Чтобы понять, отчего в современной России празднование Нового года возведено в культ, почему для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.
До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?
Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».
Но незнакомая с духовными русскими традициями душа, несчастная, лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством и безудержным весельем.
Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю, также связанную с утратой духовных традиций. Рассказал ее один священник.
Как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле открытку. Рядом в вазе стоял свежий букет цветов. Это была могила женщины, которая прожила чуть больше 30 лет. Он нагнулся и прочитал открытку. На ней было написано: «Дорогая мамочка! Поздравляем тебя с Днем рождения! Мы тебя помним и очень любим». И этот батюшка подумал: «Бедные советские дети! У них отняли веру, отняли Церковь. Они не знают, чего ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к смерти». В этом трагедия нашего народа – в разрыве с традициями, духовным опытом. Все это было почти полностью сметено бульдозером более чем 70-летнего атеизма.
Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай советский, а никак не русский православный. И нужно нам от этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас, слава Богу, всегда является выходным днем, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал.
Кстати, интересный факт: в 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки. Одна знакомая мне женщина, родившаяся еще до революции (ныне уже покойная), вспоминала, как советская власть вела борьбу с елками как с непременным атрибутом рождественского праздника. Ведь елку до революции наряжали перед Рождеством, и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда елка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь разрешили ставить елки уже в 1935 году.
Как же относиться людям православным ко всеобщему безудержному веселью и пьянству в новогодние дни? Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста Рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно, всероссийская новогодняя феерия порядком отвлекает нас от поста, создает нам определенные трудности. Например, в последних числах декабря люди начинают сметать с прилавков мясо, другие скоромные продукты и выпивку. В магазинах и на рынках в это время лучше не появляться: потеряешь уйму времени и сил. Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть из-за взрывов и хлопков петард и криков празднующих соседей. А у кого-то и в семье есть любители отметить с шумом приход Нового года. Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества далеко не все желающие могли пойти в храм, если только праздник не приходился на субботу или воскресение. А так 7 января по новому стилю было обычным рабочим днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на Рождественскую службу.
Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством – об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – новогоднее пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьейи молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспомнить с благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под Новый год приходится на субботу, когда Уставом разрешается даже рыба). А кто-то проведет новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю) в телеалкогольном угаре. И получится, как в одном анекдоте про миллениум: мужчина просыпается с ужасного похмелья после новогодней ночи, еле-еле разлепляет веки, идет к зеркалу и, долго глядя на свое опухшее, заплывшее, помятое лицо, говорит: «Так вот ты какой, человек третьего тысячелетия!» Очень не хочется, чтобы лицо русского человека третьего тысячелетия было именно таким. Плохо, неудачно начав какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в правильный ритм, колею. И многие, начав год с пьянки и безделья, усваивают этот стиль на все последующие месяцы. И наоборот, как гласит пословица: «Хорошее начало – полдела откачло»: начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.
Позвольте, я немного расскажу о том, как обычно отмечает Новый год наша семья. 31 декабря вечером я служу в храме новогодний молебен. Супруга с детьми также, конечно, идет в церковь. А потом у нас есть традиция: каждый год мы с друзьями… нет, не идем в баню, а собираемся у них на даче в Подмосковье и отмечаем Новый год там. Мой кум и однокашник по семинарии протодиакон Алексий живет за городом и приглашает нас с детьми к себе. Семья у него большая – четверо мальчиков, и детям очень весело бывает вместе. За городом особенно хорошо встречать Новый год еще и потому, что в Москве в новогоднюю ночь заснуть практически невозможно, а в дачном поселке, хотя тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так вот. Обычно мы все вместе готовим постную трапезу и перед молитвой «Отче наш» поем еще «Царю небесный» и «Многая лета». После этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу, общаемся, вспоминаем уходящий год. А еще в эту ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из снега пещерки, ставят внутрь свечки и смотрят, чья свеча будет гореть дольше.
К сожалению, мы поставлены в такие условия, что в новогоднюю ночь, хочешь – не хочешь, приходится бодрствовать: уснуть можно разве что со снотворным и уже под утро. Поэтому и православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост еще не окончен.
