Добро пожаловать,
или Родителям вход в школу запрещен

    

Перед каждым родителем однажды встает непростая задача выбора школы для ребенка. У каждого свои критерии. У меня требования к школе росли по мере того, как приближалась пора отдавать старшего малыша в школу. После общения с администрацией, учителями и родителями окрестных учебных заведений требования резко снизились: ну, хотя бы, чтобы была не самая плохая школа и нормальный учитель. Когда наступает «час икс» для следующего ребенка, ситуация с выбором места обучения ухудшается: ведь не будешь водить детей в разные школы, можно только выбрать учителя. Да и то — легче сказать, чем сделать. Я общаюсь со всеми учителями, которые в наступающем учебном году берут первый класс, и понимаю, что одна из них будет прекрасным руководителем для моей дочки, а двое других — просто неприемлемы, хоть на домашнее обучение с таким выбором «вторых мам». Но администрация распределяет детей к учителям по спискам, а вовсе не по желанию родителей. Слава Богу, мы добились своего: наши дети учатся у неплохих преподавателей, с которыми, в конце концов, мы можем найти общий язык, по крайней мере, избегать конфликтов. Теперь встает та же проблема для следующего малыша, и будет вставать еще не раз, такова уж судьба многодетных родителей.

Меня утешает то, что пока дети маленькие, именно я — их главный учитель и воспитатель, но они ведь растут… И так грустно, что от школы я жду, чтобы она не повредила — или не сильно повредила — домашнему воспитанию. Грустно, когда охранник не пускает меня в школу, и я могу пообщаться с учителем только по специальному приглашению. И никогда не понять мне глубинного смысла надписей на дверях школ, гласящих, что, в связи с угрозой терроризма, вход в школу родителям и иным лицам, НЕ ИМЕЮЩИМ ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ, запрещен.

Когда я была студенткой и проходила педпрактику в точно такой же закрытой «от посторонних» школе, меня пропускали в здание без вопросов, даже не проверяя документы. И я могла не только свободно отлавливать нужных мне преподавателей, но и свободно посещать любые уроки, даже не по моей специальности, сидеть на задней парте во время урока и узнавать учителя как педагога и как личность. Теперь я родитель, и мне не позволено то, что позволено студенту, мне не позволено так хорошо познакомиться с будущим воспитателем моих детей. Теперь я не имею отношения к образовательному процессу, и то, что я кандидат педагогических наук, в данном случае дела не меняет и поменять не может. Либо я в списках сотрудников, либо я в сословии родителей — вечно недовольных, не вовремя сдающих деньги, вместо справки от врача приносящих записочки про семейные обстоятельства и вообще плохо управляемых.

Есть родители, которым все время что-то надо. С такими тяжело. Гораздо проще с теми, кто не в свои дела — то есть, в школьные — не лезет. Выполняет то, что сказал учитель на собрании, в конфликтах любого рода исполняет решение педагога. А иначе получается настоящая «холодная война». Или горячая. Две стороны — школа и родители — мало пересекаются, значит, мало знают друг друга, системы ценностей мало совпадают. И не могут совпадать — разве что случайно. Родители приводят детей в школу, но ни сайт школы, ни «день открытых дверей» не могут сообщить родителю, найдет ли он среди учителей единомышленников, не говоря уж о том, чтобы и родители в классе говорили на одном языке. Учителя берут под свое руководство класс, сформированный случайным образом (возможно, по уровню знаний или по толщине кошелька родителей), но не представляют, будет ли школьное воспитание соответствовать семейному или будет противоречить ему. В подобной ситуации проиграют все, потому что проиграет ребенок, сгорающий между двух огней. Проиграет ребенок, который будет пользоваться этой конфронтацией. Проиграет ребенок, который постарается соответствовать противоположным требованиям. Проиграет ребенок, для которого в подобной ситуации оказывается низвергнутым и авторитет родителей, и авторитет учителя. Проиграет ребенок, который получит кашу в голове вместо жизненных ориентиров.

***

Может ли быть иначе? Могут ли родители и учителя вместе вести детей к одной и той же цели? Могут ли быть по одну сторону баррикад? Могут ли уважать друг друга, а не предъявлять набор претензий? Как единомышленникам найти друг друга в среднеобразовательных школах?

