И даже не потому, что у нас все равно нет выбора. А потому что это, оказывается, не так уж и неприятно.
Я даже рискну заявить, что ранняя старость — самое лучшее время жизни.
Да, мне всего тридцать девять — ну и что? Это сейчас у нас тридцать девять — это «всего». Ученые считают, что биологический век homo sapiens — сороковник, а все, что сверх того — дары цивилизации. И это, пожалуй, тот редкий случай, когда в области неточных наук ученые правы. Во всяком случае, мой собственный организм эту гипотезу полностью подтверждает. Все сложнее уснуть, все труднее проснуться, первое-второе-третье-компот в желудок уже давно не помещаются, память подводит, молодежь бесит, круг привычек сужается. Организм посылает недвусмысленные сигналы: а не пора ли тебе на покой? Нет? Ну, ладно — живи пока. Только веди себя хорошо и не делай резких движений.
И все-таки ранняя старость — лучшее время жизни. Почему? Во-первых, это красиво. Нет ничего прекрасней еще здорового, но уже немолодого человека. И даже не важно — мужчина это или женщина. Человек в эту пору становится в полной мере человеком. Уходит все наносное, перестает действовать энергетический допинг молодости, смываются с лица и тела выданные авансом «внешние данные» — homo окончательно вылупляется, созревает, дорастает до настоящей жизни.
В этой жизни картина мира уже совсем другая. Здоровье, оказывается, существует, но с ним можно договориться. Человечество, оказывается, неисправимо, зато каждый человек в отдельности прекрасен. Глобальное неумолимо уступает место локальному. То, что еще вчера казалось мелочами жизни — вдруг выходит на первый план.
Невозможно в одиночку спасти Родину, зато можно, например, бросить пить. Ты и раньше пытался это сделать, но не получалось — потому что ты наделял свой поступок чрезмерным смыслом — здоровье нации, семейные ценности, ля-ля-тополя. А теперь ты можешь просто бросить пить — потому что не можешь больше да и не хочешь. Теперь твоя трезвость — не триумф силы воли, а всего лишь уступка собственному инстинкту самосохранения. Ты становишься слабее и с удивлением обнаруживаешь, что от этого... становишься сильнее.
Бесполезно бороться за всеобщую нравственность, зато теперь ты можешь посмотреть на молодую девушку и... просто пожелать ей хорошего жениха.
Не убережешь подрастающее поколение от тлетворного влияния телевидения и интернета — даже если ты депутат Госдумы. Зато можно, наконец, заняться собственными детьми, а если уже поздно — то внуками. И опять же — не для того, чтобы отчего-то их уберечь, а просто потому что теперь время, проведенное с детьми, для тебя — в радость. Опять уступка.
Успех? Да, гоняться за успехом уже тоже поздно. Но зато можно, наконец, с чистой совестью сойти с дистанции и просто заняться любимым делом, без оглядки на успех. Жить и работать только с теми людьми, с которыми тебе действительно интересно жить и работать. Герой одного моего репортажа именно так и поступил — в результате стал успешным предпринимателем. Впрочем, почему одного? Таких репортажей у меня было гораздо больше: из Ужгорода, из Твери, из Сан-Франциско... Как говорила Фаина Раневская, все сбудется — стоит только расхотеть.
В ранней старости можно даже спортом заняться. Я никогда столько не занимался спортом, сколько последние пару лет. Раньше мне это было не нужно, раньше я и так бежал по жизни, как наскипидаренный. Теперь же спорт — единственная возможность оставаться в тонусе, сохранять работоспособность и остаться «начинающим стариком» еще хотя бы лет на дцать.
В ранней старости у человека вдруг резко умнеют глаза. Жизнь в режиме обратного отсчета становится более рациональной и дальнозоркой. Глупый вопрос из учебников по личностному развитию — «каким ты видишь себя через десять лет?» — обретает вес и смысл. Меняются лишь числительные: через десять лет, через семь лет, пять, три, два... По мере приближения горизонта отпадают лишние люди, поступки, привычки — сиюминутные в пользу долгосрочных.
