Православный календарьПравославный календарь
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.

Сестричество «Отрада и Утешение»

Шестнадцатый год ведет попечительскую деятельность в психоневрологической больнице № 1 Киева сестричество в честь афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» Кирилловского прихода Украинской Православной Церкви. Ежегодно оказывается духовная и материальная помощь пациентам 28 отделений, среди которых два детских, а также отделение для людей, преступивших закон и проходящих судебно-психиатрическую экспертизу. Всего сестричеством за год опекается более 11 тысяч больных.

Кирилловский приход был организован в 1993 году и стал первым «больничным» в Киеве. Священным Синодом Украинской Православной Церкви неоднократно признавался одним из лучших на Украине.

Настоятель

Настоятель прихода – протоиерей Феодор Шеремета. В 1993 году батюшка служил в Покровском монастыре, и осенью по просьбе духовных чад пришел в Павловскую больницу, как называют психбольницу № 1 киевляне. Несколько будущих прихожан принесли стул и сосуд для освящения воды. Больница находится вблизи древней Кирилловской церкви (XII в.), известной всему миру своими уникальными фресками и художественными работами Михаила Врубеля и уже многие годы действующей как музей – храм был закрыт в 1926 году. И вот впервые за 67 лет над этим уголком Киева звучали слова водосвятного молебна. Через некоторое время стали подходить пациенты больницы, которым разрешался свободный выход из отделений. Некоторые приближались к отцу Феодору и руками касались его рясы со словами: «А это настоящий батюшка?». После молебна отец Феодор стал раздавать крестики и иконки. Больные с радостью принимали святыни, крестились, кто как умел, восклицая: «Вот и к нам Бог пришел!.. Этого батюшку Христос прислал!.. И Матерь Божия…».

По сути, именно в тот осенний день Кирилловский приход и начал свою душеспасительную деятельность. Главврач больницы Виталий Лисовенко откликнулся на инициативу православных. В здании старого клуба, где некогда размещалась трапезная Кирилловского монастыря, было выделено помещение для совершения богослужений. А затем Церкви был передан в пользование и весь одноэтажный корпус, на то время пребывающий в аварийном состоянии. Несколько сестер по благословению настоятеля устроились работать санитарками в больничные отделения клиники, они же, а затем и другие сестры и братья стали приводить группы больных на богослужения. Так начало свою деятельность сестричество милосердия.

Затем на территории больницы была построена благотворительная столовая. Под Киевом, в с. Тарасовка Барышевского района, возник приходской скит с храмом мученика Александра Римского. Здесь же приходом арендовано 60 гектаров пахотной земли для ведения сельскохозяйственных работ. Выращенным здесь, а также медом с пасеки, мясом и молочными продуктами обеспечивается благотворительная столовая, где ежедневно питается более 100 человек. Дело в том, что на обширной территории больницы «проживает» множество бездомных: выписанных бывших пациентов больницы, которым некуда возвращаться, хронических больных и просто бродяг, узнающих, что «возле той церкви харчи дают и одежду и могут обогреть». Некоторые из этой бродяжьей когорты снова становятся нормальными людьми и вливаются в трудовую православную общину. На самой территории больницы – она располагается на древних Кирилловских холмах, покрытых дубовым и смешанным лесом, – имеется так называемая «пустынька», тоже с садом, огородами, овощными хранилищами и пасекой. Здесь и трудятся «заблудшие овцы». Все эти начинания, в том числе и переоборудование старинного корпуса трапезной в новый храм Василия Великого, устройство библиотеки, местное радиовещание, издательская деятельность, – инициативы неутомимого отца Феодора Шереметы, опытного духовника и пастыря, выпускника Санкт-Петербургской академии, кандидата богословских наук и преподавателя литургики в духовных школах Киева. За эти 16 лет отец Феодор воспитал целую плеяду пастырей, многие из которых ныне – опытные протоиереи, настоятели храмов, в том числе и больничных.

