Традиционная культура, народное христианство и оккультный нью-эйдж

Нужна ли традиционная культура современному человеку? Что такое фольклор, и как православному христианину относиться к нему? В чем принципиальная разница между традиционной культурой и неоязычеством, оккультизмом? На эти вопросы отвечают генеральный директор Государственного центра русского фольклора Александр Викторович Ефимов и сотрудники центра: кандидат искусствоведения Екатерина Анатольевна Дорохова – заместитель генерального директора по научной работе – и Сергей Николаевич Старостин – заведующий сектором инструментального фольклора, известный этномузыкант, мультиинструменталист и собиратель русского фольклора.

Государственный центр русского фольклора создан более 25 лет назад. Все эти годы сотрудники центра ездили в этнографические экспедиции по деревням и селам разных областей России, фиксировали и изучали уходящую традицию. Усилиями этих людей, а также многих других энтузиастов удалось собрать серьезную коллекцию материалов по русскому фольклору. В центре работают этнографы, историки, фольклористы-филологи, музыканты, хореографы и специалисты по декоративно-прикладному искусству. Каждый из них видит свою задачу в том, чтобы не только зафиксировать или воспроизвести то или иное явление народного творчества, но и осмыслить его, понять и представить для широкой аудитории.

Крестьянские девушки. Нижняя Топорня. Река Шексна. Фото: С.М. Прокудин-Горский. Нач. XX в. Крестьянские девушки. Нижняя Топорня. Река Шексна. Фото: С.М. Прокудин-Горский. Нач. XX в.

– Зачастую со стороны священнослужителей и православной общественности мы видим несколько настороженное отношение к традиционной культуре. В чем, по-вашему, причина такого отношения?

Сергей Старостин: Многие из современных православных христиан, особенно более старшего возраста – и священнослужители, и прихожане храмов – это просто бывшие советские люди, пришедшие в Церковь. И все мы прекрасно понимаем, с каким внутренним багажом они пришли. В свое время было приложено много усилий, чтобы вытеснить традиционную культуру из их жизни. И как в советское время многие просто не знали о существовании традиционной культуры и совершенно не представляли себе, что это такое, так не знают и сейчас. Как была дошедшая по инерции информация, что весь фольклор связан с язычеством, так с тех пор ничего и не изменилось. Это беда не только духовенства, не только прихожан храмов, но и почти всех наших современников.

– Вы сказали, что в советское время традиционная культура вытеснялась и замалчивалась. Почему так происходило?

Традиционная культура неразрывно связана с церковной жизнью, потому в советское время ее и притесняли

С.С.: Я много размышлял над тем, почему же русская традиционная культура так яростно вытеснялась большевиками. После переворота 1917 года перед властью встал вопрос о создании новой веры для народа, поскольку Православие подлежало уничтожению. Но большевики отдавали себе отчет в том, что народ, который 1000 лет жил определенным образом, бережно хранил традицию, передавал ее из поколения в поколение, просто так от нее не откажется. Значит, надо было выдумать особый прием, перевести народ «на другие рельсы». Это почти удалось, хотя не везде гладко, но в итоге «новый советский человек» постепенно сформировался. Почему традиционную культуру замалчивали, забывали, притесняли? Потому что традиционная культура была неразрывно связана с церковной жизнью. Это была единая культурная среда.

Однажды в фольклорной экспедиции в Курскую область я наблюдал, как прихожане отмечают Троицу. Утром люди идут в храм, несут с собой охапки березовых веток, вся церковь усыпана березовыми листьями. Во время коленопреклоненных молитв плетут себе венки и потом выходят в них из церкви. Священник одобрительно ко всему этому относился: для него все это было совершенно естественным. А в Белгородской области сам священник первым плел этот венок и надевал на себя. Люди помолились Богу, затем отдают дань семье: идут и празднуют, отмечают.

Генеральный директор Государственного центра русского фольклора Александр Викторович Ефимов Генеральный директор Государственного центра русского фольклора Александр Викторович Ефимов
    

Александр Ефимов: В 20–30 годы ХХ века многовековой уклад крестьянской жизни объявили «отсталым». При этом стало пропагандироваться и активно внедряться такое культурное явление, как «самодеятельное народное творчество». К сожалению, некоторые советские фольклористы стали инструментом этой политики. Приезжая в экспедицию, фольклорист выбирал только то, что подходило для сельского клуба, а все остальное подлежало забвению. В то же время происходили и противоположные процессы: при некоторых вузах появились отделения, лаборатории, которые стали заниматься изучением народной культуры, отправлять студентов в фольклорные экспедиции. Таким образом в СССР сложилось два параллельных движения. С одной стороны, официальное «народное творчество», которое утратило народные корни, выпало из повседневной жизни и стало абсолютно сценическим, активно поддерживалось государством. С другой стороны, под спудом советской действительности шла работа исследователей-фольклористов, которые, начиная с 20-х годов ХХ века, действительно изучали фольклор, организовывали фольклорно-этнографические концерты, поддерживали аутентичные фольклорные коллективы.

Екатерина Дорохова: Что касается настороженного отношения к фольклору со стороны церковной общественности, хочу сказать следующее. Мне кажется, здесь нужна взаимная просветительская работа и внятная позиция Церкви по данному вопросу. У нас есть замечательное издание – «Православная энциклопедия», – которое охватывает почти все сферы нашего бытия, в которой сформулировано отношение Православной Церкви к очень многим явлениям, даже тем, которые выходят за рамки церковной жизни, но только не к традиционной народной культуре. К ней у Русской Православной Церкви нет никакого отношения.

Один священник, который регулярно ходит на наши мероприятия, сказал мне: представители духовенства поставлены в такие условия, что им самим приходится решать, как им относиться к народной культуре. Вот они и решают. И некоторые священнослужители так рьяно борются с этой уже угасающей, умирающей русской традиционной культурой, что мы просто не успеваем за ними. Приедешь, а батюшка уже что-то запретил.

    

– Мне кажется, это непонимание между Церковью и интеллектуальными фольклорными кругами привело к тому, что неоязычники очень активно оседлали тему народной культуры. И люди, которые хотят что-то узнать о своих корнях, попадают чаще всего к ним.

