Что такое «Ревизор», стиснутый до одного слова? Это – «перепутали». Или – «обознались». Эка невидаль: перепутал человек анальгин с аспирином. Или хлопнул по плечу на улице не того человека: обознался. Но если речь идет о «людях вообще», то перепутать и обознаться уже не так безобидно. В конечном пределе это тема Антихриста, который придет, воцарится, сядет на шею, не разуваясь, не по причине злых заговоров и политического сетевого маркетинга, а по причине того, что мы «обознались».
У Вампилова в «Провинциальных анекдотах» на людей магически действует слово «метранпаж». И они начинают суетиться, словно в присутствии коронованной особы, и смутная память о том, что есть еще где-то виконты, инфанты, фрейлины, заставляет их напряженно и спешно облагораживаться. Конечно, получается смешно, по типу: «Вельми понеже. Зело на самолет опаздываем». Конечно, облагораживание обращается холуйством, и это тоже хлестаковщина. Это мелкий позор неграмотности, а метранпаж – всего лишь одна из типографских должностей. Но это характерная ошибка, и смех от этого анекдота – гоголевский, сквозь слезы. Потому что нечто общее и трагичное сквозит в единичном случае. Потому что признать конюха королем можно только тогда, когда настоящего короля принимаешь за конюха.
Вот еще не узнали в сказке козлята волка, потому что волку голос кузнец перековал, и зубастый враг стал «по-маминому» блеять. Не узнал Исаак Иакова, потому что ослеп под старость. А еще потому, что Ревекка ему вкусного наготовила, якобы от Исава; и потому, что младшенького и любимого обложила по рукам козьими шкурами. «Голос? Голос Иакова, а руки – руки Исавовы». Овечий голос и козлиная шерсть. Прямо Страшный суд какой-то, на котором впору запутаться. Благо, Христос будет судить не по слуху и не по наложенной шерсти, а по истине. Он не ошибется, но мы-то, мы ведь ошибаемся.
Не только ведь Хлестакову из страха статус завышают грешники, не только Антихриста за благодетеля принимают и поспешно коронуют. Христа тоже не узнают. Лука и Клеопа шли с Ним рядом и разговаривали, и сердце в них горело от Его слов, но узнали Его не ранее, как Хлеб из Его рук приняли. И на берегу когда Он стоял по воскресении, а они в лодке копошились, не узнал Его никто кроме Иоанна. Тот узнал не по чертам лица, а сердцем дрогнувшим, и Петру шепнул: «Это Господь». Тогда только Петр в воду бросился и поплыл. И на горе в Галилее, увидев Его живым, «поклонишася Ему, овии же усумнешася». Вот я и говорю: не узнавали, не узнаём до сих пор. И как день сменяет ночь, так два слова загораются на горизонте человеческой истории, сменяя друг друга: «перепутали» – «обознались».
Христос лик Свой скрыл, чтобы Его не по чертам лица, как сыщики, люди находили, а по сердечному взыгранию. Так маленький Предтеча во тьме материнской утробы взыграл еще при приближении непраздной Марии – в полном мраке одним сердцем Господа почувствовал. Антихрист же напротив – маскируется и драпируется. Голосок в «мамин» перековывает, шкурку овечью меряет, руки за спину прячет, чтоб не заметили люди отсутствия на этих холеных ручках язв гвоздиных. Но есть еще тысячи случаев и состояний, когда совершается удивительное и непредсказуемое по теме «обознались – перепутали».
Какой-то разбойник, говорит древний Патерик, решил лихо ограбить женский монастырь. Лихо и со смехом. Нарядился в монаха и представился старцем, в ответ на что принят был, как Ангел Божий. Ноги ему вымыли, трапезу предложили, заботой окружили и боялись на него глаза поднять. На это и расчет был. Но случилось так, что эта вера сестер и подлинная любовь, явленная ложному старцу, перевернули в нем сердце. Действительно из вора в подвижника превратился тот человек. И дело даже не в том, что от воды, в которой ему ноги омыли, окропленная, исцелилась одна из тяжело болевших сестер. Дело в том, что силой доверчивой любви овечья шкура, надетая на волка, к волку приросла и даже сердце в нем изменила.
