"Вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу". Оптинский старец Нектарий (начало XX столетия).
"Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем
злосчастном XX веке, богатом материалистическими
искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые,
бредовые взгляды, ранее безоговорочно и повсеместно
отринутые культурными людьми, сейчас находят
"теоретическое обоснование" и непременного "учителя".
Иеромонах Серафим (Роуз)
(конец XX столетия)
Есть много учений[1], которые утверждают, что человек может быть введен в некое необычное состояние сознания и практикуют вхождения в него. Иеромонах Серафим (Роуз) так пишет про Америку 70-х годов (к нам это пришло несколько позже): "Оккультный взрыв" последних лет был вызван эффектным возрастанием "паранормальных" опытов всякого рода... На одном краю спектра этих опытов находятся "посмертные опыты", в которых для контакта с потусторонним миром требуется незначительное волевое усилие или же вообще его не требуется, на другом конце этого спектра находятся современное колдовство и сатанизм, где уже имеет место сознательная попытка общения и даже "служения" силам "потустороннего мира", а где-то между двумя этими крайностями находятся мириады вариантов современных парапсихических опытов от "изгибающихся ложек" Ури Геллера и парапсихологических "внетелесных" путешествий до контактов с существами НЛО и похищений ими. Важно отметить, что большое число этих "паранормальных" опытов имели "христиане", а один из видов этих опытов ("харизматические") широко принимается как якобы подлинно христианское явление. На самом же деле участие христиан во всех подобных опытах является лишь поразительным показателем того, насколько в наши дни потеряна христианская осведомленность об оккультном опыте". ("Душа после смерти", С.142-143)
В последнее время и научными средствами убедительно показано, что особое паранормальное состояние сознания (во время медитации, гипноза, транса, "йогического полета" и т.п.) - вовсе не выдумка. Оно действительно наступает в определенных случаях и его удается регистрировать объективными научными методами.
Вопрос оказался в другом. Что это за состояние сознания? Что в этот момент происходит с работой мозга и психикой? Полезно ли паранормальное состояние для человека? Каковы его последствия?
Занимаясь довольно долгое время исследованием работы головного мозга в норме и патологии под воздействием самых разных факторов (Крапивин и соавт., 1988-2004 и др.) мы не могли не обратить нашего внимания на паранормальное состояние. Пропагандисты паранормальной деятельности утверждают, что это состояние просто неоценимо, что оно якобы оказывает необыкновенно благотворное влияние на душевное здоровье человека и работу всего организма. Так ли это?
Не станем детально описывать способы вхождения в паранормальное состояние сознания, укажем схематически основные средства, используемые в разных "техниках","школах" и "учениях".
· Физические упражнения (приводят к утомлению тела и к ослаблению действия телесного в паре телесное/душевное) · Обедненная, чаще всего вегетарианская диета (приводит к обострению чувств и к ослаблению телесного начала) · Хроническое недосыпание (тоже обостряет чувства и утомляет тело. Но может и способствовать снижению у человека внимания и самоконтроля) · Применение дурманящих веществ и трав (мощное дополнительное воздействие на сознание) · Магические и культовые действия |
ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
(ПАРАНОРМАЛЬНОЕ)
|
Собственно вхождение в особое состояние (во время него обычно сочетаются два разных процесса: расслабление тела и сосредоточение внимания (на произнесении слов, на ярких и блестящих предметах и т.п.))
Особо отметим, что магические и культовые действия играют наиважнейшую роль при вхождении в паранормальное состояние!Психофизиологическим средством их никак не назовешь, однако они обеспечивают фантастические успехи в паранормальных опытах, что обращает на себя особое внимание и резко настораживает:
- принесение жертв "богам";
- произнесение особых или таинственных слов (мантры, заклинаний и проч.);
- прямое призывание потусторонних сил.
