Почему даже консервативные политики в Великобритании «стесняются» своих христианских взглядов? Как удается епископам подстраивать апостольские послания под требования секулярного общества? Какие регионы остались форпостом христианских ценностей на Туманном Альбионе? И есть ли шанс у пекарни Эшес выиграть суд за отказ печь торт для однополой пары?
Однополые браки победили. Как?
Рассуждения лорда-епископа Англиканской церкви, с которыми я познакомил читателей в предыдущем материале, могли показаться резкими и односторонними. Однако не согласиться с описанием происходящего в Великобритании достаточно сложно, ведь речь идет о конкретных фактах и основанных на них оценочных суждениях. С другой стороны, было бы не совсем верно представлять всё в темных тонах: в Британии есть люди, которые на самом высоком уровне заявляют о своих христианских принципах и не боятся того большинства, которое активно действует в пользу «меньшинств».
За однополые “браки” проголосовало более 80% депутатов Парламента Шотландии
Правда, у меня складывается мрачное впечатление, что политики, симпатизирующие христианам или даже называющие себя христианами, придерживаются парадоксально-противоречивых воззрений. Сужу об этом по некоторым встречам и беседам на Туманном Альбионе. Например, вспоминается разговор с депутатом Парламента Шотландии Дэйвом Томпсоном, практикующим христианином, членом Шотландской пресвитерианской церкви. Томпсон – один из немногих парламентариев, голосовавший против легализации однополых браков. Шотландия – автономный регион Великобритании – легализовала браки для «меньшинств» вслед за Англией и Уэльсом. «За» проголосовало более 80% депутатов – подавляющее большинство. Разделение в обществе, как показывают соцопросы, не столь однозначное, но, увы, всё равно с небольшим преобладанием «прогейского» лагеря.
Депутат Томпсон мотивировал свой выбор двояко. С одной стороны, он заметил, что «мы заходим слишком далеко, учреждая однополые браки, так как брак должен быть между мужчиной и женщиной. Фундаментальное различие заключается в том, что в браке, заключенном между мужчиной и женщиной, можно иметь детей. В однополом браке такое невозможно без вмешательства извне». С этим, вероятно, согласится большинство здравомыслящих людей. Но есть один нюанс: даже до легализации однополых браков лица нетрадиционной ориентации имели право в Британии заключать так называемые «гражданские партнерства». По сути, эти партнерства были равны брачному союзу, с той лишь разницей, что слово «брак» в них не употреблялось.
Так вот (и это вторая сторона вопроса), даже те политики, которые называют себя христианами и которые не побоялись голосовать против однополых браков, зачастую лояльно относятся к «гражданским партнерствам». Томпсон, например, заметил, что «важно поддерживать гражданские партнерства» – для того, чтобы в однополых «семьях» партнерам были даны необходимые юридические права «в части, касающейся наследства, возможности посещения партнера в госпитале и т.п.». При этом депутат признал, что, с точки зрения Библии, однополые отношения греховны, но сразу же подчеркнул: «Я принимаю тот факт, что имеются и противоположные интерпретации текстов Священного Писания».
1-я глава Послания к Римлянам получила в Британии название “антигейского повествования”
Как рассказывал мне лорд-епископ, сторонники однополых браков из числа христиан (увы, есть и такие!) не отвергают 1-ю главу Послания к Римлянам апостола Павла, но парадоксально считают, что слова апостола относятся только к однополым парам, ведущим развратный образ жизни. При этом 1-я глава Послания к Римлянам получила в Британии название «антигейского повествования». Священное Писание пытаются подстроить под требования секулярного общества, не гнушаясь откровенным искажением сути и смысла библейского текста.
Порой возникает мерзкое ощущение, что британские политики и многие религиозные деятели капитулировали перед рыкающим зверем, носящим на челе имена «равенство» и «права». Мне, например, пришлось беседовать с одним англиканским епископом, который, в отличие от своего консервативного коллеги по епископскому корпусу, называет себя «прогрессивным» и полагает, что «искренняя любовь и верность возможны в однополом браке». Этот епископ пояснил, что оппозиция к однополым бракам частично происходила не из-за того, что люди в принципе были противниками таких «семейных союзов», но по той причине, что они выступали против использования термина «брак». Другими словами, это была не духовно-нравственная, а сугубо терминологическая оппозиция. Впрочем, убедить депутатов и министров всё равно не удалось, так что результат оказался вполне предсказуем.
