Папа Лев III коронует Карла Великого |
Европа и дохристианская эпоха
Долгие тысячелетия темной ночи языческой Европы имеют своим апогеем Римскую империю, величайшую из всех известных нам дохристианских империй. Она суммировала все человеческие знания и организаторские способности. Она построила инфраструктуру для полного экономического и военного владычества. Эта империя дала принципы и развила практику правовой системы. Ее философия была рациональной. Ее монолитная структура сплачивалась посредством синкретической всемирной религии, в которой почитались все языческие боги всех народов огромной империи. Она собрала пантеон языческих божеств и абсурдных мифов, сочетая все это с полной свободой граждан служить только избранным ими богам, но с одним обязательным условием, что императору будет воздаваться божеское почитание. Таким образом, квинтэссенцией ее сути стало поклонение падшему человеку как Богу. Нельзя понять ни средневековую, ни современную Европу без этого исторического фона 2000-летней давности, так как Европа заворожена этой идеей, весьма примитивной, – идеей объединения, идеей монолитной, централизованной империи, которую она пыталась и пытается установить почти в каждом поколении.
Эпоха воплощения
Эта монолитная система, с присущими ей рабством, необыкновенной жестокостью и тиранией, была потрясена не подобной ей системой, но молодой Девушкой, родившей Сына в маленькой далекой деревне окраинной провинции. Эта деревня называлась Вифлеем, что значит «Дом хлеба». Началась эпоха воплощения, и последующие календари стали отсчитывать время от этой скромной, но необычайно важной даты.
I тысячелетие было периодом духовного великолепия, духовного героизма и духовной победы, но и необычайного смирения. Антихристианские историки называют это время «темными веками», но христиане называют его «эпохой святости», «светлыми веками». Поиск истинной религии приводил мужчин и женщин к высотам святости. Апостолы, мученики, исповедники, епископы, отцы Церкви и аскеты создавали христианскую культуру. Они отказывались боготворить кесаря и совершать воскурения языческим богам. Их служение Богу было противоположным культам языческого Рима и других подобных ему империй. Они отказывались служить человеку вместо Бога и служили Богочеловеку. Они поклонялись распятому Богу, а не кровожадному обожествленному человеку.
Эта вера пришла в Европу из Палестины, Сирии и Египта и укрепилась благодаря мученикам грекоязычного мира и самого Рима. Аскеты и отшельники селились в Италии, Галлии, а также на «острове святых» – в Ирландии. Монолитная природа языческого Рима не смогла противостоять завоеваниям варварских племен с востока. Языческая Римская империя пала. Однако вера пережила проходящую, временную славу мировой империи, ибо Царствие Божие не от мира сего. На Западе христиане принялись за долгую работу по обращению варваров ко Христу. Так Европа перешла от монолитной, тоталитарной системы, управлявшейся военным террором, к христианству. Созидание христианства было долгим и постепенным процессом, в котором можно увидеть два феномена, весьма замечательных, с точки зрения современного мира.
Во-первых, в эту эпоху не было национализма, хотя страны определяла национальная идентичность. Конечно, здесь имела место борьба за власть и влияние, но как только варварские племена приняли христианство, Европа удержалась от «кровавой бани» воинствующего национализма. Наоборот, наблюдались замечательная гармония и сотрудничество между государствами, подкреплявшиеся браками между членами семей правителей различных европейских народов.
Во-вторых, присутствует феномен невмешательства в дела других государств. Другими словами, каждый народ составлял суверенное государство в союзе с другими суверенными государствами. Гармония во взаимоотношениях между странами гарантировалась общей верой, которая, в свою очередь, гарантировала единство наций, начинавших выявлять свою национальную особенность. Конечно, были и исключения, но все они имели место либо до христианизации, либо в конце I тысячелетия, когда это единство в многообразии подходило к концу.
Рассмотрим в качестве примера гармонии национальных и интернациональных интересов христианскую Англию данной эпохи.
К концу VI века остров Британия был завоеван языческими племенами: англами, саксами, ютами, фризами, шведами и франками. Они вытеснили местные британские племена на запад, а тех, кто остался, взяли в рабство. Затем они основали различные племенные королевства и принялись воевать друг с другом за земли.
В 597 году сюда из Рима пришли миссионеры во главе со святым Августином. За ними последовали ирландские миссионеры с острова Айона и с севера, а также ломбардец (святой Бириний, апостол западных англов) и франк (святой Агильберт, епископ Дорчестера). «Островки» христианства очень быстро соединились. Мы можем привести много примеров этому. Так, английский город Мальмсбери получил название от двух имен: Мэлдуба – ирландского учителя и святого Альдгельма – его саксонского ученика. Объединению кельтов и саксов активно способствовал святой широких взглядов, возможно величайший из всех архиепископов Кентерберийских, – святой Феодор Тарсийский, грек по национальности, посланный в Англию папой Виталианом вместе с африканским аббатом святым Адрианом, хорошо знавшим обычаи Римской Церкви. Именно этот святой грек рукоположил во епископов другого древнего английского святого – святителя Эркенвальда, «Светоча Лондона», и святого Кутберта – англичанина, обученного в вере кельтами, прославившегося как «чудотворец всей Англии». Святой Кутберт практиковал кельтский христианский образ жизни, на который повлияли Галлия, Испания, Египет и Сирия. И он, англичанин, был поставлен в епископа греком Феодором, архиепископом Кентерберийским, а их общим языком стала латынь. Когда в XIX веке в Дареме была открыта рака святого Кутберта, то были обнаружены его святые мощи в византийском облачении, а также его епископский крест, главным украшением которого была раковина из Индийского океана[1]. Это было христианство.
Объединение дало рост новому сознанию национальной идентичности, и христиане понесли свет Христов в другие страны. Английские миссионеры отправились в начале VIII века в Европу и обратили ее ко Христу. Это были святой Климент (Виллиброрд), просветивший фризов, и святой Бонифаций. Из маленькой западной английской деревни Кредитон святой Бонифаций отправился в Европу по благословению папы-грека Захарии, став позднее апостолом Германии. Он устроил местную германскую Церковь и реформировал другие Церкви Северной Европы. Среди многих других вспомним и поистине великого короля Альфреда, принесшего не меч, но Евангелие своим смертельным врагам – датчанам, присылавшего пожертвования Иерусалимскому патриарху и даже в Индию. Не забудем и английских миссионеров, около 1000 года отправившихся в Норвегию, Швецию и, возможно, дальше, крестивших святого Олава Норвежского на островах Скилли; упомянем святого Сигфрида (Зигфрида), монаха из Гластонбери, крестившего святую Анну (княгиню Ирину) Новгородскую, супругу Ярослава Мудрого.
В конце I тысячелетия Англия, благодаря объединяющему влиянию христианской веры, стала нацией. Первый король всей Англии святой Эдгар Мирный, живший в середине X века, подвел итог служению Церкви «ради мира во всем мире, благосостояния святых Божиих Церквей и соединения всех народов». Во время правления одного из его предшественников, Этельстана, Англия была полностью объединена, закрепились ее границы с Шотландией и Уэльсом и установились добрые взаимоотношения с народами континента. Победа эпохи воплощения воплотила христианскую веру, образовала христианство. Староанглийская Церковь дала примерно 300 святых и множество мучеников. Англия объединилась как суверенное, независимое государство с Церковью и была в отличных отношениях со своими соседями (единственное исключение составляли язычники-викинги, которые были не соседями, а завоевателями). Кентербери был церковной митрополией Англии. В Ирландии, Шотландии и Уэльсе были свои митрополии. На континенте тоже образовывались митрополии. Пиренейский полуостров имел своим апостольским центром Сантьяго с его выразительным мозарабским обрядом[2]. Галльская Церковь образовалась на территории древней Галлии и имела свою митрополию в Лионе. В Италии один из центров был на севере, в Милане, с его амвросианскими обрядами и характерными обычаями, второй центр был в Риме с его патриархальными традициями. Нам не очень ясно, что было севернее, но точно известно, что здесь были центры церковного управления вдоль Рейна и к востоку – в Гамбурге, Магдебурге и Зальцбурге. В продолжение всего этого периода можно проследить, как образовывались Церкви-митрополии в различных районах Европы – яркий пример единства в разнообразии внутри Римского Патриархата и гармонии единства веры и автономии местных митрополитов.
