Но существуют ли они? Созданы ли так востребованные сейчас православным обществом православные библиотеки, сосредоточившие все лучшее, что создано и накоплено в библиотечном деле в предыдущие годы и вместе с тем дополнившие это лучшее своим православным содержанием, пониманием, восприятием, спецификой?! И работают ли в них подготовленные квалифицированные специалисты?!
Прежде всего, обратим взор на Синодальную библиотеку. К сожалению, даже в такой крупной библиотеке не хватает специалистов в области теории библиотечного дела. Судя по публикациям библиотеки, она еще пока не в состоянии стать координирующим методическим центром для сети православных библиотек.
Далее следуют библиотеки епархии, являющиеся центральными научными библиотеками, библиотеки благочиний и самый большой пласт – приходские библиотеки (в РПЦ свыше 7000 приходов, из них в одной Москве их свыше 700). Почти каждый приход имеет свою библиотеку с незначительным фондом. Приходские библиотеки обслуживают не только прихожан, но и учащихся воскресных школ, поэтому их функции многообразны. Как правило, приходские библиотеки помещаются в отгороженном уголке в притворе храма и, по сути, являются пунктами выдачи книг, которые открыты один-два часа в субботу вечером и в воскресенье утром; обслуживают их энтузиасты-общественницы (непрофессионалы).
Православные библиотекари не имеют методического обучающего центра, своей трибуны – печатного органа. Такие светские журналы, как «Библиотековедение» и «Библиотека», или не замечают их, или печатают весьма редко и не всегда охотно.
А между тем относиться к православным библиотекам как к второсортному делу неправомерно. Ведь Православие – культуроформирующая религия.
Специфика работы с православной литературой неизбежно ставит свои вопросы, которые в одиночку решить невозможно. Это и вопросы классификации фонда (естественно, что действующая с советских времен библиотечно-библиографическая классификация была отвергнута), и вопросы систематизации и описания фонда, его расстановки и раскрытия[1]. В одних случаях (описание, размещение) принято придерживаться принятой в мире регламентирующей документации (международные и государственные стандарты), в других случаях приходится внедрять новые классификации.
Пожалуй, единственной трибуной для православных библиотекарей служат библиотечные секции на регулярно проводимых Московской Патриархией и другими православными организациями чтениях (Рождественских, Глинских, Покровских). Отрадно отметить, что на летней 2008 года библиотечной секции Глинских чтений с сообщениями выступали почти все присутствующие. Работающие в библиотеках светского вуза или обычных государственных школах православные по вероисповеданию библиотекари с таким вдохновением проводят массовую просветительскую работу среди студентов или детей (как, например, экологические прогулки и беседы для детей с отставанием в развитии в Южном округе), что сеют плодоносные семена Православия, духовности и нравственности в юношеские и детские души. И как знать, может быть, благодаря их усилиям православной молодежи станет больше.
Православные библиотекари содействовали тому, чтобы в программы обычных государственных школ был скорее включен предмет «Основы православной культуры»; личным примером они показывают своим читателям красоту и многогранность жизни православного человека, сами несут в себе и передают другим духовно-нравственные начала, стараются вернуть молодежь к исконно русским традициям, истокам, корням.
Нельзя не сказать о координаторе библиотечной секции регулярно – два раза в год – проводимых Глинских чтениях Фунтиковой С.П.. Она профессор Московского государственного университета культуры и искусства и автор так необходимого православным библиотекарям издания по истории православного библиотечного дела – «Православные библиотеки: прошлое и настоящее» (М., 2002). Это издание можно найти в крупнейших библиотеках страны и Москвы, получательницах контрольного экземпляра, – Российской государственной библиотеке, Государственной публичной исторической библиотеке и других.
Около 15 лет возглавляет библиотеку Духовного центра при храме Гребневской иконы Божией Матери в подмосковном Одинцове Гарбузова В.Ф. Ею подготовлена классификация православной литературы, которая и применяется в библиотеке. Фонд насчитывает свыше 5000 названий и постоянно пополняется. Будучи специалистом широкого профиля (более 20 лет проработала в комплексных и функциональных отделах Российской государственной библиотеки), широко известная в православных кругах, она была приглашена на Рождество 2009 года в Горненский женский монастырь в Иерусалиме для организации помощи монастырской библиотеке.
