Со скорбью приходится признавать, что это, увы, далеко не первое убийство священнослужителя Русской Православной Церкви, произошедшее в последние годы. Таких было несколько десятков. Далеко не о всех из них сообщали в СМИ, даже церковных.
Чтобы разобраться с основными причинами этого явления, нам придется вспомнить о тех случаях, которые стали известны.
***
30 декабря 1993 г. произошло убийство иеромонаха Нестора (Савчука) в селе Жарки (Ивановская область). Весной того же года церковь, где служил отец Нестор, подверглась ограблению, а сам он – покушению, но тогда бандитов поймали. 30 декабря батюшка вернулся из Москвы с пожертвованиями, полученными на строительно-ремонтные работы в храме. В ту же ночь местный житель А. Таламонов убил священника в его келье и украл деньги. Суд приговорил убийцу к 4 годам колонии общего режима.
16 июля 1999 г. совершено убийство протоиерея Бориса Пономарева, настоятеля храма Илии Пророка в деревне Ильинская Слобода (Московская область). 84-летнего митрофорного протоиерея, ветерана Великой Отечественной войны, убили трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда их приглашал к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались в дом, связали его жену и родственницу, а самого протоиерея убили. Позднее преступники были задержаны. О приговоре суда по этому делу СМИ не сообщали.
8 января 2001 г. произошло убийство иеромонаха Александра (Кулакова) в селе Сабаево (Мордовия). Убийца, Алексей Максимов, скрывался в Иоанно-Богословском монастыре близ Саранска под именем «Алексей Светов». Во время службы в армии он убил сослуживца, а потом, скрываясь от трибунала, совершил еще ряд тяжких преступлений. В монастыре с ним и познакомился иеромонах Александр. Желая помочь молодому человеку, священник предложил ему стать алтарником в его храме в селе Сабаево, и тот с готовностью согласился. Спустя какое-то время беглый солдат зарубил топором своего благодетеля. В ходе следствия он не смог назвать мотивов убийства, заявив, что священник ему просто не нравился. В сентябре 2001 г. Пензенский военный трибунал признал преступника невменяемым.
2 ноября 2003 г. произошло убийство иеромонаха Исаии (Яковлева) возле села Раифа (Татарстан). Насельник Свято-Успенско-Казанского монастыря села Кузнецово Ивановской области, отец Исаия ехал в Раифский монастырь, чтобы договориться о паломничестве. Но приехал он в монастырь поздно вечером. Чтобы не будить братию, монах решил переночевать в салоне своего автомобиля на стоянке. В это время ранее судимый 19-летний местный житель Дмитрий Новиков, находясь в подпитии, пришел на стоянку и потребовал от священника отвезти его в ближайший город – Зеленодольск, чтобы там продолжить гулянку. Отец Исаия, сославшись на усталость, отказался, и тогда Новиков убил его, ударив ножом в сердце. В феврале 2004 г. суд приговорил Новикова к 12 годам колонии строгого режима.
25 декабря 2003 г. произошло убийство иеромонаха Александра (Тыртышного) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23-летний местный житель Дмитрий Литвинов поздно вечером пришел к отцу Александру и попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом и, нанеся несколько ударов, убил. У священника Литвинов нашел только 2 тысячи рублей, потому забрал крест, который лежал в чемодане, и нательный крест священника и попытался вырвать золотые коронки. Затем поджег Евангелие и отправился грабить церковь, но испугался, когда ему показалось, что в ней кто-то есть. 7 июня 2004 г. на суде Литвинов был приговорен к 16 годам в колонии строгого режима.
***
Здесь перечислены убийства на криминально-бытовой почве. Однако известен ряд убийств и по религиозным мотивам.
18 апреля 1993 г. в Оптиной пустыни были зарезаны иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Их убийцей оказался 32-летний сатанист Николай Аверин, который рассказал следствию, что получил «приказ от дьявола». На орудии преступления – ноже – были выгравированы три шестерки. Суд признал Аверина невменяемым.
Разумеется, далеко не все убийства священников предаются огласке в СМИ, а количество неудавшихся покушений на священников в несколько раз превышает число убийств.
***
Почти во всех случаях убийств по явно религиозным мотивам бросается в глаза тревожная деталь: все пойманные преступники были признаны невменяемыми. Вполне возможно, конечно, что так и было, однако не исключена и целенаправленная политика, дабы таким образом, объявляя преступников ненормальными отщепенцами, «не нагнетать» напряжение в межрелигиозных отношениях.
