Мужчина и женщина

Адам и Ева после изгнания из Рая. Библия Мациевского. Адам и Ева после изгнания из Рая. Библия Мациевского.
Наверное, ни о чем не написано столько, сколько об отношениях между мужчинами и женщинами. И в православном разрезе тоже. А может быть – особенно в православном разрезе.

Мне кажется, есть в православных взаимоотношениях мужчин и женщин некоторые нюансы, не совсем правильно понимаемые и той, и другой стороной. Поэтому часто одни обвиняют других (кто вслух, кто мысленно). Постоянно я встречаю публикации православных авторов, несколько агрессивно утверждающих мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти. Давайте вместе проследим по Писанию замысел Божий о мужчине и женщине.

Итак, впервые мы встречаемся с волей Божией о мужчине и женщине в книге Бытие (см.: 1: 26–29), где Бог заповедует человеческой семье плодиться и размножаться и владычествовать над зверями. Тут нет даже еще речи о какой-либо иерархии. Потому что вначале говорится о сотворении человека как феномена, а потом уже о разделении этого феномена. Как пишет иеромонах Серафим (Роуз): «В Божией идее человека, можно сказать – человека как гражданина Небесного Царствия, – нет различия на мужа и жену, но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это различие».

Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего

Во 2-й главе книги Бытие мы подробнее узнаем о сотворении человека: Адам был сотворен первым, Ева вторая – из ребра Адама, как «помощник, подобный» Адаму (ср.: Быт. 2: 20). Некоторые склонны усматривать иерархию в том, что Ева – помощница Адаму: раз она помощница, значит, Адам – главный. Однако чтобы правильнее понять это место, нужно задать вопрос: а в чем нужно было помогать Адаму? Конечно, в Бытии есть слова о том, что Адам должен был возделывать Эдем и хранить его (см.: Быт. 2: 15), но наивно полагать, что Адам с Евой по замыслу Божиему должны были пахать землю. «Что же недоставало в раю? – замечает святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот фрагмент. – Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди… что если коснется (запрещенного дерева), то умрет, а если не коснется, то будет жить». В этом свете становится более понятным, что значит «помощник». Как говорят богословы, Адам не видел в раю одного – человека. И чтобы усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того, чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти из себя, чтобы взглянуть на такое же создание Божие. С этой точки зрения Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего.

Сотворение Евы. Сотворение Евы.
    

Когда Господь привел Еву к Адаму, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 23–24). Сотворение Евы из ребра Адама также указывает не на подчиненное состояние Евы (яснее это будет видно далее), а на тождество их природы. Чтобы Адам и Ева были одой плотью поистине – для этого Господь использует для сотворения Евы не землю, как было со всеми животными и Адамом, а часть тела Адама.

В третий раз мы становимся свидетелями взаимоотношений Бога с человеческой семьей уже после грехопадения. После того как и Адам, и Ева сваливают свою вину за прегрешение на другого, Господь изрекает свой праведный суд. Вот тут нам нужно внимательно вслушаться в библейский текст: Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 16–19).

Обратим внимание: Бог оглашает Свой приговор. Всё, что написано в этих стихах, – кара Божия. То есть для женщины наказание – и скорбь беременности, и боль родов – далее логика не дает нам останавливаться, – и влечение к мужу, и господство мужа над ней. Это новое прочтение позволяет нам вернуться чуть назад и понять, что, если господство мужа над женой – наказание за грехопадение, следовательно, до грехопадения муж не господствовал над женой, но они были вполне полноправны. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Как бы оправдываясь перед женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестной (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку ты не воспользовалась равночестием как должно, за это подчиняю тебя мужу: и к мужу твоему влечение твое, и тот тобой обладать будет…

Изгнание из рая Изгнание из рая
​Так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошей подчиненной. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободой и властью, носиться по стремнинам».

Далее, после изгнания из рая Адама и Евы мы видим во всей ветхозаветной истории осуществление Божиего суда: над женщиной господствует мужчина. Прежде всего, это выражается в узаконенном факте многоженства.

Собственно, и в Новом Завете апостол увещевает женщин также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пет. 3: 1). Но тут уже есть и другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). Уже и женщина воспринимается не совсем так, как раньше, и любовь супругов воспринимается более духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).

Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные отношения – не тот предел, которого мы должны достичь, не «план» Божий о человеке. Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12: 25). И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Неравенство мужчины и женщины – это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер

Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением, неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным.

На мысль приходит также аналогия из аскетических творений. Вероятно, все помнят, как рассуждает преподобный авва Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его в разном качестве. Страх новоначального – страх раба, который боится наказания. Страх среднего – страх наемника, который боится потерять оплату труда. Страх совершенного – страх сына, который опасается опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом Завете оказывает послушание, как раба. В Новом – уже более как свободная, имеющая получить за это награду в вечности. И в будущем веке – входит в достоинство дочери, как мужчина – сына, и оказывает истинное послушание лишь Отцу.

Что следует из всех этих рассуждений? Прежде всего, предостережение мужчинам. Много мне, как священнику, случилось повидать мужчин, которые считают, что послушание – особенность женской природы, поэтому пытаются своей второй половине послушничество навязать словами, а иногда и делами. Видел я «православных» бородачей, которые за своеволие могли своей прекрасной половине и в зубы двинуть. Понятно, что таких уже не образумить, – их просто нужно отлучать от Причастия, пока мозги не встанут на место. Мое слово – к людям вменяемым. Не нужно прессовать женщин! Им и так нелегко. Кто на Небесах будет выше – знает только Бог.

За непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но и мужчины должны относиться к женщине, как к хрустальному сосуду

Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но точно так же и мужчины – должны относиться к женщине, как к хрустальному («немощнейшему», как говорит апостол) сосуду. Если мужчина может сказать, что он всегда так относится к жене, – ну что ж, такой муж вправе искать послушания. Но я думаю, что любой мужчина, положа руку на сердце, не найдет в себе непоколебимой снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и отзывчивости, а значит, нечего и от других требовать святости. Как говорится, научись соблюдать акривию по отношению к себе – и узнаешь, как творить икономию по отношению к другим.

