Психическое расстройство: опыт Церкви и медицины

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Круглый стол «Душепопечение на приходах о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями».
Круглый стол «Душепопечение на приходах о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями».

24 января 2012 года в Российском православном университете в рамках ХХ международных рождественских чтений состоялся круглый стол «Душепопечение на приходах о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями». Участники и гости круглого стола - православные психиатры, психотерапевты, священство, выпускники Православного гуманитарного института «Со-действие», гости из регионов обсудили ряд насущных проблем и вопросов современной психиатрии, стоящих перед обществом и церковью.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 567 px. Размер файла 61099 b.
Петр Кондратьев, ректор института «Со-действие» сообщил, что с 2006 года в институте функционирует отделение душепопечения или православной психотерапии. На данный момент многие выпускники этого отделения работают на приходах. По словам Петра Кондратьева, к священнику на приходе обращаются множество людей и родственников, страдающих алкогольной, игровой и наркотической зависимостями, психическими расстройствами, психологическими проблемами, душевными расстройствами и депрессиями, требующими профессиональной коррекции. Однако, зачастую, ни священники, ни сами душевнобольные люди не могут отличить душевное расстройства личности от духовного. Нередко бывает, что священник, вместо того, чтобы убедить человека обратиться к психиатру, отправляет его на отчитку или убеждает его в том, что его заболевание – следствие греха, что приводит к непоправимым последствиям – самоубийствам, длительному оттягиванию столь необходимого человеку лечения и т. п.

При этом он особо выделил такое опасное заболевание как депрессия, которое без соответствующей лечебной коррекции часто приводит человека к алкогольной зависимости и самоубийству. Он сообщил, что по прогнозам специалистов-психиатров к 2020 г эта проблема выйдет на первое место в мире наряду с инфекционными и сердечно-сосудистыми заболеваниями и будет «убийцей номер один» в мире. В крупных городах, таких, как Нью-Йорк и Москва, от такого рода расстройств страдает каждая пятая женщина и каждый пятнадцатый мужчина.

В своем выступлении Петр Кондратьев выделил еще одну важную проблему – многие психиатры, преимущественно получившие образование в советское время, считают всех верующих людей психически нездоровыми. Это связано, по его мнению, прежде всего с тем, что люди, имеющие какие-либо расстройства нервной системы, часто обращаются в церковь и становятся активными прихожанами. По его словам, известный русский психиатр Д.Е. Мелехов (1899-1979) в своей книге «Психиатрия и проблемы духовной жизни» (взятой за основу для курса «Пастырская психиатрия», читаемого сегодня в Московской и Сретенской духовной семинариях и ПСТГУ) писал, что «религиозные переживания в общей структуре личности могут занимать очень разное, прямо до противоположности положение - они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни (галлюцинаций, бредовых идей, физически ощущаемого воздействия на мысли и физические проявления человека), а могут быть проявлением здоровой личности. И тогда, даже при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспособиться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного».

«Очень важно, что Мелихов отмечал и понимал, что религиозные чувства могут быть проявлением как здорового организма, так и нездорового, потому что у некоторых врачей есть ощущение того, что все это есть нездоровье», - отметил Петр Кондратьев.

Касаясь проблемы зависимостей, он подчеркнул, что, несомненно, очень важными элементами избавления от зависимостей является молитва, участие в богослужениях и таинствах, духовная поддержка окружающих, удаление от пагубной компании единомышленников: «Но, несомненно, важно: мы должны помнить, что лекарственная помощь не должна умаляться – медикаментозное лечение необходимо и его нельзя игнорировать. Иногда одной молитвой больного человека не спасти».

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 620 px. Размер файла 66392 b.
Врач Научного Центра психического здоровья РАМН (НЦПЗ РАМН) Ольга Щелокова сообщила, что по статистике Научного Центра психического здоровья при НИИ психиатрии Министерства здравоохранения и социального развития, в нашей стране насчитывается порядка 21 миллиона 680 тыс. людей с различными психическими заболеваниями, что составляет 14% населения России. (По словам председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга и руководителя душепопечительского центра при обществе православных врачей, о. Сергия Филимонова, доля психически больных на православных приходах составляет от 10 до 50%).

