В последнее время общественность будоражит вопрос перезахоронения предполагаемых царских останков – на сей раз святого цесаревича Алексия и святой великой княжны Марии. Сторонники подлинности и, соответственно, захоронения данных останков в качестве основного аргумента ссылаются на т.н. записку Я. Юровского, согласно которой тела расстрелянных членов Царской семьи не были уничтожены, а захоронены в Поросенковом Логу под Екатеринбургом. У противников идентичности найденных останков также свои аргументы.
Но в связи с этими спорами встает вопрос еще об одной мрачной исторической тайне ХХ века.
Однако вспомним прежде дикую кампанию по уничтожению царских монументов, начавшуюся в 1918 году с памятника убитому от руки террориста великому князю Сергею Александровичу в Кремле – тогда В.И. Ленин собственноручно накинул веревку на крест, а потом понукал своих товарищей, чтобы они тянули ее концы и скорее низвергли ненавистный ему монумент.
Стараниями большевиков на территории Советского Союза были уничтожены все памятники царю-освободителю Александру ΙΙ. Уцелел лишь тот, который оказался стоящим на уже зарубежной территории – в Финляндии. Что же касается его сына Александра ΙΙΙ, то единственный сохранившийся памятник ему, созданный П. Трубецким, был оставлен скорее в качестве… исторического курьеза.
Был уничтожен даже ряд памятников Петру Великому, в частности монумент, где он изображен как мастер-кораблестроитель. Те памятники царским особам, которые не были снесены (Медный всадник, памятники Николаю I, Екатерине II), сохранились лишь по настоянию наиболее здравомыслящих представителей интеллигенции и по причине их художественной ценности.
Все иконы и лампады были сняты с царских могил, уложены в ящики и отправлены в Москву
К варварским акциям относится и разграбление царских могил в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.
Но на этом мародерство не закончилось. Документов о вскрытии царских гробниц не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.
Вот слова профессора В.К. Красуского (Колтуши близ Санкт-Петербурга):
“На груди у Петра был большой золотой крест… Производилось изъятие ценностей из царских гробниц”
«Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: “Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц”.
Зная А.А. Красускую как очень серьезного ученого и человека, я не могу допустить мысли, что всё сказанное мне ею было основано только на слухах. Она могла сказать о вскрытии гробниц лишь то, что ей было хорошо известно»[1].
А вот что пишет доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову:
«У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I»[2].
А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва):
“Гробница Александра I оказалась пустой: гроба нет, тела нет”
«Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова… мне известно следующее. Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой»[3].
Заслуживает внимания рассказ писательницы Надежды Павлович. Информацию о вскрытии царских гробниц передал ей племянник Урицкого Борис Каплун:
«В тот день Борис был взволнован: он только что с отрядом красноармейцев участвовал во вскрытии царских гробниц. “Зачем?” – спросили мы. – “Чтобы проверить слух, будто в царских гробах спрятаны царские сокровища”. В ту пору были случаи, когда, подражая старинным романтическим повестям, кое-кто устраивал фиктивные похороны, чтобы в нужный час достать “из-под земли” спрятанное богатство.
“Ну и что, нашли?” – “Нет, не нашли. Петр Великий сохранился лучше других – у него на пальце был бриллиантовый перстень, который мы думали снять для музея, но не решились”»[4].
Далее Павлович, ссылаясь на слова Каплуна, говорит, что другие цари сохранились много хуже, чем Петр, но главное: гробница Александра I совершенно пуста – гроба нет, тела нет.
До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное – встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения.
Что говорят власти?
Никакой информации нету !!!
Если нет документов и фотографий в свободном доступе, то это не значит что их вообще нет на свете. В РФ 5 категорий доступа в архивным документам. Если документ выше 4 категории, это гарантия того, что его никто из простых смертных не увидит никогда!
Советую сделать запрос то данной тематике в библиотеку Конгресса США. Там много, много интереснейшего материала по советским гробокопателям.
"Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его..."
Спаси, нас, Господи, вразуми, дай сил!
Прежде чем говорить о причислении кого-либо к лику святых, почитайте сначала информацию о том за какие заслуги причисляют к тому или иному чину, какие чины бывают и др. В каком чине Вы хотите причислить остальных царей к лику святых? Прославление в лике святых - признание Церковью либо особых достижений в вере и обретении святости (преподобные, блаженные, юродивые), либо заслуг в становлении и распространении веры (равноапостольные и святители), либо исповедания веры (мученики). Есть еще, конечно, благоверные, но это - государи, сильно послужившие распространению веры. А какие заслуги у царей перед Церковью Христовой? Заметьте, что в лике святых прославлены только князья и ни одного царя! Тут и со св. страст. Николаем II долго разбирались, пока не постановили, что его подвиг равнозначен подвигу страстотерпцев. Светские же заслуги оцениваются светскими органами. Например, орден Кутузова и т.п.
Царственные Страстотерпцы - это совершенно другое дело. Их останки еще захоронить надо.
...и с тех пор правителей не было?
Николай Карамзин писал в записке "О древней и новой России", что Петербург стоит на костях. Он имел в виду огромные жертвы среди крестьян, к-рые в жесточайших, бесчеловечных условиях строили основанный Петром город.