Такое единство в многообразии было возможно потому, что это была эпоха святых. В Европе было огромное число монастырей и аскетов. Европа управлялась не законом, военной диктатурой или рационалистской философией, как это было в языческом Риме. В это время Европа управлялась богословием, знанием о Боге, вдохновением Святого Духа. Мужчины и женщины обучались в монастырях. Это была эпоха главенства веры; они верили, потому что знали Бога, и не были сильно озабочены обоснованием своей веры. Другими словами, их богословие было мистическим богословием, плодом молитвы. А те, кто получали светское образование и потом испытывали на себе присутствие Божие, выражали свой опыт словами; их называют отцами Церкви.
Два важнейших учения святых отцов – о воплощении и о Святой Троице. Учение о воплощении говорит, что Бог стал Человеком – у Христа есть две природы: Божественная и человеческая. И у каждого из нас есть небесное отечество, мы все принадлежим, в конечном счете, Царствию Небесному. Но у нас также есть земная родина, за которую мы тоже отвечаем; здесь мы родились по воле Божией, вот в этой земной отчизне, а не в какой-либо иной. Мы призваны любить нашу земную отчизну (но не исключая и другие), так как земля – творение Божие. Пожалуй, лучшим примером этого является так называемое «зеленое мученичество» ирландских миссионеров, которые уходили жить в другие страны, и в родные края больше не возвращались. Они любили творение Божие – свою родину Ирландию, но были готовы пожертвовать ею ради Евангелия, принося свет Христов другим. Они ценили свои корни, но не были «националистами», если возможно использовать современный термин.
Вторым важным учением отцов, святых, получавших светское образование, было учение о Святой Троице. Оно говорит, что Бог троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух – и имеет одну сущность. Это учение о любви: три личности могут быть соединены любовью; это учение и о единстве в многообразии. Примененное на практике тысячами аскетов Европы, это учение смягчило сердца языческого Рима, языческих германских, славянских и турецких варваров, завоевавших Северную и Восточную Европу. Это было учение, образовавшее христианство, формировавшее христианское государство, учение, которое распространилось от Ирландии до Индии (вспомним крест святого Кутберта). Это было учение, сделавшее европейские народы таковыми, позволившее им жить в единстве и многообразии как суверенные государства без племенных войн, как национальное государство без монолитной, тоталитарной суперструктуры, как, проще говоря, христианство.
Эпоха развоплощения
В отличие от I-го, II тысячелетие – это эпоха укрепления мира, но ослабления духа. Можно это определить так: в I тысячелетии Европа восстала из глубин язычества на высоты святости, а во II тысячелетии Европа упала с высот святости в бездну язычества. В первой его половине происходило постепенное падение, а во второй же это падение ускорилось, достигнув бешеного темпа в XX веке. Несмотря на попытки замедлить процесс апостасии, начатые еще в эпоху воплощения с ее традициями святости, которые в восточной части Европы продолжались вплоть до XX века, II тысячелетие стало и вторым падением. В результате, особенно в недавнее время, установилась эпоха торжества языческих ценностей вследствие отрицания воплощения, отвержения христианских ценностей. Стремление только к благополучию в мире привело человека II тысячелетия к глубинам апостасии, потере веры; это состояние выражается в духовной пустоте, духовном вакууме современного европейского ума. Немецкий философ Ницше в безумии провозгласил: «Бог умер»; но на эти слова последовал ответ Бога: «Мертв Ницше».
Истоки новой эпохи
Еще в конце I тысячелетия существовала явная напряженность отношений между севером континентальной Европы и остальным христианским миром. Натянутость отношений между «Землей франков» – франко-германским центром Западной Европы – и остальными христианскими государствами означала, что век святых подходил к концу. Это привело к тому, что люди предпочли, чтобы Церковь руководилась не Духом Святым, а человеческим разумом, забыв слова Евангелия: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6: 27).
В конце VIII века полухристиане-франки во главе с Карлом Великим зародили идею «возобновления» – возрождения – древнего Рима. Это было бы немыслимо для десятков тысяч христиан, замученных на аренах в Риме и безжалостно казненных по всей территории Римской империи. Однако франки – обладавший наибольшей властью народ Западной Европы – пожелали стать «великими». Они жаждали восстановить культ разума и закона, снова перечитать языческих так называемых «классических» писателей, которых святые (например, преподобный Беда Достопочтенный за 50 лет до них) отказывались читать. Разве можно Бога умалить до размеров человеческого разума? Разве можно достичь единства восстановлением римской языческой империи? Каролинги, как называла себя элита Карла Великого, взяли себе как модель не христианский Рим, но Рим языческий и его философию. Они основывались на работах классических писателей и идеях, принесенных мусульманами из языческой Греции в Испанию, где с ними познакомились испанские иудеи, через которых эта философия распространилась среди христиан, таких как Теодульф, испанский епископ Орлеана, и другие испанцы при королевском дворе Карла Великого и его преемников: Агобард, епископ Лионский, Клод, епископ Турина, и Феликс, епископ Урхельский, – все они так или иначе были связаны с ересями.
В 800 году Карл Великий был коронован в Риме Римским папой. Это было началом «Священной Римской империи», которая не была ни священной, ни римской, да и вовсе не была империей. Мотивы папы Льва III до конца не ясны, но, короновав Карла Великого «императором Рима», он, вероятно, стремился подчинить его себе. Хотя Карл и был одержим наднациональной идеей Рима времен язычества (политика централизации), но воплотить ее в жизнь он не смог. И своей варварской жестокостью, с которой он при помощи меча обращал язычников к вере, ему не всех удалось запугать. Британские острова остались вне его «империи»: король Англии Оффа Мерсийский считал себя равным Карлу. Иверия тоже осталась свободной от власти Карла. Баски и бритты отвергли его. Большинство населения юга Галлии предпочли Карлу власть арабов. Юг Италии тоже не был под его контролем, то же самое можно сказать про Скандинавию. А в имперской столице Константинополе на него смотрели как на того, кем он в действительности был: варварским царьком-выскочкой, который по своему невежеству и из-за глупых амбиций сделал серьезную ошибку, изменив христианский символ веры, утвержденный Вселенскими Соборами IV века.
По Божиему Промыслу, после смерти Карла в 814 году его «империя» распалась. К концу IX века единство внутри христианства было вновь достигнуто во многом благодаря святому папе Иоанну VIII и святому Фотию Великому, патриарху имперской столицы. В 879 году на Соборе, который православные называют VIII Вселенским, все те, кто осмелились изменить символ веры, были осуждены и отлучены от Церкви. Мир был восстановлен. В X веке имел место династический брак между Отто II, преемником Карла Великого, и Феофанией, «византийской» благородной дамой. Ремесленники и монахи, отправившиеся из Константинополя в Германию, сыграли значительную роль в удержании франкского мира внутри христианского сообщества, укрепив соборные решения предыдущего столетия. Но этого было недостаточно. Искушение власти над миром продолжало жить подспудно среди франков. Идея «Священной Римской империи» сохранялась, чтобы снова проявиться в XI веке и продолжиться до Наполеона. Но теперь это было желание быть «великим» без Бога, и оно проявлялось сильнее, чем в те времена, когда вера сдерживала амбиции и высокомерие, как это было с германо-франками в Западной Европе.