У неоязычников встречаются просто вопиющие вещи, особенно со всем, что связано с масленицей. Тут и «комоедицы» какие-то

Е.Д.: К сожалению, это действительно так. Те неоязычники, с кем приходилось как-то сталкиваться (в интернете в основном), в большинстве своем абсолютно безграмотны в области народной культуры. Они используют какие-то наши наработки, но в той форме и в том количестве, в котором они им нужны, чтобы подкрепить свои безумные выдумки. Но при этом им не на что опереться: многие вещи, которые они декларируют, не имеют под собой абсолютно никакой реальной основы. Все это из области «хочешь быть богатым, придумай свою религию». Вот они и придумывают, потому что никто не может даже примерно сказать, что было на Руси 1000 лет назад и что представляло собой то язычество. При этом у неоязычников встречаются просто вопиющие вещи, особенно со всем, что связано с масленицей. Тут и «комоедицы» какие-то – идиотизм, от которого просто волосы на голове шевелятся. Это все придумывается и почему-то тут же очень активно подхватывается и раскручивается средствами массовой информации.

Кандидат искусствоведения Екатерина Анатольевна Дорохова Кандидат искусствоведения Екатерина Анатольевна Дорохова

– Получается, что это своеобразный нью-эйдж? Люди, которым не нравится растущее присутствие в культурной жизни Православия и христианства, берут все это на вооружение и раскручивают.

А.Е.: Это началось с 60-х годов ХХ века. Создавались специальные праздники – целый государственный календарь появился, который должен был заслонить православные праздники. Все эти проводы зимы, праздник русской березки и т.д. Проводилась очень большая работа, чтобы отвлечь молодежь от Церкви. И сейчас похожая ситуация. Зайдите в интернет и наберите в поисковой системе «Русский фольклор». Первыми окажутся сайты неоязычников. Кто такие эти неоязычники? Это, как правило, офисные работники, что называется, научившиеся пользоваться интернетом. Они не стесняют себя соблюдением авторских прав – стягивают на свои ресурсы много разнообразной информации и этим привлекают публику. Если человеку нужен зрительный или звуковой контент, он заходит в поисковую систему, попадает к ним, идет по ссылкам и погружается в этот омут.

Работники учреждений культуры также часто обращаются к неоязыческим ресурсам. Предположим, надо срочно подготовить сценарий народного праздника. Они заходят в интернет, попадают на неоязыческий сайт, скачивают оттуда информацию, на основании которой делают методичку, и у них получается в итоге нечто весьма странное. Отличить, где реальный фольклорный материал – научно выверенный, точный, а где сумасшедший бред – они не могут. И это притом, что Государственный центр русского фольклора как раз осуществляет методическую помощь и может дать исчерпывающие консультации по работе с нематериальным культурным наследием, направить, научить всех, кто хочет заняться собиранием, исполнением, любой деятельностью, связанной с традиционной народной культурой. Но к нам, к сожалению, обращаются немногие, потому что проще скачать информацию с сомнительного сайта, чем разобраться в чем-то серьезно. Сейчас центр стал создавать большие информационные ресурсы, мы работаем и в социальных сетях. Началась большая просветительская и информационная работа.

    

С.С.: Потребность прикоснуться к своим корням у современного человека достаточно велика, но люди от незнания зачастую прибиваются к каким-то совершенно безобразным вещам. Как-то я стал свидетелем современного волхвования. Меня пригласили на семейный фестиваль; то, что я там увидел, меня просто шокировало: люди встали в кружок, вышел какой-то совершенно безголосый странный тип и начал волхвовать, выдумывать какие-то молитвы, опираясь на известные из литературных источников имена и названия славянских богов. Все стояли вокруг и слушали. Не вдаваясь в подробности, скажу: все это волхвование выглядело настолько беспомощно, это было просто жутко. От этого несло не только самодеятельностью, но и каким-то бескультурьем, немощью. Но люди странным образом идут за подобными «новшествами» – и сразу задумываешься: почему? В свое время были подрублены корни, и целостность культуры – деревенской (светской) и церковной, которые находились в синкретическом единстве, – была утрачена. И с того момента, когда стали осуществлять эту подмену, о которой говорилось выше, возник какой-то внутренний человеческий хаос, который достиг сейчас абсурда.

– Как преодолеть этот барьер непонимания? Как донести до приходских священников, насколько может быть полезно возродить на приходе настоящую традиционную культурную жизнь?

А.Е.: Я беседовал со многими священниками: у духовенства есть боязнь – зачастую они воспринимают народную культуру исключительно как оккультизм. То есть они еще не узнали красоты подлинной традиционной культуры, но уже столкнулись в своей пастырской практике со склонностью некоторых прихожан к оккультизму. Когда, например, приходят какие-то дамы, совершают всякие манипуляции со святой водой, с просфорами, со свечами… В традиционной русской культуре этого никогда не было. И сейчас, особенно в крупных городах, настоящая эпидемия этой оккультной шизофрении, и, конечно, некоторые отцы опасаются этого.

Обряды и традиции абсолютно естественны – это народное христианство

И есть еще проблема, которая вызывает у духовенства некие опасения. Не все различают, что такое реликты язычества и что такое народное христианство. Зачастую у нас народное христианство считают язычеством. Академик Никита Ильич Толстой как-то раз сказал, что с приходом христианства язычество на Руси погибло, то есть его нет. И никто из тех людей, которые встречают весну, например, закликают жаворонков, лелёкают, не молятся никаким богам, они их просто не знают. Более того, если ты им скажешь, что они язычники, то они возмутятся и обидятся, потому что это действительно несправедливо. Обряды и традиции абсолютно естественны – это народное христианство. Не только в России, но и, например, на Балканах это есть – огромные пласты культуры, не описанные в церковных правилах. И эти традиции роднят наши страны.

Сергей Николаевич Старостин, этномузыкант, мультиинструменталист и собиратель русского фольклора Сергей Николаевич Старостин, этномузыкант, мультиинструменталист и собиратель русского фольклора

– Был ли у вас опыт взаимодействия с приходами, церковными структурами?

С.С.: Расскажу о своем опыте. Я прихожанин храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново. Уже очень много лет народные праздники отмечаются прямо на территории храма, и ни у кого это не вызывает никаких вопросов. Я уже не говорю про традиции и обряды, связанные с великими церковными праздниками – Рождеством, Пасхой, Троицей, – без фольклорного компонента наши прихожане этих праздников уже не представляют, люди понимают ценность этого. Никто же не представляет себе пасхальный стол без кулича и крашеных яиц! Так почему же другие традиции, праздники, от которых наша жизнь становится ярче и красивее, должны быть забыты?

Я общался со студентами Нижегородской семинарии – меня пригласили провести для семинаристов мастер-класс о русской крестьянской традиции. В течение творческой встречи шаг за шагом я объяснял им, что ценного есть в традиционной культуре, и они не нашли в ней ничего антихристианского. Напротив, они поняли ценность и глубину того, что они услышали. Мне кажется, что такие встречи должны продолжаться и в духовных семинариях, и в других учебных заведениях. Если нас будут приглашать, мы обязательно будем приезжать, давать концерты, рассказывать, и думаю, что лед постепенно тронется.

