Паломничество к Есенину

Часовня в селе Константиново
Часовня в селе Константиново
Знакомая толчея Казанского вокзала. Пробираюсь сквозь людскую многоголосную толпу к железнодорожным путям. Ищу глазами нужный поезд. А вот и он – экспресс Москва–Рязань отправлением в 12:40. Проводник – белокурая женщина в отутюженной униформе – приветливо улыбается, возвращая билет. Улыбаюсь ей в ответ и прохожу к своему месту у окна комфортабельного вагона. Поезд медленно трогается, унося меня от столичной суеты в рязанскую сказку: я еду в село Константиново, на родину Сергея Есенина. Путь совсем недалекий: два с половиной часа до городка Рыбное, а там уж рукой подать.

Село Константиново встретило меня по-летнему тепло. Стояла дивная июльская погода, когда все вокруг пронизано солнечными лучами и пропитано ароматами разнотравья среднерусской полосы.

Первое, что привлекло здесь мое внимание, – белоснежная красавица-церковь Казанской иконы Божией Матери, возвышающаяся над живописным берегом Оки.

Античный архитектурный идеал, основой которого провозглашается «благородная простота и спокойное величие», вполне нашел свое воплощение и при строительстве этого храма. Церковь являет собой типичное произведение эпохи становления классицизма. Строение состоит из колокольни, трапезной, придела святых римских мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и основного храма Казанской иконы Божией Матери.

При входе надпись: «В 1895 году в этом храме настоятель протоиерей Иоанн Смирнов совершил таинство крещения великого поэта земли Русской Сергея Александровича Есенина».

По воспоминаниям одной из сестер С.А. Есенина, храм казался удивительно легким и стройным: «В проемах колокольни видны колокола: большой, средний и четыре маленьких. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За оградой было несколько могил церковнослужителей и константиновского помещика Кулакова. За церковью на высокой крутой горе – старое кладбище».

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

(С. Есенин. «Я снова здесь, в семье родной…», 1916)

Знакомясь с историей храма, узнаешь множество интересных фактов. Впервые о нем упоминается в «Окладной книге» 1676 года, сообщающей, что «в приходе оной церкви значится 79 дворов да двор боярский; в причте два попа; земли церковной 10 четвертей и сенных покосов на 50 копен». Каких-либо сведений о внешнем виде храма в тот период не содержится. Можно предполагать, что церковь представляла собой небольшую деревянную постройку. В 1779 году по проекту знаменитого столичного архитектора Ивана Егоровича Старова в Константинове на средства князя Александра Михайловича Голицына возводится классическое произведение храмового зодчества. В 1972 году было принято решение о передаче здания музею С.А. Есенина. После частичной реставрации трапезной части храма (1975), где находится придел святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в нем разместилась экспозиция, дублирующая материалы литературного музея, стали проводиться выставки художников. Уже в 1979 году были проведены большие реставрационные работы, частично восстановлен внешний облик здания, на котором установили табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII века и охраняется государством. В 1990 году по ходатайству жителей сел Константиново, Федякино, Вакино, Кузминское, Аксеново и Рязанской епархии храм был возвращен Русской Православной Церкви. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в нем было совершено первое богослужение.

Выпись из метрической книги о рождении и крещении Сергея Александровича Есенина
Выпись из метрической книги о рождении и крещении Сергея Александровича Есенина
В отроческие годы Сергей Есенин принимал активное участие в приходской и богослужебной жизни храма, прислуживал в алтаре, пел на клиросе, звонил в колокола. Это нашло свое отражение во многих стихотворениях Есенина, который, говоря о Родине, всегда обращается к церковным образам: «Хаты – в ризах образа», «Небо как колокол, / Месяц – язык», «И на известку колоколен / Невольно крестится рука». Это неудивительно, ведь с церковью, с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь села.

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

(«Колокол дремавший разбудил поля…», 1914)

Капитолина Ивановна Смирнова, Ваня Исаев, Саша Анастасьин, Клавдий Воронцов, Настя Воробьева, за ней — Сергей Есенин, Александра Ивановна Северова, Коля Коновалов. Фото. 1909 г. Село Константиново
Капитолина Ивановна Смирнова, Ваня Исаев, Саша Анастасьин, Клавдий Воронцов, Настя Воробьева, за ней — Сергей Есенин, Александра Ивановна Северова, Коля Коновалов. Фото. 1909 г. Село Константиново
Дом Есениных находится здесь же, в нескольких метрах от церкви. Из его окон открывается чудесный вид на храм Божий и простирающиеся за ним заливные луга Оки.

