Священник Андрей Филлипс |
Мы с матушкой встали рано, в 4 час. 30 мин. утра, чтобы начать наш путь на Всезарубежный Собор в Сан-Франциско. Поскольку между Англией и Сан-Франциско 9 часов разница во времени, нам пришлось пережить 32-часовой день. Приехали мы в Сан-Франциско в 1 час. 30 мин. по местному времени и я первым долгом зарегистрировался на Собор.
В 4 час. дня состоялась встреча Курско-Коренной чудотворной иконы, а вслед за встречей – панихида по митрополитам Антонию, Анастасию, Филарету и архиепископу Антонию (Медведеву). После ужина началось всенощное бдение, длившееся более трех часов. На литии обносятся Курская икона, икона с частицей мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца и две новонаписанные иконы: написанная в Гефсимании и освященная на гробе Господнем икона святых Жен-мироносиц и написанная в России и освященная в Троице-Сергиевой лавре уникальная икона святых Отцов семи Вселенских Соборов. На иконе святых Отцов также изображены св. патриарх-исповедник Тихон, святые новомученики Петр Крутицкий и Кирилл Казанский и святитель Иоанн (Максимович).
На полиелей выходят два митрополита – Высокопреосвященные Лавр и Амфилохий (Сербская Православная Церковь) – и 10 архиереев. Общее число архипастырей – 12, напоминающая число апостолов Христовых. По окончании бдения мне один делегат говорит: "Дух на богослужении особенный. Все возможно". Я замечаю, что Курско-Коренная икона благоухает. Наличие мощей святителя Иоанна в храме создают особо духовную атмосферу.
На поздней литургии служит 12 архипастырей, около 50-60 священников и 8 диаконов. Литургия с молебном длится более четырех часов. Я думаю о необычной судьбе скромного митрополита Лавра. Он жил в самой бедной части Восточной Европы, потерял свою мать в раннем возрасте, в девятилетнем возрасте поступил в монастырь, спасался от фашистов и коммунистов, а сегодня он возглавляет Русскую Зарубежную Церковь, он предстоит на литургии и является председателем исторического Всезарубежного Собора.
Духовенство-члены Организационного комитета свободно говорят на русском и английском языках. Я поражен их подготовленностью, организованностью и знанием богослужебного чина. На литургии трисвятое поется на греческом языке, напоминая о том, что православие пришло к нам от греков.
В 4 час. дня архиереи в мантиях выходят из алтаря для встречи Первосвятителя Русской Православной Церкви заграницей. В храме около 130 человек – представители духовенства и мирян из Южной Америки, Австралии, Северной Америки, Западной Европы и стран СНГ. В центре храма, перед президиумом, лежат древнее евангелие и крест. После встречи Первосвятителя мы поем "Христос воскресе", "Днесь благодать Святаго Духа нас собра" и Символ веры. Настал исторический момент. Первосвятитель открывает IV Всезарубежный Собор. Правящий архиерей Западно-Американской епархии, архиепископ Кирилл, приветствует архипастырей и делегатов и говорит, что мы собрались сегодня не для поиска своей воли, а Божьей. Митрополит Лавр в своем слове призывает нас избегать разделений, открывая себя действию Святого Духа. Он говорит о многочисленных изменениях в жизни Церкви в России, а также напоминает нам о позиции наших духовных вождей по вопросам чистоты веры.
Председатель Предсоборной комиссии, архиепископ Синднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион читает Наказ IV Всезарубежному Собору и приветствия Всезарубежному Собору от Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Патриарха-Католикоса Грузинской Православной Церкви Ильи, Патриарха Болгарской Православной Церкви Максима, Экзарха Константинопольского Патриархата архиепископа Гавриила, и от монашества – Афонской горы и Оптиной пустыни. Митрополит Амфилохий читает приветствие от Патриарха Сербского Павла.
Открытие IV Всезарубежного Собора завершается христосованием делегатов при пении пасхальных стихир.
Литургия начинается в 7 час. 30 мин. утра. На литургии общее пение. Делегаты все, за исключением тропарей и кондаков, поют наизусть.
В 10 час. 30 мин. утра делегаты собираются в зале заседаний, где уже находятся Курско-Коренная икона и икона святых Отцов. Первый доклад на тему "Духовно-историческое наследие Русской Зарубежной Церкви" читает протоиерей Николай Карыпов из Ав c тралии. Мне радостно его видеть, как и всю делегацию Австралийской епархии, с членами которой я познакомился на съезде молодежи в Австралии.