Подобным образом у того же Вампилова в «Старшем сыне» дерзкое хулиганство перерождается в любовь. Выдал себя шутник-студент за сына незнакомому и глубоко несчастному человеку. Выдал, чтобы только переночевать, а потом полжизни ухохатываться от воспоминаний. Но паче чаяния прикоснулся к открытой ране и не захотел уже из грима и роли выходить, чем и развернул целый ворох судеб, включая свою, в чудесно-неизвестную сторону. Это, конечно, не «Судьба человека», где мальчонка бросается на шею усыновившему его главному герою с криком: «Папка, родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» Но это тоже «судьба человека». Это, если угодно, исправленная хлестаковщина, которую венчает не стыд прозрения, а радость узнавания. И первоначальную издевку неожиданно вытесняет подлинное чувство. Наивное, но подлинное и потому могучее.
Играть вообще опасно. Тонкая пленка между игрой и реальностью всякую секунду шепчет: «Не балуй – сейчас порвусь». Вот дети играют в Литургию и произносят страшные иерейские слова над импровизированным алтарем. И что? Огонь сходит на игрушечную «чашу» и песочную пасочку, заменяющую просфору, потому что слова молитвы, как и слова любви, не просто идут вслед за жизнью, а саму жизнь тянут за собой. И в «Тени воина» у Куросавы крестьянин, точь-в-точь похожий на внезапно погибшего сёгуна, должен сыграть его роль. Ну, чтоб войско среди войны не деморализовать. А он, бедняга, и войны боится, и лошади от него шарахаются, и даже брови нахмурить грозно у него не получается. Но учат его и муштруют, потому что роль ему отведена короткая, но великая. И вот в конце концов наблюдаем мы превращение крестьянина в подлинного сёгуна и следующую за этим настоящую самурайскую смерть – единственный критерий подлинного самурая. Так что игра – это дело опасное. Опасность здесь – стать поистине тем, кого изображаешь, и вызвать к реальности тех, чьи имена опрометчиво назвал.
Я когда-то жалел, что не бывать мне на настоящих венецианских карнавалах. Не сегодняшних коммерческих подделках, а на тогдашних – подлинных. Теперь осматриваюсь и понимаю, что нынешняя реальность тогдашние карнавалы за пояс заткнет. Ой, заткнет! Тогда мир только на несколько месяцев шумно опрокидывался вверх тормашками, и сословия смешивались, и грани стирались, и лица скрывались за твердым оскалом масок. А сегодня карнавал не прекращается, человек играет в реальность и реальность превращает в игру, и сословия смешались, и черное названо белым, и лиц за масками не разглядеть. Только мало в этом веселья. Весело простолюдину графиню ущипнуть, если вскоре всё на места встанет и опять графиня будет графиней, а простолюдин – простолюдином. Если же нет больше ни дам, ни рыцарей, ни звездочетов, ни аббатов, а кругом только чернь веселящаяся, то это уже совсем не карнавал. Это что-то другое. Боксеры, актеры и футболисты лезут в президенты и даже ими становятся. Подлинное лидерство вынуждено маскироваться в шоуменство, а шоумены корчат из себя лидеров. И не к добру, ой, не к добру эти перевертыши. Плакать потом придется: не признали, ошиблись, перепутали.
Заигравшись в чужие роли, изображая из себя то, что ты не есть, и принимая поклонение от тех, кто тебя с кем-то перепутал, человек не может быть счастлив. Он как-то непрочен, этот человек. Вроде и на земле он даже не стоит, а мыльным шариком в воздухе летает короткое время. И женат он не на той, потому что в маску влюбился; и занят не тем, потому что не сердца в свое время послушался, а ученого социолога. Правду такой человек не замечает, потому что она простая, как воздух, а ложь пьет стаканами, потому что она шипит, как кока-кола, и не утоляет, а распаляет жажду. Конечно, он Антихриста примет, человечек этот. В толпе примет, за компанию, там, где щемящая совесть успокаивается на время множеством таких обманутых болванов. Конечно, человечек Христа не заметит. Проглядит просто по слепоте куриной. И там обознается, и здесь перепутает. Наорет на того, кому впору руки целовать, и до не приличия обцелует того, кого стоит за ухо из общества вывести.
И что такое после этого жизнь, как не загадка? Она, без сомнения, по Шекспиру, сцена, и мы на ней – актеры. Только заигрались мы и не заметили, как вышли в пьесе про войну на сцену настоящие автоматчики, навели в сторону зала оружие, и после команды «Огонь!» полетели в зрителей настоящие пули, а не шоколадные конфеты. И когда отделит занавес злую сцену от корчащегося и хрипящего растерзанного зала, будет на занавесе написано: «Обознались вы. Перепутали».
Зло умеет напоследок посмеяться над теми, кто его за добро принял…
..."зачем столько аналогий для того, чтобы объяснить простые истины. Раньше в его текстах этого не было, они были просты, искренни и понятны. Сейчас зерно истины кроется в кипе разных аналогий и цитат из рассказов, перемешивающихся друг с другом самым непонятным образом так, что суть теряется. Зачем этот мусор для истины?"