Е.Д.: У меня тоже был такой опыт – я приезжала выступать в Свято-Тихоновский университет перед студентами миссионерского факультета. Я специально показала им видеоматериал о самых острых, спорных обрядах – таких, в которых можно было усмотреть язычество. Мы посмотрели записи обряда «похороны стрелы» и записи разговоров с людьми – как они сами объясняли свои действия. Я спросила студентов, язычество ли это, по их мнению. И все они сказали: нет. Напротив, заинтересовались и захотели узнать про это как можно больше. Я пыталась донести до них, что если народ, прошедший многовековую историю, сохранил какие-то песни, обряды, то он сохранил их не благодаря, а вопреки всему. И если им это запрещали, а они все равно сохранили, то, значит, это очень важно для них.

В своей экспедиционной работе я стала свидетельницей таких случаев, когда человек буквально в последний день своей жизни, когда он уже понимал, что уходит, просил позвать не только священника, но и соседей, чтобы спеть с ними песню, потому что он хотел уйти с этой песней. Значит, это что-то очень важное в жизни людей, и нельзя на это закрывать глаза, нельзя делать вид, что этого не существует или что лично ты вправе это уничтожить. И как мы уже говорили, церковная жизнь много веков находилась в неразрывной связи с народом – с его обрядами, праздниками, представлениями. И когда священник эту связь осознает и старается ее каким-то образом воссоздавать, то это идет на благо церковной жизни. Не секрет, что в селах сейчас не так уж много людей ходит в храм. Может быть, это и случайность, настоящей статистики у меня еще нет, но могу заметить по моему опыту: там, где священник или матушка говорят: да, я хочу возродить традицию, – там как раз храмы полны, там все очень гармонично складывается.

– А что конкретно ваш центр и его специалисты могут сделать в этом направлении? Какие формы сотрудничества с Церковью вы можете предложить на уровне приходов и на уровне духовных учебных заведений?

Наша давняя мечта – возрождение престольных праздников на селе с церковной и народной составляющей

Е.Д.: Это могут быть обучающие курсы, лекции, дискуссионный клуб – открытые площадки, где происходит обмен мнениями по острым проблемам, в том числе связанным с неоязычеством. Мы открыты к любому взаимодействию. Наша давняя мечта – возрождение системы престольных праздников на селе. Чтобы это были праздники с церковной и народной составляющей – чтобы все вернулось на свои места так, как это было раньше. Нам кажется, что мы видим пути, как осуществить это.

А.Е.: В советское время руководители колхозов устраивали на престольные праздники дни колхозов, чтобы отвлечь колхозников от Церкви. Потому что люди знали, что у них престол, и приходили даже к руинам своего храма. Потому что для деревень, объединенных вокруг села, престольный праздник был главным днем в году. После службы устраивался совместный праздник: хороводы, трапеза на улице вскладчину, традиционная ярмарка. С этой традицией советским властям было очень трудно бороться.

Насчет сотрудничества… мы могли бы проводить методическую работу, в том числе с церковными хоровыми коллективами. Мы могли бы помочь с репертуаром, объяснить тонкости народного исполнения, обработки народной песни. Мы готовы оказывать любую помощь в съемках фильмов, тематических программ и т.п. Нам очень нужна регулярная телепередача на одном из православных каналов, где можно было бы рассказывать о русских традициях, – необходим выход на широкие экраны, чтобы люди начали понимать и отличать, где культурное наследие – этот многовековой пласт, а где поздние наносные слои, в том числе и оккультные.

– Для чего традиционная культура нужна современному человеку?

С.С.: Для того, чтобы он не растворился в современном мире, не исчез. Если он хочет себя осознавать русским человеком, принадлежащим к русской культуре.

В Москве в десятки раз больше кельтских групп, чем русских, при том что русская музыкальная традиция намного богаче

Один из парадоксов – музыкальная ситуация Москвы. По самым скромным подсчетам, в Москве в десятки раз больше кельтских музыкальных групп, чем русских. Всем нравится кельтская музыка, никому не нравится русская музыка. Сейчас чуть ли не в каждом клубе играет кельтская группа с кельтским названием. Эти молодые ребята наряжаются кельтами, изучают кельтскую историю, культуру. Не воспитав как следует своих детей, мы через поколение получим здесь кельтов вместо русских. При том что своя культура богата настолько, что кельтам даже и не снилось. Но этот барьер между русским народом и его собственной культурой, к сожалению, существует, и проблема в том, как его преодолеть, как донести до молодежи ценность своей культуры.

Два года назад при Школе русского фольклора нашего центра мы собрали группу ребят и стали играть на русских рожках. Так возник коллектив «Зубцы», состоящий из ребят, которые раньше играли кельтскую музыку, а теперь вернулись к своим рожкам. И они увидели, что, оказывается, в своей культуре тоже есть такой интересный, сильный инструмент. Этой весной мы выступили на кельтском фестивале – это была просто сенсация. Наши русские «кельты» увидели, что мы играем на каких-то непонятных для них инструментах (кельтские для них понятны, а русские – непонятны), и это звучит «круто», сильно. Мы даже майки решили сделать с надписями: «Верни должок – играй в рожок».

Это все, конечно, хорошо, но мощи у нас не хватает, потому что настоящие потомки кельтов взялись за пропаганду своей культурной истории очень мощно, а у нас все как было, так и остается, – нет возможности продвижения. Я ничего не хочу сказать плохого про кельтскую музыку – она заводная, веселая, интересная. Но привлекательность кельтской культуры поверхностная – она может зацепить тебя сейчас, но она не проникает в сердце, вглубь и не задерживается там.

В последнюю четверть ХХ века произошел колоссальный русский исход, который никто особо и не заметил, но с точки зрения статистики об этом можно было бы поговорить очень серьезно: это десятки, если не сотни тысяч людей, которые находились в активном духовном поиске и которые не пришли в храм. Они уехали в Тибет, в Индию и т.д. в поисках духовного смысла. И это на самом деле очень серьезное упущение: они не нашли смысла и жизни в своих собственных корнях. Этот исход не случайно совпал с окончательным увяданием, уходом традиции в конце ХХ века. Где-то остались маленькие островки, но традиция ушла. И народ пошел за духовным смыслом, но совершил колоссальный промах.