В дружеском застолье, общении нет ничего скверного, и Новый год тоже повод собраться вместе, подвести итоги, помянуть былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и постом. Например, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим всегда празднуются в пост. Но отмечаются они скромно, по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают нам возможность подкрепиться перед следующей частью поста. Конечно, Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном. Это тоже допустимо.
Еще одна проблема: новогодние школьные каникулы – традиционно время всевозможных детских елок, утренников и театрализованных праздников. Как быть с детьми, можно ли им посещать эти мероприятия?
Обычно большинство новогодних елок в детских садах и школах проходят еще до Нового года, до начала каникул. Как правило, дети бывают задействованы в постановке этих праздников и поэтому волей-неволей в них участвуют. Я не вижу ничего душевредного в детском утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей подарков; к тому же, если все дети принимают участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его посещать, то они будут чувствовать себя обделенными. Хотя вполне допускаю, что современные детские праздники могут содержать какие-то неприемлемые для православных детей моменты. Это надо узнать заранее, и, если это так, лучше уклониться от участия в утреннике. Все детские мероприятия и праздники желательно посетить до 2 января (когда усиливается Рождественский пост).
Некоторые «ревнители Православия» принципиально не отмечают Новый год 1 января, но празднуют так называемый «старый Новый год» 14 января, то есть новолетие по старому стилю. Честно говоря, не вижу в этом никакого смысла. Ведь наша светская жизнь, а также жизнь страны и всего мира строится по новому, гражданскому календарю. А на святки и так приходится немало праздников: Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января), память преподобного Серафима Саровского (2/15 января) и, конечно, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – в сам день 1/14 января.
Интересно, что в Греции роль рождественско-новогоднего старца, который раздает детям подарки, традиционно усваивается не святителю Николаю (Санта Клаусу), как в западных странах, и не Деду Морозу, как в России, а святителю Василию. Так как его память приходится как раз на новолетие. Там он именуется Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу, изображается с белой бородой и в красно-белом одеянии.
Напомню, что Греческая Церковь живет по новому стилю. Церковный календарь в Греции совпадает с гражданским, и Новый год они празднуют уже после Рождества.
Наши города и веси в новогодние каникулы цепенеют, очень сложно в это время заниматься какими-то делами вне дома, так как многие организации прекращают работу. Многих это всеобщее бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это время можно провести с пользой. Современному семейному человеку остается очень мало времени для общения с семьей. Папы, да и многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и времени остается только на то, чтобы покормить детей, проверить у них уроки и уложить спать. И время довольно длительных зимних каникул очень хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно также заняться изрядно запущенными делами домашними, навести порядок в доме перед Рождеством.
Думаю, что когда на Руси Новый год начинался 1 сентября, народ не проводил это время в праздности и безделье. Ведь Россия была страной, полностью зависящей от сельского хозяйства, а сентябрь – это время сбора урожая и подготовки к зимовке. А праздником, к которому было приурочено окончание полевых работ, был день празднования Покрова Богородицы (1/14 октября). Недаром традиционно на этот праздник приходилось много свадеб. Наступало время затишья в сельских работах до весны, и можно было подумать о создании семьи.
Как-то я размышлял над новогодними вопросами и пришел к выводу, что для нашей страны, конечно, сентябрьский Новый год являлся самым правильным. К сентябрю заканчивается годичный природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы весной вновь ожить для нового плодотворения.
Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если в семье есть невоцерковленные родственники (иногда почти вся семья невоцерковлена), которые любят отмечать Новый год пышным застольем и не мыслят новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное течение поста?
Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не поссориться с ними, но и не повредить себе.