Еще очень важный момент послушания (безотносительно к кому бы то ни было): послушание тогда является истинным, когда осуществляется с первого слова. Так говорит преподобный Силуан Афонский. Если приходится повторить второй и третий раз – это уже не имеет отношения к добродетели послушания. Это требование, настоятельная просьба, «пиление» – но никак не послушание. И это так – в среде и монашествующих, и мирян, по отношению и к детям, и ко взрослым. (Речь, конечно, не о том, если человек не услышал или не понял.) Поэтому, дорогие, если вас не слушают с первого раза, то нужно задуматься не о том, как заставить человека подчиниться, а о том, стоит ли повторять второй раз (сейчас я говорю только о взрослых).

Александр Дейнека. На стройке новых цехов. 1926 Александр Дейнека. На стройке новых цехов. 1926
Третье. Как уже в начале статьи мы заметили, наказание мужчины – «в поте лица своего есть хлеб», то есть зарабатывать. В наших нелегких земных условиях иногда происходит так, что женщине приходится работать наряду с мужчиной. (Оставим в стороне досужие разговоры о том, что труд – облагораживает.) Получается, мало того, что женщина несет сугубо женское наказание – тяжесть беременности, рождения детей и послушания мужу, так еще должна и за мужчину «мотать срок» – вкалывать в поте лица. Понятно, что под тяжестью двойного наказания сломаться может любой человек. Я уже не говорю о том, что суровое мужское наказание совсем не по женским плечам. Понятно, что у женщины есть свои труды – и так было испокон веков. Речь сейчас не совсем об этом. Речь о том, что в нормальной житейской ситуации женщина не должна вкалывать с восьми утра до пяти вечера. И испокон веков женщина не была включена всё время, скажем, в полевые работы. Когда женщина была нужна – для помощи при уборке урожая или в каких-то других особых случаях, – конечно, она вставала в строй с мужчинами, но вне этого аврального времени у нее была своя специфическая сфера деятельности. Эта сфера – создание и поддержание семейного очага, что в некотором смысле вкладывается в пресловутое «к мужу твоему влечение твое». Это влечение и побуждает женщину сделать из дома такое уютное гнездышко, придя в которое муж особо остро понимает свое семейное счастье.

Поэтому если другого выхода в семье нет (я имею в виду заработок женщины), то мужчина должен с максимальным пониманием относиться к этим неспецифическим для женщин условиям существования. И если уж ярмо зарабатывания денег накинуто на обоих, то так же на обоих, а не только на жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей.

Чадородие само по себе не спасает. А спасает тогда, когда приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости»

И еще несколько слов о третьем факторе в семье – детях. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания апостола Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15). Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (выделено мной. – о. С.Б.). То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит! Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг – выше многодетности или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой, и при этом соблюдать девство и целомудрие – это поистине пребывание в печи Вавилонской! Я думаю, монашествующие меня поймут.

Поэтому остережемся осуждения, братья. Остережемся жестокости и немилостивости. Остережемся всего, что противно духу любви Христовой, и Сам Податель сей любви пребудет с нами во веки.

Священник Сергий Бегиян

25 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кирпич и раствор Кирпич и раствор
Людмила Селенская
Кирпич и раствор Кирпич и раствор
Людмила Селенская
Мужчины — кирпичи, а женщины — известковый раствор. Вместе мы — стена.
Семейная жизнь и аскеза Семейная жизнь и аскеза
Диак. Павел Сержантов
Семейная жизнь и аскеза Семейная жизнь и аскеза
Диакон Павел Сержантов
Мы привыкли слышать о подвиге монашеской жизни. Он есть, что и говорить. А наряду с ним есть подвиг материнства, подвиг отцовства, подвиг почтения к родителям. Не будем об этом забывать.
«Брак — идеальная школа любви» «Брак — идеальная школа любви»
Свящ. Илия Провада
«Брак — идеальная школа любви» «Брак в церковном понимании — идеальная школа любви»
Священник Илия Провада
О светском и церковном понимании брака, семейном счастье, кризисе мужского воспитания и многом другом.
Почему я думаю о Еве? Почему я думаю о Еве?
Елена Балаян
Почему я думаю о Еве? Почему я думаю о Еве?
Елена Балаян
Если сконцентрировать свое духовное внимание на образе прародительницы, на ее хороших и плохих чертах (назовем это условно так), то можно скорее понять то хорошее и плохое, что есть в тебе как в женщине, и, соответственно, понять, от чего нужно уйти и к чему прийти.
«И будут оба в плоть едину». Ч. 1 «И будут оба в плоть едину». Ч. 1
Свящ. Павел Гумеров
«И будут оба в плоть едину». Ч. 1 «И будут оба в плоть едину». Часть 1
Священник Павел Гумеров
Мужчины и женщины… Такие противоположные друг другу и так нуждающиеся друг в друге, Богом соединенные в единое целое – в семью. О мужском и женском предназначении, о том, как найти гармонию в их взаимоотношениях, сохранить мир и лад в семье продолжает размышлять священник Павел Гумеров.
Почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков? Почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Как объяснить, почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков?
Комментарии
Анастасия13 января 2021, 22:13
Спасибо большое за статью! Тем мужчинам, которые утверждают, что сотворение женщины из ребра указывает на ее изначально подчиненное положение, советую почитать митр. А.Сурожского на эту тему. И вообще, многие моменты в Библии объясняются неточным переводом. Еврейское слово «цела» было переведено на русский как «ребро», но это слово не означает «ребро» нигде далее в Библии. Его смысл шире и может иметь значения «бок», «сторона», «грань». Эту более широкую трактовку и использовали святые отцы, которые считали, что в первозданном человеке изначально присутствовали и мужское и женское начала в равной степени. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две равные ПОЛОВИНЫ (отсюда "пол").
Димитрий 6 января 2020, 21:29
Вся причина разногласий в семьях - это непонимание и незнание Замысла Божиего о мужчине и женщине.
Мария17 марта 2018, 21:29
Спаси Господи, батюшка! Прям лекарство на сердце! Настолько всё перепуталось и извратилось, что до отчаяния доводит. Хоть какой-то свет в туннеле заблуждений!
Наталья 4 января 2018, 19:18
Глубочайшее уважение автору статьи за непредвзятый анализ исследуемой проблемы!
Евгения21 февраля 2017, 15:32
Спасибо за прекрасную статью, о. Сергий. Как говорится, ни прибавить, ни убавить. Читаю с интересом все Ваши статьи. В них и хорошие богословские знания, и трезвый взгляд на современную жизнь, и жизненный опыт. Пишите, пожалуйста, почаще! Тема, действительно, острая. Обсуждается, как правило, в контексте брака. Вопреки обвинениям авторов комментариев, скажу, что Вы не одиноки. Хотя с такого угла эта тематика освещается редко. Но на память приходят, например, слова из статьи другого современного священника (не помню, к сожалению, его имя) о том, что "у духовно зрелых супругов нет главенства, а есть взаимное послушание друг другу". Не так ли претворяется Царствие Божие в "малой церкви", уважаемые спорщики?
Анастасия 7 августа 2016, 13:36
Спасибо за эту статью! В моей семье были очень сложные отношения между папой и мамой , отец всегда обижал маму ,а она несла как тут говориться еще и тяжелую мужскую ношу, т.е. воспитывали меня одна. Папа читал Библию, и помню часто кричал на маму о том что там написано, т.е. что женщина должна быть помошницей своему мужу.Хотя в Церковь не ходил..Еще много всяких неприятностей я услышала и увидела в своем детстве,за что потом начала осуждать их двоих.а потом и сама начала грешить... а избавляться от этой гадости в душе было очень не легко. Особенно на исповеди. Мне было очень трудно разобраться какие же должны быть отношения между мужчиной и женщиной ,ведь я тоже хотела бы создать семью...теперь Слава Богу я поняла.
Евгения31 июля 2016, 09:13
Очень вам благодарна за вашу статью!
Спаси и сохрани вас Господи!!!
Марина21 марта 2016, 23:58
Большое спасибо за статью. В каждой женщине живёт тоска по тем райским отношениям - когда мужчина осознавал женщину как часть себя, как свою помощницу.
Это интуитивное, безотчётное, но такое всеобъемлющее движение души к истине натыкается на стену мужской гордыни.
Что такое случилось с человеческой природой - если женщина стремится к единению (познанию), к гармонии, к защищенным и ответственным отношениям до конца жизни, в то время как мужчина под эгидой своего главенства позволяет себе многое разрушающее.