Парадокс, но чем меньше времени тебе остается, тем на более длинной волне ты живешь. Недавно один старик — не начинающий, а уже очень даже зрелый — признался мне, что умирать совсем не страшно. Главное — вовремя пересаживаться с одной длинной смысловой волны на следующую — еще более длинную. И так — до самой последней, до бесконечной, до последней строчки «Книги Иова»: «И умер Иов в старости, насыщенный днями».
Главное — не строить из себя сильного. Не замазывать морщины, не накачивать мускулы стероидами, не цепляться за остатки своего либидо, не имитировать своими красивыми стареющими глазами незрелую девичью страсть. У каждого возраста свои нормы прекрасного. Нет ничего смешнее и отвратительней, чем нарушать их.
Весь человеческий рынок сегодня заточен под молодых. Даже если тебе пятьдесят, маркетологи всеми силами продолжают лепить из тебя мальчика. Прячь свою старость, будь в тренде, ты еще не все успел. Молодые больше хотят, больше потребляют, больше делают ошибок, которые тоже стоят денег. Наконец, молодыми легче управлять, они еще не научились принадлежать сами себе. Добренькая современная цивилизация с настойчивостью американского авианосца желает продлить мою молодость. А я не хочу. И вам не советую. Давайте стареть. Это не так уж и неприятно.
Мне всего (или уже) 27, начал лысеть. Пока ненавязчиво напоминают о себе старые спортивные травмы. В общем, я старости предпочту смерть. И не знаю почему, но в 27 я очень хочу снова стать 16-ти летним.
Я не имею ничего против смерти, она необходима, но вот старость... Старость это как попасть в лагерь для военнопленных, а не быть убитым на поле боя. Т.е. ты будешь умирать долго, мучительно и, что хуже всего, унизительно.
Меня сильно огорчает такое положение дел, и ничего с этим не поделаешь.
Но, видимо, образования у меня недостаточно, чтобы так красиво и честно писать.
СпасиБо.
Не подлежит оценке текст Ваш. Или комментарию даже. Потому что каждое слово там -- правда.
Очень хорошо что она(статья) многим братьям и сёстрам понравилась,многих успокоила,а вот меня нет...И это печально.Не разделяю оптимизма автора,да и странным кажется описываемая старость в 39 лет...Может я чего не смог прочитать между строк?..Кто знает..
После сорока,как известно,если ничего не болит,значит вы умерли(с)...Мне 38 лет,два года впереди,а в сорок лет зажитка нет,так дальше не ходи(с).
Всё такое новое, легкое, мягкое стало. Больше поэзии в жизни, меньше прозы.
И да, перестал притворятся вообще. Понял, что быть собою проще и благороднее, и стал добрее к людям сразу же, прощаю теперь ошибки им. Немощены же.
Может другим кому-то в другое время было хорошо, а мне вот в 40. Я думаю это идеальный возраст.
А Вы и не смотрите за 4-й десяток. Живите сегодняшним днем.
Состояние у Вас благостное. Мне так и вспомнить стыдно свои 25-30 - сплошная суета. А у вас, можно сказать, благостное состояние. С таким состоянием уж точно не наживете себе проблем к старости. Только, пожалуйста, будьте с Богом.
Нееет, старость - это старость, но это не дряхлость
И не надо пытаться себя обмануть :)
Про все это в статье есть
Старость - это другая, новая жизнь, другие ощущения, другое все!
Не у всех она конечно в 40 наступает, но уж и не с 60 начинается
Мне осенью 40, если что. Ну еще совпало так, что воцерковляться стал не так давно, 4 года как.
Честно - я чувствую то, что в статье.
Статья прямо в точку, дала ответы на кое-какие вопросы, да и вообще - прояснила ум по этому поводу, а то я кой о чем беспокоился
Да, я стал другим.
Да, я в смысле статьи, без обид могу признать: я становлюсь стариком.