На эту мысль наводит и то обстоятельство, что почти при каждом убийстве священника, еще до окончания следствия, представители власти спешат объявить, что это – убийство не на религиозной почве. Вполне возможно, что и убийство 12 сентября 1997 года осетинского священника Мануила Бурнацева, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе (Северная Осетия), также было совершено по религиозным причинам, но мы не включили его в список, поскольку об этом преступлении очень мало информации.
Присмотревшись внимательней к первому списку убиенных пастырей, легко заметить, что подавляющее большинство этих убийств совершено в сельской местности.
И вряд ли это можно объяснить простым совпадением. В связи с гибелью семьи отца Андрея Николаева много муссировалась тема падения нравов в современной русской деревне.
Разумеется, нельзя, как отметили в сообщении информ-службы Тверской епархии, огульно обвинять в убийстве всех жителей села Прямухино и уж тем более обвинять всех нынешних крестьян в озверении.
Конечно, в разных областях России, да и в разных деревнях одной области, ситуации различны: где-то много лучше, где-то, наоборот, хуже.
И все же падение нравственности на селе очевидно. Этому есть и объективные причины: жуткая нищета, безработица, отсутствие каких-либо перспектив, неизбежный при таких условиях алкоголизм и крайне слабое функционирование правоохранительных органов – в некоторые села милиция приезжает лишь через неделю после вызова.
Признаемся себе честно: и в городе при таких условиях жизни, как в теперешней деревне, нравы бы упали весьма стремительно, а преступность возросла бы еще больше.
Не следует забывать, что крестьяне всегда более консервативны, чем горожане. Именно поэтому в ранние века христианство было по преимуществу религией горожан. Именно поэтому при крещении Руси были крещены именно города, а просвещение сельского населения растянулось еще на два века. Именно поэтому после Октябрьской революции крестьяне в большей степени сохраняли верность Православию. Именно поэтому нынешние крестьяне придерживаются атеизма и безверия в большей степени, чем жители городов.
Если в российском городе битком набитый храм на воскресной литургии – норма, то в сельском храме, даже если вокруг живут тысячи людей, редко встретишь такую же картину. И в откровенном разговоре почти с любым сельским священником можно услышать примерно то же, что говорил отец Андрей в своем предсмертном интервью.
Конечно же, бывают и исключения. Но эти светлые исключения не отменяют того факта, что служение сельского священника нередко связано со многими тяготами и опасностями. И что к этим опасностям нельзя относиться равнодушно.
Когда на нищету и алкоголизм накладывается безбожие, а также желание наживы, объектом агрессии нередко становится Церковь или ее служители. Думается, не в последнюю очередь виноваты в этом те светские журналисты, которые из года в год на страницах своих изданий культивируют образ «сказочно богатой Церкви», а также образ «корыстных попов, чьи карманы разбухли от купюр». Ряд убийств были явно совершены людьми под воздействием этого стереотипа.
В подавляющем большинстве случаев нападений на священнослужителей убийцами становились уголовники – люди с преступным прошлым.
Это особая тема. Церковь много времени и сил отдает социальному служению – в детских домах, больницах и, конечно же, в тюрьмах. Когда отсутствует эффективная государственная система реабилитации бывших заключенных, часто тем, кто вышел на свободу, просто некуда податься, кроме как в Церковь, если они не желают возвращаться в преступное сообщество или становиться бомжами.
Любому церковному человеку известно, сколь много бывших заключенных проживает при монастырях или церквах. Большинство из них искренне покаялись, встали на путь добра, самоотверженно работают над собой и стали настоящими христианами.
Но случается, увы, что греховные привычки берут свое. И это приводит к страшным трагедиям, когда священники страдают от тех, кому по-христиански оказывали благодеяния и поддержку.
Как тут быть, сказать сложно. Церковь открыта для всех, и она никогда не закроет своих врат для людей с криминальным прошлым, если те искренне желают покаяться.
Наверное, Церковь и не может изменить своего отношения к ним. Должно измениться общество, а вместе с обществом изменится и криминальное сообщество. Должны возродиться элементарные нравственные ценности, и тогда ограбление церкви станет позорным и в криминальной среде, а убийство священника – преступлением не только по Уголовному Кодексу.
