Статья архимандрита Фомы (Битара), видного современного писателя Антиохийской Православной Церкви, впервые была опубликована во второй половине 1980-х годов в журнале «Ан-Нур» («Свет»). Недавно она была напечатана вновь, причем в редакционном предисловии указывалось, что проблема, затронутая в статье, за минувшие годы нисколько не утратила актуальности. Хотя в Русской Православной Церкви эта проблема не стоит столь остро, как в Антиохийской Церкви, но, тем не менее, смешанные браки случаются, и в этой связи может представлять интерес предложенное архимандритом Фомой осмысление этой проблемы.
Латинская традиция помазывания пеплом |
Так сказано в 72-м правиле Трулльского Собора, также известного как V–VI Вселенский Собор, который состоялся в Константинополе в 692 году. Следует отметить, что под ересью подразумевалось любое учение, отличающееся от учения Православной Церкви.
Многие из нас не знают о существовании этого правила. А из тех, кто о нем знает, многие предпочитают не вспоминать о нем, так как считают его одним из самых труднообъяснимых правил Трулльского Собора.
Тем не менее, данное правило требует от супругов единства в вере. Это требование не чуждо церковной мысли на всем протяжении истории. Уже в Ветхом Завете вопросу единства веры супругов придавалось первостепенное значение. Господь Бог, когда вел народ Свой по пустыне в землю обетованную, остерегал людей от родства с другими народами: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3–4).
Без преувеличения можно сказать, что смешанные браки были одной из главных причин, которые разрушили уклад жизни ветхозаветного народа, ослабили его, склонили его к духовному распутству, падению, предательству Бога.
В данной статье мы не стремимся к исследованию темы смешанных браков с исторической или правовой точки зрения. Нам хотелось бы осветить этот вопрос с богословской и пастырской позиций в надежде, что это подтолкнет к целенаправленному духовно ответственному изучению проблемы, поможет понять всю опасность смешанных браков, особенно в наше время.
В своем рассуждении мы ограничимся исключительно темой смешанных браков между православными и инославными христианами. Излишне говорить, что большая или меньшая острота данной проблемы зависит от конкретного человека и его религиозной принадлежности.
Бегло ознакомившись с записями регистрации браков среди православных христиан митрополии городов Библос и Батрун и их окрестностей, мы получили следующие статистические данные.
1. В 1985 году всего было зарегистрировано 435 браков; из них только 140 браков заключены между православными, а 295 браков – смешанные. Таким образом, число смешанных браков с представителями инославных Церквей по отношению к общему числу браков составило 67,8%.
2. В 1986 году всего был зарегистрирован 461 брак; из них 178 браков между православными и 283 смешанных. В процентном отношении число смешанных браков составило 61,4%.
3. Ежегодно количество заявлений о том, что православные девушки принимают решение выйти замуж за инославного мужчину, колеблется от 150 до 200.
4. Если мы подсчитаем все цифры, указанные выше, и выведем среднее значение, то получится, что до 75% наших парней и девушек, ежегодно сочетающихся браком, выбирают себе инославного супруга.
Внимательно приглядимся к этим цифрам с учетом того, что при формировании христианского мировоззрения значимы три сферы жизни: дом, Церковь и православные организации. Из исследований, проведенных несколько лет назад, мы знаем, что доля православных, регулярно посещающих храм, составляет всего 5%; возможно, в последние годы эта цифра возросла до 7–8%. Обратим внимание и на то, что в православных организациях, особенно школах, монастырях, молодежных движениях, обществах, состоит всего лишь мизерное количество православных чад. Если учесть все эти данные, то цифры, приведенные выше, оглушат нас. Получается, что православный дом, семья – вовсе не православные. Мы должны понимать, что Православная Церковь – это, прежде всего, православная семья, а она сейчас получает такой удар, что может и вовсе исчезнуть.
Большинство людей не понимают всей серьезности происходящего и остаются равнодушными к проблеме. Но эта пассивность лишь усугубляет ситуацию, которая зашла столь далеко, что уже представляет собой опасность во всех отношениях. В большинстве случаев под давлением общества происходящее оправдывается и даже приветствуется, так как воспринимается как один из показателей открытости Православия. Но разве на самом деле это не что иное, как отречение от истинной веры и пренебрежение ею?!
