Синдром почтальона Печкина, или Размышления о том, почему у нас некультурная молодёжь

Ходили недавно с попадьёй в кино. Фильм был неплохим, но настроение изрядно подпортила навязчивая реклама, нахально предваряющая показ ленты, на которую, собственно, и были куплены билеты. Пока минут 10–15 мы вынуждены были смотреть рекламные трейлеры других фильмов (непонятно почему так беспардонно вклиненные в оплаченный просмотр совсем другой картины), я сидел и размышлял о том, что меня раздражает больше: развратное и глупое содержание или примитивнейшая форма этих рекламируемых картин?

    

Решил, что форма. Бесспорно, плохо то, что фильмы в основном про убийства, ограбления, измены и т.д., но ещё больше раздражает и озадачивает та аляповатость, с которой всё это теперь передаётся. Сюжет можно предсказать заранее, после самых первых просмотренных кадров, а главные герои — явно не живые люди, но функции, механически взаимодействующие друг с другом по заранее заданному алгоритму. Основные качества подобных фильмов исчерпываются, как правило, спецэффектами, благодаря которым постоянно нарушаются все возможные законы физики, логики и просто здравого смысла, причём делается это, опять же, неимоверно аляповато и бессмысленно.

Впрочем, самое удивительное — это то, что по прошествии некоторого времени я прочитал в ленте новостей, как один из фильмов, запомнившийся мне из рекламы своей глупостью и банальностью, бьёт рекорды кассовых сборов…

Ну почему, спрашивается, так печально обстоят дела у нас в России: у молодёжи, наполняющей залы кинотеатров при показе очередного «блокбастера», — полное отсутствие вкуса во всём? Один мой знакомый, часто бывающий за границей, как-то мне посетовал в этой связи, что русские женщины и девушки, в отличие от европейских, до сих пор иногда одеваются и красятся не столько неприлично или развратно, сколько пошло и банально-примитивно, эдакие Эллочки Людоедки в стране Чехова, Чайковского и Тарковского…

Есть искушение сказать про безвкусицу и некультурность современной молодёжи, что-то вроде «народ сей невежда в законе, проклят он…», но пару раз мне довелось взглянуть на проблему несколько под другим углом. Дважды я становился невольным свидетелем того, как тонко и нежно могут прочувствовать современные подростки, юноши и девушки, прикосновение к настоящему, классическому искусству, с которым они, по моему выводу, абсолютно незнакомы.

Однажды, ещё диаконом, я присутствовал на семинарской свадьбе. Женился мой приятель, который, как это водится, пригласил своих однокурсников семинаристов и позвал нескольких старых друзей, с которыми раньше учился в обычной средней школе. «Обычные парни» сидели как раз напротив меня, и им явно всё вокруг было чудаковато: вокруг столько «церковников», барышень с чистыми лицами, раскованных бурсаков, получивших по случаю свадьбы приятеля вожделенную увольнительную из семинарии, и несколько священников.

Видели бы вы восхищённые лица этих школьных приятелей жениха, когда после первого тоста семинарская братия грянула молодым «многая лета» на четыре голоса. Впервые услышав вживую пение мужского хора, они, дотоле сидевшие с независимыми и несколько угрюмыми от скуки лицами, не могли сдержать своего восторга от слушания этих незамысловатых на самом-то деле аккордов. Ну, а когда импровизированный хор перешёл к более сложным для исполнения народным песням, один из «крутых» (судя по «прикиду») парней, будучи совершенно трезв, неожиданно разрыдался…

Другой случай произошёл совсем недавно. В рамках празднования дня славянской письменности и культуры меня пригласили выступить перед учениками старших классов одной из самых слабых школ нашего города. После моего рассказа о красоте русского языка и вреде сквернословия состоялся импровизированный концерт, на котором приглашённый вокалист исполнил замечательным басом какую-то грустную старинную русскую народную песню. Слушая её, юные хулиганы, безнадёжные двоечники и двоечницы с раскрашенными как в китайском цирке лицами сидели и хлюпали носами, стыдливо закрывая ладонями влажные от слёз глаза…

Так что молодёжь у нас не плохая или некультурная — она чаще всего заброшенная. Эти ребята и девчата с серьгами в носах, волосами, окрашенными в космические цвета — они ни разу не были в Большом, не слышали вживую пение хора Сретенского монастыря и не смотрели «Собачье сердце» или «Семнадцать мгновений весны». Им просто не привили нормального вкуса, и они как те дети, выросшие на фастфуде, которых шокирует вид домашних блинов или морковного салата.

