***
Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы, чего он был, несомненно, достоин. Говорю это с полной ответственностью за каждое слово, ничуть не сгущая красок: если бы народ действовал в подобных случаях более жестко и адекватно, наглость шакалов уменьшалась бы на глазах. Говорю это также и с точки зрения последующей истории, которая для нас уже является прошедшей, а тогда лишь предчувствовалась и неясно различалась. Недалеко были уже времена неслыханного поругания веры, но прежде, нежели душить попов епитрахилью или «причащать» раскаленным оловом, нужно было кому-то начать с дерзкого глумления над Церковью, таинствами и служителями.
Древний Змей выползал из-под земли, и его отравленное дыхание рисовало многим миражи близкого всемирного счастья. Во имя будущего нужно было прощаться с прошлым. Кощунство – одна их форм подобного прощания. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда простой мужик на спор вынес за щекой из храма Причастие, чтобы выстрелить в Святые Дары из ружья (!). Было дело, Есенин выплюнул (!) Святое Причастие, в чем бахвалился перед Блоком. Вроде бы в том же замечен был в гимназические годы будущий любимец Ленина – Бухарин. Многие, имже несть числа, срывали затем с себя нательные кресты с радостью, и если бы можно было, то согласились бы смыть с себя и крещение какой-нибудь жертвенной кровью, как это хотел сделать Юлиан Отступник. Нужно понять, что в канун революции большие массы народа натуральным образом бесновались, дав место в своем сердце врагу. И у одних это беснование было облачено в гражданский пафос, а у других – в оправдательные речи для этого пафоса. Диавол был закономерно неблагодарен со временем и к тем, и к другим, пожрав с костями и строителей «нового мира», и разрушителей «старого», и любителей придумывать одобрительные аргументы для тех и других.
Но кем был в своих собственных глазах упомянутый студент? Хулиганом? Кощунником? Нет, что вы! В своих глазах он был героем и выразителем социального протеста. Какие-то поверхностные брошюры помогли ему сформировать жалкое мировоззрение. «Вы мне ответите за инквизицию, за Джордано Бруно и за гибель цивилизации ацтеков», – возможно, бормотал он, вынашивая планы, как отомстить Церкви. Должен же что-то гневное бормотать про себя глупый человек в свои прыщавые годы, когда бес уже вселился в него и тащит на свои дела. Ведь и сегодня, в период всеобщей грамотности, люди бормочут подобную ахинею.
Студент, вероятно, крепко веровал, но не в Воскресение Христово, а в торжество прогресса и в гуманизм. Ради одной веры он оскорблял другую, всюду заметную, но сердцем не усвоенную. Он оскорблял эту веру, стремясь приблизить ее конец.
Тогда он ушел из храма на своих ногах, и, что было с ним после, мы доподлинно не знаем. Но мы хорошо знаем, что было в общих чертах с этими многочисленными «бледными юношами со взором горящим». Тот, кто вошел в храм с целью ударить священника, вряд ли проживет затем всю жизнь в «благочестии и чистоте». Его неизбежно окрылит сошедшая с рук безбожная выходка, и в глазах многих он станет смельчаком, презирающим ветхие устои. Что запретит ему бросать бомбы в жандармов, или строчить антиправительственные листовки по ночам, или точить топор, как новый Раскольников? Что запретит ему окунуться в вихрь борьбы с самодержавием, ища то ли счастья для миллионов, то ли большей, хотя и минутной, славы себе? И если он дожил до Февраля, то со слезами радости и с визгом, свойственным всем взвинченным натурам, он приветствовал отречение императора. Потом был Октябрь, и если он не был среди большевиков Троцкого-Ленина, то мог оказаться среди тоже радикальных и любивших пострелять эсеров.
Кто убил его, оставшегося в живых тогда, в Андреевском соборе? Ведь наверняка кто-то убил его в том сумасшедшем XX столетии, когда самые невинные люди редко удостаивались смерти в собственной постели? Да кто угодно. Пуля белых в гражданскую. Пуля красного палача в застенках «красного террора». Та же пуля того же палача, только позже, когда «социализм уже был построен». А может – голод и цинга на стройке века или нож уркагана – на той же стройке. А может, он сам залез в петлю, видя, как не похоже то, за что он боролся, на то, что подобные ему бесноватые люди (не без его участия) построили. В этом случае он сэкономил для Родины пулю, хотя никто за это спасибо ему не сказал.
***
Но перенесемся на время опять в Андреевский собор Кронштадта. Еще не было бунта на Императорском флоте. Еще не было мятежа, для подавления которого Тухачевский сотоварищи побегут по льду в атаку при поддержке артиллерии. Гумилев еще не расстрелян. Еще на троне – последние Романовы, а в храме чудотворно служит Всероссийский пастырь Иоанн Ильич Сергиев. Вот какой-то мерзавец поднимается на амвон и прикуривает от лампады над местной иконой папиросу…
Завтра почтеннейшая публика, хихикая, прочтет об этом событии заметку в свежих номерах либеральной прессы.
Теплохладность и индифферентность пытаются втемяшить как благодетель, прикрываясь Всеблагостью Христа.
Простите, Сергий, а пытаться представить суд Линча как благодетель, прикрываясь защитой святынь - это лучше?
Сказанные слова о. Андрея следует понимать буквально, он сам пищет: "Говорю это с полной ответственностью за каждое слово, ничуть не сгущая красок". То есть никаких гипербол и метафор - именно так и надо действовать.
На прямое утверждение - прямой вопрос: что о. Андрей предлагает: начать прямо в храме "раздирание" того парня или на улицу "поговорить" выйти и поступить с ним по закону Линча за пределами церковной ограды?
