http://fotki.yandex.ru |
Среди поклонников и исследователей творчества А.С. Пушкина до сих пор не утихают споры о том, кто же в действительности является автором скандальной «Гавриилиады», читать которую, не испытывая серьезного смущения, не способен, пожалуй, ни один христианин. Однако достоверное знание о том, писал или нет Пушкин кощунственную поэму, не столь важно, как отчетливое понимание того, почему сам поэт неоднократно отказывался от ее авторства. Не хотел портить отношения с Церковью, что по тем временам означало стать государственным преступником? Это вполне естественное предположение, но, думается, в данном случае дело обстоит значительно сложнее. Возможно, Пушкин считал, что названная поэма компрометирует его именно как поэта, ведь, согласно его собственному убеждению, «гений и злодейство – две вещи несовместные». А значит, грех кощунства, совершенный автором «Гавриилиады», превращается в серьезный художественный изъян самого произведения. И действительно, всякий, кто поймет, что такое кощунство с точки зрения культуры, без труда заметит, что, если в первую очередь это грех против Бога, то во вторую – несомненно, грех против вкуса.
Как известно, лейтмотивом всякой культуры является размежевание сакрального и профанного («священного и мирского»). Для того чтобы прочувствовать, что культура – это не просто книги и собрание произведений искусства, но живые токи общины, пронизывающие всех нас, принадлежащих к ней, можно провести маленький эксперимент: например, позавтракать в туалете. Кто-то сказал: «Отвратительно»? Но почему? Если ни до чего не дотрагиваться, то, с медицинской точки зрения, это неопасно. Кроме того, туалет может быть новым, недавно отстроенным, еще не использовавшимся. И все-таки даже в этом случае трудно не заметить в себе отчетливую нотку брезгливости.
Это и есть голос культуры, различаемый ее носителем. Впрочем, точнее было бы сказать не голос, а болезненный вскрик, ведь если размежевание священного и мирского являются жизнью культуры, то обратный процесс – стирание этой полярности – есть ничто иное, как болезнь, угрожающая гибелью.
«Профанное» или «мирское» не обязательно означает что-то грешное или беззаконное. Нужда, приводящая человека в туалет, представляет собой вполне естественную потребность тела. Однако, как показывает мысленный эксперимент, трапеза тяготеет к иному культурному полюсу, несмотря на то, что тоже связана с вполне естественными процессами.
Широко обсуждаемый сегодня образ «священника на мерседесе» вызывает в первую очередь культурное смущение. Не осуждение и не зависть лежат здесь в основе протеста. Пусть батюшка будет вознагражден по достоинству за свое служение. Пусть у него будет хороший, надежный, но не роскошный автомобиль, ибо роскошь не подобает, или «не идет», священнику – так же, как не пошел бы ему костюм клоуна. Хотя в клоунском костюме, а равно и в роскоши, нет никакого зла. «Священник на мерседесе» – это, конечно, не кощунство. Но это противное развитию культуры смешение священного и мирского, абсолютным выражением которого в конечном итоге становятся все более многочисленные кощунственные выходки разнообразных арт-групп.
О чем-то подобном говорит эпизод из европейской истории. Невесту Филиппа IV, Марию Анну Австрийскую, по пути торжественно встречали все города. В одном из них мэр города преподнес ей дюжину шелковых чулок как образец продукции местной фабрики. Мажордом тут же выкинул подарок, отрезав: «У королевы Испании нет ног». Сегодня эту историю вспоминают как анекдот, иллюстрирующий жесткость дворцового этикета. Но нельзя не согласиться с тем, что мажордом в этой ситуации был абсолютно прав: чулки – полезная вещь, но их нельзя дарить королеве. Те, кто когда-то дарили королевам чулки, позже отрубали им головы.
Уничтожение культуры, болезненное для ее носителя, подобно короткому замыканию электропроводки и происходит посредством нарочитого уничтожения полярности священного и мирского. Варвар, желая вызвать у окружающих культурный шок, делает это сознательно, придумывая мат. Нецензурные выражения, что называется, «режут ухо» потому, что фигуры области сакрального (мать, отец, Бог) грубо смешивается с профанными явлениями и практиками.
