Часовня в селе Константиново |
Село Константиново встретило меня по-летнему тепло. Стояла дивная июльская погода, когда все вокруг пронизано солнечными лучами и пропитано ароматами разнотравья среднерусской полосы.
Первое, что привлекло здесь мое внимание, – белоснежная красавица-церковь Казанской иконы Божией Матери, возвышающаяся над живописным берегом Оки.
Античный архитектурный идеал, основой которого провозглашается «благородная простота и спокойное величие», вполне нашел свое воплощение и при строительстве этого храма. Церковь являет собой типичное произведение эпохи становления классицизма. Строение состоит из колокольни, трапезной, придела святых римских мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и основного храма Казанской иконы Божией Матери.
При входе надпись: «В 1895 году в этом храме настоятель протоиерей Иоанн Смирнов совершил таинство крещения великого поэта земли Русской Сергея Александровича Есенина».
По воспоминаниям одной из сестер С.А. Есенина, храм казался удивительно легким и стройным: «В проемах колокольни видны колокола: большой, средний и четыре маленьких. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За оградой было несколько могил церковнослужителей и константиновского помещика Кулакова. За церковью на высокой крутой горе – старое кладбище».
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!
(С. Есенин. «Я снова здесь, в семье родной…», 1916)
Знакомясь с историей храма, узнаешь множество интересных фактов. Впервые о нем упоминается в «Окладной книге» 1676 года, сообщающей, что «в приходе оной церкви значится 79 дворов да двор боярский; в причте два попа; земли церковной 10 четвертей и сенных покосов на 50 копен». Каких-либо сведений о внешнем виде храма в тот период не содержится. Можно предполагать, что церковь представляла собой небольшую деревянную постройку. В 1779 году по проекту знаменитого столичного архитектора Ивана Егоровича Старова в Константинове на средства князя Александра Михайловича Голицына возводится классическое произведение храмового зодчества. В 1972 году было принято решение о передаче здания музею С.А. Есенина. После частичной реставрации трапезной части храма (1975), где находится придел святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в нем разместилась экспозиция, дублирующая материалы литературного музея, стали проводиться выставки художников. Уже в 1979 году были проведены большие реставрационные работы, частично восстановлен внешний облик здания, на котором установили табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII века и охраняется государством. В 1990 году по ходатайству жителей сел Константиново, Федякино, Вакино, Кузминское, Аксеново и Рязанской епархии храм был возвращен Русской Православной Церкви. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в нем было совершено первое богослужение.
Выпись из метрической книги о рождении и крещении Сергея Александровича Есенина |
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
(«Колокол дремавший разбудил поля…», 1914)
Капитолина Ивановна Смирнова, Ваня Исаев, Саша Анастасьин, Клавдий Воронцов, Настя Воробьева, за ней — Сергей Есенин, Александра Ивановна Северова, Коля Коновалов. Фото. 1909 г. Село Константиново |
Дом совсем небольшой, но дружной семье, состоявшей из девяти человек, в нем не было тесно. Интерьер его, как теперь принято выражаться, аутентичный, то есть все его предметы подлинные. Тут и старинные образа, перед которыми молилась благочестивая семья Есениных, и кровать поэта, свидетельствующая о его небольшом росте (около 160 см), и пузатый самовар – творение тульских мастеров, согревавший семью в долгие зимние вечера, и швейцарские настенные часы с боем – подарок состоятельных покровителей молодого Есенина, и многое иное, что хранит в себе дух семьи и говорит о ее быте и традициях. Особое внимание привлекает знаменитый шушун, «воспетый» поэтом в стихотворении «Письмо матери» в 1924 году:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось…
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Дом-музей С. Есенина |
Отец Иоанн — священник церкви с. Константиново. Фото. 1903 г. |
Нынешний настоятель храма протоиерей Александр Куропаткин также с большим искренним чувством отзывается о светиле русской поэзии, просиявшем в Константинове: «Раньше я относился к поэзии Есенина без особого внимания. Когда же стал настоятелем Казанской церкви, то удивился тому, сколько народа приезжает в Константиново. Тысячи и тысячи людей со всего мира! Я задумался: в чем же причина того, что эти люди так любят Есенина? Стал читать о нем книги Ю.Л. Прокушева, С.П. Кошечкина и других есениноведов. Особенно поразило меня исследование О.Е. Вороновой “Сергей Есенин и русская духовная культура”. Благодаря этому труду я открыл православный мир Есенина, его высокую духовность и глубокую веру в Бога, которая отражена во многих стихотворениях поэта, а также в его письмах».
