В этом году впервые 1 сентября – празднование Донской иконы Божией Матери – отмечалось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и как главный праздник российского казачества.
Из глубины веков
1 сентября, хотя это и рабочий день, в обитель на праздник пришли многие москвичи и гости столицы. Участие в нем приняли представители Администрации Президента, Правительства Москвы, атаманы и казаки реестровых казачьих войск Российской Федерации и общественных казачьих объединений, юные кадеты…
У Донской иконы в Большом соборе |
В своем первосвятительском слове, обращенном к собравшимся, патриарх Кирилл вспомнил о славной истории чудотворной Донской иконы Божией Матери, а затем сказал то, что наверняка чувствуют все люди, не мыслящие своей жизни без Православия: «И сегодня нам есть о чем молиться перед Донской иконой Божией Матери – о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа. И чтобы, несмотря на все те разделения, которые были проведены в истории по телу единой святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать свои общие духовные интересы».
Что значит для Донского монастыря праздник Донской иконы Царицы Небесной, проходящий теперь под знаком главного праздника российского казачества? Говоря об этом на прошедшей накануне праздника пресс-конференции, наместник Донского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, отмечал:
Казачий есаул Николай Будко |
История знает о многих других случаях заступления Царицы Небесной. И это – свидетельство Ее милости к Москве, к нашему народу и государству.
Владыка напомнил, что существует несколько версий истории создания Донской иконы. Согласно одной их них, икона была написана по заказу Евдокии, супруги великого князя Дмитрия Донского, на молитвенную память о нем и воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году; икона находилась в Успенском соборе Коломны, а затем была помещена в Благовещенский собор Московского Кремля. Другую версию приводит историк И. Забелин, один из авторов «Истории Донского монастыря»: икона была создана еще ранее, возможно Феофаном Греком, и вручена на Куликовом поле казаками князю Дмитрию Донскому.
«Есть насущная необходимость…»
Казачий полковник Александр Еськин |
– По решению Святейшего Патриарха Донской монастырь призван стать духовным центром российского казачества. Наша главная цель – это духовное окормление и воцерковление казаков. Как ни пытались в прошлые времена растворить, смешать, уничтожить казачество (к примеру, Троцкий призывал покончить с ним «под корень»), сегодня оно вновь и вновь самоорганизуется в значимую общественную группу.
Поэтому есть насущная необходимость в такой работе: государство создало Совет при Президенте по делам казачества, членом которого я являюсь, а в Церкви с марта этого года, по решению Священного Синода, стал действовать наш комитет. Сам Святейший Патриарх взял казачество под свое духовное руководство, сказав об этом в Новочеркасске на встрече с атаманами, войсковыми священниками, казаками. И сегодня Святейший Патриарх вновь обращается ко всем нам, подчеркивая важность возрождения казачества – этих патриотично настроенных, горячо любящих святую Русь людей.
Ярославский кузнец Дмитрий Игумнов |
В сфере работы с казачеством есть много резервов. Взять, к примеру, закон о государственной службе. Порой на местах государственные структуры, в том числе МВД, погранвойска, по-разному относятся к возможности подписания договоров на госслужбу с казаками. Между тем сегодня по закону такая возможность имеется. При заключении договора казаки получают средства и могут нести соответствующую службу, чего они, собственно говоря, весьма хотят и в местах традиционного проживания уже многого добились. Так, казаками арестованы сотни и даже тысячи тонн наркотиков на границе, пресечено много общественных правонарушений; они успешно занимаются охраной лесов и водных ресурсов, несут егерскую службу. В настоящее время уже возводятся пограничные станицы, где казаки проживают и несут определенную охрану границы.
Казачий фольклорный ансамбль |
Есть множество планов на местах. К примеру, недавно при активном церковном участии прошла спартакиада с участием допризывной казачьей молодежи на Кубани: свыше 100 молодых людей, в том числе учащиеся кадетских корпусов, показали великолепные результаты в разных видах спорта. С 8 по 12 сентября на Дону будут проходить военно-спортивные игры «Всполох». Один из проектов Синодального комитета – организация с этого учебного года казачьего отделения в Российском православном институте святого Иоанна Богослова. Ранее никогда не было в казачестве, чтобы молодежь получала богословское образование, а здесь предполагается не только это, но еще и обучение по специальностям педагогов, экономистов, журналистов, юристов.
Казаки – это очень активная часть нашего общества. А самое главное – они называют себя православными, хотят окормления со стороны Церкви. И наша святая обязанность – двигаться навстречу такому желанию людей, прилагать к этому все силы.
«Слава Богу, мы казаки!»
Молебен на открытие казачьей выставки-ярмарки «Слава Богу, мы казаки!» |
Расположенный прямо у стен монастыря, в парке, огромный шатер вместил участников казачьей ярмарки из разных регионов России. В центре шатра – чудотворный Донской образ, точная цифровая копия, искусно сделанная с оригинала, возле него – казачий пост. К иконе могут прикладываться посетители.