Спасибо, что ответили. Я, кажется, поняла... Вы заметили, что современные фильмы отличаются от классики не только качеством (не техническим! в худшую сторону), но и, так скажем, манерой подачи? СКОРОСТЬЮ. Только события - и никакой лирики (пейзаж, напр.), для многих это уже лишнее. И дело тут не в образовании, а нашей лени и поспешности. И во вкусе. О.Андрей пишет хорошим ЛИТЕРАТУРНЫМ языком, а Вам больше по душе репортажи (или как в арифметике: условие задачи, - чем короче, тем понятнее). Бывает, что мне не всё нравится, что пишет о.Андрей (однозначно отрицательная оценка советскогой власти, напр.), но язык всегда хороший, и текст, подтягивающий вверх (в литературном плане). Простите, если чем-то обидела.
Пишите и далее "заумным слогом", чтобы простой бывший ЗЕКа, и ныне сантехник внимал каждому слову написанному. Люди, которые пишут про "заумный слог" просто не хотят вчитываться в эти тексты, зачем вообще тогда читать??? Попробуйте Ильина почитать, хотя бы "О противлении злу силой", и поймете, что у о.Андрея слог - простейший.
Строганов Алексей Викторович, 27лет. г.Челябинск
пожалуйста:
"У Вампилова в «Провинциальных анекдотах» на людей магически действует слово «метранпаж». И они начинают суетиться, словно в присутствии коронованной особы, и смутная память о том, что есть еще где-то виконты, инфанты, фрейлины, заставляет их напряженно и спешно облагораживаться. Конечно, получается смешно, по типу: «Вельми понеже. Зело на самолет опаздываем». Конечно, облагораживание обращается холуйством, и это тоже хлестаковщина. Это мелкий позор неграмотности, а метранпаж – всего лишь одна из типографских должностей. Но это характерная ошибка, и смех от этого анекдота – гоголевский, сквозь слезы. Потому что нечто общее и трагичное сквозит в единичном случае. Потому что признать конюха королем можно только тогда, когда настоящего короля принимаешь за конюха."
зачем столько аналогий для того, чтобы объяснить простые истины. Раньше в его текстах этого не было, они были просты, искренни и понятны. Сейчас зерно истины кроется в кипе разных аналогий и цитат из рассказов, перемешивающихся друг с другом самым непонятным образом так, что суть теряется. Зачем этот мусор для истины?
Jonatanya:
не переживайте за моё образование, у меня их два, к тому же для спасения души гуманитарное образование не требуется.
ps: давайте не будем ругаться в комментариях, мы все-таки православные христиане в большинстве и не надо забывать об этом.
А не лучше ли было бы Вам (и Вам подобным) подтянуть свой образовательный уровень до уровня о. Андрея, вместо того, чтобы пытаться стянуть его до своего? Басню про лисицу и виноград читали? Не уподобляйтесь лисице!
И еще вопрос, когда из под благообразных масок торчат рога, ну допустим мы не видим. Нам так проще, да и нет других то. А когда они совсем обнаглеют и маски сбросят, наши действия?
Надеюсь, что, перепечатав Ваше Слово со ссылкой на Вас, не совершу плохого: пусть шире распространится, может, хоть кого-нибудь спасет от безумия.
Храни нас всех, Сила Небесная, от заблуждения душ наших! Спасибо!
..."с каждым годом все труднее и труднее читать Андрея Ткачева. Слог стал заумный и непонятный простому читателю, фразы обросли непонятными словами и сравнениями".
Евгений, очень было бы хорошо, если бы Вы привели в пример непонятные Вам фразы ПРЯМО ИЗ ДАННОГО ТЕКСТА. А так похоже на то, что не согласны с о.Андреем - вот и хотите уязвить... Нет?
У меня, как у большинства россиян, сердце щимит невыносимо от того, что происходит в бесконечно дорогой нам Украине. И дело не в росСМИ, у большинства родственники там, есть интернет, друзья-знакомые.. Дело в том, что а) со стороны видней, б) истину чуешь сердцем, а не разумом, в) Киев - сердце Руси, украинцы бьют ножом в сердце России.
Была б моя воля - перестать показывать эту "демократию" "светлое будущее" два в одном, хотят так жить - флаг в руки и барабан на шею, а нам чем меньше знаем, тем здоровее сон. Но воля-то не моя! Смотришь: как в сумасшедшем доме находишься и не поймешь, то ли мир сошел с ума, то ли мы. Вот о. Андрей и изобразил словесно этот маскарад.
