Наверное, ни о чем не написано столько, сколько об отношениях между мужчинами и женщинами. И в православном разрезе тоже. А может быть – особенно в православном разрезе.
Мне кажется, есть в православных взаимоотношениях мужчин и женщин некоторые нюансы, не совсем правильно понимаемые и той, и другой стороной. Поэтому часто одни обвиняют других (кто вслух, кто мысленно). Постоянно я встречаю публикации православных авторов, несколько агрессивно утверждающих мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти. Давайте вместе проследим по Писанию замысел Божий о мужчине и женщине.
Итак, впервые мы встречаемся с волей Божией о мужчине и женщине в книге Бытие (см.: 1: 26–29), где Бог заповедует человеческой семье плодиться и размножаться и владычествовать над зверями. Тут нет даже еще речи о какой-либо иерархии. Потому что вначале говорится о сотворении человека как феномена, а потом уже о разделении этого феномена. Как пишет иеромонах Серафим (Роуз): «В Божией идее человека, можно сказать – человека как гражданина Небесного Царствия, – нет различия на мужа и жену, но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это различие».
Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего
Во 2-й главе книги Бытие мы подробнее узнаем о сотворении человека: Адам был сотворен первым, Ева вторая – из ребра Адама, как «помощник, подобный» Адаму (ср.: Быт. 2: 20). Некоторые склонны усматривать иерархию в том, что Ева – помощница Адаму: раз она помощница, значит, Адам – главный. Однако чтобы правильнее понять это место, нужно задать вопрос: а в чем нужно было помогать Адаму? Конечно, в Бытии есть слова о том, что Адам должен был возделывать Эдем и хранить его (см.: Быт. 2: 15), но наивно полагать, что Адам с Евой по замыслу Божиему должны были пахать землю. «Что же недоставало в раю? – замечает святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот фрагмент. – Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди… что если коснется (запрещенного дерева), то умрет, а если не коснется, то будет жить». В этом свете становится более понятным, что значит «помощник». Как говорят богословы, Адам не видел в раю одного – человека. И чтобы усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того, чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти из себя, чтобы взглянуть на такое же создание Божие. С этой точки зрения Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего.
Когда Господь привел Еву к Адаму, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 23–24). Сотворение Евы из ребра Адама также указывает не на подчиненное состояние Евы (яснее это будет видно далее), а на тождество их природы. Чтобы Адам и Ева были одой плотью поистине – для этого Господь использует для сотворения Евы не землю, как было со всеми животными и Адамом, а часть тела Адама.
В третий раз мы становимся свидетелями взаимоотношений Бога с человеческой семьей уже после грехопадения. После того как и Адам, и Ева сваливают свою вину за прегрешение на другого, Господь изрекает свой праведный суд. Вот тут нам нужно внимательно вслушаться в библейский текст: Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 16–19).
Обратим внимание: Бог оглашает Свой приговор. Всё, что написано в этих стихах, – кара Божия. То есть для женщины наказание – и скорбь беременности, и боль родов – далее логика не дает нам останавливаться, – и влечение к мужу, и господство мужа над ней. Это новое прочтение позволяет нам вернуться чуть назад и понять, что, если господство мужа над женой – наказание за грехопадение, следовательно, до грехопадения муж не господствовал над женой, но они были вполне полноправны. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Как бы оправдываясь перед женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестной (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку ты не воспользовалась равночестием как должно, за это подчиняю тебя мужу: и к мужу твоему влечение твое, и тот тобой обладать будет…
Далее, после изгнания из рая Адама и Евы мы видим во всей ветхозаветной истории осуществление Божиего суда: над женщиной господствует мужчина. Прежде всего, это выражается в узаконенном факте многоженства.
Собственно, и в Новом Завете апостол увещевает женщин также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пет. 3: 1). Но тут уже есть и другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). Уже и женщина воспринимается не совсем так, как раньше, и любовь супругов воспринимается более духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).
Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные отношения – не тот предел, которого мы должны достичь, не «план» Божий о человеке. Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12: 25). И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).
Неравенство мужчины и женщины – это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер
Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением, неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным.
На мысль приходит также аналогия из аскетических творений. Вероятно, все помнят, как рассуждает преподобный авва Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его в разном качестве. Страх новоначального – страх раба, который боится наказания. Страх среднего – страх наемника, который боится потерять оплату труда. Страх совершенного – страх сына, который опасается опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом Завете оказывает послушание, как раба. В Новом – уже более как свободная, имеющая получить за это награду в вечности. И в будущем веке – входит в достоинство дочери, как мужчина – сына, и оказывает истинное послушание лишь Отцу.