Так что с молодёжью всё во многом оптимистично — у неё синдром почтальона Печкина, который однажды признался, что был вредным и злым только лишь потому, что у него раньше велосипеда не было. Так и современные молодые люди на самом деле имеют шанс потянуться к прекрасному, перестав следовать примитивной моде из «ящика», или как минимум более критично оценивая её. Были бы только рядом те, кто подарит «велосипед» — частые и впечатляющие, эмоционально богатые встречи с родной культурой, которых недодали родители.

Это, как священника, меня очень обнадёживает. Ведь если с культурой всё далеко не безнадежно, то и с более тонкой субстанцией — духовностью — аналогично. Молодёжь не отходила от Христа, она просто никогда Его не знала. И я верю и даже знаю, что, однажды увидев Его в глазах другого человека, многие молодые люди еще поймут, какое это большое счастье и радость — быть с Ним, органично оставаясь при этом творческим человеком, современным и модным в самом лучшем смысле этого слова.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Самобытность и эпигонство Самобытность и эпигонство
Священник Димитрий Шишкин
Когда видишь по «ящику» тетеху лет 30, только что взявшую автограф у свихнувшейся поп-дивы, в помрачении именующей себя Мадонной… когда видишь в ее трясущихся руках CD-диск с заветным росчерком и слышишь произнесенное дрожащим голосом: «Вы знаете, мне кажется, что это самый счастливый день в моей жизни!»… то не оторопь даже берет, а ужас.
Оно Оно
Андрей Яхнин
Оно уже давно пришло в нашу жизнь. Агрессивно вторгаясь не только в повседневный быт, но и в сознание, оно принимает разные формы и обличья, оставаясь неизменным по сути. От него не спрятаться нам самим и не укрыть наших детей. Оно представляет собой не только плотный поток образов и смыслов, существующих как в реальном, так и виртуальном медиапространстве, но и объемлет все стороны нашего существования: и быт, и культурное пространство, и даже политику.
Отраженная действительность Отраженная действительность
Прот. Андрей Ткачев
Отраженная действительность Отраженная действительность
Протоиерей Андрей Ткачев
Откуда это бандитско-ментовское экранное наводнение и дешевые любовные треугольники, помещенные в богатые интерьеры? Что, больше ничего не происходит?
Комментарии
Дмитрий15 июля 2014, 08:01
Полностью согласен с вашим мнением.Я вырос на боевиках и блокбастерах, а сейчас чувствую, что чего-то не хватает, поэтому стараюсь смотреть русские и советские фильмы,фильмы со смыслом.
Татьяна Позднышева22 июня 2014, 20:25
Спаси Господи,о.Димитрий!Мудрая и правильная статья.Рада,что теперь являюсь Вашей студенткой.
Иван Х.24 февраля 2014, 22:41
Рассматривая проблему, прихожу к выходу, что несчастье бескультурья не удел молодых. Это общая беда всего народа.
Молодёжь любит кровищу и разврат, а старшее поколение - бесконечные сериалы с героями-ворами, взяточниками, прелюбодеями, спивающимися милиционерами, зато исключительно честными и порядочными людьми, попавшими в трудные обстоятельства жизни.
Подростки сходят с ума от Джастина Бибера, старшее поколение обожествляет Стаса Михайлова.
Молодёжи - Дом2, старшему поколению - богоборческие проделки Аллы Борисовны и Филиппа Бедросовича.
Молодые дёргаются в конвульсиях (к современному танцу это не имеет никакого отношения) под супер-бас дабстэпа, старшее поколение в пьяном угаре дёргается под Сердючку (травести Данилко).
Давайте быть честными! Начнём диалог поколений с осознания своих немощей. Нельзя привить чувство прекрасного, если не имеешь его сам.