"Объясните рабу Божьему Александру в чём смысл статьи?"...
Молитесь, р.Б. Александр, и может быть, Господь откроет Вам. Такое чувство, что нам, смертным, это не под силу.
Простите.
"... Зло умеет напоследок посмеяться над теми, кто его за добро принял…" - может, этот колокол уже звонит и по Вам, возлюбленные братья и сёстры в России?"
Валерий, по России колокол звонил ещё в 1993 году, Америка и Европа точно также поддержали Ельцина, Гайдара, Чубайса и прочих бурбулисов...
На Украине из 45(?)мл. человек сколько проголосовало? И из числа проголосовавших практически 0,5мл. за фашистов - это очень много! Хлебнёт ещё народ украинский, ох, хлебнёт...
Объясните, чем олигарх Порошенко отличается от других украинских олигархов? Как нам ни не хочется признавать, но Маркс прав: за 300процентную прибыль капиталисты готовы на всё, даже детсады и школы бомбить и людей живьём жечь.
Похоже, история даст Вам да и всем нам возможность убедиться в этом.
Простите.
***
Марина Корякова:Спаси, Господи, Украину от нашествия фашистов!
***
Евгению. На сегодняшний день обработано 99,08% избирательных бюллетеней, соответственно ЦИК не давал официального подведения итогов. Новый Президент вступит в должность только после объявления итогов выборов, инаугурации и присяги - как и в любой другой стране, не ранее того.
Марине, Евгению. Какие фашисты, вы о чём? Посмотрите, ради Бога, результаты выборов на нынешний день: http://www.cvk.gov.ua/vp2014/wp001.html.
Вас пугает "правый сектор" и "Свобода"? Ярош и Тягнибок вместе не набирают и 2-х процентов. Из Яроша (о котором ещё в прошлом году знали только единицы) и его 200 бойцов сделали монстра российские СМИ, чтобы оправдать некие военно-экономические аспекты нынешней внешней политики своей страны.
"... Зло умеет напоследок посмеяться над теми, кто его за добро принял…" - может, этот колокол уже звонит и по Вам, возлюбленные братья и сёстры в России?
С любовью, и надеждой о мире - Валерий, Киев.
мало народу, занятого сейчас ублажанием "ревизоров".
Из рук Его и мы принимаем священную Трапезу в таинстве Причащения и так же узнаем Его не ранее, как Хлеб и Кровь Его из рук Его постоянно до последнего издыхания со страхом и трепетом, искренно покаявшись, примем.
Вы уж простите нас... Наверное, мы все, во главе с о.Андреем, не достигли вашей высокодуховнисти, и нам чисто по-человечески не безразлично, что происходит на Украине и в её окрестностях. Как Вы думаете, Сергий Радонежский тоже был недостаточно благочестив, ведь ему тоже не безразлична была судьба Отечества?
Повторюсь: на всё воля Божия, как на одни события, так и на другие... Но, как меня учили, Господь пмогает только тому, кто сам что-то делает. И любящая и хитрая мать Ревекка не смогла бы обмануть своего мужа и отца своих детей - Исава, если бы он был ЗРЯЧИМ, и если бы она не предпринимала никаких действий.
И что-то мне не верится, что все, кто не принимают ИНН и новые паспорта - поголовно духовно зрячие. Простите.
Надя, вы единственная из нас, кто в точку выразил всё то о чём написано и о чём предпочли не писать.
Да, действительно, идёт дурной карнавал мнимого багочетия, но это очень плохо закончится.
Мътилката стана повсеместна и във всичко.Всичко е наопаки. Но това е и благодатно време-да стъпим здраво на своите християнски ценности, да нямаме повече "вратички" за самооправдание и шикалкавене, да ни стане ясно пред очите и заедно всички християни твърдо да устояваме в своята християнска надежда!!!Защото само Светият Дух е ЖИВОТВОРЯЩ,даващ ни светло знание и сила ! БЛАГОДАРИМ ТИ,ГОСПОДИ,ЧЕ СИ НИ ОБЕЩАЛ И НЕ СИ НЕ ИЗОСТАВИЛ! Вярно,
времената са "неверни" и горчиви, но "ТОЙ Е ВЕРЕН!!"
Молим те,ГОСПОДИ,подкрепяй ни..особено християните, които са във въртележката на тежки социални и военни събития!!!
Долгие Вам лета и крепости.
Александр.
Дух заблуждения господствует над духом истины?
Карнавал мнимого благочестия?
