Врачевание духа

Многие сейчас увлечены обсуждением последних событий, связанных с проявлением внезапной агрессии против Церкви. Многие задаются вопросами: в чем причина этой агрессии, и как ей противостоять?

Очевидно, что в ходе исторической жизни России произошел перелом и началось движение в направлении, не совпадающем с планами и замыслами безбожных, разрушительных сил. И всплески бессильной яростной злобы именно свидетельствуют о нанесенном ущербе, о поражении, пусть не конечном, но весьма ощутимом и болезненном. Так что удивляться этим «немощным дерзостям» не стоит. Но все же вглядеться пристальнее в суть происходящего нужно.

Существует в духовной жизни такое понятие, как одержимость. Это состояние тяжелой духовной болезни, которое сам одержимый человек зачастую не в состоянии ни понять, ни оценить критически. Больше того, именно эта неспособность к осознанию своего действительного положения и есть самый опасный симптом, свидетельствующий о тяжести состояния.

Грань между психической и духовной болезнью тонка. Но в отличие от болезни психической, причиной одержимости всегда бывает злая воля самого человека, отсутствие навыка внутреннего трезвения, начатков духовного воспитания. Не культурного даже и уж тем более не этического, а именно духовного. Потому что и воспитанный, культурно образованный, но невоцерковленный человек, лишенный практического опыта внутреннего противодействия греху, может постепенно стать «культурным и образованным» негодяем, служителем зла, тем более опасным, что он всей силой своего образованного ума будет отстаивать право тьмы называться светом.

Борьба с одержимостью, возможная методами духовными, не исключает и иных – правовых и воспитательных – мер. Вы знаете, какое самое страшное наказание было бы для участниц скандально известной панк-группы? Не заключение под стражу и не общественные работы, даже не публичная порка, хоть они ее и заслужили вполне. Но все это не затронет самой сути их болезни, потому что, воздействуя на тело и душу, внешние методы исправления никак не воздействует на духовную часть, а именно она и поражена в большей степени. Самое страшное наказание для тех сил, которыми одержимы эти несчастные, было бы принудительное помещение их на длительный срок в духовно здоровую среду. Скажем, в добротный монастырь с опытным духовником, постоянной молитвой, службами, с дружной и крепкой общиной. Почему принудительное? Потому что воля человека поражена настолько, что сам он не способен принимать решения, благоприятные для собственной души, а только разрушающие – чего и добиваются те силы, которыми он одержим. Такого человека нужно что называется «вымаливать». Другое дело, что для самого монастыря присутствие подобного «пациента» весьма проблематично, как в известной пословице: «паршивая овца стадо портит». Это с одной стороны, а с другой – такое принудительное заключение в наше время кажется невозможным еще и потому, что провозглашенный в обществе принцип свободы есть преимущественно принцип свободы растления и греха. И все, что противно этому принципу, признается проявлением реакции и обскурантизма. А любые попытки противостояния порочной вседозволенности объявляются посягательством на пресловутую «свободу личности».

Именно такая политика «свободы растления» и привела когда-то нашу страну к страшной катастрофе. Вот любопытные выдержки из «Прибавления к “Церковным ведомостям”» за 1909 год.

«Наши “свободные от совести” реформаторы, – пишет известный публицист А.П. Липранди, – всякую оборону со стороны русского народа объявляют “варварством” и преступлением и требуют возмездия, то есть воздействия со стороны власти на православных, дабы они и обороняться не смели, безропотно и покорно предоставляя свою веру на поругание и расхищение сектантов, иноверцев и безверных “освободителей”».

Не правда ли, звучит современно? И как тревожное предупреждение звучит тот факт, что означенная подписка «Церковных ведомостей» была обнаружена в развалинах разрушенного и поруганного храма. Хотим ли мы повторения такого исхода? Нет? Тогда нужно делать самые серьезные выводы. Ведь именно потворствование, уступчивость в отношении деструктивных сил тогда – 100 лет назад – во многом и стали причиной краха православной державы.

Здесь можно говорить о трагической ошибке, которую нам ни в коем случае нельзя повторять. Эта ошибка заключается в представлении, что методом потворствований и уступок можно как-то умерить агрессивный пыл либеральной публики – этого «троянского коня» грядущей диктатуры. В известном смысле это ошибка всякой порядочности, думающей, что можно «задобрить» подлость.