Нетрудно заметить, что выходки так называемых арт-групп, выставки «актуальных художников», фантазия Дэна Брауна о женатом Христе, а также приписываемая Пушкину «Гавриилиада» построены по тому же самому принципу намеренной культурной диверсии и потому представляют собой резко «матерный» образ. Для варвара, привыкшего к жизни на свалке, то есть среди тотального равенства вещей, в этом нет ничего страшного: он перебирает кучи мусора, не замечая того, что положил бутерброд на молитвослов, повенчал отца с дочерью и «соединил идеал Мадонны с идеалом содомским».
Перефразируя известную римскую поговорку, можно сказать: позволенное быку, не дозволено Юпитеру. Если в придорожной грязи лежит пьяница – мирское смешивается с мирским – культурной катастрофы не происходит. Но когда под забор валится пьяный офицер в парадной форме или когда художник начинает кощунствовать – это вызывает «эффект бутерброда в туалете». Творец культуры не может делать то же самое, что и ее утилизатор. Возможно, в какой-то момент времени Пушкин осознал, что он должен отречься либо от «Гавриилиады», либо от «Руслана и Людмилы».
В творческой биографии другого великого русского поэта – Сергея Есенина – тоже можно найти подобные эпизоды отрезвления:
Дар поэта – ласкать и карябать.
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.
Поэт сознает, что совершил грех против вкуса, а потому в заключение просит:
Чтоб за все, за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Если это можно и счесть завещанием, то, конечно, не в юридическом смысле. Поэт просит не за себя. Скорее, речь идет о том, какой именно образ Сергея Есенина он хотел бы оставить своим поклонникам. Это не хмельной «московский озорной гуляка» и не декадентский «черный человек». Это «тот самый мальчишка», «гибкий, буйный, как ветер», «озорной, непокорной стихией» ворвавшийся когда-то в душную столичную жизнь Галины Бениславской.
О том, что кощунство, по сути, является не только оскорблением религиозного чувства, но и грехом против вкуса, в частности, свидетельствует пример профессора Павлова. Он же указывает на мирный способ противодействия кощунству. Всемирно известный физиолог относил себя, скорее, к материалистам, но пошлость развернувшейся в стране антирелигиозной кампании с ее карикатурами на Христа и Церковь, вызывали у него отвращение и протест. Будучи неверующим человеком, он взял за правило, проходя мимо собора или церкви, снимать шапку и осенять себя крестным знамением.
Существует анекдот о том, как группа революционных матросов, патрулировавших улицы города, однажды застала седого ученого за этим занятием. Подойдя к Павлову, человек в бескозырке, получивший образование в ходе двухнедельных курсов по основам атеизма, снисходительно усмехнулся и потрепал профессора по плечу со словами: «Эх, ты, темнота!»
был третий-догадайтесь сами.Это по поводу лицемерия-оглянитесь на себя.Что касается зверства,то оказывается,что осквернить чью-то святыню-это нормально,а требования понести за это наказание-зверство по отношению к "бедняжкам".Если это так,то не забудьте расцеловать тех,кто придет в Ваш дом и нагадит на портреты Ваших родственников.Ибо если Вы вздумаете возмутиться,то станете зверем-ведь человек,который нагадит на Ваших родственников-всего лишь милашка,имеющая право на свободное творческое самовыражение.
был третий-догадайтесь сами.Это по поводу лицемерия-оглянитесь на себя.Что касается зверства,то оказывается,что осквернить чью-то святыню-это нормально,а требования понести за это наказание-зверство по отношению к "бедняжкам".Если это так,то не забудьте расцеловать тех,кто придет в Ваш дом и нагадит на портреты Ваших родственников.Ибо если Вы вздумаете возмутиться,то станете зверем-ведь человек,который нагадит на Ваших родственников-всего лишь милашка,имеющая право на свободное творческое самовыражение.