Храм Казанской иконы Божией Матери в Константиново |
Ты сгустки крови у Креста
Копнул ноздрей, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Гибель С.А. Есенина в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года стала следствием его непримиримой духовной борьбы за веру. Работавший в 1991–1993 годах заместителем председателя комитета по делам архивов при Правительстве России А.С. Прокопенко неоднократно заявлял: «Исследователи причин смерти Сергея Есенина пришли к выводу о прямой причастности к гибели поэта ОГПУ. Документы об этом есть в архивах КГБ, да вот уже семь десятилетий не дают читать их. Ради только одного снятия греха самоубийства с души великого поэта должны быть названы нечестивцы, оборвавшие его жизнь».
В этой связи хотел бы отметить, что экскурсовод музея обратил мое внимание на экспонаты, свидетельствующие о том, что смерть поэта носила насильственный характер. Вообще, похоже, и среди работников музея, и среди жителей села никто не верит в самоубийство Есенина. Отец Александр сообщил мне, что во многих храмах Рязанской епархии по благословению священноначалия совершаются панихиды по Сергею Есенину, что было бы невозможно, если бы Церковь считала его самоубийцей.
Экспозиция музея, занимающая несколько домов в селе, настолько разностороння и притягательна, что тщательно ознакомиться с ней в один или даже в два дня представляется затруднительным. Поэтому я принял решение остановиться на несколько дней в пансионате «Державный», что неподалеку от села Константинова на правом высоком берегу Оки.
Об этом православном пансионате, окормляемом протоиереем Артемием Владимировым, я был наслышан и прежде. Теперь же представилась возможность познакомиться с ним на деле. Красавица-река, змейкой убегающая к горизонту, обширные луга на противоположном берегу и синеющий за ними лес – таковы окрестности пансионата. Вокруг – тишина и покой русской природы.
Пансионат состоит из гостиницы и детского лагеря. Все постройки деревянные, поэтому дышится в них удивительно легко. Прямо посреди пансионата – бревенчатая церковь святой равноапостольной Ольги. Гостиница двухэтажная, с благоустроенными номерами и обширной верандой, обращенной к реке. Отсюда открывается дивный вид на пойму Оки, обрамленную живописными перелесками. Трудно представить себе место, более подходящее для чтения есенинских стихов. Тут я провел многие часы с томиком Есенина в руках, размышляя о его трагической судьбе. И думалось мне тогда, что сегодня нет необходимости говорить о его жизни со страстями и ошибками, грехами и падениями. По мнению митрополита Симона (Новикова, † 2006), «этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина»[1].
Другой выдающийся иерарх наших дней митрополит Сергий (Фомин) так говорит о значении поэта для современной России: «Есенин – это наши духовные корни, которые будут способствовать возрождению России. Говоря о Есенине, надо говорить о России, о ее трагедии. Отражение правды о России является основой творчества поэта. Миру еще предстоит узнать Есенина заново»[2].
Ему вторит архимандрит Авель (Македонов, † 2006), наместник знаменитого Иоанно-Богословского монастыря, расположенного в нескольких километрах от Константинова: «Сергей Есенин был человек чистой души. И стихи его такие же чистые. А те наслоения, которые складывались вокруг имени Сергея Есенина, производились теми людьми, которые хотели, чтобы имя русского поэта было забыто»[3].
Что ж, давайте «узнавать Есенина заново»!
К чему сейчас делают из антихристов -святых??? Последние времена приближаются ...
Господи, прости раба Божия Сергия и нас тоже!
По данной ссылке http://esenin.niv.ru/esenin/text/inoniya.htm
находится полный текст и анализ стихотворения. Выводы делайте сами.