Православную библиотеку при храме Преображения Господня в Богородском (Москва) возглавляет Андрюшина С.В. (настоятель протоиерей Дамиан Круглик). Усилиями настоятеля и библиотекаря фонд, насчитывающий более 5000 названий, постоянно пополняется. Библиотека обслуживает и прихожан, и воскресную школу. Проводится массовая и выставочная работа (ко всем православным праздникам), создаются рекомендательные списки литературы для детей и взрослых. Андрюшина С.В. имеет многолетний опыт библиотечной работы (около 40 лет работала в разных отделах Российской государственной библиотеки), имеет многочисленные публикации.
Учитывая большую необходимость приходских библиотек в методической литературе, в 2009 году главный редактор журнала «Приход» Соболевская Е.А. открывает постоянную рубрику в помощь библиотекарям – «Приходская библиотека».
В качестве первоочередных задач православных библиотекарей назову следующие: влияние на репертуар издательской продукции с целью недопущения выхода бездуховных изданий, отрицательно воздействующих на формирование мировоззрения читателя, с одной стороны; с другой – постоянное содействие духовному возрождению общества путем его нравственного просвещения и воспитания, возвращения православных традиций; а также воспитание у читателя отторжения бездуховной литературы.
Влиять на репертуар книгоиздателей – дело сложное, трудное, но необходимое. И осуществлять влияние, видимо, возможно путем постоянных активных, целенаправленных выступлений в средствах массовой информации с обзором лучших изданий и перечислением тех, от воздействия которых следует оградить общество, и прежде всего молодежь. В последнее время многие православные журналы помещают библиографические обзоры новинок изданий, в частности, такие удачные критические обзоры находим в журнале «Фома» (раздел «Пространство культуры»). При этом следует отметить, что православные СМИ одни из первых подняли вопрос о создании общественного совета на ТВ и СМИ по охране нравственности детей и подростков от пропаганды насилия, сексуальной распущенности, расизма и жестокости в печати и СМИ. Видимо, библиотекам и библиотекарям следует активнее требовать от законодателей скорейшего принятия необходимого в этом плане закона. А одновременно в законе следует предусмотреть существенные налоговые льготы тем издательствам, которые выпускают духовно-просветительскую литературу. Ведь христианским отношением к жизни может быть проникнуто произведение, в котором нет и слова о Христе, но оно учит любви, смирению, взаимопомощи, жертвенности.
Кроме того, как это было в прошлые годы, целесообразно было бы восстановить выпуск аннотированных рекомендательных библиографических списков и указателей литературы для библиотек и для читателей по различной тематике, и прежде всего изданий патриотического и духовно-нравственного содержания.
Одновременно было бы целесообразно издавать рекомендательные списки для издателей, в которых, например, предлагать к переизданию забытые духовно-нравственные произведения авторов прошлых столетий (А.Н. Анненской, Н.Д. Телешева, Е. Поселянина и др.). С этой же целью хорошо было бы чаще устраивать в крупных православных библиотеках выставки духовных и патриотических изданий («Забытые имена», «Забытые книги»), чтобы привлечь к ним внимание не только читателей, но и издателей-специалистов.
В заключение хотелось бы предложить следующее:
– в целях ликвидации неполноты поступлений православной литературы целесообразно было бы создать координирующий центр, собирающий и хранящий весь репертуар изданий;
– для координации творческой деятельности, обмена опытом решить вопрос о создании своего печатного органа, а также творческого союза (объединения).
Думается, что у православных библиотек есть свое будущее, так как православному читателю нужна своя библиотека, а для ее научного функционирования, видимо, надо выработать «Основные направления работы православных библиотек», одним из логических звеньев которых было бы создание модели фонда православной библиотеки.
Люди работают до вечера в будни, и просто после службы в воскресный день им надо банально отдохнуть, поесть и др.Никто не будет в воскресный день, кроме живущих совсем рядом, возвращаться в 13 или 14 часов, к моменту открытия библиотеки, или уж в крайнем случае будут это делать.
Такое вот мое мнение..
liebn.n@yandex.ru
если хотите, напишите vivliofika_09@mail.ru, думаю, кое-чем поспособствую.
Дай Бог ему стать полезным изданием.
Пока что библиотеки хиреют, прихожане перестают читать или просят легкое чтение.
Или библиотечный сайт с форумом.
