16 марта в Актовом зале Сретенской семинарии прошла онлайн-лекция профессора Александра Ужанкова на тему «Духовная нищета “маленького человека” в повести Н.В. Гоголя “Шинель”». Лекция шла онлайн на канале монастыря в YouTube и в прямом эфире в Instagram-аккаунте Сретенского монастыря.
Александр Ужанков начал со значения имени Акакий. Акакий был назван в честь отца:
«Имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Оно означает – незлобивый. Здесь Гоголь, вполне вероятно, отсылает к подвижнику Акакию из “Лествицы” преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, незлобие в квадрате».
Профессор рассказал об образе Акакия Акакиевича, главного героя повести:
«Нельзя сказать, чтобы он был замечателен: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным».
«Внешнее - это суть отражения внутреннего», - отметил профессор.
В повести контрастирует «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой». Александр Ужанков рассказывает о христианском образе в повести:
«Вот здесь мы видим, как входит тема христианская в это повествование: все братия во Христе, и все носят образ Божий, поэтому относиться к любому человеку надо как к иконе Бога».
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнес ее к портному Петровичу, чтобы тот залатал ее, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.
«Давайте обратимся к арифметике. Акакий Акакиевич получал в среднем в год 400 рублей. Это 33 с небольшим рубля в месяц. Чтобы сшить шинель, Петрович попросил сначала 150 рублей. Но потом Акакий Акакиевич поразмыслил, подумал, что Петрович согласится на 80. Итак, сколько не есть, не пить нужно Акакию Акакиевичу? 2,5 месяца. Но, - замечает хитрый Гоголь для невнимательного читателя, - дело всё в том, что у Акакия Акакиевича была привычка с каждого рубля по грошу (то есть по 2 копейки) откладывать в кубышку. И вот там накопилась сумма более 40 рублей».
«Смотрите, 40 рублей уже есть. И Гоголь замечает: “А где еще взять 40 рублей?” Акакий Акакиевич решил не есть, не пить в течение года, чтобы накопить. Но к какому-то там празднику Акакию Акакиевичу обещали премию в размере жалования, а дали 60 рублей. 40 и 60 – это сколько будет? 100, это уже больше 80. Тогда, спрашивается, зачем Акакий Акакиевич копил год? Всё очень просто. Потому что Гоголь хотел показать, что вопрос не в том, может ли он сшить себе шинель или не сшить. Всё это время, в течение года духовно согревала его мысль о приобретении будущей шинели, чувство предвкушения».
Акакий Акакиевич купил новую шинель. Однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошел в департамент в новой шинели. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч. После этого герой вернулся домой и скончался.
«После Акакия ничего не осталось. Человек приходит в этот мир нагим и уходит нагим, ничего не может с собой взять в мир иной. Спрашивается, так в чем же смысл повести? В 40-е годы XIX века, как и в наше время, мало кто читал Евангелие, сравнивал свою жизнь с Евангельскими истинами. И Гоголь через это произведение попытался открыть читателям эти истины. В Евангелии сказано: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”, а сокровище Акакия осталось на земле – вот главный смысл».
После лекции профессор ответил на вопросы участников. Зрители задавали их через социальные сети, лектор отвечал в прямом эфире.
Лекция
(продолжительность: 1:25:02)