Медперсонал больницы вскоре отметил улучшение состояния у пациентов, посещающих храм, участвующих в таинствах исповеди и причастия. Так, одна из пациенток больницы, Тамара К., безуспешно проходящая лечение на протяжении нескольких лет, была выписана со значительным улучшением здоровья, а ныне она является одной из постоянных сестер сестричества и к врачам по поводу своего здоровья уже не обращается. Еще пример. Юноша и девушка, некогда пациенты больницы, стали посещать храм, пели на клиросе, а затем венчались в Кирилловской церкви и сейчас приводят своих деток на причастие, по-прежнему помогают отцу Феодору в его многогранной деятельности. И таких примеров множество: определенный процент прихожан как раз и составляют бывшие пациенты больницы (в этом феномен Кирилловской общины), которые вспоминают свой недуг как кошмарный сон. Но ни настоятель, ни сестры милосердия, как правило, не возвещают громогласно об исцелениях: верующие знают, что у Бога все возможно, а неверующие объяснят факт выздоровления в Церкви «благоприятным воздействием мелодичного пения и благолепия храма и психологическим влиянием священников» или «ошибкой в диагнозе».

Немного истории

Старщая сестра сестричества Любовь Андреевна Шинкаренко
Старщая сестра сестричества Любовь Андреевна Шинкаренко
В Кирилловском монастыре, основанном великим князем Всеволодом Ольговичем в XII веке, начал свой духовный путь святитель-чудотворец Димитрий Ростовский, прозванный российским Златоустом.

Как свидетельствует история, для Кирилловской обители всегда была характерна попечительская деятельность о «сирых и убогих». После упразднения монастыря Екатериной II в 1786 году здесь был организован приют для военных инвалидов. Для него были использованы бывшие монашеские кельи. А в выстроенных тогда новых корпусах разместилась психиатрическая больница, которая до этого находилась на Подоле (ул. Константиновская, 6/8). В 1823 году в восточной части монастыря построен комплекс из трех архитектурных сооружений (архитектор И. Шарлемань), где разместились богадельни для бывших военнослужащих – участников Отечественной войны 1812 года и пожилых людей.

Перед революцией больница представляла собой целый медицинский комплекс с научными кафедрами, терапевтическим и хирургическим отделениями, здесь была даже открыта и акушерско-фельдшерская школа. Все же новые корпуса больницы на современной ее территории в 60 га построены уже в советское время.

Древний Кирилловский храм до революции действовал как больничный. На территории больницы долгое время проживали монахи и благочестивые миряне, ухаживающие за больными. Всего в Киеве под эгидой Церкви до революции действовало девять богаделен. Казалось бы, небольшая цифра, но если учесть, что в 1913 году население Киева составляло 150 тысяч человек (численность одного городского района сегодня), вырисовывается иная картина. Кроме того, под началом Церкви проводилась масса благотворительных акций. Церковь была душой и стержнем попечительства, милосердия, воспитания и образования народа. Но более 70 лет она была лишена прав заниматься делами милосердия, и ей приходилось это делать тайно. Например, при Покровском монастыре в хрущевское и брежневское время действовала богадельня для престарелых монахинь, куда часто определялись и благочестивые прихожанки, оказавшиеся на старости лет в одиночестве.

Тревожная статистика

Как уже говорилось, Кирилловский приход первым в Киеве возобновил благотворительную работу по уходу за больными. По существу, было положено основание для взаимодействия Церкви и государственных медицинских учреждениях.

Суровая статистика ВОЗ дает неутешительные цифры и прогнозы относительно роста психических заболеваний в мире. Одно из страшных последствий подчас скрыто протекающих душевных расстройств современного человечества – самоубийства. Недаром больше всего суицидов (более 25 случаев на 100 тысяч населения) как раз в странах с достаточно высоким материальным уровнем жизни, таких как Австрия, скандинавские страны, Швейцария, Германия, Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Больше всего суицидов зафиксировано в наших промышленных городах и районах, пострадавших от аварии на ЧАЕС, – в среднем 35 случаев на 100 тысяч населения. Однако социологи считают, что реальная цифра в два-четыре раза выше официальной статистики.