Увы о, Андрей не предлагает остановить человека и придать его уголовному суду (а по законам Российской Империи такие действия карались уголовно), а устроить настоящий самосуд, чудовищный и беспощадный. Никого не коробит такой подход?
Жаль видеть такую авторскую позицию уважаемого священника, позицию которого по иным вопросам я выслушаваю и часто разделяю.
А сколько народу из-за такого "приема" больше не придут в Церковь... А многие,действительно,могут решить,что "Бога нет"... С чем борется Патриарх. Вы сами ответили на вопрос,почему имеют успех секты,протестантский тип религиозности или исламская коммуна.
В первую очередь я отнес бы смысл всего сказанного к отношению части православных к простым иноверцам и простым людям с запада, хотя к их отношению ко многим с Болотной площади или к части защитничков Самодурова это тоже относится. Не стоит рвать кукол, если кукловоды вне пределов нашей досягаемости.
Самое поучительное во всем, что я прочитал - слова Игнатия Брянчанинова, приводимые о.Евгением. "Не покусись остановить его немощною рукою своею". Патриарх Тихон высказывался в том же духе. А то я тоже в Церкви стал мастер останавливать. Мне плохо от такого состояния души, злоба не ведет к спасению.
Такое вот вышло кощунство. Обидно, и выхода не вижу, потому что не всё могу исповедать - память отказывает при попытках вспомнить содержание моей лжепроповеди в лавке. Но морду мне набить хотели.
В моей неверующей юности я стал, как я считаю, жертвой провокатора, затащившего меня в церковную лавку с целью стравить меня с православными и тем самым поглумиться над истиной. Он добился своего - я выругался в разговоре с ним, стоя в очереди, матом, только ради того, чтобы говорить с ним на его языке, чтобы он меня понял. Я вообще общался с ним, как я считал, ради его просвещения, ничего не зная не только о провокаторе жиде Схарии и его делишках, но и о Боге. Естественно, возмущенные верующие вмешались после мата, и произошла десятиминутная словесная свара, в которой лгали обе стороны. Я тщетно пытался доказать, что проповедую - меня принимали за того самого кощунника-студента, еле сдерживаясь, чтобы не разорвать меня. Боль у меня осталась после этого на всю жизнь, вскоре после этого я стал открыто бесноваться. Прийти извиниться я побоялся.
Только хорошо ли стало тем, кто так зло защищал тогда Церковь в сваре со мной? А дружок-то мой, провокатор, сухим из воды вышел...
Так что, сами понимаете, сколь я благодарен батюшке Евгению за отклик и за слова аввы Дорофея, которых я не знал и которые мне не грех бы применить к себе, поскольку многих я невзлюбил сам.
Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.
Спасибо о.Евгений ! Где Вы служите? Жаль , что невозможно узнать. Мы ,называясь Христианами , не слышим
Спасителя , забыли , что Суда ещё небыло, забыли слова
" не почитай нечистым ни одного человека ".
" милости хочу а не жертвы ".
Забыли, как во время предательского поцелуя, Господь называет другом ?
Называясь Христианами требуем " око за око "?
Господь на Кресте о нас, распинавших Его, молится , а Матерь Его стоит у Креста , взирая на Распятого Окровавленного Сына ?
Спаси нас Господи ! Не дай озлобится .
Простите, Ваш ответ мне, противоположен тому, что Вы сами же высказывали ранее в комментарии от 17.09.12 г., по сути Вы пересказали мое мнение от 18.09.12 г., и тут же - не завершаете предложение суждением, что "что предмет дискуссии несколько иной...". Если мы оба правильно понимаем смысловое значение слов русского языка, то о чем мы с Вами дискуссировали ранее? Объяснитесь, пожалуйста, мне очень не понятна такая манера ведения спора, можно ведь завершить сложный для Вас разговор, просто заявив, что остаетесь, не смотря ни на что, при своем, известном только Вам мнении, а не спекулировать несуществующим уклонением оппонента от поставленной проблематики. Разве, мы женщины?
Преподобный Серафим Саровский был сильнее напавших на него крестьян и в руках у него был топор, но он не сопротивлялся. Святые Борис и Глеб предпочли сами умереть, чем идти войной на брата. В конце концов, Сам Господь принял смерть за врагов своих, и с Креста молился за них...
Но хотелось бы обратить Ваше внимание, что предмет дискуссии несколько иной...
Православный христианин связан, среди прочих, заповедями Иисуса Христа: а)"...молитесь за врагов ваших ... благословляйте врагов ваших"; б)"...ударившему в щеку подставь другую".
Допустим я очень сильный и вооруженный человек, но никто об этом не догадывается, в т.ч. и злонамеренный южанин-иноверец, убивающий христиан. И вот он делает на меня нападение, которое мне очевидно и я способен убить его намного раньше, чем тот рассчитал в своих планах для самого неблагоприятного исхода. Бог ставит меня "в ситуацию ... и ожидает поступка". Если я убью врага раньше, чем тот меня ударит - я совершаю намеренное убийство человека, т.к. окончательно его намерения мне не известны: враг мог остановиться в последний момент. Если я позволю ударить себя, то после этого события, я оказываюсь связанным заповедью б), и обязан ее исполнить. Т.е. в принципе умереть. Спрашивается, что "духовное" я должен делать в интервале времени между первым ударом и вторым - смертью. Может быть Бог ожидает, что я исполню заповедь а)?
Теперь вернемся к Вашей рекомендации: где больше духовности - в час смерти помнить заповеди и суметь исполнить их, или убить во имя любви к ближнему, а потом помолиться и благословить мертвого врага?
