Смиренномудрие

Гробница Ришелье Гробница Ришелье
Историки рассказывают, что, оказавшись в Париже, Петр I посетил церковь Сорбонны. Разглядывая величественную гробницу кардинала Ришелье, царь воскликнул: «О, муж великий! Я готов отдать тебе половину моего царства, чтобы ты научил меня управлять другой половиной!» На календаре был май 1717 года. Самодержец к тому времени правил Россией уже 35-й год.

Как построить идеальное государство? Хотя это один из «вечных» философских вопросов, свой практический ответ на него приходится искать любому руководителю. Мыслители Запада и Востока составили свод многочисленных правил управления. Но все они оказываются бесполезными без такого личного качества правителя, как смиренномудрие.

В первую очередь эта добродетель дает правителю верное понимание природы его власти. Иначе его неизбежно поражает так называемое «безумие Ксеркса». В 480 году до н.э. этот персидский царь совершил неудачный поход в Грецию. Когда готовилось сражение при Саламине, Ксеркс приказал устроить понтонный мост, чтобы скорее перебросить свои воинские силы к месту битвы. Но случился шторм, и мост развалился. Разъяренный царь приказал высечь море. Персидские палачи, бывшие при войске, вышли на берег и стали хлестать цепями морскую воду.

Смирение мудрого правителя способно ему подсказать, что его власть отличается от Божественного всемогущества и человеческое распоряжение совсем не похоже на то Слово, Которым сотворен мир. Лишь совсем бездарный чиновник полагает, что может руководить по формуле: «я сказал – и стало так».

Добродетель смиренномудрия удачно воплощена в образе Кутузова из знаменитого романа Толстого: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Во вторую очередь, смиренномудрие дает правителю правильное понимание его роли в мире. Часто неопытный руководитель приступает к делу с мыслью: «До меня здесь всё было организовано неправильно. Сейчас я научу всех работать». Ему не приходит в голову, что та социальная реальность, которую он желает перестраивать по своему разумению, являет собой не простую бездушную машину, а сложный живой организм, живущий по своим законам. Его легко разрушить, но невозможно заново создать одними лишь административными мерами. Известный афонский монах Паисий Святогорец рассказывал поучительный случай из собственной жизни:

«Когда я пришел в келлию святого Ипатия в пустыне Катунак, то увидел в саду много палок, воткнутых в землю тут и там. Я недоумевал: для чего предыдущий монах воткнул их так посреди сада? И решил навести порядок. Но как только я выдернул третью палку, из дыры выскочила змея. Оказывается, палками были заткнуты змеиные норы! С того дня, куда бы я ни пришел, я и гвоздя не изменяю, пока не пойму, для чего он здесь».

Прибытие М. И. Кутузова в Царево-Займище. Художник С. В. Герасимов. 1953 г. Прибытие М. И. Кутузова в Царево-Займище. Художник С. В. Герасимов. 1953 г.
    

Наивный правитель пытается сконструировать новую социальную реальность. Опытный – бережно редактирует уже имеющуюся, понимая, что другой у него нет. Вот и князь Андрей Болконский в известном романе дает такую характеристику Кутузову: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на свое место; ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Наивный правитель пытается сконструировать новую социальную реальность. Опытный – бережно редактирует уже имеющуюся, понимая, что другой у него нет.

У Конфуция идеал смиренномудрия правителя выражен очень похоже, хотя и с восточной загадочностью: «Шунь управлял, не действуя. Как он это делал? Он ничего не делал другого, кроме как почтительно сидел, повернувшись лицом к югу».

Петра Великого принято возносить за то, что он лично участвовал в строительстве кораблей. С тех пор пример царя-плотника увлек многих чиновников, которые действуют по принципу: хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, – сделай его сам. Но такой подход уничтожает саму идею управления. Наверное, именно поэтому через 35 лет трудов на русском престоле царь и признавался в своих неудачах у могилы кардинала Ришелье.