В обществе существует негативное отношение к психически больным. «Это особенно тревожно, поскольку традиционно к психически больным относились сочувственно и с сопереживанием. История психиатрической помощи призрения душевнобольных достаточно давняя. Первым учреждением, оказывающим подобную помощь, были монастыри. В патерике Киевско-Печерской Лавры можно найти соответствующие указания, причем, вполне медицинского характера» - продолжает Ольга Щелокова.

По ее словам, в обществе психическое заболевание воспринимается как пугающее, постыдное, надуманное, неизлечимое. Психически больные характеризуются как опасные, непредсказуемые, нестабильные, слабые, никчемные. «К психически больному относятся как опасному психу и маньяку или, в лучшем случае, как к человеку чудаковатому – безобидному и бессмысленному персонажу. В связи с этим, люди с психическими заболеваниями испытывают существенные трудности с трудоустройством, жильем, получением социальных пособий и социальной поддержки, в том числе медицинской помощи. Люди с психическими заболеваниями оказываются в социальной изоляции, теряют связь с родными, друзьями не только из-за психического заболевания, но и из-за сформировавшегося отношения.

Ощущение общественного порицания приводит больного человека не к изменению жизни и своего поведения, а к отрицанию самого факта заболевания и отказа от помощи, настаивании на признании своих переживаний не болезненными симптомами, а особым опытом. «Иногда это приводит к странным формам "токсической религиозности", когда одновременно в человеке начинают сочетаться совершенно разные несочетаемые формы - с одной стороны христианские догматы, с другой увлечение оккультными, мистическими, восточными традициями и внесистемными опытами, - считает она. - Для человека болящего, страждущего участие в церковной жизни, церковных таинствах приносит облегчение - это знает любой, кто имеет дело с подобными состояниями. Однако стоит избегать опасности механистического участия в таинствах, стремительного воцерковления, как гарантии исцеления, когда человек приходит в Церковь чтобы добиться некой конкретной цели – выздороветь. Критически важным в данной ситуации является трезвый, внимательный подход со стороны священнослужителя. Пастырское взвешенное доброжелательное мнение и прямое указание может стать решающим фактором для сомневающегося и растерянного, порой отчаявшегося человека».

В связи с этим, особенно важно развитие психообразовательных программ. Курс пастырской психиатрии. Д.Е. Мелехова, основа которого была сформулированы еще в советские годы, требует углубления, расширения, введения в обязательную учебную программу не только священнослужителей, но и всех служителей Церкви, социальных работников. По ее мнению, 72 часа курса «пастырской терапии», который читается в ПСТГУ, в МДАиС недостаточно. Введение нового расширенного курса «пастырской психиатрии», работа над которым ведется сейчас, в образовательные программы по катехизации, расширение знаний о психических болезнях, различение духовных состояний и психических болезней будет менять отношение к страждущим.

Врач психиатр Игорь Ульянов, один из преподавателей отделение душепопечения и православной психотерапии института «Со-действие» предложил свое виденье того, как можно оказать помощь лицам с психическими расстройствами на приходе.

Он рассказал, что замечено: справившись с симптомами болезни медикаментозно, человек окончательно не выздоравливает, поскольку внешние события жизни провоцируют новые обострения болезни. Для проведения более успешного лечения психиатры разделили свои полномочия с другими специалистами – психологами, специалистами по социальной работе, юристами и т.п. «Не один специалист в одиночку с такой махиной как психическое заболевание справиться не в состоянии», - считает Игорь Ульянов.

По его словам, на Западе само общество активно вовлечено в процесс помощи лицам с психическими расстройствами, существуют самые разнообразные формы и методы – волонтеры, всесторонняя помощь со стороны церкви и т.п. В России сейчас так же сейчас идет процесс вовлечение людей в социальный процесс.

Православный социальный работник – это человек, который будет сопровождать процесс выздоровления, возвращение к жизни и реабилитации. Психически больной человек, придя за помощью в храм и встретив человека, наделенного медицинскими и психологическим знаниями и имеющего свой опыт духовной жизни, найдет точку опоры, поддержку. В условиях прихода можно было бы реализовать индивидуальный подход к каждому.