Но спасибо мужчинам за это. Если женщина не озлобилась, то стала сильнее. Если не стала в череде мужчин искать идеальные отношения, то стала мудрее. Если обида не извратила женственность в стервозность, пришло смирение.

Я не встречала ещё в своей жизни ни одного мужчины, с которым его женщина чувствует себя "драгоценным хрупким сосудом", осознаёт полную защищенность и уверенность в завтрашнем дне. Но встречала многих и многих женщин, с которыми мужчина чувствует себя как за каменной стеной, надёжный тыл, и прочее.

Вы заметили, что когда разрывается на цитаты текст Священного Писания, для доказательства чьей-то правоты. искажается его смысл?
Любовь Л.11 февраля 2016, 02:46
Я тоже не вижу никакой иерархии. Изначально её не было. Было два равных и разных человека. Равных как перед Богом, так и между собой. Да и какой смысл был бы в том, что один сотворённый человек превосходил другого? Кому и какая польза от этого была бы?
Животные тоже были из земли произведены, как и Адам, но подобного Адаму не нашлось. По природе - одинаковы (от одной плоти), оба - по Образу и подобию Бога. После сотворения женщины заканчивается день шестой (Бытие гл.1 ст 26-31 "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле...И был вечер, и было утро: день шестой.")
Бытие гл.2 ст.18 "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Здесь Бог говорит "человеку", а не Адаму, "помощника", а не "помощницу". Определённо, как мужчине, так и женщине "не хорошо быть одному". Не вижу, чтобы женщина как-то была дискриминирована.
Бытие гл.5 ст.1-2 "Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их."
Могу сделать тот же вывод: "Женщина равна мужчине, равноценна, равнозначна; как и мужчина равен женщине".
Батюшке спасибо за статью.
17 февраля 2015, 23:03
Очень разумное и адекватное отношение священника к "проблеме равенства полов", редко встретишь православного автора, столь здраво об этом рассуждающего. Спаси Господи. Тем мужчинам, которым статья не по душе, скорее всего надо молиться об усмирении своей гордыни. Что не возможно человеку - возможно Богу.
Ирина25 января 2015, 20:12
Спаси вас Господи, батюшка!Вы выразили словесно мои собственные мысли, добавить нечего. Удивительно, сколь велика гордыня некоторых мужчин-комментаторов,коих так задела мысль о равновеликости природы Мужа и Жены. Наши святые матери совершали подвиги не менее великие,чем святые отцы. И шли на смерть за Веру.Господь наш Иисус Христос стал проповедовать стал женщине-самарянке,не погнушавшимь ее "недоразвитостью". И поставил в пример Марию, а не Марфу(не осудив,впрочем,последнюю).Ангел женам возвестил весть Воскресения. Кем же надо себя мнить,чтоб мысль о равенстве достоинства с женщиной могла бы так задеть. А ведь наша Пресвятая Пречистая Богородица , Царица Небесная тоже была женщиной. А вы помните, Чья она мама? Не нужно относиться к женщинам как к "сестрам нашим меньшим". Ум и глупость,невежество и образованность,гордыня и смирение,доброта и злоба и все прочие свойства не зависят от пола. А от каждой конкретной личности. Так давайте же пристально всматриваться в самих себя,и помнить,что тот , кто хочет быть большим в Царствии Небесном, да будет меньшим в миру. Спаси Господи!
Николай. 6 января 2015, 03:16
Статья прям тяжёлая, читаю и негодую,но подталкивает к размышлениям. Всё таки Мы разные, а статья нужна, что бы мы мужчины не зарывались.Просто кто то ведь главный должен быть, а иначе анархия, где то ведь написано что мужчина перед Богом ответит за свою семью, так может пускай он и решает ? :) Само собой вместе посовещавшись. А про то что написали что мужчин ещё и вперёд в храме пропускать, что за ислам?? Воцерковился в 23, 1,5 года назад , и это первое место где женщины мне уступили дорогу мне аж стыдно стало,и каждый раз стараюсь бочком проходить, да и храмы где бывал, мужчины всегда скромно проходят. У мужчин есть такая черта, вне очереди мы не ломимся, потому что в мужском коллективе это чревато : ) Раз сидел на одном вечере православно-молодёжном, шло обсуждение, парни спорили (как бы вообще такие темы обсуждать нам мирянам нельзя, (батюшки в тот раз не было) и одна девушка вроде тихая, как начала с парнем да наравне спорить,аж не по себе стало, я молчал , моя девушка тоже, сидел любовался своей девушкой - образец кротости, расстались правда - моя вина(пока ,что не стал мужчиной))
Елена Николенко14 декабря 2014, 03:44
Поразительно просто - почему некоторым мужчинам так важно считать, что женщина - это какой-то побочный, недоразвитый продукт Божьего творения? Это, видимо, очень хочется считать так тем мужчинам, которые не самоутвердились в жизни и хотят сделать это за счет женщины. То есть вы считаете, что все "на своих местах" только когда рядом с вами бессловесная недоразвитая помощница по хозяйству? Вы уверены, что Бог создал Адаму служанку только чтобы щи варить, а не рассуждать с ним вместе о Боге и вечности? если честно - немного шоковое состояние от таких комментов некоторых мужчин - что за слишком низменное понимание природы женщины?
Если бы женщина по природе была действительно недоразвитой по сравнению с мужчиной, она бы никогда не смогла ничему обучиться, была бы просто на уровне маугли - но мы видим совершенно противоположное - и стихи пишет, и в математике делает открытия и тд.
Будьте же вы настоящими Мужчинами! не утверждайтесь за счет женщин. Того, кто орет и машет руками, слушаться никак не хочется, хочется только ударить в ответ.
Марина28 января 2014, 11:14
Да,муж первичен.
В моей семье именно муж терпением,смирением и добродетелью(читай-помощью мне,заботой о детях,заработке,и без лишних упреков) сделал так,что я прищемила язык,стала слушать его мнение и ушла на подобающее место.Из совершенно "феминистской" и нецерковной.Хотя и не сразу.