Все это - ни что иное, как служение и поклонение бесам (невидимым демонам, сатанинским силам), призывание и восхваление их, что является и отречением от Бога. Это, пожалуй, самая страшная сторона в подобной деятельности - отречение от Бога и отдание себя во власть бесов. Поясним для примера: если в дзен-буддизме для достижения особого состояния сознания вам потребуются ежедневные многочасовые упражнения на протяжении многих лет, то в некоторых школах медитации, где нужно призывать и приносить "подарки" (а точнее жертвы) языческому "богу Пуджу", вам обещают полное овладение особым состоянием сознания всего лишь за ... 5 дней (Махариши, трансцедентальная медитация)! К сожалению, вследствие отсутствия у людей в наше время должного духовного воспитания и образования, которое позволило бы им иметь необходимые истинные представления о духовном мире, разъясняло бы, где на духовном пути можно заблудиться и повредиться, - современный человек оказывается абсолютно беспечным в далеко небезобидных и крайне опасных духовных ситуациях.
С помощью рассмотренных средств человек может быть введен в некое особое состояние сознания. Попробуем оценить его с научной точки зрения. Несомненный интерес здесь в первую очередь представляют электроэнцефалографические данные о работе головного мозга во время паранормальной деятельности. Обратимся к ним.
Как известно, существует три основных состояния организма (и три соответствующих режима работы головного мозга): бодрствование (Б), медленноволновый сон (МС) и парадоксальный сон (ПС). Они сопровождаются принципиально разными типами биоэлектрической активности.
I. Бодрствование.
Во время этого состояния человек не спит, а в коре его головного мозга регистрируется электроэнцефалограмма (ЭЭГ) такого типа:
Это низкоамплитудная дизритмичная активность.
2. Медленноволновый сон.
Это совсем другое состояние организма, оно наблюдается с момента засыпания и длится большую часть сна. Во время него регистрируется совсем другая ЭЭГ:
Высокоамплитудные нерегулярные медленноволновые колебания[2].
3. Парадоксальный (быстроволновый) сон.
Это состояние очень глубокого сна. Оно возникает всего лишь несколько раз за 7-8 часов ночного сна у человека и длится очень недолго (минуты):
Низкоаплитудные гиперритмичные колебания. По частоте они являются более высокими, чем колебания ЭЭГ во время медленноволнового сна. Эти гиперритмичные низкоамплитудные ЭЭГ-волны 1 0 парадоксального сна скорее походят на бодрствование, чем на сон, однако у человека в это время полностью расслаблены мышцы тела, что говорит об очень крепком сне, кроме того, у здорового человека во время бодрствования электроэнцефалограмма никогда не бывает столь однородной и гиперритмичной.
В течение 70-80 лет жизни человека эти три режима работы головного мозга чередуются не переставая: при накоплении усталости бодрствование сменяется медленноволновым сном, а кратковременный парадоксальный сон является как бы дополнительным "гиперсном", который позволяет организму максимально отдохнуть, полностью снять напряжение и усталость, чтобы опять можно было бодрствовать. Человек полноценно высыпается и отдыхает только в том случае, если во время ночного сна у него появляются и периоды такого гиперсна.
Эти три разных режима работы головного мозга безостановочно сменяют друг друга, причем во время работы мозга в одном из режимов идет восстановление тех ресурсов, которые обеспечивали предыдущий режим работы. При повреждении любого из этих трех режимов работы у человека наступают через какое-то время тяжелые нарушения функций мозга и психики.
Теперь проанализируем электроэнцефалограмму, которая регистрируется во время паранормального состояния сознания, наступающего во время медитации, транса, гипноза, йогического полета и т.п.[3].
Сведения об изменениях электрических показателей работы головного мозга во время паранормального состояния можно почерпнуть теперь и из статей и брошюр, выпускаемых самими "целителями", йогами, медитирующими и другими. На изменения ЭЭГ и других показателей работы организма они часто ссылаются, считая это хорошим научным аргументом в пользу паранормального состояния, подтверждающим правомерность их деятельности. В первый раз при беглом взгляде на множество диаграмм, таблиц и рисунков такое впечатление, может быть, и складывается. Однако при вдумчивом изучении этих научных данных приходится сделать совсем иные и даже противоположные, как мы увидим, выводы.
Это состояние сознания сопровождается несомненным, отчетливым и сильно выраженным изменением биоэлектрической активности мозга:
Можно сказать, что это:
а) высокоамплитудная;
б) регулярная и даже гиперритмичная активность;
в) при этом человек не спит.
