Любовь всепобеждающая, или Перед тем как расстаться

Письмо 12

Продолжаем публикацию глав книги обозревателя «Российской газеты» Марии Городовой «Ветер Нежность», в основу которой легла ее переписка с читателями.

Дорогие читатели, если б вы знали, с какой радостью я разбирала почту, пришедшую после материала «Надежда». Почти в каждом письме повторяются слова, обращенные к героине статьи: «Дорогая Надежда, мы молимся за Вас». Вы не просто смогли понять боль нашей героини, вы, дорогие читатели, разделили ее, и то, что это произошло, очень важно для всех нас. А сейчас новое письмо – как крик о помощи.

«Здравствуйте, Мария! У меня умирает мама. Она диабетик с 12-летним стажем; все последние годы мы боролись за нее – наш адрес знали наизусть все бригады врачей “скорой”. Временами становилось легче, у нас появлялась надежда, но сейчас вдруг инсульт.

В больницы таких не берут. Не помогают ни подарки, ни связи. Глядя мне прямо в глаза, главврач заявила: “Наша медицина ориентирована на диагностику и лечение перспективных больных…” При этом она так произнесла это слово – “перспективных”, что я поняла: у мамы никаких перспектив нет. Как и свободных мест в больнице. “На Западе существует система хосписов, – продолжала докторша, – но у нас в городе их нет. И в области тоже. Поэтому вам остается одно – лечение на дому”. Хорошо, что не сказала: “Смерть”. И ушла. А я осталась со своим бессилием что-нибудь сделать.

Мария, я люблю свою маму, и мне невыносимо видеть, как смерть на моих глазах забирает ее. Что мне делать? Куда писать? Кому жаловаться? Помогите!

Ирина».

Здравствуйте, Ирина! Ирина, Вы очень мужественный и сильный человек. Человек, привыкший надеяться на себя и действовать. Тем труднее для Вас оказаться в ситуации, когда, казалось бы, от Вас уже ничего не зависит. Смерть бросила Вам вызов, как рано или поздно она бросает вызов каждому из нас. По образному выражению молодого В. Набокова, она «громыхает своими засовами» – есть у Набокова такие строчки, которые он написал, пережив смерть отца: «Смерть громыхнет тугим засовом, / И в вечность выпустит тебя». Строго говоря, она громыхает перед Вами этими засовами уже давно. И все, хватит. Больше о смерти мы говорить не будем. Потому что, несмотря на всю кажущуюся безысходность происходящего, говорить надо о любви. Потому что только любовь сильнее смерти.

Дорогая Ирина, очевидно, что Вы очень любите свою маму, а раз так, то Вы найдете в себе силы выдержать те испытания, которые выпали Вам. В наших молитвословах есть молитва о даровании терпения при уходе за больным. Если мы внимательно вчитаемся в ее слова, то обнаружим удивительную вещь: терпения как такового в этой молитве не просят. Там звучит другая просьба к Богу: «Уязви душу мою Твоею любовию, вся терпящею и николиже отпадающею». Вот этому церковнославянскому очень емкому слово «уязви» чрезвычайно трудно найти русский эквивалент. Ближе всего по смыслу глаголы «порази», «рань».

То есть получается, что мы просим Господа, чтобы Он поразил нашу душу любовью, причем глагол «уязви» – Вы чувствуете это? – несет в себе оттенок боли. Мы просим: «Порази до боли, так, чтобы я, сам познав боль, смог сострадать»! Это первое.

Теперь второе: какою любовью мы просим Бога поразить нас? «Твоею» – то есть той, какой обладает Он Сам, – все терпящею и никогда не отпадающею. «Твоею» – то есть жертвенной, действенной, крестной. И самое главное – мы просим любви: любовь первична, а потом уже появляются и терпение, и верность – как ее производные.

Ирина, мне кажется, что с любовью – действенной, преодолевающей любые препоны, – у Вас все в порядке, это видно из Вашего письма. Но бывает, когда обстоятельства становятся выше нас, и уже не надо куда-то мчаться за лекарствами, давать взятки, искать лучших врачей. Ничего этого уже не нужно, и тогда надо суметь остановиться, а это трудно, как трудно бывает резко остановиться поезду, несущемуся на полном ходу. И мне кажется, что Вы не очень точно называете словом «бессилие» то чувство, которое Вы испытали, когда поняли, что все, стоп. Надежд на других врачей, другие лекарства не осталось. Но ведь у Вас осталось что-то не менее ценное – Ваша любовь и время. Да, не известно, сколько времени, но осталось – месяц, день, час…

Знаете, любовь, осознавшая трагичную быстротечность времени, изливается нежностью. Каждый миг, проведенный здесь, рядом, как бесценный дар, потому что неведомо, что принесет нам завтра. Но сегодня, сейчас я могу наполнить нежностью каждое мгновение, проведенное вместе. И неважно, что я при этом делаю – просто поправляю подушку или беру за руку…

