Народный артист Юрий Соломин отметил свое 70-летие

Москва, 21 июня 2005 г.

""18 июня свое 70-летие отметил Юрий Мефодьевич Соломин – замечательный русский актер, народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра, профессор Щепкинского училища. Юрий Мефодьевич, помимо многих других наград, удостоен церковного ордена святого князя Даниила Московского, является членом Общественного Совета по изданию «Православной энциклопедии», сообщает Седмица.ru. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра и желает одному из самых любимых нашим народом актеров многих и благих лет жизни и новых творческих высот.

Над столом в кабинете Юрия Мефодьевича висит изображение святого великомученика Георгия Победоносца. Юрий — славянская форма имени Георгий.

Юрий Мефодьевич родился в Чите. Здесь и встретил войну. В Читу эвакуировали очень много заводов и военных предприятий, и все большие здания отдали под госпитали. Школа № 5, в которой он учился, тоже стала госпиталем. Однажды учительница Наталья Павловна Большакова спросила своих первоклашек: «Кто хочет выступить в госпитале?» Все закричали: «Я! Я!» И Юрий вместе с ребятами тоже стал тянуть руку.

Что помнит Юрий Мефодьевич про свое первое выступление? Стоит в центре госпитальной палаты. Поет, танцует или читает стихи – сейчас не может сказать. Помнит только, что один из раненых дал ему кусочек сахара. Мальчик как сжал гостинец в руке, так весь день с ним и проходил. А пришёл домой, ладошку разжал... Сахар в ней – какой-то мокрый, раскисший. И все же в этот день они дома пили чай с сахаром, а Юрий ещё и вылизывал свою сладкую ладошку! Это, по словам Соломина, был самый счастливый и радостный день его военного детства.

Пятнадцатилетним подростком Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера» и понял: будет только артистом, и только Малого театра. В 1953 году восемнадцатилетний Соломин из далекой Читы приехал в Москву и поступил в Щепкинское училище. Он стал студентом мастерской одного из лучших педагогов училища – Веры Николаевны Пашенной. Совету своего великого учителя – «Нужно играть так, как будто ты играешь в первый и последний раз!» – Юрий Мефодьевич следует всю свою жизнь.

Вера Николаевна Пашенная дала Соломину путевку в кинематограф, порекомендовав молодого артиста кинорежиссеру Исидору Анненскому. В его фильме «Бессонная ночь» и состоялся кинематографический дебют Юрия Соломина (причем сразу в главной роли!).

Мальчишкой он очень эмоционально воспринимал тогдашнюю жизнь, мечтал подражать военным, с удовольствием смотрел фильмы о них. Так, наверное, в маленького человека и закладывался патриотизм. Вполне возможно, что с детства отложившиеся в памяти образы солдат, героев-фронтовиков и помогли ему создавать образы в кино и театре.

Подсчитал Юрий Мефодьевич как-то, сколько снимался в военных фильмах («Весна на Одере», «Оборона Севастополя», «Море в огне», «Блокада», «Кочующий фронт» и другие) – получилось в общей сложности лет пять! Всё это время он ходил в форме, съёмки шли на военных полигонах, на учениях. Они и под взрывы попадали, а зимой проваливались под лед. Соломин в шутку считает, что отслужил в армии и дослужился до звания генерал-майора: в «Соколове» играл генерала Шаференко.

Но по-настоящему широкую известность Юрию Мефодьевичу принесла в 1970-ые роль капитана Кольцова в многосерийном телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства». Правда, киноленту эту выпустили не сразу: в ЦК посчитали, что Белая гвардия в ней выведена с симпатией. Потом все же показали. После этого жизнь Соломина резко изменилась. Публика сразу отметила и полюбила его умного, интеллигентного и обаятельного героя.

В творческой биографии Соломина были и другие, не менее заметные кинороли. Международное признание артисту принесла роль Арсеньева в фильме «Дерсу Узала». Но главное – эта роль подарила встречу и впоследствии дружбу с великим Акирой Куросава. После «Дерсу Узала» Соломину предлагали остаться за границей. Но он не смог этого сделать, несмотря на огромное желание поработать с западными кинорежиссерами. Ему трудно было пойти на долгую разлуку с Малым театром.

На сцене своего родного Малого театра он прожил многие судьбы великих людей нашего прошлого, привык мыслить масштабами истории. Среди более полусотни ролей в произведениях русской и зарубежной классики – главные в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка», «Веер леди Уиндермиер» и многие другие.

Когда в 1976 году Соломина пробовали на роль царя Федора Иоанновича, зрители постоянно звонили в Малый театр, чтобы узнать, кто же будет новым исполнителем. И успокаивались, услышав ответ остроумного администратора: царя, мол, будет играть «адъютант его превосходительства».

«Что вы делаете? Зачем же так? О Руси надобно подумать!» – говорит Соломин-царь Федор Иоаннович, сидя на троне и наблюдая за борьбой Шуйского и Годунова. Не правда ли, звучит вполне современно?

После его исполнения роли последнего Российского императора («И аз воздам...») – человека с мягким голосом и несуетными манерами, покорного судьбе, но духовно не сломленного, — стало возможным свободно обсуждать проблемы канонизации Николая II, до того чаще поминаемого как «Кровавый». Главное, что Юрий Мефодьевич почувствовал в этом человеке, – его любовь к своим детям. Эта тема доминировала в спектакле, чем он и привлек зрителей.

Но особо любимыми и, возможно, лучшими своими театральными работами Юрий Мефодьевич считает Войницкого в чеховском «Дяде Ване» и роль Сирано в пьесе «Сирано де Бержерак».

В репертуаре театра есть и спектакли, поставленные Соломиным-режиссером – «Лес», «Коварство и любовь», «Таинственный ящик», «Три сестры».

С 1989 года Соломин – первый избранный самим коллективом художественный руководитель Малого театра. По его словам, ему, прежде всего, хочется играть: куда спокойнее было бы выходить на сцену, принимать цветы от зрителей, а не решать после спектакля массу организационных вопросов. Но кто-то должен делать и это, постоянно думать о судьбе Малого театра.

Михаил Иванович Царев, который фактически много лет руководил Малым театром, любил говорить: «Малый театр — большой корабль. Пока мы его развернем направо, все изменится. Пока налево — тоже. Будем идти вперед».

Царев старался не ставить пьесы, которые ему навязывали. Конечно, и при нем в Малом шли «рекомендованные» спектакли, но в то время избежать их не было никакой возможности. Соломин старается следовать завету Царева и вести театр своим курсом, не сворачивая в стороны.

Правда, были годы, когда Юрий Мефодьевич не баловал, увы, своих почитателей новыми ролями. Большую часть времени он отдавал руководству театра, режиссуре, преподавательской деятельности в родном Щепкинском училище, работе в возглавляемой им Ассоциации русских драматических театров. Подступили и болезни.

Сейчас Соломина можно увидеть в спектаклях «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня» и других.

21 июня 2005 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×