Необходимо зарегистрироваться заранее по эл. почте, по факсу или по тел. дирекции Глинских чтений.
Помощи Божией!
Несколько часов, за счет интеллектуальной составляющей, может отнять создание записи авторитетного файла или аналитика (сборника докладов, например). Для сего существует распределенная каталогизация.
Однако идея печатать в книгах карточки с последующим ксерокопированием их "неучеными" библиотекарями для карточного каталога, конечно, хороша.
поддерживаю Ваше предложение о каталогизации перед публикацией! Возможно, это существенно поможет новичкам, особенно если описание будет приведено в книге в виде готовой карточки и его можно будет просто отксерить.
О поддержке духовенства можно только плакать и молиться, т.к. очень сильны местнические тенденции, разрушающие совместные начинания самих библиотекарей, их желание кооперировать свой труд, обмениваться опытом. Это просто горе!
Даже если и придут в библиотеки квалифицированные специалисты, то им придется очень тяжело, т.к. им предстоит кропотливая работа по каталогизации многотомного фонда библиотеки (на создание одной библиографической записи в электронном каталоге может уйти несколько часов даже у опытного каталогизатора). Предлагаю издавать книги с готовым библиографическим описанием, составленным профессиональным каталогизатором, и, таким образом, упростит ведение каталога в приходских библиотеках даже библиотекарю без специального образования.
Призываю наше духовенство пересмотреть свое отношение к православным библиотекам и библиотекарям.
На одном из православных сайтов прочитала замечательные строки: «Самое ценное на земле – это духовная библиотека, на которую не надо жалеть ни сил, ни средств».
С уважением, Людмила
http://www.bogoslov.ru/text/740732.html
http://www.mitropolia-spb.ru/ieparhia/biblioteki/txt/klassification.php
Рекомендуем скачать файл, сохранить в Word. В первое время можно применять команду "Найти" для поиска рубрик по файлу, т.к. АПУ в интернете не размещен.
Между приходами и епархиями так много нестыковок, что без благодати архиерейской совместной работы не получится. Если бы Издательский Совет или ОРОиК МП...
Ждет меня смерть, похожая на кончину древнего восточного подвижника, мощи которого были найдены в пустыне несколько лет назад. Только он умер, изнурив себя постом, а я - не очень постясь, а просто живя на одну пенсию... Ни образование, ни дополнительные знания ничего не изменят...
Простите, просто люблю Церковь, хочется еще послужить...
http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html
http://www.axion.org.ru/books/books.html
Издательство работает по безналу.
есть опробованные профессионально выполненные рубрикаторы в Москве (не один!) и Петербурге (корпорация преподавателей СПбДАиС, разработка раздела "2" УДК, с 1978, ищите в интернете по ключевым словам "рубрикатор СПбДАиС"). Вам лучше выбрать рубрикатор Вашей или ближайшей епархии, легче будет впоследствии общаться с коллегами.
С ББК мы не работаем, т.к. она подготовлена атеистами.
Если пожелаете, напишите мне vivliofika_09@mail.ru.
http://bibliotekam.ru/content/view/31/35/
http://www.patriarchia.ru/db/text/938867.html
Что будет на приходах - конечно, зависит от владык, от благочинных, от настоятелей...
У священнослужителей должна находиться копия электронного каталога (или списки изданий), а также подготовленные библиотекарями сведения о движении библиотечного фонда (новые поступления, списание, обмен)
Такой подход к ведению отчетности способствовал бы духовному просвещению.
Бухгалтеру передавалась бы только финансовая отчетность (накладные, чеки).
Что касается налогообложения церковных библиотек – думаю, это миф, т.к. уставная цель приходов – просвещение и образование в духе Православной Церкви.
Лично знаю несколько библиотек, для которых деятельность приходского бухгалтера (как правило, женщины) губительна, и только одну, под попечительством старосты-бухгалтера (мужчины), в которой дело ведется трезво.
Профессиональный библиотекарь оказывается беззащитен перед приходским бухгалтером, который знает о библиотечной отчетности только понаслышке.
Возможно, церковная жизнь предложит свои формы работы...
Очень интересен опыт дореволюционных читален разного рода, их было множество. Крупные национальные библиотеки хранят изумительные документы о работе дореволюционных малых библиотек и читален! Причем иногда они рассматривались как часть работы за народную трезвость (кстати!).
