Серебро гóспода моего,
или Динамиту, господá, динамиту

К. Малевич. Эскиз декорации оперы «Победа над Солнцем». Деймо (действие) 2, картина 6. 1913 г.
К. Малевич. Эскиз декорации оперы «Победа над Солнцем». Деймо (действие) 2, картина 6. 1913 г.
История, как известно, не имеет сослагательного наклонения, не повторяется в виде трагедии и не содержит прямых аналогий. Тем не менее, хочется вновь заняться безнадежным делом проведения исторических и культурных параллелей с давно ушедшей эпохой, перефразируя приписываемые Тертуллиану слова «Верую, ибо абсурдно» на «безнадежно, значит необходимо».

И вновь с анализом событий начала прошлого века возникает некое ощущение движения по кругу, причем по нисходящей траектории.

Итак, на протяжении всей советской эпохи, в качестве пропаганды успехов большевиков использовалось сравнение с 1913 годом. Это был последний предвоенный год в истории Российской Империи , ставший одновременно последним мирным годом перед наступлением десятилетий большевистского кошмара. И это был рубеж невероятного экономического подъема России, который большевики так и не смогли до конца преодолеть, несмотря на индустриализацию, рабский труд и репрессии.

И всё же, несмотря на экономический подъём, в стране уже в полную силу шли апостасийные процессы, которые неумолимо влекли её в пучину безбожия. Эти процессы одновременно проходили как в культуре, так и в общественной жизни, они взаимно катализировали друг друга и были неразрывно связаны между собой.

Однако, мне хотелось бы чуть подробнее остановиться на конкретных явлениях, которые показывают нам предельно оформившуюся, на тот момент, духовную антиномию. Она пролегла в эти бурные годы глубокой трещиной, своей причудливой траекторией разделившей русское общество, культуру и даже Церковь. Эта траектория трагического раскола вновь проявляется в наши дни, обнажая старую духовную травму. При этом метафизическая и духовная пропасть пролегла вовсе не между хорошими и плохими, не между добрыми и злыми, не между верующими и неверующими – а теми, кто остался верен Христу, Его Церкви и России, и теми, кто совершил осознанный и деятельный выбор в пользу богоборческих сатанинских сил, её разрушивших.

Но несмотря на то, что последние составляли абсолютное меньшинство народа, их бурная общественная, культурная и «религиозная» деятельность в значительной степени формировала фон эпохи.

Это был круг околоцерковной интеллигенции, писателей, художников, философов. В разное время к нему принадлежали и Брюсов, и Белый, и Мережковский, и Соловьев, и Бердяев, и будущие священники В. Свентицкий и С. Булгаков.

Помимо «духовных поисков» и философских экспериментов, здесь вовсю процветали оккультные и эзотерические практики.

Конечно потом, когда случилась революционная катастрофа, многие люди из этого круга осознали духовную опасность таких опытов, воочию увидев, к чему они привели. Некоторые из них бежали от большевистского пленения, другие приняли мученическую кончину от рук богоборцев.

А иные же, наоборот, в той или иной форме стали служить новой власти и были съедены этим левиафаном как только выполнили свою функцию. Такая участь коснулась, например, многих авангардистов, которые в первые годы советской власти стали комиссарами от культуры.

Матюшин, Крученых, Малевич
Матюшин, Крученых, Малевич
И хотя в то неспокойное, бурлящее время происходило огромное количество событий, мелькало множество лиц, хотелось бы особо остановиться на явлении, известным под общим названием «культура серебряного века» и на таких событиях, как опера «Победа над солнцем» Матюшина, Малевича и Крученых и убийство Петра Аркадьевича Столыпина.

Эти, казалось бы случайно вырванные из исторического и культурного контекста факты и явления, на самом деле имеют глубокую метафизическую связь, которая не только скрепляет их между собой, но и объединяет невидимыми духовными нитями то романтическое для некоторых и катастрофическое для России время – с беспокойными реалиями нашей сегодняшней жизни.

Нужно сказать, что меня уже не раз упрекали в якобы надуманных исторических и культурных параллелях, добавляющих элемент излишнего драматизма в нашу и так не простую жизнь. Что ж, в этих упреках есть доля правды, но, к сожалению, она содержится вовсе не в том, в чем видят её оппоненты.

Дело в том, что модернисты и революционеры тех лет были действительно серьезными и во многом страшными фигурами. Они не скрывали своего богоборчества, они шли на штурм «устоев» и «традиций» с открытым забралом. Это были восставшие демоны, не скрывающие своих лиц под балаклавами и не обладающие поддержкой влиятельной прессы, фондов и правозащитных организаций. Сегодняшние же бунтари – это скорее «недотыкомки», мелкие сетевые бесы.

Вновь предвидя возмущенные обвинения в передергивании исторических фактов и «очернении» «священного предания» отечественной культуры, попробую пояснить это утверждение на примере вышеупомянутых явлений.

А. Крученых. Взорваль. 1913. - Н. Кульбин. Обложка
А. Крученых. Взорваль. 1913. - Н. Кульбин. Обложка
Итак, бунт разнузданного человека, поверившего в свою абсолютную свободу от Бога и Его заповедей, который осуществили футуристы и авангардисты в культуре, а большевики во временном союзе с анархо-радикалами – в обществе, был предварен и во многом подготовлен так называемой культурой серебряного века.

Эта гораздо более рафинированная, по сравнению с грубоватыми и, зачастую, прямолинейным авангардом эстетика, проникла во все поры русской культуры. Эзотерикой, оккультизмом и построенном на этом фундаменте символизмом, было безоглядно увлечено «образованное» и «свободомыслящее» общество. Ни один богемный вечер не проходил без декламаций стихов бледных от переполнявших их потусторонней «духовности» поэтов, без сеансов спиритизма и теософских диспутов.

Болезнь проникла и в среду церковной интеллигенции, рождая причудливые богословские идеи.

Более того, на этих встречах в теософских и антропософских закрытых обществах все чаще стали появляться священнослужители и епископы. В 1908 году Святейший синод своим декретом даже вынужден был запретить православным священникам и иерархам участвовать в деятельности подобных обществ и поддерживать их.

И вот сегодня мы вновь видим проснувшийся интерес к таким оккультным «духовным» упражнением в культуре в церковной среде. Совсем недавно, например, состоялся концерт слегка переработанного творчества БГ, нашего современного «Брюсова», в исполнении Синодального хора.

Однако в отличие от Б. Гребенщикова, который в перерывах между инициациями у необуддистских гуру делает благосклонные замечания в адрес Православия, настоящий Брюсов никогда не скрывал своих оккультных опытов и связей с темными силами. Его жизнь и смерть явились свидетельством онтологического родства с этими силами, питавшими его творчество.