Отец Николай говорит о царском пути, которым всегда шла Русская Зарубежная Церковь. Это средний путь между теми, кто находился в плену коммунизма (Москва) и теми, кто в плену западной философии (Париж). Он говорит о том, что наш идеал – идеал Святой Руси, который выражается в постоянном противостоянии Антихристу. Проповедь Евангелия во всем мире требует единство Русской Церкви. Наши духовные гиганты – митрополиты Антоний и Анастасий, и архиепископ Женевский Антоний – показали нам пример сострадательной любви. Для этих гигантов духа – Евангелие, каноны и любовь – сочетались в одно целое.
Отец Николай рассказывает, что приснопамятный архиепископ Антоний Западно-Американский (Медведев) также обладал духом милосердия и сострадания. Нам необходимо помазать елеем милосердия раны многострадальной Церкви в России. Студенты Св.Троицкой семинарии спросили приснопамятного митрополита Филарета, что бы он сделал, если бы пала Советская власть. Он ответил: «Пошел бы туда (в Россию) пешком». Архиепископ Нафанаил считал православие преимущественно религией покаяния. Самодовольство представляется для нас большой опасностью. Кондак святым Новомученикам российским является призывом к мужеству в час испытаний.
После доклада следует живая дискуссия. Среди прочего сформировывается следующее определение термина "Матерь-Церковь": Матерь-Церковь для обеих частей Русской Церкви является Церковью Новомучеников.
Выступает с докладом священник Николай Савченко из Санкт-Петербурга. Он подробно излагает историю преодоления церковных разделений, приводя примеры из Ветхого и Нового Заветов, истории ранней Церкви и Церкви Византийской. Он указывает, что вопрос церковного единства должен стоять выше личных интересов. Разделение несет за собой грех и поэтому православным должна быть свойственна любовь к примирению. В церковной истории имеются примеры святых, которые во избежание разделения принимали унижение.
В заключение отец Николай говорит, что разделения возникали на разных исторических этапах, но как правило, за исключением догматических разделений, преодолевались. Если исповедуется правильная вера – все может быть преодолено и прощено. На один вопрос отец Николай отвечает, что Церковь стоит выше канонов. Во время прений сильно выступает протоиерей Пимен Саймон, представитель старообрядческого прихода в г. Ири. Он указывает на многочисленные параллели между сектантски настроенными староверами и теми членами Русской Зарубежной Церкви, которые постоянно выдвигают новые условия Русской Церкви Московского Патриархата.
После обеда выступает Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Он рассказывает о тяжких испытаниях, выпавших на долю Сербской Православной Церкви. Она прошла тяжелый крестный путь находясь между Западом и турками, она испытала раскол, вызванный австро-венграми, она пострадала от рук фашистов и коммунистов. Владыка говорит, что после падения коммунизма Сербия повернулась лицом к Западу в поиске свободы, а вместо свободы получила бомбы.
Разногласия в Сербской Церкви всегда преодолевались любовью. Важна не буква канона, а дух канонов. Митрополит Амфилохий указывает, что одному Господу Богу принадлежит суд над людьми. Церковь не строится человеческим разумением, а по воле Божьей. Только тогда она в силах преодолеть человеческие слабости. История Церкви не только история воскресения – это также история распятия, история не только победы, но и крови.
После сильных слов митрополита Амфилохия протоиерей Стефан Павленко из Калифорнии, американский гражданин, со слезами на глазах просит прощение от имени американского народа у митрополита Амфилохия и сербского народа за западные бомбежки Сербии, за убийство сербского ребенка в день Пасхи. Владыка Амфилохий принимает слова отца Стефана с любовью и добавляет: дело начатое хорватским фашистом Анте Павеличем было завершено США. Владыка говорит, что западный гедонизм страшнее коммунизма, поскольку он убивает не тело, а душу. Единство Русской Церкви жизненно важно. Он призывает всех пребывать в страхе Божьем, оставляя осуждения личностей, в том числе и митрополита Сергия. "Кровь мучеников жива". И в Церкви в России, и в Церкви Зарубежной – истинная иерархия.
