Священное и мирское

http://fotki.yandex.ru
http://fotki.yandex.ru
Многие всерьез полагают, будто «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя и последующие споры вокруг него – это проблема одних только христиан. Мало кто знает о том, что кощунство, помимо прочего, является термином художественной критики и как явление не только оскорбляет чувства верующих, но и представляет собой реальную угрозу любой, в том числе и светской, культуре.

Среди поклонников и исследователей творчества А.С. Пушкина до сих пор не утихают споры о том, кто же в действительности является автором скандальной «Гавриилиады», читать которую, не испытывая серьезного смущения, не способен, пожалуй, ни один христианин. Однако достоверное знание о том, писал или нет Пушкин кощунственную поэму, не столь важно, как отчетливое понимание того, почему сам поэт неоднократно отказывался от ее авторства. Не хотел портить отношения с Церковью, что по тем временам означало стать государственным преступником? Это вполне естественное предположение, но, думается, в данном случае дело обстоит значительно сложнее. Возможно, Пушкин считал, что названная поэма компрометирует его именно как поэта, ведь, согласно его собственному убеждению, «гений и злодейство – две вещи несовместные». А значит, грех кощунства, совершенный автором «Гавриилиады», превращается в серьезный художественный изъян самого произведения. И действительно, всякий, кто поймет, что такое кощунство с точки зрения культуры, без труда заметит, что, если в первую очередь это грех против Бога, то во вторую – несомненно, грех против вкуса.

Как известно, лейтмотивом всякой культуры является размежевание сакрального и профанного («священного и мирского»). Для того чтобы прочувствовать, что культура – это не просто книги и собрание произведений искусства, но живые токи общины, пронизывающие всех нас, принадлежащих к ней, можно провести маленький эксперимент: например, позавтракать в туалете. Кто-то сказал: «Отвратительно»? Но почему? Если ни до чего не дотрагиваться, то, с медицинской точки зрения, это неопасно. Кроме того, туалет может быть новым, недавно отстроенным, еще не использовавшимся. И все-таки даже в этом случае трудно не заметить в себе отчетливую нотку брезгливости.

Это и есть голос культуры, различаемый ее носителем. Впрочем, точнее было бы сказать не голос, а болезненный вскрик, ведь если размежевание священного и мирского являются жизнью культуры, то обратный процесс – стирание этой полярности – есть ничто иное, как болезнь, угрожающая гибелью.

«Профанное» или «мирское» не обязательно означает что-то грешное или беззаконное. Нужда, приводящая человека в туалет, представляет собой вполне естественную потребность тела. Однако, как показывает мысленный эксперимент, трапеза тяготеет к иному культурному полюсу, несмотря на то, что тоже связана с вполне естественными процессами.

Широко обсуждаемый сегодня образ «священника на мерседесе» вызывает в первую очередь культурное смущение. Не осуждение и не зависть лежат здесь в основе протеста. Пусть батюшка будет вознагражден по достоинству за свое служение. Пусть у него будет хороший, надежный, но не роскошный автомобиль, ибо роскошь не подобает, или «не идет», священнику – так же, как не пошел бы ему костюм клоуна. Хотя в клоунском костюме, а равно и в роскоши, нет никакого зла. «Священник на мерседесе» – это, конечно, не кощунство. Но это противное развитию культуры смешение священного и мирского, абсолютным выражением которого в конечном итоге становятся все более многочисленные кощунственные выходки разнообразных арт-групп.

О чем-то подобном говорит эпизод из европейской истории. Невесту Филиппа IV, Марию Анну Австрийскую, по пути торжественно встречали все города. В одном из них мэр города преподнес ей дюжину шелковых чулок как образец продукции местной фабрики. Мажордом тут же выкинул подарок, отрезав: «У королевы Испании нет ног». Сегодня эту историю вспоминают как анекдот, иллюстрирующий жесткость дворцового этикета. Но нельзя не согласиться с тем, что мажордом в этой ситуации был абсолютно прав: чулки – полезная вещь, но их нельзя дарить королеве. Те, кто когда-то дарили королевам чулки, позже отрубали им головы.

Уничтожение культуры, болезненное для ее носителя, подобно короткому замыканию электропроводки и происходит посредством нарочитого уничтожения полярности священного и мирского. Варвар, желая вызвать у окружающих культурный шок, делает это сознательно, придумывая мат. Нецензурные выражения, что называется, «режут ухо» потому, что фигуры области сакрального (мать, отец, Бог) грубо смешивается с профанными явлениями и практиками.

