Личность самостоятельная или манипулируемая?

Правительство России прорабатывает очередную, уже третью по счету концепцию образовательной реформы, которая будет реализована в 2008 году. В рамках этой реформы Министерство образования планирует вести обязательное школьное обучение с пяти лет. Самое время обсудить смысл и последствия затрагивающих всех изменений.

Современные психология и педагогика уже укрепились в едином мнении, что первые годы жизни ребенка являются определяющими для дальнейшего развития личности человека. В западных странах, а следом и в России, возникает тенденция начинать школьное образование со все более раннего возраста: появляются школы с так называемыми «нулевыми» классами, другие формы обучения, начинающиеся с шести, а то и с пяти лет. Недавно пришла новость из Великобритании, что премьер-министр Тони Блэр сам предложил начинать школьное образование аж с двухлетнего возраста.

Подобная тенденция отчасти, видимо, и вызвана вышеупомянутыми научными выводами. Родители и педагоги, полагая, что чем раньше начнешь, тем больше вложишь знаний, стремятся все раньше и раньше запустить ребенка в школьную круговерть. Стоит, однако, отметить, что еще ни в одной стране мира дошкольное воспитание не входит в обязательную школьную систему.

Насколько оправдано стремление уменьшить стартовый школьный возраст? Достигается ли искомый результат? Действительно ли дети, оказавшиеся в школе в пять лет, в итоге образованы лучше, чем те, кто начал учиться c семи? Выходят ли они из школы в этом случае более зрелыми и лучше подготовленными членами общества? Вызывает сомнение даже не столько реальная практическая польза преобразования, последствия которого малопредсказуемы, но, прежде всего, духовная, нравственная сторона вопроса. В нашей стране существует и опыт русских классических гимназий, где дети учились с десяти лет, и продолжительный успешный опыт советского школьного образования с семи лет, которое считается одним из лучших в мире.

Очевидно, что при распространенном сейчас стиле жизни многие мамы готовы приветствовать отправку детей в школу с более раннего возраста. Это удобно. Но это будет означать еще большее отторжение женщины от ее естественной роли матери и первого, главного воспитателя ребенка. Можно ли передоверять столь важную задачу материнского воспитания в таком беззащитном возрасте посторонним людям?

Однако, до семи лет ребенок еще очень привязан к матери, в душевном плане он еще составляет одно целое с ней, и, самое главное, до этого возраста еще не сложились минимальные нравственные понятия и навыки поведения, то есть у маленького человека еще нет нравственного иммунитета. Недаром же в православной Церкви начинают исповедовать с семи лет, когда появляется понимание, что хорошо, а что плохо.

Ребенок, оказавшийся в травмирующей ситуации в столь нежном возрасте, а она практически неизбежна с началом процесса обучения, с появлением нового влияния посторонних, не всегда нравственно и психически благополучных людей, растет менее устойчивым психологически, менее усидчивым и сосредоточенным, чем дети, вступившие во внешнее общество уже окрепшими душевно и более самостоятельными. А такие качества, как усидчивость, умение дисциплинированно, сосредоточенно работать – основные для эффективного обучения и последующего успеха в жизни. То есть, результат может получиться прямо противоположный тому, ради чего вноситься изменение. Хотя – в чем истинный смысл преобразований? Если в том, чтобы вместо хорошо обучаемого ученика получить зависимого, нестабильного, «шаткого» человека – тогда, пожалуй, реформа затеяна правильно.

Снижение планки возраста, в котором детей отдают учиться, – проблема, давно обсуждаемая школьными психологами. По этому поводу нет единства мнений. Но неоспоримы негативные явления, связанные с ранним началом обучения. Конечно, неправильно сводить все трудности адаптации и обучения лишь только к неудачному и несвоевременному вступлению в школу. Это – не единственная и не главная причина последующих «зол». Однако во многих случаях именно этот ранний и непродуманный родителями шаг приводит в движение негативные и разрушительные схемы развития психики ребенка.