А я стою олин о днях размышляю
Задовая вопросы почему тае грустна
Я смотрю в небо хочу увидеть что-то
Но толька дождь капоет на рестницы
И ветерок задувает листочуи в небо поднемает
Ах осень осень дай ответ почему настроения нет
Время грусти и унынию пройдет
Не печалься дружок а лудше улыбнись
И назад обернись
Там стоит девченка улыбаясь со стиснением
Шепчит тихо не грусти
Не стесняйся подойди и за руку возьми
В месте всеже меньше грусти
А я возьму и любовью озарю грусть твою
Болезнь с печалью отведу
Я миласть к тибе проявлю
И ты увидишь что я тебя люблю!
Мне хочется с бумагой поделится
Ночь таинством полна и загадочна она
В эту ночь мне не спица
В эту ночь я грущу о жизни
Сам того я не хочу
Мне так приятен этот свет
этот свет похожь на сон
Где я на едине с луной
Она озарила мои мысли
Сердце бедное стучится
А вот и снег пошел
Серебром акутал он
Как детя с удивлением я смотрю на это все
эта сказка валшебство
Мне сказал он эта сон
Но если сон прадли его на миг
хочу я там побыть
Там нет зла и суеты
Там все так как хочешь ты!
Спасибо за стотью.
Примечательны слова Троцкого: «Поэт погиб потому, что был несроден революции». Вот некотороые строки из рпроизведений Сергея Есенина:
Из поэмы «Гуляй-поле» строки о Ленине, которые были изъяты при печати:
Ученый бунтовщик, он в кепи,
Вскормленный духом чуждых стран,
С лицом киргиз-кайсыцкой степи
Глядит, как русский хулиган…
из поэмы «Страна негодяев»:
«Пустая забава,
Одни разговоры.
Ну что же,
Ну что же вы взяли взамен?
Пришли те же жулики,
Те же воры
И законом революции
Всех взяли в плен».
и еще:
"Ваше равенство - обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов - хорошая приманка,
Подлецам - порядочный улов".
А, насчет детей... Если Вы так воспринимаете творчество Сергея Александровича, тогда советую Вам не прятать книги, а выбросить их. Быть может их подберет тот, кому откроется Бог в пускай заблудшей, но все-таки светлой душе Сергея Есенина.
По-моему надо проникнуться чувством милосердия к его молодости и широкой русской душе, его огромному таланту и безбожному окружению. ("И какой же русский не любит быстрой езды.."). Я вполне уверен, что в процессе совершающегося злодеяния, в конце своей жизни Сергей Александрович взывал ко Господу нашему Иисусу Христу. Светлая память нашему Великому Поэту и Русскому Человеку Сергiю.Упокой, Господи его страждующую душу. P.S.Очень удивляет отношение к творчеству С.А.Есенина видных представителей Русской Православной Церкви, например Дм. Смирнова и многих других,неодноккратно озвучивших на радио "радонеж" хулу на нашего Поэта.
Творчество Есенина пронизано тоской и одиночеством, какие бывают у человека, потерявшего Бога. Подхваченный вихрем всеобщей любви и в то же время зараженный пороками славы, в период постреволюционного энтузиазма, Сергей Александрович никак не мог стать новомученником. Не мог в силу своей отдаленности от Всевышнего. Хотя в его творчестве чувствуется внутреннее переживание этой отдаленности, выраженное то в безвыходном отчаянии, то во вновь нарастающей надежде, в моментах просветленности.
А, вообще, все пострадавшие от безбожной власти в годы лихолетья, в какой-то степени являются мученниками. К таковым можно отнести и Сергея Есенина.
очень люблю стихи Есенина. Он настоящий!Ощущение божественной красоты мира и пропасти падения человека - такая родная славянская боль. Юродство (Христа ради, а также ради правды, человека, родины - в этом всем и есть Господь) славянам только свойственно и понятно. Потому и жил так. Тянуло его к этому.Я иногда молюсь за упокой души раба Божия Сергия. никогда не считала его самоубийцей. Справедливость надо восстановить - провести расследование, открыть архивы, опубликовать результаты.. Можно долго и бесполезно говорить о засекреченности архивов. Теоретически могут быть живы исполнители, да и их родственникам может быть не сладко. Но это можно решить -пусть органы тогда сроки назовут когда смогут рассекретить.
