Свое и чужое

Постер фильма "Идиот" А. Куросавы
Постер фильма "Идиот" А. Куросавы
Даже те, кто плохо знает историю Гражданской войны, знают имя Василия Ивановича Чапаева.

Примерно так же и люди, плохо знакомые с театром, знают имя Шекспира. Рефлексия мысли – поверхностная ассоциация. Плодовое дерево – яблоня. Русский поэт – Пушкин. Драматург – Шекспир. Его творчество бесконечно переводят, ставят, экранизируют. Вокруг его имени и биографических туманностей плетется паутина домыслов и пристрастных догадок. Люди, подобные ему, достойны звания «человек-оркестр». Он и актер, и поэт, и театральный менеджер, и режиссер, и философ. Для эпохи узкой специализации он – загадка, поскольку доктор «левой ноздри» с трудом понимает доктора «правой ноздри», и энциклопедичность, увы, не в моде.

Чуть больше гениальности, и Шекспир был бы целиком элитарен и большинству недоступен. Чуть больше банальности, и он стал бы эпигоном общих фраз, морализирующей пустышкой. Но он именно есть чудно взвешенная смесь банальности и гениальности, позволяющая вкушать от своих плодов и простецам, и умникам разных эпох.

Детали биографии Чапаева за пределами круга специалистов известны мало. Большинству достаточно знать, что герой был усат, храбр, «языков не знал» и утонул в реке (последний факт спорен). Точно так же и творчество Шекспира для большинства из нас в лучшем случае исчерпывается щепоткой знакомых названий: «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта». Гамлет – это жажда мести в крови, уравновешенная холодом абстрактных размышлений. Отелло – слепая доверчивость любви и ее уязвимость перед диавольским нашептыванием. Ромео и Джульетта – остывающие тела двух детей, примиряющие свои враждующие семейства. Там есть еще множество смыслов, пучком торчащих в разные стороны из текстов. А мне сегодня хочется задеть одну попутную идею.

Шекспир жил в Англии. Это, должно быть, известно последнему двоечнику. Шекспир жил в Англии, и команды «Челси» в то время еще не было. А вот названные выше самые известные его пьесы местом действия имеют: «Гамлет» – Данию, «Отелло» – Венецию, «Ромео и Джульетта» – Верону. Места действия расположены за пределами родины и драматурга, и зрителей, из которых подавляющее большинство не были ни в Скандинавии, ни в Италии, потому что не было не только «Челси», но и «British Airways». У меня вопрос: почему? Почему места действий в «стране далече»? У меня есть и полуфабрикат ответа, вычитанный у Мандельштама:

Я получил блаженное наследство –
Чужих певцов блуждающие сны;
Свое родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.

Возможный ответ содержится в двух последних строчках. Человеку свойственно утомляться от знакомых пейзажей. Он грезит «прекрасным далеко», и все сладкие грезы охотнее связывает с чужой землей и чужим небом, нежели с привычным окружением. Величие в повседневности человеку прозревать трудно, и это ужасно. Шекспировский театр был демократичным, доступным, рассчитанным на широкие массы зрителей. И зритель тот охотнее верил в то, что неземная любовь и неслыханная верность живут не под соседской худой крышей, а под безоблачным небом чужой страны, где «я не был и не буду».

Вот почему мы все хотим любви, грустим от одиночества и вздыхаем о счастье, но оглянуться по сторонам не хотим и позволяем сердцу, как легкому воздушному шарику, носиться в разные стороны. Итак, любовь настоящая есть, но не здесь, а в Вероне. И жизнь фонтаном брызжет, но не здесь, опять-таки, а в Эльсиноре и в Венеции. И есть такой массовый зритель, с которым иначе о любви не заговоришь, как только подбривши усики и облачившись в камзол с кружевными манжетами. Такой зритель недалек, и величие шекспировского гения лишь выигрывает от того, что он умел говорить о высоком с недалеким зрителем.