Знаете, есть такой удивительный тип людей, который понимает только силу и даже жесткость. Любое проявление снисхождения, пусть даже из самых гуманных побуждений, воспринимается этими людьми как слабость и сигнал к наступлению.

Бесконечные уступки и снисхождения в отношении безнравственности в конце концов содействуют наступлению безумия как в личном, так и в общественном плане. Потому что естественное следствие попрания Божиих заповедей есть безумие и разложение личности. И вина за это во многом лежит на государстве, которое в угоду так называемым «либеральным ценностям» отстраняется от своих обязанностей властного пресечения зла.

Строгость и наказание – необходимые и даже неизбежные методы воспитания и поддержания порядка в любом обществе. Мы знаем много примеров, когда по прошествии лет строгость воспитателей вспоминается воспитанниками с благодарностью, если эта строгость сочеталась с участием и любовью.

И напротив, немало знаем примеров горьких упреков и даже проклятий, посылаемых падшей душой в адрес своих развратителей, снисхождением и потворствованием злу содействовавших падению и погибели человека.

Но какой же еще выход, кроме заключения в монастырь, можно предложить для борьбы с духовным безумием?

Кажется, мы должны прийти к необходимости создания принудительных «реабилитационных центров», где вместо лекарств будет предписываться участие в службах, изучение слова Божиего, беседа с духовником, труд, научающий доброму, нравственному отношению к жизни. Да, мы знаем, что «неволец не богомолец», но мы знаем также, что человек, изъятый из больной среды и помещенный в среду здоровую, волей-неволей должен начать меняться под влиянием благодатной атмосферы. Содержание в центрах, где предлагалась бы живая беседа, проповедь и молитва, думается, содействовало бы скорейшему выздоровлению больной души. Еще желательно, чтобы центры такие были подальше от больших городов с их соблазнами и поближе к «неблагополучным объектам» вроде детских домов, интернатов и домов престарелых. Пусть бы «реабилитанты» (по крайней мере, те из них, кто не склонен к агрессии) поработали с месяц в больницах, интернатах и хосписах, утешая бездомных и малоимущих, перевязывая их раны, питая и выслушивая их жалобы… – словом, участвуя в делах милосердия. Да, это будет принудительное изменение образа жизни, но соприкосновение с бедой, со страданием, с реальными последствиями греха в сочетании с сугубой молитвой за этих несчастных одержимых, может быть, милостью Божией поможет врачеванию их душ. В конце концов, ведь есть болезни душевные – и это сфера компетенции психиатров, но есть болезни духовные – и это несомненная компетенция Церкви. И если существует принудительное лечение психически больных людей в случае их общественной опасности, то почему не могут существовать духовно, нравственно ориентированные учреждения закрытого типа, где люди проходили бы курс духовной реабилитации? Тем более что необходимость такой реабилитации все более очевидна для общества, даже если она не очевидна для самих «больных».

Во всяком случае, нельзя и дальше мириться с прогрессирующим в обществе духовным и нравственным безумием, не предпринимая решительных мер к его пресечению.

Если государство оставляет важнейшую сферу человеческой жизни – духовную – на откуп растлевающей вседозволенности, то оно само становится соучастником растления человека – своей нерешительностью, своим заискиванием перед мнением развращенного мира, своей слабостью. Такое государство, увы, обречено, если только оно не озаботится всерьез обеспечением духовного и нравственного здоровья своего народа. И здесь не только не нужно бояться сотрудничества с Церковью, а напротив – радоваться возможности такого сотрудничества и использовать его как можно более полно. Потому что другого пути для духовного и нравственного оздоровления у нас попросту нет.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга28 октября 2022, 18:36
Здравствуйте о Дмитрий! Прочитала Вашу статью про одержимость. Моя дочь Наталия уже много лет страдает от непонятной болезни: навязчивые, помимо ее воли маты, крики/ стали появляться выкрики- дьявол/, битие себя и др. проявления буйства. Она очень от этого страдает, молится в эти моменты, пьёт святую воду, плачет. Верит, что Бог поможет. Лежала дважды в пс. больницах. Пьёт много препаратов, но без результата. Некоторые батюшки говорят- духовное. Причащаемся каждое Воскресенье. Где нам найти помощь? Есть ли такие Монастыри или другие места, где могут помочь Р. б Ольга- мама Наталии
Татьяна 1 сентября 2012, 07:27
Думаю, тут надо на себя сначала посмотреть, подумать, почему такое неуважение к православным ценностям, чем мы, мы, а не они, глупенькие девчонки, провинились, что такое творится. И уж точно не кулаками надо махать и не тюрьмами грозить - этим уважения ни от кого точно не добиться. А давление и "закручивание гаек" с привлечением государственной машины только злобу и сопротивление вызовет. И тюрьма точно никого лучше и чище не сделала. Верю, что церковь достаточно сильна, чтобы стать уважаемой и авторитетной силой самостоятельно, без принуждения и без насилия.
Людмила18 мая 2012, 09:34
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Спасибо, Вам отец Димитрий, за то, что несмотря на загруженность, Вы сочли нужным откликнуться, дать совет. Постараюсь всё сделать так как Вы советуете. Храни Вас Господи!
иерей Димитрий16 мая 2012, 11:34
Ответ Людмиле.