Нетрудно заметить, что выходки так называемых арт-групп, выставки «актуальных художников», фантазия Дэна Брауна о женатом Христе, а также приписываемая Пушкину «Гавриилиада» построены по тому же самому принципу намеренной культурной диверсии и потому представляют собой резко «матерный» образ. Для варвара, привыкшего к жизни на свалке, то есть среди тотального равенства вещей, в этом нет ничего страшного: он перебирает кучи мусора, не замечая того, что положил бутерброд на молитвослов, повенчал отца с дочерью и «соединил идеал Мадонны с идеалом содомским».

Перефразируя известную римскую поговорку, можно сказать: позволенное быку, не дозволено Юпитеру. Если в придорожной грязи лежит пьяница – мирское смешивается с мирским – культурной катастрофы не происходит. Но когда под забор валится пьяный офицер в парадной форме или когда художник начинает кощунствовать – это вызывает «эффект бутерброда в туалете». Творец культуры не может делать то же самое, что и ее утилизатор. Возможно, в какой-то момент времени Пушкин осознал, что он должен отречься либо от «Гавриилиады», либо от «Руслана и Людмилы».

В творческой биографии другого великого русского поэта – Сергея Есенина – тоже можно найти подобные эпизоды отрезвления:

Дар поэта – ласкать и карябать.

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать.

Поэт сознает, что совершил грех против вкуса, а потому в заключение просит:

Чтоб за все, за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Если это можно и счесть завещанием, то, конечно, не в юридическом смысле. Поэт просит не за себя. Скорее, речь идет о том, какой именно образ Сергея Есенина он хотел бы оставить своим поклонникам. Это не хмельной «московский озорной гуляка» и не декадентский «черный человек». Это «тот самый мальчишка», «гибкий, буйный, как ветер», «озорной, непокорной стихией» ворвавшийся когда-то в душную столичную жизнь Галины Бениславской.

         О том, что кощунство, по сути, является не только оскорблением религиозного чувства, но и грехом против вкуса, в частности, свидетельствует пример профессора Павлова. Он же указывает на мирный способ противодействия кощунству. Всемирно известный физиолог относил себя, скорее, к материалистам, но пошлость развернувшейся в стране антирелигиозной кампании с ее карикатурами на Христа и Церковь, вызывали у него отвращение и протест. Будучи неверующим человеком, он взял за правило, проходя мимо собора или церкви, снимать шапку и осенять себя крестным знамением.

         Существует анекдот о том, как группа революционных матросов, патрулировавших улицы города, однажды застала седого ученого за этим занятием. Подойдя к Павлову, человек в бескозырке, получивший образование в ходе двухнедельных курсов по основам атеизма, снисходительно усмехнулся и потрепал профессора по плечу со словами: «Эх, ты, темнота!»