Представим, что какой-нибудь человек, православный христианин, живет с ближайшими родственниками в одной квартире (а ведь очень часто бывает, что и в супружеских парах одна половина верующая, а другая нет), и его нецерковные родные хотят отметить Новый год, «чтобы все было как у людей». С салатом оливье, холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной выпивкой. И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил почтальон Печкин, для них является телевизор. Что же, верующему человеку забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого экрана и, подобно фарисею из евангельской притчи, повторять про себя: «Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»? Нет, это будет не по-христиански. У апостола Павла есть такие слова: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15: 1–2). Конечно, все это очень непросто. Христианин, имеющий нецерковных родственников, находится как бы на передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что привести их к Богу мы можем только любовью и молитвой за них. Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные», значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость православных праздников, а кому-то еще нет. Остается им только посочувствовать. Итак, что же нам делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по возможности соблюдая пост (можно заранее помочь родственникам в приготовлениях к празднику и сделать пару постных салатов), греха в этом не будет. Также, подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование. Сказать людям о настоящем смысле празднования новолетия, побеседовать о грядущем Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас просто разучились праздновать, даже не умеют говорить нормальные пожелания и тосты. Светские праздники – это зачастую сплошное празднословие и «перемывание костей» ближним.
Конечно, некоторые православные сочтут и выпитый бокал шампанского в новогоднюю ночь грехом, но, например, когда я учился в семинарии, после новогоднего молебна семинаристы шли в столовую на ужин (естественно, постный), где братии также предлагалось «утешение» – бокальчик шампанского.
Отмечая Новый год с нецерковными близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.
Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.
Если родственники не очень возражают против вашего отсутствия в новогодний вечер, возможен такой вариант: пойти в гости к православным друзьям и отметить Новый год с ними.
Есть еще один выход, но он приемлем в основном для жителей Москвы. В нашем стольном граде уже не один год в нескольких приходах существует такой обычай: в ночь с 31 декабря на 1 января служится ночная служба. К литургии обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и Евангелие из новогоднего молебна. Знаю, как минимум, три таких места. Это, конечно же, Сретенский монастырь, также храм Живоначальной Троицы в Хохлах и Николо-Перервинский монастырь. Вообще многие православные стремятся встретить наступление Нового года молитвой.
Некоторые священники специально ставят себя в богослужебное расписание 1 января. Весьма символично, что 1 января по новому стилю – память святого мученика Вонифатия. А 2 января – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обоим этим святым молятся за страдающих от недуга пьянства. Помолимся и мы о тех несчастных, кто, не зная меры, пьянствует в Новый год. А для многих такое «празднование» оканчивается в больнице или морге. В новогоднюю ночь в России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а еще большее количество остаются калеками, на всю жизнь теряют здоровье, лишаются рук, ног из-за обморожения.
Желаю всем посетителям сайта в новом году быть всегда с Богом, и Господь не оставит нас! Самое плохое происходит, когда человек отходит от Источника Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется пожелать всем не каких-то земных благ, а самого главного: мира и любви в сердцах и семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и любовь, они счастливы.
И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и после Нового года будет продолжаться еще шесть дней, а в последние пять дней, даже в воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.
Православные знают: конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. К тому же, условия для этого весьма благоприятные. К концу поста христианин может ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь пост, впасть в некую эйфорию. Этой-то самоуверенностью и пользуются бесы. Как говорится, «не говори “гоп!”, пока не перепрыгнешь». Так что будем на чеку, и дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!
И православные в России отмечается Рождество не 7 января,а 25 декабря по Юлианскому календарю и не"старый новый год",а новый год.
Посморите на китайцев,у них наступает 4713 начинается 19 февраля миллионы празднуют и они не видят проблем с современным календарём,а у нас православных проблема.
Если Россия православная страна,то и надо праздновать новый год после Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Или сделать как американская православная церковь.
Только великий пост по Юлианскому календарю.
Ц
э
Всё, что я написал выше, это моя точка зрения. Никого не хотел обидеть.
Любви и счастья Вам!
у нас, воцерковленных людей, более-менее сложились понятия как поститься, молиться, трудиться, а вот как веселиться по православному(я имею ввиду православную молодежь) не знаем. Ну не могут молодые люди радоваться по старчески им нужен выход их молодецкой энергии им надо научиться организовывать свой досуг весело и по православному.
Как много мнений!У каждого свое.Все хотят изменить мир. А забыли, наверное, что начинать нужно с себя.Забыли слова святого Серафима Саровского: "Храни дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя". А мнения разные (порой противоречащие сами себе), как мне кажется, кто-то специально пишет, чтобы внести раздор. Статья очень правильная и вносит ясность, как правильно можно поступить православному человеку. Перед Божьим судом каждый будет отвечать сам за себя, а не за другого. Спаси Господи.