СпасиБо! Храни Господь вас!
Иван Х.:
..."Да, меня тоже смутил этот эпизод Священной Истории, я его умом понять не могу, но вспомним, что от Иакова произойдёт богоизбранный народ и Сам Спаситель, именно ему явится видение Лестницы - образа Божией Матери, соединившей Небо и землю. Здесь явное действие Промысла Божиего. Поэтому говорить об этих событиях как о рядовом обмане небезопасно, особенно публично, а сравнить праотца Спасителя с волком крайне неумно, если не сказать бездуховно".
Иван, мне очень понятны Ваши сомнения, но для себя я их рарешила так: этот факт истории Ветхого Завета к христианству имеет только касательное отношение. "История есть отрожение духовной реальности". Там - ЗАКОН, в Новом Завете - ЛЮБОВЬ.
Про промысел Божий судить не берусь, но обман есть обман, и откуда нам знать, что не будь его, - может и промысел о богоизбранном народе был бы другой. (Ну и где он сейчас, этот народ?).
Есть такое выражение: у Бога силой ничего не возьмёшь. Наверное, обманом и хитростью - тоже не получится. Цель не оправдывает средства, во всяком случае, в христианстве. Я так думаю. Простите.
Причём тут обознались? Причём тут перепутали? Перепутать можно ботинки в темноте, правый с левым, да банки.
Афонский старец Ефрем Филофейский: «Что ты такое есть? Ничто. Ты даже не червяк, ты – ничто. Когда благодать приходит к человеку, она его делает богом. Когда благодать покидает человека, тогда он готов принять любую ересь, совершить любое преступление, тогда он готов для ада. Все зависит от благодати Божией...
Так-то. Не будет благодати Божией значит будет прелесть бесовская, самообман. В темноте будут. Слуги антихристовы будут лукавым образом метить людей. Млое стадо Бог сохранит, а в темноте страшно и мучительно жить...
«Когда будут предлагать первые документы, пастыри незаметно будут терять Благодать, если сами возьмут или других благословят. Перед концом полностью будет уходить благодать»
«Если это возьмете, то и печать антихриста примите, не заметите как». Ведь кто не верен Богу в малом, тот не сможет быть верен в большом. («Лучезарный батюшка» (об игумене Гурии).
Но эта тема под запретом! А кто открыто говорит - тот "мракобес, сектант, иэненщик, самодур пребывающий в прелести" и пр. эпитеты.
Увы мне...Слепой и прокаженный. "прильпе земли утроба наша". Когда буду чист - тогда может что-то и увижу по воле Господа. А пока только звать Его...Каждый день.
В толковании на книгу Бытие Иоанн Златоуст подробно разъясняет причину "обмана" Исаака Иаковом и Ревеккой. Там же раскрывает истинный смысл и других обманов, написанных в Библии.
С уважением, Александр Георгиевич.
немного тяжеловата для чтения, но иногда нужно напрячь голову, чтобы дальше хорошо работала.
Лишь один момент статьи мне не по душе - слишком вольное изложение эпизода благословения детей патриархом Исааком. Абзац начинается рассказом о блеющем волке в овечьей шкуре, а продолжается воспоминанием голоса Иакова и его обёрнутых овчиной рук.
Если есть хотя бы маленькая вероятность того, что автор увидит мои слова, я бы порекомендовал побояться писать такое. Страшно без благоговения обращаться с Библией - словом Божиим.
Да, меня тоже смутил этот эпизод Священной Истории, я его умом понять не могу, но вспомним, что от Иакова произойдёт богоизбранный народ и Сам Спаситель, именно ему явится видение Лестницы - образа Божией Матери, соединившей Небо и землю. Здесь явное действие Промысла Божиего. Поэтому говорить об этих событиях как о рядовом обмане небезопасно, особенно публично, а сравнить праотца Спасителя с волком крайне неумно, если не сказать бездуховно.
Спасибо за пастырское слово, за внутренний смысл, за поддержку и правильное именование происходящего! Может прозреет слепец, может не будет равнодушным слабо зрячий! Позавчера в одном Греческом Храме священник творил Панихиду по погибшим на Юго- Востоке. Вчера на молебне, просил мира для Украины. Господи! Знаем, что на все воля Твоя святая, но, может, минет нас сие , что творят звери, прикрываясь нацизмом.
С нетерпением жду каждой Вашей новой публикации и ещё ни разу не разочаровался в прочитанном.
Как же Вам трудно и как нам нужен Ваш труд! Труд настоящего священника и талантливого русского писателя. Храни Вас Господь!
С уважением,
Андрей.