Ведь когда сознательно убивают священника, то не просто на жизнь человека посягают, а посягают на Самого Христа в лице Его служителя!
Преступления против священников, как правило, успешно раскрываются, особенно в последние годы. Конечно, так происходит потому, что эти преступления привлекают общественное внимание.
Та волна возмущения, которую первыми подняли именно православные в интернете, добившись в итоге широкой огласки этого случая, без всякого сомнения, верный шаг. Результат не замедлил сказаться: к расследованию подключились столичные специалисты, его взяла на контроль Госдума, а это уже гарантия того, что, по крайней мере, в рядовой «висяк» это дело превращено не будет. Судя по реакции Тверской епархии, там к такому развитию событий не были готовы, и, быть может, изначально даже желали не выносить случившееся «на всеобщее обозрение». Вряд ли такой подход разумен. Если уж и случаются убийства пастырей, то их не замалчивать надо, а предавать широкой огласке, добиваясь справедливого и полноценного расследования с обязательным освещением его результатов.
Какой в этом смысл? Вполне конкретный.
Во-первых, автору данных строк доводилось слышать о том, что убийства священников, не преданные огласке через СМИ, имеют гораздо более низкий уровень «раскрываемости».
А во-вторых, чем чаще общество будет слышать о неотвратимости наказания за убийство священника, тем меньше будет покушений. Да, добросовестным расследованием и наказанием убийц не вернешь погибших, но это поможет спасти ныне живущих и служащих отцов.
***
В истории гибели семьи отца Андрея Николаева есть одно очень горькое обстоятельство: он не раз говорил о том, что жизни его семьи угрожает опасность. Он обращался к «всесильным» СМИ, прося о помощи.
Но помощи не получил.
В последние дни по православному интернету прокатилась настоящая буря гнева и против «нерасторопных» светских СМИ, и против «неправильных» версий следствия, и против всех русских крестьян. Многие, вспоминая обращение отца Андрея, спрашивали: куда смотрело священноначалие? Где были казаки? Где были православные патриоты, так любящие собираться на разные митинги?
Автор этих строк дерзнет указать на гораздо более достойных осуждения.
Отец Андрей посредством СМИ обращался к каждому из нас. И, наверное, каждый из тех, кто читает эти строки, читал и материал о его бедственном положении, знал и о его просьбе. Прочитал – и пошел читать дальше, следующие материалы.
А значит, в том, что никто не откликнулся на зов отца Андрея о помощи, виноват не «кто-то», а все мы вместе и каждый из нас.
И возникает вопрос: почему никому из тысяч православных, сидящих за компьютерами, не пришло в голову сделать для отца Андрея то, что сделал этот православный чеченец для отца Анатолия? Почему на Украине, едва становится известно об угрозе нападения на православный храм, собираются десятки и сотни людей, которые, жертвуя своим временем, обязанностями, а порой и здоровьем, самоотверженно дежурят круглые сутки, отстаивая святыни, а в России среди любителей осуждать священноначалие или охать по поводу «спившихся крестьян» не нашлось никого, кто бы поехал устроить такой пикет в Прямухине?
А ведь в данном-то случае не нужно было никаких героических поступков. К примеру, даже двадцати людей среднего достатка хватило бы, чтобы без особого ущерба для собственного бюджета в складчину нанять для отца Андрея телохранителя в какой-либо охранной конторе.
Но мы с вами не сделали даже этого.
Что помешало? Только равнодушие.
И кого теперь судить? И где на самом деле больше пали нравы – в деревне или в среде православных пользователей интернетом?
***
То, что к подобным просьбам священников, страдающих от угроз и насилия, стоит относиться гораздо серьезнее, надеюсь, теперь поняли все – и правоохранительные органы, и священноначалие, и, быть может, даже мы, «сетевые православные».
И, наверно, стоит затронуть еще одну тему.
У нас в Церкви до сих пор не существует эффективной системы материальной поддержки вдов и сирот священников. А таких много, и не только из тех, чьего мужа, сына или отца убили. Нередко, лишившись кормильца, они влачат существование за чертой бедности. Да, бывает, что родственники, друзья или духовные чада добровольно оказывают какую-то материальную помощь семье погибшего, где-то епархия помогает, где-то – нет, где-то – больше, где-то – меньше.