«Возрождение» XI века
В 983 году Петр из Павии стал первым в истории папой-немцем. За ним последовали другие немцы: Бруно из Каринтии (996–999) и Герберт из Орильяка, бывший понтификом с 999 по 1003 годы с именем Сильвестр II. Последний больше любил читать Цицерона и Боэция, чем молиться! Когда Герберт упрекнул христиан Рима в незнании «классиков», папский легат укорил его как истинный христианин: «От начала мира Бог избрал Себе не ораторов и философов, а неграмотных и крестьян». Герберт желал совмещать молитву и разум. Он учился в Испании вместе с мусульманами и иудеями, был ученым, астрономом, мечтал восстановить прежнюю славу древней Римской империи. Как писал о нем Уильям Мальмсберийский в XII веке, «Герберт нашел то, что язычники закопали в Риме». Согласно хроникам того времени, Герберт продал свою душу диаволу ради знаний. Это было зловещее, но вполне символичное начало XI века. Это время было предвестником возвращения к языческой мысли: к Аристотелю, Платону, римской и греческой языческой философии, перепутанной с христианством.
Это было первым шагом к тому, что мы сейчас называем «схоластикой»; в эту эпоху образование получали уже не в монастырях и обучались не через молитву, а в университете через человеческий разум и логический анализ. Это было началом папской тоталитарной средневековой империи, временем господства мира «иудео-христианской» цивилизации Запада.
Известный католический историк Кристофер Досон в книге «Религия и подъем западной культуры» описывал это время так: «Запад отличается от всех других цивилизаций, поскольку его идеалом было не служение Совершенству, неподвластному времени и изменению, а дух, стремящийся проникнуть в человечество и изменить мир… Другие великие культуры осознавали синтез между религией и жизнью, поэтому сохраняли свой священный порядок. Но на Западе стремление изменить мир стало неотъемлемой частью культурного идеала. В XI веке движение к реформе повлияло на более широкое движение к духовным переменам, изменившее весь порядок Церкви на Западе и дух западной культуры».
Академик З.Н. Брук писал: «XI век для церковной истории является веком великой реформы и разделяется на две вполне отличные друг от друга части. До 1046 года, когда папство все еще было нереформированным, в Церкви в целом не было единого руководителя, кроме номинального… В это время в Церкви появляется новый дух: идея централизованной Церкви, полностью контролируемой папой… это значило отказ от традиции…» (Английская Церковь и папство).
Не удавшееся при Карле Великом «renovatio», то есть возрождение языческого Рима, было достигнуто в XI веке и полностью процвело в XII столетии. Вторая попытка возродить и восстановить мощь и славу древнего Рима была успешной. Но истинные Сила, Слава и Царство сидят верхом на осляти.
Первым результатом этого «возрождения» стала схоластика, то есть отказ от единственно настоящего богословия – мистического богословия, соединенного с практическим опытом, ради рациональной философии. Это соединение христианства с языческой мыслью, усилие подчинить веру падшему человеческому разуму. Но разум человека помрачается при отсутствии благодати Божией, если сначала он не очистится молитвой и аскетическими трудами, о которых не знают в университетах.
Ансельм Кентерберийский (1033–1109), отец схоластики, творивший в конце XI века, говорил, что он «верует, чтобы понимать». Век святых – век воплощения – ответил бы, что верует, потому что ему естественно верить, потому что Бог – везде, и вера является признанием реальности: факты говорят сами о себе; понимание для века воплощения было второстепенным, да это было и не понимание, а вера, принесшая спасение. Схоластика была победой языческого разума, языческой логики, победой Аристотеля над Христом.
Это возрождение язычества привело и к другому – к возрождению имперской идеи. Только теперь ее воплощал не кровожадный мирянин Карл Великий – ее воплощало папство. Новое, реформированное папство второй половины XI века приняло на себя власть древнеримских императоров. Чтобы этого достичь, папы сначала решили отделить себя от настоящих римских императоров, все еще правивших на востоке и юге Италии из Константинополя. Это произошло при папе-франке Бруно из Туля, выходце из семьи Эгисхайм-Дагсбург, известном в истории под именем Льва IX, в 1054 году, когда он предал анафеме патриарха Константинополя. С этого момента папы уже ни перед чем не останавливались в осуществлении своих притязаний. Постепенно папство расширило свою власть до самых границ Западной Европы. В этом ему помогало военное искусство норманнов, сначала в Сицилии, затем в Англии, Уэльсе и Ирландии. Эти наемники использовались против непокорных повсюду. Тевтонские воины посылались против России и других «некатоликов» в так называемые «крестовые походы». В 1204 году эти «рыцари» были использованы для разрушения христианского Константинополя, то есть Нового Рима. Когда пал новый Рим, старый вновь возвысился, и древняя языческая империя почти возродилась. К началу XV века папская власть достигла своего апогея, Рим стал центром сложной правовой системы, монолитной империи, в которой короли дрожали от страха быть отлученными. Под влиянием некоторых мыслителей многие в это время пытались разгадать секреты природы с помощью алхимии и астрологии, алгебры и Аристотеля, Платона и Птолемея. Рим стал вершиной пирамиды под названием феодализм. Обломки той системы до сих пор живут в Сицилии и южной Италии в виде мафии. Ибо для феодализма всего лишь чуть более значима, чем для рэкета, власть ритуала.
Однако не будем рисовать слишком мрачную картину. Первая половина II тысячелетия все же еще была близка к эпохе святых, эпохе воплощения, предшествовавшей ей. Обращение к языческой «классической» античности имело место пока лишь среди элиты западноевропейского общества. Народ все еще был благочестив. Но между народом и элитой уже образовался разрыв – разрыв между сердцем и головой, между верой и философией, «горожанами и студентами», наследием эпохи святых и языческим интеллектом, веком воплощения и веком развоплощения. В Восточной Европе тогда этот разрыв еще не произошел. В районах, не подвластных Риму, в православных христианских патриархатах, христианство продолжалось. Век святых и патристики, век воплощения – продолжался. Более того, это время расцвета Константинополя в XI веке (святой Симеон Новый Богослов), Руси, с развитием в ней монашества, и Балкан. И на протяжении всего II тысячелетия здесь появлялись новые отцы Церкви: святые Досифей Иерусалимский в XVII веке, Паисий в Молдавии и Никодим на Святой Горе Афон в XVIII веке. К ним добавились святой Серафим Саровский и оптинские старцы в XIX веке в России, а также более близкий к нам по времени святой Иоанн Кронштадтский и почти наши современники святые Николай (Велимирович), Иоанн (Максимович), Иустин (Попович) и многочисленные новомученики и исповедники Греции, Балкан, Анатолии и России, принявшие мучения от врагов Христа. Эта «держава» (использую термин Дмитрия Оболенского) явилась продолжением наследия эпохи святых I тысячелетия. Она не только дожила до XX века, но и защитила от интеллектуального возврата к язычеству, что уже давно произошло на Западе.