В связи с этим очень характерен эпизод из   воспоминаний писателя Александра Тришанова о похоронах Брюсова: «В одной семье на обед собралось большое общество. Вокруг сидящих вертелась девушка, Машутка или Марфутка, только накануне приехавшая из деревни, очень непосредственная, чистая душа. В это время всех привлекло какое-то оживление и движение за окнами «Машутка, – сказал кто-то из сидевших женщин, – сбегай скорей, посмотри, что там на улице». Через минуту влетела испуганная девочка. «Ой, тетеньки, – закричала она, – там гроб несут. А покойник не в гробу лежит, а идет перед гробом. Руки прижатые, а лицо – черное, черное…» В это время вошел новый гость, когда его попросили объяснить, что же такое происходит на улице, он ответил: «Там по нашему переулку сейчас проходит похоронная процессия. Хоронят Валерия Брюсова».

Брюсов, который по словам близко его знавшего Ходасевича, «занимался оккультизмом, спиритизмом, черной магией»[1] вполне откровенно называл своего бога – Астартой.

Наш сегодняшний «символист» и кумир творческой интеллигенции Б. Гребенщиков – это уже дитя эпохи Нью Эйдж. Несмотря на свое очевидное онтологическое родство с оккультной «духовностью» теософского плана с реминисценциями из каббалы, практикуемой символистами, он гораздо более обтекаем и интеллектуально неуловим. Слыша проникновенные слова про «серебро господа моего», мы прекрасно понимаем что широта трактовок здесь простирается от восточной эзотерики до вполне языческого синкретизма.

Таким образом прослеживается явная трансформация культурного феномена серебряного века, получившего прививку постмодернизма и массовой культуры, обмельчавшего и опошлившегося, но при этом не изменившего своей сути.

Также не менее очевидна историческая перспектива еще одного события, которому совсем скоро исполнится ровно сто лет.

Речь идет об опере «Победа над солнцем».

Крученых был автором текста, Матюшин – музыки, Малевич – декораций, но все они были одержимы общей идеей расправиться со всеми символами Божьего творения, преодолеть мир «трехмерного пространства, кажущегося, каплеобразного времени и трусливой причинности».[2] Вместо такой «трусливой причинности» и солнечного света (солнце в пьесе запирается в бетонный бункер), «храбрые» богоборцы организовывают новую жизнь. По сценарию оперы, ее символизирует дом, окна которого смотрят внутрь (солнца ведь уже нет), в нем запрещены часы и уничтожена разница между добром и злом. Этот сатанинский сюжет, казавшийся загадочным современникам, полностью реализовался в России несколькими годами позже.

В основе оперы лежала, в том числе, идея, проходящая красной нитью через весь русский авангард, состоящая в том, что язык должен быть отделен от предмета, который он описывает. Становясь, таким образом, беспредметным, он выходил за рамки сознания в область бессознательного и становился «заумным». И если Малевич работал таким образом с изобразительным языком, то Крученых исследовал язык как лингвистический феномен, результаты его опытов, произведенные над ним, представляли собой не то шаманские заклинания, не то шизофренический поток сознания. В реальности же эти опыты соответствовали магическим оккультным практикам, ведущим к контактам с потусторонними темными духами, с целью подчинить их себе и с их помощью добиться власти в культуре и над культурой.

И сегодня авангард, трансформировавшись в современное постмодернистское искусство, прочно захватил власть в современной культуре. Он оброс серьезной инфраструктурой, фондами, институциями, музеями и получил полную легитимность.

Д. Бурлюк
Д. Бурлюк
Футуристы подрывали основы, облеченные страстной серьезностью, они часто были похожи на своих духовных братьев анархобомбистов. «Динамиту, господа, динамиту» – декларировал Бурлюк на одной из футуристических акций, в то время как Малевич с револьвером в руках участвовал в мятеже 1905 года.

Однако не такие сегодняшние «бунтари», совсем не такие. Они окружены благожелательной прессой, на их стороне влиятельная «прогрессивная» общественность, они встроены в интернациональный контекст. Их революция безопасна как компьютерная игра, но при этом не менее разрушительна. Они всегда готовы плюнуть в русскую историю, в «мракобесную» Церковь, но только сквозь прорезь балаклавы, или, еще лучше, в интернете. Но они не готовы идти на страдания, как террористы шедшие на страшные преступления.

Конечно, они тоже хотят разрушить все то, что еще осталось от ненавистной им «архаичной» России и в первую очередь Русскую Церковь, но при этом избегая жертвы не только своей жизнью и свободой, но даже и привычными удобствами.

Как уже было сказано, те далекие, и в то же время такие близкие события происходили на фоне небывалого экономического подъёма России. И связан он во многом был с великим общественным и политическим деятелем – Петром Аркадьевичем Столыпиным. Вектор его реформ был абсолютно противоположен преобладающему апостасийному вектору в культуре и общественном сознании. Ставшее уже хрестоматийным высказывание Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» – ясно маркирует эту духовную пропасть в национальном бытии. И неизбежно такая фигура оказалась приговорённой набирающим обороты механизмом по разрушению России. Именно поэтому тот выстрел, сделанный в городском Киевском театре в 1911 году полит-футуристом Мордко Богровым выходит, на мой взгляд, за рамки столь распространенного в то время террористического убийства. Также, как и страшное убийство последнего русского императора со всей семьей, оно является глубочайшей раной, полученной Россией в начале прошлого века.

Сто лет назад все темные силы, исподволь существовавшие в непростой русской жизни, объединились в своей деятельной ненависти к исторической России, к Церкви и к русской христианской культуре, придав разрушительному вектору небывалое ускорение. Именно тогда русской культуре и русской истории был нанесен роковой удар от которого мы до сих пор не можем оправиться.

Вы говорите, что та эпоха ушла и мир изменился?

Да, с тех пор прошло столетие страшного большевистского катка, уничтожившего большую и, увы, лучшую часть русского народа.

Да, современные революционеры – это уже не восставшие из преисподней демоны, а «интернет-хомячки».

Да, современные авангардисты – не бунтари одиночки, а мелкие сетевые глумливые провокаторы.

Да, современные государственники, увы, – совсем не Столыпины, а серые чиновники с бегающими глазами.

Но Россия, ведь все та же, хоть она измучена и изранена нашим безразличием и трусостью, изнемогая под грузом гниющего постсоветского антирусского монстра, по-прежнему цепко держащего нас в своих руках.

Поэтому пора совершить общенациональное духовное усилие и провести черту над столетним кошмаром, вернув Россию себе и нашим детям.

Ибо «Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему» (Пс. 23.3:5).     

Андрей Яхнин

28 ноября 2012 г.

[1] Ходасевич В. Конец Ренаты // Брюсов Валерий. Огненный ангел: Роман. Повести. Рассказы. Сост. и прим. Н. Климова. СПб., 1993. С.868.

[2] Матюшин М. От издателя. – Трое. СПб., 1913, с.3.