Но такой важный вопрос вряд ли стоит пускать на самотек. По крайней мере, до революции в нашей Церкви существовали особые фонды духовенства, из которых по определенным и единым принципам выплачивались пенсии вдовам и сиротам священников. Не хотелось бы, чтобы, обсуждая ту или иную трагедию, мы забывали о тех пострадавших, кому можем помочь.
***
В завершении хочется попросить помянуть в молитвах убиенных в недавнее время пастырей и служителей нашей Церкви:
архимандрита Германа
архимандрита Петра
игумена Ионы
игумена Лазаря
игумена Серафима
протоиерея Бориса
протоиерея Петра
протоиерея Михаила
протоиерея Александра
иеромонаха Василия
иеромонаха Григория
иеромонаха Нила
иеромонаха Александра
иеромонаха Александра
иеромонаха Симеона
иеромонаха Нестора
иеромонаха Исайи
иерея Андрея
иерея Анатолия
иерея Игоря
иерея Мануила
иерея Георгия
иерея Петра
инока Трофима
инока Ферапонта
Ксении
Давида
Анны
Анастасии
Слава Богу, за все. Дивен Бог во святых его. Дерзну так сказать про иерея Петра, ибо уверена - по молитвам его и других пока еще не канонизированных, но угодивших своею жизнью и исцеляет нас грешных Господь и не иссякает людской поток к новомученикам и исповедникам положившим души свои.
Черно-белая Фотография Петра привезенная в Москву, вскоре покраснела.
Царство небесное всем воинам Христовым! Молите Бога о нас!
Оптинские новомученики отец Василий, отец Ферапонт, отец Трофим вы у Престола Божия стоите, там ,нам, грешным никогда не быть - помолитесь о нас грещных. Вечная и светлая память всем убиенным монахам и священникам.
Игумен Виссарион (в миру иерей Василий) - восставливал храмы, служил в Пскове, где бандиты сожгли его дом и угрожали расправой, если останется там дальше. Вернулся в родное село, восстановил храм в нем и в соседнем селе. Взял на перевоспитание алкоголика, а тот ответил ему убийством- напившись, избил до смерти и заснул в доме убитого, где и был пойман. По неуточненным данным, суд решил отпустить убийцу и дать условное наказание.
Да,на все воля Господа,но то не значит,что эти убийства и вызовы в адрес Православного Христианства должны продолжаться!Россия - это оплот Православия!Сам Бог вручил нам нести свет миру,нести этот крест!а мы совсем забыли,что идти за Христом - это не просто носить крестик на шее,это не просто благочестивые традиции,не просто иконы дома,не просто молитвенное правило,это прежде всего ПОДВИГ!ЭТО ПОДВИГ! надо ложиться спать и просыпаться с этой мыслью!неужели не видно,как враг рода человеческого топчет нашу землью!кругом один разврат,одно пьянство,один смех!сами мы,носящие кресты,позорим нашу ВЕРУ, оскверняем ОБРАЗ БОЖИЙ!кто поверит, что мы - "свет миру",если мы нисколько не лучше этого мира!если каждый будет исповедывать ХРИСТА БОГОМ не только словом,но и делом,если каждый будет готов умереть за Христа,то и страна наша расцветет и станет снова сильной,как в прежние времена!так давайте,братья и сестры,укрепимся в духовной брани!да поможет нам Бог!
И еще 95% священников убиты, авторы убийц, которые с русскоязычными фамилиями...
Последние минуты земной жизни о.Даниила, отцов оптинских: Василия, Трофима, Ферапонта являются венцами их подвижнической жизни. К сожалению, не все мы (православные) достойны таких венцов из-за отсутствия ежедневного христианского подвига в мiру или в монастыре. Взглянув на жизнь новомучеников, поражает их горячая устремленность к Богу, любовь к людям, и, заповеданная Господом, любовь ко врагам. Да и как не любить врагов? Ведь, они являются, сами того не понимая, благодетелями. Чрез них (неведующих что творят, неведующих прекрасного света Христова) Господь дает верным своим ученикам возможность принять венцы мученические, награду за пройденный на земле путь, отдохновение от нелицемерного, самоотверженного труда. Радуюсь тому, что есть среди нас настоящие труженики Христовы. Мученическая кровь является семенем веры Православной, которая дает обильные плоды (об этом говорит вся история Церкви). Кровь новомучеников свидетельствует о торжестве нашей Православной веры, о том, что Россия жива! Дорогие отцы, братья и сестры! ободримся, укрепимся силою Христовою и победим в себе уныние и теплохладность. С нами Бог! С нами угодники Божии! Разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог!