Даже некоторые иерархи и священники в Церкви закрывают глаза на происходящее и ничего не замечают. Только малая их часть признает ненормальность сложившегося положения. Большинство же довольствуется совершением общепринятых обрядов, считая, что тут нет ничего предосудительного.
Было бы несправедливым считать, что причиной упадка православного воспитания являются только смешанные браки. Но, вне всякого сомнения, такой брак сильно искажает православную ориентированность семьи. С нашей точки зрения, это проявляется двояко: в религиозной практике и в религиозном сознании.
Что касается религиозной практики, то в подобных семьях наблюдается либо смешение религиозных традиций, когда православной остается лишь часть домашнего уклада, либо полный отказ от Православия, когда оно целиком вытесняется из образа жизни семьи. Уклад жизни в таком доме меняется, появляются западные статуэтки, иконы, звучат западные молитвы. Здесь начинают придерживаться других религиозных обычаев, таких как чтение католических молитвословий Богоматери, святому Шарбелю, святому Иосифу, почитание месяца Пресвятой Девы Марии. Не стоит забывать и такие традиции, как Первое причастие, обеты надевания одежды Богородицы, святого Илии, святого Антония, святого Марона и святого Шарбеля. И вот уже ты сам по своей воле можешь принять причастие с вытянутым языком, помазание пеплом, преклонение на одно колено и крестное знамение пятью пальцами слева направо. Без твоего участия происходит посвящение детей в учения инославных Церквей. В твоей речи появляются другие церковные термины. Ты можешь захотеть посещать Рыцарей Девы Марии и Орден непорочного зачатия, Общество сердца Иисуса и Сердец святых.
Это если говорить о религиозной практике. Но гораздо важнее то, что смешанный брак влияет, прежде всего, на православное сознание. В этом его основная опасность. Женщина, выросшая в инославном окружении, не сможет, за редким исключением, привить своей семье и своим детям православное отношение к жизни. Без сомнения, мужчина также определенным образом влияет на воспитание, но все же главная роль здесь принадлежит женщине.
Мы не должны забывать, что наша вера руководствуется любовью, что православное вероисповедание самобытно, что жизнь в Православии является результатом особых отношений с Богом в Церкви на протяжении всей истории, и это проявляется и в образе мыслей, и в способе поклонения Богу, и в стиле жизни. Мы убеждены, что традиционное православное сознание – это живое церковное наследие, которым недопустимо пренебрегать, и потому необходимо оставаться с верой нашей Церкви в Бога, с ее спасительной миссией. Эта самобытность Православия позволяет нам говорить о различиях между православным и инославным сознанием, особенно в этом уголке мира.
Отличия заложены в фундаментальных основах Церквей. Например, Католическая Церковь сосредотачивается на внутренних переживаниях. Протестантская Церковь склоняется к утверждению прагматизма и изучению Евангелия. В Православной Церкви центральное место отведено богословию и богослужению. Православное сознание не может идти по другому пути. Если обратиться к реалиям, то, к примеру, служба не может продолжаться четверть часа или полчаса. Когда начинается молитва, отсекается все светское, забываешь о часах на руке, ибо молитва поглощает время, будто и нет ничего, кроме нее.
Другой пример отличий – взгляды на христианское единство и отношения между Церквями, присущие представителям разных религиозных общин. Католики полагают, что христианское единство возможно тогда, когда другие христиане признают главенство папы и вернутся в лоно Католической «матери-Церкви», как блудный сын вернулся к отцу. Протестанты считают, что христианское единство – это естественный результат спокойного и рационального диалога в демократическом ключе, свободного от идеологических убеждений сторон, при взаимном сотрудничестве в социальных служениях. Между тем православные считают, что христианское единство невозможно без возвращения христиан к своим корням и истокам, воскрешения единственной живой веры и единственного божественного помышления.
Точно так же существуют различия и во взглядах на основы христианской жизни, и в отношении правил повседневной жизни. Иные взгляды на грех, на общество, на государство, брак и так далее.
Вот почему мы убеждены, что смешанные браки по сути своей очень опасны. И хотя приходится считаться с сегодняшними реалиями, с тем, как переплетено население в этом регионе, с существующим политическим и общественным давлением, однако недопустимо пренебрежение православным сознанием, размывание сути Православия. Нельзя мириться с сегодняшней ситуацией и проявлять безразличие по отношению к тому, что происходит. Конечно, чудом будет полное решение этой проблемы, но пока можно многое делать в различных сферах жизни. В богословском, историческом, правовом образовании и пастырских наставлениях. В распространении православной веры и культуры. В воспитании священников. В воспитании молодежи, семейном воспитании.