И видела немало смиренных и молчаливых жен при детях и с прекрасными обедами. И как их мужья гуляли-так и гуляют. Как не работали-так и не работают. Или ушли ближе к 40-"за фигурой". Мал слишком женский ресурс,чтобы изменить мужа в лучшую сторону-по определению.

И да,Адамов крест для женщин сегодня обычное дело. И не потому,что феминистки.
Н26 января 2014, 07:04
Спасибо за христианскую и гуманную статью.
Я сама работаю на очень тяжёлой работе, другую найти возможности пока нет, так как живу в маленьком посёлке. Одна воспитываю сына. Оба имеем слабое здоровье. Ребёнок молится и мечтает о папе, я - о сильном и любящем защитнике. Но это давно неисполнимо. Жить так очень тяжело. Женское наказание "отбыла": выносила и родила ребёнка, рождение было очень болезненным, всё как положено по наказанию. Случилось, что с мужем расстались, в настоящее время его, скорее всего, нет в живых. Теперь, как и миллионы других несчастных женщин, несу чужое "мужское" наказание: вкалываю на тяжёлой работе, вечером ползу домой. К сожалению, в Священном Писании об этом нашем втором наказании - ни слова. А ведь есть ещё ежемесячные проблемы, другие наказания, связанные с полом, разные болезни, и не только из-за прерывание беременности, на которые всё любят списывать, как причину болезней. Даже вступление в первую интимную близость для женщины болезненно. Быть женщиной - это мука. Особенно, если ко всем этим мучениям прибавляется тяжёлый ежедневный мужской труд. Считается, что грех нам, женщинам, носить брюки. А жить фактически мужской жизнью, вкалывая с утра до вечера и неся мужское наказание - не грех? Мужчины, вы же наши наставники и защитники, оградите нас от не нашего наказания. Жить так очень тяжело.
Екатерина 3 января 2014, 08:27
Настоятель нашего храма строго следит, чтобы на Причастие женщины шли после мужчин, и все, включая женщин, довольны. А другой наш батюшка (старше его и опытнее) однажды разгневался, когда женщины по привычке начали пропускать мужчин вперед: "Что за ислам устроили? Женская душа так же ценна перед Богом, как мужская!". Думаю, автор имел в виду примерно то же самое.
Если мужчина будет главой по любви к Христу, ради спасения семьи, а не удовлетворения псевдохристианских амбиций, то и жена будет послушна. А мужчине со смиренной женой соблазн командовать застилает глаза, ему сложнее увидеть истинный смысл своего главенства. В этом смысле, на мой взгляд, неправославные люди иногда мудрее нас.
Дмитрий 1 января 2014, 22:24
Ну да. Кроме того святые Анастасий Синаит и Мефодий Патарский пишут, что во взятии Евы из кости - образ Исхождения Святого Духа от Отца. Св Ефрем Сирин в завещании пишет -будь я проклят, если исповедовал неравенство Лиц Троицы. По Св Сергию Радонежскому правилбное созерцание Троицы - Основа для людей и общества. А Св Макарий Великий в 61ой беседе 2го собрания бесед прямо называет Дух Святой Матерью. И в 28ой беседе в 4м абзацце 1го собрания бесед. Подчиненность же после грехопажения не столько наказание скодько боевой строй, чтобы защитить и вдохновенно посвятить энергии женской природы против нападающего греха.
Василий Петрович30 декабря 2013, 20:16
«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6.2)
Лариса30 декабря 2013, 19:47
Андрею и еже с ним: У нас есть семья, где муж хорошо выучил цитаты, что вы приводите. Жена родила пятерых детей, всё ждала, что образумится, но он её избивает при детях, и со спокойной совестью приходит на клирос петь. Дело дошло до развода. Ни батюшкиных увещеваний не слышит, ни близких. Тёща заступилась за дочь, и её избил. Он казак, занимается боевым искусством, готовит людей в охрану. Ну, представьте как дерётся. Это православная семья. Очень горько. Умные люди говорят об ответственности и думают о ней, а ненормальные - о правах.
Алексий28 декабря 2013, 12:05
Спаси Вас Господи, батюшка, за статью. Очень полезно и вразумительно.

Мужчины всё чаще забывают, что мужество и смирение - не антонимы. Нужно обязательно иметь и то, и другое.

Статья не о бытовых проявлениях семейной иерархии, а о сущности природы сотворенных мужчины и женщины.