Конфуций уверенно говорил о том, что за год может навести в государстве порядок, а за три – привести его к процветанию. Для этого просто не следует заниматься не своим делом. В самом деле, правитель не ловит рыбу, не водит в атаку воинов, не учит детей грамоте и не строит дома. Единственный реальный ресурс, который у него есть, это власть. Стало быть, главное дело управления – разумно распределять ее: «Если тебя привлекут к управлению – в любом деле взыскивай и возвышай мужей достойных и низлагай недостойных».

В любом управляемом обществе можно наблюдать интересное явление: чиновники подражают первому лицу. Часто доходит до того, что нижестоящие чины начинают разделять с начальником его хобби и спортивные увлечения, копируют его манеру держаться, одеваться и даже говорить. В результате профиль государя тенью лежит на целой стране.

В беседе с одним из своих юных учеников Конфуций предлагал воспользоваться этой особенностью для того, чтобы искоренить коррупцию и прочие нестроения в государстве:

«Управлять – значит быть добродетельным. Если ты, управляя, будешь благочестив, то кто осмелится быть неблагочестивым? Если ты не будешь алчным, то и люди даже за награду воровать не станут. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве: трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Без смиренномудрия даже исключительные таланты правителя приводят, как минимум, к спорным результатам. Грандиозные преобразования Петра Великого до сих пор оцениваются неоднозначно. Вот и в ответ на его восторженные слова у гробницы прославленного кардинала в Сорбонской церкви кто-то сказал: «Вы действительно готовы отдать Ришелье половину своего царства? Не советую. Он быстро приберет к рукам и вторую половину».