Что следует из всех этих рассуждений? Прежде всего, предостережение мужчинам. Много мне, как священнику, случилось повидать мужчин, которые считают, что послушание – особенность женской природы, поэтому пытаются своей второй половине послушничество навязать словами, а иногда и делами. Видел я «православных» бородачей, которые за своеволие могли своей прекрасной половине и в зубы двинуть. Понятно, что таких уже не образумить, – их просто нужно отлучать от Причастия, пока мозги не встанут на место. Мое слово – к людям вменяемым. Не нужно прессовать женщин! Им и так нелегко. Кто на Небесах будет выше – знает только Бог.
За непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но и мужчины должны относиться к женщине, как к хрустальному сосуду
Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но точно так же и мужчины – должны относиться к женщине, как к хрустальному («немощнейшему», как говорит апостол) сосуду. Если мужчина может сказать, что он всегда так относится к жене, – ну что ж, такой муж вправе искать послушания. Но я думаю, что любой мужчина, положа руку на сердце, не найдет в себе непоколебимой снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и отзывчивости, а значит, нечего и от других требовать святости. Как говорится, научись соблюдать акривию по отношению к себе – и узнаешь, как творить икономию по отношению к другим.
Еще очень важный момент послушания (безотносительно к кому бы то ни было): послушание тогда является истинным, когда осуществляется с первого слова. Так говорит преподобный Силуан Афонский. Если приходится повторить второй и третий раз – это уже не имеет отношения к добродетели послушания. Это требование, настоятельная просьба, «пиление» – но никак не послушание. И это так – в среде и монашествующих, и мирян, по отношению и к детям, и ко взрослым. (Речь, конечно, не о том, если человек не услышал или не понял.) Поэтому, дорогие, если вас не слушают с первого раза, то нужно задуматься не о том, как заставить человека подчиниться, а о том, стоит ли повторять второй раз (сейчас я говорю только о взрослых).
Третье. Как уже в начале статьи мы заметили, наказание мужчины – «в поте лица своего есть хлеб», то есть зарабатывать. В наших нелегких земных условиях иногда происходит так, что женщине приходится работать наряду с мужчиной. (Оставим в стороне досужие разговоры о том, что труд – облагораживает.) Получается, мало того, что женщина несет сугубо женское наказание – тяжесть беременности, рождения детей и послушания мужу, так еще должна и за мужчину «мотать срок» – вкалывать в поте лица. Понятно, что под тяжестью двойного наказания сломаться может любой человек. Я уже не говорю о том, что суровое мужское наказание совсем не по женским плечам. Понятно, что у женщины есть свои труды – и так было испокон веков. Речь сейчас не совсем об этом. Речь о том, что в нормальной житейской ситуации женщина не должна вкалывать с восьми утра до пяти вечера. И испокон веков женщина не была включена всё время, скажем, в полевые работы. Когда женщина была нужна – для помощи при уборке урожая или в каких-то других особых случаях, – конечно, она вставала в строй с мужчинами, но вне этого аврального времени у нее была своя специфическая сфера деятельности. Эта сфера – создание и поддержание семейного очага, что в некотором смысле вкладывается в пресловутое «к мужу твоему влечение твое». Это влечение и побуждает женщину сделать из дома такое уютное гнездышко, придя в которое муж особо остро понимает свое семейное счастье.
Поэтому если другого выхода в семье нет (я имею в виду заработок женщины), то мужчина должен с максимальным пониманием относиться к этим неспецифическим для женщин условиям существования. И если уж ярмо зарабатывания денег накинуто на обоих, то так же на обоих, а не только на жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей.
Чадородие само по себе не спасает. А спасает тогда, когда приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости»
И еще несколько слов о третьем факторе в семье – детях. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания апостола Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15). Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (выделено мной. – о. С.Б.). То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит! Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг – выше многодетности или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой, и при этом соблюдать девство и целомудрие – это поистине пребывание в печи Вавилонской! Я думаю, монашествующие меня поймут.
Поэтому остережемся осуждения, братья. Остережемся жестокости и немилостивости. Остережемся всего, что противно духу любви Христовой, и Сам Податель сей любви пребудет с нами во веки.
Спаси и сохрани вас Господи!!!