Но сомневаюсь, что модераторы пропустят этот пост. Вы лицемеры.
Лера, девок выпороть и на кол отправить хотят не за эти слова, а за танцы на солее в ХХС. Тем более данное выражение в их тексте занимает отнюдь не центральное место. Подобные выражения сегодня везде мелькают так часто, что они уже не более ВОПИЮЩЕЕ кощунство нежели пьяный рядом с нами на службе. И то и другое внутренне, по сути, кощунство, но это отнюдь не сродни бросанию нечистотами в икону, тут вы передергиваете.
"на что Вы намекаете. Или пишите прямо, чтоб не смущать умы, или молчите".
Наталия, а я и пишу прямо и автор сам пишет про "священника на мерседесе" как катализаторе подобных бесчинств. Я лично никого не осуждаю, ни в чьей жизни стараюсь не копаться, но девки вскрывают очень неприятную правду. В Церкви происходит разложение сверху, а весь "праведный пар" охранителей сейчас отведут на них.
Тонкая конечно разводка, но очень жаль что ведетёсь...
помните, как в Писании сказано, что кто жалеет розгу, тот своего сына погубит. Вы, я так понимаю, розгу жалеете, а этих девочек заблудших погубите. Они должны понести свое наказание. В воспитательных целях (себе и другим) и в целях спасения своих душ. А что до грешников на амвоне, то не понятно на что Вы намекаете. Или пишите прямо, чтоб не смущать умы, или молчите. А так нечего сеять смущение в души верующих. для меня амвон свят и священник, и в жизнь священника я не лезу. Мне б со своими грехами разобраться. Чего и Вам настоятельно советую - свои бревна разгребайте.
В принципе, если следовать логике автора, любой грех является кощунством: священное в человеке - Образ Божий - смешивается с земной грязью. Даже если напился - уже осквернил Бога в себе. Но на практике собственно кощунством мы называем резкие, выдающиеся случаи такого смешения. Подобным образом больным человеком мы называем только того, кто ЯВНО не здоров (хотя любой врач Вам скажет, что все в той или иной степени больны и потому даже о космонавте врач скажет, что он лишь "относительно здоров").
Кинуть нечистотами в икону или использовать в своей песне выражения, где совмещается нечистоты и Имя Господне, - значит совершить явное кощунство. А как же иначе?
) "покарать, богохульство, святое место"... Вы даже не замечаете, что почти окатоличены, так и уния не за горами господа.
Повторю еще раз свой вопрос автору и всем ревнителям-охранителям:
"почему если стяжатель на амвоне это не кощунство, то скамарохи на масленицу там же это кошунство? Логика где? Амвон вообще не является закрытым для мирян местом, как например алтарь. С амвона иногда вещают чиновники содомиты и это нормально, а скоморохам низя! Нечисто? Логика спрашиваю где?"
Возникает вопрос, а из кого состоит Русская Православная Церковь?
Не из граждан ли Российской Федерации(свыше 80%, состоящих из Православных)?
Эти граждане также как и все платят налоги, выбирают местную и федеральную власть, президента РФ и формируют Российское законодательство и Правосудие, они есть костяк, основа государства!
Так что, Православная Церковь и есть та самая фундаментальная основа Российского государства.
В самые трудные, переломные исторические испытания России, именно Русская Православная Церковь сыграла положительную ключевую роль(в...1612, 1812, 1914, 1918, 1941-1945, 1993, 2012 годах).
Посмотрим, как наше Государство защитит нашу Церковь от безбожных провокаций и нападений...
Что же касается этих девиц, полагаю, что нужно бороться с истоками - распущенностью, безверием, культом золотого тельца, минкультом, который дал премию людям, которые нарисовали портрет министра культуры на мосту перед зданием ФСБ, пытками в полиции и мзоимством... Этим похабницам нельзя сделать хуже того, что они сами себе сделали. Жизнь коротка, а гореть в аду предстоит вечно. Возможно, кое с кем из нас с вами. У них страшная судьба. толоконникова совершала страшные поступки. Подвигом будет не наказание их физических тел, а вот если кому-то удастся побудить их к искреннему осмыслению ТОГО, ЧТО ОНИ НАТВОРИЛИ и покаянию... спасти их души... Если при всем похабстве их поступка и тех реалий, которые - увы! - грубо вторгаются в нашу жизнь - удастся И ИМ показать, что есть и другая сторона жизни - любовь, добро, милосердие...