Пост не в том ,чтобы случайно не попало в рот молекулы мяса.Вообще тема питания в пост это самое последнее ,на что стоит обращать внимание.Пост это усиленное творение добрых дел,воздержание от осуждения,злопыхательства и всякой лжи.
А мясо и колбаса в пост не то чтобы было греховно,а просто не полезно.Это как спортсмен перед соревнованием не будет наедаться тяжелой пищей,а наоборот придерживаться диеты.
Чукчи на севере вообще едят практически одну оленину... и как им постится?-только уменьшить порции.. Христиану ограничение в тяжелой пище способствует быть легким на подъем ,на молитву,но никак не может быть причиной раздора и презрительных взглядов.Лучше честно съесть холодца и сохранить мир в семье,чем гордо играть в аскета и наводить на ближних уныние.
Приглядитесь, братие и сестры, а не происходит ли всё это ныне "тихой сапой"?
Новолетие по григорианскому календарю, равно как и другие языческие праздники и оргии, для православного существуют ли? - Новолетие же 1 сентября (индиктион) празднуется в Церкви, насколько известно, по Уставу уже давно.
Какие могут быть "новогодние" молебны сейчас ???
Еще раз спасибо!!!
р.б. Ирина
«...В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание да будет у вас; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу...
…Также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего...
...С пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу...» (Лев. 23:24-36). http://www.na-gore.ru/articles/aks_indikt.htm
Сентябрь - Septiembre - семь - sieben. Сентябрь - это седьмой месяц.
Чем же нам грозит встреча нового года вместе с безбожным миром?
Обратимся к «Апостольским правилам».
Правило №70 гласит: «Если епископ или священник или кто из работников церковных, постится с иудеями (равно как и с язычниками), или празднует с ними, или приемлет от них дары (подарки) праздников их, как то, опресноки (хлеба), или нечто подобное (например – новогодние подарки): да буде извержен. Если же (так поступит) мирянин: да будет отлучен».
Имеющий уши – да слышит!
Значит, празднующие новый год, также и те, кто принимал новогодние подарки, сами себя отлучили от Православной Церкви и пока они не покаятся в этом и не перестанут праздновать вместе с безбожниками – лишили себя благодати Божией и на 1-е января, и на всю оставшуюся жизнь, и осуждены будут вместе с бесопоклонниками.
Я думаю, что дело не в том как праздновать Новый Год, это каждый определяет для себя сам, ставит внутренние ограничения. Каждый сам для себя решает как ему дальше жить - с Богом или без. И за дела свои ответит лично перед лицом Господа когда придёт время.
Главное - не впадать в крайности и сохранить душевный мир и покой.
Но как быть людям, которые еще не воцерковлены? Я хожу в церковь несколько раз в год, но не регулярно. Но Новый Год я бы не хотела так отмечать, как отмечают люди неверующие. Но мои родные не понимают ни моих постов (осуждают, что я человек больной, а пощусь). Тем более не понимают, почему священник, когда я его как-то раз попросила разрешение на пост, ничего не расспросил о моем здоровье, а разрешил мне поститься. Родным непонятно, как я с таким "пучком болезней", продолжаю поститься. Но я не спрашиваю разрешения в церкви, а пощусь сама.
В посты я вообще-то чувствую себя очень неважно. Появляется такое желание есть, что становлюсь агрессивной. А ведь пост для меня не так уж сложен с точки зрения питания. Ведь я не ем мясо с 2005 г.
С Новым годом и Рождеством!!!Как сказал отец Павел, любви и мира всем Вам!
Действительно,можно отметить этот праздник тихо,в кругу семьи,и без "голубого огонька",который,по-моему,стыдно смотреть не только людям воцерковлённым,но всякому порядочному человеку.
Объясните мне пожалуйста, кто-нибудь. Почему на Рождество наряжают елку, а иногда, даже ставят елки в храме, вообще, какое отношение елка и ее украшение, имеет к Рождеству?