Далее, митрополит Амфилохий переходит к теме экуменизма. Он поясняет, что для Православных Церквей находящихся под игом безбожной власти ВСЦ был способом выхода на Запад, способ избежания подавленности и угнетения в тяжелых и ужасных условиях жизни в тоталитарном государстве. В 1997 году Сербская Церковь приняла принципиальное решение о выходе из ВСЦ, но поставила условие, что этот шаг должен быть предпринят всеми Поместными Православными Церквами. Владыка уточняет, что выход из ВСЦ необходим, но не следует прекращать диалог с неправославными христианами. Митрополит Амфилохий ссылается на взгляды, изложенные в трудах святителя Николая (Велимировича) и архимандрита Иустина (Поповича). Очень опасно морализовать. Морализаторство свойственно как католическому западу, так и коммунизму. Мы должны не митрополита Сергия бояться, а Господа. После глубоких, искренних и сильных слов митрополита Амфилохия, у многих делегатов, приехавших на Собор с колеблющимся мнением по вопросу русского церковного единства, происходит перемена в их сердцах и они внимают призыву Владыки Амфилохия всецело стремиться к уврачеванию разделения в Русской Церкви – сейчас самое благоприятное и богоугодное для этого время.
Литургия. Трогательно смотреть, как 12 архипастырей поочередно прикладываются к мощам святителя Иоанна. В трапезной митрополит Амфилохий благословляет всех тружениц иконами. В зале заседаний Владыка говорит о том, что он возвращается домой и не знает, что будет: Европа желает создать два мусульманских государства – Косово и Албания. Он просит у всех святых молитв. В Черногории в ближайшие дни будет проходить референдум по вопросу выхода из состава Сербии. Он говорит о людях, ратующих за интеграцию с Европой – это как правило перекрасившиеся коммунисты, а те, которые занимались "приватизацией" в стране – мафиози. Речь бесстрашного исповедника вызывает восхищенные аплодисменты. Епископ Кливлендский Петр предлагает Владыке Амфилохию кров и убежище в своей епархии в случае изгнания из Черногории.
После чтения протокола, архиепископ Германский и Великобританский Марк читает доклад на тему уврачевания разделения в Русской Церкви. Он говорит о помощи Катакомбной Церкви в 80-х годах, но в 90-х годах, после принятия в лоно нашей Церкви разных авантюристов из Московского Патриархата, нашей Церковью было потеряно направление и были совершены, по мнению Владыки Марка, ошибки канонического порядка. Архипастыри Зарубежной Церкви во многом были наивны в отношении жизни в России; их предупреждали о разных личностях-карьеристах, но голос предупреждающих не был внят. Несмотря на то, что Московский Патриархат допустил серьезные ошибки на Святой Земле в отношении нашей Церкви, надо было прислушаться к призыву архиепископа Антония Западно-Американского к спокойствию и сдержанности.
В 90-х годах начался процесс покаяния в лоне Московского Патриархата. В 2000 году Церковь в России прославила святых Новомучеников Российских, отвергла принцип сергианства и ошибки экуменизма. Делегаты поднимают вопрос участия Московского Патриархата во ВСЦ. Архиепископ Марк отвечает, что Церковь в России неохотно выходит из состава ВСЦ по ряду причин. В частности, она не желает, чтобы Константинопольский Патриархат, фактически не имеющий значительной паствы, остался бы единственном голосом православия в этом совете.
Владыку спрашивают, почему такая спешка с процессом единства. Архиепископ Марк отвечает, что коммунизм пал 15 лет тому назад! По его мнению, процесс церковного единства не форсируется, а наоборот, искусственно затягивается. Нынешняя тактика крайних сил в нашей Церкви – как можно дольше отложить этот процесс.
После архиепископа Марка с краткими сообщениями выступают члены комиссии по переговорам с Русской Православной Церковью Московского Патриархата: епископ Амвросий Вевейский, архимандрит Лука, протоиереи Александр Лебедев и Николай Артемов и иерей Николай Савченко. В дискуссии высказывается мысли, что США является канонической территорией Русской Церкви. До 1917 все православные в Северной Америке были под ее омофором. Я думаю, что и Западная Европа является территорией Русской Церкви.
После ужина в соборе совершается торжественный молебен Божьей Матери и святым Новомученикам Российским и Акафист Пресвятой Богородице перед чудотворным Курско-Коренным образом. В соборе многолюдно. Чудотворная икона благоухает. Мне приходит в голову, что некоторые из Новомучеников прославленных Русской Зарубежной Церковью – фактически были членами Московского Патриархата. Мало кто об этом задумывается. Мне также кажется, что многие люди, сомневающиеся в необходимости евхаристического общения с Церковью в России уподобляются апостолу Фоме. А ведь на открытии Всезарубежного Собора сами Жены-мироносицы возвестили нам, что Церковь в России воскресла, она жива – но некоторые продолжают сомневаться. Может быть слова Христа, обращенные апостолу Фоме, утвердят нас в доверии: "Блаженны не увидившие и уверовавшие".