Британия, конечно, остается демократической страной, а потому мнение христиан «законно и демократично» подминается мнением большинства – из числа тех, кто придерживается противоположных взглядов. Депутат Томпсон отмечал, что, исходя из соотношения религиозных и антирелигиозных убеждений в обществе, христиане не могут ожидать превалирования своей системы ценностей. Но при этом депутат-христианин считает, что «мы должны проводить работу, убеждать людей в том, что наши взгляды правильные. Бог дал нам разум, и самое лучшее для нас – это говорить не с чисто библейской точки зрения, а использовать более широкие аргументы, апеллировать к здравому смыслу».
Позиция, к слову, вполне понятная в контексте секулярного общества, где религиозные аргументы для некоторых – как красная тряпка для быка. Как отметил Томпсон, когда велась дискуссия о легализации эвтаназии (в Британии она, к счастью, вне закона, хотя дебаты продолжаются), то ее сторонники стремились доказать, что оппоненты выступают против только потому, что разделяют концепцию «святости жизни». За этим было легко заклеймить оппонентов как «религиозных экстремистов», и, как заметил депутат, «в этом случае большинство бы сказало: мы не хотим, чтобы они нам диктовали свою волю. Тогда сторонники эвтаназии смогли бы победить». Но подбор убедительных аргументов, не только сугубо религиозных, позволяет противостоять натиску «лобби смерти», стремящемуся узаконить добровольный уход из жизни с помощью медперсонала и специальных медицинских средств.
Почему элита более либеральна?
Неизбежно возникает вопрос: почему британской элите и политикам присущи более либеральные взгляды, по сравнению с британским обществом в целом. Конечно, само общество тоже в немалой степени либерально, но либерализм элиты порой зашкаливает, и депутатский корпус нередко голосует за откровенно антихристианские законы совсем не в той пропорции, как проголосовали бы британцы на референдуме. Частично ответ на этот вопрос мне удалось получить во время беседы с Дэвидом Робертсоном, модератором Свободной пресвитерианской церкви Шотландии.
В школах висят гей-плакаты. При этом плакаты противоположного содержания разместить невозможно
По словам Робертсона, либеральное давление начинается еще в школе: «Мои дети регулярно подвергаются гей-пропаганде. Стоунуолл – организация, продвигающая права геев, – размещает в школах свои плакаты. При этом плакаты противоположного содержания разместить невозможно».
Конечно, в церковных школах ситуация другая, но их число в масштабах Королевства не так уж и велико – не более одной трети от всех британских школ.
Как отметил Робертсон, «у нас нет политических партий, которые бы не продвигали либеральные идеи», хотя, конечно, во всех партиях состоят люди христианских взглядов. Проблема еще и в том, что христиан, приходящих в политику и журналистику, подавляют, загоняют в гетто. Порой это происходит на самых начальных этапах, причем давление иногда достигает феноменальной величины.
«Приведу примеры, – говорит Дэвид Робертсон. – Много лет назад я выступал в одной церкви в Англии. Семь лет спустя со мной связалась женщина, которая там присутствовала. Она попросила, чтобы я убрал со своего сайта упоминание о ней. Дело в том, что эта женщина собиралась баллотироваться в депутаты от Консервативной партии и боялась, что Стоунуолл обнаружит, что ее имя как-то связано с нашей церковью и со мной. В этом случае Стоунуолл мог бы направить письмо в центральный офис Консервативной партии с информацией, что потенциальный кандидат в депутаты – “гомофоб”. Ее бы тогда не допустили до этапа выдвижения. Я был потрясен, но понимал, что опасения обоснованны, а потому убрал ее имя с сайта.
Еще пример: один из членов нашей церкви хотел баллотироваться в депутаты от Партии независимости Соединенного Королевства, но ему такой возможности не дали – из-за его взглядов на однополые “браки”. Давление идет сильнейшее. Я знаю политиков, которые солидарны со мной, но публично они ничего не скажут, так как опасаются за свою карьеру. И в целом нас не допускают к наиболее популярным средствам массовой информации».
«Я чувствую атмосферу запугивания и подавления, – говорит Робертсон. – Мне, например, приходит много угрожающих писем, меня называют гомофобом».
Впрочем, мой собеседник всё же признал, что христиане, по крайней мере на сегодняшний момент, имеют возможность выступать в некоторых СМИ, говорить о себе и своих взглядах. Другое дело, что отдельные христиане сдались монстру «равенства» и «прав меньшинств», а потому присутствие христианина на радио, телевидении или в газете еще не означает, что слушатели, зрители или читатели откроют для себя альтернативный взгляд на события. Сам Дэвид Робертсон придерживается консервативных религиозных воззрений.