Родитель может найти учителя-единомышленника, это случается. Найти учителю мыслящих одинаково с ним родителей в условиях нашей системы образования почти невозможно. Объединиться таким родителям в один класс и найти соответствующего классного руководителя, с которым они будут вместе решать общие проблемы обучения и воспитания детей — об этом можно только мечтать.

Я не предлагаю модель модернизации российской школы, а просто расскажу о том, как может быть в реальности. Как меня саму учили.

***

В окружении 17-этажных джунглей, в ближайшей школе был мой класс. Все было просто, обыкновенно, просто девочки и мальчики, просто алгебра, физика и география. Охранник, кстати, у нас тоже был и никого не пускал в школу — кроме сотрудников, учеников и их родителей, конечно. Моего класса быть не могло, если бы у нас в школе родители должны были бы заранее каждый раз договариваться о встрече с учителем. У нас родители не только запросто приходили в школу в течение всего учебного дня, но, бывало, и на уроках сидели. А наша классная руководительница пила чай в гостях у наших родителей.

...Бюст Ленина вынесен из школьных коридоров, хаос и свобода в учебниках и идеологиях, что ни программа — то эксперимент… Один папа пришел в школу, предложил создать музей традиционной русской культуры. Валентина Николаевна Киселева, учитель русского языка и литературы, загорелась этой идеей. Начали создавать музей, с одной стороны — много работы, дело интересное, с другой — школа открыта и в прямом, и в переносном смысле, вот и появились другие родители-единомышленники. В кабинете русского языка и литературы сделали православный иконостас во всю стену. Родители доставали иконы, материалы для оформления. Постепенно сформировался класс-куратор музея: к группе родителей-активистов присоединялись те, кому была близка «идеология» музея, они переводили сюда детей из других классов, из других школ. А немногие несогласные довольно быстро покинули класс. Таким образом, музей оказался неким маркером для родителей, позволяющим ясно определить систему ценностей конкретного коллектива. Музей был четко ориентирован на Православие, его «флаг» — иконостас — кого-то притягивал, а кого-то отталкивал, и именно он «сформировал», в конце концов, коллектив родителей-единомышленников, объединенных вокруг идеи и учителя-руководителя музея.

В музее традиционной русской культуры
В музее традиционной русской культуры
    

Музей был не только вектором образовательного процесса в классе, но и реальным совместным делом, объединившим родителей и учителя. Родители вместе с учителем вынашивали и рождали этот музей. Вместе с учителем планировали и жизнь класса, живущего внутри музея, музея, продолжающегося в жизнь. Это были встречи с интересными людьми: классный руководитель, Валентина Николаевна, отдавала свои «часы» (уроки) для бесед со священником Артемием Владимировым, с писателем Виктором Николаевым, с ветеранами войны, фольклористами и другими людьми. Искали этих людей, организовывали их приезд наши родители вместе с учителем. Вместе мы делали и экспонаты для музея: например, приглашенная фольклористка научила нас делать кукол в традиционных костюмах русских губерний. Фигурки, одетые в платья рязанских, калужских, тамбовских девушек, занимали свое место на витринах и полках.

Традиционной русской культурой был пронизан и образовательный процесс в нашем классе. 19 декабря урок русского языка начинался не с разбора сложноподчиненных предложений, а с рассказа о святителе Николае. Когда мы читали «Раз в крещенский вечерок девушки гадали...», мы вспоминали о Крещении Господнем, о традициях его празднования. Мы знали о стихотворной переписке Пушкина со святителем Филаретом и о значении Оптиной пустыни для русской литературы и философии. Это был результат кропотливого труда Валентины Николаевны и заинтересованности родителей, которые делились с преподавателем своими мыслями, приносили книги по литературоведению, филологии, философии, истории и богословию. Родители ставили с нами спектакли, организовывали самые разные мероприятия, помогая учителю реализовать его идеи, а учитель, в свою очередь, помогал родителям осуществить их задумки. Безусловно, бывало всякое, даже конфликты, но близкие отношения и совместное дело позволяло находить решение проблем.