Их поступок побудил меня строже вглядеться в себя и возопить внутренним голосом о своих грехах...
У нас пошла мода перекладывать грехи палачей на их жертв.
Гнали и убили Самого Христа, гнали и убивали Апостолов... И Вы хотите, чтобы этому мiру нравилось христианство???
"Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы",-- говорит апостол Павел (2-е Тимофею 3, 12).
P.S.высказываю всего лишь своё личное мнение.
А вы друг на друга...
Где же ваша христианская любовь и долготерпение ?
Больно и печально.
Простите.
Алена.
Бог поругаем не бывает! Не просто Бог попустил России такое искушение... В Храмах наших кощунствуют, убивают священнослужителей и что же? В СМИ- тишина...
Это для России не хороший знак, проверка нашей верности Спасителю.
Милосердие должно быть только к личным врагам, а здесь совсем другой случай- это смеющиеся в глаза всем нам- враги Христа!
Однако, Сергей Есенин молниеносно парировал автору кощунства строками стихотворения «Послания евангелисту Демьяну»:
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у Креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Где сегодня тот Есенин, который даст достойный ответ «панк-молебену»? Увы, не вижу! Было бы здорово, если бы тем самым Есениным, стал кто-нибудь из высоких чинов новоизбранной власти...
А тот кто под своей статьей кандидатом богословия подписывается вовсе не обязательно богослов, скорее даже обязательно не богослов.
Я вот только не сразу понял, принцесса эта безногая что ли была? :-)
Это модернизм какой-то, подобный взгляд, как и особо сакральные места в Храме, разделения на чистое\нечистое, священство\паства, скорее присущи католичеству, но не Православию!
"«Священник на мерседесе» – это, конечно, не кощунство. Но это противное развитию культуры смешение священного и мирского, абсолютным выражением которого в конечном итоге становятся все более многочисленные кощунственные выходки разнообразных арт-групп."
Здесь согласен, так и есть. Впрочем почему если стяжатель на амвоне это не кощунство, то скамарохи на масленицу там же это кошунство? Логика где? Амвон вообще не является закрытым для мирян местом, как например алтарь. С амвона иногда вещают чиновники содомиты и это нормально, а скоморохам низя! Нечисто? Логика спрашиваю где?
И что мне не понять? Речь в статье идёт о кощунстве и творчестве. Мною был приведён пример, когда богослов и священнослужители нахваливают поэта, в творчестве которого есть страшные кощунства.
Уважаемый Евгений, я православный христианин. Вы этого не поняли ?
Как раз приведённый мной пример и есть попытка посмотреть " на себя в зеркало".
P.S. Cкобочки рисовать я тоже умею )))))).
У этих особей раскаяния на лицах не было. Лицо глумливого хама, который ищет лазейку из создавшейся ситуации.
"Каждому тяжесть наказания должна быть соразмерна с намерением его и пристрастием ко греху", пример Адам и Ева.
Крайнее одичание. Достойные наследники тех, кто убивал священников, разрушал церкви, осквернял святыни.
Они - современные вандалы достойны наказания. Если их не остановить, будет только хуже.
Кандидат богословия в своей статье цитирует митрополита Сергия (Фомина): "Есенин – это наши духовные корни, которые будут способствовать возрождению России."
Ещё М.Ефимов цитирует архимандрита Авеля (Македонова,† 2006): "Сергей Есенин был человек чистой души. И стихи его такие же чистые."
И это написано про Есенина, который в своём стихотворении "Инония" написал кощунственные слова.
Может, православным надо для начала посмотреть НА СЕБЯ, на своих богословов и на своих пастырей ???