Святая Церковь называет равноапостольным и святого Косму Этолийского не случайно. Будучи пламенным и искренним проповедником, он еще при своей жизни совершил множество чудес и исцелений и сподобился мученической кончины.
Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Косма Этолийский оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем всего человечества (о научных изобретениях, войнах, экологических катастрофах). Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые еще ожидают своего исполнения.
Это не выдумки в духе лже-пророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в диавольские сети и сохранить в чистоте веру православную.
Каждый город, каждое селение, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие предсказания святого дошли до нас не только в письменном виде, но и как устные рассказы. Люди с детства воспитывались по заветам святого, поэтому даже сегодня нет в Греции человека, незнакомого с пророчествами Космы Этолийского.
Многие его предсказания связаны с конкретными областями, и не могут быть поняты без знания местных реалий и исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами вселенского Православия и современного мира. Большинство пророчеств святого Космы сохранилось до наших дней. Что-то из предсказаний известно уже по книгам, рукописям и кодексам XVIII–XIX веков. Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашел сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Пророчества святого были столь жизненно необходимы, популярны и важны для народа, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и «спрятали» пророчества великого православного святого в священной книге мусульман.
Если главной задачей пророков ветхозаветного периода было предсказание прихода Мессии, то основным делом пророков Нового Завета стало предсказание конца света и второго пришествия Христа. Все новозаветные святые мужи, наделенные пророческим даром (в том числе и святой Косма), предсказывали не какие-либо новые события и состояния, но подготавливали свою паству к Страшному суду и второму пришествию нашего Господа и Спасителя. Не только к преодолению трудностей и искушений последних времен готовят нас они, но и к главной цели всего нашего земного существования - «благоприятному ответу на Страшном судище Христовом».
«Величайшими мучениками были пророки! Они были мучениками большими, чем все мученики, несмотря на то, что не все они умерли мученической смертью. Потому что мученики страдали недолго, тогда как пророки видели, как творится зло, и страдали постоянно. Они все кричали-кричали, а остальные дудели в свою дуду»[1], – эти слова принадлежат нашему современнику афонскому старцу Паисию Святогорцу. Старец Паисий (как и любой другой грек) с раннего детства был погружен в традицию, связанную с именем равноапостольного Космы. Впоследствии в беседах с приходившими к нему людьми он неоднократно цитировал проповеди и пророчества этого святого. Старец долгое время восстанавливал монастырь в Конице – месте, неразрывно связанном с именем Космы Этолийского (сейчас там построена величественная церковь в его честь). Но самое главное – старец Паисий объяснил нам некоторые «константинопольские» пророчества святого, которые до этого вызывали у исследователей жаркие споры.
Святого и старца связывала общая боль за родину и Православную Церковь, оба они были выдающимися миссионерами, приведшими ко Христу множество современников. Их жизнь – пример жертвенного служения Богу и ближнему.
Всей своей жизнью святой и старец показывают, что любовь к Богу немыслима без любви к своему народу. В то же время подвижники в своем отношении к родине был чужды поверхностного горения, которое, ярко вспыхивая, быстро гаснет. Они показали, что любовь к отечеству – это каждодневный изнурительный и опасный труд, лишенный всякой показухи и тем более не рассчитывающий на земное вознаграждение.
Для такого жертвенного труда требуется, прежде всего, глубочайшее смирение, полное предание себя воле Божией. Всем этим была пронизана жизнь старца Паисия. Готовность к такому самоотречению находим и в словах священномученика Космы, которые являются программой всего его земного поприща:
«Вы можете сказать: “А ты ведь монах, что ты тогда делаешь в миру?” И я, братья, неправильно поступаю. Но так как народ наш стал безграмотным, я сказал: “Пусть Христос потеряет лишь меня, но получит остальных. Может быть, по милосердию Божию и вашим молитвам и я спасусь”». Здесь равноапостольный Косма встает вровень с апостолом Павлом, который говорил: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». (Рим. 9: 3).
Войны, голод, холод, немыслимые катастрофы и трагедии – обо всем пророчествовал святой Косма. Но он перечисляет эти события не для того, чтобы напугать малодушных и впечатлительных слушателей. Святой дает практические советы: как преодолеть невзгоды и выстоять, сохранив веру. Каждое произносимое им слово было выстрадано и имело силу, важность и значимость не только для его современников, но и для последующих поколений.