    

А.Е.: Эту проблему надо решать на государственном уровне. В Вологодской области несколько лет назад был принят закон об охране культурного наследия и соответствующая программа. Причем финансирование этой программы уже сведено к минимуму, но работа все равно идет. В каждом районе были открыты Центры традиционной культуры, которые занимаются фольклорными экспедициями и работой с детьми. Благодаря этим центрам в некоторых населенных пунктах детская преступность упала до нуля! Но никто по телевизору не говорит об этих достижениях и о том, с чем они связаны. Если бы в каждом регионе был принят такой закон – представляете, каких результатов можно было бы достичь.

Е.Д.: Современные люди часто задаются вопросом: зачем нам нужна традиционная культура? И мы пытаемся донести, что важно не просто узнать технологию воссоздания тех или иных предметов декоративно-прикладного искусства или выучить конкретные песни. Очень важно понять, где, как, при каких обстоятельствах могли звучать эти песни, что было с этим связано. Некоторые этот контекст – обряды, праздники, верования, представления русского народа – недооценивают. Говорят: «Зачем нам какие-то непонятные верования? Вот, у нас есть песни, танцы, и этого нам достаточно». Но дело в том, что сами песни и танцы – это только вершина айсберга. Они были созданы определенным мировоззрением. Это представления наших предков о месте человека в этом мире, о его отношениях с природой, с Богом, с людьми внутри социума и о многих других вещах. Это мировоззрение находит свое отражение в песнях, плясках, народном прикладном искусстве, поговорках, сказках. Вот почему важно не только фиксировать и воспроизводить все это, но проникаться народной мудростью, которая передается посредством художественного языка.

С сотрудниками Государственного центра русского фольклора
беседовал иеромонах Игнатий (Шестаков)

15 июня 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО) Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО)
Свящ. Георгий Максимов
Беседа с бывшим неоязычником (+ВИДЕО) «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё»
Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым (+ВИДЕО)
Это религиозный новодел. Сколько «волхвов», столько и учений, столько и неоязычеств. И ими будет впитана любая идеология, которая ложится на гордыню и отрицает при этом христианство.
Язык их враг их Язык их враг их
О некоторых лингво-мифах современных язычников
Язык их враг их Язык их враг их
О некоторых лингво-мифах современных язычников
Максим Кузнецов
Кого славит «православие»? Носил ли свастику Евпатий Коловрат? Зачем князь-язычник Святослав цитирует апостола Павла?
Традиционная культура: история и церковная миссия Традиционная культура: история и церковная миссия
Беседа с этнографом Ириной Кузнецовой
Традиционная культура: история и церковная миссия Традиционная культура: история и церковная миссия
Беседа с этнографом Ириной Кузнецовой
К сожалению, у современного городского человека словосочетание «народная традиционная культура» вызывает ассоциации только с частушками и суевериями. Такое представление сформировалось в советский период, когда сохранялась только развлекательная составляющая народной культуры. Но традиционная культура – это образ жизни, система ценностей, устные традиции, нормы и правила общения и поведения, верования, обычаи, обряды, празднества.
Комментарии
Павел26 января 2018, 23:25
Добрый вечер! Меня зовут Павел. Генерал - лейтенант Халилов В.М. главный военный дирижер в 2014 году предложил мне сделать современную русскую волынку и создать на ее основе целое семейство волынок: сопрано, альт, тенор и бас и что в итоге возродить первый русский военный оркестр из русских волынок, рожков, свирелей и жалеек, который был уже создан в Первом русском государстве Первым русским царем Иваном Грозным в 1547 году по новому времени.В Британии на основе шотландского хайлэнда в 20 веке, а по - русски средневековой волынки,современную большую трехбурдонную волынку, а в 1947 году королевский оркестр волынок для подъема национальной гордости и духа свое народа.
Александр 1 июля 2016, 10:59
Ирина "Когда масленица празднуется просто как весёлый народный праздник, с угощением нуждающихся и подготовкой к Великому посту, но без сжигания чучела, то специалисты в области народной культуры говорят, что это не аутентично, рафинированное представление, т.е. надо с головой погружаться в языческие обряды". Повторяю еще раз: ежели пытаетесь иметь суждение о предмете - разберитесь в нем. Никогда реальные специалисты в области народной культуры не будут говорить о сожжении чучела, как обязательном явлении масленичной обрядности. Ни один реальный специалист в области народной культуры не будет говорит об аутентичности языческих обрядов - т.к. НИ ОДИН (!) языческий древнерусский обряд наукой не зафиксирован. Вы упорно пытаетесь выдать собственные представления о "язычестве" - за мнение специалистов. Да, и еще, исходя из вашей логики: все итальянцы, греки, испанцы и пр. - сжигающие рухлядь или чучела на праздники - "погружены в омут язычества"?
Ирина30 июня 2016, 08:49
Думаю, что элементарные знания народных традиций позволяют мне относиться к ним с интересом и пониманием. Костюмы, песни, промыслы отражают целый пласт нашей истории, которую надо знать. Но смешивать языческую обрядовость с православной, погружать человека в мир тотемов, языческих богов, приметы, которые и так на каждом шагу встречаются в церкви не нужно. Когда ко мне приходит знакомая и говорит: «Я знаю, что самоубийц можно поминать на троицу в церкви…», я понимаю, что человек где-то слышал о языческом веровании. «Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах — во вторник («Задушные поминки» Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М, 1880. — 607 с. Кто- то ест вербу в течении года, после ее освящения в церкви. Как к этому относиться? Когда масленица празднуется просто как весёлый народный праздник, с угощением нуждающихся и подготовкой к Великому посту, но без сжигания чучела, то специалисты в области народной культуры говорят, что это не аутентично, рафинированное представление, т.е. надо с головой погружаться в языческие обряды. При этом зная, что ритуальное сожжение дань языческому божеству? Так где же эта золотая середина?
olga28 июня 2016, 16:51
Ирине 24.06.2016 10:00 "Для большинства населения литургия перестала быть центром церковной жизни. ...Таким образом, в значительной своей массе православные русские люди не имели в достаточной мере основного духовного питания и плохо сознавали его необходимость. Вследствие этого, в них неизбежно стало меркнуть и сознание того, что такое есть в своем существе Церковь, в чём заключается её жизнь.
В купечестве и крестьянстве древнее благочестие оставалось более живым. Здесь ещё сохранился былой до-петровский, окрашенный церковностью, быт. Но в этом быту благочестие часто выливалось в пристрастие к внешней обрядности, которая, особенно в крестьянстве, сочеталась нередко с суеверными языческими обычаями. Кроме того, в этой среде за обрядовым благообразием нередко скрывался самый грубый бытовой материализм." Священник А. Семенов-Тян-Шанский из книги Отец Иоанн Кронштадтский. 1955.
Ольга Ключникова27 июня 2016, 14:39
Ирина24 июня 2016, 10:00

"Но "народники" ни слова не говорят о христианской Троице" - пишите Вы о мероприятии в Астрахани. "Народники" "народникам" - рознь. В данном интервью сотрудников Государственного центра русского фольклора(см.выше) говорят самые, что ни на есть, "народники". Эксперты в своей области - наверное, дело в этом.. Уровень разговора о народной традиционной культуре всегда должен вестись только на очень высоком уровне, иначе он рискует свестись до уровня "одна баба сказала"...
Ольга Ключникова27 июня 2016, 14:14
Зоя16 июня 2016, 22:00

"Что мы должны понять из пройденного длиной в 70 лет урока?Какие выводы сделать? И куда дальше идти?" - пишете, Вы.