«Предстоит очень серьезная работа – включение в процесс реабилитации, восстановления человека после перенесенной болезни. Это могут быть тренинги навыков самостоятельного проживания, которые надо поддерживать в больных людях и развивать дальше, чтобы человек мог вернуться в нормальную жизнь; группы, в которых люди снова смогут обрести друзей, включатся в социальную жизнь; паломничества; празднования; мероприятия. Для человека, который оказался в изоляции и самоизоляции, такой помощник, который мог бы его сопроводить и направить, был бы незаменим. Кроме того, колоссальное бремя испытывает семья: болезнь одного человека превращается в проблему и страдание для всей семьи. Их вопросы и проблемы тоже надо решать и обсуждать. Они должны также получить информацию для принятия собственного решения», - считает Игорь Ульянов.

Выпускник отделения душепопечения и православной психотерапии института «Со-действие» Михаил Благонравов, являясь руководителем Школы трезвения при храме «Воскресения Христова» в Сокольниках, рассказал о результатах применяемого им метода Шичко в лечении алкоголизма. По его словам, этот метод очень результативный. В основе метода лежит словесное убеждение. Одной из концепций метода является то, что каждый из нас живет по определенной программе, которую мы обычно не осознаем. Эта программа руководит нами, нашими мыслями, действиями, чувствами. Ее можно выявить, уничтожить и вместо нее внедрить новую, которая приведет человека к нормальной, полноценной жизни, а не только к исцелению от зависимости.

Когда человек узнает что-то о себе, этого еще недостаточно, чтобы поменять свою жизнь. И здесь помогает данный метод. Человек каждый вечер ведет дневник, отвечая на вопросы, которые помогают ему осознать себя и по-новому правильно действовать, мыслить и чувствовать. Постепенно в процессе ведения дневника, ответы на вопросы изменяются и человек сам видит свои изменения. Вторая составляющая метода - это написание самовнушения. Главная цель метода Шичко – это не только преодолеть зависимость, но и сделать так, чтобы человек повернулся к Богу.

Подводя итоги круглого стола, его участники приняли решение о создании координационного центра по проблемам душепопечения о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями. Все желающие и заинтересованные приглашаются к участию в этой работе. Предложения можно присылать на адрес: artvuz@mail.ru.

Ольга Степанова

27 января 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Николай Дайсберг28 февраля 2018, 16:12
Виктор Петрович !!! Который оставил сообщение 7 декабря 2017 года ,могли бы вы подробнее описать свое лечение,как вы сейчас себя чувствуете ?
Виктор Петрович 7 декабря 2017, 11:21
Для р.б Анатолий. Я за 15 лет болезни психозом сменил 7 врачей. Нет препарата из нейролептиков, который бы мне не назначили - вся палитра от галоперидола до кветиапина. Мой вес 118 кг. От такого "лечения", я потерял работу и мог выполнять самую простую работу - в подмастерьях у рабочих (подай, принеси). Деньги шли на лекарства и оплату врачей (Госнии Психиатрии в Москве). Я по совету знакомого съездил к Схимонахине Сепфоре в Клыково, к могилке и в келейку, был у Серафима Тяпочкина на могилке. Подаю молебны. Молюсь тропарями. Сегодня ровно 2 года, как я не принимаю никакие препараты, я уверенно иду на поправку - врачи не верят. А я не верю психиатрии. Господь освободил меня от психиатрии.
р.б Анатолий23 августа 2017, 18:13
Я работаю врачем в Московском ПНД. За 20 лет работы - я насмотрелся много страшного: слезы больных, родных. На моей практике были выздоровления не от препаратов (нейролептики, антидепрессанты, литий), а от Воцеркволения. Я сам следовал классической школе, пока через 5 лет я не увидел, как пациенты моей больницы от назначенной терапии менялись: полнели, теряли интерес к жизни, становились инвалидами. Я корил себя, что я как врач им не помогаю. Тогда я пришел к Православию. Сам я объездил много мужских монастырей, прикладывался к Святыням: мощам, чудотворным иконам. Сейчас у меня больше десятка примеров, как люди вылечились приехав к Святым мощам, воцерковившись.
Вылечил Бог, а не таблетки!
Светлана21 октября 2013, 16:17
Сама однажды оказаоась пациэнтом психиатрической клиники. Ходила к пятидесятникам и в результате такой бред в голове появился, что вспоминать тяжело. Сейчас прошло больше 10ти лет с учёта меня сняли, хожу в православную церковь, каждую неделю, причащаюсь по решению священника каждый месяц. Чуствую себя вполне удовлетворительно, таблетки и помощь психиатора не требуется. Видений каких-либо правда никогда не видела, просто переживания и лёгкий неадекват в мыслях и поведении до сих пор иногда бывает научилась справляться с этими проблемами самостоятельно, следуя советам священника.
...
Наталия22 сентября 2012, 12:53
Александру Владимировичу.
Противоречия между христианским взглядом на мироустройство и методами СОВРЕМЕННОЙ психотерапии нет. Терминология различна, понятия - совпадают.
Господь создал человека по своему образу и подобию. Дал ему свободную волю. И правила жизни (Заповеди). Следовательно, каждый человек - творец со свободной волей, живет по Заповедям, следовательно, имеет здоровое душевное устроение и цельную гармоничную жизнь.
Что мешает человеку иметь здоровое устроение и цельную гармоничную жизнь? Грех. При многократном повторении грех переходит в состояние, именуемое греховной страстью. Греховная страсть подавляет и подчиняет себе волю человека. Свободную волю Богоподобного Существа. Греховную страсть можно назвать чуждой Божиему замыслу программой.
Программой разрушения. Программой, которой человеку можно и должно противостоять(например, все виды зависимостей). Как? Путем осознания себя Человеком - Образом и Подобием Божиим, наделенным свободной волей. При помощи Божией, разумеется. Которая изобильно подается каждому, и, как правило, через людей. В том числе и через ХОРОШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ- врачей, психотерапевтов, психологов -выполните их рекомендации, они не противоречат таким видам исцеления души как пост, молитва, участие в Таинствах, в делах милосердия... Они их весьма эффективно дополняют.
Светлана Руднева20 апреля 2012, 10:24
Институт Христианской психологии – это современное учреждение дополнительного профессионального образования, осуществляющее переподготовку слушателей по психологии. Главная задача института - дать возможность людям получить одновременно новую профессию и богословские знания. Христианской психологии готовит православных специалистов, умеющих разрешать проблемы врачуемого, исцеляя прежде всего его душу. По окончании института Вы сможете получить востребованную специальность психолога и уже в практической деятельности христианского служения усовершенствовать свои профессиональные навыки.