З. Ы.
Среди молодых людей поборников классической культуры ничуть не меньше, чем среди старшего поколения (я сейчас говорю не о тех, кто смотрел "Лебединое озеро", узнаёт на слух "Лунную сонату" и "К Элизе", посмотрел "Войну и мир", а людей, реально разбирающихся в классической культуре).
илия24 февраля 2014, 09:37
"Кыно-о! Дэ-тэ-ктива - это "БАФ!" "БАФ!" Молодёжь, да и не только (а куда с этой подводной лодки денешься!), со всех страниц газет и журналов, теле-, кино- и интернет-экранов завалена "перлами" (или "пёрлами")("перлына" - жемчужина) медиакультуры: "вы можете, как известная балерина" без трусов лазить по деревне и фотографироваться, "как ведущий актёр кино и театра" бухать и синячить до потери пульса, "как народный депутат" раскидываться в кабаке деньгами (тоже народными). "Ысчё" один голливудский супер-герой (и не меньше)крошит из 50-зарядного револьвера всех подряд, катается только на "дьяболо", живёт в фешенебельных отелях, а деньги на него падают сверху мешками. Что же удивляться, что изобилие медиа - "цимуса" превращает мозги людей в сплошной "гумус". Нельзя отчаиваться найти общий язык с "молодёжью", не смотря на то, что разговаривают они на языке голливудских параноиков и оперируют "порносайтовскими" идеалами-понятиями. Ведь какой "массовой" обработке они подвергаются, но душа всё-равно требует увидеть в тебе человека.
Юрий22 февраля 2014, 14:04
Современным молодым людям важно быть модными, так воспитаны. Наши деятели искусств подражают модному западу, чтобы иметь коммерческий успех, о духовном мало кто заботится, к сожалению. Никто не хочет быть белой вороной! Воспитание детей в неших руках!
Татьяна22 февраля 2014, 13:39
Правда! 20 летние на нас 40 летних смотрят как на инопланетян. но нас то воспитывали! У молодежи огромный вакуум, а потребность духовная, культурная такая же большая..
Слава Богу! сейчас есть современные средства просвещения - интернете размещена совершенно потрясающая культурная сокровищница, отличная от массовой культуры телевизора и прессы - он лайн фильмы, музыка. Я по-немногу направляла своим молодым коллегам ссылки, советовала, мои знакомые тоже. Сын мой Тарковского смотрел подряд в течение месяца..Культурный шок, катарсис..Короче просвещать их надо.
Алексей.22 февраля 2014, 12:16
Светлана Белозерова, Вы пишите: "Зато нас очень хорошо научили пить, курить, сквернословить еще с ранних лет."
Хочется даже спросить, кто же всему Вас этому научил? Неужели родители? Или учителя учат вас в школе пить, курить, ругаться матом? И что плохого в кедах и рок-музыке?
Мне вот за 50 уже. Курить пробовал в армии - сразу скажу, что не понравилось. Абсолютным трезвенником не являюсь, но и пьяницей никто не назовет. Рок - да, люблю "Pink Floyd", "Deep Purple", Эрика Клэптона, да много можно перечислять. О кедах - хорошая обувь для пеших походов. Для пробежек. Не знаю, что Вы плохого нашли в кедах.
Нашли себя в православии - ну и хорошо. Это правда, лучше чем пить и курить.
Еще совет - займитесь русским языком. Ошибок у Вас много.
С уважением, Алексей, агностик.
Эвели21 февраля 2014, 22:50
Какая хорошая статья, как правильно все подмечено...
Иван Х.21 февраля 2014, 22:40
Хочу сказать в защиту молодого поколения.
Если называть его потерянным, то справедливо поставить вопрос: кто его потерял? Те, кто его не воспитал.
Это проблема не наших дней, но всей истории. Ещё древнегреческие философы сокрушались об упадке морали молодёжи.