Вопросы правильные. На мой взгляд, главный урок - заключается в том, что любить свою Родину - Россию - нужно независимо от того, какие "вихри враждебные веют над нами" и какие испытания нам достаются. Благословенны эти испытания - в них укрепляется дух. Поэтому поливать советский период - не к лицу православному русскому человеку. Народ вышел из этого горнила, отстроив заново свою страну после Великой войны, закалив волю, дух, подняв на новый уровень образованность всего народа. Возвращение к вере показало, что народ очнулся и вновь сделал свой цивилизационный выбор, как и тысячу лет назад.. Культура России держится на вере во Христа, Спасителя нашего - это главное. А значит, милосердие и веротерпимость продолжает оставаться для нас ценностью. Нужно не потерять все лучшее, накопленное Россией за многовековую ее историю, в том числе народные традиции,в которых воплотилась душа народа.
Ольга Ключникова27 июня 2016, 13:23
olga24 июня 2016,00:00

Я это себе не только представляю, но и, смею надеяться, делаю.. В Российский фольклорный союз входит большое количество и фольклористов, и практиков (исполнителей), и любителей. В реалиях современного мира они находят место для традиционной народной песни, которая всегда имела свой ареал звучания и была одной из важнейших скреп деревенского социума, языком общения и взаимопонимания людей. Эту функцию народной песни важно почувствовать и сохранить. Ее надо совместно "сладить", тогда ценность песни возрастает многократно: она обретает свою сердцевину - то, что "между нами".
Л.К.26 июня 2016, 15:49
Александр25 июня 2016, 11:00 "но элементарные познания все же желательны." Я прошу прощения, но какие "познания" могут быть о "дохристианском происхождении праздника Троицы"? Я уж не говорю о самой нелепости постановки вопроса в принципе, но ведь попросту элементарно нет никаких хоть более-менее внятных источников о т.н. "славянском язычестве". И понятно почему. Потому что сама письменность пришла к нам только с принятием христианства. А все инсинуации на тему "дохристианского происхождения православных праздников" это чистой воды фантазии и домыслы фольклористов. И к сожалению, зачастую фантазии не безобидные...
Александр25 июня 2016, 11:40
Ирина!

"Недавно побывала на круглом столе «Троицкие обряды регионов России: традиции и инновации»организованного Астраханским методическим центром народной культуры и поняла, что православных людей там не было".

Удивительно, как вы лихо размазали всех участников этой встречи... Понимания сложности народных традиций - от вас никто не требует, но элементарные познания все же желательны.