Еще такой момент: часто наши читатели-прихожане имеют более высокое (богословское и светское) образование, чем скромные приходские библиотекари... Атмосфера библиотеки и способы работы с читателями церковных библиотекарей должны создаваться с учетом этого.
Кто что читал об этом, поделитесь, пожалуйста, ссылками.
Посмотрите о чтении Невидимую брань, Поучения аввы Дорофея, устав Новгородского Юрьева монастыря (гл. о должности библиотекаря)и многое другое.
Почему, позвольте узнать? И в светской библиотеке можно создать сектор православной литературы. Конечно, публичная библиотека ориентируется на всевозможные интересы и вкусы, православная - узкоспециальна, тем не менее больше половины сотрудников публичек считают себя православными верующими, и среди читателей найдется немало исповедующих православие. Или сапожник обязательно должен быть без сапог? Работать в одной библиотеке, а книги брать в другой? Проблема, думаю, гораздо шире: комплектование фондов православной литературой светских библиотек и взаимодействие их с приходскими.
Информационный орган обшую массу вопросов сразу разделит на сферы интересов корреспондентов и начальств.
Понятно, что выделятся следующие рубрики:
1. Библиотека прихода и ее массовая работа
2. Б-ки учебных заведений:
- воскресной школы для детей и взрослых
- православной гимназии (есть же Методический центр библиотек светских школ)
- духовных учебных заведений
3. Информатизация библиотек: техника, библиотечные программы и профессиональная компьютерная грамотность библиотекаря
4. Библиографирование православных изданий (увязка с ГОСТами, ретробиблиография, унифицирование карточки, централизованная роспись периодики)
5. Систематизация, электронный каталог, информационно-поисковые языки
6. Электронные библиотеки, их развитие
7. Колонка настоятеля
8. Колонка читателя
9. Книжный базар - реклама, обзоры и комментарии.
А специалисты-библиотекари все же есть, просто они часто по совместительству на приходе еще кем-нибудь работают и времени у них в обрез... Или в монастырь уходят. Вот молодежи, жаль, нет: кадры прежних специальностей вузы культуры ковать перестали.
О создании Координационного коллегиума и как с ним связаться прошу сообщить:)))
Анна, библиотекарь, Москва
Но при всей ее значимости мало кто из архиереев, а тем более простых священнослужителей уделяет ей внимание. На мой взгляд, пока не будет на уровне Московского Патриархата создан отдел занимающийся вопросами организации библиотек, православные библиотеки буду влачить жалкое существование.
Светские библиотеки, даже если в них работают воцерковленные сотрудники, не могут взять на себя функции православных библиотек. Конечно хорошо, что периодически организуются секции на Глинских Чтениях, но надо отметить что инициатива идет не от церковноначалия, а от светских лиц. И эти короткие встречи не дают возможности для выработки единого, целостного подхода к развитию православных библиотек. Вопросов много. Это и подготовка специалистов,это и комплектование, это и создание баз данных, это и классификация, это и формы работы с читателями, это и нормативно-правовая документация и многое другое.
Глинские Чтения, конечно, хорошо. Но почему на Рождественских Чтениях в этом году библиотечным проблемам не нашлось места? Такое ощущение, что Московской Патриархии библиотеки не нужны. Хотя, возможно, что там просто не дооцениваю роль и значение библиотек.
Воцерковленных церковных работников можно научить за 2-3 года занятий в епархиальном методобъединении основам библиотечного дела.
Однако объединять их должен не интерес к "цифре", т.е. современным технологиям, а смягчать - не светская "телерантность", а подлинный церковный дух, который могут принести только авторитетные священнослужители.
Проблема очень серьезная, речь идет о сохранении церковной традиции, в определенной степени - о сохранении отечественной культуры.
Как педагог скажу, что среди т.н. "современной православной детской литературы" встречается такое, что детям вообще в руки давать не стоит.
А, к сожалению, всеми сферами культурной жизни прихода (и книжной лавкой, и библиотекой, и музеем, где таковой есть) ведают люди образованные, но неофиты. Их неофитский максимализм в сочетании с духовной неопытностью порой дает результат, противоположный подразумеваемому.
Поэтому, помимо централизации методического руководства церковными библиотеками, не мешало бы централизовать и духовное окормлений (может быть, виртуально) тех, кто порой на одном энтузиазме в этих библиотеках служит.