Концепция четвертая: «Альфа-родительство»

О четырех популярных системах воспитания

Еще одно направление, набирающее известность, – альфа-родительство. Оно основывается на теории привязанности, или соединенности (англ. attachment), которую нам уже доводилось разбирать (см. статью «Незримая пуповина»). В феномене привязанности ребенок и значимый взрослый вместе образуют симбиотическую пару. Дети настроены на волну родителей и как бы «подключены» к ним, подобно как телефон привязан к базовой станции и сообщается через нее с миром.

Созданная в послевоенное время на основании опытных данных британцем Джоном Боулби теория выступила противоположностью, едва ли не полной, так называемому гуманистическому, по сути же индивидуалистическому течению в психологии и педагогике. Боулби отзывался об идее свободы ребенка как об «идиотской фантазии». По его мнению, «материнское присутствие настолько же необходимо для развития личности ребенка, как витамин D для развития скелета». В своих работах он отстаивал точку зрения о семье как о лоне, в котором созревает и укрепляется психика ребенка. Вне семьи становление детской личности нарушается.

О привязанности тогда много спорили в обществе, а снятый в конце 1960-х годов супругами Робертсонами документальный фильм «Джон» стал настоящим потрясением для европейской и американской публики. В нем раскрывалась драма полуторагодовалого малыша, оставленного матерью в приюте. Показ фильма привел к переменам в правилах работы больниц и других детских учреждений, куда раньше не допускали матерей и отцов. Ярко выступила также оборотная сторона занятости родителей – отрицательные и необратимые подчас дисфункции в отношениях с детьми.

Повторно теория привязанности напомнила о себе в конце 1990-х в подаче канадского психолога Гордона Ньюфелда. Его выступления и работы отразили в себе острую реакцию на банкротство псевдогуманистического направления, которым отношения родителей и детей были доведены до низшей точки: старшие утратили всякое влияние на детей. Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией.

Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией

Всё чаще стали отмечаться психические нарушения и отклонения в поведении детей. Обыденными для семей и школ стали низкая мотивация детей к учебе, отчужденность, агрессия, ранняя сексуализация и разного рода зависимости.

В продолжение идей Боулби Гордон Ньюфелд предлагает модель, как раннее нарушение привязанности к родителю отражается на молодых. Ничего подобного в истории человечество не знало, ведь люди всегда жили семьями и только беспризорные сироты испытывали на себе эффекты, аналогичные возникающим в рамках массовой индивидуалистической культуры.

Работа Ньюфелда «Не упускайте своих детей», написанная им в соавторстве с врачом Габором Матэ, стала манифестом «альфа-родительства». Слово «альфа» означает позицию сильного, того, кто способен позаботиться о ребенке и дать ему постоянную поддержку и защиту. Дети, убежден Ньюфелд, плохо ведут себя тогда, когда в силу возраста не могут справиться с проблемой и со своими эмоциями самостоятельно. Автор называет это «слезами тщетности». Ребенок не верит, что может сделать что-либо с таким количеством обступающих его проблем и угроз. Разными способами он обращает на себя внимание. И стоит родителю, обняв его, подать сигнал «я рядом, со мной ничего не страшно» или «я помогу», как равновесие восстанавливается.

Но, к сожалению, большинство родителей не делают этого. Беспокойство ребенка переходит в обиду и замкнутость. Негативные чувства с течением времени становятся застарелыми. Нормальная привязанность замещается болезненными: зависимостью от «стаи» сверстников и массовых трендов, от алкоголя, химических веществ и секса. В биографии Гордона Ньюфелда также был тяжелый период отчуждения с дочерью Ташей. И когда после долгого перерыва и многочисленных попыток наладить контакт им наконец удалось поговорить по душам, первое, что спросила девушка, было: «Папа, почему ты меня оставил?»

Достоинство концепции альфа-родительства заключается в том, что она охватывает не только раннее детство, но и подростковый и юношеский периоды. Ньюфелд взывает к мужеству родителей и убеждает их не отчаиваться, не опускать руки и не считать предопределенным отход детей от родителей и переориентацию их на ровесников. Он говорит: «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они этого не ощущают и даже если своими словами или действиями демонстрируют нам обратное».