День открытых дверей- 25 апреля. Мы ждем Вас.
Вас ждут выступления:
Протоиерей Лоргус А.В. "Православная психологическая помощь"
Братусь Б.С. "Духовная традиция и Московский Университет"
Слободчиков В.В. "Христианская психология - как психология для человека"
Семенов В.В. "Христианская психология и психодрама"
Красникова О.М. "Особенности взгляда христианского психолога на психотерапию"
А также совместные беседы и чаепитие преподавателей, абитуриентов и студентов.



Телефоны: (495) 925-7713, (926) 533-0128.
Почта: ichpsy@yandex.ru
Сайт. www.fapsyrou.ru
Александр Владимирович16 февраля 2012, 00:04
Марине.
Может еще найдете?
Терпение...
Александр Владимирович15 февраля 2012, 23:56
Дорогой Даниил Сергеевич.
Я, к сожалению, - не врач и не психолог. Предложил бы Вам свои услуги... Могу только позволить себе посоветовать. С "непреодолимой" проблемой личного характера обязательно стоит поделиться с человеком, которому доверяешь, в котором - уверен. Я бы не стал ходить к психологу. Тем более к незнакомому. Еще раз: на мой взгляд - это суррогат (психолог). Я бы поделился скорее со священником, с опытным и мудрым священником.
Но и обыкновенный человек, которому ты доверяешь, часто помогает разрешить неразрешимое. Взгляд со стороны - всегда в этом смысле полезен.
бервинов сергей10 февраля 2012, 17:50
хочешь что-бы тебя любили ты люби,хочешь что-бы тебя слушали ты слушай,оставь плохое не тенись к плохому,ищи и найдешь!
Как часто мы ищим подверждение есть бог или нет,все чуда ждем а то что мы живем,разве это не чуда!Только вод мы безумцы творим что попало,если-бы каждый человек на земле сказал сибе не буду убивать,не буду воровать и насилием заниматся,то был бы рай,но увы большенство людей если-бы прочитали это,они сказали бы вод брехню несет парень!
бервинов сергей 9 февраля 2012, 05:39
Дорогая Марина! А вы сночала у себя в сердце найдите и любовь и бога,ведь предя в церковь без веры и любви,это не что! Да людей много злых и жадных и если вы не токая то это чуда я не священник! но хочу сказать вам ищите бога в сердце и евангелия читайте и найдете,знайте есть люди которым не все равно! Вы добра а это значит уже хорошо! Верти всем сердцем и найдете пускай через долгое время но найдете;Исус сказал я стою у двери и стучу, кто услышит голос мой и отворит дверь мне с тем буду на вечерии и он со мною! Переоцените свои ценности!Простите если что не так! Мир вам.
данил сергеевич 8 февраля 2012, 13:25
Здравствуйте! Александр Владимировичь я хотел спросить! Вод когда есть проблема личного характера и надо с ней идти к врачу но стесняешся,как быть? потому что к врачу идти придеца,может что нибуть посоветуете?
марина 7 февраля 2012, 20:55
не нашла в церкви ни помощи, ни ответа на вопросы, волновавшие меня. Нашла недоверие и глухую лютую злобу. не могу вырваться-попала в сети зависимости. еще немного и возненавижу все ваши разговоры о любви Божией - где она? круцгом ханжество, равнодушие и оголтелая жадность.
Александр Владимирович 7 февраля 2012, 03:04
Конечно, Сережа.
бервинов сергей 6 февраля 2012, 05:06
У меня был случай из жизни!Ехали мы сдрузьями на одну встречу,мы разговаривали в машине на разные темы и в друг один говорит!Серега ты нормальный пацан с тобой есть о чем поговарить но ты не кто! Я ажна обезумел,всмысли? Я вот с разными людьми общаюсь из высшай так скажем касты у меня авторитет а я спрашиваю как ты его зароботал свой авторитет то что с бандитами общаешся он говарит да я ему в ответ сказал ты глуп!нужна человеком быть а ты свинья;Вы знаете я даже не обидился на него но в душе остался осадок,вот и идруг,вот токая вот история двух летней давности!