За последнее десятилетие школа как социальный образовательный институт претерпевает серьезные изменения. Научный прогресс требует от системы образования более интенсивной передачи знаний, скорее даже не знаний, как таковых, а умений и навыков, на которые есть запрос в обществе на сегодняшний день. Такая интенсификация школьного образования ведет к более раннему началу обучения и увеличению его темпов и объемов.

Школьные программы меняются. Многие новые из них являются экспериментальными, часто не скоординированными ни с предыдущим, ни с последующим этапом обучения. Насыщенность программ новой информацией велика. Помимо чтения, письма, арифметики в курс начальной школы уже введены иностранный язык, информатика, логика, экономика и другие дисциплины, для освоения которых требуется большое интеллектуальное напряжения. В среднем и старшем звене школы от учеников уже не требуют понимания и анализа новых знаний, а спрашивается лишь их поверхностное запоминание. Иначе говоря, информированность.

Изменения коснулись не только школьных программ, но и самих школ. Появились и работают новые типы школ – лицеи, гимназии, частные школы. Подобное обилие может удовлетворить любой вкус, любые запросы родителей. Но всегда ли за хорошей идеей создателей новой школы стоят четко продуманные и сформулированные педагогические принципы, грамотно подобранные методики обучения, подготовленный педагогический персонал? Опыт показывает, что далеко не всегда.

Отношение родителей к школе и школьному образованию тоже изменилось. Общественное мнение ориентируют сегодня на успешность и престижность, как показатели жизненного благополучия. Возрастают и родительские ожидания от образовательных учреждений. Все чаще приходится сталкиваться с такой родительской логикой: «Мы вам ребенка привели, а уж вы извольте нам его обучить и воспитать».

Собственно родительские функции все больше и больше перекладываются на плечи педагогов. И простое свидетельство тому то, что в школах появились новые работники – педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, воспитатель. Однако сколько бы педагоги и психологи не обосновывали необходимость тесного сотрудничества семьи и школы в заботе о ребенке, не делали акцент на значимости семейного воспитания, социальные приоритеты сегодняшнего дня берут верх над здравым смыслом. Последствия такого отношения родителей к воспитанию выражаются не только в неспособности детей благополучно вжиться в школьную обстановку, но часто наносят видимый ущерб их психическому и физическому здоровью.

Что же может переживать ребенок, приходя в школу? Что его ждет? Огромный поток информации, новая обстановка, новый режим жизни, новые друзья и недруги, новый взрослый человек – учитель.

Часто, опираясь на психологические тесты, родители убеждаются, что их ребенок к школе готов. А какая это готовность? Большинство психологических тестов и методик, разработанных специально для оценки готовности ребенка к школе, охватывают лишь только сферу познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления. Но ребенок шести-семи лет – это не только интеллект и даже совсем не интеллект в первую очередь. Оценивая готовность ребенка к поступлению в школу, самое важное и в то же время самое трудное – оценить именно неинтеллектуальные его способности и возможности. «Я сама научу их читать, лишь бы дети были нормальные», – заявляет учительница начальных классов. «Нормальные» – значит, жаждущие учиться, готовые и к игре, и к серьезным занятиям. Нацеленность на познание, на расширение умений и навыков, стремление воспринимать новое, эмоциональное приятие обучения и общения в новой обстановке - именно эти аспекты готовности ребенка к школе считаются чем-то само собой разумеющимся. Ребенок более или менее здоров, буквы знает, кружочки рисует – все в порядке, пора в школу. Вроде бы и ребенок рад… А потом – часто болеет, ничего не успевает, учитель недоволен…

-         У Сергея прекрасные художественные способности. Мы бьемся с ним уже полгода. Но он – совершенно не обучаемый. Сидит, делать ничего не может, дергается весь.

-         Это – Ашот. Он самый маленький, ему пять лет девять месяцев. Его даже не спрашиваю – ничего сказать не может. Часто засыпает на уроках. Родители привели, не с кем было оставить дома.

-         Оля не хочет учиться. В первом классе часто болела. Мы взяли ее из школы. Год она досидела дома. Сейчас учится плохо, с учителем нет контакта. Дома вялая, уроки не делает. Любит только играть со своими игрушками.