Христос их всех благословил –
Окаймлять паству, нести Слово.
И посох пастыря вручил,
Что б защищать могли любого.
Они несли не легкий крест,
Служения в священном сане,
Оберегая нас от бед,
Храм веры, возводя на прочном камне.
Защитой был для них лишь Бог.
Он и теперь их Покровитель
Конечно, Он оставить мог,
Их жить в тиши мирских обитель.
Но Он избрал их для того,
Что б показать нам нашу грешность.
Что б мы увидели, в конец,
Трусливых душ своих дефектность.
Давайте же сплотимся все
Под флаг Христа, во Его славу,
Что б членов церкви защищать
И стать христианами по праву.
Как видно из кооментариев своей вины не осознает никто, ну случилось, чтоже поделаешь, мы здесь ни причем.
Это очень тревожные симптомы, говорящие о глубом равнодушии царящем в нашем обществе.
Гоподи, помилуй нас грешных.
По поводу оказания помощи вдове и чадам о. Даниила - http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=36&id=10690.
- игумен Авенир (http://www.pravmir.ru/article_2248.html в этой же статье упомянуты и другие убиенные священники)
- иерей Олег (Ступичкин)(http://orthodox.etel.ru/2007/01/09/9ubiistvo.htm)
Вечная им память.
Как же обжигает еретиков и супостатов обличительное Слово Божие. Не ведают они ЧТО творят.
А за убиенных будем крепко молиться и молитва наша, и наша память, и наши добрые дела, но главное - наша любовь - и есть противление злу. Они не могут так убивать, как мы умеем любить!
Вечная память новопредставленному священнику Даниилу!
Сбросили энную сумму на мобильный храма.
Я согласна, что нужно открыть спецсчет в РПЦ для материальной помощи вдовам и сиротам. Но так, чтобы все ТВЕРДО знали, что деньги дошли до тех, кому мы хотим помочь. Они ведь ни у кого не лишние.
Что остается? Одно - великое и неизбывное! Возопить: "Господи, помилуй!"
И сотворить плоды, достойные покаяния - и посты, и молитвы, и труды, и милостыни, и посещения больных и в темницах, и призрение сирот и вдовиц, и всё-всё, что давно всем известно и о чем неустанно напоминает нам наша Церковь, Глава которой Господь наш, Иисус Христос, чрез своих служителей...
Простите мне, братья и сестры, моё многословие, а еще я прошу ваших молитв за меня, непотребного р. Б. Анатолия...
Но нет в мире слепого случая, во всём Промысел Божий! Пути Господни неисповедимы, кто знает,возможно, чрез пролитую кровь, чрез боль в сердцах за это, произойдет русский катарсис, и мы прекратим оглядываться по сторонам в поисках виновных в наших бедах?
Я так понимаю, что, к сожалению, все происходящее ныне в нашей стране проистекает (как и вообще в истории) из предыдущих нравов и грехов. Дети пожинают посеянное родителями и сами служат исполнителями приговоров своим родителям. Поэтому то, что происходит - неизбежная плата народа за свои собственные ошибки.
Убиенному о. Даниилу теперь хорошо, он завершил свой земной путь мученической смертью и, надо полагать, получил от Господа венец.
думаю,что на тех,кто не ответит насилием,легче напасть!
светлая память всем убиенным священослужителям! слава их стойкости и вере!
Светлана.
Страшные времена наступают.
Как жестоки стали люди.
Если идут на убийство священнослужителей.
И сразу на этом многие СМИ пытаются сделать себе рейтинг.
Популисты типа господина Фролова пытаются набрать баллы.
Мы приходим в Храм, молимся на службе находим в этом для себя утешение. Однако, христианская община должна быть единой не только в радости, но и в скорби. Ведь посреди нас Христос! Мы должны и молиться, и быть соработниками в жизни Церкви. Сколько боли и бед вокруг нас, сколько мы слышим печальных историй о тех людях, которые пострадали от различного рода сект и экстремистских организаций. Не пора ли нам звонить во все колокола? Идти во все инстанции и требовать, чтобы запретили и изгнали этих матерых кровососов, нападающих на нашу веру отеческую... Не пора ли пересмотреть статью в Конституции о тех религиозных организациях, которые опасны для людей живущих в нашей стране и могут привести к смерти души и тела человека. Но если мы уразумеем , соберемся, стряхнем от себя эту нечисть, тогда и мы и священство, и наша страна от корней православная вздохнет с облегчением.