Это интуитивное, безотчётное, но такое всеобъемлющее движение души к истине натыкается на стену мужской гордыни.
Что такое случилось с человеческой природой - если женщина стремится к единению (познанию), к гармонии, к защищенным и ответственным отношениям до конца жизни, в то время как мужчина под эгидой своего главенства позволяет себе многое разрушающее.
Но спасибо мужчинам за это. Если женщина не озлобилась, то стала сильнее. Если не стала в череде мужчин искать идеальные отношения, то стала мудрее. Если обида не извратила женственность в стервозность, пришло смирение.
Я не встречала ещё в своей жизни ни одного мужчины, с которым его женщина чувствует себя "драгоценным хрупким сосудом", осознаёт полную защищенность и уверенность в завтрашнем дне. Но встречала многих и многих женщин, с которыми мужчина чувствует себя как за каменной стеной, надёжный тыл, и прочее.
Вы заметили, что когда разрывается на цитаты текст Священного Писания, для доказательства чьей-то правоты. искажается его смысл?
Животные тоже были из земли произведены, как и Адам, но подобного Адаму не нашлось. По природе - одинаковы (от одной плоти), оба - по Образу и подобию Бога. После сотворения женщины заканчивается день шестой (Бытие гл.1 ст 26-31 "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле...И был вечер, и было утро: день шестой.")
Бытие гл.2 ст.18 "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Здесь Бог говорит "человеку", а не Адаму, "помощника", а не "помощницу". Определённо, как мужчине, так и женщине "не хорошо быть одному". Не вижу, чтобы женщина как-то была дискриминирована.
Бытие гл.5 ст.1-2 "Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их."
Могу сделать тот же вывод: "Женщина равна мужчине, равноценна, равнозначна; как и мужчина равен женщине".
Батюшке спасибо за статью.
Если бы женщина по природе была действительно недоразвитой по сравнению с мужчиной, она бы никогда не смогла ничему обучиться, была бы просто на уровне маугли - но мы видим совершенно противоположное - и стихи пишет, и в математике делает открытия и тд.
Будьте же вы настоящими Мужчинами! не утверждайтесь за счет женщин. Того, кто орет и машет руками, слушаться никак не хочется, хочется только ударить в ответ.
В моей семье именно муж терпением,смирением и добродетелью(читай-помощью мне,заботой о детях,заработке,и без лишних упреков) сделал так,что я прищемила язык,стала слушать его мнение и ушла на подобающее место.Из совершенно "феминистской" и нецерковной.Хотя и не сразу.
И видела немало смиренных и молчаливых жен при детях и с прекрасными обедами. И как их мужья гуляли-так и гуляют. Как не работали-так и не работают. Или ушли ближе к 40-"за фигурой". Мал слишком женский ресурс,чтобы изменить мужа в лучшую сторону-по определению.
И да,Адамов крест для женщин сегодня обычное дело. И не потому,что феминистки.
Я сама работаю на очень тяжёлой работе, другую найти возможности пока нет, так как живу в маленьком посёлке. Одна воспитываю сына. Оба имеем слабое здоровье. Ребёнок молится и мечтает о папе, я - о сильном и любящем защитнике. Но это давно неисполнимо. Жить так очень тяжело. Женское наказание "отбыла": выносила и родила ребёнка, рождение было очень болезненным, всё как положено по наказанию. Случилось, что с мужем расстались, в настоящее время его, скорее всего, нет в живых. Теперь, как и миллионы других несчастных женщин, несу чужое "мужское" наказание: вкалываю на тяжёлой работе, вечером ползу домой. К сожалению, в Священном Писании об этом нашем втором наказании - ни слова. А ведь есть ещё ежемесячные проблемы, другие наказания, связанные с полом, разные болезни, и не только из-за прерывание беременности, на которые всё любят списывать, как причину болезней. Даже вступление в первую интимную близость для женщины болезненно. Быть женщиной - это мука. Особенно, если ко всем этим мучениям прибавляется тяжёлый ежедневный мужской труд. Считается, что грех нам, женщинам, носить брюки. А жить фактически мужской жизнью, вкалывая с утра до вечера и неся мужское наказание - не грех? Мужчины, вы же наши наставники и защитники, оградите нас от не нашего наказания. Жить так очень тяжело.