А, я его стихи читаю именно как верующий человек. Неужели вы не видите за всей этой "сладкой тоской" израненную и больную душу, которая просит простого человеческого сострадания. К сожалению, очень часто за величием таланта, его идеализацией, нам очень тяжело разглядеть человека, со всеми его немощами и страстями.
Я алигорически выразился.
Конечно он талантлив, я о другом... о том что как верующий человек я не могу читать его стихи.
Раньше мог, когда был сопляком и непонимал многих вещей, теперь не могу. В этом и заключается ежедневный наш выбор - либо "сладкая тоска" Есенина либо Бог.
Нельзя читать безбожные стихи, упиваться ими и при этом пытаться примирить их с душою которая с Богом. Прелюбодействовать и молится одновременно. Если прелюбодействие это искушение плотское то Есенин искуситель разума; а это я считаю хуже первого. Это корень сомнения и ереси.
Поэтому я, грешник, молюсь за Сергея Есенина.
О Есенине писали в прошлом и пишут сейчас по-разному. Многое зависит от того, как человек относится к Есенину. Но в любом случае человек, пишущий об этом поэте, не останется равнодушным. Автор статьи написал о Есенине с любовью, так, как он это понял, прочувствовал. Поэтому, на мой взгляд, не надо его резко осуждать.
Мне кажется, при оценке личности и творчества Есенина возможны две крайности.
1 крайность) "Слепить" из Есенина такого себе благонравного и добропорядочного человека. Отчасти такое стремление, на мой взгляд, есть у автора данной статьи, поэтому, возможно, и так резко нападают на автора. Ведь "хулиган" и "уличный повеса" Сергей Есенин, конечно, не вписывается в данный образ.
2 крайность)Представить Есенина ужасным грешником: пьяницей, гулякой, бабником, который часто впадает в состояние тоски и безнадеги. И на этом поставить точку.
Да не пропивал он своего таланта. Он был как маятник. Жизнь бросала его из стороны в сторону. Чувствуется, что он желал вырваться из этого житейского болота. Но слава и сопутствующие ей пороки крепко держали его... В трагическом конце Есенина можно проследить судьбу большенства гениальных людей советского периода. Его жизнь - это наглядный пример, что бывает с человеком, когда он отдаляется от Бога.
Тем не менее, гениальность Сергея Александровича лично для меня остается неоспоримой как в начале его творческого пути, так и в конце.
нынче, просто чудо."
Да, поэтому и осиповскую ересь с радостью принимаем. Это "земное всепрощенство за Бога" родом отсюда. Самоубийц не хоронили на общих кладбищах, только рядом.
Он был Гением и написал гениальные стихи и он не закопал в землю золотой талант данный ему Богом он поступил хуже он его пропил.
То что он притягивает заслуга божьего дара то что он губит его самого.
"...Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь..."
А читал ли автор статьи стихотворение "Инония" ?
Для кандидата богословия сделаю некоторые выдержки из сего творения Есенина:
"Так говорит по библии
Пророк Есенин Сергей."
"Тело, Христово тело,
Выплёвываю изо рта.
Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест..."
"Даже богу я выщиплю бороду..."
"Я кричу, сняв с Христа штаны..."
"Всех задушит вас веры мох."
Видать, для кандидата богословия эти строки есть свидетельство о том, что "Есенин был человек чистой души. И стихи его такие же чистые".
Какие замечательные богословы нынче, просто чудо.
"и молиться не учи не надо к старому возврата болше нет ты одна мне радость и отрада ты одна мне несказанный свет"
(Наверное по приказу сталина это в ОГПУ дописали, а Есенин не мог написать такой крамолы.)
Выходил Он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал:"Вишь, какой убогой,
Знать, от голода качается, болезный".
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь
С.Есенин
Только глубоко верующий человек мог написать эти строки, таковым и является Сергей Есенин.
Спасибо за статью! Я всегда чувствовала, что от произведений Сергея Есенина веет теплом. Прости меня,Господи, за сомнения, которые возникали. С возрастом убеждаюсь, как легко опорочить чистого человека,и как легко возвысить и почитать недостойного.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.