Начальная история
В 1710 году Петр I подарил мызу вместе с окружающими ее землями своей жене Екатерине Алексеевне. Для императрицы выстроили сначала деревянный двухэтажный дворец, в котором помещалась «походная, или крестовая», церковь, а в 1717 году начали строить каменный дворец. Еще раньше, в 1714 году, рядом с дворцом, «по северную сторону так называемых Больших берез, в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской церкви», как пишет М.И. Пыляев, для населения мызы была выстроена первая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тот же Пыляев отмечает, что «…при Петре I водворено было в окрестностях села до 200 семейств русских крестьян, преимущественно разных мастеровых и ямщиков; но население собственно села состояло только из церковного причта, караульных солдат и придворных служителей».
С 1725 года село стало носить название Царское, хотя можно встретить документы, в которых его именуют также Благовещенским. Это второе название связано с постройкой нового храма.
Население села постепенно росло, и уже в 1717 году было дано высочайшее распоряжение перестроить тесную Успенскую церковь. В 1724 году была возведена новая церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была деревянная на каменном фундаменте. В ее торжественном освящении 6 августа того же года участвовали два архимандрита и несколько священников, пели придворные певчие, торжество сопровождалось пушечной пальбой. Благовещенская церковь простояла недолго, она сгорела от удара молнии 24 июня 1728 года.
Знаменская церковь
Екатерина I завещала Царское Село своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета Петровна любила эту резиденцию. «В молодые свои годы, – пишет Пыляев, – цесаревна… ежедневно слушала заутреню, обедню и вечерню в церкви, дома занималась чтением духовных книг, иногда выезжала в поле забавляться соколиною охотой». Любовь ее к Царскому была огромной. Едва взойдя на престол, она поручла архитектору Михаилу Земцову составить проект увеличения и перестройки старого Екатерининского дворца. Для постройки новой церкви на месте старой, сгоревшей еще в бытность Елизаветы цесаревной, был приглашен архитектор И.Я. Бланк. Строительство храма велось с 1734 по 1747 год.
До наших дней церковь сохранила черты раннего, «петровского», барокко. Западный ее фасад украшен небольшим четырехколонным портиком с балконом. Невысокий купол и ажурная колокольня со шпилем придают церкви легкость и изящество.
Освящение храма проходило очень торжественно. Из Петербурга крестным ходом, в котором участвовали Святейший Синод, весь двор и сама императрица, была доставлена древняя родовая икона дома Романовых. Императрица всю дорогу шла пешком и даже помогала нести ее.
Чудотворная икона Божией матери «Знамение» Царскосельская
Указ о восшествии на престол Елизаветы Петровны был обнародован 27 ноября 1741 года – в день празднования иконы «Знамение».
Елизавета Петровна имела особое благоговение к святыне и, желая выразить ей свое почтение, закончив постройку церкви в Царском Селе, велела именовать ее Знаменской.
Икона была поставлена в иконостасе поверх изображения Тайной вечери, над царскими вратами. Елизавета украсила ее золотой ризой и каменьями, велела приписать на полях иконы святых праведных Захарию и Елисавету, святого Алексия, человека Божия, и апостола Петра. Позже, в 1859 году, на полях дописали лики святителя Николая и мученицы Александры – в память Николая I и Александры Федоровны.
В 1745 году в церковь был доставлен иконостас из Троицкого собора Петроградской стороны.
С годами скромная мыза превратилась в блестящую загородную резиденцию русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы. Драгоценным украшением этого места была Знаменская церковь. И императрица Елизавета Петровна, и супруга ее племянника, будущая императрица Екатерина II, часто молились в ней и много жертвовали на нее.
Почти весь 1761 год, последний год своего царствования, Елизавета Петровна провела в Царском Селе. Каждый день пешком она ходила из дворца в приходскую Знаменскую церковь. 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время службы она почувствовала себя дурно, вышла на улицу и упала без чувств на траву. Ее привели в сознание и отнесли во дворец. У императрицы отнялся язык, несколько дней она не могла говорить. В декабре Елизавета Петровна скончалась.
Правнук ее, император Александр I, отдал ближайший к церкви флигель дворца новому высшему учебному заведению ─ Царскосельскому лицею, в котором должны были воспитываться отпрыски лучших русских дворянских фамилий. В лицей было зачислено 30 учеников, его открытие состоялось в 1811 году.
Известно, что лицеисты ходили по праздникам и в воскресные дни в Знаменскую церковь (по будням они посещали дворцовую Воскресенскую церковь).
Некоторые пушкинисты считают, что именно о Царскосельской иконе «Знамение» говорится в стихотворении А.С. Пушкина 1830 года «В начале жизни школу помню я…» – самом глубоком из всех его поэтических воспоминаний о лицее.
Настоятель придворной церкви в Царском Селе магистр Иоанн Цвиев так писал об иконе в 1865 году: «Многие утверждают, и мы сами замечали, что лицо Богородицы в одно время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг “темнеет” и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли в том же месте». Изображению свойственны «ангельская доброта во взорах и вместе как бы строгость, простота форм и в то же время красота их и изящество».