Дом совсем небольшой, но дружной семье, состоявшей из девяти человек, в нем не было тесно. Интерьер его, как теперь принято выражаться, аутентичный, то есть все его предметы подлинные. Тут и старинные образа, перед которыми молилась благочестивая семья Есениных, и кровать поэта, свидетельствующая о его небольшом росте (около 160 см), и пузатый самовар – творение тульских мастеров, согревавший семью в долгие зимние вечера, и швейцарские настенные часы с боем – подарок состоятельных покровителей молодого Есенина, и многое иное, что хранит в себе дух семьи и говорит о ее быте и традициях. Особое внимание привлекает знаменитый шушун, «воспетый» поэтом в стихотворении «Письмо матери» в 1924 году:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось…

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Дом-музей С. Есенина
Дом-музей С. Есенина
Сразу за домом Есениных – уютная изба-времянка под соломенной крышей, куда перебралась семья в 1922 году после пожара (Есенин в это время вместе с Айседорой Дункан путешествовал по США). Чуть поодаль – обширный амбар, знаменитый тем, что именно здесь в уединении будущий прославленный поэт делал свои первые шаги на литературной стезе. Все постройки, окруженные живописным плетнем, подлинные и потому хранят тепло есенинских рук.

Отец Иоанн — священник церкви с. Константиново. Фото. 1903 г.
Отец Иоанн — священник церкви с. Константиново. Фото. 1903 г.
Между избой Есениных и церковью – дом упомянутого выше протоиерея Иоанна Смирнова. Организаторы музея посчитали необходимым разместить тут экспозицию, посвященную этому доброму пастырю Христову, так как его жизнь неотделимо связана с судьбой поэта. Отец Иоанн настоятельствовал в Казанском храме на протяжении нескольких десятилетий на рубеже XIX–XX веков. На его глазах протекала жизнь Сергея Есенина от самого рождения до совершеннолетия. Опытный священник выделял Сережу Есенина из толпы деревенских мальчишек, примечая в нем печать Божиего избранничества и тягу к просвещению. Часто и подолгу он беседовал с одаренным отроком, просвещая его евангельским учением и наставляя в правилах христианского благочестия. Этот батюшка обладал большой житейской мудростью, а его образ жизни, весьма трезвый, что не являлось в то время характерным для жителей Константинова, на фоне простого крестьянского жизненного уклада воспринимался как какой-то особенный: отец Иоанн был заядлым книгочеем, выписывал журнал «Нива», газету «Русские ведомости». Сергею Есенину было интересно бывать у священника. Сама обстановка в доме протоиерея была необычной. На стенах висели картины на религиозные сюжеты, на полках стояли интересные книги. В доме священника любознательный и восприимчивый отрок открывал для себя интересный, необычный мир. Естественно, Есенин проникся уважением к своему духовному наставнику. И даже уехав в Москву, поэт не прерывал своего общения с отцом Иоанном, писал ему письма, прислал фотографию с дарственной надписью. А возвращаясь в Константиново, он первым делом спешил в дом священнослужителя. Протоиерей Иоанн Смирнов, несомненно, оказал большое влияние на духовное становление поэта. Да упокоит Господь его светлую душу в Своих небесных обителях!

Нынешний настоятель храма протоиерей Александр Куропаткин также с большим искренним чувством отзывается о светиле русской поэзии, просиявшем в Константинове: «Раньше я относился к поэзии Есенина без особого внимания. Когда же стал настоятелем Казанской церкви, то удивился тому, сколько народа приезжает в Константиново. Тысячи и тысячи людей со всего мира! Я задумался: в чем же причина того, что эти люди так любят Есенина? Стал читать о нем книги Ю.Л. Прокушева, С.П. Кошечкина и других есениноведов. Особенно поразило меня исследование О.Е. Вороновой “Сергей Есенин и русская духовная культура”. Благодаря этому труду я открыл православный мир Есенина, его высокую духовность и глубокую веру в Бога, которая отражена во многих стихотворениях поэта, а также в его письмах».