Возможно, величайшим христианским защитником той эпохи святых против оставления Западной Европой христианских ценностей был святитель Григорий Палама, отец Церкви, живший в XIV веке. Он защищал богословие отцов против рационализма и, таким образом, отстоял основанную на Святом Духе всю христианскую цивилизацию. Он развил богословие о Святом Духе, отринув идею, будто человек отрезан от Бога, и утверждая, что человек может познать Бога с помощью Святого Духа. Он противопоставил «теозис» (обожение) возраставшему тогда культу гуманизма. Культ падшего человека, то есть гуманизм, был просто культом греха. Согласно учению святого Григория Паламы, человек может стать причастником Божественного естества, участником жизни в Боге посредством Божественных энергий, может быть причтенным к покаявшемуся и очистившемуся от греха человечеству через Святого Духа. Рациональной мысли он противопоставил духовную мысль, внушаемую Святым Духом. Теориям и догадкам он противопоставил духовное знание, входящее в душу человека через Духа Святого. Это была не теория, но духовное знание святого, изложенное в форме богословской работы.
Итак, за пределами папского Рима богословие продолжало существовать таким, каким оно было и в I тысячелетии – мистическим, опытным, эмпирическим, нефилософским.
«Возрождение» XVI века
Мы уже говорили, что эпоха развоплощения может быть поделена на два периода. Второй период начинается в Италии в XIV веке, продолжается в XV и приносит свои плоды в XVI. Этот период современные историки называют «Возрождением», или Ренессансом. Собственно, как мы уже увидели, это было третье возрождение языческих римских и греческих ценностей: первым было каролингское «renovatio», а вторым – возрождение XI века. Это была уже третья попытка уничтожить наследие эпохи святости, попытка убрать христианские ценности из Западной Европы и всего христианского мира. Это можно особенно ясно видеть, обратившись к искусству данного периода с его чувственным, языческим стилем. Хотя это возрождение, с его антихристианским характером в своей основе, началось в Италии, но принесло свои главные плоды в Германии, и именно в тех самых городах и весях, где некогда малочисленная и слабая каролингская элита уже предпринимала подобное возрождение. Здесь явилась Реформация – непреднамеренное следствие Ренессанса. Первым результатом протестов бывшего католического монаха Мартина Лютера (1483–1546) стало церковное разделение в Западной Европе между германским севером и большей частью латинского юга. Это подкрепилось введением одного важного немецкого изобретения – книгопечатания. На севере родился новый практический, прагматический рационализм, который сильно отличался от старого рационализма юга, теоретического и умозрительного. Националистичный, сеющий распри север противопоставил себя обладающему внутренним единством югу. Результатом Ренессанса, Реформации и последующей за ними Контрреформации с их «религиозными» войнами стал переход Западной Европы к язычеству. Процесс перехода к язычеству пока еще сдерживало настойчивое и жизненно важное наследие святых I тысячелетия. Христианские ценности, насаженные святыми «светлого века», нельзя было так просто подавить. И католический юг, и протестантский север продолжали верить в Бога. Еще оставалось определенное усердие, хотя и колеблющееся, искаженное и обезображенное. Вера оставалась в Западной Европе столько, сколько Европа была в состоянии отказываться от полного отвержения христианских ценностей, унаследованных от I тысячелетия, и от учения Церкви.
Четвертое возрождение язычества было необходимым для большего разрушения христианства и вырывания всех его глубоких корней. И это четвертое возрождение начали в XVIII столетии, в век «просвещения», «классицизма», «разума», новая наука и философия. Наступил век, в котором преобладающим стал культ разума, просвещение разума, фактически противостоящее духовному просвещению, которому учит христианство. Мы впервые видим индивидов, открыто провозглашающих атеизм, с гордостью исповедующих безбожие. Культ науки и разума привел к двум революциям. Первой была индустриальная революция в протестантской Британии, второй – французская с ее террором и двумя миллионами жертв в католической стране. Французская революция осуществилась благодаря масонам-энциклопедистам Дидро и Вольтеру, хотя они оба и предположить не могли, что чрезмерный разум может привести к чрезмерному безумию. Призывы к «свободе, равенству и братству» прямо привели к тирании Бонапарта. Почти ровно через 1000 лет после Карла Великого Наполеона тоже короновал папа Римский. Подобно Карлу Великому, Бонапарт пытался возродить Римскую империю и объединить Европу под своей тоталитарной властью. Завоевав большую территорию, чем Карл Великий, и убив тысячи тысяч людей, Бонапарт обрек целое поколение жить в крови. Наполеону не удалось завершить свой замысел, и Европа благодарить за это должна Великобританию и Россию. Они обе решительно воспротивились этому «священному римскому императору», хотя он не был ни священным, ни римлянином, ни императором. Когда он вторгся в Россию, его прозвали антихристом, а в Англии его звали сущим диаволом. Наполеон оставил Европу полной могил, и он говорил, что повесил бы Христа как фанатика. Империализм Бонапарта вызвал националистическую реакцию в Европе. Эта реакция быстро распространилась на Восточную Европу, на те страны, которые до Наполеона никогда не находились под влиянием западных идей, – Грецию, Россию, Болгарию, Сербию, Румынию (в XX веке эта реакция вышла за границы Европы). И в этих землях националистическая реакция начала уничтожать все то, что осталось от христианской державы, от наследия I тысячелетия – эпохи святых. Это ясно проявилось в братоубийственных Балканских войнах между болгарами и сербами в 1912–1913 годах. На Германии, которой тогда еще не было как страны, влияние Бонапарта, создавшего Конфедерацию Рейна, сказалось особенно пагубным образом, ибо эта Конфедерация послужила толчком для объединения Германии Бисмарком, что привело, в свою очередь, к франко-прусской войне 1870–1871 годов; результатом ее стал унесший десятки миллионов жизней «немецкий вопрос», под мрачной тенью которого прошел весь XX век.
Схожим образом действия Наполеона отразились на Италии, которой в то время тоже еще не было. Гарибальдийское объединение Италии имело ужасные последствия в XX веке – мы еще к этому вернемся. Добавим, что империализм Наполеона, возрождавший идею восстановления Римской империи, был не единственным империализмом XIX столетия.
Многие страны, видя, что не могут создать империи в Европе, стали создавать их в Африке и Азии. Так, Англия, Дания, Франция, Бельгия и Германия превратились в колониальные империи, как до них Испания и Португалия. Все были поглощены имперской идеей – римской языческой идеей. Австро-Венгрия продолжала удерживать колонии в Центральной и Восточной Европе. В XX веке Советская Россия и Италия пытались создать свои империи. Но за империализмом всегда идет национализм, точно так же как следствием гордости всегда становится падение. Это духовный закон.
XX век
1914 год показал, что миру пришел конец. Европа взорвалась от ненависти, и 9 миллионов человек было убито. Кайзер захотел иметь диавольскую германскую империю. Но его ослабила Россия, а англоязычный мир и вовсе остановил его; силы, вставшие на пути Наполеона, сделали в XX веке то же самое с фашистами, но уже в мировых, а не только европейских, масштабах. После четырех лет кровопролития покаяния не последовало. Спустя короткое время Европа, обуреваемая чувством националистической мести, пала под действием чар американской коммерциализации, меркантильности, а Россия принялась уничтожать сама себя при коммунистическом режиме. Европейские же умы обратились не к покаянию, а к ритмам джаза, пропагандируя аморализм массам. Мысли, бывшие так долго «погребенными» в европейском подсознании, которое «раскапывал» Фрейд, снова всплыли на поверхность. Ровно через 25 лет после 1914 года в Европе возник новый немецкий Карл-Наполеон, а в Италии – новый «римский император». Та же старая история, та же навязчивая идея объединения Европы под тоталитарным режимом. «Германия только тогда будет настоящей Германией, когда станет Европой. Пока мы не доминируем в Европе, мы просто прозябаем. У нас должна быть Европа и колонии. Европа – наше полное жизненное пространство» (Герман Раушминг. Что мне говорил Гитлер). И те же самые ошибки: Гитлер повторил Наполеона: снова языческая римская идея была сокрушена теми, кто стоял на периферии Европы – Россией и англоязычным миром; они отказались от тирании в Европе. Оставив после себя 50 миллионов человеческих жизней, эта война, будучи действительно мировым конфликтом, не привела ни к какому покаянию. После ее окончания Европа была вовлечена уже в моральную войну, кульминацией которой стали 1960-е годы, когда началась волна «либерализации», запустившая в действие истеричные и нерегулируемые силы. Прямым последствием этой волны стали убийства десятков миллионов младенцев через аборты, и это продолжается до сих пор.