Я не согласен с таким подходом. Разве хулиганов не было в прежние времена? Ещё как были. И грешников ныне ничуть не больше. Сейчас растлевают блудом, в советское время прямо заставляли хулить Бога и Его Святую Церковь, в царские времена были свои духовные недуги, приведшие к гибели целое государство.
Согласен, что современное массовое искусство (особенно отечественный кинематограф) представляет из себя жалкое зрелище.
Но есть и гениальные работы. Также и в живописи, фотографии, музыке. Литература, особенно проза, увы, умирает.
Однако моё мнение: простота часто ничуть не хуже изысканности.
В дни земной жизни Спасителя Его окружение было в целом моложе Его противников. Были среди них самые разные люди, в том числе налоговики, блудницы, рыбаки - по большей части люди неграмотные. Напротив, причастные к классической культуре того времени, образованные люди были склонны отвергать христианство.
Духовные законы вечны. Пытаясь глядеть на другого человека свысока, сначала нужно определить, что высоко в очах Божиих?
Ксения21 февраля 2014, 21:19
Дорогой Иван!
Люди чаще всего ходят в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм. [И в кинотеатре могут показывать хорошие фильмы: "Поп", "Остров", например...] Вот и автор статьи вместе с женой пришли в кинотеатр смотреть фильм: может они не имеют дома фильмов или устройства для их просмотра, да и на большом экране смотреть что-то гораздо удобнее... Много всяких причин может быть...
Вроде никто еще не лишал их права посещать кинотеатр...
Ответ засчитывается?:)
Вячеслав21 февраля 2014, 19:03
Им же бог, чрево и слава в студе их. земная мудрствуют а не Небесная. Ищут своих си, а не то что Богу угодно. Наше же житие на Небесех есть где Христос которому подобает всякая слава со Отцем и Святым Духом!!! Аминь!
Иван21 февраля 2014, 15:59
Людмила, Александр.
Вы здесь вообще только обо мне высказались, - а о статье ни слова не сказали.
Задал вопрос по статье, да, по вашему мнению "лишенный смысла" и "забавный". Но - по статье. Просто спросил, т.к. непонятно мне. И что в ответ? - сразу обвинение в том, что такой сякой. Вот это то как раз и "забавно", а может и... не "забавно", не знаю уж даже.
Димитрий21 февраля 2014, 08:03
В точку! Спасибо автору.
Людмила21 февраля 2014, 05:48
Ивану
Иван, и это все, что заинтересовало Вас в статье? Забавно...
Света Белозерова21 февраля 2014, 03:35
делать то, что делала раньше. Поэтому путь один- Бог.
Пожалуйста, научите нас, потеряную молодежь! Вытащите нас из дебрей мира. Иначе совсем пропадем. Главного нам не хватает-любви...
Света Белозерова21 февраля 2014, 03:35
молодежный клуб "Успенцы", руководителем которого является о. Андрей. И я начала туда ходить. Через пару недель у меня было очень сильное желание пойти на службу...и на следующий день я это желание воплотила в жизнь. На удивление мне было совсем не страшно, хоть на службе было всего 3 человека. А какое счастье было на душе! Как второе крещение.
Сейчас меня просто вся эта жизнь поглащает с головой. Как же радонстно хрдить на службы, читать Евангелие, ходить в интернаты, помогать на приходе(у нас в храме теперь тоже есть молодежка). Я и родителей в церковь привела. Слава Богу, обвенчались недавно.
Правильно говориться в пословице: "С кем поведешься, от того и наберешься". После прихода в храм многое во мне изменилось. Я просто не могу себе позволит
Света Белозерова21 февраля 2014, 03:33
трудным подростком, так называемая "неформальная" молодежь. Кеды, рок, сигареты, алкоголь...все это было в моей жизни. Слава Богу, что это все продолжалось не долго.