Пророчества Космы Этолийского стали руководством для нескольких поколений жителей Балканского полуострова. Прислушаемся и мы к его словам, последуем его наставлениям, сохраним надежду и веру в то, что с помощью Божией все испытания в конце концов обернутся на наше благо.
Пророчества о «желаемом»
Своими пророчествами святой Косма смог вернуть соотечественникам, уже более 300 лет томившимся под иноземным игом, надежду на национальное возрождение. Вклад святого Космы в будущее освобождение от турецкого владычества был огромен. Вот слова из песни, ставшей гимном греков, боровшихся против иноземного владычества:
Помоги, святой Георгий,
Помоги, святой Косма,
Вновь нам взять Константинополь
И святой Софии храм.
Святой Георгий, как известно, был покровителем воинства. А святой Косма для участников национально-освободительного движения стал символом борьбы за возрождение Православия и родины, они вдохновлялись его пророчествами, пробудившими веру и надежду.
Святой, конечно, не мог напрямую говорить со своей паствой о национальном освобождении. Он использовал слова «желаемое», «чаемое». «Когда придет “чаемое”»? – часто спрашивали святого.
Вот как он отвечал на этот вопрос:
«Это место однажды снова станет ромейским[2]. Счастлив тот, кто будет жить в этом государстве».
Святой часто произносил это пророчество, посещая с проповедью порабощенные земли Балкан. Все они вскоре были освобождены от турок.
«Желаемое придет к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки»
Эти слова произнесены в Эпире. Освобождение этой греческой провинции случилось во время Балканской войны 1912–1913 годов, когда еще были живы внуки тех, к кому святой Косма обратился с этим пророчеством.
«Впереди еще много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощенным и несчастным».
Святой сказал это в Эпирской деревне Цараплана. Щель на том дереве зарубцевалась в 1912 году.
Местные жители с тех пор, как услышали пророчество, ежедневно ходили к платану и смотрели, не зарубцевалась ли рана на дереве. Прошло более 130 лет, и вот по округе пронеслось радостное известие: «Свершилось! Пророчество святого исполнилось!» И люди не обманулись в своих ожиданиях: всего через несколько месяцев они получили долгожданную свободу.
«Желаемое придет, когда две пасхалии совпадут вместе».
Благовещение и Пасха совпали в 1912 году. Спустя всего несколько месяцев области, к жителям которых святой обратил свое пророческое слово, были освобождены от турецкого владычества (На такую расшифровку пророчества святого Космы указал именно старец Паисий).
«Да будут благословенны горы: много душ они спасут».
Эти слова святой произнес в Вонице. В мае 1821 года жители этого селения, следуя пророческому совету святого Космы, нашли убежище в горах Левкады.
«Благодарите судьбу за то, что окажетесь в высоких горах: они сохранят вас от многих бед. Вы будете слышать опасность, но не увидите ее. Три дня и три часа будете страдать».
Святой произнес это пророчество в городе Мецово. 27 мая 1854 года там, действительно, разразилось жестокое трехдневное сражение. Многим местным жителям, спрятавшимся высоко в горах, удалось избежать гибели.
«О благословенная гора, сколько женщин и детей ты спасешь, когда придут тяжелые годы».
4 ноября 1912 года слова святого сбылись: в горах Сиасицы спаслось 45 тысяч женщин и детей.
«Сначала придут красные колпаки, потом на 54 года их сменят англичане, а затем будет греческое государство».
Пророчество об освобождении Ионических островов произнесено святым на острове Кефалония. Эти слова исполнились с поразительной точностью: вслед за венецианцами островами стали владеть французы (в народе их называли «красные колпаки»), их на 54 года (!) сменили англичане, и только затем Ионические острова, как и предсказал святой Косма, получили долгожданное освобождение.
«Беда дойдет до креста, но не сможет спуститься ниже. Не бойтесь. Не уходите из своих домов».
С этими словами святой обратился к жителям селения Полинери. На месте своей проповеди святой, по обыкновению, воздвиг большой крест, с которым и связано это пророчество.