Таковы разговоры родителей и учителей с психологом. У детей, которых мы вспомнили здесь, разные характеры, разные способности к обучению, разные семейные обстоятельства. Но всех их связывает одно общее – их рано отдали учиться в школу. И они не справились. Обычные выходы, которые находит детская психика в подобной ситуации, – невроз или психосоматической расстройство, или расстройство поведения.

О чем же стоит поразмышлять родителям? Понятно, что однозначных ответов не бывает. Но есть общие закономерности, о которых важно знать.

Во всех известных мировых психологических школах есть понятие о возрастных этапах психологического развития человека. Возрастные рамки этих этапов в основном совпадают, хотя принципы периодизации в разных школах разные. Выделяется так называемый кризис семи лет. Отечественные психологи всесторонне описали возраст семи летнего ребенка, намеренно акцентируя внимание на психологических особенностях шести летних детей, требующих совершенно иного подхода и понимания по сравнению с семилетними. (См. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Специфика развития детской психики такова, что психологические структуры или новообразования, которые формируются в том или ином возрасте, закрепляются именно в этот период и становятся базой, основой всей психологической конструкции растущего человека. Искажение, недосмотр, травма внедряются в сам фундамент психики, и изменить их в последующем чрезвычайно сложно. Ошибки в оценке возможностей ребенка ведут к невротизации или складыванию психосоматической патологии. Не говоря уже о трудностях успешного обучения.

Что же происходит или что может происходить?

1. Приходя в школу, ребенок попадает в совершенно новые условия и новый режим жизни. Известно, что организм человека работает в следующих системах: первый цикл – бодрствование и сон, второй цикл – движение и покой. От правильного формирования и функционирования двух циклов зависит здоровье и продуктивность работы нервной системы человека. По оценке популярного сейчас в России итальянского психолога М. Монтессори, для шести-семилетних детей общее время для серьезных занятий, требующих концентрации внимания, составляет два часа в день. Необходимо чередование двадцатиминутных занятий и активного движения.

На сегодняшний день школа не может предоставить идеальных условий для действия такого, наиболее оптимального для нервной системы ребенка, режима работы. Поэтому особенно первое время юный ученик может сильно утомляться из-за необходимости по-новому распределять свое время и силы. Понятно, что чем младше ребенок, тем менее защищена и адаптирована его нервная система. Негативным последствием переутомления на начальном этапе адаптации ребенка к школе является частичное, а иногда и полное разрушение навыков концентрации внимания, усидчивости. Это выражается в неумении ребенка быстро собираться, плохой сообразительности, неумении высказать свои мысли, невозможности что-либо делать продолжительное время, расстройстве памяти.

2. Нервная система ребенка претерпевает серьезное испытание на прочность и в общении с учителем – новой важной фигурой в его жизни. Значимость первого учителя для детей чрезвычайно велика. Первое же, что диктует роль учителя и что требуется от учеников, – это дисциплина, полное подчинение, постоянный контроль. Система ролевых взаимоотношений учителя и ученика достаточно жесткая и, конечно, целиком и полностью зависит от учителя. В то время как детская психика еще нежна и незащищена, чтобы легко и безболезненно освоить новую роль, подчиниться новым требованиям.

Исследования психологов показали, что к семи годам в психике ребенка формируется такое важное новообразование, как самооценка. В этом возрасте ребенок начинает учиться оценивать свою деятельность: что получается, что не получается; какие действия и поступки ведут к успеху, а какие нет; от чего зависит успех. Именно от понимания своей успешности, оценки своего поведения, своих умений и навыков, вложенного труда зависит самооценка ребенка. Но ребенок не сам оценивает себя – его оценивает учитель. Насколько мудрым, грамотным педагогом окажется первый учитель, зависит в будущем отношение ребенка к своей деятельности, к своему поведению, к самому себе – его самооценка. Неслучайно, когда родители спрашивают, по каким критериям выбрать школу или класс для ребенка, психологи отвечают, что нужно выбирать учителя.