Нельзя сводить действия "духовной природы" только к молитве. Иначе получится, что Бог ставит нас в определенную ситуацию, побуждает к поступку (да, духовному, а не зверскому), а мы говорим Ему: "Господи, сделай за нас Ты". Мы - воины, и должны сражаться во всеоружии (Еф.6,13), а это не только молитва. Главное не забывать, что сражаемся за Любовь, и не хотим потерять ее в пылу ревности: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим.12,21). Любовь может быть строгой (иной раз это неизбежно), но она остается любовью. Для нее равно дорог и оскорбленный пастырь, и заблудшая овца (а может, овца еще дороже: Мф.18,12). Любовь всегда активна, в ней равным образом нет и ненависти, и равнодушия. Зачастую мы не видим альтернативы между жестокостью и бездействием, потому что слабы в своем грехе. Есть пример, который помогает нам понять Божественный закон любви: "...Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим..." (Лк.11,13). Мы остановим своего ребенка, когда он делает зло, накажем его, но никогда не отвергнем и тем более не убьем. Мы строги настолько, сколько нужно для его блага.
Судя по глагольным окончаниям Вы женщина, поэтому, позволю себе, указать Вам на некоторое Ваше непонимание цели обсуждения и самого процесса дискуссии.
Два Ваших суждения: "два пастыря (о.Андрей и о.Евгений) вряд ли между собой в ближайшее время договорятся, а как быть нам, прихожанам?" и "Я для себя РАЗДЕЛЯЮ в данной ситуации поведение Св. пр. Иоанна Кронштдатского и поведение паствы", не имеют между собой смысловой связи.
В статье не ставиться вопрос: "Правильно поступил в той ужасной ситуации Святой Иоанн Кронштадтский или неправильно?", в статье, скорее всего намеренно, об этом вообще умалчивается. Автор статьи предлагает вариант решения проблемы защиты православными христианами своих Святынь. В общем, все комментарии, как Вы точно и заметили, разделились на 2 позиции:
1. Защита должна быть физическим противодействием, вплоть до жертвоприношения человека;
2. Защита должна быть духовной природы.
В принципе 2-ая позиция также делиться: 1. Молиться за спасение грешника; 2. Молиться за возмездие грешнику.
Итак, если Вы хотите обозначить свою сторону, то корректно выражать именно эти тезисы, т.к. в принципе, лично Вы не можете знать - как именно вынес это испытание ни Св. Иоанн Кронштадтский, ни каждый из его паствы.
Я для себя РАЗДЕЛЯЮ в данной ситуации поведение Св. пр. Иоанна Кронштдатского и поведение паствы.
Такой пастырь, стоя со Святыми Дарами, по-другому поступить не мог - на то он Святой и Праведный!
Не уверена, что не защитив Святые Дары и своего пастыря - паства повела себя правильно (другой вопрос, как это надо было сделать!). Нам было сказано: "Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества и гнушайся врагами Божиими). Для меня в данной ситуации Враг Божий и враг Отечества- одно и то же лицо. Это ведь тоже была разведка боем! Враги поняли - сопротивления не будет, раз уж верующие православные люди ТАКОЕ КОЩУНСТВО проглотили!
Увы, что-то не очень я разделяю оптимизм нашего Патриарха - прикрывание маловерия и, мягко говоря, неготовность дОлжным образом защитить свои святыни ЛЮБОВЬЮ - до хорошего не доведёт. Простите меня.
Поклон Вам за Ваши слова. Действительно трудно утверждать, как поведешь себя, когда Бог допустить увеличить искушение хотя бы и до до 0.1 меры наших сил. И все-таки мужество есть и в виртуальном диспуте, когда не соблазняешься "праведным гневом истинных православных христиан".
Читая, подобные Вашим, суждения, понимаешь - усилием берется Царство Небесное, где слава каждого по плодам его.
Я - верующий человек. Апостол Павел говорит нам: "верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил" (1 Кор. 10, 13). Поэтому Он до сих пор не давал мне такого искушения. И я благодарю Его за это!
"Если бы, да кабы..." не обсуждается. В данном конкретном случае речь идет об отце Иоанне Кронштадтском, который в данной конкретной ситуации подставил студенту вторую щеку. Отец Андрей сознательно не упоминает этого факта, поскольку не согласен с его поступком. Однако при всей немощи пастыря в этом жесте было больше евангельской правды, чем в кровожадных "сожалениях" отца Андрея. Это о пощечине.
Что касается пролития Крови Христовой, я замечу, что наутро после Гефсиманских событий она тоже проливалась - возможно, теми же, кто участвовал в ночном аресте. Однако Христос остановил пусть и искренний, но бесплодный порыв Петра: "Все, взявшие меч, мечом погибнут". Более того, он исцелил своего врага, раненого неразумным учеником (добавлю: предавшим его в ту же ночь).
А по поводу "гиперболы" Вы ошибаетесь, поскольку автор подчеркивает: "Говорю это... ничуть не сгущая красок".
Немедленно порвать обидчика.
Смиренно молиться, ничего не предпринимая.
Мне кажется, между этими крайностями - огромное поле, различные варианты поступков. Только не стоять молча!
Не могу говорить за отца Андрея, но мне почему-то кажется, что его сожаления по поводу несостоявшегося разрывания богохульника на куски было полемической гиперболой – сам он, наверное, вряд ли стал бы кого-нибудь убивать в храме, равно как и за его оградой.