Продюсер радиопрограммы заявил, что в эфире нельзя говорить о “христианской традиции Британии”
«Да, я выступал, например, на Би-Би-Си. Не скрою, мне разрешали говорить то, что я хотел сказать, – замечает Робертсон. – Но есть другие сложности. В комедийных шоу на Радио-4 Би-Би-Си часто насмехаются над христианством. Над исламом – не в такой степени, всё же они не осмеливаются… Еще один случай: мне как-то предложили выступить в программе “Размышления дня”, но при этом заранее попросили прислать текст выступления. Затем продюсер заявил, что я не могу упоминать о “христианской традиции Британии”, потому как это может оскорбить некоторых людей. Я ответил: “Не смешите меня. Неужели вы считаете, что, обращаясь к аудитории в 250 тысяч человек, можно и впрямь никого не задеть? Это невозможно”. Впрочем, я всё же предложил другой вариант: “утверждают, что в Британии существует христианская традиция”. Так фраза звучала более нейтрально, в ней было скрыто утверждение, что подобный взгляд может быть ошибочным и устарелым. Хотя выступление планировалось в программе “Размышления дня”, где всё-таки предполагается выражение своего мнения. Но мне снова отказали. Не уверен, что мой случай – исключение. Похоже, в интересах так называемой “сбалансированности” не позволяют ничего, что идет в разрез с либеральной повесткой дня».
«Западная либеральная буддистская этика»
Впрочем, Робертсон и некоторые другие религиозные деятели замечают еще одну проблему: под лозунгом равенства христиан не только загоняют в гетто, но и откровенно дискриминируют и даже преследуют. Мои собеседники в Британии рассказывали, как людям угрожали увольнением с работы – из-за того, что они высказывали свои консервативные христианские взгляды (зачастую просто на страничках в социальных сетях). В нынешнем году вся Британия следила (и продолжает следить) за случаем с пекарней Эшес в Белфасте, представители которой были привлечены к судебной ответственности за отказ испечь торт, украшенный лозунгом в поддержку однополых браков. Как пояснили владельцы пекарни, такой лозунг противоречит их христианским взглядам на семью и брак.
Белфаст и Северная Ирландия остаются своеобразным форпостом консерватизма в Великобритании. Пока
К слову, Белфаст и Северная Ирландия в целом сейчас остаются своеобразным форпостом консерватизма в Великобритании: здесь запрещены однополые браки и аборты, политики не стесняются своих христианских взглядов, депутаты и министры открыто говорят о своей библейской позиции. Конечно, на Белфаст идет сильнейшее давление со всех сторон, и случай с пекарней – один из явных вызовов, своеобразный «пробный камень». «Комиссия по равенству» Северной Ирландии после жалобы клиента пекарни подала на Эшес в суд. К сожалению, первоначальное решение суда, принятое в мае, было не в пользу христиан. Процесс продолжается, но уже в суде более высокой инстанции.
«Под прикрытием равенства мы получаем много законов противоположного свойства, – утверждает Робертсон. – Случай с Эшес весьма показателен. Обязан ли я, как христиан, печь торт с лозунгом в поддержку однополых браков? Представим, что кто-то обратится в еврейскую пекарню с просьбой испечь торт со свастикой (в Британии свастика не запрещена). Обязаны ли они это сделать? Глупо говорить, что да, но, похоже, к этому всё и идет. Мы видим, как во имя толерантности всё более усиливается нетолерантность».
Сам Робертсон настроен не очень оптимистично: он полагает, что британское общество становится всё более авторитарным, а в системе образования преподается «западная либеральная буддистская этика». К слову, Робертсон был одним из религиозных деятелей, открыто поддержавшим на референдуме сентября 2014 года выход Шотландии из состава Великобритании. Впрочем, шотландский секуляризм мало отличается от английского, а неприязнь к христианству, откуда бы она ни происходила, нередко принимает крайние формы, зачастую граничащие с ненавистью. Удивительное дело: в стране, где никогда не было «развитого социализма» и даже попыток его построить, сегодня говорят о дискриминации и преследованиях христиан, пусть и не в такой явной и жесткой форме, как это было в коммунистическом СССР.
Доброта была, жертвенность была. Так это исконные качества русской души. Я бы сказала так: даже советы с их "классовым подходом" не смогли убить в русском человеке доброту и жертвенность.
Энтузиазм, вера в светлое будущее... Да это была идеологическая жвачка, которая навязла в зубах всем! Однако жёстко поддерживалась партийной властью. Люди жили под страшным гнётом. Это лицемерие видели все, начиная с детского сада.