В ноябре 1940 года войска фашистской Италии вторглись в Грецию. Практически не встречая сопротивления, они захватывали все новые и новые территории. Наконец они приблизились и к кресту, о котором святой говорил в своем пророчестве. Опасаясь угрозы дальнейшего продвижения итальянских войск, греческие власти отдали приказ об эвакуации жителей некоторых населенных пунктов, в том числе и Полинери. Столетний житель села Тегос Насиулас не забыл пророческих слов святого: он обратился к односельчанам, убеждая их никуда не уходить из своих домов. Власти считали его вредителем, пытающимся задержать эвакуацию и облегчить продвижение итальянских войск. Старика просили замолчать, даже жестоко избили, но он упорствовал.
Итальянцы, действительно, дошли до креста, но не смогли пройти дальше: греческие войска остановили наступление.
Пророчества о Константинополе
Возвращение Константинополя всегда было мечтой греков и других православных народов Балкан. Его падение стало самой тяжелой и трагической датой в греческой истории. Возрождение национального государства не получило логического продолжения – восстановления православной империи со столицей в Константинополе. Святой Косма, предсказавший освобождение от турецкого ига, предсказал и будущее освобождение Царьграда. «Константинопольские» пророчества еще ожидают своего исполнения.
Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались для нас загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лже-пророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить «зерна от плевел» – истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение.
Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи.
Византия для них – это не только политическая программа, но и образ мысли и мироощущения: «Византия положила начало на Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не “полинять”, не ”обесцветиться”. Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы мы сами не полиняли»[3]. Византия – образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это «христианское царство», по меткому определению святого Космы Этолийского.
«Красные жилеты изгонят турок из Города».
Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей.
«В Городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок».
Это пророчество было дополнено старцем Паисием: «В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови»[4].
«Через долину Музини пройдут войска, направляющиеся в Константинополь. Пусть женщины и дети уйдут в горы. Вас будут спрашивать: “Далеко ли Город?” Отвечайте: “Он близко”. Отвечая так, избегните многих бед».
Долина Музини располагается в Северном Эпире. Хотя эта греческая провинция находится сейчас на территории Албании, в ней до сих пор проживает значительная часть неалбанского (преимущественно греческого) населения, к которому и обращался святой Косма в своем пророчестве.
«Когда услышите, что флот плывет по Средиземному морю, – знайте: вскоре решится константинопольский вопрос».
Из пророчества ясно, что в борьбе за Константинополь противоборствующими сторонами будет широко использоваться флот.
«Войска не дойдут до Города и половины пути, когда получат известие, что пришло “желаемое”».
Некоторые «константинопольские» пророчества святого Космы в конце XX века были расшифрованы и дополнены старцем Паисием Святогорцем.
«Вот что сказал старец, когда однажды его спросили о событиях в Сербии:
– Сегодня ради турок европейцы создают независимые государства с мусульманским населением (Боснию, Герцеговину). Однако я вижу, что они в будущем деликатно разделят и саму Турцию: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют признания независимости и права этих народов на самоопределение. Они скажут тогда Турции: “Мы вам уже когда-то сделали одолжение, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне”. Так “благородно” разделят на части Турцию.
Святой Арсений Каппадокийский в Фарасах говорил верующим, что они потеряют свое отечество, но вскоре вновь его обретут»[5].
«Будет и еще одна чужеземная армия. Она не будет знать греческого, но будет верить во Христа. Они тоже будут спрашивать: где Город?».
Судьба Константинополя решится в военном и дипломатическом противоборстве крупнейших мировых держав, которым по каким-то (пока еще неизвестным причинам) станет выгоден распад Турции.
Старец Паисий подчеркивал, что это случится без непосредственного участия самой Греции: «Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам»[6].
Многие греческие исследователи убеждены, что в решении константинопольского вопроса примет активное участие и единоверная Россия. Действительно, русский народ в наибольшей степени подходит под определение святого Космы: «не будет знать греческого, но будет верить во Христа».
«Однажды группа детей, учеников Афониады, решила пойти к старцу и спросить его о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времен. Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот – третьему. Но в конце концов никто так и не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: “Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете”»[7].
«Антихристы (т.е. турки. – А.З.) уйдут, но снова вернутся, затем вы будете их преследовать до Красной Яблони».
В греческой народной традиции и преданиях Красной Яблоней называется Коккини Милья – место где-то в Месопотамии, куда будут изгнаны турки после освобождения Константинополя.
Конечно, сейчас нам кажется, что освобождение Константинополя, равно как и развал Турции вкупе с усилением России почти невозможны. Но не будем забывать, что Богу все возможно, и ситуация в мировой политике может в любой момент повернуться на 180º.