А в павильонах – сделанное (или выращенное и приготовленное) руками казаков: и изумительная ростовская финифть, и краснодарская роспись, и ювелирные шедевры церковного искусства из Приволжья, и костромской лен, и деревянные поделки из Сибири… Особо привлекали внимание стенды с казачьими шашками, саблями, нагайками, мужской и женской «справой», предметами казачьего быта. А уж даров природы, в том числе самых разных сортов меда, которые были привезены из Башкирии и с Дона, из Хабаровска и с Алтая и, как гласит народная мудрость, «тысячу хворей лечат», видимо-невидимо.
Перед шатром, на огромной лужайке, выступали на импровизированной сцене казачьи ансамбли песни и пляски – ярко, задорно, жизнелюбиво. Казаки в парадной форме, увешанные наградами, тут же собирались в группы, оживленно беседовали.
Чудотворная Донская икона Божией Матери в Большом соборе |
– У нас есть казаки, отслужившие и в Чечне, и в миротворческих силах; есть и люди с рабочими специальностями. Скоро здесь, в Донском монастыре, нас сменят казаки из Омска. А дома мы все несем службу по охране порядка, православных храмов, защите населения. У нас на Кубани есть и казачья школа, и казачий духовой оркестр, которым я занимаюсь. Православие – это для нас все, без Православия не будет и России. А то, что праздник казачества отмечается теперь в день Донской иконы, – Промысл Божий!
Есаул Николай Будко, можно сказать, ветеран Кубанского казачьего войска. О себе рассказал, что он бывший кадровый военный, пограничник, «как и положено казаку». Служил еще в Советском Союзе, начиная от самого Востока – Курил – и до западных границ и Чехословакии, Германии.
Строй казаков |
Хочу сказать величайшее спасибо патриарху Кириллу за то, что он правильно почувствовал место, время и роль казачества. До него, конечно, донеслось, что казаки желают быть православными на деле и вести православный образ жизни. Он лично встречался с казаками и, когда убедился, что это на самом деле так, взялся за нас, как и положено батьке. А про выставку-ярмарку скажу так: казакам, действительно, есть что показать!
У атамана казачьего общества района Южное Медведково в Москве, казачьего полковника Александра Еськина времени на беседу почти не было: вместе с сотрудниками московской милиции он обеспечивал порядок на празднике. Но все же на ходу он поделился своей радостью:
Епископ Павлово-Посадский Кирилл и председатель Союза атаманов России Виктор Водолацкий |
Войсковой священник Вадим Толмачев |
– Уже более пяти лет, – рассказал он, – у нас действует такой отдел, который был основан и выпестован архиепископом Пантелеимоном (он сам из казаков). Причем вначале наш отдел был единственным во всей Русской Православной Церкви. Изначально владыка благословил руководить этим отделом мне, а год назад уже казаки избрали меня духовником Всевеликого войска Донского. Прежде безбожная власть пыталась вырубить все корни казачества, так что восстановление нашей жизни было очень трудным делом, но оно решалось с Божией помощью. Несмотря на все гонения, в домах донских казаков было всегда заведено так: в штрихах, то есть чердаках под крышей, лежали шашки, под полом была закопана винтовка… Несокрушима казачья воля всегда стоять на защите родного Отечества!
Сегодня, когда в казачестве вновь пробудилась православная вера на «генном уровне», мы видим особый дух и ритм новой жизни. Как войсковой священник могу сказать, что усиленное внимание у казаков, и на Дону особенно, уделяется подрастающему поколению. Потому что из этих молодых казачат получается уже и казак воцерковленный, и воин, который, впитав в себя казачьи традиции, готов к защите России!
Казачий уголок на выставке |
А вот что сказал депутат Госдумы РФ, председатель Союза атаманов России, атаман Всевеликого войска Донского, казачий генерал Виктор Водолацкий:
– Именно Донской монастырь является сегодня центром, собирающим российских казаков. За годы уничтожения казачества нас разбросало от тихого Дона до Тихого океана; во всех уголках России существуют и живут казачьи семьи, в Ближнем и Дальнем Зарубежье они несут послушание во имя веры православной. За минувшие 20 лет возрождения российского казачества многое сделано, а самое главное – мы духовно укрепились: недаром, как сказал сегодня в Донском монастыре Святейший Патриарх, «казаки особым образом связаны и с Отечеством своим, и с Церковью». Словом, казачеству сегодня необходима Россия, как и России необходимо казачество.
Я его Писарь, и то самое чадо что стояло рядом с ним и проводило съемку
В моём тридцатитысячном городе, людей считающих себя казаками - пруд пруди. Но только ничтожно малая часть из них, посещает богослужения в Храме( про практику исповеди и Причастия, я уже вообще молчу). А всё потому, что формировалось наше местное казачество, из людей нецерковных и даже не крещённых. И это притом, что в нашем приходе есть мужчины и юноши, в том числе и с казацким происхождением. Но их никто в ряды казаков не звал и не приглашал. На них как-бы и вообще, внимание не обращают. Вот и получается, что большинство местных казаков живут отдельной от прихода жизнью. Потому, что Церковь им просто напросто - не нужна.
Казак, без Православия - не казак! Это прописная истина, которая сегодня, к сожалению - многими забывается.