Г. Ньюфелд: «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они демонстрируют нам обратное»

Привязанность детей, считает автор, родителям необходимо восстанавливать с настойчивостью, а если потребуется, то и состязаться с конкурирующей привязанностью к сверстникам. Конечно, подростка не удержать взаперти. Но можно активно завязывать отношения с друзьями детей, делая так, чтобы их новые связи включали и вас. Например, отвечая по телефону, приветствовать звонящих по именам и заводить с ними разговор, а также организовывать домашние праздники, на которых родители и друзья смогут провести время вместе и узнать друг друга. Предпочтительно, говорит Ньюфелд, чтобы ваши дети заводили знакомства и сближались с теми ровесниками, которые также имеют прочную привязанность к своим родителям.

При этом Ньюфелд критикует гиперопеку и потакающий стиль. Оба этих явления он считает неподобающими для отношений родителей и детей. Родитель – это не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует.

Родитель – не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует

Большим заблуждением Ньюфелд считает мнение, согласно которому сопротивление априори детям присуще и личность ребенка созревает в конфликте с родительским началом. Нет! «Мы должны верить, что мы – лучшее для своих детей», – утверждает автор. Привязанность с точки зрения Ньюфелда – широкое понятие, включающее разные уровни: физиологический, эмоциональный и психический. Телесная близость – только один из факторов установления доверительных отношений. Укреплять таковые родитель не прекращает до момента обретения ребенком зрелости и жизненной состоятельности.

Существует также концепция аttachment parenting (забота, основанная на привязанности), принадлежащая Уильяму и Марте Сирс. Внимание в ней уделяют физиологическому контакту с малышом: грудному кормлению, играм, поглаживаниям, совместному сну. Многие ее положения выглядят естественными, они применялись при уходе и воспитании малышей традиционно, на протяжении столетий. Но совершенно не обязательно физиологическому контакту ребенка с родителем придавать чрезмерно большое значение. Это выглядит не совсем здоровым и начинает пахнуть мистификацией. Неудивительно, что концепция Сирсов высоко ценится последователями нью-эйдж и других синкретических культов и практик.

Что касается теории Ньюфелда, то она заслуживает самых добрых отзывов и рекомендаций, христианским родителям включительно. «Не упускайте своих детей» в разных странах является программной книгой для матерей и отцов, настроенных на ответственное родительство. Вопросы духовной жизни и веры ею не затрагиваются, но общая тональность созвучна представлениям Церкви о важности семьи и естественном устройстве вещей. Она настраивает отцов и матерей на активное участие в жизни детей и дает им поддержку. Главную цель своей деятельности Г. Ньюфелд формулирует так: «Я не пытаюсь изменить мир, я пытаюсь вернуть родителям их естественную интуицию».