гость 5 февраля 2012, 15:55
Арутюняну. Если Ваш личный профессиональный врачебный опыт, а так же Ваша совесть не позволяют Вам дальше лечить, значит надо обратиться к Высшему Врачу, Верховному Врачу душ и телес наших, Самому Успешному и Милосердному, и не равняться с Ним, а пытаться стать Ему учеником. Со временем в каждом практикующем враче добрый самаритянин начинает страдать абулией, и это нормально, так как мистический опыт надо менять на религиозный, и как честному и умному врачу - сочетать профессионализм и Веру, - и тут встает важнейший вопрос современности - какую ЦЕРКОВЬ выбрать. Вам настоятельно рекомендую только Русскую Православную Церковь(хотя я сам совсем не славянин, да и не русский), Которую выбрал я. Среди Священников сам лично знаю несколько бывших выдающихся врачей с высшим образованием и долгой врачебной практикой. А среди врачей знаю верующих и прошедших чин присоединения к РПЦ. Не теряйте время, - просто идите в ближайший Православный Храм.
бервинов сергей 5 февраля 2012, 13:33
Александор Владимировичь! Врачи канечно же нужны толковые панимающие свое дело но и верить нужна без веры мало что поможет,извините меня есть такие врачи что о них лучше не вспоминать .
Александр Владимирович 4 февраля 2012, 02:21
Дорогой "гость",
я говорю сейчас не о вере, а о врачебном ремесле. О правильном врачебном ремесле. Оно нужно? Или нет? Или достаточно веры?
Александр Владимирович 3 февраля 2012, 16:24
(продолжение)
Психолог вроде получается успешен, когда он заменяет собой священника или просто мудрого человека, помогающего тебе разобраться в ситуации. Ему помогает знание некоторых психологических особенностей (возрастных, например). Но и это лучше знает психиатр. Имеет смысл, отбросив предубежденность, идти к нему. Но, на мой взгляд, - лучше к священнику.
Может быть психолог - это тот, кто "заменяет" священника в светской жизни? У светских людей? Но тогда, опять же, резко возрастает вероятность появления суррогата, обманки с его стороны в качестве "метода". Неких суррогатов, не базирующихся на основополагающих понятиях - грех, "а ты уступи"("прояви доброту") и т. д.
Ведь и в данном методе (Шичко) оказывается действенной "обычная" верная помощь в "разобраться в себе". В том числе с помощью ведения дневника, например. Ну а в первую очередь - с Божьей помощью, с молитвою. Священника. Ведь священник, как я понял, основной собеседник, врач.
Может быть имеет смысл построить новую терапию? На основопологающих понятиях выработанных христианством? Т.е на вещах реальных. "Выцеженных" религией (грех, милосердие как метод, временное страдание как очищение и т.д.). Может быть тогда появится верная психотерапия? Без суррогатов (обмана).
Или я что-то не понимаю?