Необходимо говорить нашим детям, что смешанный брак в принципе неправилен, незаконен и вредит Церкви, которой мы принадлежим, что это прелюбодеяние в духовном смысле. Необходимо приводить нашим детям примеры и показывать весь урон, наносимый практикой подобных браков. Конечно, мы не можем силой навязывать нашим детям беспрекословное следование прямому пути Церкви. Меньшее, что мы можем сделать, это передать им дух веры Церкви Христовой, передавать им правильные знания и показывать истинное направление, после чего Бог Сам проявится в их действиях.
Каждый из нас, священников и мирян, отцов и матерей, юношей и девушек, должен осознать, что это действительно проблема, которая угрожает Церкви. Верующие в Бога люди не могут оставаться в стороне от происходящего и безразлично поворачиваться ко всему спиной.
"если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:10-13)"
Так, ребятки, тут речь о МУЖЕ и ЖЕНЕ! Не о брачующихся, а о состоящих в браке. Я так понимаю, что апостол это говорил для людей, которые поверили во Христа, будучи в браке, а не для будущих молодоженов из христиан. Поправьте, если я неправа.
И при этом любят друг друга.Но в освященной квартире не поставишь же алтарь Кали,а рядом с алтарем Кали не повесишь же Распятие,как быть?
Это полбеды,а вот женщина еще бесплодна,в прошлом венчана,но посвящение в индуизм вроде снимает венец? А если она снова перейдет,но она не перейдет,в этом то и проблема...
В общем как быть этой любящей паре?Подскажите!
Верующий просвещает неверующего, вот в чем смысл. Цель каждого христианина привести людей вокруг него к вере в Бога, а не в спасении религии. Цель - спасение человека, а не религии. Как? Собственным примером, ведь желание придти к вере должно быть абсолютно добровольным. Здесь же в данной ситуации исходя из написанного в статье трудность заключается именно в том, чтобы верующий своей веры не менял и не терял. Это воистину подвиг духовный и не каждый так сможет жить. Но трудности есть всегда и везде и во всем, они преодолимы с помощью Божьей! С Богом всё возможно! Любите друг друга!
в Польше, где много смешаных браков, с каждым годом православных становиться все меньше и меньше, и все больше и больше становиться детей и молодежи католической или индеферентной к какой бы то небыло религии.
Изолироваться как дед Игнат в лесах может не стоит. Смешанные браки разрешены если не христианин не препятствует воспитанию в духе православия.
Было дело когда израильтяне блюли чистоту рода, но нам с вами далеко до них.
Да страшно, вдруг бах-и развод, но развод с бахом может быть и среди православных.
Может и не стоит подсчитывать будущие поражения.
Можно во славу потрудиться с неизвестным исходом. Но это по благословению, мало кто может понести неудачу.
После 30 кто мужа не обрел не надо сразу топать в монастыри. ВСе таки в монастыри не убегают.
от неудачи.
а как бы к Богу идут.
Не когда не пойму эти правила, если бог дал любовь, то его воля а не воля церкви. Если человек верит в бога, то он общий и один. Только люди могут наделать правил и потом устраивать разборки из-за этого.
Храни всех Господь
Ответ Вере на её цитату "если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:10-13)"
Здесь речь идёт о тех, кто раньше, чем прийти в Церковь, женился или замуж вышел. Таких случаев в первые века христианства было много, много их и сейчас. А когда сознательно ты, верующий, женишься или выходишь замуж за неверного - это или твоё самомнение или глупость, в обоих случаях - беспринципность, а она до добра не доведёт.
Ответ Владимиру из Винницы и всем, кто хотел бы хотя бы через сайт найти свою вторую половинку: есть православный сайт realove.ru, там есть нечто подобное в правой колонке и более-менее защищённое от случайных людей. Попробуйте с молитвой и Бог в помощь!
Я уверена, что если бы мы православные были бы поупрямей, и поактивней, и ревностней относились к своей вере и будущей семье, то даже если нас мало - не имеет особого значения. Зато какой пример можно подать, сколько людей потянется к истинному 'свету', ведь многие же такого хотят. Я молю Бога, для меня православная семья это пока что мечта.