Началась и другая – экономическая – война. В 1957 году франко-германский проект, точно включавший в себя территории каролингской империи, был подписан и узаконен в Риме – через 1157 лет после аналогичного признания этим городом Карла Великого. Шесть стран, в которых 80% населения католики, образовали таможенный союз, провозглашавший исключение из экономического общения всех стран Европы, которые не пожелают присоединиться. Совсем недавно это соглашение было усилено новым соглашением, подписанным в нескольких милях от северной столицы Карла Великого и его дворца в Аахене, в другом городе, под названием Маастрихт (имеется ввиду Маастрихтский договор –договор 1992 года о создании Европейского союза. – Примеч. пер.). Желая союза, эти страны, кажется, не заметили, что на другом конце Европы другой Союз – Советский – распался, принеся хаос, голод и войну. Снова Европа разделена между монолитным тоталитаризмом сверхдержавы Маастрихта, с одной стороны, и националистичным братоубийством Сараево (результат национализма XIX века) – с другой. Западной Европе пообещали хлеба и зрелищ, если она будет поклоняться новому Ваалу на его престоле – маммоне экономизма, продуктивизма – человеческими жертвоприношениями. Восточная Европа, последовавшая за ложными богами, впала в искушение и ступила на ту же дорогу, стремясь сохранить при этом свою недавно полученную свободу; но искушение хлебом и зрелищами велико, а странам, пытающимся отвергнуть Евросоюз, угрожает экономическая насильственная изоляция и понижение до провинциального статуса.
Глубинный смысл века развоплощения
Как же это стало возможным?
II тысячелетие словно двигало историю вспять, так что христианский мир в XX веке вернулся к доконстантиновской эпохе мученичества. Эпоха развоплощения – результат рациональной философии, отдаления человека от Бога. Фундаментальное христианское учение о воплощении и все, что из этого следует, были постепенно забыты в этот период.
Прежде всего, была потеряна вера в Божество Христа, а все внимание сосредоточилось только на Его человечестве. Христа стали представлять бедным, оставленным и страдающим человеком. С потерей веры в Его Божество потерялась и вера в Его Небесное Отечество. Результатом этих потерь стало прилипление к этому миру и его установлениям. Христа отдалили от человека, Он стал «далеким» Богом, «закрытым» на «непознаваемых» небесах. Христа заменили на «викария» («наместника»): человека оставили одного вести свою жизнь так, как хочется ему самому с помощью разума и закона, рациональной философии и легализма – точно так же, как это было до пришествия Сына Божия. Христос стал «неизвестным» Богом философов. Идея о Боге как о Высшем Существе сохранилась, но Его Божественная природа не слилась с человеческой в одной личности. На земле жил человек Иисус, Которого распяли. На небесах был далекий Бог, Господь Иисус, от Которого, как стали говорить, «исходит» Святой Дух. Но Этот Святой Дух и Бог – «Высшее Существо» – были непознаваемы, потому что не могли сойти на человека. Обожение для человека стало невозможным, а весь материальный мир не мог освятиться – поэтому его без опасения можно уничтожать. Отделение Божественной природы Христа от человеческой Его природы в западноевропейской религиозной мысли и благочестии имело много последствий. Восхищение жертвой Христа-Человека развилось сначала в христианский гуманизм, а после – в гуманизм атеистический. Отдаление от Бога привело к новому видению мира на Западе: к отсутствию уважения к тварному миру, к десакрализации природы, тогда как в эпоху воплощения и святых тварный мир виделся как набор знаков и символов присутствия Бога среди людей на земле. Новое мировоззрение дало рост чрезмерной привязанности человека к земным обителям – сегодня мы это называем национализмом.
С другой стороны, парадоксальным образом, с тех пор как принцип воплощения был отвергнут, Бог в человеческой мысли так и не стал человеком, человечество стало чувствовать себя лишенным корней и способным посвятить себя не имеющим основания, монолитным, тоталитарным структурам – тем самым, которые так культивировал языческий Рим.
Похожим образом учение о Святой Троице превратилось в абстрактную, сухую, мертвую формулу. Живой Бог был заменен Богом рационально мудрствующих философов, абстрактным Богом книг, силлогизма и спекулятивной, схоластичной гипотезы. Это был не Бог, познаваемый опытом, Который жил на земле в век воплощения, – это был воображаемый Бог. А когда воображение перестало нуждаться в Боге для подтверждения своих гипотез, тогда Его отбросили в сторону как «мертвого» Бога. Незнание о Живом Боге означало, что знание о Нем как о Троице – трех Лицах, соединенных любовью, – было потеряно. А с ним и пропало знание о реальности единства в многообразии, потеряно полное видение христианства-державы эпохи воплощения, эпохи святых.
Мы назвали II тысячелетие эпохой развоплощения, потому что в эту эпоху христианские ценности были утеряны, искоренены из повседневной жизни.
Войдя в III тысячелетие, мы можем попытаться ответить на вопрос, положенный нами в название данной статьи: Европа, куда ты идешь?
III тысячелетие: апокалипсис или продолжение истории?
После окончания Второй мировой войны находились те, кто говорили, что Европа уже спасена для реализации своего предназначения. Однако было неясно, что же это за предназначение. Ибо после 1945 года Европа духовно не поднялась, а, наоборот, опустилась.
В течение веков Европа противопоставляла обычных людей Христу. Спрашивали: Христос или папа? Христос или Аристотель? Христос или Лютер? Христос или Дарвин? Христос или Маркс? Христос или Фрейд? А теперь, когда мы «движемся вперед» в эпохе полного порока и развоплощения, аборты (что может быть более характерным для эпохи развоплощения, чем аборты?), развращенность, кровосмешение, колдовство – практики, о которых даже не говорили всего несколько десятилетий назад, – становятся обычными, и кажется, что Европа уже полностью отвергает Христа. Европа уже спрашивает: Христос или антихрист? А антихрист – окончательное развоплощение, ибо означает, что человечество бесповоротно отдается Люциферу – падшему, бесплотному, развоплощенному ангелу.
Суждено ли Европе снова начать век истории, или она выпадет из истории в век апокалипсиса? Вернется ли она к христианству, к установлению христианских ценностей, к эпохе святости – или «развоплотит» себя к поклонению развоплощенному сатане? Вернется ли она к возрождению, новому воплощению христианства I тысячелетия – или окончательно придет к его отвержению? Будет ли спасена Европа воплощением Сына Божия и Пресвятой Троицей – или будет погублена древними демонами, давно ожидающими своего возвращения после того, как их изгнали отсюда святые древности? Будет ли победа за языческим Римом с его поклонением кесарю-антихристу и пантеоном демонов – или все-таки наступит истинное возрождение, истинное пробуждение Европы эпохи воплощения, эпохи святых? Крест и воскресение – или духовная смерть? Духовная держава или экономический союз? Иерусалим или Вавилон? Единство во Христе или единство в антихристе?
Мы не можем ответить ни на один из этих вопросов, но, будучи христианами, мы продолжаем жить без боязни, зная, что последнее слово в истории человечества принадлежит Богу.
Ей, гряди, Господи Иисусе!