«Однажды господин Д.К. посетил старца Паисия. В то время СССР был сильной и могущественной державой, и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться (дело было еще в эпоху Брежнева).
Между прочим старец сказал ему:
– Увидишь, что скоро СССР развалится.
Господин Д. возразил:
– Но такую крепкую мощь, геронда, кто сумеет развалить? И до ноготка его не смеют дотронуться.
– Увидишь!
Старец предсказал, что развалу СССР будет очевидцем и сам господин Д., несмотря на его преклонный возраст.
Старец продолжил:
– Знай, что и Турция развалится. Будет война, которая продлится два тайма. Мы будем победители, потому что мы – православные.
– Геронда, потерпим ли мы урон в войне?
– Э, самое большее, один–два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!»
«Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий[8]. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».
«Никто не может этого объяснить, все высказывают ошибочные предположения. Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе[9], во Фракии[10], в Коринфе, но никто не знает, что то, о котором он говорит, – шесть миль территориальных вод[11]»[12].
«Однажды я встретил старца Паисия, который был несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал разговор:
– Пришли сюда некие и начали мне говорить, что начнется война, турки войдут в Грецию и нас прогонят за шесть миль до Коринфа (таким образом они своим испорченным помыслом истолковали пророчество Космы Этолийского). <…> Хотя и не люблю говорить на тему пророчеств, но они вынудили меня объяснить им значение шестимилия, о котором говорит святой Косма, а это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-за которой мы в последние годы грыземся с Турцией и из-за которой мы в конце концов “схватимся”. Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут»[13].
«Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию»[14].
Пророчества святого Космы и старца Паисия говорят о том, что треть турок станет христианами. Примечательно, что уже сейчас среди турок много криптохристиан. Многие паломники, побывавшие в Турции, рассказывают, что во время поездок к ним подходили люди, просили иконы, молитвословы, искали возможности исповедаться и причаститься.
«Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе».
Долгое время смысл этого пророчества был сокрыт от нас, лишь в конце XX века старец Паисий пролил свет на слова святого Космы.
«Они начали мне говорить, что сказанное святым Космой: “Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе”, – сейчас (когда Пасха совпала с Благовещением и прошлая зима была как лето) означает, что турки нападут на Грецию.
Все мы стали пророками, отче, и объясняем умом нашим вещи, как хотим… Здесь я был вынужден им сказать, что святой Косма, когда говорил: “Тогда придет…”, вовсе не подразумевал турок. Разумел, что тогда придет свобода для жителей Северного Эпира. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и теперь они более или менее свободно сообщаются со своим отечеством.
Отец мой, я понял, что очень большой вред наносят эти люди, объясняя пророчества своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои лживые мудрствования»[15].
В основу публикации легли материалы книги: Афанасий Зоитакис Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007.
[1] Паисий Святогорец, старец. «С болью и любовью о современном человеке». Слова. М., 2003. Т. 1. С. 22.
[2] Ромеи – жители Византийской империи. Святой Косма был последовательным сторонником воссоздания «Ромейской империи».
[3] См.: Афанасий Раковалис «Отец Паисий мне сказал…». М., 2003.
[4] Χριστόδουλος Αγιορείτης, ιερομοναχος. Σκέυος Εκλογής. Άγιον Όρος, 1996. Σ. 207.
[5] Там же. Σ. 143.
[6] Χριστόδουλου Αγιορείτου. Ο Γέρων Παίσιος. Άγιον ΄Ορος, 1994. Σ. 210–221.
[7] Исаак, иеромонах. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 211.
[8] Ексамилья – 6 миль, шестимилие.
[9] Лангадас, Килнис – города в Македонии.
[10] Фракия – область в Греции.
[11] Зона из шести миль, включающая несколько островов в Эгейском море. На эту территорию сейчас активно претендуют турки. Они постоянно нарушают греческое воздушное пространство, а в 1996 году из-за этих территорий едва не вспыхнул вооруженный конфликт между Грецией и Турцией.
[12] Χριστόδουλος Αγιορείτης, ιερομοναχος. Σκέυος Εκλογής. Σ. 221.
[13] Χριστόδουλου Αγιορείτου.. Ο Γέρων Παίσιος. Σ. 211
[14] Там же. Σ. 206.
[15] Там же. Σ. 211.