Сергей Мазаев

11 марта 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
правда27 августа 2012, 10:50
Сколько людей столько и мнений.Православный полностью ты или только чуть чуть или может мусульманин-все хотят жить и вынуждены жить в разноверной среде. Существуют государственные законы и всё должно решаться только по закону. Нет закона наказывающего людей за пение в церкви и за текст песни , значит и не должно быть наказания. Чё эти попы там на наши бабки сидят и не пробивают законы в госдуме или тогда пусть нанимают охрану. Попы во всём и виноваты!
Жанна21 июня 2012, 19:03
Госпожа Евгения,добрый Вам совет-не оскорбляйте людей,которых абсолютно не знаете,называя их зверями и лицемерами.Вы знаете о том, что каждый судит по себе? Есть такая история о человеке,которого увидели идущего рано по утру трое людей.Один подумал,что он от любовницы возвращается,другой,что подумал,что он совершил кражу и идет домой,третий решил,что он направляется к ранней заутрене в церковь.Первый человек был прелюбодеем,второй-вором.Кем
был третий-догадайтесь сами.Это по поводу лицемерия-оглянитесь на себя.Что касается зверства,то оказывается,что осквернить чью-то святыню-это нормально,а требования понести за это наказание-зверство по отношению к "бедняжкам".Если это так,то не забудьте расцеловать тех,кто придет в Ваш дом и нагадит на портреты Ваших родственников.Ибо если Вы вздумаете возмутиться,то станете зверем-ведь человек,который нагадит на Ваших родственников-всего лишь милашка,имеющая право на свободное творческое самовыражение.
Жанна20 июня 2012, 23:45
Госпожа Евгения,добрый Вам совет-не оскорбляйте людей,которых абсолютно не знаете,называя их зверями и лицемерами.Вы знаете о том, что каждый судит по себе? Есть такая история о человеке,которого увидели идущего рано по утру трое людей.Один подумал,что он от любовницы возвращается,другой,что подумал,что он совершил кражу и идет домой,третий решил,что он направляется к ранней заутрене в церковь.Первый человек был прелюбодеем,второй-вором.Кем
был третий-догадайтесь сами.Это по поводу лицемерия-оглянитесь на себя.Что касается зверства,то оказывается,что осквернить чью-то святыню-это нормально,а требования понести за это наказание-зверство по отношению к "бедняжкам".Если это так,то не забудьте расцеловать тех,кто придет в Ваш дом и нагадит на портреты Ваших родственников.Ибо если Вы вздумаете возмутиться,то станете зверем-ведь человек,который нагадит на Ваших родственников-всего лишь милашка,имеющая право на свободное творческое самовыражение.
Евгения26 марта 2012, 21:33
Сколько же жестоких и ограниченных людей, называющих себя православными. Христос плетью выгнал торгующих их Храма.. а, то, во что превратился ХСС благодаря мэрии и чинушам, и все делают вид, что это или им неизвестно, или это в порядке вещей, вызывает отчуждение и недоумение такое просто невероятное лицемерие. Если кто не в курсе, в ХСС можно заказать любой самый неординарный молебен, снять зал для банкета, приема, пирушки, пардон, фуршета, (и это среди икон), когда рядом идет служба, и вам предложат разместить свой баннер на месте иконы. И пляски там тоже устраиваются, и этому есть подтверждение. То, что эти дурехи сделали - плохо, действительно плохо, но само наказание и реакция "православной" общественности ужасает. Бога оскорбить нельзя, иначе уважаемые чудесные святые, можете считать заход каждого грешного человека в Храм оскорблением Бога. Кто-нибудь, знает хоть что-нибудь о Христианстве? Вы звери, господа.
Но сомневаюсь, что модераторы пропустят этот пост. Вы лицемеры.
gradient21 марта 2012, 07:17
"использовать в своей песне выражения, где совмещается нечистоты и Имя Господне, - значит совершить явное кощунство."

Лера, девок выпороть и на кол отправить хотят не за эти слова, а за танцы на солее в ХХС. Тем более данное выражение в их тексте занимает отнюдь не центральное место. Подобные выражения сегодня везде мелькают так часто, что они уже не более ВОПИЮЩЕЕ кощунство нежели пьяный рядом с нами на службе. И то и другое внутренне, по сути, кощунство, но это отнюдь не сродни бросанию нечистотами в икону, тут вы передергиваете.

"на что Вы намекаете. Или пишите прямо, чтоб не смущать умы, или молчите".

Наталия, а я и пишу прямо и автор сам пишет про "священника на мерседесе" как катализаторе подобных бесчинств. Я лично никого не осуждаю, ни в чьей жизни стараюсь не копаться, но девки вскрывают очень неприятную правду. В Церкви происходит разложение сверху, а весь "праведный пар" охранителей сейчас отведут на них.
Тонкая конечно разводка, но очень жаль что ведетёсь...
Наталия20 марта 2012, 18:23
gradient, без от вета не останетесь.
помните, как в Писании сказано, что кто жалеет розгу, тот своего сына погубит. Вы, я так понимаю, розгу жалеете, а этих девочек заблудших погубите. Они должны понести свое наказание. В воспитательных целях (себе и другим) и в целях спасения своих душ. А что до грешников на амвоне, то не понятно на что Вы намекаете. Или пишите прямо, чтоб не смущать умы, или молчите. А так нечего сеять смущение в души верующих. для меня амвон свят и священник, и в жизнь священника я не лезу. Мне б со своими грехами разобраться. Чего и Вам настоятельно советую - свои бревна разгребайте.
Лера19 марта 2012, 16:57
Gradient, Ваш вопрос останется без ответа, потому что это не вопрос вовсе, а утверждение, закамуфлированное под вопрос.