Полностью с Вами согласен – гипербола была неудачной. Но Вы, отец Евгений, не сказали, что бы сделали лично Вы в качестве священника, если бы на выходе с Чашей из Царских Врат некто ударил Вас по лицу и расплескал на пол Святые Дары. Объясните, пожалуйста. Заранее благодарю за ответ.
Я лично, и подавляющее число моих единомышленников единодушно осудили «панк молебен». Как бы кто не относился к какой-либо религии, - мешать богослужению и вторгаться на сакральную территорию недопустимо и преступно. Но отвечать за это надо ПО ЗАКОНУ. Призывы убивать , избивать и проч. – не менее, а более преступны. С другой стороны, акцентировав внимание на «кощунстве» и «богохульстве» власти сознательно отвлекают внимание на политическую составляющую этого протеста, т.е. на преступное слияние Церкви и Государства, что ведет к многочисленным безобразиям, таким как – строительство Церквей за бюджетные деньги, кричащая роскошь иерархов, вмешательство в светское образование и проч.
Извините и Вы, но прежде мне что-то пояснять, прочитайте, пожалуйста, (лучше несколько раз) то, что я написал. Подумайте на досуге. А потом покайтесь за то, что Вы здесь ответили и про провокации тоже. Ибо, судя по Вашему ответу, Вы не поняли НИ ЕДИНОГО МОЕГО СЛОВА.
Иерею Евгению,
Слава Богу – хотя бы один человек нормальный в этой компании, понимающий что такое христианство.
А Господь остановил Петра, который пытался защитить его ножом.
Святитель Игнатий Кавказский писал: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, Отечник, «Заключение»). В своей тупой, человеческой, "борьбе" со злом ты не заметишь, как диавол победит - не где-то там, а в твоем собственном сердце! Ты станешь одним из них!
Сколько можно твердить слова апостола Павла: "Наша брань не против крови и плоти, но против... духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12). И что нужно для этой борьбы - почитайте дальше у того же апостола (в том числе - "готовность благовествовать мир" (Еф. 6, 15)).
Прости, отче Андрее, но за такую статью надо каяться...
Он видите-ли сожалеет, что собравшиеся для молитвы не разодрали кощунника на части, мечтает о том, чем закончил жизнь этот юноша. Да, он мог кончить и в петле, как Иуда, но мог и на кресте, как Петр. Напомню зарвавшемуся отцу протоиерею слова аввы Дорофея: "Ты видел грех его, а покаяния его не видел".
Если бы мечты автора статьи стали реальностью, то и студент бы погиб в грехе своем, и все "собравшиеся для молитвы / разодравшие кощунника на части" тоже. И главное, это не остановило бы революции. Наоборот: ее дух - жестокий и кровожадный - проник бы в Церковь Русскую. И не было бы сонма Новомучеников, а было бы два лагеря братоубийц... И не было бы сейчас для нас свободы верить, ходить еженедельно в храм и писать статьи на православных сайтах, потому что вымолить эту свободу могли только "убиенные за слово Божие и за свидетельство" (Откр. 6, 9), а не те, кто пострадал "как убийца" (1 Пет. 4, 15).
Эти Либералы всякие гадости проповедуют типа "свободы личности, главенства Закона, Равенство каждого перед законом, в том числе равное право исповедывать любую религию и не исповедывать ее вообще". Это ж надо какое безобразие!
Именно либералы и должны быть первые против подобных акций - в чем свобода и "равное право исповедывать любую религию" - если тебя в храме безнаказанно могут избить, не дают молиться и проч. Или либералы лишь за свободу ДЛЯ СЕБЯ?
А присутствуете вы на этой страничке исключительно в провокационных целях, несмотря на знание вами отдельных глав Священного Писания.
Отец Андрей, ваши статьи-проповеди актуальны, поучительны и ваш глагол сердца равнодушными не оставляет. Я - на вашей стороне.
Ну конечно, В.И.Ленин,
который, придя к власти сразу
закрыл все либеральные газеты,
всех либеральных философов на
корабле отправил в Европу, а
оставшихся его верный
«Железный Феликс» истребил
поголовно, – просто светоч
демократического либерализма.
Как и его верный ученик т.
Сталин. Кроме Вас, Дмитрий
либералов так же люто
ненавидели Дуче, Адольф Гитлер
и Йозеф Геббельс. Кстати, Дуче по
совместительству был
христианским священником. Уж
не знаю, кто из нас жалок, но Ваш
интеллект – определенно.
Ненавидеть? Я к счастью не знаком с этим чувством. Либералов просто презираю. Как например их братьев содомитов, от них и смердит одинаково.
Что касается Ленина "закрывшего либеральные сми" и Гитлера с прочими "белоленточниками", скажу так Маркс, Энгельс, Ленин это порождения либералистических идей, а что любому государству желающему остаться на политической карте мира необходимо уничтожать то что его разрушает этим объясняется что придя к власти ваши братья начинают быстро и методично выпиливать вас - очень хорошо знают кто вы и что вы. По поводу фашизма чья бы корова мычала, а уж ваша то либеральная бы помолчала - все фашисты и нацики под вашим крылом.
Радует еще одно, вы не только ненавидите Церковь, народ (котрый для вас быдло) и власть но друг дружку.
А народ, слава Богу! презирает вас. :)
Григорий, судя.... и тп.
А Григогий то хоть и с ошибками зато ОТ ДУШИ сказал. И мне как русскому "православному фундаменталисту" его слова по-сердцу.
А вот Вы - мягко стелете, да жестко спать.(рус.посл.)