***

Все было бы совсем плохо, если было бы только так и не иначе. Все иначе, например, у Куросавы. У него, именуемого критиками «Шекспиром кинематографа», все великое и смешное, манящее и отталкивающее показано на родном, национальном материале. Борьба за власть, тонкий яд предательства, груз ответственности, легший на слабые плечи случайного человека, то есть вся шекспировская проблематика у Куросавы помещены в японскую историю, выражены сквозь специфику японского восприятия. Там есть место и «Королю Лиру», и «Ричарду III». Ну и что, что царь одет в кимоно и сидит на корточках? Во всем остальном проблемы те же и решаются так же. У Куросавы и экранизация «Идиота» не претендует на костюмированное подражание русскому XIX веку. Одежды, речь, интерьеры, мимика, экспрессия – все местное. Один только смысл – всечеловеческий, достоевский, и ради этого смысла снимается кино. Кино снимается ради того, чтобы понял человек: нравственная коллизия, разыгравшаяся в некоей стране в далекую эпоху, должна быть понятна людям других стран и других эпох без дотошного погружения в детали. История одного сердца должна быть понятна всем сердцам именно как нравственная история. И не важно, что при этом пили: теплое сакэ или холодное шампанское.

Итак, есть первый путь: смотреть на костюмированную жизнь иных эпох и сострадать далекому герою, осознавая, что ты и он – люди разных планет. И есть второй путь: богатство человеческого опыта, живущее в мировой культуре, пропустить сквозь свое национальное самосознание, не копируя внешность, но прикасаясь к проблематике. Вообще, наверное, есть разные пути. Есть еще и третий, и четвертый, и пятый. Важно только не бежать от себя или, убежав на время, к себе же самому вернуться. И понять мир можно только не исчезая как личность. Тот народ, который понял другие народы и усвоил их опыт, оставаясь самим собой, не теряя себя, есть великий народ. Ради этой простой идеи я завел весь разговор. И завел я его в очередной раз потому, что наше время есть время самоидентификации и выбора пути. Плюнуть на все свое и полюбить все чужое есть то же самое, что засовывание головы в петлю. Но замкнуться в себе и проклясть все, что «не свое», есть то же засовывание головы в ту же петлю, только с другой стороны.

***

Великий писатель есть тот, у кого шекспировский размах штормит на 30 квадратных метрах облупленной «хрущевки». Это тот, у кого «Ромео» одет в фуфайку и «Джульетте» не 14, а 40, но боль та же и слезы те же.

Таким же образом и великий народ (внутренне великий, а не только географически) есть тот, который умеет понять, полюбить, пожалеть другого, не потеряв при этом себя самого. Искусство лишь отображает эти ментально-сердечные способности народов.

Куда бы я ни шел и что бы я ни делал, я думаю о Церкви и Родине. О Родине и ее Церкви.

Шекспир говорит об идеале и помещает его далеко. Куросава говорит об идеале и наряжает его в костюм своей отчизны. Я хочу, чтобы наши люди читали и смотрели Шекспира, но действовали, как Куросава.

Ромео и Джульетты ходят по улицам наших городов и целуются в парках на лавочках, не подозревая о том, что про них уже давно все написано. Гамлеты меряют шагами комнаты и вынашивают разнообразные планы, которые уже давно и выношены, и рождены. Стоит только поинтересоваться этим вопросом, чтобы узреть себя со стороны. Тысячи ревнивцев исцелились бы душой и перестали бы пить напрасно кровь из своих подруг, погляди они хоть раз трагедию про мавра венецианского.

Народу нужно думать, расти, стремиться понять себя и мир вокруг себя. Нужно нащупать связи с далеким прошлым и предощутить будущее. Не себя наличного нужно обожествить, и не «чужое далекое» нужно полюбить, но свой сегодняшний день нужно постараться превратить в место встречи времени и вечности, в точку соприкосновения великого с малым.

