Новый Завет возвестил нам торжество благодати, освобождающей человека от рабства закону, потому что благодать и любовь есть совершенное исполнение закона. Но теперь, вследствие крайнего оскудения в нас благодати и любви, мы видим обратное – все большее умножение законов, которые, впрочем, уже никого не могут обуздать, ибо оскудение духа неизбежно приводит человека к жизни греховной и беззаконной.
С одной стороны, закон необходим, как необходимо и его соблюдение, но с другой – «законом никто не оправдывается пред Богом» (Гал. 3: 11), а также «если вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5: 18). То есть истинное благочестие как бы выводит человека из-под власти закона не в том смысле, что человек становится аномичным, а в том, что он, даже не зная «писаных» правил, в силу самого своего доброго устроения не совершает ничего худого.
Улучшение законодательства при общем падении нравов лишь обнаруживает удручающий масштаб всеобщего беззакония и служит поводом для более широкого применения карательных мер. Но изменить общество одной законодательной и правоприменительной практикой невозможно. Это всего лишь очередная утопическая идея, на сей раз юридического происхождения.
Ложь «правдолюбия» заключается в подмене понятий, в подмене приоритетов, когда основанием доброй государственной, общественной, да и личной жизни мнится прочная законодательная база с отлаженной исполнительной системой. Но это, увы, всего лишь очередной пример отвержения краеугольного камня и бесперспективный поиск иного основания для строительства здания. И это другое основание на поверку оказывается лишь песком. А на песке, какого бы сорта, вида и консистенции он ни был, построить что-то надежное вряд ли возможно.
Яркий пример такого «правдолюбия» – брачные контракты, которые все более входят у нас в моду. Господа юристы просто из кожи вон лезут, чтобы предусмотреть все что возможно и еще чуть-чуть «на черный день». Но за всем этим мелочным прагматизмом сквозит с пугающей очевидностью холодный расчет и эгоизм, недоверие Богу и человеку, которого вроде бы готов был назвать родным. Но вот именно что «вроде бы»…
Отрицать главенствующее значение благодати в жизни человека – это все равно что засыпать колодец в пустыне, с тем чтобы организовать на его месте выставки, лекции и семинары о пользе употребления воды. Иезуитская и совершенно бесперспективная практика. Духовная, церковная жизнь народа – это единственный источник доброй нравственности и согласия в обществе. Все остальное – лишь производные от этой жизни, ее плоды и последствия.
Прекрасная мысль – выстраивать действующую систему «правового государства», но эта система не может быть основанием доброй жизни уже потому, что не влияет никак на дух человека, а только на внешний порядок его жизни. И большей частью в виду существующего законодательства человек выстраивает свою жизнь так, чтобы это законодательство технично обходить там, где оно мешает жить «по-своему», и не менее технично использовать там, где оно может помочь в достижении личных целей.
Главный вопрос именно в том, что человек считает добрым и правильным, к чему он стремится, что считает критерием истины. И вот что получается: основание доброй жизни – это все-таки не совершенное законодательство и строгий контроль над его исполнением, к чему мы сейчас все чаще призываем, а именно согласие человека с Богом, духовное воспитание и образование личности. Умение людей ценить и понимать друг друга, относиться друг к другу с любовью и уважением.
Вообще у нас очень мало доверия светским законам, которые, как нам кажется, принимаются ограниченным числом заинтересованных лиц в своих же узкокорыстных интересах, а уж применяются и вовсе как кому вздумается. Не зря и раньше еще у нас в народе сложилась поговорка: «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Ну а механизмы управления этим «дышлом» всем нам, увы, понятны – это коррупция и власть.
Как-то мы все чаще телегу толкаем впереди лошади, особенный акцент делая на необходимости внедрения «правильных» законов, в то время как остается не обсуждаемой очень серьезная тема поощрения всего действительно доброго, благотворного и полезного в духовной, нравственной сфере. Даже, возможно, именно эта забота и должна быть главной заботой государства. Помните, в советское время была такая передача: «Алло, мы ищем таланты»? Вот так и нам сейчас надо выискивать, и не только таланты – а примеры подлинного духовного, нравственного здоровья, примеры чистоты и святости не в исключительно-аскетическом смысле, а в самом повседневно-бытовом, если так можно сказать. Выискивать и освещать, поддерживать, поощрять…
Но кому же озаботиться тем, чтобы примеры добрые, положительные, чистые отыскивать и рассказывать о них, показывать их? Да, конечно, и государство должно озаботиться этим «привитием хорошего вкуса», но и на бытовом, повседневном, житейском уровне всех нас это касается не в меньшей степени. Обратите внимание, как мы привыкли к сплетням, как мы любим поговорить, пусть даже с гневом, о «свинцовых мерзостях» жизни и как мало мы замечаем присутствие всего по-настоящему доброго и святого, и не потому даже, что его нет, а потому, что вкус у нас уже настолько испорчен, что мы каких-то простых и важных вещей не замечаем, не умеем о них говорить, не умеем видеть их красоту и ценить важность. Давайте начнем с себя. Понимаю: еще один наивный призыв, еще один идиллический возглас. Но не в пустоту ведь? Не в пустоту, я верю…
Сейчас по всей стране с масштабом и широтой истинно русской идет показательная коррупционная порка. Хорошо ли это? Как-то язык не поворачивается сказать, что хорошо. Да, наводится порядок, и это правильно, но эта всероссийская экзекуция именно показывает масштаб проблемы бездуховности, безнравственности, когда люди, облеченные немалой властью и уж наверняка считающие себя порядочными и добрыми, участвуют в банальном по сути, но не по масштабам – воровстве. Какими силами эту… не наклонность даже, а позволение себе – вот именно: позволение себе воровать – какими внешними средствами можно унять? То есть приструнить человека можно и даже нужно, но ведь этого мало – именно мало, если мы хотим не только отвратиться от зла, но и сотворить благо, без чего не может быть движения к процветанию, о чем мы все так много говорим и за что ратуем.
