Богач и Лазарь. Икона на стекле. Галина Кузьменко-Кузнецова |
Те, у кого возник первый вопрос (кого?) со временем могли найти применение полученным навыкам в различных «бригадах». Страна разваливалась, и вскоре возник хороший спрос на умение действовать кулаком и пяткой, локтем и ребром ладони. А вот у тех, кто спрашивал «зачем?», все было сложнее и правильнее. Они поняли, что невелик подвиг сломать человеку нос или ребра. Они стали почитывать не только методички по технике нанесения ударов, но и философскую литературу. А литература эта, между прочим, говорила, что лучший бой это тот, который не совершился; что думать важнее, чем бить; что победа над собой – самая важная победа, и проч. Так мысленное поле одних сузилось до прикладных навыков, а у других расширилось до серьезных вопросов.
Точно такой же механизм в самых разных видах человеческой деятельности.
Например, в отношении богатства.
***
Богатство это, несомненно, философская категория. Говоря по хорошему, богат не тот, кто имеет много, но тот, кому хватает того, что есть.
Но с точки зрения грубого материализма, владелец стада коров богаче обладателя одной коровенки. И тут мы натыкаемся на специфическую проблему. А именно – богатство располагает к философии, то есть к размышлению о смыслах. Богатство рождает вопрос «зачем?» Точно так же, как человек, овладевший приемами борьбы, спрашивает себя, что теперь с этими навыками делать?
У владельца одной коровы такие вопросы не возникают. Его корова – главный признак достатка, она – кормилица. А вот владелец целого стада должен думать, зачем ему это стадо, и что дальше? Есть, конечно, очень простой ответ: дальше хочется быть еще богаче и иметь еще одно стадо. Но это тупиковый ответ. Потому что, мысленно двигаясь этим путем, мы придем к третьему стаду, четвертому. В конце концов придем к обладанию всеми коровами мира. И вот тогда-то, когда в области ума вопрос получил абсурдный ответ, вопрос «зачем?» засияет с новой силой, почти убийственной.
Богатому человеку нужно или найти готовую идею, или придумать свою собственную, но так, чтобы эта идея оправдывала богатство в его собственных глазах. Думать надо.
***
Кстати, думать очень тяжело. Богатый человек знает это лучше бедного. Всю свою жизнь с момента обретения богатства, он чувствует себя заложником своего движимого и недвижимого имущества. Он чувствует себя приставником к имению, почти – обслуживающим персоналом, напичканным то страхом, то гневом, то завистью, то калькуляцией. Голова пухнет, виски седеют, сон отлетает от подушки. Ради чего? Слава и власть ведь притягательны только по мере стремления к ним. После достижения они из вожделенной цели превращаются в тяжкое бремя. И особенно угрожающей ситуация становится на фоне мыслей о смерти. Мы не будем пока (намеренно) говорить об этой всеобщей и грозной, всех ожидающей реальности. Мы позволим себе сделать вид, что не помним о смерти и не думаем о ней. Позволим ей со зловещей и безмолвной улыбкой ожидать нас за одним из жизненных поворотов.
Скажем вначале пару слов о том, что более близко и понятно - о детях.
***
Они менее философичны, чем их родители. Вопрос «зачем?» их либо вовсе не мучит, либо мучит с большим опозданием. Все, что их окружает, все, чем они пользуются, воспринимается чаще всего, как нечто само собой разумеющееся. Если миллионер «в первом поколении» может вспомнить вкус консервы в студенческом общежитии, то у его детей такой возможности нет в помине. Сравнивать разные уровни достатка, разные степени нужды и изобилия, исходя из собственного опыта, дети не могут. Детям богатых людей изначально созданы все условия для того, чтобы тратить, не задумываясь, и жить, не экономя. У них есть все шансы для воспитания в себе всех видов высокомерия и презрения к бедному, простому, обычному человеку.
«Странно, что многие люди голодают. Неужели им трудно позвонить в колокольчик и вызвать слугу с обедом?», - говорила одна особа «голубых кровей» после прочтения в газете заметки о голодающих. Можно смеяться над этой смесью цинизма с идиотизмом, но это правда. Пропасть непонимания, рожденная жизнью в разных мирах, есть самая глубокая и опасная пропасть.
Давно замечено, что наследственная аристократия более всех других общественных прослоек подвержена риску вырождения. То, что одни поколения собирали долгими годами и зарабатывали потом и кровью, другие поколения получили по праву наследства. Без пота и крови, но что самое печальное, часто без малейшего осознания величины наследства и ответственности за него. В силу этой легкости они владеют искусством проматывать за годы то, что собиралось столетиями. И поэтому умный представитель элиты должен быть озабочен вопросами воспитания своего потомства больше, чем всеми остальными проблемами. Доступность всех удовольствий при отсутствии всякой ответственности он должен считать своеобразным проклятием.