«Я в мире, и мир больше меня», – говорит человек. «Но мир также и во мне, и я хозяин мира, который ношу в себе», – продолжает человек. Интересен человек, мыслящий таким образом. Народ же, способный мыслить так, как этот гипотетический человек, не просто интересен. Он… боюсь сказать, каков этот народ.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Василий 9 сентября 2012, 01:08
Отличная статья!
Колхозник29 мая 2012, 21:58
Если бы Бог дал мне мудрость познать истинную историю человечества-я бы наверное сошёл бы с ума...Насколько правдива написанная история, и кем она написана?...
Геннадий26 мая 2012, 17:32
Что мы знаем о Чапаеве,Шекспире,Куросаве,что мы знаем о англичанах,японцах?Что мы знаем о прошлом?Но каждый из нас знает, что театр это место лицедейства, генератор страстей.Убедитесь: в наше время каждому доступно купить билет на самое дальнее место балкона в одном из множества этих городских пантеонов.Итак, театр не место поиска истинны,даже если лично мне нравиться человек Чапаев/Шекспир/Куросава,самое большее,что я могу сказать про них "даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего".В самом деле есть ли разница в совершении разврата во дворце или в вонючем подвале? Есть разнице в совершении разврата сладкоречивыми стихами или грубым матом? Есть ли разница между развратником с высшим образованием или развратником без образования?Зачем люди ищут Церковь,ведь если источник истины театр,то по критерию историчности у него явное преимущество,а следовательно больше потенциал знания и мудрости.Мое мнение:я всегда скажу человеку-"хочешь научиться разврату иди в театр" и "хочешь прийти к Богу не ходи в театр".Я боюсь соблазнить ближнего: зачем мне "мельничный жернов на шею"?
Андрей25 мая 2012, 20:16
Вспомните Гамлета в исполнении Владимира Семеновича Высоцкого - "Быть или не быть!" Где это происходит? Вы можете ответить на этот вопрос? ГДЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ? ГДЕ? В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА! какая география? география отдыхает! ЭТО ГЕОГРАФИЯ СЕРДЦА / если уж проводить такую не очень корректную параллель, то возможно тут можно вспомнить, что "нет пророка в своем отечестве".
астафоркин22 мая 2012, 19:22
Ленин называл «полезными идиотами» тех, чем ловкие люди манипулируют, в своих интересах. Дух нашего времени характеризуется особой силой и интенсивностью демонических сил. Христиане всегда сопротивлялись духу времени. Можно предположить, что сопротивление будет таким же как воздействие. Спящий тигр в клетке мало похож на тигра. Но если ткнуть палкой ему в морду, то сразу поймешь, что это тигр.

Наше время это:

1. Разрушение Божьего мира и замена его на искусственный.

2. «Порча человека». Замена его на одномерное существо.

Для осуществления этого с момента Просвещения проводится прометеевский проект в двух экспериментах: коммунистическом и либеральном. Результат «порчи человека» в коммунистическом проекте – это советский человек, в либеральном – американец. В этом проекте воздействие на русских было наибольшим. В коммунизме мы забежали впереди всех (Гулаг) и в либерализме (90 годы). В обоих случаях мы дошли до дна. Разрушение Божьего мира можно оценить по двум критериям: загрязнение и обезличивание (снижение меры разнообразия). Обезличивание можно применить к культурной среде, как наш приход и вся Церковь, где кликушество-фарисейство пытается выдавить все православные формы, убив тем самым жизнь и возможность спаситись. Идет попытка взять крепость изнутри, попытка самая эффективная и опасная.

Отец Иоанн имел в виду, наверное, театр в храме.

Алексей22 мая 2012, 13:45
Спаси Вас Господи за эти интересные мысли, за живую христианскую любовь к искусству.
Сущность Православия и православности, по моему, - не в одеянии священников,не в восьмиконечном кресте, а в правильном, согласном с духом Христианства миропонимании. Поэтому можно, наверное, говорить о православности в музыке Гайдна, Бетховена, Брамса, Малера, в прозе Бальзака и Диккенса, в картинах Гейнсборо и т.д. Православное миропонимание позволяет нам восстановить первоначальный незапятнанный смысл художественных творений.
Инна21 мая 2012, 20:04
читатель для Людмилы:
Вот,что говорит св. Иоанн Кронштадтский...

Есть люди, которые очень далеки не только от духовного, но и от душевного. Для них театр - это совершенно иная, высшая жизнь.
читатель для Людмилы21 мая 2012, 12:18
Священный сан вообще не является гарантией правоверия и благочестия. Мирянин -- такой же член Церкви, как и священник, и именно МИРЯНЕ говорят при рукоположении -- "аксиос",если считают человека достойным.