Все ученики класса были так или иначе вовлечены в музейную работу. Кто-то проводил экскурсии, кто-то мастерил экспонаты, кто-то вел летопись музея. Весь этот опыт находил применение и в изучении русского языка, литературы, истории. Валентина Николаевна использовала выставки в классе в качестве наглядного пособия на своих уроках, что означало работать не по шаблону, но каждый раз и на каждом уроке находить что-то новое, неожиданное. Как она потом призналась, одновременно она и сама училась, в том числе и у родителей. Учиться, будучи преподавателем с многолетним стажем, пересматривать свои взгляды и методы преподавания, советоваться с родителями и вместе с ними принимать решения — согласитесь, для этого нужна не только мудрость, но и большое смирение. Это был удивительный человек, настоящий учитель, а не школьный работник. Без нее не было бы ни музея, ни класса, ни объединения родителей.

В музее традиционной русской культуры
В музее традиционной русской культуры
    

Спустя несколько лет Валентина Николаевна говорила, что после выпуска нашего класса, который создал музей, все сильно изменилось. Музей остался, уже усовершенствованный, и сама она осталась руководителем музея. Но новые классы уже набирались случайным образом, и школа стала закрытой для родителей, как все обычные школы. Семьи уже гораздо меньше общались с учителем. Да еще такому «продвинутому» учителю стали давать для руководства «продвинутые» классы, скажем так, элитные. Они пришли на «готовенькое», мало представляя, куда попали, а для выяснения особенностей выбранного курса уже не было возможностей. И осталось выяснять отношения, как всегда и везде: почему моему сыночку «тройку» поставили, почему мою доченьку не туда посадили. Экскурсии в музее продолжались, а жизнь из музея постепенно уходила. Была потеряна связь между родителями и учителем, потеряна нужда друг в друге, потерян доступ в школу.

Когда родители работали вместе с учителем, когда родители приводили детей именно сюда, именно в этот класс, то и родители уважали труд учителя (как ни банально это звучит). Они ценили труд учителя, потому что имели возможность увидеть, чего стоит этот труд, ведь и на их плечи ложилась какая-то часть забот. Они бывали на уроках, поэтому могли представить себе, как тяжело приходится учителю. Они знали, чем именно он занимается с их детьми. Родители могли говорить с учителем и друг с другом на одном языке.

Объединение родителей в союз единомышленников позволяло решать конструктивно самые разные школьные проблемы. Один недовольный чем-то родитель — это досадный выскочка, а общее решение родителей всего класса — это уже законные требования родительской общественности, которые школа просто не может игнорировать. Есть проблемы, которые учитель, какой бы они ни был, и даже директор не в состоянии решить. Так, например, школа не имеет права проводить «религиозную пропаганду», будь то «традиционные религии», секты или атеизм. Это противоречит Конституции. Однако родители имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными убеждениями и требовать от школы, как минимум, не противоречить семейному воспитанию. Таким образом, родители и только родители на законных основаниях могут принимать решение о характере воспитания ребенка в школе и о его религиозном обучении в рамках образовательного процесса. В данном случае требование одиночки не может быть осуществлено просто потому, что невозможно технически для каждого ребенка организовать уникальную воспитательную среду. Но это возможно в том случае, когда формируется класс из родителей-единомышленников. Если такие родители имеют возможность выбрать себе и учителя-единомышленника, то можно быть уверенным, что они будут ценить друг друга, смогут решать внутренние проблемы, и тогда учитель, зависимый от администрации и скованный ограниченными правами, сможет, укрываясь силой родителей, учить детей согласно своим — и одновременно родительским — убеждениям.

Связь родителей и учителя — это не только взаимоуважение. Это залог единства воспитательного воздействия на ребенка в семье и в школе. Какой бы ни был чудесный и высоконравственный учитель у ребенка в школе, воздействие семьи оказывается всегда сильнее. Это показывает не только психология, но и опыт дореволюционной России, и современный опыт тех европейских стран, где преподавание Закона Божия обязательно, но дети вырастают не только далекими от христианства, но и противоборствующими ему. Если и возможно воспитать ребенка в определенных нравственных нормах, то только в том случае, когда семья будет прививать ребенку эти самые нормы. Здесь стоит заметить, что в том классе, о котором я рассказывала, дети были из самых разных семей: из церковных, околоцерковных, тех, у кого «Бог в душе», были и дети неверующих родителей. Но, как я говорила, все эти родители сознательно привели детей именно в этот класс, «класс с иконостасом», признавая таким образом ценность если не православной, то русской культуры. Если они хотели, чтобы их дети учились именно здесь, то и дома они, по крайней мере, не учили противоположному и, так или иначе, принимали хотя бы пассивное участие в образовательном процессе. Получалось, что даже далекие от веры родители приходили сюда… учиться вместе со своими детьми. Учиться, помогая учителю, учиться, общаясь с другими родителями, учиться, обучая собственных детей. Так переплеталось семейное и школьное образование, усиливая, дополняя, раскрывая друг друга.