брак в РПЦ - это черная дыра, это то, за что "враг" нас поймал и держит.
православные разводятся. и по три раза. имея 4 детей...
эмансипация. православной жене и без мужа хорошо.
после этого во что будут верить дети?
что такое православие?
Господь сказал, "по тому узнают вас... если будете иметь любовь." А что видно у нас любовь? бывает что у атеистов больше любви и живут всю жизнь в одном браке.
по моему вот заповедь - "будут двое одна плоть",
а разводиться можно только за прелюбодеяние (Матфей 19).
несколько лет назад синод принял постановление, чтобы священники не склоняли женшин разводиться с атеистами и иноверцами. потому что развод всегда прелюбодеяние.
у католиков и протестантов есть курсы подготовки к браку,
курсы для супругов. и браки у них крепче.
(я - православная. в разводе.)
А грустно оттого, что матерей-одиночек очень много, и девчонки от безвыходности выходят замуж за инославных, потому что ребенка нужно накормить.
Если поставить вопрос о том, что православные должны создавать семьи только с православными, то мы, кажется, вымрем....
А по поводу всего остального... я для себя поняла самое главное - никогда нельзя занижать планку своих притязаний... Если муж - то только православный, если отношения - то только с благословения и только после общения и свадьбы. если дети - то много :) и никаких компромиссов :) во всяком случае по этим вопросам...
Всем Ангела-Хранителя.
Интернет-форумы "православных знакомств", мягко говоря, оставляют желать лучшего.
А например, искать там же, где и все мирские люди, на дискотеках, в кафе, клубах знакомств и т.д., тоже бесполезно, т.к. воцерковленные люди туда обычно не ходят, а если, вдруг, и придут, то встретить их там почти не вероятно.
Вот и получается замкнутый круг, как человек православный и ответственный, ты хочешь создать семью именно с православной, а попробовав это осуществить на деле, понимаешь насколько это нереально. А годы идут...
К слову сказать, я воцерковленный православный, обыкновенной внешности, уживчивый, образованный, вполне самостоятельный в жизни и без вредных привычек. И не женат. А мне уже 36...
И ещё - вот пишут, что русские мужчины перестали котироваться в связи со своей любви к алкоголю. Их безжалостно бросают в мужьях из-за пьянства. А что жены сделали, чтобы муж бросил пить? Молились ли они за него, заказывали ли сорокоусты, молебны, писали ли записки о здравии болящего? А главное - изменили ли они себя, чтобы изменился он? Нет, проще бросить, он же ненадежен, или вообще таких не выбирать, лучше чистенькие иностранцы. А как же претерпевший до конца - спасен будет? Мы же не хотим терпеть, а ведь Господь терпел - и нам велел.
Вот такой аспект интересно рассмотреть: через смешанные браки больше людей придет к Православию. Почему обязательно смешанные браки должны нести разрушительную силу, может как раз быть и наоборот? Все зависит от нашего желания и усиленной молитвы.
И думается мне, что в данной ситуации очень помог бы интернет - нужен КАЧЕСТВЕННЫЙ, ПРАВОСЛАВНЫЙ сайт по поиску работы и предоставления рабочих вакансий для православных людей. Нужен сайт по поиску православного супруга (сайт, на котором появление случайных людей было бы невозможно). Нужен сайт на котором можно было бы отдать, продать, купить какую-либо вещь, товар, услугу (зачем, например, мне платить постороннему юристу - если есть свой, православный). Пусть это будут даже не отдельные сайты а один большой, профессионально сделанный портал, где будет возможно решить массу проблем (начиная от выбора супруга и кончая поиском нужного фильма или книги на встроенном торрент-трекере). Вполне возможно, что было бы разумным ограничить доступ к такому порталу неправославных людей. И несомненно то, что такой портал должен работать под эгидой или какого-либо монастыря или какой-либо православной организации (жёсткая модерация портала просто необходима).
Уверен, нужна некая социальная виртуальная площадка для православных людей, где мы могли бы встречаться и помогать друг другу - и тогда бы мы не были такими одинокими, такими разобщёнными.