Смотри также
На что нам лира? На что нам лира?
Свящ. Димитрий Шишкин
На что нам лира? На что нам лира?
Священник Димитрий Шишкин
То, что лишённый духовных и нравственных скреп человек склонен считать проявлением свободного творчества, на деле зачастую служит лишь ретрансляцией тех губительных процессов, которые происходят в его душе.
Андеграунд как новый истеблишмент Андеграунд как новый истеблишмент
Олеся Николаева
Одной из особенностей постсоветской эпохи являются изменение статуса массовой культуры и ее поистине колонизаторская экспансия. Массовая культура существовала и в советские времена, но занимала «низовую» нишу. Однако, в силу общественных тенденций и новых технологий СМИ, она получила колоссальное распространение, диктуя обществу свой язык и навязывая свои стереотипы сознания. Фактически она сделалась нашей средой обитания.
Несколько слов против иконологии авангарда Несколько слов против иконологии авангарда
Андрей Яхнин
Апологеты авангарда указывают на прямую связь этого искусства с иконописью, более того – говорят о прямом происхождении авангарда от православной иконы, утверждая, что авангардисты якобы не только переняли и затем переработали и сущностные, и художественно-формальные иконологические принципы, но и усвоили, мол, их духовную составляющую. Так ли это?
Открытое письмо игум. Сергию (Рыбко) по поводу его обращения о Б. Гребенщикове Открытое письмо игум. Сергию (Рыбко) по поводу его обращения о Б. Гребенщикове
Александр Дворкин
Открытое письмо игум. Сергию (Рыбко) по поводу его обращения о Б. Гребенщикове Открытое письмо игумену Сергию (Рыбко) по поводу его обращения о Борисе Гребенщикове
Александр Дворкин
Гребенщиков публично, отвечая на вопросы журналистов, называл себя буддистом. Может ли «с точки зрения строгости канонов» человек быть православным и буддистом одновременно? Гребенщиков неоднократно заявлял, что считает Богом лидера индийской тоталитарной секты Саи Бабу (кроме всего прочего, неоднократно обвинявшегося в заказных убийствах и педофилии).
Комментарии
Елена15 октября 2024, 15:14
Согласна с тезисом безбожности большевиков (в начале их прихода к власти). Но как же быть с советским периодом, например, 50-70-х гг.?! Никакого разгула авангарда и в помине не было, а с целомудренностью сюжетов картин реализма того времени уж не знаю, что может сравниться... Значит, логика нарушена! "Серебряный век" родился ДО (!) 1917 года, т.е. во времена стра-а-а-а-шно благополучной царской России. А сегодняшняя Тьма начала свое бурное и беспардонное развитие с конца 80-х - начала 90-х, по всей видимости. То есть - с уничтожения "проклятого железного занавеса". Так что же получается?.. Хотелось бы услышать объяснения автора и читателей.
Василий Н.25 ноября 2014, 01:12
Марине Масленниковой

Что ж, пускай я буду неправ, а все-таки останусь при своем мнении (комментарий от 2013-11-27, 23:49).
А вы, Марина, уверены, что всякое искусство, не имеющее отношения к религии, непременно порочит Бога, а не относится к Нему нейтрально?
МаринаМасленикова 8 сентября 2014, 00:56
Логически не правы те, кто ставит вопрос о возможности существования искусства, если оно противоречит религии. Хотя бы потому, что это самое искусство подобного разрешения на собственное существование и не спрашивает. Поэтому давайте прекратим кривляться, господа - "Ах, ваше Православие все запретить готово". Логичнее было бы каждому, кто считает себя православным, поставить перед собою вопрос - а имею ли я право защищать искусство, порочащее Господа моего? И если Вашим ответом будет фальшивое "да", то и оставайтесь со своим богом. На здоровье.
Казак 1 июня 2014, 10:22
Оч.понравился комментарий о.Георгия Малкова. Хорошо сказано. В тон со статьей. Все верно.
Казак 1 июня 2014, 10:08
Замечательная статья. С болью и любовью.
Василий27 ноября 2013, 23:49
Ну и что теперь, по аналогии с католичеством создадим "Индекс запрещенных книг, картин и музыкальных произведений"?

Правильно сказала Светлана: "Если чье-то творчество в целом не созвучно с Православием, это не значит, что его не должно быть". Это относится не только к БГ, но и к Кандинскому, и к Пикассо, и к Брюсову, и ко многим другим.
Н.Н.13 декабря 2012, 11:52

Алексей:
"Ну что сказать... Автору статьи хочется напомнить слова то ли старца, то ли провидца православного: "Господь показал мне ад, и я, к изумлению своему, увидел там многих ревнителей Православия".

Да, Алексей, только лишь исповедование православия (без дел и покаяния) не спасает от ада. Наверное, православные могут слушать перечисленных Вами авторов (живых) на концертах в залах - но зачем их произведения в храм-то тащить?!
Очень многие люди, ходящие в храм, давно уже "выросли" из такой духовности, понимаете? И получается, они вверх тянутся, а их хватают за ноги и - вниз! И кто тянет-то? Священники!
Вот и получаем - "каков поп - таков и приход!" Так и будем, в лучшем случае, на одном месте в коротких штанишках топтаться!
Н.Ж.12 декабря 2012, 17:10
Дорогой Андрей, большое спасибо за Ваши статьи. Иногда непросто иметь мнение, отличающееся от общепризнанного. Поздравляю Вас с праздником Св. Андрея Первозванного и желаю мира душевного и Божией поддержки во всех благих начинаниях. Недавно заказала Вашу книгу и жду с нетерпением.

P.S.
Геннадий:
"Желаю Андрею Яхнину, все статьи которого на данном сайте, которые я прочитал, являются воинствующими памфлетами, хоть немного той любви, добра и смирения, которые можно услышать во многих песнях Гребенщикова".

Н.Ж. Геннадий, а почему Вы считаете, что у автора нет любви?
Алексей 8 декабря 2012, 04:49
Ну что сказать... Автору статьи хочется напомнить слова то ли старца, то ли провидца православного: "Господь показал мне ад, и я, к изумлению своему, увидел там многих ревнителей Православия". Голову не теряйте.
Интересно, что скажет автор мне, который помимо раннего увлечения Гребенщиковым, открыл также для себя многие произведения Егора Летова, Рябинова и иже с ними, а недавно был просто растроган до слёз "Голубятней на жёлтой поляне" Владислава Крапивина. Причём это не мешало мне видеть то, что это просто люди, которые так же, как и все, мучаются "проклятыми вопросами", творят, сомневаются, находят и теряют,неизменно только одно: они любили и любят. Именно любовь, а не желание "завладеть сердцами поклонников" сделала их произведения волнующими, неповторимыми и живыми.
Поймите только одно: Господь не "правильный", а Живой. Живой и непостижимый. Не сотворите же себе кумира, а из Господа - особенно!!! (а то будете свергать их в своём сердце, как автор этой статьи...)
р.б.Сергий 7 декабря 2012, 19:58
Н.Н.:
Благодарю, что сочли возможным откликнуться на мой комментарий, но мне искренне жаль, что Вы не видите очевидного. Даже приведенное Вами "Воззвание Святейшего Правительствующего Синода 9 марта 1917 «К верным чадам Русской Православной Церкви..." - является СВИДЕТЕЛЬСТВОМ КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЯ приведенного списка архиереев. Никто из них не перешел в реальность вечности с "миром и благочестием". Такая же печальная участь постигла и высшее руководство армии. Все участвовавшие в заговоре генералы окончили свой земной путь без покаяния... И не царская чета была "наказана" больным наследником престола, а весь НАРОД русский за "отход" от ВЕРЫ. До октябрьского переворота всякий исповедующий православие считался РУССКИМ! Вас не на какие размышления это не наводит? А дефолту, устроенному финансовыми домами Рокфеллера и Ротшильда, накануне Первой мировой войны, Россия тоже самодержцу "обязана"?! А полыхающие ныне по всему миру "оранжевые" революции кому "обязаны"?! А ограбление населения России в 1991, в 1993, в 1995, в 1998 и т.Д. как просто объясняется "ошибками" руководства страны!? Простите меня, и увольте от дальнейшего обсуждения, итак слишком больно...
Н.Н. 6 декабря 2012, 18:31
Воззвание Святейшего Правительствующего Синода 9 марта 1917 «К верным чадам Русской Православной Церкви по поводу переживаемых ныне событий»:[58][59]....
Благодать вам и мир да умножится (2 Пет. 1: 2).
Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни.... Святейший Синод усердно молит Всемилостивого Господа, да благословит Он труды и начинания Временного правительства,.... славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного устроения.