***
Нам, возможно, случалось читать или слышать о миллионерах, которые заставляют своих детей в период каникул продавать мороженое или развозить пиццу на мотороллере. В нашей стране такие новости представить трудно. Но это, надеемся, явление временное. Поскольку приучение детей к труду и адекватной оценке жизни это для элиты не вопрос досуга, а вопрос выживания.
Это – один из видов профилактики ранней и бессмысленной смертности среди потомков богатых. Поскольку риск подохнуть в VIP-клубе от наркотической передозировки или разбиться вдребезги на папиной машине заметно снижается у людей, знающих цену куску хлеба. Еще это – способ умножить родительское достояние и, что самое главное, правильно его применить.
В отечественной истории есть пример – киевский губернатор Иван Фундуклей. Этот сын миллионера и впоследствии мультимиллионер был воспитан на хлебе и воде. Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях, прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность. Впоследствии Фундуклей на всех высоких должностях удивлял людей чудотворным сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся и личной неприхотливости. Это был пример человека, использующего богатство, как средство мудрого служения обществу.
Тяжесть богатства такова, что обладающий им человек как бы привязан к ответственности, словно гребец на галере привязан к веслу. Деньги, как вода застаиваются и гниют без движения. Они же, как наводнение опасны, если не ты владеешь ими, а они - тобой. Может показаться, что богатство рождает свободу. На самом деле оно дарит иллюзию свободы, а настоящую свободу, легкость и покой отнимает. Все это понимает человек довольно поздно, да и то – не каждый. И пока одни богатому человеку завидуют молча, другие вслух клянут его на всех перекрестках, третьи – составляют планы как бы его богатство украсть, сам он должен переживать о тысячах вещей. Среди этих тысяч главным вопросом является: не потерять из-за денег и дел, связанных с ними, самых родных людей.
***
Люди важнее всего. Ради людей зарабатываются деньги и на людей они должны быть правильно потрачены. С одними людьми деньги могут приходить. С другими исчезать. Например, нажитое за годы с законной женой можно в недели развеять по ветру с любовницей. Да, господа. Одни люди приносят с собой благословение, другие – проклятие. С одними людьми деньги находятся, с другими – теряются. Но лучше терять деньги из-за людей, чем людей из-за денег.
Наш разговор странно разросся. Видимо, тема сложна и кратким словом от нее не отмахнешься. Мы успели задать вопрос «зачем?», но не успели дать исчерпывающего ответа. Затронули тему детей. Упомянули вскользь проблему отношения с женщинами. Даже о смерти сказали слово и тут же сделали вид, что ошиблись адресом. В общем, богатство по определению вещь сложная. И вместо того, чтобы бездумно к нему стремиться или тупо завидовать тем, кто уже достиг цели, нужно почаще говорить всерьез на эти темы. Так что…
Продолжение следует…
Знаю я одну девушку, очень талантлива, поет просто потрясающе, голос сильнейший - редкость для девушки, при этом ни кончала ни класса музыкальной школы. Пробовалась и в Фабрику звезд и в "Голос". Везде один ответ - данные хорошие, но денег нет, знакомых нет? - свободна!
Ну и где ваш хваленый Бог? Зачем давать человеку такой талант, и перекрывать все пути в его реализации?
Все это ляляля. Никакого промысла я не вижу. Бездари живут в свое удовольствие и все имеют, а таланты скромно сидят в своих урюпинсках.
Бог ваш вообще похоже слепец. Вера моя давно уже сгинула во мраке такой жизни. Переубедите меня, оправдайте всю эту несправедливость. Только пожалуйста без "неисповедимых путей" и прочей ереси. Надоело читать одно и то же.
Хотелось бы прочитать продолжение...
Некоторое недоумение вызвал Сергий:
"Рядом с Христом не было ни одного богача" -- так ли?
Один из богачей "богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса" упомянут Матфеем. Иисус не говорил, что невозможно богатому войти в Царство Божие, а говорил, что трудно. В статье так же не говорится о богатстве как о чем-то однозначно неприемлемом. Стоит ли так категорично?
Коммунист, своим заявлением: "практически нет легально нажитых капиталов, подавляющее большинство нажито не своим трудом и умом, а путем уголовных преступлений. Приятное исключение составляет только область компьютерных технологий," -- заставил смеяться весь наш отдел. Вы, товарищ, видимо просто не в курсе компьютерных технологий. Кто в курсе -- не даст соврать: нельзя эту область считать исключением, т.к. преступлений и здесь совершено совсем не мало.
И очень обидно,что бизнесом теперь стало все: работа, учеба, здоровье, даже семья.А отсюда и отношение к людям, к жизни, к Богу.
Хорошая статья. Слежу за Вашими публикациями, о.Андрей! Не хватает бесед "На сон грядущим". Все-таки ТВ легко доступно селам в грубинке, а интернет не всегда.
