В Москве в Новом Манеже проходит выставка костромской иконы. Представлены образы из одиннадцати музеев, а также из церковных собраний. Особая костромская иконописная традиция показана в ее хронологическом развитии. Событие стало результатом совместных усилий музейных работников и представителей церковных иерархий, символом мирного диалога светской и религиозной власти. Выставка продлится до 10 февраля.
Жены мироносицы у гроба |
Более семидесяти костромских иконописцев числились в штате Оружейной палаты Кремля в начале XVII века. Второй изограф древней Руси после Андрея Рублёва – Гурий Никитин, был выходцем из Костромы. Во второй половине XVIII века, возглавив костромскую артель иконописцев, он с товарищами участвовал в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря, получал заказы в московских придворных и патриарших храмах, при дворе ростовского митрополита Ионы Сысоевича и в Ярославле, где в это время было немало своих перворазрядных иконописцев. Костромичами были такие известные иконописцы, как Сила Савин, Иван Андреев, Любим Агеев, Василий Никитин Вощин.
Однако Кострому, воспитывавшую уникальные древние традиции иконописи, свой неповторимый стиль письма, рождавшую талантливых художников – всегда заслонял Ярославль. Нынешний выставочный проект - попытка восстановить историческую справедливость, отдать должное иконописи Костромы. Местный художественный музей и столичный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева объединили свои усилия и представили в «Новом манеже» собрание уникальных икон. По словам одного из кураторов проекта Натальи Комашко, «к выставке подбирались экспонаты, чтобы представить как можно более многогранно именно костромскую иконописную традицию. Ни одного специального научного исследования, посвященного этому региону, не было. Кострома, в силу своих незначительных размеров, всегда оставалась в тени Ярославля. Но ведь именно костромичей приглашали на службу в Москву, им отдавали предпочтение лучшие заказчики - ярославские купцы Скрипины. Костромская живописная традиция, благодаря популярности мастеров, распространялась по всей стране. Сегодня нам хотелось бы показать индивидуальность костромской иконы, вывести ее из тени. И для нас очень важно, чтобы Кострома собралась вся вместе».
Один из уникальных экспонатов выставки - икона «Богоматерь Федоровская» - пожалуй, самый древний образ в костромской иконописи. Она была написана примерно в 1239 году по велению великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича. В тот год Ярослав приехал на великое княжение в разоренный татарами Владимир. Великокняжеская святыня, «Богоматерь Владимирская», была поругана: сорван дорогой оклад, частично испорчена живопись. Князь заказал иконописцам новый образ – это было одно из первых его распоряжений. Копия Владимирской Богоматери получила название «Федоровская», по-видимому, в честь Ярослава Всеволодовича, в крещении Федора (ему же это имя было дано в честь Федора Стратилата).
Впоследствии сын Ярослава Всеволодовича, Василий Ярославич, унаследовав великое княжение, привез икону в Кострому. Кстати, в то время город оставался на позициях столицы. В 1272 году Василий Ярославич году вышел против татар с Федоровской иконой, памятуя опыт Андрея Боголюбского, и одержал безусловную победу. Образ начали почитать как покровительницу, защитницу и оплот города.
С именем Федоровской Богоматери связана и боярская депутация к Михаилу Романову. Именно этой иконой новый царь был благословлен на царство. Позднее он приказал сделать богатый оклад, и ежегодно жертвовал на икону крупные суммы денег. Икона стала широко почитаться, появились многочисленные списки. Самой знаменитой стала «Богоматерь Федоровская с клеймами, или со сказаниями о чудесах», появление которой относят к XVII веку. На открывшейся выставке присутствует именно эта икона, кисти Гурия Никитина.
Федоровская Богоматерь сияет в центре огромного выставочного зала. Это символ всей иконописной традиции Костромы. Расцвет, обретение собственного стиля, становление костромской школы пришлись именно на XVII век, и связаны с именем Гурия Никитина, его учеников и последователей.
Пророк Илия |
«Это именно Костромская иконопись и ее становление в XVI веке. Взлет - первая половина XVII века и затем очень долгое, ровное горение в XVIII веке, когда параллельно уже развивается светское искусство. Развивается в столице, в то время, как вся Россия жила вот этим – иконой!.. – говорит Наталья Комашко, и добавляет. - Сейчас на них совершенно иначе смотрят, потому что часто они выше того, что делалось в светском искусстве. В светском искусстве было подражательство, в иконописи – нам не было равных. Мы хотели эту жизнеспособность иконописной традиции показать».