И таки да - это хорошо :) Еще где бы сил взять побольше :)))
Владимиру большой респект, он дополнил очень хорошо статью своим сообщением: "Старик может сесть на бордюр прямо на улице, надеть галстук бабочку или галоши, отпустить длиннющую бороду, ходить с тележкой..."
Старик может сесть на бордюр прямо на улице, надеть галстук бабочку иили галоши, отпустить длиннющую бороду, ходить с тележкой, просто стоять на улице на солнышке, есть там где хочет, не обращая ни на кого внимания, кормить конфетами детей/внуков, ходить на все-при-все службы в Храме, улыбаться, когда все ходят хмурые, негромко петь песенку прямо в метро или общественном транспорте, спать днем, кормить голубей, молиться, писать письма на бумаге (!) и высылать их старинным друзьям, заправлять трико в носки, ждать встречи с Господом, как никто не ждет, и пр. :))))
Дорогие мои старики!
Какие лица у православных монахов старичков! Посмотрите. Или таких как наш Добре Добрев из Софии.
"...Там ведьма младая плясала,
А старая злилась стара,
С досадою пальцы кусала,
Рвала на себе кружева.
Младая была так красива,
А старая ликом темна,
Над юной смеялася ива,
Над старой рыдала сосна...
Чего ж царь лесной,не пойму я,
В еловую спрятавшись тень,
Плясунью забыв молодую,
На старую смотрит весь день?"
Цитируя выражения из одной статьи с сайта Матроны.ру,убираем "шашку для подвигов" в сейф,а"метлу для полетов" в уголок,и просто радуемся каждому новому дню дарованному нам Богом.И просто славим Его за все...
Интересует только другой вопрос: Ну почему же мы - так красиво стареющие - такие агрессивные пассажиры в метро?
Ранняя старость - это, когда уже много не хочешь, а еще многое можешь. Не помню кто-то это сказал уже до меня. Очень понравилось. И статья очень веселая. Только, если в 40 - ранняя старость, то что тогда в 50, 60, 70 и т.д.
Андрей Б.:в 50-переходная старость; в 60- юная; в 70 и т.д.- зрелая!
Моей маме осенью исполнится 90 лет. Вот кому можно позавидовать. Вымою её, причешу, надену все чистенькое, сидит она, красавица моя, смотрит одним глазком на меня (второй уже не видит). Как же хорошо то нам с ней живется! Мне скоро 70. Не завидовать молодым нужно, а молиться о них, чтобы Господь даровал им многия и благия лета. Эти лета еще прожить надо...
Благодарю тебя, Господи!
А денег всех не заработаешь все равно.
Браво автору.
Мне 39, буду стареть красиво !
Этот переходный возраст, наверное, самый трудный для женщины - уже нет обаяния молодости, но еще не появилось благородство старости. А откуда же ему взяться когда волосы каштановые, на дряблых веках перламутрровые тени, тушь кусками лежит на ресницах и толстый слой жидкой пудры покрывает лицо. И обтянутая блузка и коротковатая юбка, а ноги в синих паучках вен.
Приходишь в храм, а там старушка в платочке или монахиня в апостольнике - лицо чистое, в нем душа светится. Можно, конечно, посокрушаться по поводу исчезновения нашего национального костюма, независимо от региона, он все-таки был хорош тем, что не унижал достоинтства женщины определенного возраста.
Сейчас мне 60 - наконец наступила свобода - можно не суетится и не волноваться о пустяках. Я вдруг поняла, что художник это не тот кто умеет рисовать, а тот кто видит. Как и автор статьи, осознав, что карьеру уже делать поздно, поскольку времени осталось мало, занялась изданием православного журнала, концепцию которого сама же и придумала. Работы много, но она в радость. Искушений тоже хватает, но хватает и жизненного и духовного опыта, чтобы с ними справляться и не впадать в отчаяние. И радостно каждый год в день рожденья получать подравления от духовника: поздравляю Вас, Вы еще на год ближе к Царствию Небесному!