-то пожелает начать диалог о том, обладает ли национал-социализм достоинствами и стоит ли его принимать, в таком диалоге вполне справедливо будет отказано. Культура, построенная на традиционном христианстве, откажется признавать этот вопрос открытым. Конечно, национал-социализм – это плохо, и никакого диалога по этому поводу не нужно. Только когда христианство как основа уже вытеснено, каждый начинает считать такие вещи настоящей темой для обсуждения.
Я говорю о падении христианской цивилизации на Западе, а не только в Северной Америке, потому что вижу ту же болезнь, то же противостояние христианским догмам и морали и в Европе. Это показывает, что причина разрушения коренится не в событиях в Северной Америке, а в отвержении христианской веры, ибо именно эта вера была общей и для Северной Америки, и для Европы.
Некоторые люди, встревоженные таким развитием событий, нашли выход в эмиграции – другими словами, в бегстве. Я им сочувствую. Процитированный в заголовке статьи стих содержит намек на совет, данный в начале того же псалма: «Улетай на гору вашу, как птица» (Пс. 10: 1) – или, возможно, как птица, в Россию. Некоторые православные семьи из Америки, действительно, решили спасаться бегством и переехать в Россию. Я их не осуждаю, но считаю это ошибкой.
Разделяю их скорбь из-за приближающегося крушения традиционной Западной цивилизации. Я бы мог возроптать, как Фродо Бэггинс из «Властелина колец»: «Мне бы хотелось, чтобы ничего из этого не произошло в моей жизни». Но такая жалоба спровоцировала бы очевидный ответ: «Так же думают и все те, кто доживут до этого дня. Но это не им решать. Все, что нам надо, это правильно распорядиться отпущенным нам временем». Как бы то ни было, Божественным Провидением мы поставлены жить там, где мы живем в наше время. Крушение Западной цивилизации уже происходило раньше, и, несомненно, все, кто пережил те мрачные дни и последующий крах, так же сокрушались, что они дожили до таких времен.
Но Божественный Промысл поставил нас туда, где мы есть, и, кроме того, наложил на нас обязательство сражаться за истину на поле битвы, на котором мы оказались. И не нам знать результаты наших стараний заранее. Возможно, мы одержим победу или, наоборот, потерпим поражение; быть может, Западная цивилизация вновь восстанет, как феникс из пепла, и будет заново построена на фундаменте, сохраняемом нами втайне.
Сейчас не время для побега! Сейчас время проявления твердости, свидетельства об Истине
А еще возможно, что мы живем в конце времен и наблюдаемые перемены – не что иное, как апостасия и последнее отступление, предсказанные апостолом Павлом (см.: 2 Фес. 2: 3). Мы не можем знать. Все, что надо решить, это как распорядиться отпущенным нам временем. Нам не надо улетать на гору, как птица, – не время для побега. Сейчас время сражения в битве, время проявления твердости, свидетельства об истине, совершения добрых дел и, возможно, мученичества.
«Когда разрушены основания, что сделает праведник?» Мы можем делать то, что делали всегда: любить, воспевать Господа и служить Ему. «Поднимите головы ваши… когда силы небесные поколеблются… Потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 26–28).