Ирина, надо быть честными: любовь в Вашем случае не победит болезнь. Она не сможет победить боль, хотя, наверное, сможет ее облегчить. Но вот парадокс, вот удивительное чудо любви: не победив болезнь, она победит смерть. Она победит смерть здесь, в нашем измерении. Потому что она может победить смятение души перед грядущим, страх неизвестности, холод отчуждения оттого, что чувствуешь, что тебе лгут, пусть даже и из лучших побуждений, отрезанность от близких, унизительное чувство беспомощности… Да мало ли что еще. Но достаточно просто взять руку любимого человека, начать молиться, и все эти зловещие подружки наших смертей и болезней сгинут, как ночной кошмар, как наваждение.

И если мы это сделали, если мы смогли совершить ради близкого такой подвиг любви, подвиг отречения от своей усталости, своего страха смерти, своей невесть откуда взявшейся суетливости, то тогда мы сможем повторить слова святителя Феофана Затворника. «Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть, – писал он своей умирающей сестре, – она для тебя дверь в лучшую жизнь». И это будут не просто слова утешения. Своей любовью мы сможем подготовить близкого, может быть, к самому главному в нашей жизни – встрече с Богом Живым, Который и есть Любовь. Душа должна быть готова к тому, чтобы войти в вечность.

В 1851 году «средь шумного бала, случайно» Алексей Константинович Толстой встретил ту, которой отныне он посвящает свою лирику и свое сердце. Несмотря на все испытания, которые выпали на долю их любви, это был один из самых гармоничных союзов в русской литературе. Эта любовь оставила потомкам удивительно тонкую поэзию и переписку. Так вот, в 1854 году в одном из писем поэт признается, что раньше считал, что предел любви – любить до могилы, но только сейчас начинает понимать, что любовь должна идти дальше, что для нее нет предела.

А в 1858 году он пишет стихотворение «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» – абсолютно гениальное по постижению связи между нашей, земной, «раздробленной», любовью и той, что ждет нас там, по ту сторону всех засовов. Ирина, вчитайтесь в эти строчки, они и о Вас:

Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи…

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще, неволя недолга –
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

Сил Вам, Ирина, помощи Божией и любви. Вам и Вашей маме.

Молитва о даровании терпения ухаживать за больным

Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Агнче Божий, вземляй грехи мира, Пастырю добрый, положивый душу Твою за овцы Твоя, Небесный Врачу душ и телес наших, исцеляяй всякий недуг и всякую язву в людех Твоих! Тебе припадаю, помози мне, недостойной рабе Твоей. Призри, Многомилостиве, на делание и служение мое, даждь ми быти верною в мале: послужити болящим, Тебе ради, носити немощи немощных, и не себе, но Тебе единому угодити во вся дни живота моего. Ты бо рекл еси, о Сладчайший Иисусе: понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Ей, Господи, суди мне, грешной, по сему глаголу Твоему, яко да сподоблюсь творити благую Твою волю во отраду и утешение искушаемых, недугующих раб Твоих, их же искупил еси честною Твоею Кровию. Ниспосли ми благодать Твою, попаляющую во мне страстей терние, призвавый мене, грешную, на дело служения о Имени Твоем; без Тебе не можем творити ничесоже: посети убо нощию и искуси сердце мое, внегда предстояти ми у возглавия болящих и низверженных; уязви душу мою Твоею любовию, вся терпящею и николиже отпадающею. Тогда возмогу, Тобою укрепляемая, подвигом добрым подвизатися и веру соблюсти, даже до последняго моего издыхания. Ты бо еси Источник исцелений душевных же и телесных, Христе Боже наш, и Тебе, яко Спасителю человеков и Жениху душ, грядущему в полунощи, славу и благодарение и поклонение возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мария Городова