Сергей Мазаев

12 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Что такое смирение? Что такое смирение?
Архим. Клеопа (Илие)
Что такое смирение? Что такое смирение?
Архимандрит Клеопа (Илие)
Эту высшую добродетель не может ясно выразить никто, кроме такого блаженного человека, который много преуспел, шествуя по пути своему вслед за Господом, и на деле дошел до вершины всех добродетелей. Ибо это высочайшее благо, то есть смирение,— таинственная сила, которую Бог подает человеку в увенчание всех добродетелей, то есть подает только совершенным!
Каков источник власти? Каков источник власти?
Михаил Дунаев
Каков источник власти? Каков источник власти?
Михаил Дунаев
Истина для демократии не нужна, ибо несовместима с торгашескими идеалами «нового мышления». Демократическое государство всегда согласно лишь использовать Истину как некое подсобное средство для достижения своих целей.
Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом? Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?
священник Афанасий Гумеров
Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?
Комментарии
р.Б.Сергий17 декабря 2013, 22:33
Спаси нас Господи.
Замечательный и единственно верный совет любому человеку, а руководителю в первую очередь-начни с себя. Но не все одназначно в подражании подчиненных своему начальству, как и указывает автор: "разделять с начальником его хобби и спортивные увлечения, копируют его манеру держаться, одеваться и даже говорить" сие весьма просто, что-же касается духовно-нравственных совершенств то даже во время оно когда правили страной нашей такие люди как Александр 111, стасторепец ныне а ранее царь Николай 11, в личном плане пример многим и многим нынешним руководителям и тем не менее при них воровали их же родственники и друзья, не покоренные примером благочестия первых лиц Государства Российского. Будем совершенствоваться сами, а о вождях молитва к Б-гу дабы исправил стези их на благо Отечества нашего.
Эвели14 декабря 2013, 18:45
Классно. И тема новая, первый раз на такую читаю, и факты интересные, и призыв мудрый... И написано коротко и ясно. Просто удовольствие было читать. Буду перечитывать.
Татьяна К14 декабря 2013, 15:51
Наталье из Киева: а Вы и распечатайте большими буквами, и раздайте людям, и начальствующим пошлите по почте. Если не будет толка, то хотя бы люди на 15 минут заполнят свое время полезным чтением и перестанут орать -горло драть. А может и начнут соображать хоть немного...
Сергей Кужугетович Ш.14 декабря 2013, 00:08
Слава Богу что Он дал нам Путина! Это не заслуженный дар, или аванс.
ТаняСем13 декабря 2013, 10:24
Очень жаль,что наши "управители" даже не вспоминают о смиренномудрии,и кажется даже незнают,что это такое?Некому остановить эту бездарность,которая всплыла в период перестроек и "новой"России,ведь где власть и деньги,не всегда есть мозги,а смиренномудрие-это ценное качество как раз УМНОГО руководителя!А "всплывает" всегда известно что....к сожалению,прости Господи!
Проиерей Александр Григорьев13 декабря 2013, 05:06
Все это возможно, если правитель верит в Бога и полагается на его святую Волю, призывая Бога в помощь. А без этого у правителя ничего не получится, так как он будет надееться на себя на свои силы, а смиренномудрием прикрываться, как личиной, буд-то бы он не своей волей руководствуется, а Божией, или какой-то пользой длягосудартва, так именно и поступали такие правители, как царь Иоанн Грозный, Петр1, да и многие другие, который направили государство от Бога к достижению иных целей, как любил говорить царь Иоанн Грозный, что Россия - это третий Рим, но почему- то совершал те же ошибки, что и константинопольские императоры, допуская цезаропапизм, грубо вмешиваясь в церковное управление, низлогая митрополитов по своей воле, так же поступал и царь Алексей Михайловичь , низложив святейшего патриарха Никона, а Петр 1 вообще упразднил Патриаршество, чтобы не мешало ему творить свою волю. А к чему это привело? К созданию Великой Империи, рухнувшей от собственных противоречий, заложенных еще за 300 лет до ее падения.
Наталья Киев13 декабря 2013, 03:12
Распечатать бы большими буквами да на нашем Майдане раздать. Бедная моя любимая Украина.
Виктор Куц12 декабря 2013, 23:13
Коня приготовляют на день битвы. Но победа - от Господа. Притчи: Гл.21,ст.31.
Ни шагу назад - http://predanie.ru/muz/pesni-kanty/ierrei-sergii-kiselev/
Андрей12 декабря 2013, 21:14
Выбор между добром и злом есть удел любого потомка Адама и Евы. Однако, когда у человека есть власть и более ничего, то это называется успешный менеджер, а руководителю требуется умение благо распоряжаться имеющимися знаниями и навыками. Да и уровень подготовки должен как минимум соответствовать занимаемому положению. Иначе не следует ожидать ничего хорошего и ни толстовщина, ни конфуцианство делу не помогут. Для примера можете представить, что будет, если за штурвал прекрасного и великолепно подготовленного к вылету самолёта сядет идеально подходящий для авиации по состоянию здоровья, физическим и психологическим данным, общеобразовательному уровню и даже природным способностям, но не прошедший лётной подготовки гонщик формулы 1 (вариант с участием инструктора не предлагать).
р.Божия Ирина12 декабря 2013, 21:11
Хорошо написано, с юмором!
Сергий12 декабря 2013, 13:06
Верно, но для многих схема управления при смиренномудрии не очевидна в связи с отсутствием постоянного Богообщения. Смиренным Бог дает благодать через вразумление, молитву, внутреннюю силу, чудеса и всестороннюю помощь. И наоборот Бог "озлобляет сердце фараона". Смиренномудрие неизбежно для разумного человека, ведь энтропия материального мира возрастает, душевный мир тоже страдает от греха. Господь своим смирением зародил новый мир, в котором существование не равно локальному выбору квантовой системы во времени и пространстве, а вечно и бесконечно. Благодарение Слову Божьему, что помогает автору стремить нас к совершенству простыми словами!
romanova12 декабря 2013, 12:19
kogda mne byuvaet tyagelo perenosit tyagotyu giteyiskie nacinayu krstitsya po staroobryaceski,a kogda byuvaet gelanie postavit svecu ko gospodu udu v greko-katoliceskuyu zerkov tam vsegda otkryuto.vremenno progivayu v izrayle. ibo nest celovek da ne sogreshit.prostite hrista radi
Наталья12 декабря 2013, 12:19
Прочитали с интересом. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×