Смиренный Владимир, митрополит Киевский
Смиренный Макарий, митрополит Московский
Смиренный Сергий, архиепископ Финляндский
Смиренный Тихон, архиепископ Литовский
Смиренный Арсений, архиепископ Новгородский
Смиренный Михаил, архиепископ Гродненский
Смиренный Иоаким, архиепископ Нижегородский
Смиренный Василий, архиепископ Черниговский
Протопресвитер Александр Дернов

Разве это "советская пропаганда"? Что-то непохоже...
Вопрос: почему у Царской четы родились 4 дочери и неизлечимо больной сын, т.е. наследник?
Такова Воля Божия - другого ответа для себя не вижу.
Николай2 действительно в последние годы своего правления сделал много ошибок - и как писал французский посол М. Палеолог"...Затем он прибавил со своей обычной апатией:
- Если Революция восторжествует, я охотно откажусь от престола. Я уеду в Ливадию; я обожаю цветы." Даже если этот врёт, то подобных свидетельств много... Канонизировали его не за жизнь и деятельность, а за смерть.

р.б.Сергий 5 декабря 2012, 20:52
Н.Н.: «Так вот, как у гражданки, у меня множество вопросов к царственной особе; и ему тоже Россия "обязана" созданием революционной обстановки. Увы. Почитайте его дневники...» - думаю, Вам уже стыдно за этот комментарий, от Вас не ожидал такого… Почитайте труды Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского, может и спадет у Вас с глаз «пелена советской пропаганды», и увидите кому Россия «обязана»…
Что же касается ситуации внутри Русской Православной Церкви, то вряд ли мы, с Вами, сможем впрямую воздействовать на нее. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.» (1Тим.,VI,17-19) Много ли люда «православного» молится за пастырей наших неформально и вне храма?! «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» - оглянитесь, много ли вокруг Вас таких?!
Мира и благочестия Вам и всем на милость Божию уповающим!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
р.б.Сергий 5 декабря 2012, 19:37
"Поэтому пора совершить общенациональное духовное усилие и провести черту над столетним кошмаром, вернув Россию себе и нашим детям." - Каким образом?!!! - "немного православной смуты не помешает"?!
ИГО ИУДЕЙСКОЕ НАД РОССИЕЙ ПОПУЩЕНО ГОСПОДОМ!
"Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им...Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения." (1Тим.,VI,1-2)
ЧТО ДЕЛАТЬ?!
"Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни." (1Тим.,VI,17-19)
Stanislav 5 декабря 2012, 03:03
Я, когда был молодой и не ходил в церковь, слушал БГ (я его в шутку называю ГБ), да и сейчас иногда слушаю на интернете. От всех его дисков я избавился. Меня стали коробить его песни где он вставляет разные слова из обихода веруюшего человека. Вставляет их, как какие то кусочки в мозаике. Они ни к селу, ни к городу. И песни, в обшем ни о чём. Сказать ГБ людям НЕЧЕГО! Он хороший мелодист, но и с этим проблема, повторяет уже сам себя.
Когда я услышал о проэкте с синодальным хором, был, честно говоря, ошарашен. Зачем это всё? Ему реклама, а нам зачем?
Что то происходит и с другими рокерами, которых я уважал раньше. Вот, Шевчук, к примеру. Рассказывает о "Взбесившихся №№№№№" которые сейчас сидят в тюрьме. Говорит, что "девочки" должны уделить внимание музыкальной составляющей, текстам и - на гастроли по стране (после того как откинуться, конечное). Какие девочки, какая музыка!! Он ведь ПОЭТ! И верующий человек, в чём я не сомневаюсь ни на секунду. Неужели просто синдром интеллигента? И только потому что те упомянули имя нелюбимого им Путина?
Лариса 4 декабря 2012, 17:45
Спаси, Господи, автор за статью да и за все публикации этой тематики. Он решился нарушить не одно из табу советской и постсоветской культуры - о "серебряном веке" или с восторженным придыханием или никак, если ты не восхищаешься Малевичем, то ты - недоумок, ибо авангард - не для среднего ума и т.п. Автор пишет о среде, которую прекрасно знает изнутри, его оценки беспощадны и точны, дает себя знать острый глаз художника. Как жаль, что эти статьи не читают те, кого они напрямую касаются! Такие люди, как автор - образованные,компетентные,имеющие дар слова и смелость говорить публично, вести аргументированную полемику с познерами - должны составлять православные элиты во всех областях жизни (каждый - в своей сфере). Говорите и не умолкайте!
Н.Н. 3 декабря 2012, 23:47
Екатерина:
Вот пока в нашей стране, которая для многих остается Россией,есть такие комментарии, где ВЕЛИКАЯ НАША СТРАНА называется "ЭрЭфией", мы так и будем буксовать в попытках возродить былое величие. А жаль.

Да, понимаю, меня тоже кольнула "ЭрЭфией", да ещё из уст отца диакона, но ВЕЛИЧИЕ СТРАНЫ не зависит от комментариев. Вот мы американцев как тольконе ни называем: и янки, и америкосы - а величие сша от этого не страдает, даже при Бушах! А по существу согласна с д. Георгием: чего к БГ прицепились! Подумаешь, бином Ньютона!Накипь в виде БГ, макаров,гельманов и им подобных - была, есть и будет
Загадка-то в пастырях, которые тащат всю нечисть в храмы. Не волчья ли на них шкура, вот в чем вопрос?!
С этим надо разбираться!
marija 3 декабря 2012, 17:12
Антону:
Величие должно жить в душе. Если оно есть, то прежде всего, мы должны болеть за свою Родину. Родина - это МАТЬ, которая нас приняла на поселение. Родина - это неотъемлемая часть души. А, ДУЩУ в нас Господь вложил, чистейшим сосудом, только мы весь этот сосуд извратили, изуродовали.
Поэтому и забыли о ВЕЛИЧИИ ДУШИ, и своей РОДИНЫ,
Поэтому у нас такая БЕЗДАРНАЯ культура. Многие эти деятели служат, увы не БОГУ и не красоте.
Процветает богохульство и на этом учатся молодые поколения.
И эта беда для нашей России.
А, поклонникам лживой красоты, просто советую, Сходите в музей не современного исскуства, а в насоящий, где можно напоить свою душу красотой Господней.
читатель30 ноября 2012, 18:52
Кроме авангардистов тогда и реалисты "расчудесные" были типа Л.Н. Толстого.