Воистину воскресе Христос! Пьянка страшное дело, особенно когда она сопряжена с агрессией! Надо Вам самой утверждаться в вере, чтобы Господь, видя Вашу боль, Ваше усердие в Христианской жизни не оставил сына погибнуть духовно. Можно договориться с близкими людьми и читать каждый день "молитву по соглашению":

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещается на земли от всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрании во имя Мое, ту есмь посреде их. Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тебя о бедствующих рабах Твоих (имена) исполнения прошения нашего. Скоро востави их от падения греховного и ко спасительному воздержанию приведи. И прости им согрешения их и не отврати милости Своей, но укрепи их в трезвении и целомудрии. Но обаче не якоже мы хотим,но якоже Ты. И да будет во веки воля Твоя. Аминь.

Помоги Вам Господи!
Людмила15 мая 2012, 10:55
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Спасибо, Вам отец Димитрий, за эту статью. В моей семье спился сын, я поддерживаю каждое слово Ваше. Перепробовали кажется всё. После наркологической больницы пьёт, стал избивать жену, очень агрессивен. Ни уговоры, ни какие страшилки он не воспринимает. Сил нет. Муж едва держится после реанимации. Реабилитация в монастыре, единственное избавление от пьянства и одержимости т.к. среда иная. Отец Димитрий, простите меня грешную, но я боюсь уже не за сына, а за других людей, которых он может искалечить, молюсь за сына, боюсь за него, а иногда думаю, может быть, лучше чтобы он умер... Прости, помилуй, меня Господи! Не знаю что делать! Его может спасти только принудительное воздержание, вразумление, труд. НО на всё Твоя Святая воля, Господи!
Наталья 8 мая 2012, 18:15
Духовно-оздоровительные центры для одержимых - это утопие. Пол страны туда загнать придется.
Ольга 8 мая 2012, 10:00
Как можно этих девок безнравственных пускать в детские дома? Вы что? Дети и так несчастные им бы общение с хорошими людьми полезнее было. Молиться надо за этих женщин обезумевших. Потому что они враги наши.
Mrs.Filimonova.Lidya 7 мая 2012, 19:09
В борьбе со злом все средства хороши,Набирать таких отморозков группами по 30-40 человек и в Псково-Печерский монастырь на "отчитку",Пока мы нянчимся с ними и сваливаем все на государство,нам все храмы разнесут,А с одержимых какой спрос?Меры должны быть радикальными, С уважением,
Валентин 3 мая 2012, 19:54
Христос воскресе! Народ в большенстве своем в Храм регулярно не ходит. В храме пожелые, молодежи единицы. Отсюда вывод: православие должно идти в массы.На мой взгляд для распространения основ православия надо привлечь православных пенсионеров, которые за какое-то вознаграждение (или добровольно) проводило беседы доверительные, теплые по основам православия с людьми под руководством церкви и подддержки предствавительных органов власти.Люди не представляют сколько в православии света, радости и теплоты.Это другой мир, другая страна- всё иное.И не надо каких-то массовых мероприятий (кружки при ТСЖ, школе, детском саде, 40-60 мин). Нужна система. Одни батюшки ничего не сделают, батюшки руководят и помогают.Начинать борьбу со злом надо методами убеждения, а не запрета и наказаний, которые мало эффективны (нужны общественные наставники, представители церкви). Надо боротся за чистоту внутреннего мира (малой церкви)каждого индивидуально.Находить таких людей (они у нас есть),которые с душу проводили эту работу(из числа прихожан).Церковь будут уважать, если она всё сделает, чтобы отпустить девченок, после душещепальной беседы с ними - до слез.Спаси Господи!