Для человека есть два критерия: премудрость и разум. Премудрость - это страх ненароком ни то чтобы обидеть Бога, а и огорчить Его, даже повода (обидеть или огорчить) человеку следует бояться. Разум - это значить сторонится человеку зла.
Все просто! А на самом деле? Мы имеем статью священника Андрея Филипса и множество к ней комментариев и великое множество мнений... А как же тело Христово? Едино ли оно? Человек член Единого тела Христово только тогда когда, полагаю, читает Старый и Новый Заветы, молится и приобщается к Святым Таинствам. А далее все по Серафиму Саровскому: человек должен понуждать себя, спасать себя и тем самым тысячи спасутся вокруг человека.
Прошу простить меня ежели что ни так.
Спаси Господи!
например в россию, то я боюсь в тот же день над евросоюзом пройдет дождь урановый и огненный
А по - поводу Европейского Союза глупо ополчатся и совершенно невежественно, так как много уже православных стран уже входит туда. ЕС наш друг и пора бы русским начать уметь дружить, а не отгораживаться и запирать себя в дальний угол как обиженный ребёнок. Все кто говорить плохо о ЕС - это всё результат советской агитации, воспитания таких людей, но вырастает следующее поколение, у которых, я надеюсь, советских заморочек, тараканов не будет. В целом пожелаю Европе возвратиться ко Христу, в Лоно Церкви.
Не карающим ли мечом в Деснице Господней были и революция, и гражданская, и Вторая Мировая. Но судя по всему рана продолжает расти. После России змее останется проглотить только Украину, Константинополь, Грецию и наконец укусить свой хвост - Ерусалим. Давайте будем вынимать бревно из ока своего и только тогда мы увидим как вынуть скалку у брата. Исполненный гордыни Рим пал и надменно державший голову Константинополь - в запустении. Неужели Российское превозношение не будет наказано? Не вечно быть попираему Духу Божию!
Разве в Росии все уже благополучно, все возлюбили друг друга, как самих себя, и даже научились прощать врагов своих? И не лучше ли сначала заняться своим домом, прежде чем осуждать порядки дома чужого?
В 50-х гг. моя матушка растила меня одна. На её руках была ещё и старая больная мать не получившая от государства ни копейки пенсии. Да ещё надо было выучить племянницу. И я ни разу не слышал от матери стонов по поводу того, что государство не помогает. Почему вы-то сейчас такие хлипкие? Не успеете дитё родить как помощь уже требуется. Навалил ребёнок в штанишки и Путин виноват! Ребёночка рожали для себя? Вот будьте добры и побеспокоится в первую очередь.
Легко бросать слова осуждения. Особенно если плохо знаешь историю той страны в которой живёшь. Благодарите Бога за то малое, что имеете, услышит - даст больше.
Прошу прощения, поторопился и отправил сообщение без подписи.
Уважаемый господин Андрей Филлипс!
Позвольте сделать несколько замечаний. Сразу прошу прощения, если какие-то из них покажутся Вам резкими.
Прежде чем говорить о Европе и народах её населяющих хотелось бы дать общее представление о ходе этногенеза. Оговорюсь, это моя личная точка зрения.
Итак, обращает на себя внимание то обстоятельство, что человечество развивается как бы в двух параллельных процессах: это этногенез – процесс более энергетический и биохимический в своей основе, решающий задачи физиологии и психологии человека и этноса для успешной адаптации в меняющихся условиях жизни; с другой стороны наша историческая жизнь с её социальной адаптацией, экономикой, геополитикой и т.д. Этногенез и историческая жизнь настолько переплетены, взаимосвязаны, взаимозависимы, что разорвать их для детального рассмотрения по отдельности не представляется возможным. Поэтому будем пытаться понять одно с помощью другого.
Этногенез как форма геобиохимической жизни в земных ландшафтах, с присущими им флорой и фауной, минеральным составом почв и энергетикой, явление чисто человеческое. Потому что наряду с совершенствованием физиологии и психологии, человек отрабатывает ещё две очень важные темы развития, ставящие его над миром животных: интеллектуальную и духовную. И вот здесь геобиохимическая жизнь обогащается приложением интеллектуальных и духовных усилий в создании материальных и духовных ценностей, в сотворении цивилизации. В чём и проявляется наша историческая жизнь.
Этногенез можно условно разделить на четыре ступени: этническую, суперэтническую, расовую (не имеющую к расистским домыслам ни малейшего отношения) и общечеловеческую. При ближайшем знакомстве с мировой историей обращает на себя внимание то обстоятельство, что некоторые этносы стремятся перерасти свои этнические рамки. Кельты, персы, ханьцы, греки первого тысячелетия до Рождества Христова. Итало-римляне на рубеже эпох. Арабы 6-8 вв. Русские 17- 20 вв. То есть, этносы вырастают в суперэтносы – громадные этнические сообщества как правило с имперским оформлением (держава Ахеменидов, Карфаген, Римская империя, империя Хань, Австрийская, Британская, Российская).
Что же происходило в Европе? Вы правы, этногенез в Европе большая тайна. Он необычен, энергетически очень силён на протяжении трёх последних тысячелетий. Исторически начинаясь кельтами в центре Европы, европейский этногенез продолжается греками на юго-востоке, итало-римлянами на юге, германцами на северо-северо-востоке. Полтора тысячелетия его энергетическая мощь нарастает, течение как бы убыстряется. Как у реки в горных теснинах перед выходом на равнину. И поток европейского этногенеза вырывается из теснин германским расселением. Германское половодье затапливает в течение нескольких веков практически всю Европу от берегов Дона до Атлантики. Однако гунны вытесняют германцев в Западную Европу. После ухода гуннов германцы расселяются по Центральной и Западной Европе, вливаясь в местные этногенезы. Фактически они становятся здесь ведущим этносом с претензиями на титульность в западноевропейском суперэтносе. Только не получилось единого западноевропейского потока. После нескольких столетий поток благополучно разделился на несколько рукавов: английский, французский, испанский, итальянский, германский и т.д. Но эта внешняя, историческая сторона жизни была связана своим внутренним этногенетическим содержанием. Несколько сильных эпицентров западноевропейского этногенеза, одинаково мощных, толкая и опережая друг друга, обессиливали себя в этой борьбе за лидерство и не позволили сложиться сильному западноевропейскому суперэтносу. На это ушло 1500 лет. С конца 5-го по конец 20-го века. Виток этногенеза закончился. Куда идёшь Европа?
Народы Европы вошли в следующий виток развития этногенеза. Вяло продвигается их объединение. Оно скорее аморфно. Как грозовая туча над ними нависла угроза изменения климата. Мигранты из Африки, Юго-Западной Азии, Восточной Европы заметно разбавляют коренное население. Богатое и сытое благополучие, достигнутое ограблением народов мира и физическим уничтожением миллионов, оказалось под угрозой.
Вы правы, идеи единой Европы, её монолитности были заложены ещё в языческие времена. Но в 5 веке идеи европоцентризма получают если не Божье благославение, то уж западного римского патриархата точно. Католицизм становится духовной окормляющей европейских этносов. Со всеми вытекающими. Но были ли 6-9 вв. порой «святости»? Всеобщей христианизации европейских народов? Так ли уж благостно всё было, как Вы описали? Скорее труд миссионеров-одиночек был подобен таким же одиночным лампадам света в кромешной ночи средневековья. Их бесстрашие и преданность христианской идее сделали своё дело, народы Европы один за другим принимают крещение.