Действительно, сколько проблем в этой жизни можно решить, если действовать сообща! К сожалению, в наших храмах (даже маленьких) люди страшно разобщены - как правило они составляют просто приход (пришли-ушли) а не религиозную общину. Создать же крепкую общину трудно - и сами люди должны желать и пастырь должен быть пастырем а не наёмником (батюшки, не обижайтесь - вы сами всё лучше меня знаете).
(окончание следует)
Мне кажется здесь надо для себя четко решить "кто ты?".
Православный или кажущийся таким?
Ближе тебе Бог или страстишки?
А женщинам, которые не видят рядом достойных мужчин скажу так - православных мужчин ровно столько, сколько православных женщин.
И прежде чем искать соринку в глазу, взглянули бы лучше на себя.
Цитата: "Мой муж христианин, но не православный как я. Мы венчаны в православной церкви с благославения русской православной церкви за границей."
Замечательный факт! Если мы с такой скоростью будем продвигаться, то скоро по-видимому начнём причащать наших домашних питомцев (в католической церкви их уже приносят в храм для благословения).
И ещё. Следуя логике Вашей записи, надо будет обязательно принять печать антихриста - ведь без неё мы не сможем зайти в супермаркет, да и гонения всякие... Поймите, Ваша логика - логика мирского человека: "Если чего-то нельзя, но очень хочется - то можно!" Церковь не стоит перед человеком в позе "чего изволите", она скорее напоминает больницу, где пациенту далеко не всегда бывает приятно, где предписывается масса ограничений - но всё это ради нашего же выздоровления.
Я понимаю, что такое для женщин ужас ненужности и одиночества... но если им так одиноко-невыносимо со Христом, Богородицей, святыми, то скажите мне - православные ли они?
А что по вашему больший эгоизм, одинокая, обременяющая родственников женщина без детей и мужа, или все-таки замужняя но за инославным?
Да, действительно, для России, где существует в данный момент такая демографическая проблема и борьба за выживание,ситуация очень непроста для истинно православных людей и в первую очередь для православных женщин.
Мой муж христианин, но не православный как я. Мы венчаны в православной церкви с благославения русской православной церкви за границей.
Каждый раз видя резкое осуждение священниками смешанных браков,задаюсь вопросом:
Почему же в православных церквях стоит такое количество достойных одиноких женщин на службах? Где же такие же достойные православные мужчины, желающие создать семью? наша православная вера очень строгая, практически все запрещено, и православная женщина не может сожительствовать с мужчинами , как другие неправославные, она не пойдет на всевозможные тусовки и в клубы, куда приходит отрываться с определенной целью "золотая молодежь"
Что должна предпринять в этой ситуации православная?Ждать неизвестно сколько лет этого мифического православного, который может быть соизволит взять ответственность и жениться, или выйти замуж за неправославного и как- то устроить свою жизнь? ведь в библии сказано: " Человек не должен быть один"
Можно еще долго говорить на эту тему, но может стоит священнослужителям всерьез озадачиться этой темой, и наладить хоть какое-то общение между православными, а не резко порицать женщин, которые стремятся создать малую церковь, т.е. семью....
Купила давно уже одну брошюру.Писал американский православный священник - и тоже об этом.Я ее найду, напишу, что за книжечка, кто автор.
Там он рассказывает, что не все католики и протестанты как один за смешанные браки - и у них есть понимание, что в вере у супругов должно быть единство.
И тоже настраивают там своих верующих, что брак должен быть с единоверцем.Настраивают тех, кто верит не секулярно, является активным членом общины, как я поняла.
Так что не стоит говорить, что православная Церковь одна такая строгая...
В браках до революции с католиками или протестантами неправославный супруг обязан был давать расписку, что не будет мешать крещению и воспитанию детей в православии.Впрочем, среда вокруг была православная, потому сильно повлиять и не получилось бы возможно.
У нас такой расписки никто не дает,и на благотворное влияние среды рассчитывать не приходиться.
Вообще - это проявление эгоизма - будучи воцерковленными выходить замуж или жениться на неверующих или инославных - получается - думают о себе, любимых, что бы мне сегодня было хорошо, и нет мысли о том - а что с детьми моими будет?Какой веры они будут?
Впрочем, это бывает и по их неведению отчасти, - так как священники зачастую потакают этому - от невежества, или еще почему-то.Что печально.
Опять этот национализм, который только позорит нашу веру во Христа. В национальном вопросе лучше брать пример с Византии. Самое главное при выборе второй половины - православная вера, а не национальность.