Ещё раз большое спасибо.
Дмитрий28 декабря 2013, 03:37
Статья очень понравилась. От себя хочу добавить, что и сейчас встречаются есть семьи живущие по заповедям Божьим. Расскажу случай из своей жизни. Мы жили в таежном поселке, где не было Храма Божьего и местные жители наверное многие даже не были крещены, но отношения между людьми более теплыми, чем в местах более цивилизованных. Вот какой случай там случился. Поздней осенью муж и жена возвращались с рыбалки в поселок. Несли пойманную рыбу. На запах рыбы из леса вышел медведь не залегший в берлогу - шатун, и набросился на женщину. Оружия у мужа не было и он с голыми руками бросился на медведя. Зверь оставил жену переключился на МУЖЧИНУ. Муж погиб, но это дало односельчанам время подбежать и отогнать медведя от женщины. Женщина выжила. Вот исполнение заповеди "отдай жизнь свою за други своя" Такие должны быть отношения между мужем и женою.
Елена28 декабря 2013, 01:00
Спаси Вас Господи, батюшка!
Маргарита27 декабря 2013, 18:10
Судя по количеству отзывов и комментариев тема - наболевшая... :)
Спаси всех Господи, за все комментарии, и желаем всем построить отношения в своих семьях так, как угодно Господу, по Его святой воле.
Мужчина по своей природе мужественен, силен, а женщина женственна и нежна, не будем же нарушать заложенный в нас потенциал.
Инна 21 27 декабря 2013, 11:54
гость:

А написано у меня следующее: " Всякая настоящая любовь жертвенна. ВЫ же для СЕБЯ исключаете нужность любви к мужу.


С чего Вы взяли это? Мы говорим о том, что муж, как послушный Богу, должен быть в жертвенности - первый, и в этом его сила и главенство. А жена, глядя на него, у мужа поучится, что значит быть христианкой, и радостно будет его слушать и слушаться. А что говорить о жертвенности женской любви, это в большинстве случаев слишком очевидно!
гость27 декабря 2013, 09:33

Инна21, Вы пропустили слова, в которых была суть моего отзыва.

А написано у меня следующее: " Всякая настоящая любовь жертвенна. ВЫ же для СЕБЯ исключаете нужность любви к мужу."

Из этих слов понятно, что основанием отношений в семье я полагаю именно взаимную! любовь.
А вот Вы не считаете нужным любить мужа.
Александр27 декабря 2013, 07:28
Уж простите за еще один пост.
Мысль статьи конечно понятна. А выводы каждый сделает по себе. Позволю себе кратко изложить мое понимание после повторного прочтения:
*Господь создав человека, предвидел наше падение, потому и разделил на две части. Равные? Из ребра создал равную копию? Перечитаем еще раз слова батюшки Серафима - "но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это
различие"...
И согласен что создана была помошница в соблюдении заповеди, (уж кому помошница спорить не могу) но увы, не случилось...

*После грехопадения, жизнь в этом мире для нас епитимия, урок Отца детям не разумным. И здесь нам ясно указано кто и как должен этот урок учить.

*Достойные, в жизни будущей, не будут делится, поскольку искупив грех, получив урок(знание и опыт духовный) и прощение, человек вновь станет соответствовать замыслу Божию. Будет совершенным а значит единым, не делимым.

Но простите, му уже прощены? Жизнь вокруг, это сад Эдемский? Нет?! - тогда о чем речь и зачем слова? О том что не нужно истязать едину часть плоти своей? Дак я и не бью! Ни руки, ни ноги, ни жены - мне больно. Но и судить ни кого не буду, откуда мне знать кому что дано для вразумления.

Не ра'вны мы в этом мире. Все, не равны. И попытки прировнять будущее равенство к веку текущему ... скажем так, не корректны. Божий замысел испортил грех человеческий и грех же сбивает человека с пути исправления. (да еще на туже половинку и давит)

Попов Дмитрий27 декабря 2013, 05:07
Вспомнил фильм вроде-бы идеал для семьи "Москва слезам не верит"там различие в статус е вроде не помешало .ХОтя сложно представить в реальности волевого командира на производстве и смиренную жену в доме,похоже на какую-то шизофрению.
Инна 21 27 декабря 2013, 00:55
гость:

Инна21, Вы пишите проще, что муж должен Вас содержать и обслуживать, а Вы "послушливо" будете позволять ему это делать.

Вот об этом и речь! Стоит только напомнить, что мужчина - образ Христов, образ жертвенной любви, да-да, именно мужчина, а не как у нас "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" - это все дело-то мужское. Стоит только сказать, что и мужчина должен смиряться, тут же вопль - как?? Перед бабой смиряться?? Да вы что! Да еще и содержать ее, злодейку. Эхх... ну о чем Вы можете рассуждать, если жертва для Вас - это кого-то обслуживать... Вообще-то, жертва - это намного больше, глубже и взрослее... и уж никак не сводится к содержать-кормить... Языческое у нас понятие о роли мужчины в семье.
Феминист ясный сокол :)26 декабря 2013, 23:49
В нашем храме ни причастился ни исповедался вперед сестер невозможно. У нас один мужик пожилой прислуживает и он строго на миропомазанье женщин первыми не пускает, только там и порядок - спокойно подходишь никто из под ног не выскакивает, не ломится. Православный феминизм это то что гнетет, ну куда деваться? тренируем смирение, хотя иногда аж смех разбирает что Храм Божий в бабий базар превращается. Только чувство юмора и сапасает. :)

Яркая иллюстрация: последний раз на архиерейской службе стоит архидьякон и поет Символ Веры, все люди вторят, вдруг какая то "залетная" сестра начинает ломиться поставить свечу и с женской (левой) стороны храма ломится перед архидьяконом к подсвечнику (на правой), он на миг сбился но руку вытянул и остановил сестру, та грозно взлянула и опять ломится архидьяк еле удержал, другие сестры женщину ту ласково отстанили попытались объяснить , что так проходить вообще нельзя и уж тем более в такой момент, но куда там! :) архидьяк допел и удалился в алтарь после чего сестра ломанулась к подсвечнику с перекошенным лицом как будто с привязи спустили. :) А я подумал: хорошо что в алтарь не вломилась и не объяснила (возможно матом) архидьякону что женщина во Христе равна с мужчиной. :)))
Это настолько характерное поведение сестер в Церкви, просто дошедшее уже до карикатурного.
Зорро26 декабря 2013, 22:37
Из статьи можно сделать вывод: да, сейчас мы в Царствии Небесном, а потому не равны, и да, когда мы там будем то будем равны. Пытаться сконструировать на этом свете ангельскую жизнь конечно можно, но боюсь в первую очередь взбунтуются именно сестры :)))
гость26 декабря 2013, 22:37

Инна21, Вы пишите проще, что муж должен Вас содержать и обслуживать, а Вы "послушливо" будете позволять ему это делать.