Арутюнян А.В. (научный сотрудник)

Александр Владимирович 3 февраля 2012, 16:22
Сергей,
Вы знаете, мне тоже не избавиться от впечатления, что не только данный метод, но и психотерапия в целом (в основном) - это суррогат. Подмена. Психиатрия - наука. Феноменологическая в основном, но наука. Со своими экспериментально полученными методами, позволяющими ставить диагноз и предлагать алгоритм излечения. Либо утверждать, что излечение - невозможно.
Психология же (психотерапия), как мне представляется это - несколько гениальных личностей за последние 100- 150 лет предложили свои концепции личности или: что является скрытой мотивацией личности. И вокруг этих "жертв идеи" выросли целые школы, часто несовместимые друг с другом."Враждующие". Мои попытки выяснить методы у знакомых психологов (раз это наука) не давали вразумительных объяснений с их стороны. В лучшем случае предлагались какие-то аналоги аутотренинга. Т.е. "а вы представьте себе что вам тепло", несмотря ни на что... Т.е предлагалось внушить себе некий суррогат. В предлагаемом методе он тоже вроде есть - "вы живете по определенной программе" (!?)... Как же так? А свободная воля, Божий промысел о ней, а понятие греха?
бервинов сергей 3 февраля 2012, 12:37
От чего и почему,как часто мы говарим об этом,почему я не поэт наверное смысла во мне нет,другой награды получает и от счастья кричит!
И я кумекал о сибе то что уже 13 лет не один врачь помочь не может у меня нервное заболевания,панические атаки и болезнь сердца а мне всего 22 года,понимаете когда я пришел на прием к врачу с бронхитам у меня поднелось давление 180 на 100 и так как у меня не оказалась 10 рублей,просто дома деньги забыл и она отправила домой сказав у тебя дома есть таблетки,да,вот и выпьеш,хотите верте хотите нет я сам в шоке был вот эта больница,так разве относятся.Вот я хочу сказать не обижайте других людей вы ведь тоже люди или нет
гость 2 февраля 2012, 15:46
Арутюняну А.В. Евангеле от Марка: стихи 3-5 "...И пришли к нему с расслабленным, которого несли четверо; и не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. ..."
Александр Владимирович 1 февраля 2012, 22:52
(продолжение для Сергея)
Психолог вроде получается успешен, когда он заменяет собой священника или просто мудрого человека, помогающего тебе разобраться в ситуации. Ему помогает знание некоторых психологических особенностей (возрастных, например). Но и это лучше знает психиатр. Имеет смысл, отбросив предубежденность, идти к нему? Но, на мой взгляд, - лучше к священнику. Сначала хотя бы.
Может быть психолог - это тот, кто "заменяет" священника в светской жизни? У светских людей? Но тогда, опять же, резко возрастает вероятность появления суррогата, обманки с его стороны в качестве "метода". Неких суррогатов, не базирующихся на основополагающих понятиях - грех, "а ты уступи"("прояви доброту") и т. д.
Ведь и в данном методе (Шилко) оказывается действенной "обычная" верная помощь в "разобраться в себе". В том числе с помощью ведения дневника, например. Ну а в первую очередь - с Божьей помощью, с молитвою. Священника. Ведь священник, как я понял, основной собеседник, врач.
Может быть имеет смысл построить новую терапию? На основопологающих понятиях выработанных христианством? Т.е на вещах реальных. "Выцеженных" религией (грех, милосердие как метод, временное страдание как очищение и т.д.). Может быть тогда появится верная психотерапия? Без суррогатов (обмана).
Или я что-то не понимаю?
Арутюнян А.В. (научный сотрудник)
Александр Владимирович 1 февраля 2012, 22:50
Сергей,
Вы знаете, мне тоже не избавиться от впечатления, что не только данный метод, но и психотерапия в целом (в основном) - это суррогат. Подмена. Психиатрия - наука. Феноменологическая в основном, но наука. Со своими экспериментально полученными методами, позволяющими ставить диагноз и предлагать алгоритм излечения. Либо утверждать, что излечение - невозможно.
