В воскресенье 22 марта исполнилось 9 дней по кончине Валентина Григорьевича Распутина. Мы попросили поделиться воспоминаниями о писателе его друга и единомышленника Анатолия Дмитриевича Заболоцкого.
Анатолий Заболоцкий – известный фотохудожник, публицист, кинооператор, работавший с Василием Шукшиным над его известными фильмами «Печки-лавочки» и «Калина красная». Фотоработами А. Заболоцкого оформлены книги В. Белова «Лад», В. Солоухина «Письма из Русского музея», юбилейное издание «Слова о полку Игореве» и др.
Неподкупная личность
С Валентином Распутиным меня познакомил Василий Шукшин в 1968 году. Уезжая на съемки, Василий Макарович посоветовал мне прочитать рукопись романа Распутина «Живи и помни». Тогда это произведение очень тронуло меня, и я понял, какая это талантливая личность. Распутин был думающим человеком, который на протяжении всей своей жизни никогда не отступал от своих взглядов и убеждений, что нельзя было сказать о многих писателях того времени, которые всё время шатались из одних убеждений в другие. Распутин очень хорошо разбирался в людях, был до безумия категоричен и очень справедлив.
Распутин очень хорошо разбирался в людях, был до безумия категоричен и очень справедлив
Он верил в человеческий характер, считал, что если на Руси останется хоть один человек, подобный его ныне покойному другу Ивану Васильевичу Левочкину, то Россия обязательно возродится. Меня всегда поражала его быстрая оценка человеческих поступков. Если Валентин Григорьевич чуял, что человек где-то заелозил, соврал, предал, то с таким человеком писатель хоть и продолжит общаться, но общение будет уже другим.
Однажды он меня пригласил на фильм по его повести «Живи и помни». Режиссером фильма был человек вертлявого толка Александр Прошкин, который, по моему мнению, своим фильмом только скомпрометировал эту чудесную повесть о нравственности. Валя согласился с моим мнением. Тогда я сказал Прошкину, что он снял ужасную карикатуру на сочинение Распутина, которая идет вразрез со всем, о чем писал автор. После этого я хотел еще добавить пару фраз в свое негодование, но Валентин остановил меня и сказал: «Люди труд затратили, зачем их ругать?»
Он никогда никого не порицал, не осуждал, всё оставлял на волю Божию. Однажды я хотел написать на другого писателя, который практически застопорил трилогию Василия Белова, но Валентин и тут меня остановил, посоветовал этого не делать, потому что мои претензии дадут пищу нашим врагам.
Для меня Валентин Григорьевич – самая стержневая и неподкупная личность. Он сродни таким людям, как Державин, Менделеев, Хабаров, Достоевский. Валентин Распутин радел за свою Родину и желал, чтобы славяне всегда между собой дружили. Ему было очень тяжело смотреть на то, что происходит сегодня.
Василий Шукшин, восторгаясь типажом Валентина Григорьевича, который по молодости был очень харизматичной личностью, как-то хотел снять его в фильме о Разине. Василий Макарович любил снимать не актеров, а простых людей, которых, как он говорил, «нужно просто раскрепостить».
О будущем России
Валентин Григорьевич верил в будущее России. Верил в то, что Россию никто никогда не сможет сломить. Верил в то, что наша страна выживет, даже если на свете останется всего лишь одна русская душа. Я считаю, что если этой русской душой будет такой человек, каким был Валентин Распутин: бескомпромиссный, честный, любящий свою Родину, Россия может ничего не бояться и двигаться вперед по своему пути.
Вспомните, как ревностно он боролся против того, чтобы северные и сибирские реки были повернуты с севера на юг. Он ходил в экспедиции, рискуя своим здоровьем ради русского народа. Он прошел реку Лену от ее истоков до устья под проливным дождем, в жестких условиях. Из экспедиции его должны были вернуть обратно домой, но он видел, что люди в нем нуждаются, и бросить их он просто не мог. После тяжелого путешествия по реке Валентин слег с сильнейшим воспалением легких. Тогда он мне рассказал, что выжить помогли ему молитвы и вера в Бога.
Семья
Валентин Григорьевич считал, что главное для русского человека – это его семья.
Его отдушиной и любимицей была дочь Мария. Она была талантливым музыкантом и любимой ученицей Свиридова. Самолет, на котором летела Мария, возвращаясь с концерта из Иркутска, разбился. От девушки нашли только крестик.
Валентин Распутин был уверен: чтобы быть русским, нужно иметь семью и вместе с ней потихоньку воцерковляться. К сожалению, в нашем возрасте практически невозможно это сделать, потому что всю жизнь мы прожили вне Церкви. И сегодня, как ты ни напрягайся, что ни делай для воцерковления, всё равно это будет выглядеть обрядовостью.
Интерес за рубежом
Говорят, что у Валентина Распутина не было школы. Но я скажу больше: он сам школа! Посмотрите на его публицистику, в которой гражданин всегда цельный.
Мне непонятно, почему до сих пор в России не издано собрание его сочинений, тогда как в Китае оно уже есть и пользуется популярностью. Народ Китая читает нашего писателя, потому что им интересно узнать правду о русском народе. Многие китайцы интересуются нашей культурой, историей, традициями. Надеюсь, что и в России в скором времени будут изучать Валентина Распутина.
С ним хорошо было молчать
С уходом Валентина Григорьевича русский народ потерял великого человека, который не боялся говорить и слушать. С ним было хорошо молчать. Вот придет он ко мне в гости, мы с ним посидим-помолчим, потом пойдем гулять и молчать.
Он много путешествовал, но лучшим путешествием считал поездки на Ленские столбы и на озеро Байкал. Он очень любил ездить на свою дачу, которая находилась на Байкале, но оттуда всё время приезжал опечаленным: дачу часто обворовывали, что бы Распутин ни делал.
Хорошо, что его решили похоронить на территории Знаменского монастыря в Иркутске. Рядом с его могилой будет могила Шелихова и памятник выдающемуся самодержцу – великому царю Александру III. Это счастье, что он уехал из этой затоптанной Москвы.
А вот самое главное для русского человека, это православная вера. Не будет ее и не будет тогда и семьи.
И еще, низкий поклон Вам, Анатолий Иванович! У нас дома хранится дивная книга Василий Белова с Вашими фотографиями. Я сама всю жизнь сельский человек, но Ваши фотографии показали мне тихую красоту деревенского непростого жительства и помогли понять и полюбить ее всем сердцем. Спаси Господи Вас, Анатолий Иванович.
Это большинство!
Это работа Самого Бога!
Это искреннее покаяние!
Это зеркало!
Алексей.