Христос родился родился 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому.
Некоторые христиане не могут смотреть на "голубой экран", они испытывают внутреннию душевную боль, похожую на то как будто в их присутствии хулится Бог. Поэтому им проще уйдти в угол, где телевизора нет и оттуда любить немощных родственников. Особенно тяжело смотреть телевизор понимая суть вещей, что там показывается и для чего, как и духовники некоторые объясняют. И первостепенная задача, скажем, "Иронии судьбы" - увести человека от мыслей о реальности, о Боге, в мир илюзорный, где нет места тому за что сражались и зачем жили наши прародители, православные христиане.
"Григорианский календарь лучше и точнее юлианского, т.к. разрабатывался позже." Опять неверно. Если посмотреть на вопрос глубже, то Вы увидите, что "год" может быть тропический, а может быть и звездный. Их продолжительность разная. И юлианский год (365,25) ближе к звездному (365,2564), чем григорианский (365,2425). Так что вопрос, что точнее - вопрос неоднозначный. По одному календарю, медленно "съезжают" времена года (дни равноденствий), а по другому - положение Земли на орбите вокруг Солнца, и следовательно положение звезд на небе.
Сейчас календари стремятся сохранить дни равноденствий на одной дате, но ничего страшного не произошло бы, если бы этот день двигался по календарю. В течение жизни одного человека все это незаметно (19 часов за 100 лет по юлианскому календарю), и вопрос по сути надуман. Тем более, что по любому календарю дни равноденствий "съезжают", быстрее или медленней. Математически ни один из них не точен абсолютно (для григорианского календаря 43 минуты, для новоюлианского 3 минуты за 100 лет).
Что касется "лучше" - то юлиаский календарь лучше тем, что проще. И это немаловажно.
Как видите, ошибок у Вас много. От незнания идет непонимание. Если хотите разобраться в вопросе с календарями лучше - почитайте статьи, где аргументируется позиция за юлианский календарь. Вопрос не простой и здесь в двух словах это не объяснить.
"Если я не прав, то скажите где я ошибаюсь?"
Вот Вы пишете: "Новый Год это самый хороший праздник и Церкви отбирать этот праздник у нас не есть хорошо." Этой фразой Вы попросту ставите себя вне Церкви. Поэтому, хотя Вы и называете себя воцерковленным христианином в следующем комментарии, но себя им не осознаете. От этого Вы идете изначально в неправильном направлении.
Дальше, Вы говорите: "А то в 2101 году Пасха будет праздноваться по понедельникам." Дни недели полностью совпадают в обоих календарях. Посмотрите, хотя бы, как был введен григорианский календарь. Поэтому Пасха в обоих календарях всегда будет в воскресенье.
"Почему Рождество было установленно Святыми Отцами 25 декабря? Это было связано с окончанием зимнего солнцестояния, когда день начинал увеличиваться." Знание подменяете своими или чужими фантазиями. Зимнее солнцестояние тут вообще ни при чем. Поинтересуйтесь, как определяется дата Рождества на самом деле. Намекну, что это связано с рождеством Иоанна Предтечи. И неслучайно Благовещение празднуется также 7 числа, только в апреле.
(см. продолжение)
физике ,но вот последовал очередной вопрос ЧТО ПРАЗДНУЮТ ХРИСТИАНЕ СЕДЬМОГО ЯНВАРЯ.всё на этом ответы кончились.
такое впечатление как будто литерный на огромной скорости в бетонную стену бац и нету его. страшно и мерзко.
простите меня.
Я хоть и прочитала статью отца Павла "по диагонали", но, мне кажется, вопрос становится относительно ясным, когда вспоминаешь Священное Писание- ведь главное- это любовь к людям ( в том числе к своим близким) и не общаться с ними только потому, что они что-то едят или не едят... это не очень разумно.
Конечно, хотелось бы Новый год встретить в храме, но я надеюсь быть рядом со своим мужем в эту ночь- а он со времен СССР привык встречать его дома с бокалом шампанского. Кстати, лично я пить, возможно не буду- просто не очень хочется, а может и выпью шампанского- посмотрим. Напиваться "в стельку" никто не собирается- это вредно для здоровья.