11 июля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана16 ноября 2013, 13:38
Красивые стихи. Смерть неизбежна для каждого из нас,живущих.
Ее не миновать. Бороться-продлять мучения. Смириться и уповать
на Волю Господа-самое трудное состояние. Как поступить -
решение должно быть самостоятельным. У моей мамы ампутированы
обе ноги (больше 3 лет назад), 2 инсульта, сах. деабет. Живем вдвоем. У меня получается выхаживать. Акафист каждый день, несколько раз и др усилия. Врачи могут только посочувствовать
и удивиться,что живы и даже поправляемся. Трудно. У каждого свой крест. Будьте здоровы, ищите утешения и помощи у Господа.
Галина22 августа 2011, 11:59
Хорошая статья
Марина17 июля 2011, 19:32
Чудесная, до мурашков по коже, выдержка из ответа на письмо :"...самому главному в нашей жизни – встрече с Богом Живым, Который и есть Любовь."
Ирина13 июля 2011, 21:38
Мария, спасибо за статью! Любовь действительно сильнее смерти. А за маму автору письма надо бороться всеми силами и не опускать руки.
Татьяна13 июля 2011, 11:10
Спасибо Вам Мария За Ваши письма.Мне бы тоже хотелось иметь такую мудрость,когда можешь найти объяснение некоторым событиям или даже собственным поступкам(словам).
Моя мама умерла 10лет назад в78лет совершенно для меня неожиданно хотя она не была здоровым человеком,конечно. Мне было уже(только)46лет.У меня была врождённая уверенность,что она будет всегда... Мама знала,что я очень к ней привязана и подготавливала меня ненавязчиво,но я эти раговоы всегда пресекала.И вот мамы не стало. У меня, как теперь говорят,крыша поехала.Внешне это никак нк проявлялось, но вот поступки...Я за это время много что делалане так. Как назло не оказалось людей рядом любящих,хотя было много родственников и друзей,и муж и взрослые дети..В течение этих лет я искала, чем заполнить эту пустоту:ландшафтный дизайн,ин.язык,вышивание.
Но самое главное я потеряла-я не могу любить.Жалеть сочувствовать-да,но любить нет.А может быть и не могла.
Я уже говорила, что пыталась заполнить пустоту и я теперь пытаюсь это сделать-молиться(прада, не очень получается), очень люблю читать и слушать CD с записями псалмов, богослужений.Может быть мне Господь вернёт моё прежнее оношение к людям...
Хочу закончить тем, с чего начала.Если бы я знала то ,что знаю теперь и если бы я имела мудрость как Вы ,Мария, может быть не было этого тяжёлого десятилетия.Простите за многословие.
Храни Вас Бог.
Татьяа.
Алексей13 июля 2011, 07:49
Эта статейка ничего кроме скорьби печали и безнадёги не рождает!
А надо бороться!!! надо бороться за свою маму! БОРОТЬСЯ так как на войне! Поймите это МАМА!!! и смерть нам не товарищь и не друг с которым можно договориться!!!
Не о чём говорить с этой поганью!!! Это сатана искушает людей и насылает болезни! А вы должны укрепляться духом святым, посылаемым всем кто борется, кто не сдается, кто не ленится! Укрепиться и пробить всё преграды административные барьеры….пойти в прокуратуру написать президенту отвезти маму, туда где помогут где есть специалисты и каждую секунду каждую секунду бороться за жизнь…за то что даровал Господь! Падать от физической немощи в конце дня и утром укреплять себя молитвой…и главное верить! Понимаете верить в жизнь! Потому что она от Бога!!! Запомните ОН сказал: «Я есть Бог живых, а не мертвых!» Смерти больше нет!!! И не бойтесь бороться, не бойтесь показаться навязчивой, грубой, не бойтесь поступать ради спасения мамы безнравственно! Не бойтесь вообще ничего!!! ЭТО ВАША МАМА и другой больше нет!!! Премините все средства и все силы как на войне – они все хороши! Не верьте, что она умрет! Смерти больше нет! Боритесь!!! И помните всегда! Бог всегда видит вас и слышит вас в скорби!!! Не бойтесь!!! И не слушайте никого кто говорит, что бороться не надо. Что надежды нет. Надежда всегда была, есть и будет!
Николай12 июля 2011, 00:31
Спасибо. Очень хорошо написали.

А что в точности значит «николиже отпадающею» ?
Слово «николиже» непонятно.

Похоже на украинское «нiколи», что означает «никогда».
Наталья11 июля 2011, 12:02
Здравствуйте,Ирина!!!Шестнадцать лет тому назад я похоронила свою маму,у нее тоже был сахарный деабет,
уходила очень тяжело,в желочном пузыре у нее были камни они прорвали желочный пузырь,были прободения в двенадцати-
перстной кишке,тяжелой формы перетонит,ее опирировали три раза,меня с сестрами врачи пускали в реанимационную паталу в любое время суток,перед уходом в мир иной мы пригласили священника,он исповедовал маму ,причастил и соборовал вечером, а ночью ее не стало.Она претерпела здесь мучения и страшную болезнь века ,но зато там на небесах она с нашем Господом Богом,молитесь за свою маму пусть Господь облегчит ей уход в мир где любовь и жизнь вечная, поговорите с батюшкой вашего храма может и вам можно успеть причастить вашу маму и пособоровать ведь это так важно для ее души,неотчаевайтесь,вера и молитва это самое главное.Я вас очень понимаю мама самый главный и для вас и для меня человек на земле,я тоже до сих пор помню и люблю свою маму и мне ее не хватает,хотя мне уже 53 года, мамы нужны всем.Мужайтесь и верте Господь не оставит вас и вашу маму. С уважением Наталья из г.Уфы Республика Башкортостан
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×