Храм Казанской иконы Божией Матери в Константиново
Храм Казанской иконы Божией Матери в Константиново
Рассуждая о плодах христианского воспитания поэта, О.Е. Воронова отмечала: «Во многих произведениях Есенин показал свою глубокую осведомленность в жанрах гимнографической поэзии – таких как тропарь, канон, псалом, акафист, в типах молебнов и молебных песнопений, таинств и священнодействий». В апреле–мае 1925 года поэт открыто исповедовал свою веру во Христа, ответив стихами на антихристианские опусы Демьяна Бедного (Ефима Придворова), поругавшегося над новозаветными истинами Евангелия. В своем «Послании “евангелисту” Демьяну» Сергей Есенин писал:

Ты сгустки крови у Креста
Копнул ноздрей, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.

Гибель С.А. Есенина в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года стала следствием его непримиримой духовной борьбы за веру. Работавший в 1991–1993 годах заместителем председателя комитета по делам архивов при Правительстве России А.С. Прокопенко неоднократно заявлял: «Исследователи причин смерти Сергея Есенина пришли к выводу о прямой причастности к гибели поэта ОГПУ. Документы об этом есть в архивах КГБ, да вот уже семь десятилетий не дают читать их. Ради только одного снятия греха самоубийства с души великого поэта должны быть названы нечестивцы, оборвавшие его жизнь».

В этой связи хотел бы отметить, что экскурсовод музея обратил мое внимание на экспонаты, свидетельствующие о том, что смерть поэта носила насильственный характер. Вообще, похоже, и среди работников музея, и среди жителей села никто не верит в самоубийство Есенина. Отец Александр сообщил мне, что во многих храмах Рязанской епархии по благословению священноначалия совершаются панихиды по Сергею Есенину, что было бы невозможно, если бы Церковь считала его самоубийцей.

Экспозиция музея, занимающая несколько домов в селе, настолько разностороння и притягательна, что тщательно ознакомиться с ней в один или даже в два дня представляется затруднительным. Поэтому я принял решение остановиться на несколько дней в пансионате «Державный», что неподалеку от села Константинова на правом высоком берегу Оки.

Об этом православном пансионате, окормляемом протоиереем Артемием Владимировым, я был наслышан и прежде. Теперь же представилась возможность познакомиться с ним на деле. Красавица-река, змейкой убегающая к горизонту, обширные луга на противоположном берегу и синеющий за ними лес – таковы окрестности пансионата. Вокруг – тишина и покой русской природы.

Пансионат состоит из гостиницы и детского лагеря. Все постройки деревянные, поэтому дышится в них удивительно легко. Прямо посреди пансионата – бревенчатая церковь святой равноапостольной Ольги. Гостиница двухэтажная, с благоустроенными номерами и обширной верандой, обращенной к реке. Отсюда открывается дивный вид на пойму Оки, обрамленную живописными перелесками. Трудно представить себе место, более подходящее для чтения есенинских стихов. Тут я провел многие часы с томиком Есенина в руках, размышляя о его трагической судьбе. И думалось мне тогда, что сегодня нет необходимости говорить о его жизни со страстями и ошибками, грехами и падениями. По мнению митрополита Симона (Новикова, † 2006), «этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина»[1].

Другой выдающийся иерарх наших дней митрополит Сергий (Фомин) так говорит о значении поэта для современной России: «Есенин – это наши духовные корни, которые будут способствовать возрождению России. Говоря о Есенине, надо говорить о России, о ее трагедии. Отражение правды о России является основой творчества поэта. Миру еще предстоит узнать Есенина заново»[2].

Ему вторит архимандрит Авель (Македонов, † 2006), наместник знаменитого Иоанно-Богословского монастыря, расположенного в нескольких километрах от Константинова: «Сергей Есенин был человек чистой души. И стихи его такие же чистые. А те наслоения, которые складывались вокруг имени Сергея Есенина, производились теми людьми, которые хотели, чтобы имя русского поэта было забыто»[3].

Что ж, давайте «узнавать Есенина заново»!


Михаил Ефимов
кандидат богословия

25 ноября 2011 г.