ЕГОР -
"дед колотун - злой дух,замораживающий насмерть, в жертву которому приносили детей."
Вы знаете, только не обижайтесь, Ваши слова вызвали у меня улыбку.
Муж два дня играл Дедушку Мороза в детском саду и наш батюшка(иеромонах) благословил его на это. Муж потом рассказал- сколько радости было у детей от встречи с добрым Дедушкой Морозом, а как радовались взрослые..!!! Прямо как дети, подпевали детские песенки!
Не надо злиться, не надо сердиться, буде добрее друг ко другу!
Простите, если я что-то не так сказала.
С наступающим Новым годом!
Всех поздравляю с наступающим Новым годом! Всех благ. И не забудьте прочитать: Молитву в Новый год!
Самуил.
Борису. Удивительно, как можно прочитать совершенно ясную по содержанию статью и понять ее ложно. Отец Павел совсем не призывает согрешать с внецерковными родственниками, а проявить мудрость и рассуждение, которое преподобный Антоний Великий считал главной добродетелью. Только так можно помочь близким прийти к Господу. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
Афанасий.
Борису. Ваша краткая заметка проникнута фарисейским возношением («А Я и сейчас праздную Новый год на Святках, после Рождества Христова») и учительством. Вы просто не внимательно прочитали статью. Автор совсем не призывает согрешать с родственниками и смотреть «похабства и непотребства с ними по телевизору». Слова автора «Что же, верующему человеку забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого экрана» направлены против показного благочестия, которое, как известно, никаких плодов не приносит, а отталкивает людей от веры. Подлинное благочестие не мыслимо без искренней любви к духовно немощным людям. Без любви нет христианства.
Если вы сами избавлены от необходимости искать золотую середину, т.е. семья у вас верующая, поблагодарите Бога, но только не судите пожалуйста тех, кто вынужден искать выход и в безвыходном на первый взгляд положении. И за это слава Богу!
Во многих поместных Церквах, где вводился григорианский стиль (новоюлианский - это лукавство, от в обозримом будущем не будет отличаться от григорианского,) на этой почве возникали расколы. У нас он, кстати, уже вводился, в 1923 году, по настоянию органов ГПУ, но святой Патриарх Тихон вскоре распорядился введение нового календаря "временно отложить". Так что у нас есть кому на этот случай помолиться о вразумлении.
Батюшка Павел, поклон Вам с благодарностью за взвешеную и основательную статью.
А григорианский календарь...- Рождество вроде понятно, но на Пасху именно православную благодатный огонь сходит, а не на католическую.
Это ведь очевидно!
Сначала русская православная церковь перейдет на новый стиль и будет праздновать Рождество с католиками, а вторым этапом будет объединение с остальными церквями, раскол и экуменизм.
Христос с грешниками трапезу разделял, но не согрешал вместе с ними, прости Господи. Одно дело "праздновать" новый год по новому стилю с немощными родственниками, другое дело похабства и непотребства с ними по телевизору смотреть. Христос так не поступал.
Некоторые читатели увидели в том, чтобы праздновать Новый год с нецерковными родственниками, потворство секулярному духу времени. Я знаю немало людей, которые, чуждаясь общением с нецерковной родней не только не привели их к Богу, но и вообще оттолкнули от Церкви. Я не призываю нарушать пост, "расслабиться и получать удовольствие", а снизойти к немощи близких людей. Господь наш разделял трапезу и с фарисеями, и с мытарями, и даже дружески беседовал с самарянами-еретиками.
В целом новый год стоит в одном ряду с прочими псевдопраздниками, как 8 марта,23 февраля, день смеха и так называемый день св. Валентина, хелоуин. Все они характеризуются более или менее своей "традицией" и все имеют в большей или меньшей степени языческий подтекст. Новый год это неоязыческая коррекатура на Рождество Христово. И поэтому празднование (хоть краешком, хоть чуточку) нового года есть язычество. А какое общение может быть у Христа и дьявола? Или может мы и другие "праздники" будем праздновать - масульманский байрам или иудейский песах, например? Так, немного посидим за общим столом.. Мы же не хотим некого обидеть.