***

Сейчас я прихожу в школу как родитель. Иногда это просто. Иногда невозможно, и в объявлении на дверях сказано, в связи с чем и по чьему постановлению. Ждем, когда детей выпустят на крыльцо. Конечно, и с советом школы работаем, и с идеями приходили к учителям, и задаем им вопросы… Но школа закрыта. Можно взять ее штурмом, можно пробраться хитростью, можно протиснуться в узкую щель, можно прийти с поклоном и подарками... Все равно, школа закрыта, даже если ты уже внутри.

Можно, безусловно, отдать ребенка в частную школу или гимназию: некоторые проблемы воспитания детей там решаются легче. Впрочем, и в частных гимназиях сотрудничество между семьей и школой может быть разрешено фразой: «Не нравится — никто вас не держит».

Между тем, если мы говорим о нравственном образовании, тем более о воспитании «православно ориентированном», то мы не можем игнорировать вопрос о взаимодействии родителей и школы. Просто потому, что православное воспитание детей предполагает их воспитание в духе Священного Писания и святоотеческих традиций. И прежде, чем мы будем определять, поставим ли мы в программу изучение текстов Василия Великого и Иоанна Златоуста на языке оригинала, мы вынуждены вспомнить, что Бог поручил дело воспитания детей именно их родителям, и именно родители будут держать перед Ним ответ за то, чему были научены их дети. Я помню об этом. Я помню о том, что нам, родителям, Господь, по слову святого Иоанна Златоуста, повелел с юных лет «образовывать и настраивать» своих детей. Я стараюсь сделать свой дом школой и «малой церковью» для своих детей. Но я вижу необходимость обучения детей и в обычной школе и вовсе не хочу их изолировать от мира. Я хочу, чтобы мои дети ходили в школу, общались с другими детьми, изучали пусть не науки, но хотя бы тот их отголосок, который преподается в школах.

У домашнего и школьного обучения разные, уникальные задачи. Согласовать это обучение, безусловно, трудно. Но сделать так, чтобы школьное и семейное воспитание не противоречили друг другу, возможно. Сделать так, чтобы родители и учителя стали союзниками в воспитании маленького человека, возможно. Сделать так, чтобы школа была не глухой крепостью, куда «профаны» приводят своих детей, а компетентные «посвященные» выковывают им мозги, но чтобы школа стала местом совместного труда и взаимоуважения, возможно. Сделать так, чтобы самые важные в жизни ребенка люди — родители и учителя — объединились ради ребенка против того зла, которым угрожает нашим детям мир, возможно. Возможно в самых обычных школах. Ведь есть у нас и удивительные учителя-подвижники, и родители, которые любят своих детей. Просто им нужно отыскать друг друга, показать им их общее дело, создать условия, не разделяющие, но объединяющие их. Это должен быть простой, но системный механизм. Я не готова ответить, каким он должен быть. Но уникальный опыт сотрудничества родителей и учителя, о котором я рассказала, может указать пути поиска такого механизма. Этот опыт говорит, по крайней мере, о том, что такое сотрудничество — не утопия. Оно возможно.