Некоторым не нравится, когда их идолов разоблачают.
:)
Екатерина30 ноября 2012, 02:02
Вот пока в нашей стране, которая для многих остается Россией,есть такие комментарии, где ВЕЛИКАЯ НАША СТРАНА называется "ЭрЭфией", мы так и будем буксовать в попытках возродить былое величие. А жаль.
Зорро30 ноября 2012, 01:17
Если кто любит проводить паралели :) то можно сказать что либерализм это болезнь вызванная накоплениями шлаков - грехов, накапливающиеся в организме страны шлаки вызывают болезнь, мутации и грибель организма, добрые христиане это антитела организма - его имунная система, если имунная система не справляется организм погибает, раньше погибал, но в веке XX придумали антибиотики - коммунизм...
Они убивают болезнь лишь на время до очередного заражения, но за одно уничтожая естественный имунитет, микофлору, нарушая обмен веществ. Считается именно благодаря антибиотикам скоро появится неизлечимая язва - болезнь века. Вероятно это мутировавший в глобализацию либерализм.
Никакие антибиотики от той язвы не будут спасать но все же спасение есть - это как всегда наш имунитет, при определенных условиях организм излечивается даже от рака и СПИДа. Все дело только в том что выживет как и станет "избранными Христовыми" очень небольшое кол-во людей.
Геннадий29 ноября 2012, 23:49
Не берусь рассуждать о серебряном веке, но по-поводу БГ автор явно погорячился. На фоне всей остальной современной массовой культуры, действительно обмельчавшей и опошлившейся, Гребенщиков является одним из немногих исполнителей, которые заставляют своими песнями слушателей задуматься о душе, о Боге, о добре и зле, о смысле жизни. Согласен с одним из комментариев (Ольги) о том, что если через песни БГ хоть один молодой человек или девушка приходит в православный храм (а таких, я уверен, множество) то возможно Господь простит Гребенщикову его прочие религиозные метания. Для современного музыканта, выросшего в период советского безбожия, прошедшего орущий Ленинградский рок-клуб, пьяные тусовки, наркотики, перестройку, безденежье, Гребенщиков умудрился остаться очень творческим и одухотворенным человеком. Желаю Андрею Яхнину, все статьи которого на данном сайте, которые я прочитал, являются воинствующими памфлетами, хоть немного той любви, добра и смирения, которые можно услышать во многих песнях Гребенщикова.
Диакон Георгий Малков29 ноября 2012, 21:18
…Особого восторга от поэзии БГ я никогда не испытывал. Но внутренне и не возражал – пусть себе пописывает и пытается даже «спеть». Для междусобойчиковой попсы околосовкового типа вполне тогда вроде и годилось. Сам-то я подобную чепуху никогда не слушал. Ну а теперь – при попытке БГ выйти на простор «большой культуры» – нет, не одобряю: ни его, ни нашего церковного сообщества, как равно и «общества вообще»…
После Мусоргского и Стравинского, после (пусть и гораздо позднее) Шостаковича и – явно «помене» силой – Свиридова и Щедрина – странно слышать подобные опусы (откровенно во многом ходульные, с обилием муз.штампов, но претендующие на якобы тонкую «душещипательность») под сводами почти что «святой» нашей Консерватории. То ли это музыкальные задники голливудских мелодрам, то ли отголоски попсового рода спиричуэлсовых матриц? Забавна опять же и мешанина простенького муз.постмодернизма с тульскими пряниками... Ну, это уж, верно, от «партитурщика»…
И прямо скажу – такое впечатление, что тут никто (ни авторы, ни исполнители, ни даже значительная часть вполне, мол, «удовлетворенных» слушателей) и слыхом никогда не слыхивали музыки именно «современной» (т. е. XX века) – а ведь «оратория» вроде бы претендует на «современность»! Но ведь после подлинно прекрасной, подлинно наконец профессиональной – причем, в духовном, а не только «нотном» смысле – музыки Малера, Веберна, Штокхаузена, Пандерецкого или пусть даже чуть более «попсовых» Рихарда Штрауса, Гершвина, Пуленка или того же Шнитке всерьез воспринимать эту домашнюю эрэфовскую самодеятельность у меня просто, простите, «ухо не поднимается».
У России была великая музыкальная культура, у Эрэфии ее – нет.
Как, впрочем, и много чего еще...
Диагноз...
Всё это в музыкальном отношении (да, в общем, и в мировоззренческом) – внешне романтизированная, причем (удивительным образом!) с предельно ложной – вполне еще «по-советски» поданной «многозначительностью» (бывало, так, с гитаркой у костра – и, вот, вновь вспоминаются все эти давние пустопорожние песенки бардов на дурацких, безвкусных фестивалях «самодеятельной песни» – с якобы проникновенно-мудрыми «образами», и тут же по соседству – глупейшая «Машина времени») – всё, всё это суть ПСЕВДОКУЛЬТУРА, от которой, увы, надалеко ушел и наш бард с его «синодалами».
Что у БГ? Вполне обычный безбожный (по сути-то!) эго-либерализм с претензией на чуть ли не «бого-родственные» – якобы предельно взаимные – связи и, соответственно, «откровения»: привет, бог-братан!.. ЗдорОво, старик! Это я – с надутыми щеками «как бы» высшего боговедения, в коем – да, да! – мы с тобой всегда правы!..
Впрочем, замечу, вполне возможно, что кричит всё это – вполне искренне мучающийся оным «боговедением» (и весьма туманно его себе в итоге представляющий) субъект-язычник... Но от этого опусы его не становятся ни более духовно истинными, ни более творчески самобытными. Увы.
И, замечу, язычник вполне последовательный, всего-навсего – лишь для полноты «самовпечатления»? – прикрывающийся фиговым (в данном случае – для него!) листком «православия».
Но понять не могу, как даже и весьма просвещенные некоторые из отцов наших клюнули на эту псевдохристианскую клюкву? Почему столь многим христианам отказал в данном случае и художественный вкус, и «вкус» подлинной святоотеческой духовности, и христианская же рассудительность?
Не БГ ли громогласно заявлял и заявляет, что ему не нужна ни вера, ни Христос, Сын Божий (так – как «сын плотника» – Он, может, еще ему и сойдет), а в итоге – лишь он сам?
Послушайте – вот он это нам и говорит – просто и ясно (то, что ухо незамороченного псевдокультурой сегодняшнего лукавого дня или, лучше сказать, «псевдокультуризмом» слышит сразу – даже и под некоторым покровом «оратОрских» речений БГ): «…Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники... Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера [всего лишь! – д. Г. М.]… Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится… Мой путь – это не духовные поиски, это собирание впечатлений… Я ищу везде красоту, восторг, физический экстаз, духовный экстаз, любой экстаз… Любая религия – это объяснение людям вещей, о которых они забыли, но которые должны знать. Это как поход в первый класс. Религия существует для тех, кто Бога не знает и не чувствует… Потому что если ты с Богом един [как, например, конечно же, Борис Борисыч, ну, почти «два сапога – пара». – д. Г. М.], религия тебе уже не нужна».
Я думаю, что уж пастыри-то наши должны хорошо понимать – кто напевает БГ такие песни и с кем наш всеядный бардус «един»…
Впрочем – это его личное дело.
Но когда это «личное» его искушение уже и пастырство наше начинает встречать аплодисментами – как чуть ли не святое общецерковное дело! – и когда оно же духовно соблазняет тот же Синодальный хор, отправляя его на сие «культурное» изуверство и вешая при этом ему на уши лапшу туманного, но достаточно ядовитого пантеизма – в виде чуть ли не нового «молитвослова», то это становится уже серьезным…
Что за духовное невежество и попросту – общекультурная слепота?
И скажите на милость, пастыри наши, – почему происходит так? Сей «мастер слова» – весьма, как вы считаете, «проникновенно художественно» – попросту плюет вам же в лицо со своих чуть ли не гималайских языческих вершин («незачем слушать священника… не нужны посредники!»), а вы всё утираетесь и радостно вещаете вокруг: «Божья роса, божья роса…»
PS: Мне искренне жаль несчастного БГ – ведь ему за его «творческий» эгоцентризм и всеядное коллекционирование якобы «религиозных» «экстазов» (причем, как он и сам говорит – «любых»!) придется в итоге держать ответ перед его «Братаном», да и сейчас ведь он, конечно же, в бесконечной погоне за оными глубоко непокоен, самоизъеден и – что хуже всего – самообманен. Помолимся же о его – исцелении...
Но еще более жаль мне мой непутевый, духовно больной, порой и добрый, и вовсе неглупый, но часто излишне легковерный (и, притом, как раз в то и тому, во что и чему верить вовсе не след) – да и легковерный-то, чаще всего, от собственного, увы, невежества! – народ, так до сих пор (после почти столетней большевицкой безбожной промывки мозгов) и не желающий стать наконец ВСЕРЬЕЗ Христовым – народ…
Н.Н.29 ноября 2012, 16:29
"И это был рубеж невероятного экономического подъема России," - да, это так, вопросов нет;
".. который большевики так и не смогли до конца преодолеть, несмотря на индустриализацию, рабский труд и репрессии". - не поняла, что это такое и как это может быть. Кто бы объяснил. (Если это только не таже самая оголтелость, с которой большевики клеймили царский режим.
Тогда очень жаль - любая ложь опасна!).