Для начала поговорите с бабушками о том как они "начинают верить в траву". Посмотрите на их реакцию. Их православность не уступает вашей, как минимум.
Ирина24 июня 2016, 10:29
"Двоеверие" и "народное христианство" относится к церковной традиции неоднозначно.Как правило, народные традиции берут верх. Недавно побывала на круглом столе «Троицкие обряды регионов России: традиции и инновации»организованного Астраханским методическим центром народной культуры и поняла, что православных людей там не было. Ученые, фольклористы мастера декоративно-прикладного искусства отражали только языческие традиции. Прозвучал даже доклад "Дохристианское происхождение Троицких обрядив".В языческой традиции символ Троицы понимается совсем иначе, чем в христианских. Речь шла о чем угодно: о русалках, о семицких хороводах, о вязании березок о гадании на венках, показывали фотографии из церкви, где бабушки во время коленопреклонённых молитв плетут венки и стоят на траве, которой украшен храм босыми ногами. и все это подается как народные традиции. Потом бабушки начинают верить в траву , а девушки в то, что жених приедет с той стороны, куда поплыл венок. весело. Фестиваль "Зеленые святки" у нас в регионе проходит не первый год, приурочен к празднику святой Троицы. Но "народники" ни слова не говорят о христианской Троице
olga24 июня 2016, 00:06
Ольге Ключниковой 22.06.2016 17:00 Просмотрите мой второй комментарий. Там, как раз об этом. И с Вами и Петром Ильичом, разумеется, согласна. Вот только, одно но. "Поэтому нужно культивировать не обработку, а естественный рост." У меня, соответственно, возникает резонный вопрос, как Вы себе это представляете в реалиях современного мира?
Ольга Ключникова22 июня 2016, 17:28
Для olga 15 июня 2016, 22:0
olga, вы во многом правы, когда рассуждаете о важности русской песни для нашего народа. Мы - поющий народ. И - да! - "в русском народе,действительно, песня продолжение молитвы, как и молитва продолжение песни". Но вы перепутали народную песню и советскую массовую песню. В те времена она звучала из всех радиоточек и на ТВ. Эти песни знали все наизусть и проходили на уроках пения в школе, пели в пионерлагерях. Момент навязывания был очень сильный. Там были свои талантливые создатели, но станет ли она поистине народной - можно будет говорить только через очень много лет - может быть, лет через 100... не многие из этих песен проживут хотя бы 50 лет. Половину их уже забыл народ.. А вот традиционные крестьянские песни, выкошенные, казалось бы, уже совсем - пробиваются сквозь асфальт... Задачу подхватить традицию, не потерять то, что складывалось веками и многими поколениями, взял на себя Российский фольклорный союз,а теперь и Государственный центр русского фольклора заявляет и поддерживает инициативы по сохранению, освоению и актуализации песенной культуры народа.Композиторы пусть пишут - это их удел... Но подлинная народная песня должна иметь безусловное право звучать. "Обработка" происходит незаметно для жизни одного поколения, если это процесс естественный. Хочу напомнить известные слова П.И. Чайковского: «Никто не может безнаказанно прикоснуться святотатственной рукою к такой художественной святыне, как русская народная песнь, если он не чувствует себя к тому вполне готовым и достойным...". Поэтому культивировать надо не обработку, а естественный рост..
Иоанна_19 июня 2016, 19:15
Иван, я считаю, что вполне можно назвать это вавилонским пленением. Без всяких кавычек. Уже хотя бы потому, что всю эту здесь перечисленную макулатуру нас заставляли считать ЛИТЕРАТУРОЙ. Скажу даже больше. В 80-е годы у нас на филфаке существовала кафедра советской литературы, и там изучали "Малую землю", "Целину" и "Возрождение" как ЛИТЕРАТУРНЫЕ произведения, рассматривали их как объект художественного анализа и даже защищали диссертации! Попытаюсь ответить и на закономерный вопрос: куда сейчас подевались писатели? Писатель и вообще художник - дело тонкое, растение экзотическое, а если десятилетиями его выкорчёвывать, изводить под корень, а поле усердно засевать сорняками, то вряд ли уместно будет спрашивать: А что это у вас тут вообще выросло? И где моя долгожданная пшеничка? Правда, простите, друзья, кто такие Семёнов и Василенко, я не знаю. Всех с праздником Пресвятой Троицы!
Иван19 июня 2016, 16:39
Макс16 июня 2016, 14:00 "Советская власть боролась не с ярмарками!" Конечно не с ярмарками. Советская власть боролась с самим духом русского народа. Для всех этих Троцких-Бронштейнов и Свердловых-Розенфельдов само слово "русский" было ненавистно. Россия в устах этих деятелей всегда "дикая", "отсталая", "мракобесная". Впрочем наследники этой русофобской линии и сейчас трудятся над оплевыванием исторической России...
Иван19 июня 2016, 16:26
Лариса Воронина16 июня 2016, 14:00 "братья Вайнеры, Ильф и Петров, Маяковский, Шолохов, Рыбаков, Фадеев, Семёнов, Василенко, Олеша, Булычов, Гайдар, Катаев и десятки, десятки имён – это всё «вавилонский плен»? Лариса, это не вавилонский плен, это просто бездарные (за исключением может быть только Шолохова) русофобствующие исполнители партийного соцзаказа. Что бы это понять, достаточно сравнить "творчество" этих советских деятелей с творчеством настоящих мастеров слова - от Гоголя, Тургенева и Достоевского до Бунина и Чехова...
Андрей18 июня 2016, 00:35
На сколько я могу судить статья вызвала живейший отклик. Согласные и несогласные одинаково неравнодушны к теме. Советские и постсоветские псевдонародные праздники пусты без православного наполнения и выливаются в массе своей в очередную коллективную пьянку.Русское Православие без народной традиции теряет значительную долю своего обаяния и уникальности. Возрождаются храмы, появляются новые приходы, всё больше людей ходит в церковь, думаю вслед за этим неминуемо будет возрождаться и традиция. Не все читали сочинения отцов церкви, но все видели как их бабушка молилась в тот или иной праздник, пекла кулич на пасху по своему собственному уникальному рецепту, пела свою собственную колыбельную. Придя в церковь, участвуя в жизни прихода совершенно по новому начинаешь видеть те крупицы народной традиции которые сохранились и переданы нам в наследство нашими родителями. Выстраивается та логическая картина мира которая была разделена, разорвана и без которой нет народа в полном понимании этого слова. Это единство-тот источник с действительно живой водой который несомненно оживит дух народа сделает его существование осмысленным и самобытным. Православие духовный стержень русского народа, традиция то что делает его интересней, доступней, привлекательней для окружающих. Пока эти две составляющие единой стерео картины будут сами по себе - будут русские кельты. Правда они такие же плохие кельты как и никудышные русские. А спорить в какой форме возрождается традиция и какая фамилия была у автора народной песни думаю смысла нет-главное что возрождается, да и плохая песня народной не станет(неоязычники разговор особый-с компетентными органами).Государственный центр русского фольклора настоящий клад для нас с вами, давайте использовать его возможности и опыт на полную катушку и у нас всё получится!
Кирилл17 июня 2016, 22:02
Наверное, большевики стали Божьим мечом для русского народа. Самому Богу не нужна была такая внешне блестящая и внешне благочестивая православная Россия. Читаешь иногда рассказы свидетелей о последних десятилетиях дореволюционной жизни, и холодом веет от них. Вроде такие грандиозные успехи Российской Империи, а притом - столько тихого человеческого горя от своих, столько холодного угнетения одних другими. В первые десятилетия советской власти стало многократно тяжелее, а довершила всё Великая Отечественная война, но теперь тяжело стало уже всем, и это сблизило людей. На этом "заряде" той эпохи мы живём до сих пор, и не должны потерять выстраданное в 20-ом веке. Хорошо, что сейчас в нашем обществе (не исключая и молодёжь) на место поганых героев времён 90-х возвращается культ деда, победившего в Великой Отечественной войне.

... Когда-то очень давно Византийская Империя прошла длительный период поругания святыни и ломки старой культуры - иконоборчество. После этого начался масштабный расцвет уже зрелой Византии во всех сферах. Именно в этот период Византия очаровывала и пленяла своей великолепной христианской культурой, именно тогда мощь её расцветшей культуры просветила наших предков. Быть может, на наших глазах сейчас начинается зарождение совершенно новой, зрелой России.
Михаил Волынкин17 июня 2016, 17:59

Макс16 июня 2016, 14:00
Советская власть боролась не с ярмарками! Большевики пытались вытащить народ на новый уровень. Не секрет, что в городах жизнь другая, и что в городах нет тех диких обычаев, которые до сих пор практикуются в сельской местности. Как этого можно не понимать? Вы преподносите всё так, будто большевики не подняли Россию от плуга до космоса, а боролись с балалайками.