Лариса, "страна" не просто не воспользовались, а целенаправленно уничтожила потенциал последнего поколения, получившего образование в СССР, превратив всех инженеров, конструкторов, да и правильных экономистов, в мелких уличных торгашей, а физиков и математиков в ростовщиков (в терминологии базарной экономики - банкиров). Взамен получила поколение менеджеров всех мастей и охранников. Извините.
Всё тоскуем о советских временах, смотрим на всё взглядом оттуда... А надо бы из другого "оттуда" - из Вечности.
Стоит ли так держаться за идеологические мифологемы, которыми нас тогда кормили? Ведь то, что считалось светом, оказалось тьмой, до сих пор ещё мы этого не поняли? Если бы всё было так хорошо и прочно, не развалилось бы с такой скоростью. И дело не в заводах Калмыкова и Лихачёва, а в том, что всё, что построено на богоборчестве, на лжи, на крови, рухнет, как ни укрепляй фасад. И слава Богу! И пусть всё, что строится на лжи, рухнет как можно быстрее.
Екатерина. Инженер-физик.
Ольга. Доцент государственного технического вуза.
…я даже не знаю, как вам выразить свое уважение. Для меня технические специальности это почти небожители. До сих пор больно от того, что государство, дав прекрасное образование, не воспользовалось потенциалом целого поколения. Перестроились на рыночную экономику…
Юрист (теория государства и права) и экономист (учет и аудит), Воронина Л.К.
/Чего стоит угробленная электронная промышленность, например. И нет у нас возможности наладить производство микроэлектроники по современным проектировочным нормам./
Возможно, вы слышали о Севастопольском радиозаводе им. В. Д. Калмыкова? Уникальная продукция, серьёзная база, вакуумные сборочные цеха, своё КБ... С 1990-х в цехах организовали торгово-развлекательный центр. Словно в насмешку.
Мы действительно сильно отстали в технологическом плане. Мы можем сделать промышленный образец, но не в состоянии организовать массовое производство. Плата за капитуляцию в Холодной войне.
/Ларисе Ворониной (ч.1):
Единственной силой, которая могла противостоять наступающему капитализму, было православное государство./
Какое государственно-правовое устройство было в период православного государства? Случайно, не капиталистическое?..
Я знала, что мой комментарий наделает много шума. И очень приятно было прочесть не только «анафемы», но и мнения людей «раньшего времени», которые поняли о чем речь. Когда-то мы вполне могли противостоять оккупации Запада. Сегодня мы колония. Не завтра и не потом когда-нибудь… у меня есть кой-какое образование и опыт работы в данной области, поэтому я утверждаю: не далёк тот день в России, о котором пишет автор. И делается всё тихо, мы даже не успеваем понять последствий.
Как всё это связано с Православием? Для того чтобы продолжать и дальше спокойно ходить в Церковь, вокруг неё должен сохраняться системный буфер.
Что мы можем сделать? Для начала перестать ненавидеть своё «проклятое прошлое». Точнее, перестать это всеми силами демонстрировать. СССР – это такая же часть истории России, как и любая другая. Одно из средств достижения целей Запада – сломить дух народа. Этому мы вполне в состоянии противостоять.
Доцент государственного технического вуза.
Да, из окна обкомовского кабинета, наверное, именно так всё и выглядело...
Да Вы уже дошли до ручки, а всё не осознаете этого.
А как эта элита страны (лорды, епископы) представляет себе будущее своей страны, лет так на 10 вперед?
Фундамент уже залит и твердеет: институт семьи и брака на свалке, мерзость блуда у же в законе, гос. машина работает против естества человека, изменен стержень бытия...
Кто такой муж (мужчина)в их понимании? Кто такая жена (женщина)? Как выглядит теперь у них урод?
Кто сегодня Авторитет в Британии? Отец? Сын? Святой Дух?
А может образ Божий? Увы! Авторитета нет! Иерархии нет!
Им осталось, этим господам хорошим, только дождаться своего часа.
Кто-то к ним обязательно придэ и порядок наведэ. Забыли своего Авторитета будет чужой.
А затем, они все вместе захотят вновь прийти к нам, как раньше, в Россию, не в гости и со своим уставом поганым.
И если до того времени мы не определимся со своим Авторитетом в сердце и во власти, нам конец. Или уподобимся или погибнем.
Спасибо Сергей за статью, очень ценная подборка фактуры,
цитат и миропонимания этих людей.
" Не стоит забывать, что этот мир держится на силе".
Рад Вам сообщить, что Вы совсем не правы. Мир держиться исключительно на любви.
Вам очень правильно ответила Елена Л. про достоинства СССР, исчерпывающиеся их дореволюционными истоками.