Если мужчина будет главой по любви к Христу, ради спасения семьи, а не удовлетворения псевдохристианских амбиций, то и жена будет послушна. А мужчине со смиренной женой соблазн командовать застилает глаза, ему сложнее увидеть истинный смысл своего главенства. В этом смысле, на мой взгляд, неправославные люди иногда мудрее нас.
Мужчины всё чаще забывают, что мужество и смирение - не антонимы. Нужно обязательно иметь и то, и другое.
Статья не о бытовых проявлениях семейной иерархии, а о сущности природы сотворенных мужчины и женщины.
Ещё раз большое спасибо.
Спаси всех Господи, за все комментарии, и желаем всем построить отношения в своих семьях так, как угодно Господу, по Его святой воле.
Мужчина по своей природе мужественен, силен, а женщина женственна и нежна, не будем же нарушать заложенный в нас потенциал.
А написано у меня следующее: " Всякая настоящая любовь жертвенна. ВЫ же для СЕБЯ исключаете нужность любви к мужу.
С чего Вы взяли это? Мы говорим о том, что муж, как послушный Богу, должен быть в жертвенности - первый, и в этом его сила и главенство. А жена, глядя на него, у мужа поучится, что значит быть христианкой, и радостно будет его слушать и слушаться. А что говорить о жертвенности женской любви, это в большинстве случаев слишком очевидно!
Инна21, Вы пропустили слова, в которых была суть моего отзыва.
А написано у меня следующее: " Всякая настоящая любовь жертвенна. ВЫ же для СЕБЯ исключаете нужность любви к мужу."
Из этих слов понятно, что основанием отношений в семье я полагаю именно взаимную! любовь.
А вот Вы не считаете нужным любить мужа.
Мысль статьи конечно понятна. А выводы каждый сделает по себе. Позволю себе кратко изложить мое понимание после повторного прочтения:
*Господь создав человека, предвидел наше падение, потому и разделил на две части. Равные? Из ребра создал равную копию? Перечитаем еще раз слова батюшки Серафима - "но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это
различие"...
И согласен что создана была помошница в соблюдении заповеди, (уж кому помошница спорить не могу) но увы, не случилось...
*После грехопадения, жизнь в этом мире для нас епитимия, урок Отца детям не разумным. И здесь нам ясно указано кто и как должен этот урок учить.
*Достойные, в жизни будущей, не будут делится, поскольку искупив грех, получив урок(знание и опыт духовный) и прощение, человек вновь станет соответствовать замыслу Божию. Будет совершенным а значит единым, не делимым.
Но простите, му уже прощены? Жизнь вокруг, это сад Эдемский? Нет?! - тогда о чем речь и зачем слова? О том что не нужно истязать едину часть плоти своей? Дак я и не бью! Ни руки, ни ноги, ни жены - мне больно. Но и судить ни кого не буду, откуда мне знать кому что дано для вразумления.
Не ра'вны мы в этом мире. Все, не равны. И попытки прировнять будущее равенство к веку текущему ... скажем так, не корректны. Божий замысел испортил грех человеческий и грех же сбивает человека с пути исправления. (да еще на туже половинку и давит)
Инна21, Вы пишите проще, что муж должен Вас содержать и обслуживать, а Вы "послушливо" будете позволять ему это делать.
Вот об этом и речь! Стоит только напомнить, что мужчина - образ Христов, образ жертвенной любви, да-да, именно мужчина, а не как у нас "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" - это все дело-то мужское. Стоит только сказать, что и мужчина должен смиряться, тут же вопль - как?? Перед бабой смиряться?? Да вы что! Да еще и содержать ее, злодейку. Эхх... ну о чем Вы можете рассуждать, если жертва для Вас - это кого-то обслуживать... Вообще-то, жертва - это намного больше, глубже и взрослее... и уж никак не сводится к содержать-кормить... Языческое у нас понятие о роли мужчины в семье.
Яркая иллюстрация: последний раз на архиерейской службе стоит архидьякон и поет Символ Веры, все люди вторят, вдруг какая то "залетная" сестра начинает ломиться поставить свечу и с женской (левой) стороны храма ломится перед архидьяконом к подсвечнику (на правой), он на миг сбился но руку вытянул и остановил сестру, та грозно взлянула и опять ломится архидьяк еле удержал, другие сестры женщину ту ласково отстанили попытались объяснить , что так проходить вообще нельзя и уж тем более в такой момент, но куда там! :) архидьяк допел и удалился в алтарь после чего сестра ломанулась к подсвечнику с перекошенным лицом как будто с привязи спустили. :) А я подумал: хорошо что в алтарь не вломилась и не объяснила (возможно матом) архидьякону что женщина во Христе равна с мужчиной. :)))
Это настолько характерное поведение сестер в Церкви, просто дошедшее уже до карикатурного.