В принципе, если следовать логике автора, любой грех является кощунством: священное в человеке - Образ Божий - смешивается с земной грязью. Даже если напился - уже осквернил Бога в себе. Но на практике собственно кощунством мы называем резкие, выдающиеся случаи такого смешения. Подобным образом больным человеком мы называем только того, кто ЯВНО не здоров (хотя любой врач Вам скажет, что все в той или иной степени больны и потому даже о космонавте врач скажет, что он лишь "относительно здоров").

Кинуть нечистотами в икону или использовать в своей песне выражения, где совмещается нечистоты и Имя Господне, - значит совершить явное кощунство. А как же иначе?
gradient19 марта 2012, 01:11
Вот я читаю комментарии и сплошное у всех (кроме Татьяны
) "покарать, богохульство, святое место"... Вы даже не замечаете, что почти окатоличены, так и уния не за горами господа.
Повторю еще раз свой вопрос автору и всем ревнителям-охранителям:

"почему если стяжатель на амвоне это не кощунство, то скамарохи на масленицу там же это кошунство? Логика где? Амвон вообще не является закрытым для мирян местом, как например алтарь. С амвона иногда вещают чиновники содомиты и это нормально, а скоморохам низя! Нечисто? Логика спрашиваю где?"

Максим18 марта 2012, 21:56
Безбожные атеисты-кликуши в (в т.ч.СМИ) "визжат" о том, что Церковь отделена от государства, то тогда почему именно в Церковь они бесцеремонно вмешиваются: убивают Священников, кощунствуют.

Возникает вопрос, а из кого состоит Русская Православная Церковь?
Не из граждан ли Российской Федерации(свыше 80%, состоящих из Православных)?
Эти граждане также как и все платят налоги, выбирают местную и федеральную власть, президента РФ и формируют Российское законодательство и Правосудие, они есть костяк, основа государства!
Так что, Православная Церковь и есть та самая фундаментальная основа Российского государства.
В самые трудные, переломные исторические испытания России, именно Русская Православная Церковь сыграла положительную ключевую роль(в...1612, 1812, 1914, 1918, 1941-1945, 1993, 2012 годах).
Посмотрим, как наше Государство защитит нашу Церковь от безбожных провокаций и нападений...

Елена18 марта 2012, 17:17
Безнаказанность порождает новые грехи.Если в христианстве говорится о том, что нужно подставить вторую щеку, чтобы предотвратить возможную драку, то это , на самом деле, может сработать только в случае, если обе стороны всё-таки имеют совесть, в противном же случае, этот жест абсолютно бесполезен, я так считаю: не дашь сдачи - затопчут и уж точно никогда не раскаются.Но и мучеников из них делать не стоит, пусть года два на общественных работах повкалывают и ума наберутся, может раскаются повзраслев?
православный дикий горец16 марта 2012, 23:32
Есенин мог и ошибаться, мог и каяться. Я бы не дерзнул позволить себе СУДИТЬ тем более духовных лиц за их отношение к Есенину, тому или иному человеку - живому или успошему.