Сегодня Курская икона особенно сильно благоухает. На литургии меня охватывают благолепие и красота кафедрального собора. Благочестивые прихожане заботятся о своем храме. Как обычно, я стою у раки святителя Иоанна. Передо мною чудо, святой. Он как будто спит, в ожидании Второго пришествия Христова.
Утром читает доклад преподаватель Свято-Троицкой семинарии, Андрей Вадимович Псарев. Его доклад – подробная научно-исследовательская работа на тему развития мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных церквей и инославия. Из его доклада становится ясно, что в 60-70-х годах в нашу Русскую Зарубежную Церковь проникло чуждое ей влияние. Андрей Вадимович цитирует слова святителя Иоанна, произнесенные в 1938 году, что мы с одной стороны не должны порывать общение с Поместными Церквами, а с другой – не должны молчать. Сербская Православная Церковь всегда нас поддерживала.
А. Псарев упоминает, что в 70-х годах тогдашнему епископу Ларву пришлось противостоять чуждому Русской Зарубежной Церкви влиянию ради сохранения наследия митрополитов Антония и Анастасия. Теперь становится очевидным, что те, кто пытался отвести нашу Церковь с ее истинного пути, потерпели неудачу и их взгляды сейчас считаются историческими заблуждениями. После избрания Высокопреосвященнейшего Лавра в Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, отношение к Поместным Церквам начинает приближаться к нормам первого периода существования Русской Православной Церкви заграницей.
Далее, докладчик рассуждает о Русской Зарубежной Церкви и экуменизме. Он нам напоминает православное учение Блаженнейшего митрополита Антония о том, что внешне правильно совершенное инославное таинство наполняется благодатью при самом приеме в Православную Церковь. Митрополит Антоний принимал активное участие в диалоге с Англиканской церковью, а в 1929 году возглавил хиротонию первого после ХI века православного епископа носящего имя английской кафедры – Николая Лондонского.
В 1938 году, на II Всезарубежном Соборе было принято решение о запрете чадам Русской Зарубежной Церкви участвовать в экуменическом движении, однако ради целей миссионерских, по уполномочению церковной власти, представители РПЦЗ могут присутствовать на конференциях, безкомпромиссно разъясняя учение Православной Церкви, ни в коем случае не допуская отклонения от православной точки зрения. Русская Зарубежная Церковь посылала наблюдателей как на экуменические встречи 50-х годов, так и на II Ватиканский Собор. В 60-х годах архиепископ Аверкий выступил против такой деятельности, а архиепископ Канадский Виталий и епископ Эдмонтонский Савва ее поддержали. В 1969 и 1978 годах Сербская Православная Церковь выразила поддержку нашему анти-экуменическому стоянию. В 1983 экуменическая теория ветвей была анафематствована. Церковь в России также отвергла эту теорию.
В 3 час. 30 мин. протоиерей Александр Лебедев зачитывает проект "Акта о каноническом общении". После принятия Акта на архиерейском уровне, две части Русской Церкви вступят в общение. Акт будет рассмотрен на предстоящем Архиерейском Соборе. Нам говорят, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата готова подписать Акт. В Акте изложено 12 пунктов и Акт гарантирует нашу внутреннюю независимость и самоуправляемый статус. Делегаты очень серьезно относятся к Акту. Наш предыдущий статус был обусловлен наличием коммунистической безбожной власти на Родине и поэтому носит временный статус. Теперь коммунисты-безбожники уже не у власти и совершенно необходимо пересмотреть нашу каноническую основу. После прочтения Акта более 30 делегатов выстраиваются в очередь, чтобы задать вопросы или же высказать свое мнение. Собрание длится до 8 часов вечера. Меня удивляет, что до сих пор есть делегаты, не могущие понять, что речь идет не о вступлении Русской Зарубежной Церкви в ряды Московского Патриархата, а о том, что две части Русской Церкви становятся едиными, на всеобщее благо. Русская Православная Церковь заграницей сохранит свою независимость.
Сегодня будет вынесена Резолюция IV Всезарубежного Собора. Это самый важный день всей недели. По дороге на литургию я замечаю загадочный джип у храма. Он находился там всю неделю. Я конечно не могу быть уверенным, но есть основания полагать, что зал заседаний прослушивается. Проходящий Собор входит в поле интересов правительства США. Ходят слухи, что ЦРУ финансировало пропаганду, проводимую через Интернет, против процесса единства двух частей Русской Церкви. Это может быть правда, может быть нет.
