Памяти К.П. Победосцева

"Константин
Константин Петрович Победоносцев
23 марта 2007 года исполнилось 100 лет со дня блаженной кончины выдающегося государственного и религиозного деятеля России Константина Петровича Победоносцева (1827–1907). Автор Манифеста 29 апреля 1881 года об укреплении самодержавия, он имел серьезное влияние на весь ход политической жизни Российской империи во второй половине XIX – начале XX века.

По инициативе фонда «Андреевский флаг» 23 марта в Москве в храме Воскресения словущего (подворье Иерусалимского Патриархата) прошла панихида по рабу Божию Константину, на которой присутствовали представители фонда, других общественных организаций, преподаватели и студенты московских вузов, прихожане храма, журналисты. Панихиду отслужил протоиерей Михаил Крутень, и.о. настоятеля Иерусалимского подворья.

23 марта в Санкт-Петербурге учителя и ученики Школы народного искусства имени императрицы Александры Федоровны провели день памяти К.П. Победоносцева. В рамках этого дня в школе были организованы «круглый стол» «Политическая деятельность К.П. Победоносцева», а также семинары и уроки, посвященные его педагогической и церковно-государственной деятельности.

Представители Школы народного искусства и Благотворительного фонда Иннокентия Сибирякова, жители Санкт-Петербурга присутствовали также на панихиде по Константину Петровичу Победоносцеву на месте его упокоения.

По информации, полученной от редакции газеты «Русичи», память К.П. Победоносцева почтили и в Крыму. В Свято-Владимирском соборе в Херсонесе прошла панихида, в которой приняла участие православная общественность Крыма.

2 июня 2007 года, в канун 180-летия со дня рождения К.П. Победоносцева, фонд «Андреевский флаг» планирует провести конференцию, посвященную его судьбе и духовному наследию.

***

Константин Петрович Победоносцев родился 21 мая (в XX–XXI вв. это соответствует 3 июня) 1827 года в Москве в семье профессора российской словесности Петра Васильевича Победоносцева. Его мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых. Дед был священником в храме великомученика Георгия, находившегося в Москве на Варварке. Внук приходского священника, глубоко верующий человек К.П. Победоносцев всю жизнь считал Церковь одной из главных движущих сил русской истории, а веру — краеугольным камнем общественного здоровья и стабильности.

В 1846 году Константин Петрович поступил в Санкт-Петербургское училище правоведения. После окончания училища жизнь Победоносцева в течение длительного времени была связана с судебной деятельностью в департаментах Правительствующего Сената, где и проявились его способности юриста и государственного деятеля.

В 1859–1865 годах Победоносцев получил приглашение преподавать в Московском университете курс «Гражданского судопроизводства».

В конце 1861 года главный воспитатель великих князей граф Строганов пригласил Победоносцева преподавать юридические науки наследнику престола. Начиная с 1861 года, на протяжении нескольких лет он преподавал законоведение членам царской семьи. Среди его учеников были будущие императоры Александр III, на которого он имел большое влияние, и Николай II.

В 1868 году Победоносцев был назначен сенатором, в 1872 году стал членом Государственного совета, а 24 апреля 1880 года занял пост обер-прокурора Святейшего Синода, который возглавлял свыше 25 лет, и вошел в состав Кабинета министров.

Главным средством в нравственном оздоровлении общества К.П. Победоносцев видел в возрастании влияния на него Православной Церкви. «Он считал Православие, – отмечал А. Ф. Кони, – высшим выражением духовных сил русского народа, литературу и историю которого знал в совершенстве. Русский человек был немыслим, по его мнению, вне Православия».

Личными стараниями Победоносцева было организовано общенародное празднование 1000-летия со дня кончины равноапостольного святителя Мефодия, первоучителя словенского (1885), 900-летие Крещения Руси (1888), 500-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (1892). В период его обер-прокурорства, после 200-летнего перерыва, возобновилась практика созыва Архиерейских соборов.

В то время практически каждый год открывались новые храмы, в том числе много сельских, причем их архитектурный стиль приближается к древнерусскому допетровскому зодчеству; реставрировались и восстанавливались древние храмы, активизировалась миссионерская деятельность.

К заслугам К.П. Победоносцева следует добавить оказание материальной помощи духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности.

Важнейшим орудием религиозного просвещения должна была, по мысли Победоносцева, стать начальная школа. Церковные школы для народа существовали в России издавна, однако к началу 1880-х годов их осталось всего несколько тысяч. Победоносцев предполагал создание при храмах широкой сети начальных училищ, подчиненных духовному ведомству и руководимых священниками.

В отличие от школ светских, стремящихся дать воспитанникам прежде всего определенный объем знаний, церковные школы должны были не оставлять в небрежении души учеников, обращать внимание не столько на образование, сколько на воспитание. Обер-прокурор писал: «В понятии русского народа… Церковь и школа неотделимы друг от друга; школа воспитывает, прежде всего, для Церкви и от нее получает свою жизненную просвещающую силу».

13 апреля 1884 года Александр III утвердил разработанные в духовном ведомстве Правила о церковно-приходских школах. Согласно им, учреждались одноклассные и двухклассные училища – с двухлетним и четырехлетним сроком обучения (в начале XX века срок обучения был увеличен до трех и пяти лет). Ядром учебной программы являлся закон Божий; почти все остальные предметы – церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, чистописание – рассматривались как служебные в отношении главного предмета. В программу входила также арифметика. Помимо церковно-приходских школ, в ведение духовенства были переданы элементарные крестьянские школы грамоты. К 1893 году при четверти церковных школ были созданы хоры и библиотеки; в ряде школ организовывались религиозно-нравственные чтения.

За научные труды и общественную деятельность К.П. Победоносцев был избран в почетные члены Российской академии наук, Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, Юрьевского университетов и университета св. Владимира в Киеве, Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академий и многих других организаций, в том числе и зарубежных.

Взгляды К.П. Победоносцева изложены им в книге «Московский сборник» (1896). Он был убежден, что демократическим и либеральным идеям должна быть противопоставлена верность традиции и консервативное контрреформаторство.

К.П. Победоносцев скончался 10/23 марта 1907 года в Санкт-Петербурге на 80-м году жизни. По его завещанию, он похоронен у стены церкви Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы (Московский проспект, 104, во дворе). Победоносцев основал эту женскую школу, принимал в ее жизни деятельное участие. До недавнего времени здание бывшей школы занимала больница № 21 имени Коняшина. Крест стоит не точно на месте захоронения, потому что могила К.П. Победоносцева была снесена в 1930-е годы и восстановлена в 1992 году.

Николай Головкин

25 марта 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×