О ритме этих колебаний можно сказать следующее. По частоте в разных случаях он бывает от дельта- до альфа-диапазона у человека.
Чаще всего говорят о медленных дельта-волнах. В тех же случаях, когда этот ритм близок по частоте к альфа-ритму, он имеет принципиальные существенные отличия от последнего: не исчезает при открывании глаз, не подавляется световыми и другими раздражителями (такой ритм отмечен при гипнозе, а также во время снохождений при лунатизме)[4].
Само по себе это состояние человека - и не бодрствование, и не медленноволновый сон и не парадоксальный сон, которые были рассмотрены нами ранее, а что-то совсем иное.
Обратим внимание, что в статьях по исследованию биоэлектрической активности мозга во время паранормальных состояний часто встречается парадоксальнейшая фраза такого типа: "происходит расслабление человека и одновременное (!) повышение уровня бодрствования". Исследователи правдиво описывают то, что реально видят на электроэнцефалограмме, ихотят сказать, что раз расслабление - значит неплохо, раз повышение уровня бодрствования - значит тоже неплохо. Но не в том случае, когда это происходит одновременно! С физиологической точки зрения это малосовместимо, одно прямо противоположно другому. Однако, поскольку неоднократно показано, что во время паранормального состояния действительно одновременно регистрируются эти два физиологически противоположных процесса, - необходимо найти всему этому какое-то логичное научное объяснение. Оно состоит, судя по всему, в том, что в момент паранормального состояния каким-то образом наступает противоестественное совмещение разных по смыслу режимов работы мозга (причем даже не двух, а трех одновременно, о чем будет идти речь дальше!).
Значит, далеко не случайна эта характерная общая черта разных "техник" вхождения в паранормальное состояние: одновременное сочетание общего расслабления организма с существенным усилением уровня внимания. В индийской йоге учат специальным образом управлять дыханием, принимать определенные позы, снимать напряжение организма, приводить его к расслаблению, и при этом сосредотачивать все свое внимание на произносимом "священном" изречении, мантре. При гипнозе сочетают расслабление тела с концентрацией внимания на каком-нибудь блестящем предмете и голосе гипнотизера. При медитации тоже практикуют общее расслабление человека с сильным сосредоточением внимания, чуть дальше будет сказано о медитациях шведского мистика Эммануила Сведенборга.
И вот теперь удалось зарегистрировать биоэлектрическую активность мозга во время самых разных видов паранормального состояния.
Опытного электроэнцефалографиста такая электроэнцефалограмма просто поражает! Специалисту бросается в глаза, что это действительно какое-то очень необычное состояние работы мозга, не зря оно было обозначено особым термином "паранормальное"! Настолько сильные и своеобразные изменения электроэнцефалограммы бывают разве что при эпилепсии, или при приеме существенных доз алкоголя, или же при проваливании в сон долго не спавшего человека. Однако медиум, находясь в паранормальном состоянии, хотя и выглядит необычно, - явно не спит, и не пьян, и не в эпилептическом припадке.
Необходимо упомянуть кроме этого и еще об одном важном изменении работы мозга во время паранормального состояния, выявляемом электроэнцефалографически: происходит усиление межполушарной асимметрии мозга, уровень активности одного полушария начинает существенно преобладать над уровнем активности другого полушария мозга[5].
Что же это за состояние сознания с медицинской и физиологической точки зрения? И в каком режиме в это время работает мозг, если это состояние не является и ни бодрствованием и ни медленным сном и ни парадоксальным сном?! Судя по всему, _это такое состояние работы мозга, когда одновременно задействуются процессы, обеспечивающие функционирование всех этих трех разных режимов работы мозга! И режима бодрствования (во время паранормальной электроэнцефалограммы мышцы у человека не расслаблены полностью, он не спит), и режима медленноволнового сна (регистрируются высокоамплитудные медленноволновые колебания) и режима парадоксального сна (наблюдаемая ЭЭГ-активность является очень регулярной, даже гиперритмичной).