Всякая настоящая любовь жертвенна. Вы же для себя исключаете нужность любви к мужу. Сойдите с пьедестала, вы напрасно требуете себе поклонения, ибо у мужа-христианина не бывает идолов.
Олег26 декабря 2013, 22:08
Когда вспоминают слова Апостола Павла, что "во Христе нет ни мужского пола, ни женского", то почему-то делают акцент на второй части фразы, но не видят слова "во Христе". Во Христе пребывали преп. Мария Египетская и старец Зосима, когда он увидел ее нагую в пустыне, а мы разве сровнялись с ними в чистоте сердца? Современным христианам преп. Серафим Саровский оставил заповедь: "Бойся, как огня, галок намазанных, которые не одного воина Христова сделали сыном геенны".
А более близкая нам по времени блаженная Матрона Московская говорила: "Что поделаешь, нам, женщинам, приходится почитать мужчин, ибо Христос пришел на Землю в мужском образе, а не в женском".
Дорогие сестры во Христе! Не пытайтесь занять место мужчины, не носите его одежд, не ищите себе первенства ни на работе, ни в храме, ни дома. Это не даст вам счастья, а окончательно разрушит наше общество.
Инна 21 26 декабря 2013, 20:52
Батюшка в комментариях пишет:
"Проблема в том, что мужчины в основном привыкли смирять, и мало привыкли смиряться. "

Да... И что совсем удивительно. Никто, ни мужчины, цитирующие ап. Павла, ни женщины, никто, кажется, не вспомнил, что именно роль мужчины в семье - жертвенная! А не как у нас - женщины. Мужчина предает себя за жену, как Христос за Церковь, то есть как раз от него надо бы ждать - мудрости, терпения, жертвенности, а в ответ на эти добродетели христаинские и женщина откликнется уважением и послушанием. И не стоит вспоминать феминисток. Феминизм - уродиливая реакция на то, что не могут увидеть они себя в христаинской семье как женщины! Вы же сами требуете от них - быть мудрыми, жертвовать, уступать - то есть, по -православному, это как раз и значит - быть мужиком!

И вечно эти детские категории: я главный - значит меня жена слушает... А ведь главенство в приказах проявляется в последнюю очередь.
Инна 21 26 декабря 2013, 20:45
"Елена:
Если наш муж считает себя главным, заставляет слушаться его, не заботится о нас, не учитывает наше мнение и интересы, хочет чтобы мы подчинялись ему,обижает нас, а мы смиряемся, прощаем и любим его и уважаем и жалеем и молимся за него чтоб Господь простил его , то у нас есть шанс с Божьей помощью стяжать истинные добродетели и самим спастись и мужам нашим спасение вымолить..."

А за что его уважать в такой ситуации? Очень опасно и неправильно требовать от женщины, чтобы она была ангелом, а с мужа спрашивать, как с язычника.
Несправедливо - и если вы не ангел, вы не выдержите. А муж, который обижает слабую женщину, едва ли спасется... Не будем так уж фантазировать.
Igor Botvinov26 декабря 2013, 20:41
Очень хорошая статья .
анна26 декабря 2013, 19:10
Моя бабушка - ветеран ВОВ, говорит, что женщины стали работать 6 дней в неделю только после Великой Отечественной. До этого глобального в отношении нашей страны демографического коллапса женщины в массе своей не работали на производстве, а уделяли время семье и детям. Только после ВОВ экономике Советов понадобились женские руки в таком масштабе. Пока мужчина в нашей стране не будет получать зарплату в двоекратном размере - за себя и "жену", женщина не заступит на вахту у семейного очага и не сможет не работать. Потому что женский труд в нашей стране сегодня необходим для выживания среднестатистической семьи. Очень немного в нашей стране мужчин, способных обеспечить выживание своей семьи и постоянную не включенность женщин в процесс зарабатывания денег на хлеб насущный. Дорогие мужчины, сегодня женщина ВЫНУЖДЕНА РАБОТАТЬ. Поверьте, очень многие женщины хотели бы большую часть времени проводить с мужем и детьми, а не в рабочем коллективе. Но экономическая ситуация против нас. Давайте будем ко друг другу снисходительнее: не на все в мире мы можем повлиять, не может женщина сегодня заниматься только домашним хозяйством. И ни при чем здесь эмансипация и самореализация.
Ник26 декабря 2013, 18:52
Александр 2013-12-26 12:17
Это Вы то "мягкий и слабый"?) По тексту Вашего коммента вроде бы наоборот получается.)
Сергей С.26 декабря 2013, 18:29
Спасибо, Андрей (2013-12-26 09:58)
Какие прекрасные слова: "Все проблемы в семейной жизни именно от двух последствий грехопадения: мужской безответственности и женского своеволия." Спаси Вас БОГ!
Людмила Надаховская (Слатвицкая)26 декабря 2013, 17:32
Слава Богу, хоть услышала нормальную проповедь о жизни семьи. и отношениях между полами,.. А то только одни запугивания..... ужас просто иногда берёт, что пишут и приводят какие высказывания Святых,,. И в Церковь ты пришла - прпусти мужчину вперёд ты падшая .. ты хуже его,.. молчи не смей возражать... своего мнения не имей только знай паши . паши паши... Прошу прощения . но накипело.... Спаси Боже о Сергий! Как-же не хватает таких слов мирянам бедным.... Стой на службе по 3-4 часа и рот не смей открыть ... и падай от усталости... и мало видишь любви , , что тебе рады... на исповедь идёшь как на казнь.... ахочется поговорить пожаловаться,.. выговориться и конечно тогда и увидется грех свой явственнее и , а не только устами -лишь бы к Причастию допустили.... Мало мало любви вижу в Храме Божием!!
Лариса Воронина26 декабря 2013, 16:46
Это слово служит женщинам утешением, не более: мне оно не льстит, не добавляет прав, не освобождает от обязанностей.
Вы, мужчины, ругаете нас, а где вы, командиры?.. Например, мне мужа приходилось на его пьедестал силком тащить, да сзади подталкивать. Теперь в шутку называю его "тираном". Только в Риме призывали тирана для наведения порядка на пол года, а он в нашей семье бессрочный:).