Какие еще дикие обычаи? Где вы здесь увидели дикие обычаи? Зачем нужно было уничтожать и бороться с православием и русской культурой? Уничтожать храмы, убивать людей? Что бы вытянуть крестьян на новый уровень? По истине дьвольский метод. Большевики были антирусскими и антихристианскими, создали в стране тоталитарный режим и подогнали людей под себя и свое лживое учение. И стоило отпустить вожжи как этот режим рухнул. Что многое говорит об этом режиме. Господи я поражаюсь что до сих пор находятся люди которые их опрадывают их деяния. Но! Таких уже гораздо меньше и то хорошо.
Зоя16 июня 2016, 22:45
Не знаю, мне кажется, что произошедший с революцией и четко спланированный, организованный отрыв людей от религии, традиций, корней, имеет под собой гораздо более глубокий смысл, духовную подоплеку.. Зачем-то ведь это было сделано, кто-то ведь это все сознательно организовал в нужное время?И кто-то сознательно затем в один момент все разрушил (тот же СССР)..Идеология большевизма, коммунизма, показала себя, мы увидели человека, каков он без бога, без своих корней, что он стоит, на что способен, как высоко подняться, а на что, увы - нет..Что мы должны понять из пройденного длиной в 70 лет урока?Какие выводы сделать? И куда дальше идти? -Мне кажется, подобные беседы и статьи и нужно вести именно в подобном направлении.. Тогда смысл происходящего и произошедшего будет проясняться, раскрываться, будет становиться понятным, к чему и как должно относиться, куда дальше следует идти..
olga16 июня 2016, 21:28
Александру.16июня2016.16.00. Жизненный опыт мне подсказывает, что если не полоть огород ,то на нём ничего не вырастит, кроме сорняка. Это на счёт обработки. В каждом народе рождаются музыкально одарённые люди, которые с помощью подручных средств осуществляли " аранжировку " той или иной песни или мелодии. Используя при этом чаще всего устную передачу, из уст в уста. Мелодия и слова перетекая от поколения к поколению, конечно же трансформировалась видоизменяясь с течением времени. Одну и ту же песню , в соседних сёлах, пели по разному. А уж если и вовсе погрузиться в глубь веков, то мы с вами бы и не поняли, о чём говорят наши предки ,на нашем с вами русском языке. С чего вы взяли, что советские песни это "обработанные народные песни". Устойчивое заблуждение. Советские песни это самостоятельные музыкальные произведения с авторским текстом. Талантливо написанные по заказу советского правительства и при его строгом надзоре (цензуре). Самые известные из них и впоследствии ставшие любимыми всем народом, это песни написанные военными капельмейстерами еврейского происхождения, подданными Российской Империи. Назову только некоторые из них, за экономией времени. Яков Богорад самый маститый из них( это отдельная тема),Марк Кюсс (Амурские волны), Евгений Дрейзин (Берёзка),Юлий Хайт(Авиамарш), братья Покрасс (Москва майская., На границе тучи ходят хмуро., Мы красные кавалеристы.) И прочие, прочие, прочие. Более того, все известные русские народные песни поются в современных аранжировках, за малым исключением. Военные марши во время Гражданской войны, на одну и ту же мелодию пели белые и красные меняя ,буквально, только некоторые слова. Моя бабушка знала сотню песен, которые пели до революции, хотя во многих из них было, более десяти куплетов. И это, не считая припевов!!! То, есть песни складывались веками, пелись неторопливо ,обычно за рукоделием, вдумчиво, с размышлением. Полностью растворяясь в тех напевах, которые пела им земля на которой жил наш народ. Русская песня, иссякла по причине идеологически агрессивного настроя общества, которое планомерно культивировалось. Со временем, окончательно вытеснив русскую народную песню из сознания народа, ему предложили низкопробную продукцию шоу-бизнеса, которую по всей вероятности, очень скоро назовут и русской и народной. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА СПАСИ НАС!
Александр16 июня 2016, 16:36
olga
"Скажу прямо, если не обрабатывать народную песню, она иссякнет". Заблуждение! Никто не обрабатывал народную песню - веками, и она не иссякала. Стали обрабатывать - и остались лишь произведения советских поэтов-песенников...
olga16 июня 2016, 15:38
Кирилл, Вы ошибаетесь. Еврейский народ не призван был "оценивать" Закон Божий, но исполнять его. Вавилонский плен постиг народ Божий за беззакония, которые они творили перед лицом Бога. Уже тогда, когда многих умертвили, а остальных гнали, как скот в плен они понимали, что это гнев Божий. Вы совершенно правильно отметили, что в плену за семьдесят лет произошла "ломка...", но правильней называть это явление - покаянием. И нужно заметить покаяние трёх(!!!) поколений. И только после этого они смогли вернуться, но не все. За что-же постигло их такое вразумление? Это посещение Господнее было попущено за то ,что они ходили " вслед богов чужих", то есть покланялись бесам, а так-же блудили, воровали, пьянствовали и прочее. То есть подошли максимально близко к точке невозврата. То есть, мало чем стали отличаться от народов, которые жили в страшном нечестии рядом с ними. Но это, не имеет никакого отношения к самобытной культуре еврейского народа. Песни традиций, колыбельные, обрядовые песни - при рождении, выдаче замуж, погребальные и т.д. Всё это было глубоко пропитано самосознанием еврейского народа, его взлётами и его падениями. А теперь мысленно замените слово "еврейский", в тексте, на слово русский. И Вы ещё раз убедитесь, в действенном существовании Промысла Божия управляющего миром. Что касается Вашей "ботвы". Это не "традиционная культура отдала все соки в культуру высокого уровня", а феномен Великой русской культуры смог ,вообще, зародится, окрепнуть, вырасти и войти по праву в уникальное всемирное наследие, благодаря самобытности русского народа. Это из его, вымоленной веками силы, черпали вдохновение все наши мыслители, поэты, писатели, богословы, композиторы, актёры, режиссёры. Это от неё, от нашей культуры они слышали, этот вековой плач по Небу. Это в глубоких недрах сознания нашего народа, сплёлся навечно терновый венец Спасителя. Это в его сердце, бьётся Источник воды Живой ,который зачастую завален эмпирическими грудами мусора. Это единственный народ на Земле, который исповедовал Святое Евангелие всей своей жизнью. И печать святого исповедничества запечатлённо хранится в пластах народной культуры. И она уже много что сказала, говорит и ещё скажет. В противном случае сначала мы забудем свои традиции, затем язык, а потом ,что мы русские. А если учесть ,что слово русский синоним слова православный , подумайте, к чему мы придём. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Лариса Воронина16 июня 2016, 14:32
То есть, братья Вайнеры, Ильф и Петров, Маяковский, Шолохов, Рыбаков, Фадеев, Семёнов, Василенко, Олеша, Булычов, Гайдар, Катаев и десятки, десятки имён – это всё «вавилонский плен»? Ну, ну… Освободились мы от плена, где же достойные писатели?