Ю.Г. Мизун и Ю.В. Мизун (1992) в отношении внутреннего состояния экстрасенса сделали вывод, что наступает "переход на какую-то иную систему психической саморегуляции". В отношении и многих других видов паранормального состояния исследователи подчеркивают, что это какая-то совсем особая форма сознания человека[6]. Это важное наблюдение очень хорошо согласуется с только что рассмотренными изменениями электроэнцефалограммы при наступлении паранормального состояния, свидетельствующими на физиологическом уровне о переходе мозга в новый и весьма необычный режим работы.
Только вот сделанный вывод о том, что головной мозг во время паранормального состояния входит в какой-то совсем особый режим работы, представляющий собою одновременное совмещение трех основных режимов работы мозга, обычно последовательно сменяющих друг друга, является очень неожиданным с физиологической точки зрения. Мы, наверное, не решились бы и опубликовать его, настолько это необычно и странно. Трудно представить себе, чтобы такое было возможно! Однако, знакомясь с мнениями общепризнанных авторитетов в физиологии, мы увидели, что они тоже приходили к сходному выводу. Сошлемся, в частности, на знаменитого И.П. Павлова и его выдающегося ученика П.К. Анохина, которые неоднократно указывали, что гипнотическое и близкие к нему состояния связаны и со сном и с бодрствованием одновременно. Было высказано предположение о том, что во время подобных состояний сознания одни участки мозга работают в режиме бодрствования, а другие - в режиме сна (Цит. по: Анохин, 1961; Данилова, Крылова, 1989)!
Это укрепило нас в мнении о правильности сделанного вывода в отношении физиологического смысла паранормального состояния: это вовсе не какой-то четвертый режим работы головного мозга, а противоестественное совмещение трех основных режимов функционирования мозга : бодрствования, медленного сна и парадоксального сна.
- усиление передачи информации между полушариями головного мозга и на всех уровнях мозга (что полезно лишь в определенных пределах);
- значительное усиление межполушарных различий;
- существенное повышение когерентности ЭЭГ, отражающее усиление синхронности биоэлектрических колебаний в разных областях мозга.
Последнее часто бывает при грубой патологии работы мозга, например, во время эпилептических припадков. Кстати, электроэнцефалограмма, наблюдаемая во время паранормального состояния, своей гиперритмичностью и синхронностью при высокой амплитуде биоэлектрических колебаний, как мы уже говорили, чем-то напоминает эпилепсию! В некоторых случаях, например при полтергейсте, так и пишут, что "электроэнцефалограмма полтергейстных подростков-посредников имеет эпилептоидный характер" (Иеромонах Анатолий (Берестов), 1996).
Небезынтересно вспомнить здесь и тот известный факт, что в шаманы выбираются люди с наследственной эпилепсией (История религий. - Т.I.-С.55), которые, входя в исступление, "ходят" по другим мирам и заклинают разных духов (предков, мертвецов, сил природы).
А вот при исследовании гипноза было выяснено, что у эпилептиков способность к гипнозу ниже, чем у неэпилептиков (Barry et al.,2000), обнаружено, что к гипнозу более восприимчивы люди с псевдо-эпилептическими судорогами (Kuyk et al.,1995). Кроме того замечено, что у эпилептиков во время гипноза начинает развиваться судорожная ЭЭГ-активность (Bryant, Somerville, 1995), гипноз был даже порекомендован ... для обнаружения места эпилептогенного очага!
(Селицкий, Карлов, Свидерская, 1991).
Остается только сожалеть, что некоторые исследователи, объективно зарегистрировавшие достоверные изменения работы головного мозга у человека во время паранормального состояния, - не обратили внимание на опасность паранормальных состояний в первую очередь для самих медиумов.
С физиологической и медицинской точки зрения отрицательные стороны паранормального состояния налицо. Понятно и то, что неоднократная и длительная практика вхождения в такое состояние должна наносить тяжкий урон здоровью, сознанию, психике и жизни прежде всего самих медиумов (экстрасенсов, "целителей", "трансцедентально" медитирующих, гипнотизеров, колдунов, магов, шаманов, людей, занимающихся оккультной практикой и др.).