Инна21, Вы пишите проще, что муж должен Вас содержать и обслуживать, а Вы "послушливо" будете позволять ему это делать.
Всякая настоящая любовь жертвенна. Вы же для себя исключаете нужность любви к мужу. Сойдите с пьедестала, вы напрасно требуете себе поклонения, ибо у мужа-христианина не бывает идолов.
А более близкая нам по времени блаженная Матрона Московская говорила: "Что поделаешь, нам, женщинам, приходится почитать мужчин, ибо Христос пришел на Землю в мужском образе, а не в женском".
Дорогие сестры во Христе! Не пытайтесь занять место мужчины, не носите его одежд, не ищите себе первенства ни на работе, ни в храме, ни дома. Это не даст вам счастья, а окончательно разрушит наше общество.
"Проблема в том, что мужчины в основном привыкли смирять, и мало привыкли смиряться. "
Да... И что совсем удивительно. Никто, ни мужчины, цитирующие ап. Павла, ни женщины, никто, кажется, не вспомнил, что именно роль мужчины в семье - жертвенная! А не как у нас - женщины. Мужчина предает себя за жену, как Христос за Церковь, то есть как раз от него надо бы ждать - мудрости, терпения, жертвенности, а в ответ на эти добродетели христаинские и женщина откликнется уважением и послушанием. И не стоит вспоминать феминисток. Феминизм - уродиливая реакция на то, что не могут увидеть они себя в христаинской семье как женщины! Вы же сами требуете от них - быть мудрыми, жертвовать, уступать - то есть, по -православному, это как раз и значит - быть мужиком!
И вечно эти детские категории: я главный - значит меня жена слушает... А ведь главенство в приказах проявляется в последнюю очередь.
Если наш муж считает себя главным, заставляет слушаться его, не заботится о нас, не учитывает наше мнение и интересы, хочет чтобы мы подчинялись ему,обижает нас, а мы смиряемся, прощаем и любим его и уважаем и жалеем и молимся за него чтоб Господь простил его , то у нас есть шанс с Божьей помощью стяжать истинные добродетели и самим спастись и мужам нашим спасение вымолить..."
А за что его уважать в такой ситуации? Очень опасно и неправильно требовать от женщины, чтобы она была ангелом, а с мужа спрашивать, как с язычника.
Несправедливо - и если вы не ангел, вы не выдержите. А муж, который обижает слабую женщину, едва ли спасется... Не будем так уж фантазировать.
Это Вы то "мягкий и слабый"?) По тексту Вашего коммента вроде бы наоборот получается.)
Какие прекрасные слова: "Все проблемы в семейной жизни именно от двух последствий грехопадения: мужской безответственности и женского своеволия." Спаси Вас БОГ!
Вы, мужчины, ругаете нас, а где вы, командиры?.. Например, мне мужа приходилось на его пьедестал силком тащить, да сзади подталкивать. Теперь в шутку называю его "тираном". Только в Риме призывали тирана для наведения порядка на пол года, а он в нашей семье бессрочный:).
Разве мы против? Учите, властвуйте, принимайте решения!
Правда, понабежали возмущенные дяденьки, но этого следовало ожидать))) Это ж так непросто некоторым осознать, что женщина не уступает мужчине по замыслу Творца. Грех все испортил.
О себе могу сказать что я человек достаточно мягкий и слабый. Моя жена, женщина волевая и старше меня и тем не менее до той поры пока я спокойно не раставил все по своим местам, не убедил ее что нужно поступать такто и такто, в том числе примерами из Евангелия - были в семье и скандалы, и обиды и недопонимания. Теперь в моей семье глава я, последнее слово за мной. Когда последний раз скандалили уже не помню.
Хвалюсь не собой или своей "крутостью" - побоялся бы. Как и сказано делать - хвалюсь Господом и мудростью Его.
"Качать права" и щекотать сое самолюбие в наше время легко и приятно. Тем сложнее тем кто берется сам за свои обязанности.
