Перед свадьбой. Художник: Александр Морозов
Изо всех сил своих чти отца своего и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в таком случае не одолеют тебя лукавые бесы.
Преподобный Ефрем Сирин
В отличие от современного законодательства в Российской империи понятие «личной родительской власти» над детьми закреплялось юридически – причем без ограничения их возраста. При определенных условиях отец и мать могли даже посадить любимых чад в тюрьму – например, за распутную жизнь[1]. Однако дети в случае обиды или понесенного оскорбления со стороны родителей не имели права жаловаться в суд. Исключением считались уголовно наказуемые преступления[2]. Так что слова преподобного Нила Синайского для непослушных детей звучат мудрым предостережением: «Если чтишь Бога, то почитай и родивших тебя. Если боишься Бога, то в продолжение всей жизни бойся отца и матери».
Святость родительской власти
Если Пушкин, воспевая «любовь к отеческим гробам», имел в виду уважение к предкам, хранение традиций и почитание старших, то это можно смело считать основой патриархального уклада жизни в Российской империи. Конечно, не стоит идеализировать быт наших предков, и далеко не все гладко бывало в русских семействах: грешный человек везде наследит, независимо от среды, национальности, возраста и сословия. Но чаще всего сознательный отход от обычаев и пренебрежение исконными традициями могла позволить себе лишь отдельная часть образованного общества, и, как правило, дворянского. Эта тема подробно описана в «Бесах» Достоевского, «Соборянах» Лескова, «Отцах и детях» Тургенева и других произведениях русской классики.
Крестьянство подобным нигилизмом заразилось после реформ 1861–1863 годов, когда у поселян появилось больше возможностей для отхожих промыслов и усилилась их миграция в города. Тем не менее, несмотря на постепенное расшатывание общественных устоев, патриархальный уклад и традиционные ценности оставались стержнем русского быта вплоть до самого заката исторической России в роковом 1917 году. А крестьяне упорно хранили заветы предков и в колхозные времена, пока русская деревня не умерла окончательно.
Послушному сыну отцов приказ не ломит спину
Об отношении наших прадедов к родителям и вообще к старости свидетельствует множество народных поговорок:
- «Кто родителей почитает, тому Бог помогает»;
- «Послушному сыну отцов приказ не ломит спину»;
- «Отец сына не на худо учит»;
- «Старый ворон мимо не каркнет»;
- «Стар волк – знает толк»;
- «Старого воробья на мякине не обманешь».
Библейская заповедь о почитании родителей нашла отражение не только в русском фольклоре, ее еще и бережно охраняли власти Российской империи. Например, Свод законов запрещал вступать в брак без дозволения родителей, опекунов или попечителей, и обряд венчания не мог совершаться без их благословения[3].
Если все-таки молодые люди явно или тайно шли под венец без разрешения старших, то им грозила та же ответственность, что предусматривалась за похищение незамужней женщины, учиненное с согласия последней. Жениха за это могли посадить в тюрьму сроком от шести месяцев до года, а невесту на тот же период заключали в монастырь[4].
Неслучайно некоторые старинные обряды сватовства, смотрин и «пропивания невесты» говорят о том, что решающая роль в выборе подходящей брачной пары принадлежала родителям. Причем зачастую этот закон соблюдали не только в простонародье, но и в дворянской, мещанской и купеческой среде.
Вопреки советской пропаганде, святость родительской власти над детьми в этом вопросе далеко не всегда оборачивалась несчастной семейной долей и поломанными судьбами, к чему зачастую могли привести браки по расчету. Все же добрый родитель, прежде чем засылать сватов, считался с мнением молодоженов. Этнограф Аполлон Коринфский в середине XIX века отмечал:
«Свадьба – судьба, но и судьба не всем лиходейкою на роду написана. Из воли родительской редко кто выйдет в деревенском быту, но и отцу с матерью не велика корысть делать своих детей несчастными»[5].
Всякая родительская власть естественным образом предполагает любовь, а в обратном случае она превращается в деспотизм, и сей факт учитывало законодательство Российской империи, которое строго запрещало насильно связывать кого-либо семейными узами:
«Как брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц, то запрещается родителям своих детей, опекунам лица, вверенные их опеке, а помещикам крепостным своих людей принуждать к вступлению в брак против их желания»[6].
Отец и мать православного вероисповедания, «изоблеченные в принуждении детей своих к браку или к пострижению в монашество, подвергаются наказаниям и взысканиям по определению суда духовного»[7].
Что касается аристократии, то об определяющей роли родителей в создании семьи писал столбовой дворянин Сергей Аксаков в «Семейной хронике». Он поведал случай из жизни своего отца, которому в молодости старики отказали в благословении на брак. Для влюбленного жениха это оказалось настолько серьезным препятствием для создания семьи, что он решился на крайние меры и написал им следующее:
«На последнее мое просительное письмо я имел несчастие получить немилостивый ответ от вас, дражайшие родители. Не могу преступить воли вашей и покоряюсь ей; но не могу долго влачить бремя моей жизни без обожаемой мною Софьи Николавны, а потому в непродолжительном времени смертоносная пуля скоро просверлит голову несчастного вашего сына»[8].