Макс16 июня 2016, 14:11
Советская власть боролась не с ярмарками! Большевики пытались вытащить народ на новый уровень. Не секрет, что в городах жизнь другая, и что в городах нет тех диких обычаев, которые до сих пор практикуются в сельской местности. Как этого можно не понимать? Вы преподносите всё так, будто большевики не подняли Россию от плуга до космоса, а боролись с балалайками.
Лия16 июня 2016, 13:59
Кирилл 16 июня 2016, 03:00 Не является ли 70-летний советский период в духовном смысле таким же "вавилонским пленом" для нас? / Если бы вы читали советских авторов, то поняли, что не является.
Алексей16 июня 2016, 09:34
К сомневающимся относительно того нужна ли вообще традиционная народная культура и есть ли у нее свое место где-то поблизости от Церкви.
Давайте русскую классическую литературу тоже тогда отвергнем, она ведь тоже не 100% православная.
Алексей16 июня 2016, 09:34
Кто-то из читателей этой статьи может представить ситуацию, когда после причастия на Воскресной литургии вы всем приходом вместе со всем приходом и священником пойдете "хоронить стрелу" и "закликать жаворонков"??
Что должно быть в голове человека и во что он верит, если он сочетает жизнь в Церкви и подобные ритуалы ?
Это глубоко языческое понимание мира, одухотворяющее тварный мир, погружающее человека в постоянный диалог с животными, водой, землей и т.п. Священники, которые годами служили в деревенских храмах, рассказывают, что достучаться до людей через "народное христианство" невероятно сложно.
Кирилл16 июня 2016, 03:31
В последние три века традиционная русская культура отдала свои соки в культуру высокого уровня, в культуру Пушкина и Гоголя, Чайковского и Рахманинова, а позже - Высоцкого, и закономерно увяла как проросший клубень картофеля. Мы запустили Гагарина в космос - есть ли смысл бороться за вещи более низкого уровня? Стоит ли великую Россию опускать до уровня сельской культуры 19-го века, до уровня блинов и борщей? Зачем уподобляться украинским националистам с их вышиванками? Есть ещё один аспект. Если не ошибаюсь, еврейский народ по-настоящему оценил Закон Божий только пройдя 70-летний Вавилонский Плен, а это - отрыв от своей земли, от привычного образа жизни, ломка старых стереотипов. Не является ли 70-летний советский период в духовном смысле таким же "вавилонским пленом" для нас?
olga15 июня 2016, 22:34
Это, действительно, проблема. Народу, в советское время, предложили талантливо написанные советские песни, которые стали по-настоящему народными. Скажу прямо, если не обрабатывать народную песню, она иссякнет. А чтобы этого не произошло, думается, нужно вдумчиво, грамотно творить в жанре народной стилизации. Чтобы это стало достоянием всего общества. Да, могут быть не удачи. Но это не повод, ничего не делать. Русскому человеку, а я подразумеваю под определением русского человека, всех людей населяющих нашу Великую Родину, песня просто необходима. В русском народе ,действительно, песня продолжение молитвы, как и молитва продолжение песни. И всё это, смыкается в определённый круг, который движется от рождения до смерти. Песня, без разъедающих душу страстей, вот ,что нужно старательно и кропотливо возделывать; на поросшей бурьяном плодороднейшей почве души, русского народа.
+ Песня народная тихо звучала.
Словно кормилица в люльке качала.
Родина - мать.
Всеми оставлена. Бут-то, сначала.
Грустно, протяжно и, замолчала.
Слёз не унять. +
Слышится чудное дедов приволье,
Неповторимое духа раздолье.
Теплится Русь.
Долгое, щедрое предков застолье -
На посошок, православные, ой, ли!
В радости грусть. + ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Марина Анатольевна15 июня 2016, 21:07
К теме о том, что фольклорные традиции - "подпорки" якобы чистому православию - слова апостола Павла: "для эллинов я был как эллин, для иудеев как иудей, чтобы приобрести хотя бы не многих"
Руслан15 июня 2016, 17:18
Мне кажется, что кризис народной традиционной культуры в том, что сейчас нет социального заказа с одной стороны, и люди с ней реально не знакомы. Поэтому в ближайшее время все останется как есть сейчас - это будет уделом музейных работников и исследователей. Ну, не будут сейчас люди ходить в лаптях, когда можно обуть удобную обувь, и не будут топить по черному, когда есть газ и центральное отопление. Да это и не нужно. Главное - не форма, а сердцем и душой быть русским православным человеком.
С одной стороны не хватает даже того, что было в советское время, всех этих народных хоров и коллективов, пусть доже штампованных, но народных песен и танцев, не хватает этого массового производства различной посуды в псевдонародном стиле, и многого другого, например почти нет русской деревни. Сейчас везде пропаганда западного образа жизни и мысли, мы живем по чужим лекалам. Вот чего сейчас действительно мало. Как говорится : русский народ, ты забыл, что ты русский.
Но с другой стороны, во многом произошло очищение от наносного и ненужного. Которое, если переусердствовать, может превратиться в неоязычество, что мы и наблюдаем. Жизнь такова, что действительно нужные и массовые народные традиции из народной памяти не выжечь даже каленым железом. Да и каждое время порождает свои традиции. Вот например, "Бессмертный полк". Чем не современная народная традиция? Мы все равно остаемся русскими, покуда ПРАВОСЛАВНЫЕ. Вот наша главная традиция, она цела и сохранна, вот ее нам всем и надо держаться. Остальное- лишь форма, к сожалению ушедшая во многом и уходящая, но что поделать, такова жизнь. Время идет вперед.
Дмитрий15 июня 2016, 14:02
IMHO: я считаю, что народные традиции ,обряды и т.д. сохранились именно вопреки. Вопреки тому о чём всегда говорила Церковь ,просто язычество-суеверия, гадания, заклинания и т.д. и т.п. настолько в крови у народов мира, что христианство не в силах это изжить. Поэтому с относительно не вопиющими казусами -вынуждено мириться. Но там, где люди стремятся быть с Богом-никакая внешняя атрибутика не нужна, кроме той ,которая есть в православных храмах. Почитайте как св. отцы рекомендовали проводить свадьбы, и в какое безобразие иногда превращаются "православные " свадьбы сегодня. И поэтому большинству современных христиан так дороги эти не всегда безобидные и ничего не значащие в духовном плане обряды и т.п. Большинству людей всю жизнь ,до самой смерти нужны костыли и подпорки ,и только немногим достаточно просто быть со Христом. Ещё раз:-это только моё личное мнение.
Елизавета15 июня 2016, 13:19
Ольга, посмотрите работы Е.М. Фраёновой, в т.ч. хрестоматию по Русскому народному муз. творчеству. А ещё Бачинскую https://vk.com/doc73320215_132029676?hash=78d3176d96b9fcd153&dl=5572f660c9bd030d47
Ольга15 июня 2016, 10:16
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, источники в которых можно ознакомиться с нашей русской народной культурой, традициями. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×