В санкт-петербургской гимназии № 166 провели опрос среди учеников 5–9 классов. Считают ли гимназисты себя патриотами? Казалось бы, ответа может быть только два: да и нет. Однако все больше школьников считают себя патриотами отчасти. Что мешает им однозначно ответить «да» или сказать уверенное «нет»? В ходе бесед со школьниками выяснилось, что причина кроется в истолковании слова «патриотизм».
Свирепый патриотизм
Многие ученики путают патриотизм с фанатизмом, считая, что патриот – это тот человек, который любит свою страну и при этом обязательно ненавидит другие страны. Ученики так и отвечали: «Я люблю свою страну. Но так как другие страны я уважаю тоже, то и патриотом могу назвать себя только наполовину». Откуда в детском сознании берется такой искаженный патриотизм? Последние события на Украине, освещаемые различными СМИ, сделали свое дело. Украинские бандеровцы наглядно показали, как незаметно можно подменить одно понятие другим: ненависть к России выдать за любовь к своей стране. На душе становится спокойнее, когда вдруг понимаешь, что вышеназванную категорию школьников отнюдь нельзя считать потерянным поколением. Напротив, эти ребята интуитивно чувствуют, что свое отношение к миру нельзя строить на ненависти, грубости и жестокости, что любовь – это созидающая, а не разрушающая сила. Однако понимание патриотизма у них подкорректировать все-таки надо.
Потребительский патриотизм
Беспокойство вызывают те, кто любил бы Россию, если бы страна была идеальной
Беспокойство вызывают те, кто, по их словам, любили бы Россию в том случае, если бы страна была идеальной, а так как в ней есть недостатки, то и патриоты они только наполовину. Логика этих школьников основывается на потребительском отношении. Их нельзя назвать патриотами даже отчасти, так как они нацелены только брать, ничего не отдавая взамен. Благоприятным обстоятельством для выращивания юных потребителей стал и тот факт, что вот уже как целое десятилетие в наших школах отсутствует в учебной программе трудовое воспитание. Уроки труда благополучно заменили на экономику, информатику. Трудиться стало чем-то стыдным, непрестижным. Бросить фантик в коридоре школы (есть уборщица – подметет, за это ей деньги платят) стало нормой. Убрать мусор (тем более если этот мусор чужой) придет в голову не каждому.
Безответственный патриотизм
Некоторые ученики боятся назвать себя стопроцентными патриотами, так как не считают себя достойными этого звания. По их мнению, патриотом может быть только тот, кто не просто себя таковым считает, но кто совершает поступки на благо Родины. На первый взгляд, подобные высказывания достойны похвалы. Однако что же мешает этим ребятам творить благие дела? Оказывается, говоря о поступках, дети имеют в виду поступки глобальные, в масштабах всей страны. А так как «я еще маленький», чтобы геройствовать, то и не судите строго. Школьники осторожничают, так как не желают брать на себя ответственность. Если же уверенно признать себя патриотом, то это может означать, что каждый день, каждую минуту придется соответствовать этому званию. Помогать, а не малодушничать. Проявлять милосердие, а не злиться. Одним словом, не позволять душе лениться. Быть патриотом наполовину – удобней и легче.
Патриотизм спит
Логика такова: есть война – есть патриотизм. Но в войну любовь к Родине не появляется, а просто проявляется
Многие школьники считают себя не патриотами, а только гражданами своей страны. Ученики с подобным мышлением имеют знания о патриотизме. Но почему-то не чувствуют его в себе. Чувство патриотизма, по их мнению, приходит с возрастом. Его нужно воспитывать. А как же дети, которые во время Великой Отечественной войны сражались наравне со взрослыми?
«Война заставляет детей повзрослеть раньше, – исправляются ученики. – Война – это особые условия. Когда над головой мирное небо, патриотизм спит». Нередко и детям, и взрослым кажется, что, окажись они в каких-то особых условиях, у них сразу же появится то, чего до этого у них не было. Есть война – есть патриотизм. Нет войны – нет патриотизма. Но не задумываются они о том, что в этих исключительных условия ничего не появляется, а просто проявляется.
Вернемся к статистике. 53% подростков считают себя патриотами. Остальные на вопрос: «Считаешь ли ты себя патриотом?» – ответили или «нет», или «50/50».
Наверное, кому-то это надо, кому-то нравится плевать в колодец, мне - нет. И то, что дети на фоне ПОСТОЯННОЙ критики СВОЕЙ страны растут уже не патриотами - нам ещё ох как аукнется, если не остановим эту вакханалию. Это моё мнение, основанное, увы, не только на собственном наблюдении происходящего. Естественно, с ним можно не соглашаться, но я не одинока, вот почему и позволяю себе высказываться... Простите!
И что же вы предлагаете, не публиковать на сайте комментарии, которые вам кажутся непатриотическими?И к чему мы придем?
Да, между прочим, сыновья Сталина, Хрущёва и др. воевали наравне со всеми, а будут ли воевать сейчас сыны наших православных олигархов, высокопоставленных чиновников, гонщики на гелендвагенах? Большой вопрос! Мягко говоря. Статья хорошая, выводы печальные.
А по поводу патриотизма сталинских времен напомню, что в 1937 была проведена перепись населения, где более 50% назвали себя верующими людьми (и данные были, есс-но, засекречены), и вот то поколение и выиграло войну. То поколение плюс их дети, за которых у верующих была живая молитва и которые и имели тот стержень, что дал им не СССР, а именно поруганное православие.
А данные по переписи сейчас свободно можно найти.
Именно "тот патриотизм" показал свою силу, потому что благодаря "тому патриотизму" народ СССР победил в войне. А с "этим патриотизмом" большинство в России мечтает поскорее свалить за бугор. "Этот патриотизм" -- "любить Родину, но ненавидеть государство" -- подталкивает к замене этого самого государства на какое-нибудь "более продвинутое" , желательно англоязычное. И всё "с любовью к родным берёзкам" .
У меня дети 11 и 13 лет. То понятие о патриотизме, что прививается им в школе, меня смущает. И еще оно очень похоже на тот патриотизм, что прививали мне еще в школе во времена СССР. Мне видится какая-то неправда в этом.
Могу ли я себя и своих детей назвать патриотами? В определении В.Даля - да.
Мы же любим своих родителей, детей с их достоинствами и недостатками. Сердце болит за них. И за Россию болит. Иногда радуется, иногда - тревожится. Как-то так.