И котобы что не говорил, разные мы. Не верите?! - посмотритесь в зеркало :)
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1 Тим. 2:11-15)
Безмолвие и покорность - вот о чём женщинам говорит Апостол. А где покорность, там и иерархичность. Подчинённость женщины мужчине до грехопадения не значила уничиженности; епитимией же стало насильственное подчинение женщины мужчине, с тем чтобы изжить своеволие, которое привело к грехопадению. В новозаветное время устранена насильственность подчинения женщины мужчине, но иерархичность, как Богом установленный порядок, сохраняется. Все проблемы в семейной жизни именно от двух последствий грехопадения: мужской безответственности и женского своеволия.
Спасибо!
Хрустальный сосуд лучше отдать на хранение в музей. Там в музейных запасниках никто не разобьёт.
А надежные любящие руки могут обойтись и деревянным сосудом, который не ставит условия "если..., то".
Я, конечно же, представлял себе негодование православных мужчин по поводу моей статьи. Такое ощущение, будто вы не видите текстов свт. Иоанна Златоуста, которые я привожу в подтверждение своей мысли! Это из его Толкования на Бытие. Советую почитать его.
Я хочу оговориться. Может быть не совсем понятна мысль: мужчина и женщина равны (!) по природе. Это факт. И его я попытался обнажить. Надеюсь, с этим никто спорить не будет?
В браке у каждого свои места и послушания. С этим не спорит никто. Об этом и говорит ап. Павел в послании к Ефесянам. И в моей статье о браке, как таковом, сказано очень мало, а более о природе (!) человека. Поэтому статья называется не "Муж и жена", а "мужчина и женщина".
Проблема в том, что мужчины в основном привыкли смирять, и мало привыкли смиряться. И с этого насиженного места и сгоняет моя статья. Конечно, это неприятно. Я сочувствую.
но всё же женщине тоже нужно быть с мужчиной посмиренней, сколько дров наломано от нарушения баланса мужчина-женщина в смысле, что муж - глава.
о.Михаил
В Кельне сегодня феменистка-сатанистка (многие из Femen родом из православной Украины) отплясывала на алтарном престоле во время католической рождественской мессы. А у нас пока подготавливается библеско-богословская база для православного феменизма? … Поздравляю автора и всех сочувствующих с приближающимся 8 марта…
Спаситель у людей один -- Господь Иисус Христос.
И если вы "склоняетесь" перед какой-то "женской природой" , то это совсем не имеет отношения к христианству.
Бог первым создал мужа.
Но жену Бог НЕ СТАЛ творить также , как мужа.
Жена была сотворена через МУЖА. Это и есть ведение иерархии в семью.
Дети же сотворены и через мужа , и через жену, это тоже ведение иерархии. Бог не творил остальных людей также, как Адама.
Но надо учитывать, что основанием отношений должна быть любовь, а не сатанинская жажда власти.
для Ирина 2013-12-25 13:47
Спасибо за коммент, только у меня после прочтении таких статей вдобавок ещё возникает что-то похожее на грусть, (сожаление, раскаяние) - не знаю как назвать, в общем не по себе как то - когда в это самое "скверно-ложно-нехорошее былое" снова заглянешь.
Но сегодня очень радостно было видеть,как молодой мужчина предложил свою помощь мамочке с детской коляской войти в лифт в супермаркете,кажется-обычное дело,но порадовало,что есть такие люди,а особенно молодежь....
Главное, чтобы каждый понимал правильно главенство мужчины и послушание женщины в семье. Пример нам жизнь Царственных Страстотерпцев.
Впервые читаю внятную и справедливую статью на эту тему, которая поистине является камнем преткновения. Вот бы еще дошло б до кого...
Вы священник, потому напишу о следующим:Меня поражает в храмах как мужчины, иногда расталкивая женщин (а один раз стояла инвалид, еле держащаяся на ногах, её так пихнул здоровый мужик рвавшийся к Причастию, что она едва не упала)идут к Причастию, особенно в большие праздники!
Прийди по-раньше.Встань поближе к алтарю в начале службы и пройди первым. Да разве в этом авторитет мужчины? Зато попросив одного подержать корзину с яблоками для храма на Преображение(её держали две молодые женщины,уже ели стоящие)увидела как он отшатнулся. Другие вообще ничего не замечали!
Почитайте, как царь Николай II относился к женщинам, как,в этом смысле, воспитывал царевича Алексия! И разве этим он умалился в глазах своей супруги?
св. Преподобная Евфросиния (Полоцкая)
Спаси Господи, за статью! Восстанавливает мир в душе, и хрупкое равновесие современной христианской жизни.