Разве мы против? Учите, властвуйте, принимайте решения!
Надежда26 декабря 2013, 15:14
Спаси Господи, Батюшка за очень нужные добрые. умные слова, основанные на Священном писании! Сколько изувеченных судеб мужчин, женщин и детей, искусственно оторванных от Слова Божия и потому глубоко несчастных!
Елена26 декабря 2013, 12:28
Огромное спасибо Батюшке! Милые женщины, не отчаивайтесь, вне зависимости от действий Ваших мужей мы можем быть счастливы: если муж заботится о нас, прислушивается к нашему мнению, разделяет труды, утешает нас, старается облегчить бремя которое мы несем,стараются радовать, и мы отвечаем им взаимной любовью, уважением и заботой, мы счастливы потому что в нашей семье есть ЛЮБОВЬ. Если наш муж считает себя главным, заставляет слушаться его, не заботится о нас, не учитывает наше мнение и интересы, хочет чтобы мы подчинялись ему,обижает нас, а мы смиряемся, прощаем и любим его и уважаем и жалеем и молимся за него чтоб Господь простил его , то у нас есть шанс с Божьей помощью стяжать истинные добродетели и самим спастись и мужам нашим спасение вымолить...
Мария26 декабря 2013, 12:26
Спасибо за статью, очень все четко и с любовью объяснено!

Правда, понабежали возмущенные дяденьки, но этого следовало ожидать))) Это ж так непросто некоторым осознать, что женщина не уступает мужчине по замыслу Творца. Грех все испортил.
Александр26 декабря 2013, 12:17
Голубушки, ну что вы так расщебетались в благодарностях - откройте Евангелие и пречитайте сами.

О себе могу сказать что я человек достаточно мягкий и слабый. Моя жена, женщина волевая и старше меня и тем не менее до той поры пока я спокойно не раставил все по своим местам, не убедил ее что нужно поступать такто и такто, в том числе примерами из Евангелия - были в семье и скандалы, и обиды и недопонимания. Теперь в моей семье глава я, последнее слово за мной. Когда последний раз скандалили уже не помню.
Хвалюсь не собой или своей "крутостью" - побоялся бы. Как и сказано делать - хвалюсь Господом и мудростью Его.

"Качать права" и щекотать сое самолюбие в наше время легко и приятно. Тем сложнее тем кто берется сам за свои обязанности.
И котобы что не говорил, разные мы. Не верите?! - посмотритесь в зеркало :)
Елена26 декабря 2013, 11:37
Спасибо, Батюшка!!!!!!! Слава Богу что такими статьями Господь не дает нам забыть и в очередной раз почувствовать что он есть ЛЮБОВЬ. Андрею и Жене его от всего сердца желаю помощи Божьей.
Андрей26 декабря 2013, 09:58
Женщинам эта статья, конечно, льстит. Однако, автору следовало бы обратить большее внимание на 1-е послание святого апостола Павла к Тимофею, которое он здесь цитирует очень уж выборочно и вольно.

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1 Тим. 2:11-15)

Безмолвие и покорность - вот о чём женщинам говорит Апостол. А где покорность, там и иерархичность. Подчинённость женщины мужчине до грехопадения не значила уничиженности; епитимией же стало насильственное подчинение женщины мужчине, с тем чтобы изжить своеволие, которое привело к грехопадению. В новозаветное время устранена насильственность подчинения женщины мужчине, но иерархичность, как Богом установленный порядок, сохраняется. Все проблемы в семейной жизни именно от двух последствий грехопадения: мужской безответственности и женского своеволия.
Ольга (Канада)26 декабря 2013, 07:53
Огромное Спасибо за статью! Очень четко и разборчиво, очень хотелось бы, чтобы современные мужчины и женщины имели именно такой подход к этому вопросу!
Спасибо!
Лия26 декабря 2013, 02:42
Слава Богу! Наконец-то дождалась вразумительных разъяснений по этому скандальному вопросу. Всё очень взвешенно, спокойно, толково и начистоту, без истерик и обид. А если кто не согласен с мнением автора, просьба перечитать статью ещё пару раз, может, передумается. Спасибо, батюшка! Спаси Вас Бог!
гость26 декабря 2013, 00:55
Елене.Украина 2013-12-25 21:22
Хрустальный сосуд лучше отдать на хранение в музей. Там в музейных запасниках никто не разобьёт.
А надежные любящие руки могут обойтись и деревянным сосудом, который не ставит условия "если..., то".
священник Сергий Бегиян26 декабря 2013, 00:55
Дорогие мои критики!
Я, конечно же, представлял себе негодование православных мужчин по поводу моей статьи. Такое ощущение, будто вы не видите текстов свт. Иоанна Златоуста, которые я привожу в подтверждение своей мысли! Это из его Толкования на Бытие. Советую почитать его.
Я хочу оговориться. Может быть не совсем понятна мысль: мужчина и женщина равны (!) по природе. Это факт. И его я попытался обнажить. Надеюсь, с этим никто спорить не будет?
В браке у каждого свои места и послушания. С этим не спорит никто. Об этом и говорит ап. Павел в послании к Ефесянам. И в моей статье о браке, как таковом, сказано очень мало, а более о природе (!) человека. Поэтому статья называется не "Муж и жена", а "мужчина и женщина".
Проблема в том, что мужчины в основном привыкли смирять, и мало привыкли смиряться. И с этого насиженного места и сгоняет моя статья. Конечно, это неприятно. Я сочувствую.

Мария26 декабря 2013, 00:25
спаси Господи, Батюшка!
но всё же женщине тоже нужно быть с мужчиной посмиренней, сколько дров наломано от нарушения баланса мужчина-женщина в смысле, что муж - глава.
О.Михаил25 декабря 2013, 23:49
Статья не своевременная , у нас больше "эмансипированных и равноправных дам " нежели "бородачей" кому в зубы надо дать.

о.Михаил
свящ. Николай25 декабря 2013, 21:56
Удивительно, с какой легкостью автор извратил библейские тексты, как Ветхого, так и Нового Завета, где ясно говорится, что жена – это помощница мужа. Пусть батюшка еще раз перечитает хотя бы послание апостола Павла к Ефесяна 5 гл., которое читается на Венчании. Проблема выстраивания отношений, конечно существует, но последнее дело – решать ее за счет извращения Божественного Откровения. Если уж пытаться ее решать, то комплексно, а не так однобоко. Мое наблюдение, что в православной среде как раз то перекос в сторону главенства женщин: в семьях мирян, в семьях священников, в храмах, в монастырях (даже мужских). Но похоже, что автор эту проблему в упор не видит.
В Кельне сегодня феменистка-сатанистка (многие из Femen родом из православной Украины) отплясывала на алтарном престоле во время католической рождественской мессы. А у нас пока подготавливается библеско-богословская база для православного феменизма? … Поздравляю автора и всех сочувствующих с приближающимся 8 марта…
Елена.Украина25 декабря 2013, 21:22
Хрустальный "немощнейший сосуд" легко разбить. Поэтому его можно отдать на хранение только в надежные любящие руки,которые не навредят этому "сосуду". И если будет любовь,то будет и послушание,как следствие этой любви.
Владимиру 2013-12-25 16:5725 декабря 2013, 19:29

Спаситель у людей один -- Господь Иисус Христос.