А заботы у всех разные:"У кого суп жидкий.., у кого жемчуг мелкий.." Мне кажется, что большое богатство и крайняя бедность (на грани голода) одинаково опасны и вредны, только богатство больше на виду. Вспомните, до чего доводил украинцев голод в 1932-33гг. Да и сейчас: маленькие зарплаты, рос цен, отсутствие работы - вызывает озлобленность и никак не способствует духовному росту. Это то же рабство - соблазнов и возможностей только меньше.
Будем ждать продолжения.
Храни Вас всех Господь.
Спаси Господи!
Информационный портал Святой Горы Афон
http://www.isihazm.ru/?id=1067
Что такое богатство?
Богатство и власть – это мусор мира сего, но смирение и скромность – это истинное сокровенное богатство души, которое нелегко отыскать.
Каков ориентир богатствa?
Ориентиром для мира служит властный, гордый и жестокий ум; ориентиром для Царства Небесного является незлобивое, безгневное, чистое сердце – сердце ребенка.
Кому нужет богатый?
Богатый и властный человек, без своего богатства и власти, не нужен никому, ибо потеряй он богатство и власть – и его будет трудно назвать человеком.
Правда ли, что богатством делятся?
Оставь другим то, что люди вырывают друг у друга – мир страстей и злобы; себе возьми то, к чему никто не стремится – мир покоя и Небесной радости. Оставь другим то, к чему стремится большинство – гордость и тщеславие; себе возьми то, что никому не нужно – смирение и уничижение.
Что такое деньги?
Деньги – это тот самый крючок с наживкой, который мир предлагает своим жертвам.
Надеяться на деньги – это то же самое, что быть рыбой, которая заглотила крючок с наживкой и думает отсидеться на глубине, полагая, что ее не заметят…
Рядом с Христом не было ни одного богача, и это заставляет глубоко заглянуть в свое сердце...
Меня всегда удивляла такая постановка вопроса, повторяемая многими людьми: мол, почему такая несправедливость: одним - все, а другим - ничего? А именно потому, что мы считаем, что богатство - это "все", тогда как это всего лишь материальный достаток, который может никак не коррелировать при этом с духовным состоянием. Богатство - это не "все", это почти ничего. Оно ничего не прибавляет к единственному нетленному капиталу, который у нас есть. Более того, часто оно даже отнимает очень многое от него или просто не дает прибавить.
Почему среди святых подвижников нет никого, кто бы жил в роскоши и получал от нее удовольствие, а мы называем это "всем"? Они всегда стремились избавиться от всего лишнего, поскольку даже малое лишнее имущество всегда обременяет душу, отвлекает ее от горнего, а мы так и не научились довольствоваться тем, что имеем, и, ползая по земле, жаждем все больше и больше и никак не можем оторвать глаз от этих тленных удовольствий и богатств, чтобы поднять их к небу.
да то что у вас где есть жить с семьей, с детьми своими и Храм рядом с домом и есть богатство!! Какое счастье на фоне страданий житейских - иметь жилье и ходить на Литургию, и видеться с Духовником и исповедываться и Причащаться Святых даров. Это и есть богатство!!! Все остальные немощи - от века...
Вот у меня нет своего жилья, и денег нет, чтобы купить или даже снимать, и приходится гораздо сильнее мучиться, даже чем богатые. КТО БЫ МНЕ ПОДАРИЛ НЕМНОГО ЖИЛЬЯ,ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛО ВРЕМЯ НА ПОКАЯНИЕ!!!
О.Андрей, а где теперь можно послушать ваши передачи:"На сон грядущим"?Простите за вопрос, но в эти 10мин.так многое становится понятно.
Благодарю за интересную статью.И, как ваша соотечественница ,прошу затронуть тему,более нам близкую,- нищету.Ведь этот крест еще тяжелее,особенно на фоне безработицы и копеечных зарплат.Особенно для молодежи.
Можно ли теперь сделать вывод, что прибыль - это благословение, а убыток - проклятие?
Одному дай оружие - будет бандит. Другому дай - будет воин. Наверное также и с материальными благами. Эти вещи гармонично смотрятся на фоне чего-то более серъезного. Если внутренняя шкала ценностей отсутствует - возможно богатство будет катастрофой для человека. Вопрос только в том - кто что вкладывает в понятие - шкала ценностей...
Спаси Господи за статью, очень поучительная, а то молодежь рвется к карьере, к славе, к деньгам, к богатству, а зачем и сама не знает, что это не только роскошь но и оковы, которые мешают жить и в рай не пускают. Жду продолжения. Спаси Господи.
Это как будто встретил в дурдоме старого знакомого и мы с
ним крепко обнялись.Совпадение с моим видением данной философской категорией 100%.Жаль только,что не актуально в нашей нищей и вымирающей стране.