Анна Сапрыкина

2 сентября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Православная школа: румынский опыт Православная школа: румынский опыт
Беседа с учительницей Вирджинией Никшу
Школа «Святые мученики Брынковяну» – хороший пример того, как неравнодушие становится основой добрых дел. Румынский предприниматель Марчел Боурош хотел, чтобы его дочь ходила в православный детский сад, но поскольку такого в Констанце не было, то он решил его организовать. Вскоре православный детский сад превратился в школу, в которой сегодня учится уже более ста детей.
Протоиерей Евгений Соколов: «Наши школьники истосковались по духовным беседам» Протоиерей Евгений Соколов: «Наши школьники истосковались по духовным беседам» Протоиерей Евгений Соколов: «Наши школьники истосковались по духовным беседам» Протоиерей Евгений Соколов: «Наши школьники истосковались по духовным беседам»
Задаю вопрос: если нам больше всего интересно, как один зарежет другого, нормальные ли мы люди? И если городские школьники смущенно отвечают: «А что здесь такого?» – то ребята сельские хором говорят: «нет, ненормальные!» – может быть, впервые осознавая, что ведут себя неправильно.
Школа, назад! Школа, назад!
Как слишком образованное население мешает не слишком компетентной элите
Борис Кагарлицкий
Министерство образования выступило с новой инициативой: чиновники считают, что необходимо отменить норму, ограничивающую число учеников в классе.
Воспитание детей Воспитание детей
Свящ. Павел Гумеров
Воспитание детей Воспитание детей
Священник Павел Гумеров
На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: «Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это от благочинного, который по долгу службы отвечает за несколько приходов, строит храмы, окормляет множество людей.
Комментарии
Игорь29 декабря 2023, 06:53
Когда я учился в школе наша семья испытывала большие финансовые трудности. Моя учительница в младших классах, зная это, иногда после работы приходила к нам домой и приносила банку молока. Учила она тоже очень живо и интересно. В старших классах учителя физики и географии были муж и жена. Учитель физики очень увлекательно рассказывал про электроны и другие законы физики, придумывал разные веселые истории. Учительница географии проводила занятия с родителями, на которых она делилась своими хорошими знаниями по воспитанию детей. Учительница музыки была молодая и полна энтузиазма, помногу репетировала, но потом ушла из-за большой бумажной работы. Господи, дай нашим детям настоящих учителей!
Анна18 февраля 2014, 23:49
Как бы хотелось быть в такой школе с иконостасом, а у нас в классе красуется на стенде дерево под названием толерантность
Елена Митрофанова29 декабря 2013, 18:36
Я - учитель с большим стажем. Проблемы школы мне естественно хорошо известны и близки. К сожалению, последнее время стало модно ругать учителей, обвинять их во всем, вот и даже этот сайт не избежал "модного увлечения". Ну, начну с объявления "вход запрещен" хотя это не главное. Вы всерьез считаете, что это учителя придумали? Да Бог с Вами, это указание "сверху" ещё с тех пор как произошел теракт в Беслане - неужели об этом забыли?! И трудно спорить - действительно опасность терроризма есть, вот только сегодня очередной теракт. Кстати, скажу по большому секрету - если кто из родителей захочет зайти - он зайдет. "Стучите, и отворят вам..." А вот заметка чуть выше моей тезки Елены - ложь, а отцом лжи является сами знаете кто. И взаимодействие есть, и на переменах следим - а как же, мы отвечаем за них, и "отчитала - и бегом домой" - полная и отвратительная ложь. ( вот уж не ожидала встретить такое у родителей, считающих себя православными). Родители - посмотрите на себя, на детей своих! Не знаю как в православных гимназиях, но в обычной школе хамство учеников просто зашкаливает. Матом в открытую ругаются даже ученики младших классов! Это что, школа учит? -Нет, из семьи это идет. каково учителям ежедневно это слушать и видеть?
настя 6 сентября 2013, 20:44
жуть
Natalya Sidorocheva 6 сентября 2013, 17:58
Всё что сказано, сказано искренне и с огромным желанием хоть чуточку помочь друг другу... Милостью Божией будучи христианкой, материю и учителем, подумав,решила поделится своим "опытом", совместного продвижения (конечно это не исключает чьих-то остановок "по пути следования") к вечности. Если наши собственные дети или доверенные для воспитания будут входить в "купель" лювби, созданную нами, по милости Божией через труд и поиск, им будет легче преодолевать "скорбии сегодняшнего дня", воспитывая себя по заповедям. А воспитание ребенка в далеке от "неочень подходящей группы детей и взрослых"создаёт ещё больше проблем в будующем, как показывает опыт (социальной адаптации при быстроте техно и т.п.) Господь милостив, и мы ему должны доверять.Каждое место в моей жизни и жизни моих дорогих людей, дано было по его промыслу и с любовью. Мы следуем Ему, а Он на Кресте... Надо потерпеть с любовью и тому учить деток.Помоги нам, Господь!
ОЕ 4 сентября 2013, 18:18
Знаю многих семей, особенно зарубежем, где я проживаю, которые учат детей дома. И не только православные семьи, а многие протестанты и просто родители которые озабочены тем, что твориться в школах. По субботам наши Православные семьи приводят детишек в приходскую школу, и затем на воскресные службы. Я очень надеюсь иметь возможность или хотя бы попробовать учить ребенка дома. По статистическим данным, домашние и школьные имеют примерно те же баллы и так же поступают в вуз. Я не хотела бы, что бы мой ребенок учился по здешней школьной программе где его бы заставляли читать ту мерзость, что заставляли меня. Тут такая в Канаде литература в школах.. Книги, где пишут о самых гнусных человеческих отношениях и каждое 2ое слово непристойное. Думайте неправда? Книги Margaret Atwood, Margaret Lawrence в программе 11 и 12 ых классов, кто знаком с такими авторами, сочувствую. А в младших классах помимо мерзостей, с 1ого сентября начинаеться подготовка к Хелловину. В России до такого не докатилось, но я знаю, что домашнее образование становиться более популярным, хотя это не для каждого.
Виталий 4 сентября 2013, 14:06
Для Nina
Теперь не модно отдавать детей в обычные гимназии, теперь элите подавай "православие" на блюдечке, как недавно сказали, это тренд сейчас
Посему ради тренда назовутся чем угодно
Только вот вопрос - а правда ли там все так, как должно быть и как это красиво расписывается?
А надо ли оно вам, мне, всем нам, такое, за 37500 руб. в месяц, "православное" образование, с бассейнами, колоннами, садами...?