Конечно, напуганные старики тут же смилостивились, и свадьба состоялась.
Семейная иерархия
На тему традиционной семейной иерархии высказывался и Василий Белов в своем незабвенном труде «Лад», который можно считать энциклопедией крестьянской жизни:
«Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха (хозяйка, жена главы семьи. – Д.Х.), тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом, но и формальное главенство чтилось
…Поэтому даже слабохарактерного отца дети уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок, а вовсе не от деспотизма, исключающего нежность к детям и заботу о стариках»[9].
О глубоком смысле родительской власти, основанной на любви, писал Иван Ильин:
«Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры. Ибо поддонные силы его души, не пробужденные и не взлелеянные этими благими, ангелоподобными образами, могут остаться в пожизненной скованности и мертвости»[10].
О правах и обязанностях родителей
Согласно законодательству Российской империи,
«власть родительская простирается на детей обоего пола и всякого возраста, с различием и в пределах, законами для сего постановленных»[11].
Отцам и матерям официально дозволялось «для исправления детей строптивых и неповинующихся употреблять домашние исправительные меры». Как уже было сказано выше, «в случае безуспешности сих средств, родители властны детей обоего пола, не состоящих в государственной службе, за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки отдавать в смирительные дома», а также «приносить на них жалобы в совестных судах»[12].
В сравнении с современным законодательством власти Российской империи гораздо шире трактовали права и обязанности отцов и матерей по отношению к своим чадам. Родители должны были не только «давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное, по своему состоянию», но им еще надлежало «обращать все свое внимание на нравственное образование своих детей и стараться домашним воспитанием приготовить нравы их и содействовать видам правительства».
В число обязательных родительских забот входили «определение сыновей в службу или в промысел и отдача дочерей в замужество»
Кроме того, в число обязательных родительских забот входили «определение сыновей в службу или в промысел, соответственно их состоянию, и отдача дочерей в замужество»[13]. Иными словами, родители обязаны были воспитывать граждан, полезных для Державы. Примечательно, что Свод законов дозволял детям от 10 до 18 лет воспитываться исключительно внутри России.
Личная родительская власть прекращалась «единственно смертию естественною или лишением всех прав состояния, когда в последнем случае дети не последуют в ссылку за своими родителями»[14].
Преступления против родителей
За всякое преступление против родителей в Российской империи предусматривалось серьезное наказание в виде лишения свободы. Даже за словесное оскорбление отца или матери бранными и неприличными словами либо какое-либо насильственное действие, не связанном с побоями, дети могли лишиться всех имущественных прав и преимуществ и им грозила ссылка в Сибирь сроком от 2 до 3 лет. Кроме того, их могли отправить в арестантские роты гражданских ведомств на 6 лет и наказать розгами от 70 до 80 ударов[15].
За упомянутое неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки дети по требованию родителей заключались в смирительный дом на время от 3 до 6 месяцев. Причем для этого даже не требовалось особого судебного рассмотрения[16]. Важно, что по указанным выше преступлениям родители имели право смягчить наказание своим детям, в то время как в нижеследующих случаях закон этого не позволял.
Если дети, имея надлежащие средства, отказывали отцу и матери в пище, одежде и прочей необходимой помощи, последние также могли пожаловаться в полицию. Виновных подвергали аресту на срок от 7 дней до 3 месяцев либо сажали в тюрьму на срок от 3 месяцев до 1 года. По усмотрению суда родители могли назначить им пособие[17].
Чада, дерзнувшие поднять руку на отца или мать и нанести им раны, увечья и любое телесное повреждение, лишались всех прав и состояний, после чего ссылались на каторжные работы в рудниках сроком от 12 до 20 лет либо на всю жизнь бессрочно, в зависимости от тяжести нанесенных повреждений. К тому же виновные наказывались плетьми от 70 до 100 ударов[18].
Умышленное убийство родителей каралось в Российской империи пожизненной каторгой на рудниках и плетьми в количестве 100 ударов и нанесением на чело клейма[19]. Отбывая бессрочное наказание, такие преступники содержались в остроге в самых строжайших условиях.
В современном Уголовном кодексе отсутствуют статьи за преступления детей против родителей
Напомним, что в современном Уголовном кодексе отсутствуют статьи за преступления детей против родителей, как это было в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных Российской империи. Сейчас подобная ответственность предусмотрена за преступления против личности как таковой, вне зависимости от родственных связей.
Как бы там ни было, строки из «Домостроя» звучат для нас мудрой заповедью седой старины:
«Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать – тот отлучится от Церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: “Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит”»[20].