Вот,что говорит св. Иоанн Кронштадтский:
"Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой."
"Театр - школа мира сего и князя мира сего - диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла, чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь..."
("МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ", заметка 997 или 998)

Сергей21 мая 2012, 09:47
Думающий,да поймет.
В данном материале - несколько пластов.
Отличная статья,и на мой взгляд,ни в коей мере не противоречащая предназначению иерея,а помогающая увидеть присутствие Творца в обыденной жизни.
Людмила20 мая 2012, 20:38
Постоянный читатель статей о.Андрея(да не оскудеет Его творчество),может сказать,что сей автор-человек мыслящий и любящий это делать.Пишу я это не для того,чтобы польстить.Во-первых,уму тоже нужна постоянная пища,как и желудку.Можно брать ее из жизненных наблюдений(что у о.Андрея присутствует),можно из литературы,искусства,из личного общения с другими людьми,и ,конечно из Писаний.Во-вторых,человек,"замкнутый" на своих житейских проблемах,не интересующийся ничем,кроме земных забот,хочет или нет-оскудевает умом.Вот почему на наших улицах матерная брань(лексикон явно страдает ,как и культура),вот почему наши дети "зависают" на играх,потому что книга им не интересна.Ум надо заставлять "работать",он тоже такой же орган,как печень и сердце.Увы,но даже верующий человек,с узким "кругозором",не умеющий правильно и грамотно выразить свою мысль,говорящий о духовных вещах,может показаться смешным.А уж как важно священнику донести Слово,владеть им.И,простите меня читатель,просто смешно слышать из мирских уст наставления о трезвлении и борьбой со страстями и т.п.священнику.Читая это,можно подумать,что Вы-как минимум Антоний Великий.
Татьяна20 мая 2012, 17:54
читателю:
"Священник предлагает читать и смотреть театральные пьески.
А как это сочетается с борьбой со страстями, с трезвением, с христианским благочестием ?"

У Шекспира - не "театральные пьески", а трагедии с высоким накалом нравственной проблематики. Их как раз нужно и читать, и смотреть, чтобы глубже познать самого себя. Каков человек, до чего он может дойти, будучи в плену губительной страсти... Говорят, умный учится на чужих ошибках. Высокое искусство, литература способны - безусловно, по Его, Божественному, промыслу - многих думающих и чувствующих людей привести к Богу (знаю это не понаслышке).
А по поводу комментариев об "уменьшении иерея" (простите за перефразировку): человеку (и народу), который имеет в себе Бога, ничто не вредно, он причастен Истине, и все он обратит на пользу своей душе - и то, что "одесную", и то, что "ошую". И главный его труд состоит именно в этом. Мне кажется,что об этом статья о. Андрея. Вчитайтесь: "свой сегодняшний день нужно постараться превратить в место встречи времени и вечности". Это пишет Иерей,проповедник, который обладает еще и литературным, публицистическим даром. Простите, братья, ему этот "недостаток". Спаси Господи, о. Андрей!
Галина20 мая 2012, 16:43
Читателю. Простите, но статья, возможно, написана не для тех, кто понимает, что такое страсти и добродетели, борется с первым и приумножает второе, а для того, кто об этом, возможно, ещё и не знает. Чтобы "девочки и мальчики, целующиеся в парке", вообще хоть что-нибудь толковое прочитали для начала. Или скорее их учителя или родители, прочитав статью о.Андрея,задумались бы о своей обязанности и ответственности и помогли бы малышне.
анна20 мая 2012, 15:12
читатель:

Священник предлагает читать и смотреть театральные пьески.
А как это сочетается с борьбой со страстями, с трезвением, с христианским благочестием ? НИКАК.