===

По теме
В школу, в которую я не могу войти, ребенка не отдам

Честно говоря, я ужасаюсь, когда представляю, что через 2 года надо будет отдавать дочку в школу - КУДА Я ЕЕ ОТДАМ????
Надежда на православную школу, но какая она? Та ли? Или тоже просто вывеска?

Дожили блин.
Владимир 3 сентября 2013, 22:38
Мир всегда переполнен режимами и фобиями.
Необходимо неформальное православное образование.
Nina 3 сентября 2013, 14:32
Мои внуки живут в Одинцовском районе Московской области и вместе с родителями ходят в храм. Внучке скоро в первый класс. Здесь на сайте я увидела информацию о православной гимназии имени Василия Великого. Зашла на её сайт, увидела величину платы за обучение: 250 000 рублей - вступительный взнос, 450 000 рублей - годовое обучение одного ребёнка.
Господи! Что делается "во имя Твое"!
Степан 3 сентября 2013, 13:30
Марии - Запрет на доступ родителей в школу никакого отношения к безопасности не имеет. Неужели вы думаете, что сложно организовать доступ родителей в школу? Или что ЧОПовец, часто непонятного происхождения, лучше обеспечит безопасность. чем родительский контроль? В тех странах, где этому придается серьезное значение школа постоянно работает с родителями именно по вопросам безопасности. В Беслане кстати ЧОп был и под его "присмотром" школу накачали взрывчаткой вовсе не родители
Святослав 3 сентября 2013, 12:07
Большое спасибо за статью, ваш опыт очень ценен и хорошо что вы им поделились.
Олег С. 3 сентября 2013, 02:02