Лидия29 апреля 2012, 15:21
Принуждение к вере? Простите, это в лучшем случае нереально. Ничего кроме ненависти приведение в храм под конвоем не вызовет, причем это чувство разделят и окружающие.
Андрей27 апреля 2012, 14:46
Пока духовная составляющая человека не признана всеобщим основополагающим приоритетом на личностном, общественном и государственном уровне духовно-нравственные проблемы остаются не только неразрешенными, но множатся и усугубляются. Принудительное направление в духовно-реабилитационные центры в настоящее время вряд ли возможно и продуктивно, а вот как альтернатива некоторым принимаемым мерам административного либо уголовного наказания за нетяжкие правонарушения вполне приемлема. Также, в случае назначения судом наказания, добровольное и добросовестное принятие осужденным каких либо, в том числе описанных в статье, методов и средств духовной реабилитации, возможно досрочное освобождение от наказания. Сейчас остается лишь надежда на духовное окормление заблудших нашими святыми отцами, на наши слабые молитвы о них, но особенно на спасительный промысел Божий! Спаси, Господи!
Андрей27 апреля 2012, 02:23
Пока духовная составляющая человека не признана всеобщим основополагающим приоритетом на личностном, общественном и государственном уровне духовно-нравственные проблемы остаются не только не разрешенными, но множатся и усугубляются. Принудительное направление в духовно-реабилитационные центры в настоящее время вряд ли возможно и продуктивно, а вот как альтернатива некоторым принимаемым мерам административного либо уголовного наказания за нетяжкие правонарушения вполне приемлема. Также, в случае назначения судом наказания, добровольное и добросовестное принятие осужденным каких либо, в том числе описанных в статье, методов и средств духовной реабилитации, возможно досрочное освобождение от наказания. Сейчас остается лишь надежда на духовное окормление заблудших нашими святыми отцами, на наши слабые молитвы о них, но особенно на спасительный промысел Божий! Спаси, Господи!
Andrey26 апреля 2012, 18:04
Эх! Нас бы всех самих - по крайней мере большую часть поместить в "здоровую среду"! Это тех, кто считает себя вполне здоровым. Что уж говорить про тех, кто нездоров, как мы считаем.
Монастырь-то, вполне хорошо. Но стоит ли отвлекать от молитвы тех, чья жизнь должна быть её? Так ведь в итоге можно любую обитель "обмирщить", если мы будем накладывать заботу о тех, о ком мы - имею в виду Государство, должны заботиться сами.
Думаю так. Ну "проштрафился" кто-то; справил-ли нужду на Красной площади, либо учинил что в главном Храме нашей страны - наказать по Закону, но только не тянуть, не делать "узников совести и свободы" из окаянцев! Наказать быстро и бескомпремиссно - так, как прописали в Законе. А то что сейчас происходит, так чуть-ли не хуже того, что они сотворили - прямо PR-акция!!!
А что до духовного , так Господь наш Сам найдёт способ спасти "заблудших овец" "Его же веси судьбами". Да Он и одинаков и в миру и в монастыре.
Спаси Господи!
Дмитрий26 апреля 2012, 17:49
Господь не подавлял волю человека!

"Другое дело, что для самого монастыря присутствие подобного «пациента» весьма проблематично, как в известной пословице: «паршивая овца стадо портит»."

Как понять!? Если портит - это, вероятно, какое-то не то стадо.