Заседание начинается в 10 час. 30 мин. утра. Епископ Штуттгартский Агапит убеждает нас, что у нас уникальная возможность подготовить Поместный Всероссийский Собор. Всероссийский Собор может быть созван лишь в том случае, если две части Русской Церкви будут вместе. Епископ Манхеттенский Гавриил призывает всех быть рассудительными и не спешить.
Председатель редакционной комиссии, архиепископ Иларион, оглашает проект Резолюции. Необходимо обратить внимание на каждое слово Резолюции. Атмосфера в зале напряженная. Внесен ряд положительных текстуальных поправок. Пока вносятся предложения и поправки, читается Обращение сестер Богородице-Леснинской обители во Франции. Затем зачитывается вторая редакция Резолюции. Вносятся еще поправки и замечания и готовится третья редакция. Голосования проводится по параграфам. В основном, все делегаты довольны. Высказавшихся против какого-либо параграфа не больше трех процентов от общего числа делегатов. Уже третий час дня, а мы еще не обедали. Резолюция намного важнее телесной пищи.
Мы становимся свидетелями чуда действия Святого Духа. Те из нас, которые боялись разделения на Соборе, даже незначительной части, обрадовались. Было почти полное единодушие в отношении Резолюции. Это исторический и судьбоносный момент. Мы внесли свой вклад в историю, даже этого полностью не осознавая.
Епископ Евтихий Сибирский поднимается в храм и читает Резолюцию перед камерами российского телевидения. Женщины-волонтеры, трудящиеся в организации Собора и в трапезной собираются в храме и по воле Божьей, подобно Женам-мироносицам, становятся первыми, кто слышит Резолюцию. Резолюция доносится во все концы мира посредством Интернета. В России – это главное событие, главная новость недели. Православный мир узнает, что сегодня было принято историческое решение о преодолении разделения в Русской Церкви. В ближайшем будущем будет подписан Акт по восстановлению Матери-Церкви, всего российского православия всех национальностей.
В 3 час. 10 мин. дня, уже в совершенно спокойной, радостной и особой атмосфере мы слушаем доклад протоиерея Виктора Потапова о задачах православного прихода в наши дни. Затем следует доклад моего старого знакомого Георгия Анатольевича Скока о проблемах молодых людей и пути к преодолению этих трудностей. Протоиерей Гавриил Макаров продолжает тему молодежи. Его подход к молодежи – подход истинного пастыря.
На литургии я опять стою у раки святителя Иоанна и сегодня прошу у него силы и мудрости в моем предстоящем докладе. Я кладу текст доклада на раку и прошу благословение у Владыки Иоанна.
Черного джипа сегодня нет. Резолюция принята, и, видимо, нет интереса к дальнейшему ходу Собора. Важность и значение вчерашней Резолюции только сейчас начинает доходить до моего сознания. Тем, кто отделился от Русской Зарубежной Церкви – Православной Церкви в Америке (ОСА), Парижской Архиепископии, новоразделенным сурожским клирикам и модернистам – возможно, придется решать как им быть в свете принятой Резолюции.
После чтения протокола предыдущего дня читает доклад Бернард Ле Каро из Швейцарии. Его тема – "Православное свидетельство на Западе". Мой доклад о задачах нашей Церкви в ХХI веке я читаю после обеда. Я говорю о том, что для православной жизни необходима сердечность, приверженность к Преданию должна быть сопряжена со смирением, а в независимости должно проявляться сострадание. Я считаю, что это ценности Святой Руси и только храня их мы можем противостоять вызовам нашего века.
После меня выступает архимандрит Лука на тему «Миссия Русской Православной Церкви заграницей».
После литургии выносится Резолюция о миссии и служении Русской Зарубежной Церкви. Зачитывается проект посланий Патриархам, приславшим свои приветствия Всезарубежному Собору. Читается проект Послания IV Всезарубежного Собора боголюбивой пастве. После обсуждения и принятия Послания Собор объявляется закрытым.
После обеда мы с матушкой прощаемся со всеми. Мы сожалеем, что не можем остаться на панихиду по убиенному брату Иосифу, на акафист перед Курско-Коренной иконой, на молебен святителю Иоанну у его мощей, на всенощное бдение, на воскресную литургию и на чествование Всезарубежного Собора. Мы должны возвращаться в Англию и уже там ждать результатов предстоящего на следующей неделе Архиерейского Собора. Архиереям придется принимать нелегкие решения. Нам только остается за них молиться.
Если меня спросить: почему я за русское церковное единство, я отвечу – потому что дьявол против этого.