А еще ни в коем случае нельзя допускать детей на уроки литературы!!!)))
Вера20 мая 2012, 13:24
"Плюнуть на все свое и полюбить все чужое есть то же самое, что засовывание головы в петлю. Но замкнуться в себе и проклясть все, что «не свое», есть то же засовывание головы в ту же петлю, только с другой стороны."
Браво, отец Андрей! Я даже не буду писать о содержании, ведь всем понятна мудрость и своевременность Ваших статей, из которых постоянные посетители сайта не пропускают ни одной) Позвольте восхититься Вашим слогом! То, о чем Вы пишете, волнует каждого христианина, и похожие мысли, наверное, возникают у многих. Но очень немногим дано так красиво и образно их выразить)
Владимир20 мая 2012, 13:07
1.Стиль написания о. Андрея похож на сеть, в которую попадает всякая рыба, потому всякая гордыня унижена, бывает уже на земле, от слов своих оправдываемся или осуждаемся. Свет истины желает понять каждый, но не каждый познает, ибо не мы , а Он открывает Себя, сможешь ли сегодня понести двойное зрение на себе, как чрево пухнет от переедания, так и от Его мира голова будет пухнуть. Потому, когда немощи окружающих не в полноту наших немощей, а в полноту мудрости, тогда и будем говорить о мудрости, а деревья, не приносящие плода, обычно проходят мимо. А смертным недано убить то, что создано свыше, потому, что толку возле пустышки вертеться, подобные нам всегда мудры, каждый и иди к своим мудрецам. Достаточно одной фразы, и это тоже общение близких по духу, ибо двойное зрение в этом мире – одиночество, зажатое в тисках между двумя мирами.
Владимир20 мая 2012, 13:07
2.Потому, каждый общаясь на сайте, преследует свои цели, одни от горя от ума, другие от радости встреч, тогда не только слышим друг друга, но и учимся, а если не меняемся, то и вера наша пуста, но только и перемена не от ума, а от видения. Потому прежде, чем общаться на одном языке с о. Андреем, недостаточно познать Бога, недостаточно познать Страх Божий, необходимо все переварить, как пищу, но в данном случае духовную, потому и духовная литература золотого наследия православия полезна будет в данном случае до общения с протоиереем Андреем . Почему озвучил, потому что о. Андрей мимо диких плодов пройдет мимо, но в скорби, но мы не одиноки, только разбросаны по всему миру, как семя, уносимое ветром перемен, дабы упасть в плодородную почву, но все ли принимают это семя, и имя ему – Слово Божие. А Ему нет нужды в многословии.
Владимир20 мая 2012, 06:14
читателю (2012-05-18 12:49)

Полностью с вами согласен! Тем более, что не чувствуется в речи священника громогласных проклятий в адрес падшего мира или хотя-бы елейных и патокой исходящих словес о святой старине. :)
Инна19 мая 2012, 23:35
Юрий:
Батюшка Андрей, чем больше статей Вы пишете, тем МЕНЬШЕ вижу в Вас ИЕРЕЯ :(

Каждому- свое. Если у вас сейчас, допустим, высокий духовный настрой, вам неинтересно ничто мирское - это прекрасно. Но стихи и пьесы - часть нашей жизни. И для людей искусство может быть и камнем преткновения, и чем-то возвышающим. Светское искусство ниже духовных исканий и все же... Английские полицейские приходили на пьесы Шекспира - они таким образом ловили преступников. Многие люди, очищенные его искусством, каялись в своих грехах.

