В СМИ регулярно выходят публикации о том, в какой сложной ситуации оказались врачи по всему миру в связи с эпидемий коронавируса. Владелец компании «Братья Чебурашкины» Владислав Чебурашкин рассказывает о том, как можно облегчить участь медицинских работников.
– Владислав, как возникла идея помогать врачам?
– Мы видим, как по всему миру люди самоизолируются, спасаясь от вируса. Но есть те, кто вынужден работать, помогая другим. Они несут и бремя дополнительных рисков, и стресс. Им тяжело. Система здравоохранения сейчас перегружена во всём мире. Медики на передовой, и всех это беспокоит. Возникает вопрос: как мы можем им помочь? Вслепую это делать не будешь: как понять, где помощь действительно нужна?
В данном случае людей поддержала мысль, что кто-то подумал о них, позаботился
Мы задействовали свои личные контакты: у кого-то есть главврач знакомый, у кого-то – другие лица из управления медучреждений. Поговорили с людьми. В разных больницах – разная нагрузка; где-то справляются, а где-то врачам приходится очень тяжело. Мы ничего не обещали, предложили попробовать: мы привезём нашу молочную продукцию к больнице, оставим у входа, а сотрудники сами занесут её внутрь. И посмотрим, будет ли это востребовано медработниками. В больнице, с которой мы договорились, работают 300 человек. Мы привезли туда 350 порций продуктов: йогурты, творог и сметану. В больничном кафетерии их раздавали сотрудникам. Люди по 12 часов работают в защитных костюмах, и когда они выходят из зоны риска и снимают костюм, у них должна быть возможность что-то быстро съесть. И желательно не бутерброд, а что-то полезное, что не вызовет гастрита или других проблем с пищеварением.
После первой поставки мы получили обратную связь – эмоции позитивные. Ведь помощь может быть не только материальной, но и моральной, и в данном случае людей поддержала просто мысль, что кто-то подумал о них, позаботился. Даже если мы совсем чуть-чуть облегчили их задачу – это здорово.
– Сейчас многие предприятия – почти все – переживают кризис. Как себя чувствует ваша компания?
– Сейчас кризис, у нас падение продаж от 25% до 30%, и это критично. На производстве экономия, срезаем затраты, где только можно. Все планы развития оставлены на будущее, сейчас решаем вопрос выживания. У нас на предприятии работают 162 человека. Первая ответственность любого руководителя – стараться продолжать деятельность, не закрывать производство в критической ситуации. Самое главное – сохранить то, что есть, сохранить рабочие места. Второе – посмотреть по сторонам: что еще можно сделать полезного, что в наших возможностях? Это не так просто.
Я думаю, что благотворительность – довольно тонкий и сложный вопрос. Если помощь оказывается не к месту, не ко времени или каким-то образом усложняет жизнь получателю, она может оказаться во вред – создать стресс, обидеть или унизить. Помощь, как и вообще любое действие, должна быть осмысленной. Есть три условия, которые необходимо соблюсти: востребованность, прозрачность и долговременность.
Благотворительность – это не спринт, а марафон
Благотворительность – это не спринт, а марафон. Если вы решаетесь помогать, то это, как правило, не только на сегодня. Это долгая история, к которой надо готовиться, чтобы работа была отлаженной, приносила пользу. Если мы решили доставлять продукты – надо следить за логистикой, чтобы в доставке не было сбоев.
– То есть вы планируете кормить врачей регулярно, пока длится эпидемия? И как это возможно в условиях, когда ваше предприятие само существует в режиме экономии?
– Сейчас много рисков и неопределённости. Если производству будет совсем плохо или оно вовсе закроется, то эта инициатива остановится. Но, думаю, этого не произойдёт. Мы хотим привозить молочную продукцию в больницу два-три раза в неделю; пока все расходы мы несём на своих плечах. Конечно, если помощь уместна, хорошо бы её расширить, но сами мы точно не сможем это сделать. В нынешних условиях предприятие занято выживанием. Если люди захотят присоединиться, компенсировать часть затрат производства – мы будем рады. Тогда мы сможем помогать не одной больнице, а двум-трём. Каждые переведенные 40 руб. – это еще один йогурт, творог или сметана для врача или санитара.
Мы все сейчас в тяжелой ситуации, у всех стресс. Возможность помочь другому человеку – это те позитивные эмоции, которых так не хватает в состоянии стресса. Но главное, что это позволяет следовать словам Христа: «Голоден был, и накормили Меня» (ср. Мф. 25, 35).