А потом удивляемся, почему русские мальчишки принимают ислам. Потому что, у них чётко - Аллах сказал не есть свинину, значит не едим. И всё. Без рассуждений и обсуждений. А нас и считают слабоками за наши мямлеченья. Так пускай нас будет реальные 4-5 % по России, но нас будут уважать. О, это христианство,у них всё строго и чётко, они сила, мы хотим такими быть.
Да, мы иные. Выбор всегда есть: или мы гости на этом свете, или будем искать удобств на этом тонущем корабле. Менять календарь,считая себя умнее Апостолов, отмечать языческие праздники и прочее.
Смотрение телевизора является грехом однозначным, неважно 31 декабря по новому стилю, или когда либо еще.
Ревнителям перехода на новый календарь, по недомыслию или злокозненно - судьба Церкви в руках Божьих молитвами Святых его.
И вот появляются желания пододвинуть Рождество, чтоб удобнее было б на детских каникулах :)
Если я не прав, то скажите где я ошибаюсь?
SeRgIoS, почитайте: http://karelin-r.ru/books/info/24/index.html
Вопрос, который Вы подняли, не простой и не решается голосованием, и здесь нужно прислушиваться к голосу Церкви - к ее мистическому опыту.
Но чем хорош "Новый Год" - и чего этот праздник? Ну, на год ближе к могиле - это в личном плане, на год ближе к концу мира - это в общественном. На год ближе к Страшному Суду. Да, это очередная верста - но почему она должна у нас вызывать исключительно радость, ведь не много во всех нас святого, и есть повод серьезно готовиться к Суду...
Так что новый год - уж точно не "самый хороший праздник".
Церковь не отбирает у нас праздники, а дает. А мы жадничаем для Бога - "даже время", уж не говоря про что-то материальное.
"Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты."
"Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные», значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость православных праздников, а кому-то еще нет. Остается им только посочувствовать".
???«Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»???
N.
Хорошо сказал Алексей " С тех пор, как мы стали ходить в храм по-серьезному, друзей у нас почти не осталось..."
В точку. Я не думаю что мы лучше тех, кто отмечает этот праздник с весельем. Надо помнить, что и подвижники дозволяли себе вкушать в пост мясное ради других, смысл поста не в еде, как же этого автор непонимает
боятся надо не телевизора, а других вещей,
из собственного опыта еще скажу - как только я серьезно стал посещать храм, гораздо больше радости стал получать от общения с невоцерковленными друзьями, и стал лучше их понимать
К сожалению вокруг меня практические одни атеисты и воинствующие безбожники. Так мало веры в людях.
Берегите себя и свои семьи.
Мир вам =)
Меня Ваша статья с одной стороны порадовала, а с другой расстроила. Я 1952 года рождения. Мы жили все вместе – дедушка, бабушка (родители отца), мама, папа и сестра 1959г.р. Всегда на Новый Год украшали елку. В 60-е годы ее было очень тяжело купить. Она лежала на балконе и в канун праздника ее приносили в комнату. Начинались новогодние каникулы, было так радостно наряжать елку всем вместе. Она была большая – 3 метра, а 1 января мы с сестрой всегда находили под ней подарки. К сожалению, воцерковлены мы не были, но любовь всегда согревала нас всех. Всегда в канун Нового года в квартире пахло пирогами. Как же можно это все забыть? Как можно все это называть неправильным? Ведь, может быть, именно любовь старшего поколения и помогает нам, по милости Божией, еще как-то держаться в этом сумасшедшим мире.
С чего это Иерусалимская церковь стала матерью всех православных церквей?
Переход на новоюлианский календарь самое правильное решение как по мне. Большинство православных церквей уже давно перешли.
Я воцерковленный православный человек (хотя вопрос о том что такое воцерковленность еще открыт в Церкви).
Я не диктую Церкви что-либо. Я просто сказал, что Церкви стоит задуматься над вопросом календря.
Новый Год - это не "гастрономическая хотелка людей". Это единственный главный праздник для всех: и верующих, и неверующих, для каждого жителя Земного шара.