Это все тот же неизбежный и неотменимый вопрос о важности духовного влияния Церкви на систему воспитания, образования и культуры. Другое дело, что влияние это именно должно быть не административным, а духовным. А в обсуждении вопросов, как это осуществить, – все пути для творческого подхода открыты. Больше того, как бы кто ни возмущался, но именно этот путь – путь влияния Церкви на воспитание, образование и культуру – и есть из всех стратегических вопросов самый важный и определяющий наше будущее. И откладывать всестороннее рассмотрение и решение этого вопроса в угоду иным мнениям – это отказ от спасения утопающих в открытом океане в виду уверенности некоторых из утопающих в том, что они до берега доберутся сами. Пусть добираются, если им так хочется, но почему из-за упрямства и, простите, глупости одних должны погибать остальные?
Налоговый кодекс: а кто платит налоги кроме бюджетных и государственных организаций, этим проще, платят не свои: предусматривают в бюджете обозначенный налог, перечисляют за какую-то выполненную работу своей же организации по "результатам торгов", перечисляют в организованную для этих целей коммерческую организацию,в ту, которую никто не посмеет проверить.Эта схема работает давно и все власти про это знают, но зачем же терять постоянный доход? Проще придумать новый бесполезный карательный закон с градациями, но для других, бесправных, при этом не задумываясь, что такими могут сами стать в одночасье.
Считаю, призывать к совести надо с детского сада, детей учить принципам морали, нравственности, патриотизма, справедливости, милосердия, не это ли мы находим в Законе Божьем, Коране,Талмуде и др. религиозных учениях? при чтении всех религиозных книг надо читать с учетом грамматических знаков препинания, тогда не будет таких выражений "убей неверного" в чистом понятии. Любить иноверца это тоже и милосердие и сострадание. Он тоже создан Богом для любви.
А сама Конституция разрабатывается на основе какого-то базового принципа… Верно ведь?
Помогите, пожалуйста, разобраться, чем Конституция, разработанная по принципу «Талмудизма» лучше конституции, основанной на принципе «Справедливости»?
И вообще – в наше время справедливость в России, простите, «в законе» или «вне закона»?
ПС. Если вопросы глупые, лучше не публикуйте… Хорошо?
11.12.12 Сантехник.
- Увы, на сегодняшний день, кроме благовестия требуется еще и массовая катехизация общества, но "КТО ВЗЫДЕТ НА ГОРУ ГОСПОДНЮ"?! НИКТО не оспаривает "важности духовного влияния Церкви на систему воспитания, образования и культуры", но КТО, в государственных структурах, с этим считается?!
"Давайте начнем с себя. Понимаю: еще один наивный призыв... Но не в пустоту ведь? Не в пустоту, я верю…"
- Не в пустоту, отче, и не "наивный призыв" потому что, для христианина, это единственно верное направление движения ДУШИ к Богу. "Вынь бревно из глаза своего, - тогда увидишь как вынуть сучек из глаза брата твоего"...
"...идет показательная коррупционная порка" - выполняется очередная манипуляция общественным сознанием, поэтому данная статья - "еще один идиллический возглас", к сожалению...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
2.-в выборе устава свободен каждый-как незаконно насильное пострижение-так незаконно принуждение к уставу.насилие греха насилием добрых помыслов искоренять не воспрещено-но учить позволяется не всякому-и только личным примером.
3.-закон положен не для праведника и является детоводителем ко благодати-где упраздняется.
4.-культура-производное от покаяния-где предстояние-там и религия-и культура.
5.-общественное благо-личное покаяние.
Очень своевременно и доходчиво написано. Удивляет, что такие казалось бы логичные вещи не обсуждаются в "светстких" СМИ.
Также стал замечать, что в обществе прививается мода участия в судилищах над кем угодно. Все это ретушируется под опросы, ток шоу, передачи, фильмы и т.д., общее у всех одно - заставить слушателя принять активное участие в осуждении ближнего. Это пугает.
С уважением.
Сомневаюсь, что простое привлечение священников в школы и в армию что-то изменит. Я сам учился в православной гимназии. Учителя там были замечательные, но... не похоже, чтобы преподавание Закона Божиего и регулярное посещение храма как-то влияли на учеников, по крайней мере, на большинство. Жестокости и хулиганства в их среде было достаточно.
Пожалуйста, опубликуйте мой комментарий.
И лишь "внутренний закон" тут спасителен, все "внешние" законы работают лишь в зависимости от внешних же условий.
Сомневаюсь, что простое привлечение священников в школы и в армию улучшит ситуацию. Я сам учился в православной гимназии. Учителя были замечательные, но... не похоже, чтобы преподавание Закона Божиего и регулярное посещение храма как-то влияло на учеников. И хулиганства, и жестокости в их среде было немало.
Действительно никакие законы, никакие тщательно продуманные формулировки не спасут нас от неправедной жизни, если дух мира и любви покинул наши души.
А коррупционные дела, с таким усердием преподносимые телевизором, только усиливают во многих страсть осуждения.
Как будто люди забыли одну из духовных заповедей - "чужими грехами свят не будешь".