[1] Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский. Труды, послания, слова и речи. Рязань, 1988. С. 450–451.
[2] Слова из интервью владыки, приведенном в фильме В. Паршикова «Дорогие мои! Хорошие!».
[3] Цит. по: Вечерняя Рязань. 2005. № 39. 6 октября. С. 20.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александра Лазуренко17 ноября 2017, 16:10
В 1779 году по проекту знаменитого столичного архитектора Ивана Егоровича Старова в Константинове на средства князя Александра Михайловича Голицына возводится классическое произведение храмового зодчества. В 1972 году было принято решение о передаче здания музею С.А. Есенина.
сергей13 января 2017, 16:49
Доброго здравия!Поддерживаю вопрос Евгения о строках в Письме матери, которые не процитировал автор статьи." и молиться не учи не надо к старому возврата больше нет и т.д".Стихотворение мне в целом нравится, а эти строки - нет.А как правильно понимать их?
Надежда Цветкова26 июля 2016, 11:18
Всем советую побывать в Константинове.
Надежда Ильина 6 ноября 2015, 16:43
Я долго изучала творчество Есенина. Читала воспоминания современников. И пришла к выводу, что Есенин очень характерный тип "русского мужичка", который сочетает в себе откровенность с лукавством, кощунство с набожностью, хамство с нежностью, цинизм и жестокость с жалостью. Да только всегда это кончалось худо для таких мужичков. Собственно своей жизнью Есенин это еще раз подтвердил. И его стихи это тоже подтверждают. Я не верю в его убийство хотя все конечно может быть, но так или иначе насильственный уход из жизни логичен..
Алевтина Минакова 5 апреля 2015, 12:07
Автор статьи, как вы можете оправдывать такого богохульника, атеиста, безбожника и матершиника как Есенин? Вы его стихи то читали? Биографию знаете? Все подобные люди заканчивают психушкой и самоубийством ( лев Толстой там же!)
К чему сейчас делают из антихристов -святых??? Последние времена приближаются ...
Ирина 4 апреля 2013, 00:53
Господи,прости нас грешных! Как можем судить Есенина, если сами не лучше! Кто из нас "Интернационал" не пел? Скажете , не разумны были, не понимали, ошибались... Так и он, болезный ошибался, метался, искал, чего-то не понимал....
Господи, прости раба Божия Сергия и нас тоже!
Юрий27 ноября 2012, 17:16
"В черновике автобиографии «О себе» (1925) Есенин заметил: «В начале 1918 года я твердо почувствовал, что связь со старым миром порвана, и написал поэму «Инония»...» В.С.Чернявский, часто встречавшийся с поэтом в октябре-декабре 1917 года, вспоминал: «Про свою „Инонию“, еще никому не прочитанную и, кажется, только задуманную, он заговорил со мной однажды на улице, как о некоем реально существующем граде, и сам рассмеялся моему недоумению: „Это у меня будет такая поэма... Инония - иная страна“» (Восп., 1, 220). Беседуя с А.А.Блоком 3 января 1918 года, Есенин, судя по блоковской дневниковой записи, сказал: «Я выплевываю Причастие (не из кощунства, а не хочу страдания, смирения, сораспятия)» (Восп., 1, 175). Отчетливо перекликаясь со ст. 7-8 «Инонии» (отмечено И.С.Правдиной - сб. «Есенин и русская поэзия», Л., 1967, с. 127-128), данное высказывание косвенно свидетельствует о том, что работа над поэмой была начата Есениным еще до этой встречи с Блоком. Кроме того, звучащие в «Инонии» проклятия Китежу (ст. 41) и Радонежу (ст. 61) имеют не только общий характер. Они говорят также о тогдашнем размежевании Есенина с Н.А.Клюевым, для которого Китеж и Радонеж были неоспоримыми национальными духовными святынями".
По данной ссылке http://esenin.niv.ru/esenin/text/inoniya.htm
находится полный текст и анализ стихотворения. Выводы делайте сами.
бервинов сергей 6 февраля 2012, 07:37
Листва оподает листики ручейком смывает
А я стою олин о днях размышляю
Задовая вопросы почему тае грустна
Я смотрю в небо хочу увидеть что-то
Но толька дождь капоет на рестницы
И ветерок задувает листочуи в небо поднемает
Ах осень осень дай ответ почему настроения нет
Время грусти и унынию пройдет
Не печалься дружок а лудше улыбнись
И назад обернись
Там стоит девченка улыбаясь со стиснением
Шепчит тихо не грусти
Не стесняйся подойди и за руку возьми
В месте всеже меньше грусти
А я возьму и любовью озарю грусть твою
Болезнь с печалью отведу
Я миласть к тибе проявлю
И ты увидишь что я тебя люблю!
бервинов сергей 6 февраля 2012, 07:11
Озарила луна мне не спица
Мне хочется с бумагой поделится
Ночь таинством полна и загадочна она
В эту ночь мне не спица
В эту ночь я грущу о жизни
Сам того я не хочу
Мне так приятен этот свет
этот свет похожь на сон
Где я на едине с луной
Она озарила мои мысли
Сердце бедное стучится
А вот и снег пошел
Серебром акутал он
Как детя с удивлением я смотрю на это все
эта сказка валшебство
Мне сказал он эта сон
Но если сон прадли его на миг
хочу я там побыть
Там нет зла и суеты
Там все так как хочешь ты!
Спасибо за стотью.