А послушаешь «Эхо Москвы» и видишь и невежество и ложь и откровенный либеральный фашизм (или шовинизм), но главное ТОТАЛЬНОЕ лицемерие и презрение к русскому народу. И народ вам платит тем же - презирал, презирает и презирать будет.Так что... Мели Емеля - твоя неделя.(рус.посл.) :)
Вы свое мнение озвучиваете или Вашего мужа? Если свое, то Вы проявляете непослушание мужу и сильно компрометируете его. К примеру, я могу подумать, что он подкаблучник. К тому же как вы решаетесь критиковать то, чего Вам в принципе не может быть известно? Тем более в душах чужих мужчин?
Теперь немного теории. Когда Вы употребляете термин "лжесвидетельство", то Вы, мягко говоря, демонстрируете поверхностность своего мышления. Суть в том, что это понятие абсурдное: если я гордец и к тому же очень нервный, то даже и в тот первый раз, когда я сдержался и не нахамил соседу - я проявил смирение, через минуту я снова оболью грязью моего противника, однако в истории уже был факт моего смирения. Смирение это как мед - он есть или его нет. Допустимо говорить о навыке смирения, но это вопрос качественной оценки, тем не менее, сущего состояния.
Поэтому, если Вы решили оскорбить незнакомых Вам мужчин, то скажите: "они трусы и малодушные", может быть Вы и в этот раз не угадаете мотивацию их поведения, но, по крайней мере, Ваше высказывание в своем содержании будет иметь вероятностный смысл.
А в принципе спрашивайте у мужа разрешение на осуждение своих братьев - скорее всего не ошибетесь.
Молился в церкви,как-
то подошел и говорю:можно что-
нибудь почитать,а на меня как
на идиота - все "нормальные
пацаны" в Алтарь рвутся,а ты
дай че-нидь почитать - слабак...
А в Алтарь очередь из
"достойных" большая,так что
отдыхай. Зато "реальные
пацаны" могут женщин из Pussy
Riot покарать за осквернение
святыни. Правда Бог - то в
нерукотворенных храмах
живет...
Эко Вас гордынька то закоробила. Я удивлен как это Вы первый заслон из «злых церковных бабок» прошли, такие как Вы обычно на нем срезаются не выдерживают и бегут в секты где их "любят", а Вы герой дошли аж до того что Вас «нечестивцы» в Алтарь "пригласили". :)
А могли б наткнуться на третий заслон - «пьющего попа» или «невнимательного попа» и тогда б наверное точно поняли: Бога нетЪ! :)
Ведь с тем, чтобы немедленно вышвырнуть этого студента из храма, намяв ему бока за такое кощунство и хамство, согласятся почти все, думаю. А вот чтобы его убить толпой в храме - а ведь именно это напрашивается из текста статьи... - это конечно нет.
"это ж либералы что с них
взять?Убогие, жалкие..."
Эти Либералы всякие гадости
проповедуют типа "свободы
личности, главенства Закона,
Равенство каждого перед
законом, в том числе равное
право исповедывать любую
религию и не исповедывать ее
вообще". Это ж надо какое
безобразие!
У нас же традиционные
ценности:«Будет кто иноверцы,
какие ни буди веры, или и
русской человек, возложит хулу
на господа Бога и спаса нашего
Иисуса Христа, или на
рождышую его пречистую
владычицу нашу богородицу и
приснодеву Марию, или на
честный крест, или на святых
его угодников, и про то
сыскивати всякие сыски
накрепко. Да будет сыщется про
то допряма, и того богохульника
обличив, казнити,
сжечь» (Первая статья
"Соборного уложения", принятого
Земским Собором в Москве, в 1649
г). К этому же , по существу, и
призывает Ткачев.
Лицемеры. Деятельность ваших отцов (либералов) привела к революции, а вы продолжаете их дело прикрываясь гуманистическими идеями при этом хуля свое дитя плоть от плоти - Владимира Ильича Ленина.
Про таких как вы Господь сказал:“Говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков."
Мф.23:31-32 “Таким образом
вы сами против себя
свидетельствуете, что вы
сыновья тех, которые избили
пророков; дополняйте же
меру отцов ваших”.
И все равно вы жалкие и убогие, ей-богу жалкие.
• ИМЕННО ЛЮТО, потому что "«Смерть грешника люта» (Пс. 33, 22), свидетельствует само Слово Божье.
"это ж либералы что с них взять?Убогие, жалкие..."
Эти Либералы всякие гадости проповедуют типа "свободы личности, главенства Закона, Равенство каждого перед законом, в том числе равное право исповедывать любую религию и не исповедывать ее вообще". Это ж надо какое безобразие!
У нас же традиционные ценности:«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь» (Первая статья "Соборного уложения", принятого Земским Собором в Москве, в 1649 г). К этому же , по существу, и призывает Ткачев.
Мне просто противно читать
ком. некоторых "мужчин" о
лжесмирении.Представляю,в
храме устроли бесноватое шоу,а
здоровые мужики стоят и блеют
тоненькими голосами: "
Полиция,полиция..."Наверное,пусики
именно это и хотели увидеть.А
еще выродкам хочется
почувствовать,что они-сила,что
их боятся.И главное-что им за
это ничего не будет,они были в
этом уверены.Кто выйдет против
них? Старые бабульки или
трусливые мужички?
Сестра, Людмила, "терпением спасайте души ваша", это ж либералы, что с них взять? Убогие, жалкие... и убогие. Помолится за них. Да самим молитвой приготовиться защищать веру и отечество. Помогай вам Бог!