Психология же (психотерапия), как мне представляется это - несколько гениальных личностей за последние 100- 150 лет предложили свои концепции личности или: что является скрытой мотивацией личности. И вокруг этих "жертв идеи" выросли целые школы, часто несовместимые друг с другом."Враждующие". Мои попытки выяснить методы у знакомых психологов (раз это наука) не давали вразумительных объяснений с их стороны. В лучшем случае предлагались какие-то аналоги аутотренинга. Т.е. "а вы представьте себе что вам тепло", несмотря ни на что... Т.е предлагалось внушить себе некий суррогат. В предлагаемом методе он тоже вроде есть - "вы живете по определенной программе" (!?)... Как же так? А свободная воля, Божий промысел о ней, а понятие греха?
Роальд31 января 2012, 22:10
Сергею: речь идет об воцерковленном понимании метода Шичко.
Гость30 января 2012, 15:23
Очень важная тема. Страдания больных и их родственников так велики, что любые попытки по их облегчению нужно поддерживать. Помоги Бог!
Сергей28 января 2012, 18:34
Простите, но метод Шичко крайне далек как от православия, так и от взглядов современной медицины на механизмы развития наркологических заболеваний. Говорю об этом как врач психиатр-нарколог. Оказывается каждый из нас живет по определенной программе? А мы глупые думали, что Господь предоставляет нам свободу. Возникшие на основе учения Фрейда и его учеников, современная психотерапия и психология очень успешно развивают в пациентах тщеславие и гордыню, лукаво называя их самодостаточностью и социальной адаптацией; всячески внушают людям что они сами (без Божьей помощи) могут решить любые свои проблемы. Крайне странно, что человек называющий себя православным, применяет и пропагандирует этот метод. Кстати, в описании метода вы не найдете и слова о Боге, а только о способности человека самому решить свои проблемы.
Людмила28 января 2012, 10:00
Здравствуйте! Очень своевременно, Слава Богу! Как хотелось бы, чтобы церковь помогла семьям, где есть подобные люди, больные, считающие себя, выброшенными на обочину, закрывшимися в глухую защиту,и ждущими конца жизни... Такие люди разуверились в любви, доброте, справедливости, бравируют своим атеизмом. Как им помочь? Где найти те, самые нужные для них, слова? Как подпитать надеждой тот росточек, который ещё есть в душе, как поднять расслабленное тело, собрать расскисшую волю, как молить Бога о даровании милости прощения заблудшему алкоголику, его матери, которая держится только молитвой и надеждой на промысел Господа? Наша Россия находится в удавке от пьянства и наркотиков. Давайте сообща, во главе со Священством, попробуем вразумить и остановить,на краю гибельной пропасти, людей, которым, гораздо, тяжелее. КАК разбудить в них веру? Может быть просить нашу Думу,в обязательном порядке, хотя бы, вместо одного пошленького шоу, вместо одного сериала, методически подготавливающего к преступным деяниям наших детей, на КАЖДОМ канале ТV, показать минутные ролики, беседы Священников, врачей, психотерапевтов, выздоровевших реабилитантов - систематически и как можно чаще просвящать наш народ, вместо увеселительных, зомбирующих программ огалтелого цинизма и порока, повернуть народ к совести, к разуму?!
Евгений28 января 2012, 00:03
Хотелось бы подробнее узнать о природе психических заболеваний, о механизме работы болезни, связи с душой. Интересная закономерность: в Церкви нездоровых людей преогромное количество. Чего стоит постоять бдение в Успенском Соборе Лавре... Кого тут только не повстречаешь, иногда даже страшно стоять, опасно. Напротив происходит в Исламе: там такого количества нездоровых нет, их попросту там не встретишь. Ведь эта закономерность о чем-то говорит? Наверное о какой-то притягательной силе Церкви для больных? Может редакция имеет какой-либо имеющийся материал по этому вопросу? Статья не отвечает на главные вопросы, является больше отчетной, о проведенном заседании, не больше. Если найдутся какие-либо материалы, будет очень полезно узнать! СПАСИБО!
гость27 января 2012, 20:47
"История психиатрической помощи презрения душевнобольных достаточно давняя. Первое учреждение, оказывающее психиатрическую помощь презрения душевнобольных, были монастыри."

Срочно измените "презрение" на "призрение"!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×