"Дерево, которое не Отец Мой Небесный насадил- искоренится"- как то так вроде. Вот и искоренилось СССР. Гомосеки были всегда и будут всегда, и всегда их будет мало ( а в Раю нет совсем). Никогда они ничего в нормальной жизни людей не изменят. Все это пустые политизированные страшилки, дескать у нас не все отлично, зато у них - вообще гомосеки!
Не Ваша и не моя забота это дерево искоренять, само оно искорениться . А если в душе будет страсть ненависти и злобы - то хоть ты весь мир "лежащий во зле" из главного орудия расстреляй - ни мира в душе не добавишь, ни ближе к Богу не станешь.
То, что мы видим в результатах исследования - это не что иное, как знаменитое Окно Овертона в действии.
Начнем с регионального разреза. В Англии уголовная ответственность за гомосексуализм была отменена в 1967 году, а в Шотландии - лишь в 1980-м. Теперь мы видим, как этот разрыв во времени сказался на сексуальной самоидентификации. Разница в 16% гетеросексуалов - это явно не "статистическая погрешность". Слишком много."
Как "абсолютных гетеросексуалов" себе позиционирует, оказывается, уже не 89, а 72% британцев. Как абсолютных гомосексуалов - 4%. А вот 19% считают, что они "нечто промежуточное". Более впечатляющим было распределие результатов исследования п возрастным группам. "Но самый большой шок - это возрастная категория 18-24 года. В ней себя как совершенно гетеросексуальными позиционируют только 46% опрошенных! Также в этой возрастной категории 6% считают себя "сугубо гомосексуальными", а 43% относят себя к промежуточным типам.
А во-вторых, здесь речь идет не о деяниях СССР в целом, а лишь о его политике в отношении Церкви. А вот в этом вопросе, пожалуй, только римско-византийские императоры первых 3 веков христианства могут посоревноваться с советскими вождями. Почитайте новейшую историю РПЦ. Например, известно, что к 1939 г. из нескольких сотен храмов на всю Россию-матушку осталось 5 крупных и не более десятка деревенских. А высшего духовенства - всего 3 человека...
А нам сейчас необходимо усердно молиться Господу, чтобы Он остановил это нашествие на нашу страну и очистил мир в целом. Кроме Него никто и ничего сделать не сможет! Ни с этой бедой, ни в чем другом...
Единственной силой, которая могла противостоять наступающему капитализму, было православное государство. Потому православную Россию и "слопали" с удовольствием.
Я тоже внучка/правнучка строителей СССР и дочь весьма ревностных коммунистов. Более того, если бы не СССР, я бы и на свет не появилась, наверное. Хотя, - и я все больше в этом утверждаюсь, - если Богу было угодно мое рождение, это произошло бы независимо от политического строя... В СССР было очень много неплохих вещей, это нельзя отрицать.
Но, во-первых, бОльшая часть этих "хорошестей" - наследие из царского прошлого России, в т.ч. и моральный, духовный облик людей. Не забывайте, что даже наши бабушки (я 1973 г.р.) воспитывались еще в патриархальном духе: от прабабушек передалось. К тому же моральные и духовные устои наследуются вплоть до 12 колена, хотя и "размываются" по дороге новыми веяниями и приметами времени.
Обама (мнение которого нас мало интересует-как с воодушевлением рапортуют СМИ) дал отмашку и понеслось.
Что же до тоталитаризма - ничего удивительного. Тоталитаризм из западного общества никуда не уходил. Он только "переключался" с католицизма на протестантизм, с христианства на "цивилизацию", с цивилизации - на "равенство", с равенства - на права человека, с прав - на педерастов и так далее.
Теперь вот ужасаются... Но чему? Удивительным образом, насилие разливаемое Западом по всему міру, вдруг вернулось ему же внутренним расколом и насилием. Взявший меч от меча и погибнет? Самоубийство падением на меч?
P.S.: не надоело уважаемым авторам, где надо и не надо поминать СССР? Благодаря наследию Союза мы ещё живы. Мои предки были коммунистами, построили сильное антикапиталистическое государство, победили в ВОВ, раскатали американцев во Вьетнаме, обеспечивали мир в Сирии и Афганистане. Они жили по совести, несли ответственность за всех. Их больше нет… И вы хотите, чтобы я ими стыдилась? Да это просто смешно в своей наивности. Есть такой афоризм: «природа не терпит пустоты», если одна система отступает, то её место займет другая. Советская система была единственной, кто мог что-то противопоставить капитализму. Она была уничтожена. Теперь не удивляйтесь ни-че-му.