18:10Сергей: "Преподобный Сергий благословил его не на месть" - Сергей! Но почему Вы считаете, что, в данном случае, имеет место месть, а не защита провославной святыни Храма, самой веры христианской? Почему Вам так хочется считать это местью? Понятно, что хотел сказать своею статьей батюшка: то, что однажды не получило отпора привело к жутким результатам, так зачем же дважды на одни и те же грабли наступать? А насчет всепрощения, так это Ваше заблуждение, почитайте повнимательнее жития многих, очень почитаемых, святых и Вы узнаете, что они почитаются не только за свои добрые благие дела, но и за помощью в восстановлении справедливости, которая иногда требовала от них именно наказания виновных, даже путем их умертвения.Я не призываю, в данном случае, к убийству, но отпор дать необходимо.
А не кажется ли Вам, что Вы несколько, мягко говоря, - нелогичны? Чем в этой ситуации студент (кстати, причины, которые привели его к этому поступку неизвестны, все изложенное – лишь домыслы автора) хуже святителя Николая? Тот, не сумев честно победить Ария в богословском споре, перешел к рукоприкладству. Чем студент хуже?
К тому же так ли свят был Святой Иоанн? Может быть, у студента были и более веские основания ударить его? Да и основная идея автора весьма сомнительна. Вина Иоанна Кронштадтского в крахе Российской Империи огромна. Ведь он был духовником и Александра III и Николая II и давал им «мудрые отеческие советы».
А нам надо ждать суда светского, чтобы образумить хулителей, быть "толерантными"?
Отец Андрей! Я - на вашей стороне.
Слова же протоиерея Андрея Ткачева (его бы самого по пресловутой 282 статье привлечь!) о последующих страданиях, к которым привели «прогресс, гуманизм и либерализм», передергивания, при которых «в гуманисты и либералы» попали и Бухарин и Троцкий (еще Сталина там не хватало), очень перекликаются с высказываниями другого борца с «этими напастями»: «Марш на Рим был сигналом, признаком штурма либеральной демократии. Это первая попытка разрушить мир либерально-демократического духа, который начался в 1789 со взятия Бастилии и завоевал одну страну за другой в жестоких революционных переворотах…». Имя его - доктор Йозеф Геббельс.
Молодцы, что не стали искать своего.
Очень хорощо, просто и доходчиво вы пищите.Слог у вас красивый. Да видно, что и сами вы переживаете, чувствуете то, о чем пишите.И заставляете переживать тех, кто читает...
Спаси вас Господь..
. А так подогревай шихофрению в обществе и властвуй. Врагами назначаются несчастные студенты,а не грех. Личный и общественный.Сохданный по образу единосущной,нераздельной и равночестной Троицы- человек бьет сам себя- трагедия падения. Исцелить которую можно толькл любовью к врагам,т.е.к незредым и обманутым и немощным братьям.
1. Наше общество далеко от нравственных идеалов Христианства;
2. Следует из п.1- наше общество болеет, но не безнадежно;
3. Общество необходимо лечить;
4. Лекарство- разумный и взвешенный сплав из прививания обще христианских ценностей и общегосударственной законодательной базы, с ужесточением наказханий за поругания святынь;
5. Истинное, безсеребрянное служение Апостолов Веры- священнослужителей. Без "излишеств всяких нехороших".
Очень надеюсь, что Вы не будете в обиде!
С уважением, Даниил Пивоваров.
Вашу статью можно увидеть здесь: http://pressa-online.com/IssueF.aspx?n=58714#30.
Церковь наша Мать.
Со всей христианской любовью, и с твердым пониманием, что это во благо всего общества. Очень умно, поведемся всей душой на провокацию, начнем кровавую баню сразу, чего там откладывать на потом.
Если верующий не отличается от неверующего разлитой в сердце благодатью, то кто же возжелает обратиться? Если православный не уверен в крепости своей веры и подобно ревнивцу подозрителен, неуравновешен и мстителен , то что такое православие? Две тысячи лет грязь отваливалась, а святыни сияли и привлекали чистотой. Необходимо обратиться к истоку, но не злословить.
Эпизод со студентом не знак "выползающего зверя". Лет за 50 до того Достоевский опубликовал в своем дневнике историю о том, как при пожаре в одной деревне мужики вместо церкви отстояли трактир. Церковь сгорела, а трактирщик выкатил спасителям бочку вина. Федор Михайлович привлёк внимание к вопиющему случаю потому что увидел за этой историей процессы приводящие к катастрофе. Ведь речь шла не об одном свихнувшемся, но о большинстве жителей злополучной деревни. Трактирщик оказался ближе, милее деревенского батюшки. Но по распространённому мнению писатель был из либералов и сгущал краски. «Цветочки» же превратились в плоды в 17 году. Церковь, наверное, в большинстве случаев не прививала и не дарила любовь. Людей с ожесточенными сердцами стало слишком много и произошло то что произошло.
Иоанна Златоуста «О том, как
надлежит поступать с
кощунниками»
Раз у нас зашла речь о хуле, то я
хочу просить вас об одной услуге,
взамен этой речи и рассуждения, —
именно, чтобы вы унимали в
городе тех, кто богохульствует. Если
ты услышишь, что кто-нибудь на
распутьи или на площади хулит
Бога, подойди, сделай ему
внушение. И если нужно будет
ударить, не отказывайся, — ударь
его по лицу, сокруши уста его,
освяти руку твою ударом; и если
обвинят тебя, повлекут в суд — иди.
"Разодрать на части"....Люто,ничего не скажешь!
"Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление."(свт.Иоанн(Златоуст))
Гонения не так страшны,как оскудение любви в человеках.
Если вспомнить новомучеников, то они защищали святыни до смерти, а вот кидаться на кощунников "растерзать" - не кидались.
А что до первых христиан - то вспоминается только печальная история с Гипатией...
