В недрах Интернета легко найти специальный сайт, посвященный проведению в России национального ирландского торжества. Впервые в Москве оно отмечалось в 1992 году: на Новом Арбате состоялся парад, в котором участвовали «марширующие оркестры, конные казаки (!?) и 15 автоплатформ, представляющих многие российские и ирландские компании». Инициатором проведения этого весьма своеобразного парада выступил Дерек Кео, президент компании «Аэр Рианта» - ирландского национального аэропортового органа, начинание которого было активно поддержано московской администрацией. В 1999 году из-за финансовых проблем парады было прекратились, однако три года спустя торжество реанимировали. В этом году в программе «Дня святого Патрика» вместе с парадом на Новом Арбате анонсированы «захватывающий фолк-фестиваль «Кельты нон-стоп» - праздник кельтской музыки и танцев», 10-ти часовой музыкально-танцевальный марафон и «настоящая "патричная" (!) вечеринка» в одном из столичных клубов.
На этом же сайте, надо полагать в просветительских целях, помещено краткое «жизнеописание» святого просветителя Ирландии, содержащее весьма впечатляющие сведения: «Как-то св. Патрик постился в течении сорока дней и ночей на вершине горы Кроу Патрик. Бог испугался, что он может умереть и оставить незаконченным свое жизненное предназначение. Бог попросил Патрика прекратить пост, но он согласился на это только при трех условиях: ирландцы не должны жить постоянно под гнетом, страна будет затоплена за семь лет до конца, чтобы избежать разрушения, и чтобы самому Патрику было разрешено судить всех в последний день». Фантазия составителей псевдожития граничит с кощунством.
Есть на сайте раздел «юмор», однако помещенные там анекдоты, пожалуй, не стал бы цитировать даже богоборец Емельян Ярославский. Деньги в сайт, имеющий русскую и англоязычную версии, вложены немалые, однако узнать имена тех, кто щедро содействует такому просвещению пользователей Рунета не удастся - страница «Спонсоры» стыдливо «находиться в разработке».
Католики чтят память святого Патрика только 17 марта. В Москве проведение парада и прочих «патричных» мероприятий приходиться обычно на вторую декаду марта и всегда выпадает на Великий Пост (в это же время идущий и у католиков), однако, это совершенно не смущает устроителей. В 2005 году, например, апофеоз торжества совпадает с Неделей Торжества Православия, которая венчает первую и очень строгую неделю Великого Поста.
День памяти святого Патрика, прежде всего, старинный праздник жителей Ирландии и выходцев из этой страны, разбросанных по всему свету. Значительное их число еще в XVIII-XVII веках осело в Соединенных Штатах, недаром именно там чествование покровителя ирландских христиан имеет самую продолжительную историю – более двухсот лет, и самую широкую географию. При всем уважении к ирландцам неоспорим факт, что их присутствие в нашем Отечестве гораздо менее весомо. День святого Патрика особенно популярен среди так называемых «русских кельтов» - наших соотечественников, для которых культура и традиции племен, населявших древнюю Европу, к сожалению, оказалась ближе своих собственных. Однако, большинство людей свое участие в нем ограничивают дегустацией ирландского пива и прослушиванием соответствующей музыки на «патричных» клубных вечеринках. Все это происходит под эгидой чествования святого Вселенской Церкви V века, принесшего христианское благовестие жителям Зеленого Острова.
«День святого Патрика один из череды праздников, пришедших к нам с Запада. В их числе день святого Валентина, который сейчас все дружно взялись отмечать и т. н. «католическое Рождество». Эти праздники имеют христианские корни, но сегодня превратились только в повод для разгульного веселья для публики и наживы для коммерсантов. Последние стараются раздуть вокруг этих праздников ореол «элитарности», якобы отличающий их от традиционных на Руси празднеств. Под видом святых появляются какие-то совершенно балаганные персонажи. Таким же нам пытаются представить и святого Патрика, - сказал в интервью корреспонденту сайта секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Михаил Дудко. – Торжества в честь святых, по существу, превратились в еще один способ развлечения.
Святой Патрик принадлежал неразделенной Христианской Церкви, он предстоит пред Престолом Божиим за всех христиан, и память его мы можем праздновать без ущерба для православной совести. Но подобные гуляния далеко отстоят от того, как надлежит отмечать дни памяти святого верующему человеку. Кое в каких элементах новых ритуалов можно усмотреть откровенное кощунство. Подменять святителя Николая балаганным Санта-Клаусом или святого мученика Валентина якобы жившим в древности любовником какой-то женщины, который он посылал какие-то «валентинки» - это поругание веры, к которому мы никак не можем присоединиться. Я бы не посоветовал никому из православных христиан участвовать в этих «праздниках».
Что касается дня святого Патрика, то он всегда приходиться на Великий Пост, когда христианам надлежит не развлекаться, а очищать свою душу покаянием, предаваться сугубой молитве и посту. Совместить веселый парад и Великий Пост – невозможно.
Эти праздники зарождались на Западе в ином культурном и религиозном контексте, чем тот, что существует сейчас. Праздник, тем более христианский, это не компьютер, который можно собрать в Китае или Тайване, а потом привезти в Россию и он будет работать точно также. Важно вспоминать и поддерживать свое, а не просто копировать чужое. У нас были хорошие традиции празднования Святой Пасхи, Рождества Христова, Крещения. Дня Святой Троицы. Многие из этих традиций возрождаются, но им уделяется не слишком много внимания в отличие от новых западных праздников. На мой взгляд, нужно воссоздавать на нашей русской почве такие традиции христианских торжеств, которые могли бы привести людей в Церковь, выплеснуться на улицы, став источником подлинной радости для верующих».