Икона «Знамение» находилась над царскими вратами до 1831 года. Только однажды она была снята и вынесена из церкви – именно 12 мая 1820 года. В тот день в Царскосельском дворце вспыхнул пожар, угрожавший соседним зданиям и церкви. Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император Александр I воскликнул вслух:
— Матерь Божия, спаси мой дом!
Мгновенно ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменилcя, и пожар быстро угас.
В 1831 году почти по всей России свирепствовала холера, не обошедшая стороной и Петербург. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и отслужили перед ней торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами. Холера миновала Царское Село. В память этого благодеяния Богоматери жители испросили высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви – ее поместили в правом пределе. Был учрежден и ежегодный крестный ход – 5 июля.
В 1848 году еще одна эпидемия холеры прокатилась по России, но Царское Село вновь избежало этого бедствия. В благодарность в 1849 году икону покрыли драгоценной шитой ризой с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составили драгоценный венец. Ризу вышила благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, которой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как ей делать. Случалось, что у Давыдовой не доставало подходящих каменьев, и тогда неожиданно появлялись жертвователи с нужными драгоценностями. Самым крупным камнем на окладе был большой сердцеобразный топаз, на ребрах которого вырезаны даты 1831 и 1848 – годы чудесного избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы, на сердцевидной золотой дощечке, выгравировали слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».
Драгоценная риза была утрачена при национализации церковных ценностей в первые годы после революции.
Нельзя обойти молчанием и другое событие, в котором проявилась спасительная сила святой иконы и отразилась глубокая вера царствующего рода в чудотворность сей святыни. 16 июня 1863 года в 2 часа пополудни в Царскосельском дворце начался сильный пожар, который прежде всех заметил император Александр II. Несмотря на все принятые меры, пламя быстро распространялось, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей. Спалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь Александр II и императрица Мария Александровна пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, икону обнесли вокруг горевшего дворца, и пожар почти мгновенно прекратился.
Царский архитектор
Род Данини происходит из Мантуи, что в Северной Италии. Сильвио, сын великого певца и виртуоза, поэта и литератора Амброджо Данини, родился в Харькове в 1867 году. В 1892 году он закончил Академию художеств со званием «классный художник 1-й степени». Вскоре его пригласили помощником к известному архитектору Александру Красовскому, которому было поручено перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая II. Этот первый заказ и успешное его выполнение открыли Данини путь к блестящей карьере. Он поступил в личное распоряжение императора Николая II. Ему и поручили перестроить Знаменскую церковь, находящуюся неподалеку от Екатерининского дворца.
В Царском Селе Данини построил еще немало: дворцы, школы, особняки, церкви, электростанции, больницы, приюты… Для его построек характерно соединение неоромантизма и модерна с мотивами средневековой архитектуры.
Умер Сильвио Данини в Ленинграде 11 января 1942 года, во время блокады. Его потомки служат сейчас в одном из храмов Санкт-Петербурга.
Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь оставалась единственной действующей в г. Пушкине, даже во время оккупации в ней происходили богослужения. Перед отступлением фашисты похитили из храма большую часть икон и церковной утвари, но церковь, к счастью, в целом не пострадала, внутри даже сохранился иконостас, правда, без икон.
В августе 1942 года церковь перестала быть действующей. Опустевшая, разграбленная, использовалась она то как склад, то как реставрационные мастерские.
Фашисты вывезли Знаменскую икону вместе с другими музейными ценностями Екатерининского дворца. Но чудотворный образ вернулся в Россию и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ. В Знаменском храме г. Пушкина сейчас находится список с чудотворной иконы.
В 1960–1962 годах церковь была отреставрирована. При восстановлении использовались архивные материалы, планы и сохранившиеся чертежи архитектора В.И. Неелова. Был воссоздан первоначальный архитектурный облик храма, удалены все позднейшие пристройки, шпилю колокольни и куполу приданы прежние очертания. Вплоть до 1990-х годов в церкви размещалась контора мастерской объединения «Реставратор», находившаяся в ведении Екатерининского дворца-музея.
В 1991 году здание храма было возвращено верующим, и 10 декабря 1991 года, в день иконы Божией Матери «Знамение», церковь была открыта для богослужений. Церковь приписана к Софийскому собору г. Пушкина.
Инженерное обследование 1992 года показало, что здание находится в аварийном состоянии. В стенах были страшные трещины шириной до 20 см. Церковь стояла буквально на земле, и надо было укреплять фундамент, спасая здание от губительной сырости. Пострадала внутренняя отделка, был поврежден купол, утрачены печи, паркетные полы, иконостас.
Сегодня восстановление старинной царскосельской церкви завершено. Реставрация проводилась на государственные средства. Здание находится на балансе КГИОП, который следил за точным восстановлением всех деталей убранства и декора. Были отремонтированы кровля, снова позолочен шпиль и флюгер на шпиле. К 300-летнему юбилею Петербурга был воссоздан фарфоровый иконостас. Сейчас в храме множество новых икон. С недавних пор здесь очень почитается икона царственных мучеников. В 2003 году обновленный храм вновь засиял, как во времена Пушкина и Карамзина, и сегодня колокольный звон Знаменской церкви ежечасно возвещает о возрожденной царскосельской святыне.