Что же касается этих девиц, полагаю, что нужно бороться с истоками - распущенностью, безверием, культом золотого тельца, минкультом, который дал премию людям, которые нарисовали портрет министра культуры на мосту перед зданием ФСБ, пытками в полиции и мзоимством... Этим похабницам нельзя сделать хуже того, что они сами себе сделали. Жизнь коротка, а гореть в аду предстоит вечно. Возможно, кое с кем из нас с вами. У них страшная судьба. толоконникова совершала страшные поступки. Подвигом будет не наказание их физических тел, а вот если кому-то удастся побудить их к искреннему осмыслению ТОГО, ЧТО ОНИ НАТВОРИЛИ и покаянию... спасти их души... Если при всем похабстве их поступка и тех реалий, которые - увы! - грубо вторгаются в нашу жизнь - удастся И ИМ показать, что есть и другая сторона жизни - любовь, добро, милосердие...
Их поступок побудил меня строже вглядеться в себя и возопить внутренним голосом о своих грехах...
Татьяна16 марта 2012, 14:41
...даруй мне Господи зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего яко Благословен еси во веки веков.Аминь
Татьяна16 марта 2012, 10:45
Судя по реакции в обществе, это настоящая провокация, хорошо инсценированная. И можно даже догодаться кому это выгодно. Вспомните, как русский народ чудок к религии.
Екатерина15 марта 2012, 18:18
Без веры и христианства нет России. Содеянное -очередной плевок в русскую душу. Эти женщины знали,что делают, хотя бы на бессознательном уровне генетической памяти. Больно.Господи, доколе... На мой взгляд, это реакция на отношение русских людей к пребыванию пояса Богородицы в России.Напугались и решили проверить реакцию. Стерпят? "утрутся"?, простите.Простят?. Но вот , действительно,можно ли прощать поругание не тебя лично, (тут конечно прощай), а святынь христианских? Наверное, сегодня, православие должно стать воинствующим, как раньше был воинствующим атеизм.Нет другой надежды на спасение России, для меня бывшего коммуниста, осталась одна надежда, на Бога. Я аплодирую мысленно автору статьи, действительно,нам самим надо строже относиться к себе. По поводу того, что они "достойные наследники" - производное от Советской власти,я думаю наоборот.Как ни странно, церкви разрушали, а вот нравственные законы соблюдали и жили по Божеским заповедям и детей так воспитывали. Эти варвары( жертвы) - порождение беспредельной, уже почти 30-летней разнузданной, разлагающей пропаганды безнравственности.Мне бы хотелось, чтобы люди молча вышли на улицы, в знак протеста, по всей России, а может быть, помолиться всем миром за них... "ибо не ведают, что творят" и за нас всех, кто допустил, чтобы это случилось с нами? Помилуй нас, Боже, помилуй нас!
читатель для Александра15 марта 2012, 11:19
Уважаемый Александръ, видеть свои личные грехи нужно, но не надо Вам грехи мiра сего перекладывать на христиан.

У нас пошла мода перекладывать грехи палачей на их жертв.

Гнали и убили Самого Христа, гнали и убивали Апостолов... И Вы хотите, чтобы этому мiру нравилось христианство???

"Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы",-- говорит апостол Павел (2-е Тимофею 3, 12).


P.S.высказываю всего лишь своё личное мнение.
Виринея14 марта 2012, 23:59
А храм освятили после осквернения?
Марина14 марта 2012, 13:47
СПАСИБО!!! Как хорошо написано! Это, как раз, те самые ощущения, которые я не могла выразить словами, это раздвоение-оно не возможно в творчестве!!!
Александръ14 марта 2012, 10:32
Когда ругают и оскорбляют нас так называем христиан-значит такие мы христиане значит иного не заслуживаем.О если бы мы претерпевали за веру...но получаем только за собственные простите за жаргон косяки.Чтоб пострадать заХриста мы еще не доросли да и скорей всего Господь не допустит видя нашу слабость и маловерие.ВЕдь мы хотим уподобиться Богу Христу-и смотря на нас люди делают выводы о нашей вере и о нашем Боге.И это очень печально...спросите любого что он думает о Церкви Христовой.А виноваты в этом мы а не Господь или эти несчастные.Но...когда оскорблению и поруганию подвергается Божия Матерь или Ее Сын наш Бог...как говорится-вот до этого вообще ничего не было все сейчас только началось.Когда на меня помои льют-значит я это заслужил.Но тут простите подвиньтесь.Двери Двери возглашает дьякон на литургии.Думаю все знают откуда этот возглас.Нужно останавливать таких людей от впадения в грех богохульства.Предупреждать такие выходки.Виноваты мы что просмотрели и не остановили их.А поговорил ли кто с этими ступившимися девочками после произошедшего?Спаси и помилуй Господи и этих заблудших тварей Божиих и нас овец заблудших!
Маргарита13 марта 2012, 11:57
То,что случилось в Храме Христа Спасителя-это безумство! Эти девушки даже не осознают тяжесть совершенного проступка!Но Господь поругаем не бывает!Добро и зло идут рядом-так есть в жизни,поэтому,случившаяся дикость-станет, для православных христиан ,дополнительным усилием в молитве к Господу, о вразумлении грешниц! Господи! Прости их! Не ведают, что творят! А ведь за все в жизни нужно нести ответ,если не им,то их семьям и детям!
Ирина Филатова12 марта 2012, 19:18
Поступок этих девиц вызывает чувство возмущения, брезгливости и жалости. Ну, дуры-дурами, извините, пожалуйста! Это издалека... А если бы я оказалась в этот момент в храме рядом, - как бы себя повела?! Где-то прочитала, что у мусульман они бы до выхода не дошли... Что делать православному человеку в такой ситуации? Я не знаю.
Сергей12 марта 2012, 16:48
Мне понравилось. Хотя излишне мягко. Если у кокретного человека отнять право защищать то, что для него свято, то такой человек рано или поздно найдет свои святыни в свинном хлеву. А христианам прямо сказано не делать этого, не допускать свинного попрания. Мне не понятно, почему кому-то такая защита является постыдной/дискомфортной и он вынужденно оправдывается. А по сути провоцирует богоборцев на рецидив. Реакция должна быть быстрой, простой и жесткой.
Алена12 марта 2012, 16:00
Братья! Опомнитесь! Великий Пост!
А вы друг на друга...
Где же ваша христианская любовь и долготерпение ?