У меня жена учитель начальных классов - вот на этом уровне я тему и знаю. 20 лет назад она с энтузиазмом готовила с детьми всевозможные праздники - было желание и время для этого. У неё был один класс.
Распорядок её дня (теперешний): к 9 часам в школу (9ч 30м начинаются уроки) домой приходит к 19 часам (бывает к 18), проверка тетрадей (4 комплекта), подготовка к занятиям часов до 12 ночи. Составление плана на год - это особая тема. Участие в конференциях вместо преподавания. Мероприятия, организуемые администрациями разных уровней вместо плановых занятий, вызывающие вопрос: А как (когда) проводить сорванные уроки? Как втиснуть все темы в оставшееся время?
Администрация - это уже не специалисты-педагоги, а политики решающие глобальные вопросы вопросы (к педагогике отношение имеющее относительное).
АУ, учителя, родители - это ваша тема.
Что касается безопасности: расстреливают свои же сотрудники, ученики и редко когда пришлые и это следствие воспитания.
Когда закрывали школы в маленьких населённых пунктах обосновывали это тем что они экономически не выгодны. Экономическая выгода школы проявится лет через двадцать после поступления в неё первоклассника. Причина того, что сейчас падают ракеты зарыта в двадцатилетней давности. Резервный фонд - это зарытый в землю талант.
самозванец 3 сентября 2013, 00:08
Не пускать в школу - дичь! Вы б еще ножи в хозтоварах продавать запретили
Татьяна 2 сентября 2013, 22:05
Очень печалит агрессивный тон статьи. Агрессия всегда порождает ответную агрессию. Я думаю, многие учителя могли бы высказать неприятные, но справедливые упреки родителям. Лучше поступать по словам святого Серафима Саровского: "Стяжай дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи".
ДИМИТРИЙ 2 сентября 2013, 21:15
Какойто негатив в статье, а ГДЕ СМИРЕНИЕ, ГДЕ ВЕРА, ЧТО ДАЖЕ ВЗДОХ МЫ ДЕЛАЕМ ПО ВОЛЕ БОЖЬЕЙ! На всё воля Господа! И то что вас не пускает охранник, ""Кандидата педагогических наук" на это тоже Воля Господа! СМИРЯЙТЕСЬ и СПАСЁТЕСЬ православные!
Яков Матросов 2 сентября 2013, 21:10
Вторая проблема - повальное отсутствие энтузиазма, духовная теплохладность. Сегодня это явление наблюдается, к сожалению, даже у тех, кого мы привыкли считать самыми ревностными христианами и "активными прихожанами". Даже в этих людях можно увидеть "холодок".
Будут ли сейчас верующие учителя и родители вкладывать столько сил в свой класс, сколько вкладывали герои статьи. Над этим нужно задуматься; об этом нам говорит история - как только прекращаются бедствия и приходит затишье - приходит теплохладность в души христиан; и, порой, вновь зажечь душу могут только испытания.

Не хотел ввести кого-то в уныние. И сейчас можно, с помощью Божией, делать многое в школах, что-то организовывать совместно с учителями; родителям учеников 4-х классов, например, на базе предмета "Основы Православной Культуры (ОПК).
Родителям можно начать с коллективной просьбы сводить их класс в ближайший храм на экскурсию, или организовать паломническую поездку, например, в Троице-Сергиеву Лавру, как в культурный центр России. Верующим учителям можно проводить классные часы на тему, в рамках которой можно затронуть вопросы веры. Главное, чтобы было желание и надежда на Бога, тогда все получится, даже несмотря на все препятствия.

Спасибо за статью!
Яков Матросов 2 сентября 2013, 21:08
К сожалению, то, что могло иметь место в 90-х, уже невозможно представить сейчас. Нет, я - не пессимист и допускаю возможность хороших и тесных отношений между учителями и родителями, но многое за эти годы изменилось. Об этом пишет автор статьи. Тогда было время, когда рухнули все стереотипы, никто не хотел "играть по правилам", все только искали исключения; с одной стороны это было и хорошо, т.к. такая позиция общества дала возможность отчасти освободиться от советских "правил игры", и позволила очень многим благодаря потоку общенародного безумия, стать "безумными Христа ради". Сейчас многое поменялось. Людям, только недавно насладившимся радостью освобождения от уз идеологии, снова навязана уже новая, еще более губительная идеология, я бы назвал её идеологией демократии.
Если 15-20 лет назад в ситуации с иконостасом в классе, как пишет автор: "немногие несогласные довольно быстро покинули класс" - то теперь эти несогласные будут жаловаться директору и далее в окружное управление Департамента образования на то, что детям в их школе навязывают православие. Это первый момент.

