Тбилиси, 25 ноября 2008 г.
Управление по делам религии Турции начало официальный диалог с властями Абхазии, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на турецкие медиа.
На прошлой неделе в Анкаре состоялась встреча руководителя Управления по делам религии Турции с заместителем муфтия Абхазии Тимуром Бзиба. По итогам встречи было принято решение об укреплении двусторонних религиозных связей.
«В ходе переговоров было достигнуто соглашение об удовлетворении религиозных потребностей Абхазии, что, в частности, касается мусульманских богослужений и молельных мест», - пишет газета «Хиурис» и при этом отмечает, что, прежде всего, речь идёт об отправлении в Абхазию турецких священнослужителей, владеющих абхазским языком.
На переговорах было также достигнуто соглашение об участии турецкого религиозного фонда в строительстве мечети в Абхазии.
Кроме того, стороны договорились о доставлении в Абхазию Корана и содействии Управления по делам религии Турции в его издании и распространении на абхазском языке.
На следующий день в газете «Вся неделя» появился отклик на эту информацию.
Абхазское мусульманское духовное управление появилось в непризнанной республике в 1999 году при поддержке де факто президента Абхазии Владислава Ардзинба. Хотя, до военного конфликта, тот же Ардзинба был против широкого распространения ислама в Абхазии. В названной организации в настоящее время насчитывается более ста членов. Известно также, что абхазское мусульманское духовное управление поддерживает тесные контакты с проживающими в России мусульманами, которые снабжают мусульман Абхазии литературой. Соглашение о сотрудничестве с российскими мусульманами было подписано в марте 2005 г.
После грузино-абхазского конфликта в Абхазии появились молельни для последователей ислама. Одно из таких было построено в деревне Агудзара, близ Сухуми. Параллельно активизировались движения ваххабитов, во главе которых встал известный идеолог ваххабизма Хазмат Гицба, но тогда он не нашёл реальной поддержки. В то время узкий круг мусульман Абхазии принял решение о строительстве мечети, но постройку взорвали в самом начале, а Гицба был убит неизвестными лицами.
Распространение ислама в Абхазии и переселение в Абхазию потомков моджахиров категорически неприемлемо для руководства России. Около двух лет назад депутат Госдумы Митрофанов в кулуарах сделал даже такое заявление: «Что же мы наделали, выдавили грузин из Абхазии, а сейчас там открываются исламистские центры».
Соответственно, в Тбилиси предполагают, что Москва в конечном итоге не допустит сотрудничества между де факто руководством Абхазии и управлением по делам религии Турции, и для достижения этой цели использует все имеющиеся рычаги влияния.
«Этим сотрудничеством Турция пытается укрепить свои позиции в Абхазии. Исходя из этого, их действия ясны и понятны. Кроме того, очевидно, что они заведомо готовят почву для возвращения потомков моджахиров. Однако суннитский ислам, документ о сотрудничестве с которым был подписан, не является агрессивным направлением ислама, и, исходя из этого, представляет меньшую опасность. Хотя можно определённо сказать, что Россия не допустит вхождения Турции в Абхазию и активизации там их религиозной работы.
Таким образом, у де факто руководства Абхазии не срабатывает ни западный вектор, ни этот. Россия всё равно настоит на своём», - заявил эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
«Чёткого разделения на христиан и мусульман в Абхазии нет. Христиане там отмечают Курбан-байрам, а мусульмане празднуют Пасху. Кроме того, и у тех, и у других сохранились сильные языческие традиции, но напряжённости в отношениях нет, - считает другой эксперт по вопросам Кавказа Гия Анчабадзе.- В процентном отношении деление такое: 80-90 % населения Абхазии составляют христиане, остальные считают себя мусульманами. Сейчас речь зашла о строительстве там мечети, после чего можно ожидать активизации деятельности мусульманских организаций, в первую очередь со стороны Турции».
Что же касается российского фактора, разумеется, Москве не доставит удовольствия усиление позиций ислама в Абхазии, тем более на фоне всего происходящего на Северном Кавказе. Но что предпримет, и как будет действовать Москва в этом случае, предвидеть сегодня очень трудно. Хотя, по всему видно, что Москва будет всеми силами противостоять этому, сказал в интервью Гия Анчабадзе.