Число страдающих психическими расстройствами, увеличившееся за последние 30 лет втрое, будет расти и дальше. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих по количеству людских трудопотерь. Эксперты ВОЗ считают, что в развитых странах мира в психиатрической помощи нуждается 5–10% населения. К 2020 году депрессивные заболевания обгонят нынешнего мирового «лидера» – болезни сердечно-сосудистой системы.

Особую тревогу вызывает рост психических заболеваний у детей. На Украине это приобрело почти катастрофический характер. По статистике, заболеваемость нервной системы за период с 1992 по 2000 годы увеличилась на 43%, и эта цифра продолжает расти. Заболеваемость нервной системы у детей в следующие пять лет – с 2000 по 2005 год – повысилась почти на 30%. За годы учебы в школе число нервно-психических нарушений у детей увеличивается в полтора раза, доля больных детей с такими нарушениями, по данным некоторых исследователей, от 1-го до 8-го класса вырастает с 15 до 40%. При этом 68% детей школьного возраста курят, более 6% употребляют наркотики.

Поэтому в договоре, заключенном между Украинской Православной Церковью и Минздравом Украины присутствует пункт, касающийся и психических заболеваний в стране, ибо известно благотворное влияние Церкви при лечении подобных недугов. Доктор медицинских наук, профессор Михаил Беро, директор Донецкой областной психоневрологической больницы, уверен, что православная психотерапия, основанная на святоотеческом опыте, «вводит в царство подлинной терапии души, истоки которой ведут к Самому Христу и Его святым ученикам. Она представляет собой нравственно-религиозное направление психотерапии и базируется на христианских непреходящих ценностях, цементирующих многие века саму основу государства с его самобытной культурой, науками, ремеслами, определяя и всю общественную жизнь». Врач считает, что возрождение православной психотерапии с участием Церкви в работе с больными с расстройством психики и нервными заболеваниями отражает насущную потребность нашего больного и глубоко трагичного времени перемен, внесшего хаос и разброд в умы человеческие.

Сестричество

Три года тому назад старшая сестра сестричества Любовь Андреевна Шинкаренко приняла обязанности у своей предшественницы – Екатерины Андреевны Бортковой, исполнявшей послушание старшей сестры на протяжении пяти лет. Ныне Екатерина Андреевна – монахиня Предислава, насельница старинного Флоровского монастыря на Подоле, где в свое время принял благословение юный Прохор Мошнин – будущий светильник земли Русской преподобный Серафим Саровский. Собственно, духовная взаимосвязь пронизывает все древние киевские храмы и обители, как правило, игравшие особую роль в духовном становлении подвижников Христовых. И для обителей этих, ведущих свою историю с времен Крещения Руси и деятельности равноапостольного великого князя Владимира, характерны дела милосердия и попечительства о «страждущих, болящих, сирых и убогих». Не случайно сам великий князь-креститель, до крещения жестокий язычник, именовался в народе Красным Солнышком – за великую любовь и сострадание к бедному люду – качества, которые дарованы ему были Богом с благодатью святого крещения. Древние патерики рассказывают нам о случаях чудесных исцелений умалишенных. В пещере преподобного Антония Печерского сохранялось железное кольцо в стене, к которому привязывали одержимых, страждущих от нечистого духа. Да и сейчас киевские пещеры с мощами преподобных привлекают к себе тысячи людей, среди которых множество недужных.

С первых дней деятельности сестричества «Отрада и Утешение» сами больные стали утверждать, что после посещения храма и особенно после принятия святых даров плоти и крови Христовых они получали огромное облегчение.