Дарья 2 сентября 2013, 21:03
Да и еще...Дорогие православные христиане! Будьте добрее к людям, тогда глядишь и учителя не такими монстрами начнут казаться))))
Дарья 2 сентября 2013, 19:22
Дорогие родители! Молитесь Господу о своих чадах. И помните: на все Святая воля Его. Положитесь на волю Божию, если вы действительно верующие люди. В какой класс ребенок попадет, такой ему и послал Господь. Ведь ребенку все равно жить в миру.
А если вы так хотите дать ему домашнее воспитание, так и учите его дома. Потом пусть экстерном все сдает. Только вот как он потом-то жить, работать, общаться будет?
Владимир 2 сентября 2013, 19:01
Наши цивилизации-сплошной режим ,и не удивительна охрана детей от всех, и даже от родителей. фобии совсем одолели
всех и нечему было гордиться всем раньше, и паче в 21 веке.
Почему мусульмане почитают Иисуса Христа пророком, а современные крещенные и слушать не хотят о нем? В образовательных структурах необходимо неформальное православное образование.
Мария 2 сентября 2013, 16:17
Не забывайте, что это еще из соображений безопасности. Мало ли, кто там в школу пришел и назвался мамой-папой. Беслан вспомните! Времена сейчас не те, чтоб как раньше можно было взаимодействовать друг с другом. И учителей, как Валентина Николаевна, готовых интересно и творчески преподавать на раз, два и обчелся. Не каждому дано!
Юлия 2 сентября 2013, 15:15
Да! И медицина может быть христианской! Что с вами ? Вы вот пишете, что вы педагог. Значит вы с момента обучения должны знать, что прогнило все в этой системе насквозь. Да, есть еще единицы порядочных и совестливых. А остальные готовы и в кошелек с поборами залезть и в душу плюнуть. Школа жизни. Вот как это теперь называется. И страшно, что зачастую под прикрытием якобы православия действуют сектанты , которые не брезгуют несогласных делать изгоями, а слабых духом - пособниками. Помогай всем родителям, ученикам, учителям Бог!
Василий 2 сентября 2013, 14:00
Я учился в православной гимназии. В число предметов входил Закон Божий, были молитвы перед занятиями. Учителя были замечательные. А большая часть одноклассников отличалась редкостной жестокостью и цинизмом.
Елена 2 сентября 2013, 13:29
Спаси Господи, Анна за статью. Тема наболевшая, особенно актуальна в сентябре, когда после каникул возвращаешься в реальность школьного быта. Знакома тема, знакома ситуация, и знакома Ваша боль, боль от того, что происходит в школах, в нашем обществе. У нас в школу раньше пускали, а вот вчера, уже нет, как будет дальше- пока не знаем((((9. Но то , что взаимодействия родителей и учителей нет, так это явление вездесущее, даже взаимодействия учитель- ученики, просто вымирает. Учитель отчитала урок и бегом из класса, у нее перемена, а они там пусть головы поразбивают... В целом ситуация- отработала, зарплату получила, и домой, а родители - только для того, что бы деньги сдавали. Мнение родителей не хотят слышать, им это не удобно.... Можно много писать, тема актуальная, наболевшая, и дай Бог здоровья тем учителям, которые еще работают с детьми и для детей, у нас на 8 классов начальной школы, такой педагог 1, к сожалению...
Анна 2 сентября 2013, 12:10
Уважаемая автор говорит, что родителей не пускают в школу. Но вот, я - сотрудник школы, а стою по полчаса перед воротами в ожидании, когда меня заметят и откроют. Сегодня я пыталась выйти - и ворота закрыли прямо перед моим носом. Так что, не расстраивайтесь.
Виктория 2 сентября 2013, 11:54
Спасибо большое за статью, Анна!
Всё-таки, при том, что многие православные ругают (и иногда почти заслуженно) православные школы и гимназии, там часть проблем заведомо решена. Совместная молитва детей, родителей и учителей помогает вместе работать и просветляет мозги в сложных ситуациях. Все люди разные, конечно, но в такой школе их объединяет главное - Вера. Она может быть у кого-то сильнее, у кого-то слабее, но главный Судья и главный Арбитр один - и это не директор школы.
Вот было бы здорово, если бы была создана программа, по которой в каждом район города были православные школы (я думаю, что это важнее, чем даже храмы). Дать энтузиастам карт-бланш, поддержать их начинания, не ставить палки в колёса... Такие школы были бы очень востребованы, даже не сомневаюсь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×