"При этом метафизическая и духовная пропасть пролегла вовсе не между хорошими и плохими, ... – а теми, кто остался верен Христу, Его Церкви и России, и теми, кто совершил осознанный и деятельный выбор в пользу богоборческих сатанинских сил, её разрушивших".
Сказано сильно, но: (сразу оговорюсь, что канонизацию царской семьи признаю безоговорочно)во мне каким-то образом уживаются православие и гражданство. Так вот, как у гражданки, у меня множество вопросов к царственной особе; и ему тоже Россия "обязана" созданием революционной обстановки. Увы. Почитайте его дневники... Прекрасный
христианин, муж, отец - но никак не самодержец Земли русской... А рыба тухнет с головы.
Почитайте Деяния Священного собора 1917- 1918гг, сколько епархий во главе с правящими аржиереями приветствовали Временное правительство - и много чего ещё.
А мысль не нова - общество делится на классы (сословия), и пока один класс будет угнетать и унижать другой - потрясения будут!


Ирина29 ноября 2012, 14:00
Спасибо за статью, полностью с Вами согласна и рада, что Вы подняли вопрос о современном искусстве, провели аналогии с нашим недавним прошлым. Стоит задуматься.
Антон29 ноября 2012, 12:49
Текст хорош, но вывод..."Величие России" что это? Где написано "Сделайте свою страну великой"? Страна - это народ который в ней живет. Если народ скорее велик, чем мелок, то и страна великая. Великие потому великие, что сумели себя победить. И не может быть такой самоцели - "Велика Россия". Зачем? В церковь надо идти для величия России?

Или надо уточнить, что Величие нужно нам только духовное, а не мирское. И Россия уже просияла множеством мучеников, черз великие страдания, причиненные эти самым "монстром". Возможно, уже позади такое величие.
Ольга29 ноября 2012, 12:00
Статья осноательная. Один вопрос
автору: были ли среди поклонников творчества В.Брюсова люди, благодаря ему пришедшие в Церковь? Хотя бы опосредованно? Про тех, для кого творчество Гребенщикова стало таким шагом к Вере знаю не понаслышке, "от них же есмь аз". Можно трезво и с сожалением смотреть на его нынешние блуждания по мировоззренческим закоулкам, сочувствуя неготовности принять Христа. Не стоит, разумеется, "притягивая за уши" рассматривать его лояльное отношение к Православию, как религиозную самоидентификацию. Но равнять его с декадантами я бы не стала. В начале 20 века люди из православной среды уходили в оккультизм, и для многих, как справедливо отмечено, это был сознательный выбор в пользу безбожия. В конце столетия, люди пытались выбраться из духовного вакуума. И тогда для многих именно песни раннего Гребенщикова стали глотком свежего воздуха и, скажем так, стрелкой компаса. Не он сегодняшний Брюсов.
Н.Н.29 ноября 2012, 11:58
Статья замечательная (не всегда и не во всём соглашаюсь с автором), жаль только, что сами пишем, сами же и читаем. Хоть бы в "Литературную газету" попробовать отдать. Может, Ю. Поляков и напечатает.

ольга:
" Попробуйте, просто попробуйте забыть на минутку о личности БГ , о его внешнем виде, о его ... А вдруг все изменится, вдруг вы почувствуйте ... простить его за то что он не такой как вы, за его ошибки. Может быть все таки стоит попробывать?"
Зачем? Я его не осуждаю , не мне его и оправдывать. Тратить время на понимание творчества неуравновешанных великовозрастных "искателей истины" не считаю для себя нужным, как-нибудь на классике продержусь. Да и не в БГ дело - а в Синодальном хоре и его вдохновителе и руководителе! ЗАЧЕМ?! ЗАЧЕМ о. М. Козлову устраивать выставки "современного искусства" в притворе храма (и не где-нибудб на окраине, а в центре Москвы, где прихожане - в основном студенты); ЗАЧЕМ надо было выпускать на сцену Волочкову с танцем под "Отче наш" в концерте на Рождественских чтениях (никогда не забуду!). ЗАЧЕМ?!
А потом будем возмущаться и удивляться, что (не приведи, Господи) "простой" народ восстанет против церкви, уже не разбираясь "в тонкостях"... Доиграемся... Вернее - дозаигрываемся.