– Я была человеком светским и далеким от Церкви, но уже тогда вняла призыву Господа быть православной христианкой и служить Ему в делах милосердия, – рассказывает Любовь Андреевна Шинкаренко. – Переехав в Киев с мужем, офицером в отставке, я стала посещать Киево-Печерскую лавру и там услыхала о Кирилловском приходе, который опекает психически больных людей. Мне очень захотелось как-то помочь этим несчастным. Пришла я в Кирилловскую и обратилась к отцу Феодору с просьбой дать мне какое-нибудь послушание. Он посмотрел этак на мой элегантный вид (а я тогда любила выглядеть эффектно), покачал головой и сказал: «Уж не знаю, какое вам послушание дать. Нет у нас для вас послушания…». Я очень огорчилась, пошла в храм и начала слезно молиться. Затем снова пришла к отцу Феодору с тем же вопросом, и он вторично меня отправил восвояси. Как я понимаю, мудрый духовник испытывал мое намерение. Я уж и дома взмолилась Божией Матери. И думаю: ну, если в третий раз откажет, значит, нет воли Божией. Прихожу и говорю: «Батюшка, я все могу делать, хоть полы мыть, тряпки стирать…». А он так удивленно: «Полы мыть?» – и обратился к сестрам храма: «Дайте ей ведро и тряпку, пусть моет». И ушел. Я была, как говорится, на седьмом небе. Уж и драила эти полы с таким старанием, а отец Феодор проходит мимо, смотрит, улыбается и ничего не говорит. В общем, прошла я послушание уборщицы на отлично, так что вскоре батюшка благословил мне быть сестрой милосердия. Так Господь привел меня к этому богоугодному делу. Но одного желания помогать ближним мало, нужно еще набраться терпения, просить у Господа помощи и сил, претерпеть разного рода искушения. Ибо враг рода человеческого не терпит таких дел и начинает творить козни. Только исповедь и откровенные беседы с духовником помогают преодолевать трудности. Ведь дело мы имеем с людьми, у которых больна душа. И для работы с такими страждущими нужно, в первую очередь, к себе самой быть очень внимательной.

В сестричестве 18 сестер милосердия. Это женщины разного возраста и разного рода занятий. Многие с высшим образованием: юристы, педагоги, экономисты. Большинство из них совмещают трудовую деятельность с послушанием в сестричестве. Как правило, в воскресные и праздничные дни они собираются всем составом, а в будние дежурят по очереди. Но они бы никогда не справились с таким объемом работ, если бы не помощники из числа прихожан. Например, раз в месяц на приход приезжает группа пожилых женщин-пенсионерок, которые из своей пенсии выделяют средства на покупку продуктов. Как правило, покупают качественное сало и готовят из него паштеты с чесноком и петрушкой, привозят на машине хлеб и другие продукты и потом делают бутерброды, которые разносятся по отделениям. Любовь Андреевна ведет небольшую статистику для учета, и оказалось, что в месяц приготавливается и разносится больным около 80 тысяч бутербродов. Нашлись и благодетели среди представителей бизнеса, регулярно присылающие продукты.

Глядя на труды этих смиренных женщин в белых одеждах с красными вышитыми крестами, невольно вспоминаешь слова из Нагорной проповеди Спасителя: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5: 7).

Святки и Пасха

С рождественской звездой, иконами и пением колядок направляются ученики воскресной школы, возглавляемые духовенством и сестрами милосердия, к отделениям больницы. Приходской микроавтобус, груженный коробками с рождественскими подарками, иконками, святой водой и свечами, следует за ними. В детские отделения везутся еще игрушки, настольные игры, альбомы для рисования, фломастеры и карандаши, детские Библии. Мне доводилось принимать участие в этих праздничных волонтерских шествиях и видеть, с какой радостью встречали прихожан больные, томящиеся за закрытыми дверями отделений больницы. Как оживали их лица и блестели потухшие от болезни и медикаментов взгляды, как они радостно крестились и дружно отвечали на рождественское приветствие «Христос рождается!»: «Славим Его!». И на Пасху в больничных палатах и столовых звучат – и прозвучат в этом году тоже – благовестные слова: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».