Ещё не понял причём здесь 692 год. Кстати, формально верующих и тогда было предостаточно... иначе бы не исчезла Византия.
Мой муж христианин,но не православный как я. С благославения зарубежной православной церкви мы венчаны. живем мы в европе.
Каждый раз, сталкиваясь с таким резко отрицательным отношением православных священников к бракам русских женщин и неправославных мужчин, задаюсь вопросом, отчего же в православных храмах стоит столько одиноких женщин, которые так строго соблюдают заповеди, ведь не для кого не секрет,что наша вера очень строгаяи то, что разрешено для других исповеданий, просто недопустимо в православии.
Я имею ввиду сожительство с мужчинами без брака,хождение на различные мероприятия, где развлекается "золотая молодежь" и т.д., а следовательно православные женщины просто не могут пойти на такое и вынуждены оставаться одни, а батюшки продолжают говорить о кошмарах смешанных браков и стращать различными примерами.
Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к священнослужителям и узнать почему же батюшки, так строго воспитывающие православных женщин не познакомят этих православных женщин с такими же достойными православными мужчинами, ведь в библии сказано : " Человек не должен быть один".
Не пора ли уже прекратить сотрясать воздух и в тех же самых храмах наладить хоть какое-то общение православных с православными, по крайней мере было бы желание.
«Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3–4).
А если уже вступили и кровь давно перемешалась? Найдите чистокровного русского!
У нас одна благодать, данная нам Христом, это церковь и таинства. Не будем ими пренебрегать, т.к. дни наши сочтены и время бежит быстро. Каждая пропущенная литургия – потеря благодати. Кто не собирает, тот расточает.
Конечно, брак – не только христианское дело, но общечеловеческое. Поэтому церковь ПРИЗНАЕТ смешанные браки. (Несмотря на цитату из статьи о.Фомы – вспомните браки дома Романовых! В православие переходила в обязательном порядке только жена Наследника, будущая Императрица. Жены Великих Князей – только по желанию. Тем и было велико решение Елизаветы Феодоровны). Но ХРИСТИАНСКИЙ брак – это больше, чем обычный человеческий просто брак. Так что наше дело стремиться к умножению браков православных.
Если девушку любит ее мусульманский молодой человек, и при этом он действительно любит Бога – пусть крестится. Если не хочет – значит ни до тебя, ни до Бога дела ему нет. То же самое и с мусульманскими невестами, но это более редкое явление. Тогда никто любящий не будет отвергнут, но этот брак уже будет подлинно христианским церковным браком.
Конечно, брак – не только христианское дело, но общечеловеческое. Поэтому церковь ПРИЗНАЕТ смешанные браки. (Несмотря на цитату из статьи о.Фомы – вспомните браки дома Романовых! В православие переходила в обязательном порядке только жена Наследника, будущая Императрица. Жены Великих Князей – только по желанию. Тем и было велико решение Елизаветы Феодоровны). Но ХРИСТИАНСКИЙ брак – это больше, чем обычный человеческий просто брак. Так что наше дело стремиться к умножению браков православных.
Если девушку любит ее мусульманский молодой человек, и при этом он действительно любит Бога – пусть крестится. Если не хочет – значит ни до тебя, ни до Бога дела ему нет. То же самое и с мусульманскими невестами, но это более редкое явление. Тогда никто любящий не будет отвергнут, но этот брак уже будет подлинно христианским церковным браком.
На востоке христиане разных исповеданий всегда роднились друг с другом просто потому, что здесь христиан мало. При смешанных браках тут есть строгое правило – дети воспитываются в религии отца. Поэтому, с православной точки зрения, вроде бы можно взять в жены католичку или мусульманку, но нельзя выдавать свою дочь за мусульманина или инославного.
Да, довольно сложно найти панацею в решении данного вопроса для живущих "за бугром" и живущих на территории Святой Руси. Но в том и другом случае я, как священник, могу лишь вспомнить слова пророка Давида, который говорит, что ещё не видел праведника, просящего хлеба, оставленого Господом. Вот это, наверное и может быть идеальным вариантом для всех верующих (я о православных!) в решении вопроса о выборе спутника жизни. Молиться надо больше, Богу угождать и тогда не нужно будет умствовать, типа: а вот если такой, то что тогда или такая, то как с ней...