Больно и печально.

Простите.

Алена.
Игорь12 марта 2012, 13:58
Про"эх ты темнота.." здорово написано..сколько у нас и в нас ещё такой "темноты" сидит, самоуверенной в том ,за что ломаного гроша нельзя дать ни в этой жизни ни темболее в грядущей...печальная картина и только.
Сергий12 марта 2012, 13:37
Образ жизни человека, его внешние проявления внутренней жизни (дела, а не слова) как раз и свидетельствуют о том, какого духа человек: Христова, мирского или жидовствующего. Всё просто и нечего огород городить.
Наталья Рус12 марта 2012, 12:00
А я вот думаю, есть отец, мать, Отец наш Небесный. Все начинается от рождения, от семьи, с которой и начинается воспитание. 1917-й год отринул Царя Небесного и Богородицу, отринул семейные и родовые ценности, убивая по принципу сатанинской идеологии. Проявление не священного, такого вот "мирского", оно берется у человека, в обществе, как результат отрицания "Начала Начал". Наши предки чтили Священное Писание, и перед ними не стоял вопрос "что можно, а что нельзя", они это знали точно. Мы вернулись в состояние дикости с 1917-го, но думаем, раз мы летаем в космос и смотрим Интернет,то мы умнее "предков". Но есть очень хороший индикатор - наша Душа (частица Божья). А каково ей живется сейчас? Вот то-то же...
Максим12 марта 2012, 10:58
Наши отцы и деды ценою своих жизней с оружием в руках в 1941 году не допустили фашистскую нечисть в Первопрестольную Москву, не дали осквернить наши Святыни Православия. А сейчас что произошло? Власть и народ(свидетели кощунства) не только допускают такое, но и даже сочувствуют осквернителям! Вспомним,что сделал Св. Святитель Николай с еретиком-кощуником Арием?
Бог поругаем не бывает! Не просто Бог попустил России такое искушение... В Храмах наших кощунствуют, убивают священнослужителей и что же? В СМИ- тишина...
Это для России не хороший знак, проверка нашей верности Спасителю.
Милосердие должно быть только к личным врагам, а здесь совсем другой случай- это смеющиеся в глаза всем нам- враги Христа!
Татьяна12 марта 2012, 10:52
Я очень хотела что-то почитать про этот случай в храме, потому что меня это мучает и я просто страдаю. Я страдаю за этих девушек, мне их очень жалко. Я тоже в молодости часто делала что хотела, потому что не понимала что свято, а что нет. Статья замечательная.
Сергей12 марта 2012, 09:55
Сегодня «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя напоминает то кощунство прошлых лет, когда в 1925 года две советские газеты, «Правда» и «Беднота», опубликовали антирелигиозную поэму Демьяна Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», написанную в глумливо-издевательской манере.
Однако, Сергей Есенин молниеносно парировал автору кощунства строками стихотворения «Послания евангелисту Демьяну»:
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у Креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Где сегодня тот Есенин, который даст достойный ответ «панк-молебену»? Увы, не вижу! Было бы здорово, если бы тем самым Есениным, стал кто-нибудь из высоких чинов новоизбранной власти...
Максим12 марта 2012, 03:42
Слава Богу! Спасибо автору за статью. Есть все же признаки здоровья.
А тот кто под своей статьей кандидатом богословия подписывается вовсе не обязательно богослов, скорее даже обязательно не богослов.
Я вот только не сразу понял, принцесса эта безногая что ли была? :-)
gradient12 марта 2012, 03:10
"Это и есть голос культуры, различаемый ее носителем. Впрочем, точнее было бы сказать не голос, а болезненный вскрик, ведь если размежевание священного и мирского являются жизнью культуры, то обратный процесс – стирание этой полярности – есть ничто иное, как болезнь, угрожающая гибелью. "

Это модернизм какой-то, подобный взгляд, как и особо сакральные места в Храме, разделения на чистое\нечистое, священство\паства, скорее присущи католичеству, но не Православию!