Молитвами новомучеников помилуй нас Господи.
Мы,видимо, не достойны таких священников, которые могли бы повести народ за собой, а так этого не хватает!
Душа негодует, а толку грамотно возмутиться нет- за столько лет отучили. И так, наверное, по всей стране.
Алкоголизм следует рассматривать как причину безработицы и падения нравов, сначала мы напьемся водки, станем алкоголиками,потеряем работу, потеряем облик человеческий и будем планировать ограбление и убийство священников.Не отсутствие работы делает человека зверем.
протоиерея Александра, иеромонаха Василия,
иеромонаха Григория, иеромонаха Нила,
иеромонаха Александра, иеромонаха Александра,
иеромонаха Симеона, иеромонаха Нестора, иеромонаха Исайи,
иерея Андрея, иерея Анатолия, иерея Игоря, иерея Мануила,
иерея Георгия, иерея Петра, инока Трофима, инока Ферапонта,
Ксении, Давида, Анны, Анастасии. И прости им грехи их вольные и невольные и даруй им царство Твоё небесное.
Возможно, за последние несколько лет в нашей Екатеринбургской и Верхотурской епархии от рук убийц погибло и больше священников, но мне известны только эти два случая.
Об отце Олеге можно найти информацию в Интернете:
Иерей Олег Ступичкин, настоятель восстанавливаемого храма святых Апостолов Петра и Павла в поселке Нейво-Шайтанский Алапаевского района Свердловской области, был убит в канун Рождества вечером 6 января 2007 года. Ранее судимые жители поселка Нейво-Шайтанский Роман Сухачев, 1973 года рождения, и Сергей Давлятчин, 1974 года рождения, подошли по окончании всенощного бдения к отцу Олегу и попросили уделить им время для беседы. Оставшись в храме наедине со священником, они убили отца Олега, ударив его по голове обрезком металлической трубы. Затем убийцы украли из церкви более 20 икон и попытались инсценировать пожар, чтобы скрыть скрыть следы преступления. Обоих подозреваемых задержали той же ночью. Им предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство) и ч. 4 ст. 162 УК РФ (разбой). Отцу Олегу в 2006 году исполнилось сорок. У него остались вдова и четверо детей.
Жаль мне русский народ, народ хороший. Считаю, что народ в целом зомбирован. Чем? Всем, что не есть истина, сила и спасение. Это наркота, пьянство, разврат, любовь к деньгам...При такой зомбированости мало кто пойдёт на пикет, а надо! И самое обидное, что большинство власть имущих не заботит духовное здоровье народа. Трепятся только о газе, нефти, постройках...Плюют на Россию все кому не лень. Народ тоже виноват, лень в субботу выйти на улицу на пикет, и сказать, что нам надоело насилие, разврат, пьянство...Позор
Для меня о.Даниил навсегда останется образцом для подражания, образом верности Христу и чистоте Православного Предания, останется авторитетом в моем, если даст то Бог, будущем пастырском служении.
Ему было всего лишь 35 лет. Вдовой осталась его матушка, сиротами остались три прекрасных девочки. Вдовстующим остался его миссионерский приход, катихизаторская и воскресная школы, и духовные его чада, верные овцы стада Христова, его бесконечно любившие прихожане... Но Церковь Христова приобрела нового священномученика, верного своим христианским взглядам до конца.
Священник Даниил Сысоев, настоятель храма апостола Фомы на Кантемировской, возглавлявший Миссионерский Центр пророка Даниила, был настоящим пастырем Христова стада, будучи готовым выйти на смерть за своих овец, как говорится в Евангелии: "Пастырь добрый душу свою полагает за овец". Это показал на деле убиенный о.Даниил. Ему сыпались угрозы от ненавистников Христа, чтобы он замолчал, но он не перестал обличать человеческие заблуждения. У него узнали, находится ли он в храме. Он сам вышел на вопрос: "Кто здесь Сысоев?"
Подскажите куда можно направлять пожертвование вдовам?