Почитайте (или вспомните) из жизнеописания старца Варсонофия Оптинского об искусстве. Там очень об этом много и полно сказано.
Татьяна19 мая 2012, 21:57
Спаси,Господи, отец Андрей!
Эк, Вас, Юрий, зацепило.. Думать всегда тяжело, легче следовать стереотипам. Статья хороша и тема: вот - мир (человечество), вот - я, вот - мы (народ), вот - Господь, и это все перетекает между собой.
Меня всегда удивляла наша классическая литература, музыка, живопись и многое др. Откуда при такой жизни народа, такая красота и сила? Пока не поняла, что источник этого в вере , в Православной вере нашей. Помните чудесный лов рыбы, когда Иоанн сказал Петру: "это - Господь!" когда соприкасаешься с прекрасным, это иногда слышишь.
Простите.
Елена Джеджелава19 мая 2012, 21:27
Читателю. Подобные статьи не пример обмирщения, а пример того, что Дух "дышит где хочет". Если мы по-прежнему желаем сохранить классическое образование для наших детей с тем, чтобы они читали хорошие переводы Шекспира, Ибсена, Байрона, знали нашу русскую классику, то мы должны читать подобные рецензии наших батюшек. И слава Богу, что он нам таких батюшек посылает. Из моего личного опыта скажу, что никто не сможет для нас "раскодировать" классиков, как человек, хорошо знающий писание. Иначе мы погрязнем в ремейках "Золотого петушка" и "Онегина", где Татьяна пишет письмо Онегину на компьютере. Отец Андрей, пишите больше. Вы нам нужны. Вы спасаете для православных истинную культуру.
Ольга19 мая 2012, 20:25
"...великий народ ... есть тот, который умеет понять, полюбить, пожалеть другого, не потеряв при этом себя самого..."
о, если бы не потерять себя..
наталия19 мая 2012, 19:24
Да, для меня отец Андрей -непререкаемый авторитет в течение того времени, что я читаю его тексты. Два года, учитывая, тексты пишутся практически каждый день. Но сейчас уже боюсь: много текстов и всё правильно, и всё уже бесполезно всем. Отец Андрей, но вы-то знаете, когда пора закругляться. Христос Воскресе!
Евгений19 мая 2012, 18:39
А я согласен с Андреем Ткачевым. Он и в предидущих своих статьях высказывал мысль, лучше процитирую: "Церковь многое запрещала. Например, кровавые зрелища в Риме или танго в Аргентине. Хороша была бы Церковь, если бы все разрешала! Что-то запрещенное умерло, что-то изменилось, а что-то и не думало умирать. Сколько было сказано гневных слов, причем людьми часто святыми, по поводу строительства драматических театров близи храмов, или пьес, идущих на сцене накануне праздников. Сегодня эти слова нельзя повторять. Во-первых, театры могут быть самым приличным местом из числа тех, что окружают наши храмы. Во-вторых, держа руку на пульсе, сегодня можно звать людей в театры. В обществе, которое на каждом шагу шепчет человеку: «Смысл жизни — потребление», хороший театр — друг Церкви хотя бы потому, что шепчет человеку: «Думай и сострадай». А вот превращение массовых зрелищ в главное удовольствие и чуть ли не смысл жизни — несомненный грех и безобразие. Церковь может, указав на беснующиеся трибуны, сказать: «Вот где зло. Это — смерть отдельной души и рождение стада»".("Скоро в Киеве футбол").

Вероника19 мая 2012, 14:19
Я а вижу любовь к слову. Любовь к литературе. По-моему это прекрасно, когда человек в состоянии сочетать любовь к литературе и способность к рефлексии. Часто же читаем на автомате, литературу или молитвы, часто списываем сочинения, повторяем чужие мысли из газет, а создать/написать что-то самому, да еще выразить это литературно... Найти мысли и слова. Необычная статья, самобытная. Я рада, что автор способен не зарывать свой дар, а будучи священником нести его людям в особой форме. Есть же священники физики, химики, историки и каждый из них раскрывает для нас Бога с новой стороны. Надо ли осуждать человека за написание статей, за мысли? Нет. Комментировать конечно легко, надо просто с любовью коментировать, а то обидим, а он растроится, и этот огонек на время погаснет. Жалко,  и зачем?
ольга19 мая 2012, 13:49
Не ругайте священников, люди..

Не ругайте священников, люди,
Досаждая безжалостно им.
Как стоять перед Господом будем,
Нас оправдывать будут они.
Не ругайте владык, вас прошу я,
Добавляя душевных им ран,
Ведь они несут ношу большую
За себя и за нас, прихожан.
Когда мы перед Богом предстанем,
Как просить будем их, чтоб они
Перед Господом нас оправдали,
Как в глаза мы смотреть будем им?
Там ведь станет все явно, открыто,
Кто на них изливал клевету,
Что от глаз было здесь так сокрыто,
Обнажит там свою наготу.
Нам священники здесь отпускают
Все грехи, как ни тяжки они,
И к причастию нас допускают,
Врачевали чтоб души свои.
Дьяконов не ругайте вы также,
Пред Престолом ведь служат они,
Их служенье пред Господом важно,
Дух Святой почивает на них.
Не ругайте священников, люди,
Вас молить буду я вновь и вновь,
Если мы их любить верно будем,
Тем к Творцу мы проявим любовь.