"«Священник на мерседесе» – это, конечно, не кощунство. Но это противное развитию культуры смешение священного и мирского, абсолютным выражением которого в конечном итоге становятся все более многочисленные кощунственные выходки разнообразных арт-групп."

Здесь согласен, так и есть. Впрочем почему если стяжатель на амвоне это не кощунство, то скамарохи на масленицу там же это кошунство? Логика где? Амвон вообще не является закрытым для мирян местом, как например алтарь. С амвона иногда вещают чиновники содомиты и это нормально, а скоморохам низя! Нечисто? Логика спрашиваю где?
читатель для Евгения11 марта 2012, 21:23
Уважаемый Евгений, разве мы уже "на ты" ?

И что мне не понять? Речь в статье идёт о кощунстве и творчестве. Мною был приведён пример, когда богослов и священнослужители нахваливают поэта, в творчестве которого есть страшные кощунства.

Уважаемый Евгений, я православный христианин. Вы этого не поняли ?
Как раз приведённый мной пример и есть попытка посмотреть " на себя в зеркало".

P.S. Cкобочки рисовать я тоже умею )))))).

Андрей11 марта 2012, 21:17
Если под «грех против вкуса» понимается разновидность пренебрежения к божественному призванию человека – тогда понятно, и согласен. Если под «грех против вкуса» понимается нечто абстрактное – тогда не могу согласиться, т.к. думаю, что таковое не имеет отношения ко греху. Очень полезная статья. Безразличие к себе и окружающим также способствует пригвождению нас к земле, соделыванию нас плотскими и лишению духовных ощущений (см. Свт. Игнатий Брянчанинов «Поучение во вторую неделю Великого поста»).
Евгений11 марта 2012, 19:49
тебе, читатель, боюсь не понять... Посмотри ты сначала на себя в зеркало! Сегодня ты день отстоял, молодец! А ты уверен, что завтра будет то, что ты задумал?! Мы на своих пастырей смотрим и к словам их прислушиваемся, а к чему прислушиваешься ты? Неужели ты считаешь, что миром управляют люди? И что твой разум и твои бесконечно глубокие мысли могут быть бредом в голове другого, только потому, что у него другая точка зрения на мир! Очнись, читатель! И не ищи соринку там, где ее нет!)))
Сергий11 марта 2012, 19:30
"Нет греха непростительного кроме греха нераскаянного".
У этих особей раскаяния на лицах не было. Лицо глумливого хама, который ищет лазейку из создавшейся ситуации.
"Каждому тяжесть наказания должна быть соразмерна с намерением его и пристрастием ко греху", пример Адам и Ева.
Крайнее одичание. Достойные наследники тех, кто убивал священников, разрушал церкви, осквернял святыни.
Они - современные вандалы достойны наказания. Если их не остановить, будет только хуже.
Наталия11 марта 2012, 18:16
Ну вот, слава Богу, появился весьма трезвый текст на безобразную тему. Спаси Господь автора.
читатель11 марта 2012, 14:49
На этом сайте недавно была вывешена статья кандидата богословия Михаила Ефимова "Паломничество к Есенину". Так вот прямо и написано -- ПАЛОМНИЧЕСТВО.

Кандидат богословия в своей статье цитирует митрополита Сергия (Фомина): "Есенин – это наши духовные корни, которые будут способствовать возрождению России."
Ещё М.Ефимов цитирует архимандрита Авеля (Македонова,† 2006): "Сергей Есенин был человек чистой души. И стихи его такие же чистые."

И это написано про Есенина, который в своём стихотворении "Инония" написал кощунственные слова.


Может, православным надо для начала посмотреть НА СЕБЯ, на своих богословов и на своих пастырей ???
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×