Евгений25 апреля 2012, 16:53
Спаси Господи за статью, читал, и появилась мысль: в советское время успешно работали медучреждения так называемые «вытрезвители». Т.е. человек находящийся в состоянии алкогольного опьянения принудительно доставлялся в этот вытрезвитель, где ему оказывали соответствующую помощь, выводили из состояния алкогольного опьянения. Эффект был! Человека, чтоб он по-пьяни куда-нибудь не влез и не причинял вред не себе, не окружающим, ограждали от его самого и от общества. Поэтому было б неплохо создания таких «духовных вытрезвителей» при психиатрических больницах, домах престарелых, хосписах, куда бы принудительно доставляли охамевших уже до крайности или «одержимых» богохульников и методом принудительного труда выводили их из «духовного опьянения». Конечно, представляю, как заорут наши демократы о нарушении прав человека итп, здесь нужны изменения в нашу правовую систему на законодательном уровне. А идею о "заключении в монастырь" считаю опасной - церковь не должна у людей ассоциироваться с карательной инстанцией и превращаться в тюрьму -эта функции государственных институтов власти. Всё-таки главное предназначение церкви спасать, увещевать и влиять духовно на жизнь людей.
Лариса25 апреля 2012, 13:34
Спасибо Вам за статью. И центры такие уже есть видимо , раз о них говорят. Борьба за каждую душу. Это наш долг перед Богом.В монастырях хорошо. Только мы мало чувствуем это потому что душа еще грязная. И только иногда осеняет благодать и радость и любовь тогда в тебе сияет. Ради этого, ради беспричинного счастья и любви к людям хочется жить.
Многие монастыри измучены паломниками . Которые если не одержимые, то духовно больные. И хотят сразу немедленной помощи от Бога. Нужны центры. Куда любой мог бы поехать.
Сергей25 апреля 2012, 13:00
Нельзя принуждать к вере. Вспомните революцию делали семинаристы.И я думаю этих баб из богохульной панк группы нужно выпустить на волю, а то мы делаем из них мучениц. А ведь они открыли для нас истиное лицо антиискуства. Лично для меня теперь не только попса, но и многое в недавнем любимом роке стало попахивать дерьмецом. Пусть они живут и наслаждаются на свободе
Мария25 апреля 2012, 10:29
Прочитав,родилась мысль: давать нравственно-духовное воспитание, в виде срока отбывания за преступление: (например этим же "панкам" и др., растлевающим общество и нарушающим закон незыблимости )работы именно : в социальной сфере помощи, детям- отказникам ,инвалидам,пожилым, морально-ущербным,которым нужна любовь ,внимание и физическая помощь!Вот уж тогда некогда будет ни танцевать,кричать ,выдумывать,чем бы заняться,чтобы прославить (или засветиться ) в мире,обществе.Статья священника Дмитрия Шишкина актуальна для наших властей и законоисполнителей .Это новшество преобразит самого человека и общество. Спасибо о.Андрей !
р.Б. Александр25 апреля 2012, 09:35
Наказание за кощунство необходимо и тут не может быть двух мнений. Срок можно впоследствии значительно сократить, если, например, выучат наизусть значительную часть Священного Писания, а то и вообще все Писание целиком. Человек, погрузившийся в сознательное чтение и изучение Священного Писания не может не измениться в лучшую сторону.
Екатерина25 апреля 2012, 09:32
Христос Воскреси! Духовное воспитание в семье, садике ,школе, высших учебных заведениях на мой взгляд это наше духовное спасение.В таком возврасте как эти молодые девушки и старше нужно только большое собственное желание а "принудительное помещение их на длительный срок в духовно здоровую среду" мало что даст.Конечно,капля камень точит, но в таком возврасте я согласна с "Великий грех лечиться великой скорбью.." пока к человеку это не прикоснется он не увидет протянутую Божью Руку.Все это я вижу на самых близких моих родных.Мира духовного всем.Батюшка Дмитрий пишите, просвещайте. откройте нам наши духовные очи, смягчайте наши сердца и да поможет Вам Господь Бог в этом деле. Постите.
Константин25 апреля 2012, 08:59