Изначально, начиная с 6 века, Западная Европа раздроблена на десятки государств. И германцы играют в них главную роль. Прошло несколько веков, прежде чем на карте Европы появились более чёткие очертания государств. Только вот межгосударственный антагонизм набирает силу из века в век. Его главная причина, его тайный механизм в нарастании энергетического напряжения этногенетических процессов в западноевропейской этносистеме. Оно проявляется не просто в приросте населения, но в появлении всё большего числа высокоэнергичных, Гумилёв Л.Н. сказал бы высокопассионарных людей. Ухудшение климата и связанное с этим падение урожаев, вызывают голод и перераспределение населения в пределах Западной и Центральной Европы. Делаются попытки перенаправить людские потоки за пределы Европы: Константинополь, Ближний Восток, Русь. Католицизм в своём «единственно верном» христианском миссионерстве записывает в свои злейшие враги православных. С точки зрения животного геобиоценоза такое можно понять. Но для духовного движения вперёд это не поддаётся пониманию. Возлюби ближнего своего превратилось в убей брата своего. И кто тут Каин?!
Разнообразие землевладельческих отношений и обязанностей простого крестьянства усиливает социальную напряжённость. Социальные бунты становятся привычным явлением. В довершение ко всему Европу в 1349 г. посещает Чёрная смерть или бубонная чума. Потери населения катастрофические до ј. Одновременно шла Столетняя война. И вообще, ярким отражением бурных этногенетических процессов в Европе были практически непрекращающиеся войны, восстания и революции. Обострение национального самосознания убыстряет становление европейских этносов, их самоидентификацию.
Даже беглый взгляд на историю европейских народов заставляет усомнится в «эпохе святых», в «единстве в многообразии». С конца 5-го века, с момента становления западноевропейского суперэтноса в его германском варианте идёт непрерывная и неприкрытая война за правообладание властью над людьми между католическими иерархами и светскими правителями. Оторвавшись от своих корней, римская церковь очень скоро разрывается на части внутренними течениями и ересями. А затем и вовсе раскалывается на несколько непримиримых кусков. Европоцентризм, намеченный как конечная цель церковью и государством в начале витка развития западноевропейского этногенеза, в конце этого витка приводит к двум мировым войнам и возникновению фашизма, как показателям духовного падения. Европа и вправду «взорвалась от ненависти» к миру людей. Хотя это началось гораздо раньше физическим истреблением индейцев в Америке, негров в Африке, опиумными войнами в Китае.
Позвольте закончить Вашими словами:
«Как же это стало возможным?
II тысячелетие словно двигало историю вспять, так что христианский мир в XX веке вернулся к доконстантиновской эпохе мученичества. Эпоха развоплощения – результат рациональной философии, отдаления человека от Бога. Фундаментальное христианское учение о воплощении и все, что из этого следует, были постепенно забыты в этот период.»
Западноевропейский суперэтнос вошёл в новый виток развития этногенеза. И уже сам факт постановки Вами вопросов в конце статьи говорит о многом. В Европе есть силы заинтересованные в духовном поиске, в возвращении к истокам христианства. И дай Вам Бог под мутной водой языческого половодья, затопившего Европу, нащупать твёрдую дорогу в будущее. Последнее слово за Богом, но первое за нами. Ведь Он дал нам право выбора.
Сергею (пост 08.09)- Послушайте лекции Осипова, где затрагивается эта тема. Доступно, ясно. Церковь (священство) не должны приоритетно заниматься социальной сферой. Их дело - молитва в первую очередь, "спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи" т.д. Да, поддерживать, благословлять полезные начинания активных прихожан, но не крутиться самим в бесконечной круговерти соц.дел. В противном случае происходит обмирщение церкви со всеми страшнейшими последствиями. Каждый верующий (лично Вы, лично я, и т.д.) должен делать всё от него зависящее, чтобы помочь ближнему, не дожидаясь указаний, призывов или гос.программ - вот и всё. И не стоит отчаиваться, даже если всё так плохо в соц.сфере. Спасение души не зависит от уровня благосостояния: Спаситель в Нагорной проповеди, притче о богаче и Лазаре говорит как раз об обратном. А в "Отечнике" Игнатия Брянчанинова в разделе об Авве Данииле есть отличный пример того, как благосостояние может отвратить от благих дел и увлечь душу к погибели - история каменосечца Евлогия.
Спаси Господи.
Оля
Хочу добавить, что как в нынешней Европе закрываются и сдаются в аренду протестантские молебные дома и католические здания для проведения концертов, муниципальных мероприятий, корпоративных юбилеев и вечеринок, игровых залов для компьютерных игр и даже для комерческих лотерейных розыгрышей (есть случаи, когда там, где в ХХвеке молились, сегодня играют в рулетку и блекджек)... эта тенденция, есть и в Росии. Скоро и в наших храмах и монастырях начнут "приживаться" подобные виды отнюдь не церковной и не просветительской деятельности. Храмы и монастыри боготеют, а души большинства россиян далеки от Бога, веры и воообще стремления к благочестию. А как будут содержаться золоченные храмы, если не будет там прихожан?
Ведь тот же святой Серафим Вырицкий, который явился нашему Патриарху Кириллу, в канун его избрания на престол, этот же святой пророчествовал в годы военной разрухи: не плачьте о взорваных храмах, купола будут снова золотиться, но церкви будут пустые.
А перевести заголовок следовало бы "Камо грядеши, Европо?"
выглядит как англофил. Англичане традиционно считали немцев
и французов "низшей" нацией. Основная атака в этой статье направлена именно на них. При этом Англия постоянно спасает Европу и весь мир.
«Англия как Новый Израиль... избранна и уникальна», — в 1580 г. провозгласил Джон Лили, английский писатель. Именно эта идея расового превосходства позволяет бомбить сербов и уничтожать иракцев. И эта сейчас самая большая опасность для мира. Автор же нас умело уводит, чтобы объявить мировым злом Евросоюз. А Англия и святая Русь у него чуть ли ни на одном уровне.
Во Франции хранится христианская святыня - Плат Богородицы, хранится в Шартре в грандиозном храме - жемчужине европейской архитектуры.
Толпы туристов ходят. Снимают на камеру столбы, стены, витражи и т.д. Мимо Плата Богородицы проходят, даже не поинтересовавшись, что это. просто неинтересно. Представляю, чтобы было бы в России...
Подошли к сторожу-священнику, спросили, можно ли приложиться. Старый священник оживился. Сразу спросил, не из России ли мы. Сказал, что Плат приезжают увидеть только православные из России, Украины. Католиков вообще не интересует. Пришлось даже посочувствовать католическому священнику.
Другой пример в той же Франции. Город Амьен хранит главу Иоанна Предтечи. Зрелище жуткое: в стене собора небольшая ниша с решётками в палец толщиной. за ней лежит глава Иоанна Предтечи. Подходят изредка любопытные, заглядывают и идут дальше. Вспоминаю, что творилось в Москве, когда привезли десницу Иоанна.
Кто Ты, Украина? И где твоя Душа?
Придёт к Тебе Жених твой…
Ждала ли Ты Его?
Поправишь ли светильник свой
У образа Его?
Поправишь ли светильник свой
Внутри своей Души,
В молитвенном молчании,
Среди ночной тиши?
Вот голос Его слышится
У твоих дверей:
«Не спишь ли моя милая –
Открывай скорей».
- Да как же я открою
Друг мой дорогой,
Я скинула хитон мой,
И у меня - Другой.
- Скажи же мне, невеста,
В кого Ты влюблена?
С кем «замесила тесто»,
С кем выпила вина?..
Не уж-то ты увидела
Любовь в его глазах?
И как Ты не заметила
Копыта на ногах?
Что обещал он, милая,
Куда тебя позвал?
Земное иль Небесное
Он царство предлагал?
Тот, кто Земное ищет,
Тот всё равно умрёт!
И, царство потеряет,
И Жизни не найдет.