ольга19 мая 2012, 13:47
Кто дал право называть пьесу- пьеской? Рост духовный идет в ногу с ростом кругозора нашего и в этом едином целом формируется личность а не рыло!Нет ничего дурного если человек сходит в театр и прочтет книги которые стали классикой!
Татьяна19 мая 2012, 11:04
Отец Андрей! Огромное спасибо! Храни Вас БОГ!
Александр Н. 19 мая 2012, 01:37
Когда Иоанн Златоуст учился, о ужас, у язычника Ликиния, какой дурной пример обмирщения подавал он христианам. Умолчим о Василие Великом, его почтением к греческим поэтам и философам. Да укрепит Бог отца Андрея.
Светлана19 мая 2012, 00:26
Благодарю за статью. Просто здорово!!!
А всем сомневающимся хотелось бы вот о чем сказать. Кто-то из святых отцов сказал,что мы должны об одном жалеть - о том, что у нас нет классического образования. Классическое образование дает не только знание, но и понимание сути происходящих в нашей жизни событий. К тому же у всех нас свой путь к Богу. Через чтение великих произведений классиков душа человека приблизится к Богу и тогда ему будет уже незачем читать Шекспира. Он будет читать псалтырь и молитвы, когда придет время.Но священник на мой взгляд должен владеть самым обширными знаниями во всех областях жизнетворчества, чему яркий пример отец Андрей. Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!!
Dmitriy18 мая 2012, 23:52
Spasi Vas Gospod nam Na radost I poucheniye! Ogromnyj privet I nizkij poklon Vam Svyatejshyj Otets iz West Hollywood!
Юрий18 мая 2012, 23:04
Позвольте заступиться за Шекспира: насчёт преувеличенной любви Шекспира к дальним странам сам автор сильно преувеличил: место действия ВСЕХ его исторических хроник - Британия, известные трагедии "Макбет" и "Король Лир" - также Британия, комедии "Виндзорские насмешницы" и "Буря" - тоже. Кроме того, у Шекспира, как и у Куросавы - римляне, греки, итальянцы выглядят и ведут себя вполне как современные ему англичане. Он пользовался источниками, которые входили в популярный круг чтения людей того времени и вовсе не были экзотикой - напр. Плутархом. Италия для англичанина того времени не была далёкой экзотической страной, а была своего рода культурной родиной. Так что противопоставление Куросавы и Шекспира - натянутое.
Светлана18 мая 2012, 22:33
Юрий Вы не правы! Отец Андрей на сегодняшний день, как никто иной, подходит под определение - пастырь овец пасущий! Для меня, как и для многих моих знакомых, он является образцом современного священника. Образован, (замечу, что не просто образован, но и всесторонне развит), тактичен, с чётким пониманием "что такое хорошо и что такое плохо". В своих статьях и проповедях он учит нас строить здоровые отношения не только с окружающими людьми но и с Богом, а на сегодняшний день это немаловажно. Очень многие, после прочтения случайно попавшей в руки книги Ткачёва, впервые переступали порог храмов и узнавали, что православная церковь это не собрание "унылых неудачников", а совсем даже наоборот. Статьи о.Андрея заставляют думать и на всё иметь свой разум, а не превращаться в слепых фанатиков без намёка на любовь ко Христу и ближниму. А если это происходит, то можно сделать вывод о том, что этот человек занимает своё место, именно то место предназначенное ему Богом!
Андрей18 мая 2012, 22:05
Отец Андрей, спасибо за статью!
Но я не понял, читал несколько раз, поясните пожалуйста Вашу мысль.

Шекспир в своих трагедиях обращается ко внутреннему миру человека, поэтому внешний мир значения не имеет, а если и имеет, то очень малое, второстепенное. Шекспира можно смотреть и в Японии и в Америке и в Папуа Новая-Гвинея, декорации, костюмы, место и время не играют роли, на первом месте душа человека, вне пространства и времени. Разве Вы могли бы сказать, что есть СВОЕ И ЧУЖОЕ ПРАВОСЛАВИЕ? Или разве менялся бы смысл греха, осуществленного в Индии, от греха содеянного в Канаде?

Ответьте пожалуйста, Отец Андрей!
Натали18 мая 2012, 20:56
"Юрий: Батюшка Андрей, чем больше статей Вы пишете, тем МЕНЬШЕ вижу в Вас ИЕРЕЯ :( "