В.С.29 ноября 2012, 10:59
Стыдно... стыдно такие статьи писать. Какой-то чисто большевистский задор во всём этом. Более ничего добавлять не буду, в защиту творчества здесь многие уже высказались вполне ясно.
Сергей Север29 ноября 2012, 09:48
Мне кажется, что статья одухотворённая, но немного скомканная, особенно в конце. Не совсем понимаю, почему в комментариях так уцепились за БГ. Думаю, что автор имел в виду нечто большее, правда, не полностью, не исчерпывающе раскрыл тему. Экстраполировать суть сегодняшней проблематики через одного БГ по меньшей мере примитивно. И скорбеть-то нужно не о БГ и Хоре (хорах), а о тех, кто с удовольствием потребляет ЭТО. Ибо спрос рождает предложение, а не наоборот. Нет спроса - нет БГ и нет всевозможных экзерсисов.
Полагаю, что нужно просто не озираться на подобные вещи и не приписывать им уж чересчур мистического значения, а идти каждому своим "царским путём", который и должен влиться в столбовую дорогу "общенационального духовного усилия".
Дмитрий29 ноября 2012, 09:26
А мне нравятся песни Гребенщикова. Не все, конечно; но я все и не слушаю. По крайней мере, во мне они вызывают добрые чувства. Что, например, плохого в "Королевском утре", или в "Государыне"? Просто не надо в них выискивать что-то сакральное. Все зависит от слушающего. Никто же не разносит в пух и прах Антонова с его "новая встреча - лучшее средство от одиночества". Песенка она - и песенка.
Nik29 ноября 2012, 06:01
Спасибо автору за статью, хотя она может и звучит несколько резко. БГ - это явление в творческом пространстве Советского Союза, которое могло побудить человека к размышлению о себе самом. Но странно сейчас видеть его "православным гуру", мне кажется эти два слова не сочетаемы между собой. После чтения статьи на Правмире осталось чувство недоумения.
Николай Грошев29 ноября 2012, 00:57
Артему:"млны" узбеков в России суть потому,что страна экономически развита.В 90-е их не было.Лезгинка на улицах есть,а еще встречаются и пьяные русские люди.При этом есть и отстроенные города,возрожденная промышленность,храмы и миллионы людей в этих храмах.Муха видит одно,а пчела другое.Ни Кадышева, ни хор им. Пятницкого к духовности отношения не имеют.Можно слушать исключительно монастырские хоры и оставаться сущим диаволом.Автор поднял насущную тему,при этом никого не призывая в светлое будущее.Ваша демагогия неуместна.
Пока православие или его представители будут заигрывать с бесенятами вроде б.г., ничего хорошего не будет.А ведь есть люди,ошибочно причисляющие такого рода деятелей к духовным.
Надежда29 ноября 2012, 00:32
Спаси,Господи,Вас,уважаемый Андрей!Болезненность темы Вашей статьи очевидна для человека,неравнодушного к тому,что происходит с Россией много веков подряд.Невозможно понять ,как надо вести себя обычному человеку(которого называют теперь и "электоратом", и как только не называют!),чтоб не попадать в ловушки,которые окружают со всех сторон.Очень ловко были расставлены эти ловушки и в 1612,и в 1917,и в 1991г.г.Наверное,я не все даты указала.Сейчас все усложняется еще и тем,что залить грязью можно очень просто и быстро,что-угодно и кого-угодно ,и об этом весь мир узнает мгновенно.Делается это изощренно,и,чем дальше,тем больше. Церковь наша всегда находится под прицелом разрушительных сил:во времена смут,войн,и вообще - в любое время.Конечно,у каждого свое восхождение ко Христу,во все времена,и я никогда не решилась бы анализировать такое восхождение кого бы то ни было.Возможно,то тайное,что сокрыто от посторонних,в жизни БГ,оправдает его перед Богом.Иногда Господь попускает такие события для того,чтоб помочь определиться с отношением к Истине очень многим из нас.Хочется верить,что те,кто принадлежит к нашей Церкви,останется ей верен,несмотря ни на что и вопреки всему.Евангелие всегда поможет разобраться любому,кто искренне и настойчиво будет искать ответы на такие непростые вопросы. Спасибо за серьезную глубокую статью.
Аня29 ноября 2012, 00:15
Зачем все это, кому это надо, кому от "этого" польза, неужели только самоутверждение и "умничание", не верю, а где простота, а где любовь..? )))
ИванS28 ноября 2012, 23:31
Может хватит везде грязь искать, Гребенщиков уже давно вернулся... на неофите.ру лет 5 назад видюшка была, жаль что сайт почти умер, хорошее дело они делают... людям хоть какую-то надежду дают
Григорий28 ноября 2012, 22:12
Спасибо автору за столь обстоятельную статью. Все-таки БГ не хватает цельности, об этом говорил еще в начале 90-х близко знавший его звукорежиссер Андрей Тропилло. С тех пор в БГ мало что изменилось, и, как я полагаю, именно эта нецельность является стержнем его мироощущения, и соответственно творчества.
ольга28 ноября 2012, 21:40
Дорогие братья и сестры! Попробуйте, просто попробуйте забыть на минутку о личности БГ , о его внешнем виде, о его высказываниях в интервью, а просто возьмите и почитайте тексты песен , которые были представлены на последнем концерте в консерватории. А вдруг все изменится, вдруг вы почувствуйте то что чувствуют многие люди давно знакомые с его творчеством и легче станет простить его за то что он не такой как вы, за его ошибки. Может быть все таки стоит попробывать?
Елена28 ноября 2012, 18:44

Дорогие братья и сестры!Публичным людям еще труднее не сбиться с пути,чем не публичным.Вы же знаете,что испытание славой,как и деньгами,тяжело.
"БГ-это бог.От него сияние исходит,"-как бы мы с вами такое выдержали?
"Отче мой Сергие и отче Серафиме" вместе с Вишной с Кришной "уживаются"у БГ.
Но нельзя судить.Так нас наша Церковь учит.Тем более гневно перебирать что бы такое с ними сделать,как еще назвать,чему предать.
Можно и нужно дать свою оценку.Но не устраивать судилище.
И Кручных,и Андрей Белый и т.д.уже ответили перед Господом за самих себя.Мирская слава на Суде никого не оправдает.А может кто-то из этих людей оправдался чем-то еще?Господь только ведает сердце человека и его дела.
А БГ ,слава Богу,живет и здравствует.Вспомним притчу о работниках в винограднике-Господь ждет каждое Свое чадо до последнего часа.
Как же"провести духовную черту"?Некие авторитеты должны будут дать оценку деятелям Серебряного века и их не благотворному влиянию на сегодняшнее искусство?Какая-то директива...Христианин воцерковленный,и так знает,что ему не по пути с Виктюком и Гельманом.
Начинать лучше с себя самих.
Николай 28 ноября 2012, 16:08
Стыдно.... , стыдно, господа-певчие из хора синодального и "афонского"хора, и за вас, и за симфонический оркестр, и за вроде бы небездарного композитора Микиту... Как же нужно низко опуститься, чтобы не жалея своего художественного вкуса, чести мастеров искусства,исполнять "крики души" человека весьма сомнительной одаренности, "обработав" примитив до пародии на классическую музыку.Впрочем ,говорят , даже из песни "По улице ходила" (при желании и наличии некоторого таланта) можно сделать подобие симфонии, история отечественногог кинематографа знает и такой случай... . А Андрея Яхнина благодарю за статью - своевременную,глубокую и серьёзную.
денис28 ноября 2012, 15:06
Светлана, а откуда у Вас такая уверенность, что "Христу эта песня понравилась бы". Он Вам сам об этом сказал? Давно последний раз с Христом разговаривали и насколько часто у Вас это происходит, если не секрет?
Воин28 ноября 2012, 14:59
Светлана, вообще-то творчество не отделимо от религии, как бы вы не хотели. Творчество - это не самодовлеющая, не самоценная вещь. Оно питается тем, что в душе человеческой.
Творчество БГ к Православию отношения не имеет.Не может из одного источника течь и грязная и святая вода. Уверен, что святитель Игнатий(Брянчанинов) оценил бы творчество БГ и т.п., еще жестче, чем это сделал автор статьи.