Не говоря о самом страшном, о том, что души этих людей, если они не покаются в своем далеко небезобидном заблуждении перед Богом, погибнут для вечной жизни.
Иеромонах Серафим (Роуз) замечает, однако, в своей книге "Душа после смерти", что "едва ли кто из этих учителей обращает серьезное внимание на православное учение о жизни и смерти или на библейские или святоотеческие источники, на которых оно основано". Кроме того он пишет и про современных ему ученых Америки 70-х годов, что они намного более склонны к опыту оккультных писателей, который представляется им хоть в какой-то степени пригодным для научного исследования, чем к учению христианства, которое сложнее, потому что требует у людей участия веры и доверия, а также чтобы человек вел подвижническую духовную жизнь в соответствии с этим учением (С.86).
Остается надеяться, видя многие положительные духовные перемены в нашей стране, что теперь уже православные ученые нашего времени, имеющие горячую веру во Христа, ведущую нелицемерную подвижническую христианскую жизнь в лоне православной Церкви, смогут всесторонне разобраться и верно оценить разные "духовные" учения и их деятельность и со святоотеческой и с научной точки зрения.
Паранормальное состояние нефизиологично и противоестественно. Наблюдаемое во время него состояние работы головного мозга по своей физиологической сути анормально. Творцом человека создано и устроено так, что у здорового человека три основных состояния организма (бодрствование, медленный сон и парадоксальный гиперсон) чередуются и последовательно сменяют друг друга, чтобы, когда израсходуются ресурсы работы мозга в одном режиме, начинал бы включаться следующий режим работы, использующий иные ресурсы. Такая последовательная смена разных режимов работы обеспечивает безостановочное и бесперебойное функционирование мозга и организма на протяжение всей жизни человека. Не устроено так, чтобы мозг работал сразу во всех трех режимах.
С другой стороны известно, что войти в паранормальное состояние просто так любому человеку - невозможно.В связи с этим уместно было бы задаться вот еще каким вопросом. А не могут ли паранормальные "способности" определяться какими-то специфическими физиологическими особенностями людей, занимающихся этой практикой? Нет ли у них какого-нибудь отличия, например, в электроэнцефалограмме, которое могло бы способствовать их "попаданию" в необычное паранормальное состояние?
Оказывается, есть. Отмечено, например, что характер их электроэнцефалограммы позволяет предположить, что они переносили когда-то черепно-мозговую травму, потому что на их электроэнцефалограмме можно видеть "гиперсинхронизацию корковых ритмов различных диапазонов частот с эпилептоидными знаками разной формы и степени выраженности" (Лебедева, Добронравова, 1990). Авторы пишут, что при опросе подтвердилось, что травма такого рода у них была, как правило много лет назад. Это проясняет, какая аномальная особенность физиологической работы головного мозга может облегчать вхождение людей в противоестественный режим функционирования мозга во время паранормальной деятельности (см. также: Persinger, 1994).
Из этого опять-таки следует, что вхождение раз за разом в такое состояние сознания, в аномальный режим функционирования мозга, не может не отразиться крайне плохо на самих медиумах, явно будет способствовать расшатыванию их психики и здоровья.
С другой стороны, следовало бы быть крайне осторожными и так называемым гипнабельным, высокочувствительным особам, проявляющим быстрые успехи в плане вхождения в какое-либо паранормальное состояние, поскольку у них также могли быть сотрясения мозга или другие травмы головы. В последнее время появился целый ряд работ об отличиях электроэнцефалограммы у людей с повышенной восприимчивостью к гипнозу[8]. Это приведет к расшатыванию нормальных механизмов функционирования мозга, к истощению мозговых ресурсов и к нарушениям психики.
Завершая эту главу, в которой были проанализированы с научной точки зрения изменения работы головного мозга при паранормальной деятельности, надо сказать следующее.
Паранормальное состояние сознания, в которое человек может быть введен с помощью определенных средств и методов, сопровождается целым комплексом объективно регистрируемых изменений самых разных показателей работы организма, окончательный смысл которых еще только предстоит оценить.