Андрей Рогозянский

15 ноября 2019 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 855 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Данной статьей портал «Православие.ру» завершает публикацию цикла «О четырех популярных системах воспитания». Надеемся, что он был вам интересен. Присылайте свои отклики, задавайте вопросы!
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О четырех популярных системах воспитания. Ч.3. «Маленькие профи» О четырех популярных системах воспитания. Ч.3. «Маленькие профи»
Андрей Рогозянский
О четырех популярных системах воспитания. Ч.3. «Маленькие профи» Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
Андрей Рогозянский
«Характер первичен, способности вторичны», – гласило правило Сузуки. Талантливый, но избалованный либо бессистемно воспитываемый ребенок отстает и растрачивает врожденные способности.
О четырех популярных системах воспитания. Ч.2. «Развивалки» О четырех популярных системах воспитания. Ч.2. «Развивалки»
Андрей Рогозянский
О четырех популярных системах воспитания. Ч.2. «Развивалки» Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
Андрей Рогозянский
С азартом включаясь в обучающую деятельность, родитель подчас стесняется передавать ребенку понятия должного и недолжного, высокого и низкого, целей и принципов жизни. Уходит от вопроса: а для чего все эти усилия по развитию?
О четырех популярных системах воспитания. Ч.1. «Сам с усам» О четырех популярных системах воспитания. Ч.1. «Сам с усам»
Андрей Рогозянский
О четырех популярных системах воспитания. Ч.1. «Сам с усам» Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
Андрей Рогозянский
Они будут красиво и долго рассуждать о свободе ребенка и решительно отвергать насилие. Ведь открыто и прямо в стремлении сбежать от детей никакой родитель, разумеется, не признается.
Комментарии
Анна22 ноября 2019, 15:49
Катерина 19 ноября 2019, 19:22 Катерина, большое Вам спасибо! Будут силы - прочитаю. И я как раз об этом - в 19-ом веке мать не работала ни по 18 часов, ни по 8, а была на хозяйстве, то есть и с детьми тоже. И папа был - живой и настоящий.
Елена20 ноября 2019, 16:22
И еще просьба к автору - Андрею Бориславовичу - напишите нам что-нибудь из своего опыта общения с детьми - соседскими, в храме. Как они растут, развиваются, есть ли желание вернуться в город. В Ваших более ранних статьях Вы немного рассказывали, что живете в деревне, многодетный папа, ратуете за домашнее образование, тем более, что раньше жили в Петербурге с неограниченными возможностями для ребенка. Понятно и желание подвести под сельскую, несколько замкнутую на семье, жизнь "мощную" теоретическую базу, так сказать. Но нам это необязательно, мы и так Вам верим. Просто потому что Вы делаете, и интересно знать как оно получается, сложности, плюсы, радости и разочарования, особенно для детей.
Наталья20 ноября 2019, 08:23
Благодарю за освещение такой важной темы! В нашей стране ее развивает Людмила Петрановская, если я не ошибаюсь.
Катерина 19 ноября 2019, 19:22
Анна, в 19 веке не было 8часового рабочего дня и было резкое социальное расслоение общества. Всё как сейчас. Уже по одному этому Ушинский по прежнему актуален. У него статья интересная есть. "О народности в общественгом воспитании". Мне очень нравится. Почитайте.
Елена19 ноября 2019, 16:53
Мне кажется странным желание найти "доктрину" - русское воспитание совсем не в этом. Не в каком-то своде правил или наборе методичек. Смущает как раз такой подход - "альфа-родитетельство", - ну почему человеческое теплое нежное отношение к собственному ребенку должно носить какое-то уродливое название? Мы уже скоро обычным русским словам ищем замену. Поэтому и хочется искреннего душевного слова. Почитаешь "Сердце отдаю детям" Сухомлинского, который в послевоенной поселковой школе работал, слезами умоешь свою очерствевшее родительское сердце, идешь с ребенком смотреть как птица клюет ягоды.
Алексей19 ноября 2019, 12:44
"...Быть сейчас ребенком так тяжело, как мы не представляем". Согласен. Это непосильно для них - оставаться "ребенком". Дети очень быстро, не могу подобрать слово, "опошливаются" интернетом, компьютерными играми и т.п. И ещё им тем же интернетом, современными фильмами и телевидением вдалбливается стериотип "успешного потребителя", но не созидателя и труженика. Прошу прощения за старческое брюзжание.
Анна19 ноября 2019, 09:19