3. Семь лет признается рубежным возрастом и в развитии интеллекта ребенка: происходит переход с наглядно-образного мышления на вербально-логическое. Мозг человека развивается таким образом, что формирование центров, заведующих восприятием, речью, мышлением происходит постепенно. Выделяются даже особые сензитивные периоды, во время которых в психике человека присутствует оптимальное сочетание условий для формирования и развития отдельных психических функций.

Обучение буквам, словам, цифрам и другим знаковым образам активизирует работу левого полушария мозга, ответственного за конкретное, логическое мышление. Тем самым, ограничивается и обедняется деятельность правого полушария, дающего образное, эмоциональное, сугубо индивидуальное восприятие событий, предметов, людей, явлений. Переход с естественного для ребенка образного освоения мира на уже взрослое логическое восприятие сначала незаметен, дети гордятся тем, что вступили на новую ступень взросления, приблизились к взрослым. Но позже, когда нереализованные естественные потребности задавливаются необходимостью строгого следования логике школьных программ, жесткостью дисциплины, ограничением подвижности, повышенными нагрузками и проч., интерес к учебе теряется, уроки становятся чем-то внешне обязательным, но не привлекательным, и теряется интерес к познанию.

Излишне ранний переход к логике, к мышлению в понятиях у детей вызывает ослабление и даже пресечение развития творческих начал. Часто под словом «творческий» понимают лишь только то, что относится к сфере искусства. Это не совсем правильно. Творческое развитие ребенка в возрасте до семи лет – это развитие его индивидуальности и самостоятельности, та самая почва, которая дает силу и умение видеть и мыслить самостоятельно, развивает навык принятия собственных решений, является основой построения индивидуального, своего собственного «я».

4. К семи годам у детей в основном формируется представление о том, как должно себя вести. Психологически правильным считается такое воспитание, когда ребенок умеет себя дисциплинировать и понимает разницу между «я хочу» и «я должен». Умение быть послушным, усвоение в семье иерархии в отношениях взрослых и детей – первый шаг в умении управлять самим собой.

Этот шаг тем более важен, так как следующий возрастной период детства – с семи до одиннадцати лет, по мнению В.В. Зеньковского, отводится на освоение общественных правил, порядков, законов природы и социальной жизни. Это – поворот от себя к миру людей, новая потребность к приспособлению и овладению социальным опытом и социальным традициям.

Первые годы учения в школе для ребенка – это годы порядка и подражания (в первую очередь, взрослым). При неблагоприятных условиях подражательность становится чертой характера ребенка. Вместо усвоения социальных ролей ученика, одноклассника он приобретает искаженные черты характера – неуверенность, шаблонность мыслей, поступков, стремлений, в конечном счете, лишенных индивидуальной, личной окраски.

В последние годы в отечественной литературе по проблемам психологии появляются статьи с результатами экспериментов, проведенных с маленькими детьми. Детей рано начинали обучать чтению, счету, иностранным языкам. Уже в пять лет или чуть позже дети показывали небывалые результаты, их признавали вундеркиндами. Когда же провели всестороннее психологическое обследование «выдающихся» детей, оказалось, что обучение несвойственным возрасту детей навыкам разрушило нормальный рост и развитие психических функций, необходимых для формирования воли и личности человека. У детей, подвергнутых эксперименту, эти функции навсегда угасли, и восстановить их невозможно.

По оценкам психологов, невропатологов, педагогов, в основном к семи годам у детей складывается необходимая совокупность способностей и устремлений для того, чтобы вступить в новый мир – мир новых знаний, новых порядков, новых людей, новых отношений. Если ребенок оказывается в этом мире слишком рано или по каким-либо причинам к нему не готовым, то последствия этого шага неизбежно скажутся на всех сторонах его будущей жизни. Самый незаметный и одновременно самый тяжелый ущерб наносится личности растущего человека. Вместо – как говорили в былые времена – «всесторонне развитой личности» растет человек, мысли и поступки которого можно будет программировать.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×