Светлана24 декабря 2011, 02:19
Есенин был русским до глубины души, он пал низко ,но омыл кровью многие свои согрешения. Я думаю не нам его судить. Надеюсь у Господа милости много,и Он помилует потерявшегося человека. Стихи люблю, богохульные не читаю больше, так как на самом деле больно и за него и за нас всех,которые вдруг стали православными и возомнили себя самыми святыми. У каждого из нас есть выбор,считаешь возможным молись за Есенина,а я вот за себя то не всегда молюсь и своих близких. Только когда прижмет, тут же вопию ,почто оставил меня Господи. Кто знает ,может и поэт вопиял так же,вот Господь и попустил ему страшную смерть о которой спорят до сих пор.
Юлия 9 декабря 2011, 23:17
Уважаемая Татьяна.Если посмотреть поэму "Капитан земли",откровенную хвалебную песнь В.Ленину,то видно,что Есенин им просто восхищён, а датируется это произведение 1925 годом. Значит даже перед смертью поэт не изменил своего отношения к революции и её рулевому? .Не хочу несправедливо обвинять или принизить неоспоримый поэтический дар Есенина, но ведь именно Господь дал ему этот дар, не дал бы - был бы сапожником или пахарем.Читая Инонию я испытываю физическую боль и ужас.Если какой либо серьёзный историк найдёт достоверные факты о том, что поэт умер христианином - искренне помоюсь, а пока ком в горле.
Татьяна 9 декабря 2011, 11:04
Дорогая Юлия! Согласна, что слово "паломничество" кажется не к месту. Но Вам хочу заметить, что Есенин не восхвалял большевиков, а наоборот, причем, в довольно резких выражениях. За это его и убили.
Примечательны слова Троцкого: «Поэт погиб потому, что был несроден революции». Вот некотороые строки из рпроизведений Сергея Есенина:
Из поэмы «Гуляй-поле» строки о Ленине, которые были изъяты при печати:
Ученый бунтовщик, он в кепи,
Вскормленный духом чуждых стран,
С лицом киргиз-кайсыцкой степи
Глядит, как русский хулиган…
из поэмы «Страна негодяев»:
«Пустая забава,
Одни разговоры.
Ну что же,
Ну что же вы взяли взамен?
Пришли те же жулики,
Те же воры
И законом революции
Всех взяли в плен».