А тот, кто ищет Горнее,
То, если и умрет,
Воскреснет к Жизни новой,
И Дольнее найдёт!..
Да, обещал бес многое,
Но многое ли дал?
А кто ему поверил,
Тот душу потерял!
И как же удалось ему
Так обольстить тебя?
Зачем Ты вышла из дому?
Чтоб потерять себя?..
И разлюбила Истину,
И полюбила ложь!..
- Я полюбила Волю
Меня ты не тревожь!
Я строю свою Родину,
Где буду теперь жить,
И вольною царицею
Сама хочу я быть!
- Да разве можно Волю,
Без Истины, добыть?
Познай сначала Истину!
И научись - Любить!
Ты, многое забыла.
Так вспоминай скорей:
И чей носила перстень
Ты на руке своей,
И, где же твои корни?
Подумай не спеша…
И кто Ты, Украина?
И где твоя Душа?
И можно ли родиться
Ребенку без Души?
А можно ли - Народу?..
Подумай, не спеши…
И, кто творец, подумай,
Бесценной красоты,
Души твоей премудрой...
Или не знаешь Ты?
А может быть сама Ты
Придумала себя?..
А может быть чужой кто
Влияет на тебя?
А может дядька добрый,
А может быть и злой,
И хитрый, и коварный
Руководит тобой?..
Он вместо руты дивной
И лилии долин,
Посеял что-то в Душу,
Твой новый господин.
Лицо свое поганое
Листочками прикрыл,
И что-то приукрасил,
И что-то утаил.
И обещал он многое,
На чувствах поиграл,
И образ тот, Желанный,
Тихонько поменял…
Ведь так легко и просто
Другой народ губить:
Чужое сеять в Душу,
Родное – подменить!..
Слова придумать новые,
И буквы изменить…
Мечтает и кириллицу -
Латиницей сменить!..
О, как же его мучает
Созвучие корней,
Убрать бы корни русские,
Чтобы забыть о ней:
О матери, Руси Святой,
О том, что ценно в ней,
О том, что так боятся
И ненавидят в ней…
Боятся злые духи,
Сам падший херувим, -
Жемчужину бесценную,
Что бережно храним!
И дело здесь не в «мове»,
Не в языке родном,
Есть что-то очень важное
В народе дорогом.
Я говорю о Вере,
И о Христе Живом.
Без Веры нет народа
И Вечной Жизни в нём!
Изменишь свою Веру -
Изменится народ!
Забудешь свою Веру-
И твой народ умрёт!
И, если обуяет
Соль в Душе твоей,
Ты знаешь, что бывает?
Ну, вспоминай скорей!..
Ты видишь, попирают
Тебя твои враги?!
Но только не Россия!
(Ну, хоть себе не лги!)
Не стану говорить тебе,
Кто сеет эту ложь.
Подумаешь немножко
И всё сама поймёшь.
А наша брань не к плоти,
Воюем мы не с ней.
Христовы ли мы дети,
Скажи мне поскорей?
А может, Ты забыла,
Где искать Христа?
Любовь твоя остыла,
И это не спроста.
И плохо тебе милая,
И болит душа,
И твои «сокровища»
Не стоят и гроша.
И думы твои, думы
Стоят в душе горой…
А над тобою властвует
Бесов свирепых рой.
А Ты еще все думаешь,
Что к Свету Ты идёшь.
А в Сердце, вместо лилии,
Пустила корни ложь!
Ты хочешь знать, что делать?
А истина проста,
Вне каноничной Церкви,
Ты не найдешь Христа!
А нет Христа – нет Духа,
Защиты – тоже нет!
Сама Ты «пригласила»
Всех бесов на обед.
Сама «открыла двери»,
И радостной толпой
Они, с ужасным визгом,
Пришли к тебе домой.
И весело гогочут,
Такой подняли вой,
Кричат, что Ты погибла,
Смеются над тобой.
А ты даже не слышишь,
Слух отнят у тебя,
Не видят твои Очи,
И Сердце – без Огня!
А ведь на все вопросы
Есть ответ простой:
Возвращайся, милая,
Ты к себе Домой!
В Церковь Православную,
Где Родина Души,
В Истинную, Славную,
Вернись-ка, поспеши.
Она у нас ЕДИНАЯ!
Так сказал Собор!..
Бывает «Самостийна»?
Только – это вздор!
Истину о Церкви,
Как и о Христе.
Не умом, а Верою
Принимают все!
И вопрос о Церкви,
Не спроста внесен,
В Символ Веры нашей.
Все догматы – в нем!
С ним легко и просто
Нам Истину найти,
И Дух Святой и Чистый
Нам светит на Пути.
Пока была Ты в Церкви,
Народ твой был Святой.
За Веру Православную
Всегда стоял горой!
Пока хранил Он Веру,
Был страшен для врагов,
Народ твой, Православный!
Он долго был таков…
А хочешь, чтоб настала
И для тебя весна?
Вернись, вернись красавица!
И будешь спасена!
Раб Божий, Анатолий 7 марта 2009 года
г. Дрогобыч
Закат Европы продолжается...
у коммунизма, фашизма, либерализма, Евросоюза, всяческих либеральных свобод и под.Будем знать, предупреждён - вооружен.
храм.Наши Православные службы привлекают немцев.Мы спрашиваем
почему они к нам пришли ,у вас мы чувствуем Бога нашего.
Мы молимся за Россию за наших близких. Нашим людям в России
тяжело жить нужно чтобы все жили в труде и молитве.Для этого
нужны рабочие места нужна помощь от правительства,иногда такое
ощющение,что это кому-то невыгодно.В современной России религиозное и нравственное самосознание не ниже чем в Европе
как высказался Михаил .У россиян нет рационального подхода к
вере как здесь .А судить о состоянии веры в России по чёрному
ящику и газете это люди делают деньги.Надо отметить посещяемость храмов в России здесь храмы стоят как музеи,
потому что в них мало ходят. Учитывая что в школах введён
закон Божий и каждый ученик строго на религиозном учёте.У нас
в общине брали справку у священика что ребёнок посещает церковь.Ешё им здесь в Европе всегда были предоставлены условия для вероисповедания у них нету Бутовского полигона и
тысяч замученных священников.Нам всем надо молиться за всех
и за Россию если не будем сами себя накажем пока будем
разьбираться в Европе наши внуки могут быть мусульманами.
Так что будущее за Россией.
Царская Россия, которую сейчас ТОЛЬКО хвалят, безнадёжно отстала от Европы и была по уши в долгах. Как следствие проигрыш более развитым противникам в 1905 и 1918г.
На всё воля Божья: и на Николая и на Сталина и на Горбачёва. Ведь сказал Господь о своей Церкви: "И врата ада не одолеют её". Так может для того чтобы спасти Русское Православие от кровожадной Европы и был нужен наш старый добрый СССР?
А относительно религиозного самосознания на Западе... Я проживаю в Оттаве. Первое, с чем я тут встретилась - это приспособленное под культурно-развлекательный центр здание (огромное!) в прошлом то ли католической, то ли протестанской церкви - Glebe Community Centre. Позднее мне показали то место, где стояла другая протестантская церковь, которую арендовала РПЦЗ, пока ни построила свою собственную. Теперь на этом месте, на месте сноса, стоит офисное здание. Можно вспомнить случаи продажи подобных церквей под китайские рестораны. Да много чего еще можно вспомнить. Надо ли? Например, легализацию однополых браков.
а статья действительно прекрасная, если в Европе есть люди, которые думают таким образом, быть может еще не все потерянно...
П.С. я полагаю, что администрация сайта Православие.Ru сторонники правды и в обязательном порядке "запостят" мой комментарий, ведь у нас же свобода слова, не так ли?