И если вы "склоняетесь" перед какой-то "женской природой" , то это совсем не имеет отношения к христианству.
читатель25 декабря 2013, 19:12

Бог первым создал мужа.
Но жену Бог НЕ СТАЛ творить также , как мужа.
Жена была сотворена через МУЖА. Это и есть ведение иерархии в семью.
Дети же сотворены и через мужа , и через жену, это тоже ведение иерархии. Бог не творил остальных людей также, как Адама.
Но надо учитывать, что основанием отношений должна быть любовь, а не сатанинская жажда власти.
Инна25 декабря 2013, 17:40
Спасибо, очень хорошая статья)
Владимир25 декабря 2013, 16:57
Слава Богу! Хорошие слова, пастырские. Как мы можем говорить об унижении женщины, когда Спасительница наша, Пресвятая Богородица стала выше всех людей! Стала Храмом Бога Живого! И мы склоняемся перед Ней, перед Её женской природой и величием духа. Во веки веков.
Зоя Пучкина25 декабря 2013, 16:16
Спасибо за статью, хотя возможно многим современным мужчинам она придется не по вкусу...
Мария25 декабря 2013, 16:14
Спаси Господи Вас, отец Сергий!
Ник25 декабря 2013, 15:35
Спасибо за статью, батюшка.
для Ирина 2013-12-25 13:47
Спасибо за коммент, только у меня после прочтении таких статей вдобавок ещё возникает что-то похожее на грусть, (сожаление, раскаяние) - не знаю как назвать, в общем не по себе как то - когда в это самое "скверно-ложно-нехорошее былое" снова заглянешь.
Ксения Мерещенкова25 декабря 2013, 15:34
Слава Богу за все!
Константин25 декабря 2013, 14:36
Мне не понравилось
N-a25 декабря 2013, 14:24
захотелось прийти к вам на службу и на проповедь...
Юлия25 декабря 2013, 14:20
Благодарю!Наконец-то,честно и четко написано об этой проблеме!
ТаняСем25 декабря 2013, 13:54
Очень благодарна батюшке за доходчивое разъяснение житейской истины!Ведь на самом деле все просто у Господа нашего-соблюдай заповеди(то бишь правила,определенные Боженькой,каждому мужчине и каждой женщине)и все будет хорошо!!!И тогда действительно муж и жена будут ИСТИННЫМИ половинками,какими их создал Бог!А у нас гордыня всем правит,вот и получается перекос во всем,а главное-это в семье,к сожалению,прости нас всех Господи!

Но сегодня очень радостно было видеть,как молодой мужчина предложил свою помощь мамочке с детской коляской войти в лифт в супермаркете,кажется-обычное дело,но порадовало,что есть такие люди,а особенно молодежь....
Ирина25 декабря 2013, 13:47
Изрядно затюканной воспоминаниями о былом, о скверном-ложном-нехорошем, ко мне такие статьи приходят как воздух, как чистое голубое небо, как что-то хорошее и незаслуженное. Помоги Вам Господи, батюшка.
Маргарита25 декабря 2013, 13:28
Спаси вас Господи за статью! Каждый должен правильно понимать свое предназначение в семье, если мужчина глава семьи, значит и вести себя он должен как глава семьи, брать ответственность на себя за семью. А женщина не должна властвовать,это противоречит христианскому духу, мир в семье может быть когда все любят Бога и прислушиваются друг к другу, не спорят и уступают.
Главное, чтобы каждый понимал правильно главенство мужчины и послушание женщины в семье. Пример нам жизнь Царственных Страстотерпцев.
Светлана25 декабря 2013, 13:02
Спасибо Вам большое, отец Сергий, за такую замечательную статью!
Анна25 декабря 2013, 12:40
Спаси Господи Вас, батюшка, за добрые слова к нам, "матушкам" окаянным. с такою любовью и знанием все по полочкам разложили. и помоги Вам, Господи, в трудах Ваших. ведь и Вам поди на приходе от нашего полу достается. а Вы при этом сохраняете столько доброй, христианской любви ко всем. помоги Господи.
Марина25 декабря 2013, 12:39
Ну как же здорово читать такие умные статьи!
Евлампия25 декабря 2013, 12:05
Спаси Господи, батюшка!!!
Впервые читаю внятную и справедливую статью на эту тему, которая поистине является камнем преткновения. Вот бы еще дошло б до кого...
Галина25 декабря 2013, 11:54
Спаси Господи нас грешных!
Елена М25 декабря 2013, 11:41
Cпасибо, батюшка! Вы, на мой взгляд, всё так верно и ясно описали во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, что и добавить нечего.Огромное Вам спасибо и дай Вам Бог всех благ земных и небесных.
Elena Dorogina25 декабря 2013, 11:41
Замечательная статья!
Вы священник, потому напишу о следующим:Меня поражает в храмах как мужчины, иногда расталкивая женщин (а один раз стояла инвалид, еле держащаяся на ногах, её так пихнул здоровый мужик рвавшийся к Причастию, что она едва не упала)идут к Причастию, особенно в большие праздники!
Прийди по-раньше.Встань поближе к алтарю в начале службы и пройди первым. Да разве в этом авторитет мужчины? Зато попросив одного подержать корзину с яблоками для храма на Преображение(её держали две молодые женщины,уже ели стоящие)увидела как он отшатнулся. Другие вообще ничего не замечали!
Почитайте, как царь Николай II относился к женщинам, как,в этом смысле, воспитывал царевича Алексия! И разве этим он умалился в глазах своей супруги?
Надежда Анохина25 декабря 2013, 11:20
"всех хотяше имети яко едину душу"
св. Преподобная Евфросиния (Полоцкая)
Спаси Господи, за статью! Восстанавливает мир в душе, и хрупкое равновесие современной христианской жизни.
Лариса25 декабря 2013, 11:18
Большая благодарность автору! Очень хорошая статья на больную тему!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×