Все начилось с малого. Сначала я просто вечером читала молитву в молитвослове, сохранившимся после крещения, из-за того, что я сильно боюсь темноты. Меня это чуть-чуть успакаевало. Этот период длился около 3 лет. А в храм я не ходила по своей гордости, скрываемой в отмазках "а зачем мне это, я и дома могу молиться" и т.д.
Моя подружка раньше ходила на молодежку в протистанскую церковь. Мне тоже захотелось туда пойти, но папа меня остановил.(и правельно сделал). Тогда я нашла в интернет нашу хабаровскую организацию православной молодежи. Мне на глаза попался
Света Белозерова21 февраля 2014, 03:29
меня просто подняли на смех.
Сейчас уже жениться и замуж выходить никто не хочет, что уж там про детей говорить. В 18 лет уже считается нормальным вести половую жизнь. Никто не хочет заводить семью. А почему? Потому что ответственности боятся. В семье нужно трудиться, уметь уступать... анас этому никто не научил.
Зато нас очень хорошо научили пить, курить, сквернословить еще с ранних лет. Не уважать ни родителей, ни учителей.
Но для себя я поняла, что единственное спасения для нас-это Церковь во главе с Богом.
6 марта я буду отмечать 4 месяца в православии. Вообще меня крестили давно, еще в 2009 году, может быть с этого момента жизнь моя начала менять. Раньше этого было не заметно, а сейчас это видно прекрасно. До крещения я была
Света Белозерова21 февраля 2014, 03:26
Да, сегодня в нашем мире молодому человеку сложно, подчас невозможно, справиться со всем потоком информации, которая давит и проникает в наше сознание со всех сотрон. Если раньше в СССР наше общество имело хоть какие-то духовные и моральные ценности, то что сейчас?
"Бери от жизни все". Вот что нам твердят на каждом углу. "Богатый человек-успешный человек". На первом месте у людей становиться свое "Я". Главная цель жизни-заработать как можно больше денег. А как же семья?
Сама я учусь в 11 классе, и недавно мы писали психологический тест. Один из вопросов был такой: "Какое количество дете вы хотели бы иметь?". Я даже не удивилась когда когда мне на этот вопрос отвечали, что 1, в лучшем случае 2. А когда я сказала, что хотела бы иметь 5 детей,
Юлия Буланова21 февраля 2014, 00:36
Лаконичная, жизнеутверждающая, обнадёживающая статья.
Сергей21 февраля 2014, 00:31
Спасибо Вам за эту статью! Дай Бог Вам сил в пастырском служении!
Anastasia Panarina20 февраля 2014, 23:58
Великолепная статья! Я, как студентка, могу признать, что все вышеперечисленное совпадает с действительностью. Очень мало семей сейчас воспитывают своих детей,прививает им вкус, любовь к чтению, культуре. В большинстве случаев они растут, как грибы. "Не беспокоит и хорошо". Ведь воспитание-это огромный труд, сколько надо затратить сил на своего ребенка, сколько времени. Кто-то и сам находит верный путь, но на это же тоже уходит время, как правило этот путь тернист.
Иван20 февраля 2014, 22:46
Александр
Могут сходить. Только... - зачем? Вам вопрос понятен? Объясните тогда. А не задавайте встречный вопрос.
Максим Юрьевич20 февраля 2014, 22:22
Спасибо вам Батюшка за посеянную надежду в душе. Вы правы - не все так и плохо у нас в народе и у молодежи в частности. Душа то она Бога чувствует. Лишь только огалтелое навязывание масс культуры трудно пробить. Оно кругом, куда не глянь. Ох как трудно нам родителям с этим.
Александр20 февраля 2014, 22:22
Иван,
а священник и его жена не могут сходить в кино?
ваш комментарий как раз и вызывает вопрос: зачем? зачем задавать лишенные смысла вопросы?
Иван20 февраля 2014, 20:27
"Ходили недавно с попадьёй в кино."
Зачем?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×