С вашего позволения осмелюсь продолжить. С потерей традиций и связи поколений у нас появилось очень много придури (личное пространство, зона комфорта, никто никому не должен, деньги за оценки и проч.), которая убивает наших детей. Очень часто мы дрессируем детей, вместо того, чтобы быть для них родителями, отчуждаем, вместо того, чтобы просто обнять, услышать. И если у кого-то есть здоровая позиция и даже живой опыт того, что надо, чтобы семья была счастлива - ну не забрасывать же тапками, если этот кто-то оказался иностранцем. Мыслится, что тут все-таки сама мысль важнее источника. Будет жаль, если мы ее не услышим. Быть сейчас ребенком так тяжело, как мы не представляем.
Анна19 ноября 2019, 09:12
Мне вот кажется, что зря так строго к автору из-за зарубежных авторов. Мне и самой претит поклонничество перед иностранным, но в данном случае автор просто препарировал для нас с вами наиболее модные/современные/действующие прямо сейчас системы воспитания детей. И да, японская в них тоже присутствует. Вы сами вспомните, сколько нам мозги моют в школах и прочих странных заведениях как мы должны и кому мы должны. А автор все очень внятно рассказал и сориентировал на наиболее правильное отношение к детям. Я, к стыду, не знаю точно доктрину Ушинского, но в то время он мог и не быть в курсе того, что в 21 веке мать будет работать по 18 ч., а отец будет только номинально (1 из 10 комментариев).
Катерина 18 ноября 2019, 16:55
Y. S.18 ноября 2019, 06:51 - спасибо за поправку. Но сути чуждости той культуры по отношение к русскому менталитету это не меняет. Вот с Еленой согласна. У наших русских педагогов прекрасные наработки.
Y. S.18 ноября 2019, 06:51
Катерина, вообще-то Ньюфилд из Канады.
Елена17 ноября 2019, 17:00
Хочется начать словами: уважаемые коллеги!, - т.к. автор предлагает нам обзор современных наработок иностранных специалистов в области педагогики в духе научной конференции. Прекрасно, что западные ученые приходят к мысли о необходимости авторитета родителей. Но все-таки хочется перестать искать "за морем" какие-то "актуальные" решения, большей частью не имеющие к нам никакого отношения, и открыть наконец сокровищницу русского воспитания. Ждем обзор таких чудесных книг, проникнутых чадолюбием, трудолюбием, целомудрием и радостью воспитания детей, как "Лад" В.И.Белова, книги В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и книг др. авторов, укорененных в православном мировоззрении и любви к ребенку.
Ирина17 ноября 2019, 03:44
Катерина, а у нас был советский союз, где малышей с годика сдавали в ясли, чтобы родители могли строить светлое будущее. А после войны полные сиротские приюты? И где этот подход противоречит православию? Наоборот, он утверждает главенство и ведущую роль родителей.
Antonina16 ноября 2019, 06:11
Согласно с комментарием выше. Статья написана на основе мнения людей из других стран. Я живу сейчас за границей и здесь совершенно другие понятия о жизни и соответственно о воспитании детей.Хорошо то , что написано. Но это не для России. Скорее всего для тех русскоговорящих семей,которые живут за границей. Спасибо.
Алина15 ноября 2019, 22:48
Спаси Господи! Очень понравилось)) Ждем новых статей!
Дмитрий Собриевский15 ноября 2019, 18:18
Большое спасибо за большой проделанный труд, очень интересно!
Наталья15 ноября 2019, 11:18
Спасибо большое! Очень интересная статья (как и вся эта серия). Много для себя почерпнула.
Катерина 15 ноября 2019, 09:19
Автор, это концепция британца. А до этого был японец. Совершенно отличные от нас национальные менталитеты. Не стоит пытаться натягивать их на себя.Японская подходит японцам, потому что они природные трудолюбивые копиисты и будут долбать музыку там или еще что с младенческого возраста, как дятел дерево.Им это к лицу. У британцев с состоянием детей рано отправляли в частные школы-интернат.Можно себе представить, чем они там занимались и как формировались. Поэтому британец и сам настрадался, потом бессознательно перенес свой опыт на дочку. И та тоже настрадалась. Пока до папы доходило. Мы другие совсем. Зачем нам эти искуственные концепции, созданные кальвинистами, англиканами и язычниками?
Анна15 ноября 2019, 08:55
Спасибо большое! С интересом прочитала все четыре статьи. Много любопытной информации и ссылок на неизвестных мне ранее педагогов, почитаем первоисточники. Очень хочется воспитать детей хорошими и добрыми. Грустно, что не получается. Лично я поняла, что за детей надо бороться. Это война и с собой,со своей ленью и эгоизмом, и с миром и т.п.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новые материалы

Выбор читателей

×