Сергей Герук

19 марта 2009 г.

Рейтинг: 4.8 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина Сергеевна. 2 января 2012, 13:09
Купила акафист, на обратной стороне нашла просьбу помочь женскому монастырю иконы Божией Матери "Отрада и Утешение", который стоит недалеко от Киева. Вместе с акафистом пришла сделать перевод в Сбербанк, но мне сказали, что реквизиты, указанные там - для Украины, из России я по ним ни чего не отправлю. Пошла на почту, там тоже сказали, что не понятно, как по этим данным перевод оформлять. Эта статья, как я думаю, как раз о том монастыре.Всё сходитя: возле Киева, "Отрада и Утешение"... Обращаюсь к автору: пожалуйста,помогите найти реквизиты для небольшого перевода для сестер по почте или через Сбербану РФ.
диакон Тарасій26 августа 2011, 18:57
Дивна дела Твоя - Господи! Пламенного внимания денно-нощного бдения отца Феодора Шереметы и молитвы отца Михаила Бойка дойстойно расцвели сестричества и клиросы Кириловской обители! Вспомним страницы чудес Божиих о подвигах общины: www.cyril7.narod.ru
София15 марта 2010, 12:35
Спасибо за вашу помощь людям незащищённым и обиженным.Меня зовут Ирина. Пожалуйста, ответьте, можно ли попасть к вам.Я больше 20 лет не работаю из-за болезни.Я 1958г рождения.Длительная вялотякущая депрессия привела к тому, что большие нарушения памяти, концентрации внимания, отсутствует воля к действию,проблема с энергией.Нигде не могу найти помощи.Стала много молиться,обращаться к Богу,хотя, раньше и это мне было трудно. Жизнь проходит мимо меня,а я наделена от рождения талантом певицы, имею сильный голос:сопрано и литературный, поэтический дар. Но так и осталось всё не реализованным.
Это пишет мать Ирины, так как она не подходит к компьютеру и не умеет им пользоваться. Я пишу от лица своей бедной дочери и взываю о помощи. С уважением, храни вас Господи!
София Борисовна
tamara15 июня 2009, 10:11
Спаси Вас Господь! Вы делаете действительно Богоугодное дело! К сожалению в обычных психиатрических клиниах настоящий кошмар,поверьте я знаю это не по наслышке.
Есть ли Возможность устроить к Вам сироту 25 лет с диагнозом олигофрения ,дебильность средней степени. Сейчас он живет с бабушкой 90 лет, больше у него никого и в перспективе психбольница, там он уже был и чуть не умер. Очень жалко и мы (знакомые и соседи) ищем любую возможность устроить его, чтобы его голодом не морили и не издевались,как в предыдущих клиниках. Очень прошу Вас, откликнитесь,ваша статья дала нам надежду.(tamar_surmanidze@inbox.ru)
Иван29 марта 2009, 21:49
Ольге
Вот тут есть адрес и телефоны http://archiv.orthodox.org.ua/page-1147.html

Мне тоже понравилась статья, особенно рассказ Любови Андреевны.
Екатерина23 марта 2009, 15:20
Прекрасная статья! Чистая и добрая! Сердце затрепетало.
Совершенно согласна с комментарием сестры Ольги
Марина20 марта 2009, 02:06
Марина:
Спаси Господи!

Если можно, укажите координаты, по которым можно было бы связаться и помочь.

Бог в помощь!
Ольга19 марта 2009, 16:33
Спаси Вас Господь! Статья прекрасная, и все верно сказано. Я сама являюсь прихожанкой Кирилловской обители, хорошо помню Екатерину Андреевну, вот только не знала, какое у нее теперь имя в монашестве. Многая лета и здравия отцу Федору, отцу Виктору, всем батюшкам, клиру, сестрам, клиросу и всем-всем труженикам этой замечательно теплой и благодатной обители!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×