и еще:
"Ваше равенство - обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов - хорошая приманка,
Подлецам - порядочный улов".
Jana 6 декабря 2011, 21:34
**Читатель:2011-11-28 00:15**, спасибо за эту информацию. Она все проясняет. В общем, мое мнение ближе всего мнению Юли: **2011-12-02 21:46**- ну, почти так.
Владимир 5 декабря 2011, 09:57
Дорогая, Юлия! У каждого человека свой путь к Богу. В этом уникальность веры. Однако, я очень сомневаюсь, что он может быть прямым и мягким. На этом пути человека могут ожидать моменты духовных взлетов и падений, безграничной веры и сомнений, стойкости духа и, даже, отрицания. Что говорить о мирянине Есенине, если некоторые священники и монахи не всегда выдерживают испытаний на этом пути. Жизнь многогранна, и один и тот же человек по разному может воспринимать ее в тот или иной период.
А, насчет детей... Если Вы так воспринимаете творчество Сергея Александровича, тогда советую Вам не прятать книги, а выбросить их. Быть может их подберет тот, кому откроется Бог в пускай заблудшей, но все-таки светлой душе Сергея Есенина.
Владимир 4 декабря 2011, 21:05
Спасибо автору за добрую и объективную статью о великом русском поэте-звонкой струне русской души, насильственно оборванной врагами Советской России и русского народа. Сергей Александрович вызывал бешеную зависть поэтов определенной национальности, которые и привели к трагическому концу Великого Поэта. Уезжая из Москвы в Петроград, он надеялся осуществить свои многочисленные творческие планы, которым не суждено было осуществиться. Что касается глубины его веры...
По-моему надо проникнуться чувством милосердия к его молодости и широкой русской душе, его огромному таланту и безбожному окружению. ("И какой же русский не любит быстрой езды.."). Я вполне уверен, что в процессе совершающегося злодеяния, в конце своей жизни Сергей Александрович взывал ко Господу нашему Иисусу Христу. Светлая память нашему Великому Поэту и Русскому Человеку Сергiю.Упокой, Господи его страждующую душу. P.S.Очень удивляет отношение к творчеству С.А.Есенина видных представителей Русской Православной Церкви, например Дм. Смирнова и многих других,неодноккратно озвучивших на радио "радонеж" хулу на нашего Поэта.
Юлия 4 декабря 2011, 20:32
Уважаемый Владимир.Мне очень хочется с вами согласиться, но автор статьи убеждает меня, что поэт не был забитым крестьянином, не понимавшим что к чему: и в алтаре помогал, и священник его выделял, и духовные беседы о евангельских ценностях они вели. Если бы он просто поддержал революцию это можно понять, но издеваться над именем Христа - здесь что то другое.Я прячу от своих детей книгу Есенина, где есть Инония и т.п. - боюсь, что как верующие, но ещё подростки-максималисты, они его осудят и возненавидят. Сказать им, что желание славы и мирового признания извиняет неприличные выражения о Боге я не могу. Конечно,мне хочется найти ответ, на этот мучительный вопрос- почему случилось такое кощунство, но такой прилизанный образ поэта как в этой статье больше отдаляет от правды, чем приближает.
Иван 2 декабря 2011, 23:23
упокой, Господи, душу раба Твоего убиенного Сергия...
Юля 2 декабря 2011, 21:46
Паломничество совершают к святыне или к людям, которые ведут нас к Богу. Тысячи современников Есенина от священника до простого крестьянина были расстреляны или замучены большевиками, которых поэт приветствует и даже пишет им хвалебные песни. Поэтому нельзя совершать ПАЛОМНИЧЕСТВО даже к такому талантливому поэту, иначе мы оскорбляем светлую память Новомученников Российских. Талант Есенина неоспорим, но не стоит его идеализировать.
Владимир 1 декабря 2011, 23:09
Дорогая Юлия, Вы слишком требовательны к человеку, выросшему в российской глубинке и получившему при жизни мировое признание. В годы своей зрелости он жил несколько в ином мире, чем простой крестьянин.
Творчество Есенина пронизано тоской и одиночеством, какие бывают у человека, потерявшего Бога. Подхваченный вихрем всеобщей любви и в то же время зараженный пороками славы, в период постреволюционного энтузиазма, Сергей Александрович никак не мог стать новомученником. Не мог в силу своей отдаленности от Всевышнего. Хотя в его творчестве чувствуется внутреннее переживание этой отдаленности, выраженное то в безвыходном отчаянии, то во вновь нарастающей надежде, в моментах просветленности.
А, вообще, все пострадавшие от безбожной власти в годы лихолетья, в какой-то степени являются мученниками. К таковым можно отнести и Сергея Есенина.
Юлия 1 декабря 2011, 21:26
Есенин обладал огромным поэтическим даром, другое дело на что он его истратил. Живя в одно время с новомученниками, он не может всей своей поэзией дать нам столько,сколько даёт самое простое житие крестьянина, который не отрёкся от Христа и лёг на бутовском полигоне. Поэтому не может быть ПАЛОМНИЧЕСТВА к Есенину, даже при большой любви к его творчеству.
Людмила 1 декабря 2011, 16:09
Кто безгрешен-брось в него(Есенина)камень.Есенин-это наше достояние...На выезде из Константиново читаю слова:"Я люблю Родину, я очень люблю Родину!" Нам в назидание.
Людмила 1 декабря 2011, 15:49
Мы тоже были этим летом в Константиново.Слов нет!Место сказочной русской красоты!Приехали к вечеру,едва успели зайти в родной дом Есенина, в Казанский храм...У меня было совсем непонятное отношение к поэту, а после посещения даже,что называется, на ход ноги,этих мест,меня пронзила любовь к Сергею Есенину,его невозможно не любить...А вся критика в его адрес...Хочется сказать:"Кто без греха-брось в него(Есенина)камень."Мы,русские,должны испытывать к великому поэту любовь,сострадание,милость...Покидая Константиново,увидела вывеску со словами Есенина:"Я люблю Родину,я очень люблю Родину!"(или"Россию"или"Русь",простите-не запомнила).Эти слова-в научение нам,погрязшим в суете сует.А мы-то любим свою Родину?
Татьяна30 ноября 2011, 21:17
Благодарю за статью! Спаси Вас Господи!
очень люблю стихи Есенина. Он настоящий!Ощущение божественной красоты мира и пропасти падения человека - такая родная славянская боль. Юродство (Христа ради, а также ради правды, человека, родины - в этом всем и есть Господь) славянам только свойственно и понятно. Потому и жил так. Тянуло его к этому.Я иногда молюсь за упокой души раба Божия Сергия. никогда не считала его самоубийцей. Справедливость надо восстановить - провести расследование, открыть архивы, опубликовать результаты.. Можно долго и бесполезно говорить о засекреченности архивов. Теоретически могут быть живы исполнители, да и их родственникам может быть не сладко. Но это можно решить -пусть органы тогда сроки назовут когда смогут рассекретить.
Владимир30 ноября 2011, 11:07
Цензура.