Странная , однако , статейка . И что непонятно , так это разногласия и разночтения среди самих церковников . В некоторых случаях они говорят , что жить в браке можно если один из супругов воцерковлен . Т.Е. брак освящается верой только мужа или только жены .Если один из двух просто не верит . Тут же, в данном кантексте занимают ортодоксальную фанатичную позицию . Мол , дескать межрелигиозный брак -это чуть ли не гибель государства . Ну уж если мы и сокращаемся в численности и пребываем в духовно-нравственном упадке , так это явно не от межконфессиональных браков .Если пытаться жить по религиозной догматике , так и до средневекового мракобесия не далеко дойти . Вот от этого точно в обществе потрясения бывают в виде революций и прочих локальных религиозно-этнических конфликтов .И туда мы ,по моему , уверенно шагаем .
на мой взгляд этому явлению виной:
1. родители, которые не воспитали детей в вере и не дали им православного мировозрения
2. священноначалие, которое разрешает эти браки.
Мира и Любви Всем.
"Андрей:
К сожалению, получается замкнутый круг. Женщины сетуют, что мало православных мужчин и выходят замуж за инославных, создавая неправославные семьи. А откуда тогда возьмутся православные мужчины, если их негде воспитывать? А, в общем, действительно, возникает вопрос о православии таких женщин, которые не только поступают неправильно, но и еще пытаются оправдывать себя."
не согласна, с позицией последнего предложения. во первых многие приходят к вере в сознательном возрасте, будучи уже замужем - и это прекрасно. и будучи православной (а вернее СТАВ таковой) женщина взваливает на себя довольно тяжкий крест - привести к вере семью. во-вторых, жещины не ищут оправданий - они просто живут, пытаясь следовать путем, заповеданным Господом. пусть у них не все получается, но вы попробуйте как они - а потом уж судите.
Перевела с арабского Надежда Семенова
Спасмбо Надежде Семеновой за прекрасный перевод и разжигание межнациональной войны
Очень по-христиански и фотография ЧУДЕСНАЯ Вот так им инославным и лоб пеплом!
давайте все разведемся с инославными христианами и оставим детей без отцов?
А всех неверных жен ИЗМЕНИВШИХ провославию предадим гонению? Очень по советски.
Спасибо а я очень любила вашу страницу
Один вопрос благословил ли это деяние Патриарх НАШ Кирилл?
Думаю и письмо вы мое не напечатаете
Храни вас Господь
Что делать? Делать выбор. Православному всё время приходится делать выбор между полезным и вредным для души. Мы сами должны принять решение - то ли в ад с двумя ногами, то ли в рай с одной. Когда становились мы православными - нас предупреждали, что будет больно, и не раз. Но будет и сладость - Господь своих не оставляет.
И ещё. Пока Вы одна - отвечаете только за себя. А станет Ваш ребёнок мусульманином (если выйдете замуж за мусульманина) - окажетесь не только соучастницей гибели души своего чада, но и обречёте его на вечные муки.
Уверяю Вас, что в конце всех невзгод и страданий перед православным человеком всегда возникает самый важный вопрос - остаться со Христом или нет. Выбор за нами.
Оленька, а если Ваш муж "держит нейтралитет" - это же великолепный повод для умного и тонкого миссионерства. Желаю Вам терпения и мудрости. :)
С криками что делать...)
Вспомним слова Серафима Саровского... где четко понятно было сказано- спасаясь самим - спасаем тысячи.
И примером сего Серафим и показывал, указывая путь на НЕБО! И не внешне лишь показывал но жизнью подвижнеческой.
Обращайтесь к Создателю искренне- и все УСТРОИТСЯ! Аминь.
Вот только некоторые вопросы:
1. Что делать как минимум половине от всего числа молодых, красивых, здоровых, начитанных, желающих создать семью и вообще распрекрасных наших православных девушек и женщин, которым просто по статистике не хватит православных мужчин? (речь пока веду только о Москве, где живу). Всем в монастырь?.. "Не хорошо человеку быть одному"..
2. Что делать с около 90% наших молодых людей, которые не ходят в церковь? Их что, списываем как негодных? ..