"Впрочем, мне могут задать резонный вопрос: что, и толпы христиан, растерзавшей Ипатию, тоже не было? Увы, была. Это правда. Как же к этой правде относиться? А как к ней отнеслись христиане — современники событий? Тот же Сократ Схоластик высказался совершенно недвусмысленно: «убийства и распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову». И большинство христиан согласно с ним в том, что для Церкви случившееся — позор. "
http://www.foma.ru/article/index.php?news=4216
"Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы, чего он был, несомненно, достоин. Говорю это с полной ответственностью за каждое слово..."
св.ап.Иоанн писал:
"Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его..." (Ин.14.17)
и св.ап.Лука писал:
"Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа..." (Лк.9,55)
и
"...Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают..." (Лк.23,34)
Так что же? Рвать студентов-кощунников с благословения стяжателей славы Гапона, или - подражать Христу?
Милости от Господа и крепости пера!
Мы, православные, должны встать на защиту наших святынь.
Представил себе картину как этого студента схватили, напихали ему в храме, потом вывели на улицу за храм и "разодрали на части".
Мне кажется, что все правильно сделали те прихожане. Для них это было испытание, которое они с честью прошли. Я сужу по себе и не могу представить, чтобы такое случилось в нашем храме и никто бы не полез хватать и рвать на части такого студента. Может быть, потому что такого просто не ожидали в те времена, а мы сейчас уже в мыслях готовимся дать отпор всем тем кто не благоговейно зайдет в храм. Лично для меня будет победа, если бы я такое увидев, не полез бы выбивать из провинившегося всю дурь.
И были эти поступки, и призывы эти тоже были.
И поступали по-разному. Когда-то прощали , а когда-то и нет…
Но в том и другом случаях не был получен ответ, как следует поступать верующим в подобных ситуациях.
А если этого ответа не дала история человечества, то подтверждается истина что отвечая на зло –злом, получаем ДВА ЗЛА.
Зло победит только добро.
Видел видео-запись, в которой записано нападение на группу христиан, мирно протестовавших против абортов, стоящих на тротуаре, на дозволенном по закону растоянии от входа в клинику в одном городе США. Вдруг появляются несколько молодых парней, выкрикивая нецензурные слова против Христа и Его учения, вырывавшие страницы из библий в своих руках, на которые плевали, бросали на землю и топтали.
Не будем удивляться. Говорит же нам Сам Христос: "И БУДЕТЕ НЕНАВИДИМЫ ВСЕМИ ЗА ИМЯ МОЕ," (Мф. 10:22)
Ваша позиция понятна и знакома каждому православному христианину - действительно первая реакция разорвать на части или побить камнями. Но это от лукавого, ибо убиваешь человека, ради которого и умер Иисус Христос, в том числе и за того студента. Вы говорите, что не знаете его дальнейшую судьбу, поэтому можно предположить, что он стал святым.
Петр хотел сражаться мечем за Учителя, Тот запретил ему. Сам Иисус Христос не пожелал призвать 12 легионов ангелов.
Надо всегда помнить следующее: "сказал безумец в сердце своем нет Бога". Больных наверное надо лечить, а не рвать на части. Поведение тех присутствующих все-таки было правильным: ведь в те времена скорее всего и психиатрических лечебниц и не было.
Мне кажется, что Вы забыли, что большинство из православных христиан должно умереть в мучительной смерти - не в своей постели среди сонма плачущих родственников и не в дорогой клинике, будучи в состоянии наркозного обезболивания, а в пыточной камере или на кресте. Наверно именно так.
Насколько я помню, Достоевский говорил о безудержности русского человека, который и в грех, уж коли окунается, готов делать это весь, без остатка. Словно видит в этом какой-то, только ему одному известный и понятный, долг, неисполнение которого хуже, чем отречение от Царствия Небесного. Если мне не изменяет память мужик этот, который должен был на спор выстрелить в Святые Дары, делал это все же со страхом и в конце концов увидел Христа, когда целился. Увидел и понял что для него дороже - стоять до конца в споре или не отречься... Раскаялся этот мужик, слезя и стеня приполз к старцу на коленях, поскольку перемещаться на ногах считал уже себя совершенно недостойным. А вот фигура, о которой там говорится всего-то пару слов - оппонент в споре, инициатор, идеолог, думаю, тут более подходящ в качестве сравнительного примера. Уверен, что и Достоевский более был озадачен как раз поведением именно этого человека, хладнокровно подбивавшего мужика на кощунство. Догадываясь (вернее, предполагая) о целенаправленности статьи уверен в этом тем более, поскольку в сравнительных условиях настоящего времени, все же больше внимания следует обратить именно на идеологию, а не на исполнение.
На мой взгляд, очень правильная статья! Я думаю - не заступиться за церковь, в ситуации нападок, для православного - молчаливое предательство.
Настораживает сейчас другое:
- страна вступила в ВТО, будет явное ухудшение уровня жизни, пока внутренние рынки утрясутся под квотированные соседские (опыт Украины налицо). Под этим соусом уже внедряются технологии мониторинга и оперативного реагирования на недовольных в сети и пр.
- внедрение в жизнь электронных технологий, ограничивающих личную свободу человека.
- набирающая обороты травля в СМИ и уже в "реале" православных христиан и святынь. Пример тому Греция, а унас кощунные выходки продолжающиеся уже с конца 90-х годов. Уничтожение христиан в странах, где "демократия" уже победила.
- явно пробные кощунные акции, зондирующие духовно-нравственное состояние народа, - т.е. на что ещё можно отважиться бесноватым? Созрел ли народ к "часу Х"?