На электрофизиологическом уровне удалось увидеть, что во время паранормального состояния головной мозг начинает работать в аномальном и физиологически противоестественном режиме: одновременно задействуются и начинают функционировать вместе процессы, которые обеспечивают три разных режима работы мозга (бодрствование, медленный сон и парадоксальный гиперсон), в норме всегда последовательно сменяющих друг друга.
Нельзя не отметить, насколько поразительно удачное название дали этому особому состоянию сознания наши научные предшественники: паранормальное, то есть "запредельное", "занормальное"! Кстати в последнее десятилетие, когда широко развернулись разнообразные научные исследования паранормальной деятельности, инициируемые медиумами, этот термин "паранормальное" всячески избегался.
Все это заставляет крайне внимательно и ответственно отнестись к изучению паранормального состояния на медико-биологическом уровне, более тщательно оценивать, что реально происходит с деятельностью разных систем и органов человека во время этого состояния, взвешивая все возможные последствия паранормальной практики для человека.
Но кроме всего сказанного, паранормальная деятельность подготавливает человека к воздействию на него падших духов (демонов, бесов) и дальнейшему общению с ними, о чем пойдет речь в следующей главе.
Продолжение следует
[1] Спиритизм, магизм, буддизм, кришнаизм, тантрическая йога, дзен-буддизм, трансцедентальная медитация, так называемые "христианский дзен", " христианская йога" и др.
[2] На этой стадии сна у человека, кроме медленного дельта- и тета-ритма, регистрируют еще "сонные веретена" и "К-комплексы", о которых мы не станем здесь вести разговора по следующим соображениям. Так называемые "сонные веретена" (серия колебаний с частотой 11-16 кол/сек), как теперь известно, имеют отношение к клоническому подергиванию конечностей во сне, во время их идут пачечные разряды в волокнах пирамидного тракта и наблюдается отрицательный сдвиг постоянного потенциала в спинном мозге на уровне альфа-мотонейронов. А "К-комплекс", обычно сопровождающий сонное веретено, это серия медленных потенциалов большой амплитуды, за которой следует изменение частоты сердечных сокращений и сосудистая реакция пальцев. (Данилова, Крылова, 1989).
[3] Лебедева, Добронравова, 1990; Петрова, Лучкова, Кузнецова, 1992 Селицкий, Карлов, Свидерская, 1991; Corby et al.,1987; Delmonte,1984; Dillbeck,Bronson,1981; Dunn et al.,1999; Farrow, Hebert,1982; Gaylord et al.,1987; Gruzelier et al.,1991; Jevning et al.,1992; Kamei et al.,2000; Khare,Nigam,2000; Lerner,1975; Low et al.,1999; McDonough et al.,1989; Lasare, 1991; Meszaros, Revesz, 1991; Morse et al.,1977; Oliveros et al.,1994; Pan et al.,1994; Sabourin et al., 1990; Stigsby et al.,1981; Travis,Pearson,1999; Travis, Orme-Johnson, 1989, 1990; Travis,Wallace,1999; Warrenburg et al.,1980; Xu,1994.
[4] Данилова, Крылова, 1989
[5] Петрова, Лучкова, Кузнецова, 1992; Русинова, 2000; Gruzelier et al., 1991; Lasare, 1991; Meszaros, Revesz, 1991; Meszaros, Szabo, 1991; Sabourin et al., 1991; Travis, Orme-Jonson, 1989, 1990.
A href="#rel6" name=6>[6] Dunn et al.,1999; Fried,1987; Mason et al.,1997; Orme-Jonson et al.,1982; Travis,Pearson,1999
[7] В случаях же экстрасенсорики не следует забывать и того, что подобное состояние может возникать не только у "целителя", но и у его пациента, давшего согласие на лечение. Приведем к примеру слова экстрасенса А. Бабича о том, что при проведении "биосеанса" пациента можно привести даже к смерти (православному христианину, правда, ясно, что у этого пациента нет на себе креста). (Санин, 1993).
[8] Brady, Stevens, 2000; Graffin et al., 1995; Kuyk et al.,1995; Meszaros, Szabo, 1999; Montgomery et al., 2000; Ray, 1997.