Формирование костромского стиля, для которого характерна яркая декоративность, свободная манера письма и почти акварельная прозрачность, приходиться на 60-70-е годы XVII века, и, как мы уже говорили, связано с именами Любима Агеева и Гурия Никитина. Особый дар Никитина демонстрирует целый ряд икон. «Троица Ветхозаветная с деяниями» 1690 года, «Мученики Кирик и Улита» 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Удивительные по колориту образы, в которых иконописец смело и щедро использует киноварно-розовые, золотистые, охристые, пурпурно-коричневые тона. К этому же времени относится икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием» (1687 года). Иоанн Предтеча стоит с распростертыми крылами. В левой руке он держит чашу с младенцем и свиток: «Се агнец Божий….».
Тематически образы, естественно, повторяются: есть канон, в рамках которого проявляется во всем неповторимом своеобразии дар каждого мастера, есть сюжеты, которыми традиционно вдохновляются иконописцы. Так, другой мастер - Василий Никитин Вощин – делает новый список Федоровской Богоматери и иконы «Иоанн предтеча Ангел Пустыни с житием» 1714 года. Вощин, сохраняя традицию, дает строгий образ. Клейма на иконе более поздние. Сделаны, как говорят специалисты, в Палехе в конце XVIII века.
XVIII век, самый яркий для костромской иконописи, представлен на выставке широко. Связан он в основном с дворянской культурой, с культурой усадебных храмов, очевидно здесь и влияние барочного стиля. (В иконах Ивана Федорова Липина). При этом, параллельно начинает развиваться «низовое» направление. Самодостаточная, стилистически консервативная «сельская икона» появляется в округе Галича. Это и «Чудо Георгия о змии с житием», «Сказание об исходе души праведной и грешной», удивительные парные иконы, на которых образы размещены вертикально один под другим - «Пророк Исайя. Покров» и «Пророк Соломон. Преображение Господне». Наконец необычный образ «Жертвоприношение Авраама». Исаак, совсем маленький мальчик, покорно сидит с завязанными платком глазами. Ангел касается кончика меча, уже опускающегося на ребенка. Авраам показан здесь не одержимым, как у Рембрандта, где он откликается на обращение ангела. Не в забытьи, как у Караваджо, когда ангел крепко держит руку праведника, готового немедля убить сына. В иконе простыми средствами передано переживание, в котором соединились страдание, отчаяние, покорность и торжество любви.
Крещение Господне |
«Уважаемые друзья, - обращается Виктор Шершунов к журналистам, - прошедший год был особым для нашего края, поскольку мы отметили 60-летие со дня образования нашей области, 260-летие образование костромской епархии. И, конечно, для нас было значимым событием выход в свет каталога «Костромская икона», которая завершается таким проектом в одном из лучших выставочных залов Москвы. Мы рады отметить, что настоящее подлинное искусство не знает границ. Оно объединяет людей, регионы, государственность, так как в выставочном проекте принимает участие и Кострома, и Ярославль….».
Архиепископ Александр сказал: «Братия и сестры! В первопрестольной Москве совершается замечательное событие. У святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II есть прекрасные слова, которые наиболее подходят для сегодняшнего события - «у нас одно отечество, одна история и одно будущее». Сегодня, в одном из прекрасных выставочных залов столицы, для тех, кто придет сюда, открывается возможность прикоснуться к миру костромской иконы, чтобы сердцем и душой почувствовать величие и красоту духа человеческого, создавшего уникальные произведения древнерусского искусства. Впервые здесь такое большое собрание уникальных произведений искусства. Причем собрание, которое стало возможным благодаря усилиям многих и многих людей…»
Действительно, заслуга настоящей выставки принадлежит совместным усилиям работников одиннадцати государственных музеев, а также церковных собраний костромской епархии. Под такой проект залы Нового Манежа были предоставлены бесплатно. Отрадно, что Москва проявляет такой интерес к костромской иконописи. Жаль только, что выставка в Манеже продлится только до 10 февраля.
Выставка проходит по адресу Георгиевский переулок дом 3, корп.3.