Встреча с Моцартом на «Острове классики»

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

22 ноября в концертном зале Днепропетровского академического театра оперы и балета состоялся очередной концерт музыкально-культурологического проекта «Место встречи – Остров классики», организованный Центром православной культуры «Лествица». Звучал «Реквием» Моцарта.

Загрузить увеличенное изображение. 567 x 550 px. Размер файла 51941 b.
 Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт

В истории человечества, пожалуй, не было более загадочного композитора, чем Вольфганг Амадей Моцарт. О его творчестве написаны фолианты музыковедческих трудов. Современники Моцарта видели в нем изящнейшего представителя галантного века. XIX век сделал Моцарта светлым озорным юношей, посланцем неба, излучающим солнечный свет и ангельскую радость. XX век открыл в его музыке драматизм и трагедию. Гений Моцарта соединял, казалось бы, несоединимое – детскую простоту и ребяческую шаловливость и глубокие философские размышления над вопросами бытия. Еще при жизни композитор пережил и славу, и забвение. И, как это бывает, после смерти Моцарта его произведения стали исполнять чаще, чем при его жизни. Мировая культура теперь уже немыслима без музыки Моцарта, ведущей к возвышенному и вечному.

«Реквием» Моцарта и беседа о смерти и церковном поминовении усопших стали основой шестого концерта, организованного Центром православной культуры «Лествица» в рамках проекта «Место встречи – Остров классики». Стоит отметить, что организаторы не изменяют доброй традиции, и все концерты для зрителей проходят бесплатно.

Музыкальный проект «Место встречи – Остров классики» – это гармоничное соединение двух составляющих: высокого искусства классической музыки и стремления более глубоко постичь различные аспекты христианской веры. Пришедшие на концерты проекта узнают о христианских духовных ценностях, о традициях православной культуры и открывают для себя с новой стороны известные музыкальные произведения. Встреч на «Острове классики» ждут. Эти концерты – значимое событие в суетной жизни большого промышленного города, который, к сожалению, пропитан духом бескультурья, попсы и сленга. Полторы тысячи зрителей собрались в этот раз в зале театра оперы и балета не на концерт гламурной звезды – такие концерты стали обычными для этой площадки, – а чтобы услышать «Реквием» Моцарта и поговорить о вечности.

Концерт затрагивал глубоко духовную тему – переход человеческой души в мир иной. Об этом переходе в вечность устами святых отцов говорит Церковь. Ведущий концерта бакалавр теологии Иван Дяченко (Москва) напомнил, как отвечает Церковь на вопросы, что такое смерть, зачем мы должны поминать усопших, как помогает им сила молитвы.

Почему звучал Моцарт? Режиссер проекта «Место встречи – Остров классики», заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко отметил: «В этом концерте зрители узнали о важности молитвы для человека, который живет на земле, и о силе молитвы для бессмертной души, которая преставилась в мир иной. “Реквием” Моцарта – самое яркое произведение композитора, которое говорит нам о горнем и настраивает душу и на молитву, и на радость».

Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 670 px. Размер файла 119776 b.
 «Остров классики»
«Остров классики»

Слово реквием в переводе с латыни означает «покой». Этим же словом называется хоровое произведение траурного характера, предназначенное для исполнения в церкви. Реквием пишется на латинский текст заупокойной мессы, состоящей из нескольких традиционных разделов, среди которых, помимо обычных частей любой мессы («Kyrie eleison» – «Господи, помилуй», «Sanctus» – «Свят», «Agnus Dei» – «Агнец Божий»), обязательны части, принадлежащие только траурной мессе: «Requiem aeternam» («Вечный покой»), «Dies irae» и «Tuba mirum» («День гнева» и «Чудесная труба», где изображается страшный суд Господень) и «Lacrimosa» («Слезная»). В «Реквиеме» Моцарт средствами музыкальной выразительности воплощает глубочайший мир человеческих переживаний – душевное смятение, глубину горя и страданий, умиротворенный покой. Содержание текста – это мольба о спасении, о даровании вечного покоя умершим, картины Страшного суда, образ Бога – милосердного и прощающего. «У Моцарта каждая нота словно заглядывает по ту сторону бытия. Вот почему “Реквием”, который и текстом своим, и самим замыслом рассказывает о переходе души в мир иной, есть самое подходящее произведение для рассказа о смерти и христианском понимании смерти», – говорил Иван Дяченко.

Проект «Остров классики» стремится изменить некоторые стереотипы, которые характерны для академического исполнения и восприятия музыки. В первую очередь, это отношение к «Реквиему» Моцарта исключительно как к художественному произведению. Зачастую зрители забывают о том, что великий композитор писал это произведение как церковную заупокойную мессу. Моцарт писал «Реквием» по частям и в разные периоды времени. Каждая часть является самостоятельной частью богослужения. К тому же и в самой мессе эти части «Реквиема» разделяются священническими молитвами и определенными литургическими действиями. Поэтому в концерте «Острова классики» авторы сочли допустимым разделять отдельные части этого произведения Моцарта своими комментариями. И когда пришедшие на «Остров классики» впервые услышали текст «Реквиема», смысл этого произведения открылся им с иной стороны. Ведь предчувствие перехода в мир иной – это всегда исповедальное исследование собственной души.

Предвидя вопрос, почему музыка католика и разговор о православной вере объединены в проекте «Острова классики», стоит вспомнить, что произведения Моцарта являются в первую очередь раскрытием тайны Божией. Шедевры, подобные «Реквиему» находятся выше конфессиональных различий. «Православие и католичество имеют большое значение для всего мирового сообщества. Это как два легких в организме человека. На Востоке Православие обеспечивает жизнедеятельность и потребность души, а на Западе – католичество. На наших концертах будет возможность слушать Рахманинова и Шопена, Моцарта и Чайковского. Потому что гениальные музыкальные творения приводят нас к пониманию красоты как земного, так и горнего мира», – сказал протоиерей Игорь Собко.

Загрузить увеличенное изображение. 539 x 800 px. Размер файла 117655 b.
 Афиша
Афиша

В концерте приняли участие симфонический оркестр Днепропетровского академического театра оперы и балета (главный дирижер – заслуженный деятель искусств Украины В. Гаркуша), хор и солисты театра (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств Украины В. Пучков-Сорочинский). Особенностью этой «встречи» стало приглашение дирижера из Москвы – лауреата международных конкурсов, преподавателя Московской консерватории Станислава Дяченко. Возможно, благодаря тонкой духовной интуиции дирижера, удалось выявить в «Реквиеме» глубинные составляющие этого произведения. И на репетиции дирижер добивался от исполнителей передачи тончайших нюансов музыки, чтобы донести до зрителя сокровенный замысел великого композитора.

«Реквием» – это последнее произведение композитора. Что видел гениальный Моцарт, когда создавал это творение? Известно, что во время работы над «Реквиемом» композитор не мог избавиться от предчувствия собственной смерти. Закончить его он не успел, и финальные части «Реквиема» дописал (по памяти) его друг и ученик Франц Зюсмайер. Гений Моцарта завершил лишь восемь тактов «Lacrimosa». Поэтому в заключительных словах ведущего Ивана Дяченко многие зрители почувствовали поминальную молитву о самом Моцарте.

В наше время, когда культурное пространство разрушается, когда над людьми властвует пошлость и цинизм, просто необходимы концерты, подобные тем, что проводятся в рамках проекта «Место встречи – Остров классики». Аншлаг и овации в завершение концерта – яркое подтверждение этому.

Анна Регульская, Диакон Георгий Скубак

26 ноября 2008 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×