Совершенно верно все сказано! Уже слишком много свободы дало государство всем этим силам пытающимся изо всех сил все перевернуть,изгадить,оболгать,растлить! И все это преподносят нам как свободу,демократию,Европейские принципы,новое веение в искусстве! Вот и идет до сих пор по Российскому телевидению Дом2 и теперь еще и Каникулы в Мексике!!! Это хорошая учебная база для подготовки таких феминисток,которые осквернили ХХС! Все эти жуткие по своему содержанию выставки АРТ Москва АРТ Манеж на которых волосы встают дыбом от ужаса и мерзости которые там демонстрируют! Все эти инсталяции и перформансы Марата Гельмана,Дудинского и всей их свиты у которых одна цель опоганить все русское преподнести как темное прошлое! И если шедевры Русского искусства для них темное прошлое,то такое светлое будущие,которое они нам предлагают,нам точно не надо! Пусть они у себя на национальной родине устраивают эти художества! Их отсутствие даже никто и не заметит! Пора остановить программу дебилизации молодежи по всем направлениям! Свобода нужна для талантов,а не для бесноватых,чтобы сквернословить со сцены,бегать голыми по сцене,на картинах изображать половые органы! У нас так много талантливых людей,но им не дают ни свободы ,ни возможности себя показать! Потому что засели эти деятели везде и строго контролируют ни дай Бог талант прорвется ведь тогда все увидят правду!
Надежда25 апреля 2012, 00:59
Руководители Государства,имеющие все механизмы воздействия и не применяющие их для нравственного воспитания общества, являются непосредственными растлителями людей.
Сергий24 апреля 2012, 22:32
Иеромонах Роман делился впечатлениями о воюющей Югославии:православные сербки стриженые,крашеные,в шортах и коротких юбках ,мусульманки в платках и длинных платьях...А на счёт исправления:в какой-то стране изучившим Коран преступникам-амнистия.Очень много зависит от власти-истребить принцип: не мешайте нам деградировать.
Елена24 апреля 2012, 22:23
Согласна с мнением отца Димитрия. Но только мало верю в помощь государства в этом вопросе. С одной стороны, практически отсутствие нравственной составляющей на телевидении, отсутствие воспитания в школе, отсутствие государственной идеологии, а, с другой стороны, чиновники, в большинстве своём, заботящиеся о своём и только своём. Какое им дело до духовных проблем каких-то людей. Безразличие к людям, безразличие к стране.
Николай24 апреля 2012, 21:42
Уважаемый о. Дмитрий! Спаси Господи за Вашу точку зрения по этой актуальной теме. Но прежде чем предлагать какие либо способы решения данной проблемы, мне хотелось бы знать Ваше мнение по вопросу о месте РПЦ в современном Российском государстве и в современном мире? Какого на Ваш взгляд должно быть взаимоотношение церкви и власти? Вы предлагаете создавать принудительные "реабилитационные центры". Вопрос: для кого? Если для всех граждан нашей необъятной страны - тогда необходимо внести с Конституцию РФ и признать, что единственной религией в РФ признается - православие, а единственной религиозной организацией РПЦ.
По поводу "принудительно". Если даже представить, что такие центры будут созданы при РПЦ и только для верующих православных христиан, ни о каком принудительном лечении речи идти не может. В противном случае вместо врачевства духовного мы получим обратную реакцию:агрессию и ненависть к церкви. Только свободная воля человека на исправление души. Ведь не зря нам Господь посылает каждому болезни и скорби. По вере нашей - да будет нам.
Марина24 апреля 2012, 20:47
Нужно начать с того
чтобы запретить рекламу алкоголя
разврата -такой бурной рекой льющейся потоками отовсюду.Нужно не проходить мимо упавших людей
постараться помочь им снова встать.НАШЕ общество гибнет,гибнет нравственность.Понятие совесть-уступило дорогу причем широкую дорогу,понятие Благополучие-любым путем.


Сергей Порубай24 апреля 2012, 16:54
Полностью поддерживаю все тезисы статьи.
Но беда государства в том, что духовная составляющая большинства чиновников крайне мала.
Причиной этого является отсутствие общепризнанной и понятной цели функционирования общества. В сущности, все деемое сводится к интересам чиновников укреплять своё материальное благополучие.
Хотя в том же уголовно-процессуальном кодексе РФ есть положение, устанавливающее Совесть как одно из мерил в оценке следователем, судом доказательств по делу. Т.е., предполагется, что без совести и невозможно правосудие. Поэтому в оценке противоправных антицерковных деяний Совесть тем более должна быть основой, чтобы не только определить форму и степень наказания, но и сделать его средством к духовному выздоровлению человека. К слову, один мой знакомый лишь благодаря осуждению к лишению свободы смог удалиться от преступной (причем, организованной) среды, избавиться от табакокурения, стал читать Священное Писание.
Юлия24 апреля 2012, 13:05
Здравствуйте!А если сделать как в Америке принудительные работы в тех же интернатах или в детских домах?Потому что, мне кажется, принудительные стояния на службах ничего кроме агрессии не вызовет.С уважением.
Александр24 апреля 2012, 12:37
Великий грех лечиться великой скорбью...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×