Если бы Новый Год не выпадал бы на Пост, не было бы таких "статей-инструкций: как встречать Новый Год православным", не было бы таких духовных смущений в этот праздник, не было бы таких дискуссий внутри Церкви.
Хотя конечно лучше пусть будут такие дискуссии между нами, нежели чем раскол в Церкви по поводу календаря, все это понимают.
Мы можем долго рассуждать о этой "больной" теме, лучше все таки друг на друга не озлобляться и спокойно встретить Новый Год и Рождество Христово кто как может: кто может постится в новогоднюю ночь, пусть постится, кто не может, тот значит не может.
Всех с наступающими праздниками!!!))
Справлять же Новый год 14 января имеет смысл потому, что Новый год наступает после Рождества и Рождественского поста.
Как же может быть новый год во время поста, только если Рождество мы встречаем неправильно, да не будет.
Не вся греческая церковь живет по новому календарю, насильственно введенному патриархами-масонами, как много раз самими греками было сказано, да сохранит нас от этого Бог молитвами праведников. Святая гора Афон живет по старому календарю, потому что он истинный.
Очень огорчила эта статья отца Павла.
Оч.интересно!
Для моей семьи очень актуально выживание, а много лет подряд новый год начинается с подорожания. Этакое поздравление для народа. Так что праздновать ухудшение и без того тяжелого положения как-то не так....
Позвольте спросить Вас: Вы воцерковленный Православный?
Если нет, никто лично Вас не заставляет поститься в Новый Год. Но как Вы можете диктовать Церкви что делать, когда и как поститься, и когда отмечать праздники?...
Вы пишете "По-моему поститься на Новый Год "бремя неудобоносимое"... А Вы сами пробовали? Обычно так говорят люди, которые ни разу не пробуя уже заранее решили что не смогут, и поэтому не хотят даже попробовать.
Церковь ничего ни у кого не отбирает, Новый год легко можно праздновать, не нарушая при этом Пост. Тем более, что в этом году можно есть даже рыбу.
Русская Церковь держится Юлианского календаря так же, как и Иерусалимская. Полагаю, что Русской Православной церкви важнее быть единой с Матерью всех Православных церквей по этому вопросу.
И последнее. Не кажется ли Вам, что подводить Церковный календарь под гастрономические "хотелки" людей, мягко говоря, не есть хорошо?
Спаси нас Господи!
Вот на работе будем отмечать аж два раза, теперь чувствую себя виноватой, что наверняка нарушу пост... Люблю когда все хорошие люди собираются вместе! И ради этого не могу им отказать, хотя многие знают, что я пощусь. Надо быть тверже? И друзей пригласила по этому же поводу, первый раз в жизни... не знаю, хорошо ли это... и смогу ли я не пить за компанию и не соблазнится вкуснятиной, которую для них приготовлю на новогодний стол...
Любовь превыше пищи и все нужно с рассуждением делать!
Помню, как будучи неофитом отказал другу в присутствии на его свадьбе в связи с постом... до сих пор виню себя за это!
Давайте не будем фарисеями, лучше за праздничным столом оскоромиться (это не призыв!) с близкими, чем потом пресыщаться постной пищей, считая что исполнил Закон!
Всех с наступающим НГ и Рождеством ХРИСТОВЫМ!
Мне кажется Церкви стоит задуматься над проблемой календаря. А то в 2101 году Рождество будет уже 8 января, а Пасха будет праздноваться по понедельникам.
Почему Рождество было установленно Святыми Отцами 25 декабря?
Это было связано с окончанием зимнего солнцестояния, когда день начинал увеличиваться. А сейчас получается совсем иначе.
Кстати появление григорианского календаря и было связано с тем что даты солнцестояний не сходились.
Григорианский календарь лучше и точнее юлианского, т.к. разрабатывался позже. Более того в наше время разработан еще более точный календарь - новоюлианский, на который перешли некоторые Православные Церкви.
Так почему мы так держимся за старый стиль?!
Жить по старому стилю - это все равно что не хоронить умершего.
Если я не прав, то скажите где я ошибаюсь?
очень трудно проходим мы новогодние праздники.
Дмитрий.
Начало в 23.00.
С новым годом и Рождеством!