А, я его стихи читаю именно как верующий человек. Неужели вы не видите за всей этой "сладкой тоской" израненную и больную душу, которая просит простого человеческого сострадания. К сожалению, очень часто за величием таланта, его идеализацией, нам очень тяжело разглядеть человека, со всеми его немощами и страстями.
Цензура30 ноября 2011, 00:30
Владимиру

Я алигорически выразился.
Конечно он талантлив, я о другом... о том что как верующий человек я не могу читать его стихи.
Раньше мог, когда был сопляком и непонимал многих вещей, теперь не могу. В этом и заключается ежедневный наш выбор - либо "сладкая тоска" Есенина либо Бог.

Нельзя читать безбожные стихи, упиваться ими и при этом пытаться примирить их с душою которая с Богом. Прелюбодействовать и молится одновременно. Если прелюбодействие это искушение плотское то Есенин искуситель разума; а это я считаю хуже первого. Это корень сомнения и ереси.
Виктор30 ноября 2011, 00:26
На мой взгляд, и один, и второй подход - он неправильный. Для меня, например, Есенин - это боль русского народа в сложнейший исторический период слома общественного уклада в России. Поэт видел, что "Старая Русь" ломается, ломаются старые порядки, старый уклад жизни, видел, что многие люди отходят от веры и начинают "строить новую жизнь". Видел, мучился, страдал, но душой своей был за "Старую Русь". Есенин - это русская душа, заблудшая, израненная, измученная страстями, но при этом добрая, отзывчивая, стремящаяся к свету.

Поэтому я, грешник, молюсь за Сергея Есенина.

Виктор30 ноября 2011, 00:24
Очень сложно писать о Сергее Есенине, поэтому мои сочувствия автору статьи. Не надо на него так уж нападать, товарищ "цензура".

О Есенине писали в прошлом и пишут сейчас по-разному. Многое зависит от того, как человек относится к Есенину. Но в любом случае человек, пишущий об этом поэте, не останется равнодушным. Автор статьи написал о Есенине с любовью, так, как он это понял, прочувствовал. Поэтому, на мой взгляд, не надо его резко осуждать.