Мое мнение такое: пути Господни неисповедимы.. и все кто на нашей святой русской земле живут, пусть они и не все еще пришли к церкви, все равно не потеряны для Бога.. и пусть тяжел крест, где жена верующая, а муж "держит нейтралитет", но есть в такой семье и смысл, и, смею верить, Божие благословение.. Для нашей страны этот путь отметать никак нельзя.
Ольга, 33 года, Москва
По воле Свыше сложилось так, что супругой стала девушка (папа- из Авганистана а мама- из Киева, но посредством бабушки была крещена маленькой) Чувствуется, что дана была супруга и в помощь мне грешному, и также чувствуется отвенность за её душу перед Всевышнем! И Господь всегда все устроит при только одном устремлении сердца (всего вас)к нему, жертвенность! Мы должны быть внимательны и бдительны, дабы не попадаться в сети...Вот почему нас спасают и Апостольские Правила! Это те Высочайшие требования, являющиеся степенечками к НЕБУ! Твердые и прочнее всякого железа... Господь все устроил и переместил нас подальше от мусульманской ее родни, многие интересуются теперь и Верой Истинной. А еще точнее- её Крещенную сам Господь оберегал и вверв мне- ОБРУЧИЛ (кстати хотел я сего или нет... было четко сказанно- что не мне решать) и выполняю я все как послушание- отвественное и научительное...
Православие- есть путь в Небесные Обители. Все остальное ведет во тьму вечную... в погибель.
И теперь многие зададут вопрос- хотят ли они на НЕБО?
Хотят ли они детей, ввернных им видеть там?
все остальное просто догматика и есть зло...и ответив внутренне на сей вопрос уже и писать умствования видимо остановятся...
У России фактически два выбора- быть стране Православной или ВООБЩЕ не быть!
Многие женщины, в том числе православные, между богатым и вежливым выберут богатого. Я понимаю - материнский инстинкт, забота о будущем семьи, но возникает вопрос - православные ли они?
И ещё. В этом году впервые побывал в России (Калужская область) - был в шоке. Поразило как раз хамство и неопрятность женщин. Вечный вопрос о курице и яйце - то ли женщины опустились при хамах-мужьях или мужики деградировали при своих тумбообразных жёнах? Виноваты все - всем лень изменить себя, одним лень перестать жрать водку, другим лень стать Женщиной (не путать со стервой).
P.S. Русские, не обижайтесь - мы болеем такими же болезнями, но то что в России... уж больно режет слух и печалит глаз.
mi hodim v grecheskiy monastir'--- pervie k chashe podhodyat muzhchini.
На самом деле первым ко Кресту, к Евангелию и т.д. в Церкви должны подходить мужчины. К сожалению, много старых обычаев забыто, но вот например у старообрядцев (в том числе тех, что в единстве с РПЦ - единоверцев) это очень хорошо соблюдается. И соблюдается не так, что мужчины толкаются, а с точностью до наоборот. Вот я, молодой человек, встаю в очередь ко Кресту среди бабушек, и эти самые бабушки, которые в несколько раз старше меня, тотчас говорят: мужчины должны идти первыми. Когда женщины в Церкви пребывают во смирении, то в такой общине устанавливаются поистине христианские отношения между людьми (это я вижу на примере одного храма). Церковь и светское общество с его феминизмом - все-таки весьма разные мировоззрения.
Еще раз хочу повторить: очень бы хотелось, чтобы в семье было единство по такому фундаментальному вопросу, как вопрос веры. Но существует слишком много ситуаций, когда это по тем или иным причинам невозможно. Хотелось бы увидеть больше статей в помощь православным, уже вступившим в брак с неправославными, и в помощь матерям-одиночкам - таких ведь тоже очень много, и им очень нужна помощь и поддержка. СпасиБо.
Хочется надеятся, что наши дети, рожденные здесь, но воспитанные в православии, сами будут хотеть создавать православные семьи (и православные родители, или родитель, их в этом всячески поддерживают). Скорее всего, дети воспитанные в настоящих воцерковленных семьях, просто не смогут соединить свою жизнь с человеком неверующим, или другой веры. Но, к сожалению, не всегда все так просто.
Куда деваться верующим женьщинам?
Ольга
Поэтому, прежде чем говорить, как мы неправильно поступаем выбирая воспитанных, умных и заботливых мужчин, но не православных (и тем не менее верующих, христиан, пусть другой конфессии),дорогие православные мужчины, обратите внимание, прежде всего на себя. Может что-то не так с вами