16 февраля в Петербурге в павильоне «ЛенЭкспо» открылась выставка «Романовы. Моя история». И это глубоко символично. Петербург является детищем династии Романовых. Он был создан мощной волею Петра Великого и пронизан духом империи.
Недаром Пушкин воспел его в поэме «Медный всадник»:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой стройный, строгий вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует…
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Из 300 лет правления Дома Романовых 200 лет приходятся на петербургский период его истории. И это – период расцвета не только государства. Именно петербургский период даровал нам таких всемирных святых, как преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский. И поэтому открытие выставки в Санкт-Петербурге значимо и символично.
Я много доброго слышал о выставке «Романовы». Но, тем не менее, придя на нее, был поражен. Во-первых – искусством и умением ее устроителей. При том что на выставке практически нет подлинников, впечатление от нее вполне сравнимо с созерцанием шедевров Эрмитажа или Русского музея.
Удачно чередовались разделы, посвященные конкретным царям, и экраны, на которых показывались фильмы, рассказывающие об армии, науке и т.д. Интерактивные экраны предоставляли предельно полную информацию о любом периоде 300-летней истории Романовых. Весьма порадовала деликатность авторов в освещении сложных, а временами и трагических вопросов русской истории. Так, в рассказе о царевиче Алексее Петровиче авторы обозначили версию о его удушении как спорную. И уж подавно не представляли его как страдальца или героическую личность. В правлении ряда императоров и императриц объективно выделялись как успехи, так и неудачи и провалы. Так, при освещении царствования Александра ΙΙ были обозначены как территориальные приращения, так и огромные долги и разгул коррупции. Информативно выставка оказалась неожиданно богатой. Будучи профессиональным историком, я узнал для себя много нового и интересного, особенно в области истории быта, начиная от появления в России очков при Михаиле Федоровиче и кончая спуском первого в мире теплохода «Вандал».
Однако не это главное. Удивительно другое. Авторам выставки удалось показать мистерию русской истории, ее таинственность и богоданность. Само начало – кровавая Смута, пожар Москвы и возрождение Святой Руси из пепла пожарищ 1612 года – способно привести в трепет. А далее – великие свершения эпохи Алексея Михайловича, его славного сына Петра Великого, победы Екатерининской эпохи, низвержение Наполеона с его «двунадесятью языками» показаны удивительно ярко и глубоко. Явлена слава Российской державы, и не только военная. Продемонстрированы успехи русской науки и просвещения, литературы и искусства. По сути дела фундамент нашей нынешней цивилизации и культуры – наследие Дома Романовых. И показана народная любовь к ним, начиная от Ивана Сусанина и до искреннего почтения перед Александром Миротворцем.
Ярко представлена трагедия святого страстотерпца императора Николая, любившего свой народ, свою державу, но столкнувшегося с разрушительными силами, с которыми вряд ли справился бы даже Петр Великий. Из материалов выставки становится ясным, какую огромную государственную работу проделал император Николай и сколько сил он положил для преодоления русской смуты. Однако в тот раз она превозмогла.
И, тем не менее, гибель Великой Империи не знаменовала ни погибели государства Российского, ни конца Святой Руси. Напротив, в гонениях она возродилась и окрепла, что ярко продемонстрировано на выставке.
Воистину явлена «История, которую Бог нам дал». И у этой истории есть продолжение. Свидетельством тому – множество верующих, пришедших поклониться Феодоровской иконе Божией Матери и помолиться о возрождении нашего Отечества и процветании Святой Руси.