Мне кажется, при оценке личности и творчества Есенина возможны две крайности.
1 крайность) "Слепить" из Есенина такого себе благонравного и добропорядочного человека. Отчасти такое стремление, на мой взгляд, есть у автора данной статьи, поэтому, возможно, и так резко нападают на автора. Ведь "хулиган" и "уличный повеса" Сергей Есенин, конечно, не вписывается в данный образ.

2 крайность)Представить Есенина ужасным грешником: пьяницей, гулякой, бабником, который часто впадает в состояние тоски и безнадеги. И на этом поставить точку.





Владимир28 ноября 2011, 22:19
Цензура хорошая вещь "...он не закопал в землю золотой талант данный ему Богом он поступил хуже он его пропил."

Да не пропивал он своего таланта. Он был как маятник. Жизнь бросала его из стороны в сторону. Чувствуется, что он желал вырваться из этого житейского болота. Но слава и сопутствующие ей пороки крепко держали его... В трагическом конце Есенина можно проследить судьбу большенства гениальных людей советского периода. Его жизнь - это наглядный пример, что бывает с человеком, когда он отдаляется от Бога.

Тем не менее, гениальность Сергея Александровича лично для меня остается неоспоримой как в начале его творческого пути, так и в конце.
Цензура хорошая вещь28 ноября 2011, 21:05
Читатель: "Какие замечательные богословы
нынче, просто чудо."




Да, поэтому и осиповскую ересь с радостью принимаем. Это "земное всепрощенство за Бога" родом отсюда. Самоубийц не хоронили на общих кладбищах, только рядом.
Цензура хорошая вещь28 ноября 2011, 21:01
Каждый раз читая его стихи возвышенные чувства очень быстро сменяется просачивающийся отовсюду безнадегой, депрессией и безбожностью. Либо приходится закрывать глаза на некоторые абзацы. Т.е. лгать себе.
Он был Гением и написал гениальные стихи и он не закопал в землю золотой талант данный ему Богом он поступил хуже он его пропил.

То что он притягивает заслуга божьего дара то что он губит его самого.
Владимир28 ноября 2011, 12:52
Сопоставьте творчество Есенина с его жизнью. Это пример того, что бывает с человеком, когда он отходит от Бога. Последние годы жизни Сергея Александровича - это период внутреней борьбы поэта, отраженный в его произведениях. В них можно найти и богоборство, и поиск Истины.

"...Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь..."
Читатель28 ноября 2011, 00:15

А читал ли автор статьи стихотворение "Инония" ?
Для кандидата богословия сделаю некоторые выдержки из сего творения Есенина:

"Так говорит по библии
Пророк Есенин Сергей."

"Тело, Христово тело,
Выплёвываю изо рта.
Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест..."

"Даже богу я выщиплю бороду..."

"Я кричу, сняв с Христа штаны..."

"Всех задушит вас веры мох."

Видать, для кандидата богословия эти строки есть свидетельство о том, что "Есенин был человек чистой души. И стихи его такие же чистые".

Какие замечательные богословы нынче, просто чудо.
Цензура хорошая вещь27 ноября 2011, 23:35
Правильно сделали что убрали:

"и молиться не учи не надо к старому возврата болше нет ты одна мне радость и отрада ты одна мне несказанный свет"

(Наверное по приказу сталина это в ОГПУ дописали, а Есенин не мог написать такой крамолы.)
Наталья, раба Божия, грешная и неразумная.26 ноября 2011, 12:24
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил Он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал:"Вишь, какой убогой,
Знать, от голода качается, болезный".

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь

С.Есенин
Только глубоко верующий человек мог написать эти строки, таковым и является Сергей Есенин.

Спасибо за статью! Я всегда чувствовала, что от произведений Сергея Есенина веет теплом. Прости меня,Господи, за сомнения, которые возникали. С возрастом убеждаюсь, как легко опорочить чистого человека,и как легко возвысить и почитать недостойного.

Евгений25 ноября 2011, 22:31
Почему в изложенном стихотворении "Письмо матери" пропутили предпоследнее четверостишие:

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Валерий6525 ноября 2011, 18:10
В этом месте должен побывать каждый русский человек.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×