А автору статьи благодарность за анализ культурных и революционных событий.
Светлана28 ноября 2012, 13:11
Творчество есть творчество, религию и культуру нужно отделать,это точно. Понятно, что БГ никаким боком не относится к Православию, но вот хорошие песни, и когда он их писал, несомненно, он был проникнут ощущением Бога...Иначе эти песни не были бы такими хорошими. А потом он увлекся буддизмом или еще чем-то. Я его не оправдываю, но и не осуждаю. Если чье-то творчество в целом не созвучно с Православием, это не значит, что его не должно быть. И нет никакого заигрывания - просто взяли то, что действительно хорошо , обработали и выдали на прослушание обычному слушателю, который академических хоров вообще не понимает, а тут хотя бы прикоснется к высокому искусству..короче, как человек православный, я прихожу к выводу - культуру и религию мешать нельзя , иначе ни мы, никто из наших потомков не смогут пользоваться достижениями этой самой культуры, потому что православный человек не потерпит, чтобы заигрывали:) Уверена, что Христу конкретно и песни эти, и оратория, понравились бы - потому что это просто хорошо:)
Вера28 ноября 2012, 11:44
Ольге. Как мы любим эту фразу! Только забываем о том, что оценивать и судить людей - дело БОГА, о вот оценить и, если надо, осудить поступок, явление - дело каждого из нас! Ибо можно и дОлжно осуждать зло во всех его проявлениях - иначе какие же мы христиане! Не обижайтесь, Ольга, я не осуждаю Вас, мне больно (как и автору статьи, это же очевидно даже при беглом знакомстве с текстом!) и за распятую страну, и за наше странное спокойствие, если не сказать - равнодушие, а может быть - и хуже - благодушное отношение - к проявлениям зла. А ведь как часто мы оправдываем это отношение - страшно подумать! - Еванегельскими словами - словами, с которыми к нам Бог обратился. Боимся... только чего? Как сказал кто-то из святых отцов (к стыду своему, не помню, кто): "Бояться надо Бога, а сатану бояться не должно".
Евгений27 ноября 2012, 14:29
Мне понравилась формулировка: "траектория трагического раскола", надеюсь автор не ограничивается небольшим сроком в 100 лет, а имеет ввиду более продолжительные 350 лет или 500 лет нашей Церковной истории, может и больше. Если с большевиками как-то можно разобраться, смущает, правда, "Список генералов царской армии на службе в РККА", то как понять, кто остался верен Христу: Никон или Аваарум, Нил или Иосиф? Что же касается БГ, конечно, не имеет смысла делать из него православного богослова или восточного мудреца ("туда, куда он - за ним не пойдет никто"). Он интересен как человек ищущий и как поэт, отражающий свой поиск в своем творчестве. В конечном счете, если человек честен, в результате своего поиска он Истину найдет (Просите, и дбст­ся вбмъ: ищите, и обрящете: толцыте, и от­вйрзет­ся вбмъ. Мф.7.7). Блаженны кто может с уверенностью сказать - я (уже) со Христом.
С уважением.
lisab_@inbox.lv27 ноября 2012, 12:20
наконец-то ! А то не могла поверить своим глазам, прочитав про БГ и синодальный хор... Неужели надо заигрывать с такими ?... Он же не отрекся от своих буддистских увлечений, сколько людей наверняка соблазнилось этим,
увидев это совместное выступление...
Артем27 ноября 2012, 12:15
Господин Яхнин...Все это уже слышано-переслышано.Что конкретно надо делать?Всем дружно взяться за руки и пойтить в "светлое будущее"?Никто сам по себе не возьметься за руки и не пойдеть в светлое будущее.Было бы слишком просто разделить всех на "наших" и "не наших".Кому то видятся победы в спорте,политические достижения и "все усиливающаяся роль".Кому то-миллионы узбеков,лезгинка на улицах,вымирающее русское мужское население и "танцы со звездами" на 2 федеральном канале.И обе эти правды имеют место быть.Поэтому,что конкретно Вы понимаете под "общенациональным духовным усилием"?Это когда все в один момент начнут слушать не Кадышеву со Стасом Михайловым,а хор им.Пятницкого?
наталия27 ноября 2012, 11:57
Спаси и сохрани Вас Господь, Андрей. Давно не читала таких внятных и ужасных в своей правде текстов мирского человека. Наша интеллигенция, в большинстве своём, таких текстов и написать не может: ни мудрости, ни ума, а токмо самолюбование, тщеславие и гордыня. Как жаль.
Максим27 ноября 2012, 11:14
Полностью согласен с автором. Заигрывание людей, называющих себя православными с Гребенщиковым, да и ещё и участие в этом Синодального хора - это по-моему кощунственно! Давно пора анафематствовать Б. Гребенщикова и подобных ему псевдоправославных деятелей. Иначе соблазн будет только увеличиваться... Он и так уже велик! Разве не так?
Лариса27 ноября 2012, 10:13
"Таким образом прослеживается явная трансформация культурного феномена серебряного века, получившего прививку постмодернизма и массовой культуры, обмельчавшего и опошлившегося, но при этом не изменившего своей сути".
Ну, в творчестве Гребенщикова более конечно прослеживается прививка Битлов и многих других групп рок-н-ролла, а также народной музыки многих народов мира: европы и азии.
Беда в том, что у нас очень-очень мало людей по навстоящему творческих и думающих, которые не "зарыли" свои таланты, и естественно что люди на чем-то воспитываются, получают какие-то творческие прививки.
Но зато очень-очень много профанации творчества, что и составляет массовую культуру, которая ради извлечения прибыли готова угождать потребителю, требующему хлеба и зрелищ, и "подстегивать" это стремление.
Olga27 ноября 2012, 09:26
Не судите, да не судимы будете.
Валентина27 ноября 2012, 09:22
Никогда не нравился т.н.БГ, и когда увидела статью о нем и его коцерте в Правмире, подумала, что я чего-то не понимаю, но прочитав эту статью, поняла, что я была права, хотя поклонников такого человека и его творчества не переубедишь. Рада, что есть единомышленники. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×