- "инициатива" отдельных людей внутри страны, направленная на принятие разнообразных законов защищающих святыни. Тут интересен опыт дореволюционной России.
- нарастающее и набирающее силу движение экуменизма-сатанизма. Предположим, что если в Синоде окажутся "представители ойкумены", то законы о защите святынь сработают уже против ортодоксальных православных христиан МП.
- и в конце концов то, что администрация портала Православие.Ru. врядли опубликует это сообщение :) Требование вашего реального "мыла" тому подтверждение.
И пример того, как Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского здесь совершенно не уместен. Преподобный Сергий благословил его не на месть Мамаю, но на защиту православных людей, потому что если бы Мамай победил на Куликове поле, то много бы их потом погибло и было угнано в рабство.
"Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, - именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулить Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление - одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане- хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что - именно - им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил."
Ссылка - БЕСЕДЫ О СТАТУЯХ, ГОВОРЕННЫЕ К АНТИОХИЙСКОМУ НАРОДУ. БЕСЕДА ПЕРВАЯ.
Еще раз: Спаси Вас, Господи, отец Андрей и всю братию монастыря и всем помогающим вам людям, за дело нашего просвещения.
С уважением, Зернова Елена
Священник призывает разрывать на части. Обезумели!
Чтобы понять простую истину.
Не от большевиков он страдал и не от студентов, в тысяцу раз хуже страдал он от ненависти митрополита С- Петербугского Антония Ватковского и от проблем в отношениях с обер-прокурором церкви Победоносцевым.
Статья же пронизана не духом любви, а злобой и жестокостью, прикрытой пафосной речью.
Сила не в том, чтобы убить обидчика, а чтобы его простить. Что-то в последнее время мы и не вспоминаем, что нам всем простилось большее...
Не суди, да несудим будешь! Какой мерой меряешь, той и тебе отмеряется! Вспоминайте об этом!
Даже если приговор смягчат, они уже отсидели полгода в СИЗО.Вам мало? Ваш иск будет откровенной личной местью.
Если действительно церковь благословляет Ваши слова - будем учиться рвать кощунников!
Шучу, видно, что человек, о.Андрей, "немного погорячился"...
P.S. Порой мне, со своими страстями, хочется "разодрать на части" чтецов на клиросе, которые без благоговеяния и наспех тараторят священные слова молитв...
И почему батюшки сейчас так избирательны. Все призывают кощунников из неверующих разрывать на части. Хоть бы кто также резко публично выступил по поводу священников, невесть чего творящих и в храмах и за их пределами. А то так, пожурят слегка.
http://alternate-politics.info/content/kak_zhilos_krestyanam_v_tsarskoi_rossii
Денис, да так-же, как Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву на поле Куликовом.
1. Хулители не знакомы с православной традицей. И стоит подумать, как их познакомить с ней, действительно заинтересовать. Ведь согласитесь, если я не сын священника, а у родителей в доме не хранилось ни одной иконы, зато залеживались кассеты с порнофильмами и журналы эротической направленности, мне намного сложнее вникнуть в необходимость аскезы и самоограничения. Ведь у меня десятки примеров того, что нужно брать от жизни "по максимуму". А вот призывы к благочестию звучат поначалу очень холодно. Особенно, когда оно связано с обличием меня во всех тяжких, давлением и укорами.
Одного в статье не зватает- описания реакции самого отца Иоанна"
Он подставил другую щёку, по заповеди. Но в контексте данной статьи писать об этом было нелепо...
А насилие лишь порождает другое насилие... и так без конца по кругу
Пора повсеместно создавать при храмах добровольные дружины по охране храмов, поклонных крестов и других святынь. Эти дружины, наверное, надо создавать с ведома гражданских властей и иметь, согласованное с ними, "Положение о дружине", в котором обозначить цели создания и компетенцию дружинников. Перечислить, какие меры воздействия на хулиганов и глумителей дружинники имеют право и должны применять. Иначе провокации глумителей смогут обернуться судебными процессами над православными дружинниками. Это серьёзно. Кому-то, наверное, хочется развязать в России новую гражданскую войну.Создание узаконенных народных дружин, полагаю, сможет предотвратить вероятные теперь уже (увы!)случаи самосуда над кощунниками.
Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Секьюрити профессиональных надо ставить в значимых храмах. Должны у Церкви на это быть деньги.
Господи, наставь всех нас на путь истинный, чтобы следовать нам за Тобою, и спаси нас от новых революций ведомыми Тебе путями!
Вот больше всего не люблю разочаровываться в людях: на днях узнала, что один из моих любимых актеров Олег Басилашвили поддержал участниц пусси-шабаша и подписал какую то там цедулку. Как жаль человека. Поступок говорит о многом. Сразу вспомнилось, что не так давно он исполнил роль Волланда (!) в Мастере и Маргарите. Роль эта без сомнения душевредна и пользы никакой не приносит. Вот вам и результаты на лицо.
Отец Андрей как всегда лаконичен, честен и убедителен! Побольше бы таких пастырей, и паства бы не разбегалась и не пускалсь во все тяжкие... От всего сердца благодарю отца Андрея за статьи, за позицию и за служение. Спаси, Господи!
Последние события, связанные с кощунством по отношению к церкви и церковным символав свидетельствуют о том, что поднимается волна террора против Православия, тщательно спланированная извне и организованная. Обидно, что осуществляются эти кощунственные акции руками наших же сограждан, возможно, крещенных в Православии, но или ьездумных, или уже бесноватых.
Православие - наша вера, с ней навсегда! Храни вас Господь, дорогие мои, хорошие