Всегда легко критиковать публичных людей. Наверное, потому что они на виду. Никто не узнает, как нелегко быть активным миссионером, писать статьи, постоянно общаться с людьми и совмещать все это с Крестом Священства, пока не побывает на месте такого человека. Предидущий комент напоминает: "Чем больше девушку мы любим, тем меньше нравимся мы ей". Значит: "Чем более отец Андрей выражает свою любовь к нам (грешным современным людям) через написание статей, тем меньше мы видим в нем иерея". Так что, лучше молчать? Нет, отец Андрей, пожалуйста, пишите! Да поможе вам Господь в этом нелегком труде!
человек18 мая 2012, 20:39
Согласен с Юрием ( 2012-05-18. 15:50 ).
Владимир18 мая 2012, 19:27
Аксиомы, постулаты не требуют доказательств, как и догмат веры. Гипотеза всегда опровержима, значит, всегда фальсифицирована, причем имея миллион достоверных фактов, а в науке о духах еще и извращена. Бесполезно заставить свинью говорить, она все равно будет только хрюкать, кому же уподобимся гипотетическому, или преклоним головы перед миром, превосходящему всякий ум.
Андрей18 мая 2012, 18:53
Отец Андрей, спасибо за статью!
Но я не понял, читал несколько раз, поясните пожалуйста Вашу мысль.

Шекспир в своих трагедиях обращается ко внутреннему миру человека, поэтому внешний мир значения не имеет, а если и имеет, то очень малое, второстепенное. Шекспира можно смотреть и в Японии и в Америке и в Папуа Новая-Гвинея, декорации, костюмы, место и время не играют роли, на первом месте душа человека, вне пространства и времени. Также как и Святое Писание, Евангелие, святоотеческая литература затрагивают внутренний мир – не национальные и географические мотивы. Разве Вы могли бы сказать, что есть СВОЕ И ЧУЖОЕ ПРАВОСЛАВИЕ? Или разве менялся бы смысл греха, осуществленного в Индии, от греха содеянного в Канаде?

Ответьте пожалуйста, Отец Андрей!
вот мой мэйл opkbuklet@yandex.ru
Андрей18 мая 2012, 18:40
из школьного сочинения:
«Кажется, ясно: место действия Гамлета – Эльсинор, резиденция датских королей. В тексте пьесы неоднократно подчеркивается, что все происходит в Дании в те отдаленные времена, когда она завоевала часть Англии и английский король стал данником датской короны. Но читателя не покидает ощущение, что за исключением упоминаний, что перед нами Дания, ничего специфически датского в трагедии нет. Шекспир намеренно приближал действие к понятиям зрителей его театра. Недаром Гете отметил, что где бы ни происходило действие пьес Шекспира, перед нами всегда «Англия, омытая морями» и шекспировские римляне не столько римляне, сколько англичане.

Впечатление безошибочное, и Гете объяснил его: герои Шекспира прежде всего люди. Художник так тонко и точно уловил общечеловеческое в героях, которых он извлек из римской истории, скандинавской саги и, итальянских новелл, что, за редкими исключениями, место действия воспринимается обобщенно. Это было еще более четкое театре Шекспира, где спектакли шли без декораций и актеры играли в современных костюмах.

Когда происходят события трагедии? В дохристианские времена легендарного Амлета или в эпоху Шекспира? Зная, как обстоит дело в пьесах Шекспира с местом действия, мы уже на пути к ответу и на вопрос о времени действия. Оно сейчас и всегда. Поэтому безразлично, какими декорациями обставят «Гамлета» в театре. Существо трагедии оставалось неизменным.»

http://schooltask.ru/mesto-dejstviya-i-vremya-tragedii-gamlet/
р.Божия Ольга 18 мая 2012, 17:25
Спаси Господи !!!
Отличная статья ,спасибо .
Юрий18 мая 2012, 15:50
Батюшка Андрей, чем больше статей Вы пишете, тем МЕНЬШЕ вижу в Вас ИЕРЕЯ :(

"Чуть больше банальности, и он стал бы эпигоном общих фраз, морализирующей пустышкой."

ПРОСТИТЕ.
Евгений Соколов18 мая 2012, 12:59
"Куда бы я ни шел и что бы я ни делал, я думаю о Церкви и Родине. О Родине и ее Церкви".
Очень хорошо... Всем бы нам такие думы...
читатель18 мая 2012, 12:49

Священник предлагает читать и смотреть театральные пьески.
А как это сочетается с борьбой со страстями, с трезвением, с христианским благочестием ? НИКАК.

Может, я не прав, но подобные статьи -- пример обмирщения.
Андрей18 мая 2012, 12:47
"величие шекспировского гения лишь выигрывает от того, что он умел говорить о высоком с недалеким зрителем" -БРАВО!!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×